Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы. Подборка игр и упражнений на тему «Птицы

Цель : продолжать развивать представления у детей о жизни и особенностях птиц.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

— закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах (почему птицы летают, почему зимующие птицы не мерзнут зимой);

— обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь детей;

2. Развивающие задачи:

— развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);

— развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

— закреплять навык работы в микрогруппах;

3. Воспитательные задачи:

— воспитывать доброе отношение к живой природе и её обитателям.

— формировать желание помогать птицам зимой;

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,

Оборудование и материалы:

Набор перьев, лупы, листы бумаги, мультимедийная установка (презентация).

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.

Беседа с детьми, как зимуют звери и птицы.

Заучивание стихотворений.

Наблюдение в природе.

Изготовление кормушек вместе с детьми.

Чтение пословиц, поговорок, народных примет.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Игра «Спаси птенца»

— Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием.

— Теперь раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

Мотивационно — ориентировочный этап.

— Ребята, нам вчера в детский сад на электронную почту пришло очень интересное письмо от Незнайки. Я бы хотела вас с ним познакомить.

«Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел необычную птичку. У неё чёрный жилет, красный берет, нос как топор, а хвост как упор.

Подолбила птичка по дереву и так красиво полетела, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, … как больно ударился о землю. Ничего не понимаю!

Не могли бы вы мне подсказать, что за необычная птичка встретилась мне на прогулке?

Почему птицы летают, а человек нет?

И почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?»

Поисковый этап.

— Дети, поможем Незнайке? (Ответы детей)

— На какие вопросы нам надо найти ответы? (Ответы детей)

(Педагог демонстрирует карточки)

— Ребята, как вы думаете, что за необычная птичка встретилась Незнайке?

— Правильно. Как вы догадались? (Ответы детей)

— Кто может рассказать о дятле? (Ответы детей)

— Ребята, а каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Ответы детей)

К зимующим птицам также относятся: тетерев, глухарь.

(Педагог демонстрирует названных птиц на слайдах)

— А может кто-нибудь из вас помнит загадки о зимующих птицах?

(Ответы детей)

Практический этап (опытно-экспериментальная деятельность).

Опыт №1

— Ребята, Незнайка в своём письме говорит, что птицы умеют летать. Правильно?

— А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей)

Дети: Нет. У человека нет крыльев.

— Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал)

Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)

— Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?

(Ответы детей)

Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

— Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем.

Крылья птиц лёгкие, сильные и гибкие.

Физкультминутка «Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял, (дети выполняют ходьбу на месте )

Галок и ворон считал: (скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет)

Раз, два, три, четыре, пять,

Рот открыл, смотрю я в небо, (поднимают голову вверх ).

Вправо, влево. Я там не был. (выполняют повороты головой ).

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать. (часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены)

Крылья вверх и крылья вниз, (плавно взмахивают руками )

Только слышен ветра свист. (вращают указательными паль­цами рук, поднятых вверх)

Я подпрыгнул, чтоб взлететь, (подпрыгивают)

Но пришлось на землю сесть. (приседают)

Опыт №2

— Дети, мы с вами ответили на два вопроса Незнайки. Какой был третий вопрос?

(Ответы детей)

— Скажите, пожалуйста, чем покрыто тело птиц? (Ответы детей)

— Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию), где мы будем исследовать перья птиц через лупу. Но для начала мы разделимся с вами на две микрогруппы.

Первая микрогруппа – будет исследовать размер, цвет и строение пера.

Вторая микрогруппа – будет исследовать, что внутри пера, если его разрезать. (Детям даются карточки с заданиями)

Работа в микрогруппах.

— Ребята, расскажите, чем перья отличаются?

Дети: Размером, цветом, строением.

1) — Ребята, рассмотрим, как устроены перья у птиц. Что можно сказать про него?

Дети: Оно плотное, жесткое, большое.

— Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень – основа пера.

2) – Ребята, расскажите, что внутри этого стержня?

Дети: Плотный и пустой.

Правильно. А как вы думаете почему?

Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.

— Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?

Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.

Почему?

Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.

— Правильно. Оперение птицы состоит из огромного количества перьев.

Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.

Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете.

Мелкие перья – пуховые – они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.

— Дети, мы исследовали перья и теперь знаем — какие они бывают и почему зимующие птицы не мёрзнут зимой.

— Самое страшное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод.

— Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)

— Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?

(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)

Рефлексивно – оценочный этап.

— Какие вы молодцы, ребята!

— Дети, теперь мы можем ответить на все вопросы Незнайки?

— Что за необычная птичка встретилась Незнайке на прогулке? (Ответы детей)

— Почему птицы летают, а человек нет? (Ответы детей)

— Почему зимующие птицы не мёрзнут зимой? (Ответы детей)

— Когда мы вернёмся в группу, мы обязательно с вами напишем письмо Незнайке и ответим на все его вопросы.

— Что вам больше всего понравилось?

— Что нового узнали, проводя свои исследования?

(Ответы детей)

— Все мы молодцы! Скажите себе:

«Я – молодец,

я – думал,

я – старался,

я делал открытия ».

Благодарю вас за работу!

— Мы сегодня с вами выйдем на прогулку и покормим птиц.

Стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Цели занятия:

1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».

2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

3.Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.

5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Предварительная работа : рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах.

Оборудование : картинки птиц, снежинки, елка, семечки, ягоды, сало, шишки, шаблоны птиц для аппликации, клейстер, кисточки.

Ход.

1 На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице! Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают, их называют зимующими; расскажет про них. Прослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова. Будьте внимательны!

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

Ребята, какие снежные слова вы запомнили?

Снег, снежные, снегурки, снеговик…

А кто запомнил, какая птица упоминалась в стихотворении?

Правильно, снегирь. Обращаю ваше внимание, ребята, что снегирь, птица кочующая, но зимует она у нас.

Молодцы, все снежные слова вспомнили.

2 -Ребята, посмотрите, у меня на доске картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц, и отметим их снежинкой.

Отмечаем птиц: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел.

А почему мы не отметим снежинкой ласточку и журавля?

Правильно, потому что ласточка и журавель птицы перелетные. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

3 -Игра «Разрезные картинки»

Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

А сейчас давайте проведем физкультминутку.

4 Физкультминутка.

Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы прокормиться.

Мы кормушку смастерим

И насыплем корма им.

5 А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

6 Какой праздник мы с вами недавно отметили?

Правильно, новый год, а сегодня, я украсила елочку для птиц.

На елке висят гирлянда из сала, рябина, хлеб.

Какую птицу мы посадим к рябине?

Правильно снегиря.

А какую птичку мы посадим к хлебу?

Правильно, воробья, сороку.

А кто любит сало, какая птица?

Правильно, синица.

Ребята, а вот в эту кормушку, давайте насыплем семечки и повесим на участке.(Кормушка сделана из коробки).

7 А сейчас Кристина нам расскажет стихотворение З.Александровой

«Новая столовая»

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.

Молодец, ребята, каких птиц мы услышали?

Сорок, воробьев, ворон, синиц, снегирей. Всех вспомнили.

8 Отгадайте загадки

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - … (снегири)

Правильно, снегири.

Послушайте еще:

Прилетели, сели,
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички,
По прозванию - ... .(Синички).

Молодцы, отгадали загадки, а сейчас я вам предлагаю закончить птиц, и сделать им грудки, если красную, получится снегирь, а если желтую получится, кто? Правильно синичка.

А перед тем как начать работу, давайте разомнем наши пальчики.

9Пальчиковая гимнастика.

10 Напоминаю вам, что сначала мы режем нитку, затем аккуратно намазываем работу клеем, и потом приклеиваем нитки. Работаем аккуратно.

Во время выполнения работы звучит музыка голоса птиц.

По окончанию ребята вешают птиц на елку, защепляя прищепкой.

Посмотрите, какие красивые птицы у вас получились, молодцы.

Ребята, посмотрите, а птички для вас приготовили подарки. Достаю коробку под елкой и угощаю детей.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»

количество детей: 17 чел.

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры.

Программное содержание:

  • расширять представления о зимующих птицах
  • закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку
  • активизировать словарь детей
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Беседа:

Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и

затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?

А ведь мы - то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?

Хотите помочь сороке?

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?

Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.

Хотите поиграть в ученых-орнитологов?

Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.

Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.

Катя, кто мы сегодня?

Богдан, кто мы сегодня?

Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.

Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке) .

Вот мы с вами и в лесу.

–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

Ребята, да это птицы. Но где - же они?

А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы) .

Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.

Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц) .

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья)

Птички в этой стайке разные.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…) .

Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка) .

Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока) .

Как определили, что это ворона? (Черная, большая) .

Как определили, что это синица? (Желтая грудка) .

Молодцы, ребята.

Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.

Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.

Как назовем их, одним словом?

Зимующие.

Почему их так назвали?

Потому что остаются зимовать.

А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?

Как же птицы согреваются в морозы?

Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.

И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.

Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края?

Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?

Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?

Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму.

Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.

Мы сделали для птиц кормушки и каждый день их кормили.

Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.

У каждой птицы свой любимый корм.

Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.

Чем питается?......

Воробей - питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.

Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое) .

Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.

Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.

Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.

Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.

  • Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки
  • Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени
  • Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

2. Основная часть.

Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные.

Загадки вы любите отгадывать?

Игра «Отгадайте загадки»

Отгадывание загадок.

Присаживаетесь удобнее, я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдете на столе.

И зимой найдет приют

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(снегирь) .

2. Окраской – серовата, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая.

(ворона) .

3. В теплый край не улетают,

На морозе распевают.

Эти птички-невелички

Называются

(синички) .

Синица съедает корма в день столько, сколько (весит сама) ..

4. Все время стучит

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

5. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!

Не робей! Я бывалый… (воробей)

Если воробьи нахохлились, притихли - будет снег.

6. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая

(Сорока.)

Всех этих птиц мы видели у себя на кормушках или просто недалеко на площадке. Не правда ли?

А эта птичка к нам тоже не прилетала, но мы о ней тоже много знаем.

7. Вот птичка, так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Ни лебедь, ни утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка

Выводит птенцов

Только лютой зимой (Клест.)

Клёст выводит своих птенцов - в январские морозы.

А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло

Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.

Давайте вы все будете маленькими птичками кто-то один - совой.

Физкультминутка

Подвижная игра «Сова» .

С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке) . На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо) . На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

Ребята, наверняка вы все задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?

Ну, конечно, не всё.

Игра «Верю – не верю» .

Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю» , а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю» .

У птиц тело покрыто шерстью.

Тело покрыто перьями.

Есть клюв.

Птицы летают.

Клесты выводят птенцов зимой.

У синицы жёлтое брюшко.

У воробья большой сильный клюв.

У сороки короткий хвост.

Для птиц самое страшное зимой – это голод.

Клесты любят семена шишек.

Синицы любят сало.

Ворона-это маленькая птица.

Продолжаем играть. Игра «Четвертый лишний» .

А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру «Четвертый лишний» . Внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая птица здесь лишняя?

(Дети объясняют свой выбор) .

Игра ‘’Поломанные слова’’

(нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы) .

ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.

Составление рассказа «Зимующие птицы»

Что - то наши птички загрустили на дереве.

Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу.

Давайте, вспомним, что есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья) . Что есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)

Ребята, кто расскажет о синице…… (сове, воробье, снегире) .

А еще орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют.

Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц и тоже поместим их в свою книгу.

Но сначала пусть наши пальчики отдохнут.

Пальчиковая гимнастика.

Птичка прилетела,

Головкой повертела.

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула. Машем кистями рук.

Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.

На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.

Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного.

Машем кистями рук.

Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе

Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать.

(Дети садятся за подготовленный стол) .

Обратите внимание на цвет оперенья.

Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц» .

Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона) .

Мы с вами подпишем названия птиц. - Этот книгу мы поместим в группе. Звучит музыка «пение птиц» .

О каких птицах мы говорили?

Почему им надо помогать?

Чтение детьми стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима…

Молодцы, а пока мы изучали и помогали зимующим птицам, наступила весна и в наши родные края скоро возвратятся пернатые друзья.

Что начинают делать птицы весной?

Птицы начинают вить гнезда

А что же делают люди, ожидая птиц весной?

Люди делают скворечники и развешивают их на деревьях. Прилетят наши пернатые друзья-скворцы и поселятся в скворечниках.

Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.

Большое вам спасибо! Желаю всем добра!

Тема: Зимующие птицы

Цель: - актуализация знаний детей по теме;

    развитие зрительного внимания, памяти, мышления;

    развитие статистической координации артикуляторных движений;

    развитие навыка связного говорения;

Оборудование:

Ход занятия:

1. Организационный момент: Первыми сядут те дети, которые отгадают мои загадки.

Странный доктор есть на свете, Окраской – сероватая,

Он деревья лечит, дети. Повадкой- вороватая,

Где болит? Тук-тук! Крикунья хрипловатая-

А, нашел. Тут, тут. Известная персона. Кто она?

(Дятел) (ворона)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь)

2. Упражнения по развитию статики артикуляторных движний.

    Квадратной губной нижней и верхней (подглазничная ветвь) мышц: оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5 , вернуть в исходное состояние; поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5, вернуть в исходное состояние.

    Продольных нижних мышц: придать языку положение «мостика»: прижать кончик языка к нижним резцам, выгнуть среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5, вернуть в исходное положение.

    Квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы: поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5, вернуть в исходное состояние.

3. Беседа по теме:

Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются зимующими. Многих из них вы видели на улице нашего города.

(На фланелеграфе укреплены картинки, изображающие зимующих птиц)

Выбери картинку с изображением птицы и скажи кого ты выбрал? (Я выбрал воробья, ворону...)

4. Физминутка «Воробей»

Среди белых голубей (Дети идут по кругу, изображая

Скачет шустрый воробей. Голубей, в центре один ребенок- он скачет

как воробей)

Воробушек-пташка, (Дети встают лицом в круг, идут приставным

Серая рубашка. шагом. «Воробей» пытается «вылететь» из

Откликайся, воробей, круга; «голуби» взявшись за руки, не

Вылетай-ка, не робей. пускают его

5. Развитие навыка связного говорения. Игры- небылицы. Чтение рассказа «ПТИЧЬЯ ЕЛКА»

За несколько дней до Рождества Толя сказал своим сестрицам:

Папа и мама устраивают для нас большую елку. Нам приготовлено много хороших подарков. Может, и нам устроить для кого-
нибудь елку?

Девочкам понравилось предложение Толи.

А для кого мы устроим елку? - спросил Толя.

Стали судить-рядить. После долгих споров было решено устроить елку для птичек, которые зимой голодают. Дети купили маленькую елочку, много птичьего корма, хлеба и сдобных украшений. Дуб поставили под окном и развесили на ветках украшения и пакетики с кормом. Елочка вышла на славу.

Утром дети проснулись от громкого чириканья. Пернатых гостей собралось на липе немало. Дети с восторгом смотрели на птичек.

Птички благодарят нас за елку, как мы благодарили вчера
маму и папу, - сказал Толя.

(Показывается сюжетная картина)

    дети находят несоответствие между рассказом и иллюстрацией к нему;

    найти несоответствие в содержании речевого сообщения;

    найти в рассказе слова, словосочетания и фразы, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими;

6. Игра «Кого не стало?»

На наборном полотне картинки с изображениями снегиря, ворона, дятла, синицы. Логопед просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Логопед спрашивает:

Кого не стало? (не стало синицы)

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения