Кто такой вольфганг амадей моцарт. Биография Моцарта кратко. Вольфганг Амадей Моцарт. Биография Вольфганга Амадея Моцарта

27 января 1756 года появился на свет Вольфганг Амадей Моцарт. Он родился в прекрасном городе Зальцбург. Талант к музыке у мальчика появился еще будучи маленьким. Тогда отец научил играть на скрипке и органе.

К семнадцати годам он уже объездил достаточно городов Европы и на своем счету имел более 17 произведений.

Музыкальное творчество

С 1775 по 1780 годы Моцарт плодотворно трудится. Его произведения начинают иметь большой спрос.

Женившись на Констанции, он немного поменял звучание своих композиций. Об этом свидетельствует опера «Похищение из Сераля». Она целиком и полностью веет духом романтики.

Часть произведений так и осталась незавершенной, так как тяжкое финансовое положение вынуждало его подрабатывать, а не писать произведения. Он давал приватные выступления в узких аристократических кругах.

В пик свой популярности Моцарт пишет свои знаменитейшие оперы.

Моцарту предлагают возглавить капеллу в Вене в 1789 году, но он отказывается, что в свою очередь усугубляет его финансовый недостаток.

Последние дни

Моцарт в ноябре 1791 году сильно заболевать, да так, что не может встать с постели. Ушел из жизни 5 декабря 1791 года. Точная причина смерти остается загадкой, даже сегодня. Он был похоронен в Австрии – городе Вене.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание

    Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

  • Михалков Сергей
  • Александр Васильевич Колчак

    Александр Васильевич Колчак неординарная личность в истории государства российского. Родился 16 ноября 1874 г. в семье потомственных дворян. Отец, потомственный военный, воспитал в сыне глубокий патриотизм к Отчизне

  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель

    Гегель является ярким представителем немецкой классической философии и принадлежит к школе идеализма, которая видит в основе мироздания духовное начало, сознание, в противовес материализму, который видит источником

  • Бианки Виталий

    Виталий Бианки – знаменитый русский писатель. Он очень любил родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей. Виталий родился в столице царской России – Петербурге.

Был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule ) была опубликована в 1756 году - в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине , скрипке и органе .

Венский период

В конце 1787 года, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка , Моцарт получил должность «императорского и королевского камерного музыканта» с жалованием в 800 флоринов , однако обязанности его сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов, опера - комическая, на сюжет из светской жизни - была заказана Моцарту лишь однажды, и ею стала «Così fan tutte» (1790) .

Историю о том, как в Берлине он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров , Альфред Эйнштейн относит к области фантазии, как и сентиментальную причину отказа - будто бы из уважения к Иосифу II . Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для себя самого.

Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов , которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).

Как утверждает Дж. Райс, с момента прибытия Моцарта в Вену император Иосиф оказывал ему больше покровительства, чем любому другому венскому музыканту, за исключением Сальери . В феврале 1790 года Иосиф умер; с восшествием на престол Леопольда II Моцарт поначалу связывал большие надежды; однако к новому императору музыканты доступа не имели. В мае 1790 года Моцарт писал его сыну, эрцгерцогу Францу : «…Моя любовь к труду и сознание своего умения позволяют мне обратиться к Вам с просьбой о предоставлении мне положения капельмейстера, тем более, что Сальери, хотя и опытнейший капельмейстер, никогда не занимался церковной музыкой…» . Но его надежды не оправдались, Сальери остался на своём посту, а материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов, чтобы артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.

Последний год

Последними операми Моцарта стали «Так поступают все » (1790 год), «Милосердие Тита » (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана за 18 дней, и наконец, «Волшебная флейта » (1791 год). Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита » была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене, в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.

Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке , но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» - «Ave verum corpus » (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный Реквием (KV 626) , над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием » (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены . Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер , ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита ».

Смерть Моцарта

Дата погребения Моцарта вызывает разногласия (6 или 7 декабря). Около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана . Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, остаётся неизвестным. Катафалк отправился на кладбище после шести вечера, то есть уже в темноте. Провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Местом погребения Моцарта было Кладбище Святого Марка .

Похороны Моцарта проходили по третьему разряду. Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. По третьему же разряду общие могилы были рассчитаны на 5-6 человек. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт .

Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием » Антонио Розетти .

Творчество

Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт - один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами .

Особое значение Моцарт придавал опере . Его оперы - целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком , он был величайшим реформатором жанра оперы , но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие - в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро» , «Дон Жуан» и «Волшебная флейта ».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии - № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта .

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда , обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

Моцарт и масонство

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.

Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» («Во имя благотворительности») был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер . В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и Игнац фон Борн . В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга - Леопольд Моцарт (в 1787 году) .

Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе . Как указывает А.Эйнштейн,

«Моцарт был страстным, убеждённым масоном, совсем не таким как Гайдн, который, хотя таковым и числился, с того момента, как его приняли в братство „свободных каменщиков“, ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же не только оставил нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских обрядов и торжеств, - самая мысль о масонстве пронизывает его творчество» .

Преобладают среди «масонских» работ Моцарта вокальные произведения: в ряде случаев это небольшие хоровые песни, в других случаях - это составные части кантат . Музыковеды отмечают характерные признаки этих произведений: «простой, несколько гимнический склад, аккордовость трехголосия, несколько риторический общий характер» .

Среди них такие сочинения, как:

  • «Погребальная масонская музыка» (Maurerische Trauer-musik, c-mol) (К 477)
  • Адажио ор.410 для ансамбля духовых инструментов. Использовалось для сопровождения ритуальных масонских процессий.
  • Адажио ор.411 для 2-х кларнетов и 3-х валторн - для вступления в ложу братьев ложи.
  • Кантата «Sehen, wie dem starren Forschcrauge.», ор.471
  • Адажио и фуга, ор.546
  • Адажио и Рондо для флейты, гобоя, виолончели и челесты, ор.617
  • Маленькая Кантата «Laut Verkiinde unsere freude» ор.623, и другие.

Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера «Волшебная флейта » (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер .

Как полагают журналисты А. Рыбалка и А. Синельников , занимающиеся историей масонства, создание оперы связано с тем, что к моменту поступления Моцарта в масонскую ложу Европа начала переживать общественно-политическую неустойчивость. Обострилась освободительная борьба в Италии и во многих областях Австрийской империи . В этой деморализующей обстановке Моцарт и Шиканедер решили, что их зингшпиль «Волшебная флейта» станет демонстрацией доброжелательности и лояльности масонов к власти . Согласно тем же авторам, в символике оперы угадываются: доброжелательный намек на императрицу Марию-Терезию (образ Царицы ночи), император Иосиф II (Принц Тамино), Игнац фон Борн , известный идеолог австрийских масонов (жрец Зарастро), образ доброго и славного австрийского народа (Папагено и Папагена).

В символике оперы явно прослеживается декларация основных масонских принципов . Триединства, характерные для масонской философии, пронизывают действие во всех направлениях: три феи, три мальчика, три гения и т. д. Действие открывается тем, что три феи убивают змея - олицетворение зла. И в первом и во втором актах оперы есть явные переклички с масонскими символами обозначающими: жизнь и смерть, мысль и действие. В развитие оперного сюжета вплетены массовые сцены, буквально демонстрирующие масонские ритуалы .

Центральным образом оперы является жрец Зарастро, в чьих философских декларациях присутствуют важнейшие масонские триады: Сила, Знание, Мудрость, Любовь, Радость, Природа. Как пишет Т. Н. Ливанова,

«…победа мудрого Зарастро над миром Царицы ночи имеет морально-поучительное, аллегорическое значение. Моцарт даже приблизил эпизоды, связанные с его образом, к музыкальному стилю своих масонских песен и хоров. Но видеть во всей фантастике „Волшебной флейты“ прежде всего масонскую проповедь - значит не понимать многообразия моцартовского искусства, его непосредственной искренности, его остроумия, чуждого всякой дидактике» .

В музыкальном плане, как отмечает Т. Н. Ливанова, «в дуэте и хорах жрецов из первого акта заметно большое сходство с простым и довольно строгим гимнически-бытовым характером масонских песен Моцарта, их типичным диатонизмом, аккордовым многоголосием» .

Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность ми бемоль мажор , имеющая в ключе три бемоля и характеризующая добродетель, благородство и покой. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке. Кроме того, в увертюре настойчиво повторяются три аккорда, что снова напоминает о масонской символике.

Существуют также иные точки зрения на взаимоотношения Моцарта и масонства. В 1861 году была опубликована книга немецкого поэта Г. Ф. Даумера, сторонника теории масонского заговора, который полагал, что изображение масонов в «Волшебной флейте» является карикатурой .

Произведения

Оперы

  • «Долг первой заповеди » (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes) , 1767. Театральная оратория
  • «Аполлон и Гиацинт » (Apollo et Hyacinthus) , 1767 - ученическая музыкальная драма на латинский текст
  • «Бастьен и Бастьенна » (Bastien und Bastienne) , 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо - «Деревенский колдун»
  • «Притворная простушка » (La finta semplice) , 1768 - упражнение в жанре опера-буффа на либретто Гольдони
  • «Митридат, царь Понтийский » (Mitridate, re di Ponto) , 1770 - в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
  • «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba) , 1771. Опера-серенада (пастораль)
  • Betulia Liberata , 1771 - оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
  • «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione) , 1772. Опера-серенада (пастораль)
  • «Луций Сулла » (Lucio Silla) , 1772. Опера-сериа
  • «Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten) , 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
  • «Мнимая садовница » (La finta giardiniera) , 1774-5 - снова возвращение к традициям оперы-буфф
  • «Царь-пастух » (Il Re Pastore) , 1775. Опера-серенада (пастораль)
  • «Заида » (Zaide) , 1779 (реконструирована Х.Черновин , )
  • «Идоменей, царь Критский » (Idomeneo) , 1781
  • «Похищение из сераля » (Die Entführung aus dem Serail) , 1782. Зингшпиль
  • «Каирский гусь» (L’oca del Cairo) , 1783
  • «Обманутый супруг » (Lo sposo deluso)
  • «Директор театра » (Der Schauspieldirektor) , 1786. Музыкальная комедия
  • «Свадьба Фигаро » (Le nozze di Figaro) , 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
  • «Дон Жуан » (Don Giovanni) , 1787
  • «Так поступают все » (Così fan tutte) , 1789
  • «Милосердие Тита » (La clemenza di Tito) , 1791
  • «Волшебная флейта » (Die Zauberflöte) , 1791. Зингшпиль

Другие произведения

  • 27 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 концертов для скрипки с оркестром
  • Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
  • Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
  • 2 концерта для флейты с оркестром (1778)
    • № 1 Соль мажор K. 313 (1778)
    • № 2 Ре мажор K. 314
  • 4 концерта для валторны с оркестром:
    • № 1 Ре мажор K. 412 (1791)
    • № 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783)
    • № 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787)
    • № 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786)
  • 10 серенад для струнного оркестра, в том числе:
  • 7 дивертисментов для оркестра
  • Различные ансамбли духовых инструментов
  • Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты
  • 19 сонат для фортепиано
  • 15 циклов вариаций для фортепиано
  • Рондо, фантазии, пьесы
  • Более 50 арий
  • Ансамбли, хоры, песни

Каноны

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Симфония №40, I ч. Molto allegro
  • Симфония №40, II ч. Andante (инф.) (информация о файле)
  • Свадьба Фигаро (инф.) (информация о файле)
  • Vesperae de Dominica (инф.) (информация о файле)
  • Оркестровая музыка

    K191
    Fagota koncerts si bemola mažorā, 1. temps, Allegro
    K191
    Fagota koncerts si bemola mažorā, 2. temps, Andante ma adagio
    K191
    Fagota koncerts si bemola mažorā, 3. temps
    Vijoļkoncerts Nr. 5 - 1. Allegro Aperto - Adagio - Alegro Aperto
    Aranžēts vijolēm un klavierēm. Izpilda Bens Goldšteins, vijole, un Bendiks Eide, klavieres
    Concerto for Harp, Flute and Orchestra - 1. Allegro
    Concerto for Harp, Flute and Orchestra - 2. Andantino
    Performed by the Sinfonia da Camera of the University of Illinois with Alexander Murray, flute and Ann Yeung, harp
    Concerto for Harp, Flute and Orchestra - 3. Rondeau Allegro
    Performed by the Sinfonia da Camera of the University of Illinois with Alexander Murray, flute and Ann Yeung, harp
    Flute Concerto in G major, K. 313 - I. Allegro Maestoso
    Musopen
    K550
    Mozart"s 40th Symphony, 1st movement
    K550
    Mozart"s 40th Symphony, 2nd movement
    K550
    Mozart"s 40th Symphony, 3rd movement
    40. simfonija
    Mocarta 40. simfonija, 4. temps
    K527
    Overture to Don Giovanni
    Figaro kāzas
    "Figaro kāzu" uvertīra
    The Marriage of Figaro - No. 11 Cavatina "Porgi, Amor"
    Performed by the Skidmore College Orchestra. Courtesy of Musopen
    K314
    Concerto in D for Flute
    K364, 1st movement
    Sinfonia Concertante for Violin, Viola and Orchestra
    K622
    Clarinet Concerto in A major, 1st movement
    K622
    Clarinet Concerto in A major, 2nd movement
    K622
    Clarinet Concerto in A major, 3rd movement

    Vokālā mūzika

    K321, 1st movement
    Vesperae de dominica - dixit dominus
    K321, 2nd movement
    Vesperae de dominica - confitebor
    K321, 3rd movement
    Vesperae de dominica - beatus vir
    K321, 4th movement
    Vesperae de dominica - laudate pueri
    K321, 5th movement
    Vesperae de dominica - laudate dominum
    K321, 6th movement
    Vesperae de dominica - magnificat
    Vesperae Solemmes de Confessore - Laudate Dominum
    Performed by the Advent Chamber Orchestra with the Advent Choir directed by Gabriel Pavel and soprano Cristina Piccardi
    Così fan tutte act II - No. 19 aria - una donna a quindici anni
    Performed by the Skidmore College Orchestra. Courtesy of Musopen
    L"Amero Saro Costante
    noicon
    from Il Re Pastore

    Klaviermūzika

    Piano Sonata No. 8 in A minor, K310 - Allegro maestoso
    Piano Sonata No. 8 in A minor -Andante cantabile con espressione
    performed by Randolph Hokanson
    Piano Sonata No. 8 in A minor- Presto
    performed by Randolph Hokanson
    Rondo Alla Turca from K331
    Piano Sonata No. 11 in A major, 3rd movement
    Sonata K.333 in B flat major - I. Allegro
    Musopen
    Sonata K.333 in B flat major - II. Andante Cantabile
    Performed by Brendan Kinsella. Courtesy of Musopen
    Sonata K.333 in B flat major - III. Allegretto Grazioso
    Performed by Brendan Kinsella. Courtesy of Musopen
    K378/K317d
    Piano/Violin Sonata in B Flat (arranged for flute)
    Rondo No. 3 in A minor, K.511
    Performed by David H. porter. Courtesy of Musopen
    PianoSonata K.545 in C major - 1. Allegro
    noicon
    Performed by Robin Alciatore. Courtesy of Musopen
    K545
    Piano Sonata in C major, 1st movement
    K545
    Piano Sonata in C major, 2nd movement
    K545
    Piano Sonata in C major, 3rd movement

    Kamermūzika

    Eine kleine Nachtmusik - 1. Allegro
    Performed by the Advent Chamber Orchestra
    K525
    Eine kleine Nachtmusik , 4th movement
    Clarinet Quintet, K.581 - 1. Allegro
    Clarinet Quintet, K.581 - 2. Larghetto
    Performed by William McColl with the Philadelphia String Quartet
    Clarinet Quintet, K.581 - 3. Menuetto
    Performed by William McColl with the Philadelphia String Quartet
    Clarinet Quintet, K.581 - 4. Allegretto con variazioni
    Performed by William McColl with the Philadelphia String Quartet
    Quintet for Piano and Winds - 1. Largo - Allegro Moderato
    Quintet for Piano and Winds - 2. Larghetto
    Performed by Neal O"Doan with the Soni Ventorum Wind Quintet
    Quintet for Piano and Winds - 3. Allegretto
    Performed by Neal O"Doan with the Soni Ventorum Wind Quintet
  • Помощь по воспроизведению

Память

Произведения о Моцарте

Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно - ниже приведены наиболее известные из них:

Драмы. Пьесы. Книги.

  • «Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» - , А. С. Пушкин , драма
  • «Моцарт на пути в Прагу». - Эдуард Мёрике , повесть
  • «Амадей». - Питер Шеффер , пьеса.
  • Высоко оцененную книгу о композиторе написал Г. В. Чичерин
  • «Несколько встреч с покойным господином Моцартом». - , Э. Радзинский , историческое эссе.
  • «Убийство Моцарта». - Вейс, Дэвид, роман
  • «Возвышенное и земное». - Вейс, Дэвид, роман
  • «Старый повар». - К. Г. Паустовский
  • «Моцарт: социология одного гения» - , Норберт Элиас, социологическое исследование о жизни и творчестве Моцарта в условиях современного ему общества. Оригинальное название: «Mozart. Zur Sociologie eines Genies»

Фильмы, мюзиклы

Год Страна Название Режиссёр Моцарт Комментарий
СССР Моцарт и Сальери Гориккер Владимир Смоктуновский Иннокентий Телепостановка оперы Николая Римского-Корсакова на сюжет «Маленьких трагедий» Пушкина «Моцарт и Сальери ». Вокал - Сергей Лемешев
СССР Маленькие трагедии Даусон Антонин и Пчёлкин Леонид Смоктуновский Иннокентий Телевизионный фильм по спектаклю ленинградского Государственного ордена Трудового Красного знамени Академического театра драмы имени А. С. Пушкина (постановка Леонида Вивьена)
СССР Маленькие трагедии . Моцарт и Сальери Швейцер Михаил Золотухин Валерий Художественный трёхсерийный фильм по одноимённому поэтическо-драматическому циклу А. С. Пушкина
США Амадей / Amadeus Форман Милош Халс Том Художественный фильм по мотивам одноимённой пьесы 1979 года Питера Шеффера , написанной под впечатлением от трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери » и одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова . Фильм получил 8 премий «Оскар »
Австрия Вольфганг А. Моцарт / Wolfgang A. Mozart Херц Юрай
Франция Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу / La musique de l’amour: Chouchou Джонс Джеймс Селлан Исаев Дмитрий Роль маленького Моцарта, играющего на скрипке, во французском фильме стала певой ролью в кино российского актёра Дмитрия Исаева
Россия Сибирский цирюльник Михалков Никита в фильме отсутствует Воспитанник американского летнего военного тренировочного лагеря, сын главного героя фильма Андрея Толстого на протяжении всего фильма доказывает своему наставнику, сержанту О’Лири по кличке «Бешеный Пес», что Моцарт - великий композитор
Австрия Mozart! Гасой-Ромдал Ингве Мюзикл Сильвестр Левай, либретто -Михаэль Кунце
Канада Очарованные Моцартом / Mozartballs Вальнер Томас и Вайнштейн Ларри Документальный фильм ZDF , ARTE
Россия Моцарт Баскова Светлана
Россия Маленькие трагедии Евтеева Ирина Барабаш Алексей Фильм-фантазия на темы произведений Александра Пушкина
Франция Моцарт. Рок-опера / Mozart L’Opera Rock Аттья Дов и Коэн Альбер Локонте Микеланджело Мюзикл, посвященный истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Музыка Жан-Пьер Пило и Оливье Шультез, слова Дов Аттья и Франсуа Шоке, либретто Жан-Пьер Пило, Оливьер Шультез и Вильям Руссо
Ad Libitum Известный искусствовед Михаил Казиник о Моцарте
Германия , Австрия Маленький Моцарт / Little Amadeus Детский мультсериал, основанный на биографии Моцарта

В астрономии

Примечания

  1. All about Oscar

– гениальный австрийский оперный композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, органист, обладавший феноменальным музыкальным слухом и способностью к импровизации. Признан одним из величайших композиторов.

Родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург (нынешняя территория Австрии) в музыкальной семье. Отец Моцарта, Леопольд, работал музыкальным педагогом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Он же и обучал маленького Моцарта основам игры на , скрипке и органе. Уже в три года Моцарт подбирал терции на клавесине, а в возрасте пяти лет сочинял несложные менуэты.

В 1762 году юный композитор с семьёй переезжает в Вену, а затем в Мюнхен, где даёт концерты вместе со своей сестрой. Далее всё семейство путешествует по городам Германии, Голландии, Швейцарии, заезжает в Париж и Лондон, где их встречает восторг и удивление слушателей, пораженных красотой и поэтичностью музыки.

Еще в 17 лет у Моцарта насчитывалось 4 оперы, 13 симфоний, 24 сонаты

В 1763 году (в возрасте 7 лет) в Париже изданы первые сонаты Вольфганга для клавесина и скрипки. В 1770 году Моцарт отправляется в Италию, где знакомится с популярным на то время итальянским композитором Йозефом Мысливечеком. В этом же году в Милане ставится первая опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский», которая была принята публикой с большим успехом. Уже через год, с таким же успехом, выходит в свет вторая опера – «Луций Сулла». Еще в семнадцатилетнем возрасте у него насчитывалось 4 оперы, 13 симфоний, 24 сонаты, а также огромное количество мелких композиций.

В одном из своих путешествий юный композитор первый раз в жизни влюбляется по-настоящему в 16-летнюю Алоизию Уэбер и проводит с ней большое количество времени. Но вскоре об этих встречах узнаёт отец Моцарта и приказывает сыну немедленно вернуться домой, так как социальное положение семьи Уэбер ниже Моцартов.

Супруга Моцарта Констанца

Вернувшись в Зальцбург в 1779 году, Моцарт получает должность придворного органиста. Но уже в 1781 году он окончательно переезжает в Вену, где в возрасте 26 лет женится на Констанце Вебер.

Здесь, в Вене, он приобретает широкую известность. Однако с оперой у него не складывается, и лишь в 1786 году была поставлена «Свадьба Фигаро». Но после некоторых представлений она была снята и не ставилась длительное время. Зато в Праге опера получает большой успех, благодаря которому композитор получает новые заказы из Праги.

И уже в 1787 году выходит опера «Дон Жуан». В том же году Моцарт получает должность «императорского и королевского камерного музыканта». Жалование композитора состоит из 800 флоринов, но это не может полностью обеспечить Моцарта, и у него накапливаются долги. Пытаясь как-то исправить финансовое положение, Моцарт набирает учеников, но этого оказывается недостаточно, чтобы расплатиться с долгами. Долгое время композитор пользуется покровительством императора Йосифа, но в 1790 году тот умирает, и на престол восходит Леопольд II, который оказывается безразличным к музыке Моцарта. Материальное положение композитора становится таким безвыходным, что он вынужден выехать из Вены, дабы избежать преследования кредиторов.

В 1790 – 1791 годах издаются последние оперы Моцарта: «Так поступают все», «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

20 ноября, почувствовав сильную слабость, Моцарт слёг, а уже 5 декабря тридцатишестилетнего музыкального гения не стало.

Причина его смерти является спорной, большинство исследователей считают, что умер он от ревматической лихорадки. Однако есть легенды об отравлении Моцарта композитором Сальери. Местом погребения великого композитора стала могила для бедняков в пригороде Вены, на кладбище Святого Марка. Его предполагаемые останки были затем перенесены на венское Центральное кладбище Zentralfriedhof.

Знаменитые произведения:

Оперы:

  • «Долг первой заповеди», 1767 – театральная оратория
  • «Аполлон и Гиацинт», 1767 – ученическая музыкальная драма
  • «Бастьен и Бастьенна», 1768
  • «Притворная простушка», 1768
  • «Митридат, царь Понтийский», 1770 – в традициях итальянской оперы
  • «Асканий в Альбе»,1771 – опера-серенада
  • «Луций Сулла», 1772 – опера-сериа
  • «Мнимая садовница», 1774
  • «Свадьба Фигаро», 1786

Другие произведения

  • 17 месс, среди которых:
  • «Большая месса», 1782
  • «Реквием», 1791
  • 41 симфония, в том числе:
  • «Парижская», 1778
  • 27 концертов для фортепиано с оркестром.

Портрет 1819 года
Барбара Крафт

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года. Родиной Амадея Моцарта считается город Зальцбург, а все семейство Моцартов относилось к роду музыкантов. Полное имя - Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт.
В жизни Амадея талант к творчеству музыканта был обнаружен в глубоком детском возрасте. Родной отец Моцарта старался обучить его игре на различных музыкальных инструментах, в том числе и органе.
В 1762 году все член семьи Амадея Моцарта мигрируют в Мюнхен. Там, будучи в Вене играются масштабные концерты семейства Моцарта, а именно родной сестры Моцарта - Анны Марии. После ряда концертов семья путешествует дальше, посещая такие города, в которых музыкальные произведения Моцарта впечатляют слушателей своим непревзойденным мастерством.
Дебютным изданием произведений Вольфганга Моцарта считается Парижская публикация.
В последующий период жизни, а именно 70-74 годы, Моцарт на постоянной основе живет, творит и работает в Италии. Именно эта страна стала для Моцарта судьбоносной - там он в самый первый раз ставит свои симфонии, которые пользуются ошеломительным успехом среди высокой публики.
Стоит отметить то, что уже в возрасту 17-ти лет, разнообразный репертуар музыканта содержал в себе как минимум 40 масштабных произведений.
В период 75-80 гг. 18 столетия, усердная и непрерывная творческая деятельность Амадея пополняет тома его произведений еще дополнительными вариациями знаменитых композиций. После того, как Моцарт занимает должность придворного органиста, что произошло в 79 году, произведения Моцарта, особенно оперы, а так же симфонии, начинают включать в себя все более новые и профессиональные приемы.
Значительно на творческую деятельность Амадея Моцарта повлияла его личная жизнь, а именно то, что его женой стала Констанция Вебер. Романтические отношения тех времен нашли свое отражение в опере "Похищение из Сераля".
Некоторые произведения великого композитора так и остались недописанными. Этому имеет место быть только по причине трудного материального положения семьи, из-за которого Моцарт в большей мере был вынужден посвящать все свободное время мелким подработкам, чтобы хоть как то выживать.
Следующие года творческой деятельности Моцарта поражают плодотворностью в тандеме с мастерством. Произведения Амадея Вольфганга Моцарта ставятся в больших городах, его концерты просто не прекращаются.
В 89 году, Амадей Вольфганг Моцарт получает очень интересное предложение - стать во главе Берлинской придворной капеллы. Но, по неизвестным причинам Моцарт не принимает этого предложения, чем еще сильнее усугубляет финансовое положение, вводя самого себя не только в бедность, но и в нужду.
Однако, имея сильный и волевой характер, Амадей Моцарт не сдается и продолжает творить и небезуспешно. Оперы того времени Моцарту даются без особого труда и достаточно быстро, но, несмотря на это качественно, профессионально и выразительно.
К сожалению, с конца октября 1791 года, великий творец музыки Амадей Моцарт стал очень болезненным, и как последствие, вовсе перестал вставать с кровати. Через месяц, 5-го декабря 1791 года, великий музыкант скончался от лихорадки. Похоронен он в Вене, на кладбище "Святого Марка".

Жизнь Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт – великий немецкий композитор, родился 27 января 1756 в Зальцбурге, умер 5 декабря 1791 в Вене.

Описание юности Моцарта изобилует подробностями, каких мы не встречаем в жизнеописаниях других композиторов. Его музыкальное дарование выказалось так рано и так ярко, что невольно обратило на себя внимание. Известно, например, по свидетельству придворного трубача Шахтнера и Анны Марии Моцарт, что четырех лет от роду Моцарт уже написал концерт и что он не мог слышать звука трубы без физического раздражения. В 1761 пятилетним ребенком он принимал участие в хоре при исполнении в зальцбургском университете Liederspiel Эбepлинa «Сигизмунд, король венгерский».

Портрет Моцарта. Художник И. Г. Эдлингер, ок. 1790

В 1762 шестилетний Моцарт, со своей одиннадцатилетней сестрой, отправились под эгидой отца в концертное путешествие сперва в Мюнхен, а затем в Вену. Далее общеизвестны рассказы о том, как он своей великолепной игрой на органе привел в восхищение монахов монастыря Ипс, а совершенною игрой на фортепиано – принцесс и в особенности Марию-Антуанетту . Упоминается также о том, что в честь чудесного ребенка написано было много прекрасных стихотворений. Успех этого путешествия побудил отца предпринять в следующем году новое – в Париж. При этом по пути были сделаны остановки, при посещении княжеских дворов, резиденций и проч. В Майнце и Франкфурте они дали выдающиеся по успеху концерты, посетили Кобленц, Ахен и Брюссель, и наконец, 18 ноября 1763 прибыли в Париж. Здесь они встретили себе покровительство барона Гримма, играли при королевском дворе, перед маркизой Помпадур и дали с блестящим успехом два собственных концерта. В Париже впервые появились в печати четыре скрипичные сонаты малолетнего Моцарта, из коих две были посвящены принцессе Виктории французской и две графине Тессе. Отсюда они отправились в Лондон, где играли при королевском дворе и где капельмейстер И. К. Бах, сын Иоганна Себастьяна , исполнил несколько вещиц Моцарта.

В этот период времени искусство Моцарта в импровизации, транспонировании на самые отдаленные строи, сопровождение с листа было решительно непостижимо. В Англии он написал еще шесть скрипичных сонат, посвященных королеве Софии-Шарлотте; здесь же, под его управлением, были исполнены написанные им маленькие симфонии. Из Лондона отправились они в Гаагу, по приглашению принцессы Нассауской, которой Моцарт посвятил следующие шесть сонат. В Лилле Моцарт сильно заболел почти одновременно с сестрой Марианной и оба пролежали в Гааге около четырех месяцев, к великому отчаянию отца. По выздоровлении они побывали еще раз в Париже, где Гримм был восхищен успехами Моцарта, а затем посетили Берн, Дижон, Цюрих, Ульм и Мюнхен и, наконец, после трехлетнего отсутствия, в конце ноября 1766 возвратились в Зальцбург.

Моцарт. Лучшие произведения

Здесь, десятилетним мальчиком, Моцарт написал свою первую ораторию (Евангелист Марк). Через год усиленных занятий он отправился в Вену. Оспенная эпидемия заставила их переселиться в Ольмюц, что, однако, не спасло детей от ветрянки. Возвратившись в Вену, они играли при дворе императора Иосифа II , хотя собственного концерта не давали. Будучи оклеветан и заподозрен в том, что истинным автором его произведений является его отец, юный композитор опроверг клевету посредством блестящей публичной импровизации на указанные ему темы. По предложению короля, Моцарт написал свою первую оперу «La finta semplice» (сейчас она называется «Аполлон и Гиацинт»), которая, по интригам не попав на венскую сцену, была впервые представлена в Зальцбурге (1769). 12-ти лет Моцарт руководил исполнением своей «Торжественной мессы», в честь освещения церкви сиротского дома. Год спустя, он был избран концертмейстером архиепископа, незадолго до его поездки с отцом в Италию.

Это путешествие было триумфальным: во всех городах церкви и театры, где Моцарт выступал концертантом (сестра его на этот раз отсутствовала), были переполнены слушателями, а испытания, произведенные строжайшими судьями, например, Саммартини в Милане, Падре Мартини в Болонье и Баллотти в Падуе, прошли блистательно. Моцартом был восхищен неаполитанский двор, а в Риме от папы он получил рыцарский крест золотой шпоры. При обратном переезде через Болонью, выдержав экзамен, он был принят членом филармонической академии. Сделав остановку в Милане, Моцарт окончил заказанную ему оперу «Митридат, царь Понтийский», поставленную на сцепе местного театра в декабре 1770, после чего она давалась 20 раз подряд с блестящим успехом.

Вернувшись в марте 1771 в Зальцбург, Моцарт написал ораторию «Освобождение Бетулии», а осенью того же года снова был в Милане, где написал серенаду «Асканий в Альбе», в честь бракосочетания эрцгерцога Фердинанда с принцессой Беатриче Моденской. Это произведение совершенно затмило на сцене оперу Хасса «Руджеро». Следующей его оперой является «Сон Сципиона», посвященная преемнику умершего зальцбургского архиепископа графу Иерониму фон Коллоредо (1772). В декабре 1772 Моцарт снова посетил Милан, где поставил оперу «Луций Сулла». В последующее время он сочинял симфонии, мессы, концерты и концертную музыку. В 1775 с выдающимся успехом поставлена в Мюнхене заказанная ему опера «Мнимая садовница». Вскоре затем дана его опера «Король-пастух» в честь пребывания эрцгерцога Максимилиана.

Несмотря на все эти успехи, у Моцарта не было прочного места, и отец его стал снова подумывать о турне. Архиепископ, однако, отказал в отпуске, после чего Моцарт подал в отставку. На этот раз он отправился в путешествие с матерью, проехав через Мюнхен, Аугсбург и Мангейм, хотя здесь его артистическая поездка не увенчалась успехом. К тому же Моцарт влюбился в Мангейме в певицу Алоизу Вебер и только с трудом могли оторвать его от этого увлечения. Наконец, прибыв в Париж, он имел художественное удовлетворение после исполнения одной из его симфоний в Concert spirituel. Но здесь же испытал он и горе: скончалась его мать (1778). Глубоко огорченный, не добившийся цели, он вернулся в Зальцбург, где был вынужден снова занять то же место при архиепископе.

В 1779 Моцарт был назначен здесь придворным органистом. В 1781 он написал по новому заказу оперу «Идоменей», с которой начинается классическое направление его дальнейших произведений. Вскоре после того он окончательно порвал свои отношения с архиепископом и переселился в Вену. Некоторое время Моцарт и здесь оставался без места, пока в 1789 не был назначен придворным композитором, с содержанием в 800 флоринов. Но зато он имел случай исполнить свои большие произведения, чем и воспользовался. По предложению короля написал водевиль «Похищение из сераля», и тот был поставлен на сцене по приказанию короля, несмотря на интриги (1781). В том же году Моцарт женился на Констанции Вебер, сестре его первого предмета любви.

В 1785 он создал оперу «Женитьба Фигаро», каковая вследствие дурного её исполнения итальянцами почти провалилась на венской сцене, но зато была великолепно передана в Праге. В 1787 появился его «Дон Жуан», поставленный сперва в Праге, а затем уже в Вене, где опять оперу постиг неуспех. Вообще в Вене гениального Моцарта преследовало несчастие и его произведения оставались в тени, уступая сочинениям второстепенным. В 1789 Моцарт покинул Вену и, в сопровождении графа Лихновского, посетил Берлин, играл при дворе в Дрездене, Лейпциге и, наконец, в Потсдаме перед Фридрихом II , который назначил ему место первого капельмейстера с жалованьем в 3000 талеров, но здесь австрийский патриотизм Моцарта восторжествовал и стал ему помехой для принятия предложенного места. По заказу австрийского короля он сочинил следующую оперу «Так поступают все (женщины)» (1790). В последний год жизни он написал две оперы: «Милосердие Тита» для Праги, в честь коронования Леопольда II (6 сентября 1791) и «Волшебная флейта» для Вены (30 сентября 1791). Последним его творением был реквием, давший повод к известному всем фантастическому повествованию о смерти Моцарта вследствие отравления соперником – композитором Сальери . Эта тема вдохновила А. С. Пушкина к созданию «маленькой трагедии » «Моцарт и Сальери ». Погребение Моцарта прошло совсем жалко: его похоронили даже в общей могиле, так что по сей день в точности неизвестно местонахождение его останков. В 1859 на этом кладбище (Святого Марка) был поставлен ему памятник. В 1841 в его честь воздвигли великолепный монумент в Зальцбурге.

Произведения Моцарта

В своем изумительном творчестве, Моцарт в совершенстве владел музыкальными средствами и формами. Его индивидуальность всегда заключает в себе обаяние чистоты, интимности и прелести. Его юмор менее ярок, чем у Гайдна , а суровое величие Бетховена ему совершенно чуждо. Его стиль представляет сочетание счастливой итальянской мелодики с немецкою глубиной и положительностью. Родственные ему черты присущи Шуберту и Мендельсону , особенно в смысле плодовитости их творчества и кратковременности их жизни. Композиторское значение Моцарта, несомненно, мировое: во всех родах музыки он сделал крупный шаг вперед и все его произведения облечены неувядаемой красотой. В нем жил реформаторский дух Глюка , заставивший его создать незыблемые типы в области прошлого и нового времени. Если внешняя музыкальная обстановка его произведений заставляет их теперь оценивать с исторической точки зрения, то по внутреннему содержанию и по их вдохновенным мыслям они до сих пор не устарели.

По каталогу Брейткопфа и Гертеля (1870-1886) произведения Моцарта разделяются следующим образом:

Церковная музыка. 15 месс, 4 литании, 4 кирие, 1 мадригал, 1 мизерере, 1 Te Deum, 9 офферторий, 1 De profundis, l мотет для сопрано соло, 1 четырехголосный мотет и пр.

Сценические произведения. 20 опер. Из них известнейшие: «Идоменей», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины»), «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

Концертная вокальная музыка. 27 арий, дуэты, терцеты, квартеты и пр.

Песни (Lieder). 34 песни с сопровождением фортепиано, 20 двух и многоголосных канонов и пр.

Оркестровые произведения. 41 симфония, 31 дивертисмент, серенады, 9 маршей, 25 танцев, несколько пьес для духовых и деревянных инструментов и пр.

Концерты и сольные пьесы с оркестром. 6 скрипичных концертов, концерты для различных отдельных инструментов, 25 фортепианных концертов и пр.

Камерная музыка. 7 смычковых квинтетов, два квинтета для разных инструментов, 26 смычковых квартетов, 7 фортепианных трио, 42 скрипичные сонаты.

Для фортепиано. В 4 руки: 5 сонат и Andante с вариациями, для двух фортепиано одна фуга и 1 соната. В две руки: 17 сонат, фантазия и фуга, 3 фантазии, 15 вариационных пьес, 35 каденций, несколько менуэтов, 3 рондо и пр.

Для органа. 17 сонат, большей частью с двумя скрипками и виолончелью и пр.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения