Искусство предвещает будущее. Презентация по МХК на тему "Искусство предсказывает будущее" (9 класс)


Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.


Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер () создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis откровение это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Альбрехт Дюрер


Четыре всадника апокалипсиса Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники Смерть, Суд, Война, Мор яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир






Причиной создания «Герники» Пабло Пикассо стала бомбардировка города страны басков Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил ночной налѐт на Гернику. Картина «Герника» П. Пикассо На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрушительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным подсчетам около человек. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале». Вобщем эта картина как нельзя лучше передаѐт всю трагичность бессердечия людей. «Герники» Пабло Пикассо


Большевик. Б. Кустодиев В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. Многие События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.


Новая планета. К. Юон Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция».


В музыкальном искусстве примером предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (). Вопрос, оставшийся без ответа Она создана в начале XX в. во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.


Аристарх Васильевич Лентулов () Картина представляет собой настоящую полифонию из плоскостей и полукружий, которые распространены по полю холста и ассоциируются со звуковыми волнами, исходящими от колокольни Ивана Великого. В воображении это полотно вызывает многоголосые пасхальные малиновые перезвоны. Кубофутуристическая манера написания не мешает узнаванию традиционных для России белокаменных палат и башен с характерными арками, проемами и куполами. Неустойчивый конус колокольни склоняет свою главу к основному куполу, и кажется, будто они охвачены единым ритмом, исходящим от звонаря в центре картины, пытающегося раскачать колокол. Каскад цвето-звуковых волн сочетается со светлыми секторами треугольников и полукружий, создавая целостный образ микрокосма. Колокольня Ивана Великого


В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы. Москва Василий Блаженный


Стр Найдите в словаре значение слова «ксилография». В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис». Что хотел художник выразить в своих картинах: тревогу, наэлектризованность сознания современников? изменчивое непостоянство мира? ощущение радости и яркости жизни? Выскажите свое суждение о художественных образах картин. Рассмотрите картину К.Юона «Новая планета», написанную в 1921 г. Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня. Художественно-творческое задание Разработайте музыкально- литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие. В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы. Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир. Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«искусствО» 9 класс Урок №10 Учитель Делюкина Е.Б. Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения. СПб 2012

2 слайд

Описание слайда:

Искусство предвосхищает будущее ПЛАН Зарождение основных видов искусства Предвосхищение будущих открытий Миф о Кассандре Открытия Леонардо да Винчи Изобретения и открытия в сказках, литературных произведениях, живописи Словарь терминов Предупреждения художников Домашнее задание

3 слайд

Описание слайда:

Первобытное искусство По представлениям ученых вид хомосапиенс, существенно не изменился за последние 150 тыс лет. Однако рисовать люди начали только около 35-30 тыс лет назад. Об этом свидетельствуют наскальные изображения, найденные в пещерах Франции и Испании (Монтеспан, Ласко, Ла-Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон-де-Гом, Альтамира), а также в Африке на плато Тассилин-Анджер. Первобытные художники положили начало изобразительному искусству, предвосхищая создание великих шедевров будущего

4 слайд

Описание слайда:

Рисунки пустыни Наско, Перу Рисунки пустыни Наско были обнаружены сравнительно недавно. Они хорошо видны с борта самолета. Среди изображений мы можем видеть: животных, птиц, насекомых, космонавтов, взлетные полосы. Эти рисунки намного предвосхитили изобретения будущего. Кем и с какой целью они были выполнены до сих пор остается предметом горячих споров ученых

5 слайд

Описание слайда:

Искусство Древнего Египта В искусстве Древнего Египта появились и оформились основные виды искусств: архитектура, скульптура, живопись. В архитектуре можно выделить такие виды сооружений как: пандус, пирамида, пилоны. Изобретенные в Древнем Египте все эти формы используются архитекторами и по сей день. В живописи впервые были созданы каноны (правила изображения), что в дальнейшем широко применялось в иконописи

6 слайд

Описание слайда:

Искусство Древней Греции Искусство Древней Греции дало миру такие шедевры литературного искусства, как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, «Мифы Древней Греции», в которых говорится о крылатых пегасах, крылатых сандалиях Гермеса, небесной колеснице Фаэтона и о многом другом

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Миф о Касандре Кассандра - в древнегреческой мифологии троянская царевна, дочь Приама и Гекубы. Согласно большинству мифов, Кассандра обладала даром пророчества, который она получила от Аполлона, пожелавшего любви красавицы Кассандры (в "Илиаде" Кассандра названа прекраснейшей из дочерей Приама). Получив дар пророчества, Кассандра нарушила обещание, данное Аполлону. В отместку Аполлон сделал так, чтобы пророчествам Кассандры никто не верил. Согласно другому мифу, Кассандра и её брат-близнец были однажды забыты взрослыми в храме Аполлона и там священные храмовые змеи наделили близнецов даром пророчества. Кассандра первая узнала в пастухе по имени Парис, явившемся на спортивные состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить Трою от грядущих несчастий. Потом Кассандра уговаривала Париса отказаться от брака с Еленой. В конце Троянской войны Кассандра убеждала троянцев не вводить в город деревянного коня. Однако прорицаниям Кассандры никто не поверил. Елена и Кассандра

9 слайд

Описание слайда:

Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным. В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, однако Аякс Малый (не путать с Аяксом Теламонидом) овладел Кассандрой.За это святотатство Одиссей призвал побить Аякса камнями, тогда Аякс сам прибег к защите алтаря Афины, который ахейцы не посмели нарушить. Однако кара настигла Аякса при возвращении домой: Афина разбила корабль Аякса, метнув в него перун. Аякс спасся, уцепился за скалу и стал похваляться, что жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон своим трезубцем расколол скалу и Аякс погиб. Но даже после этого земляки Аякса, жители Локриды, тысячу лет искупали святотаство Аякса, ежегодно посылая в Трою двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Этот обычай прекратился лишь в 4 веке до н.э.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Леонардо Да Винчи Гениальный художник и скульптор, автор всех значимых изобретений и открытий человечества, сделанных в XV веке. Леонардо да Винчи – Гений, неподвластный времени. Великий, загадочный, притягивающий.Такой далекий и такой современный. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Но главным образом Леонардо принадлежит к тем художникам, которым мы должны быть благодарны за синтез и совершенство всех устремлений Ренессанса. К открытиям Леонардо относятся: парашют, батискаф, дельтаплан, винт для поднятия воды, самоходный танк и многое другое

13 слайд

Описание слайда:

Предсказания в литературе Создатели произведений искусства и литературы обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются. Достаточно вспомнить мифы, сказки, легенды. Произведения писателей-фантастов (Ж.Верна, Стругацкие, Р. Бредбери и др.) такие как «20 000 лье под водой», «С Земли на Луну», «Путешествие к центру земли» и др. (Сбывшиеся предсказания: электрический стул, самолет, вертолет. Несбывшиеся предсказания: ядро Земли – холодное, подземный пролив под Суэтским каналом, земля на северном полюсе Земли)

14 слайд

Описание слайда:

Что помогает предугадывать будущее Что же помогает этим людям предугадывать события? Может быть интуиция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

15 слайд

Описание слайда:

Люди искусства Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей – людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются

16 слайд

Описание слайда:

Энергия искусства Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание авторов произведений, и людей, их воспринимающих

17 слайд

Описание слайда:

Предупреждение Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее

18 слайд

Описание слайда:

Любое художественное произведение устремлено в будущее. Задание: Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение - на примере известных вам произведений разных видов искусства.

19 слайд

Описание слайда:

Словарь терминов Иносказа́ние - выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём. Иносказательными могут быть целые произведения - басни, сказки, рассказы (например, В. М. Гаршина) романы (например, «Остров пингвинов» Анатоля Франса. Мета́фора (от др.-греч. - «перенос», «переносное значение») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Аллегория (от греч. allegoria - иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке - аллегория Мира; женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия).

20 слайд

Описание слайда:

Альбрехт Дюрер (1471-1528) Гравюры «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света)

21 слайд

Предсказания в искусстве

Искусство. 9 класс

Тема: Искусство предвосхищает будущее.



Предсказание - это сообщение о некотором событии, которое непременно произойдет в будущем.


Художественное мышление, лучше чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творческое достраивание реальности. Именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через некоторое время сбываются.

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса.



Минковского, он объявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство –время («Машина времени»).



"Машина времени" - первый научно-фантастический роман Герберта Уэллса, описывающий путешествие в мир будущего, населенный двумя видами существ, в которые превратился человек: морлоков, обитающих в подземном мире и обслуживающих машины, и хрупких элоев совершенно не приспособленных для труда. За тысячелетия и те и другие практически лишились разума, превратившись в полуживотных.



В 1898 году предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства вроде лазера

«Война миров»

«Война в воздухе»

« Когда спящий проснется»


В 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв «Царство муравьёв»


В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в 1940-е годы. Там же есть «атомная бомба» сбрасываемая с самолёта и основанная на расщеплении атома


В 1923 году Уэллс первый ввёл в фантастику параллельные миры «Люди как боги»


«Первые люди на Луне»

Уэллс открыл также такие идеи, как антигравитация, ускоритель темпа жизни и многое другое .


Александр Романович Беляев

советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.




«Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) Иногда его называют российским «Жюль Верном»


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

русский советский писатель и общественный деятель, граф.


Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.



Изобразительное искусство


Леонардо да Винчи был поистине гением. Яркий представитель типа «универсального человека», вместивший в себе все ключевые моменты эпохи и выразивший их в своей деятельности, он сделал поистине громадный вклад в развитие науки.


Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Так, прообразом современного танка стал разработанный гением XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со всех сторон пушками.


Леонардо да Винчи известен как конструктор ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов для шлифовки стекла, металлургических печей. После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление применяется при спасении людей на пожарах.


Изобретения

  • Парашют
  • Колесцовый замок
  • Велосипед
  • Танк
  • Лёгкие переносные мосты для армии.
  • Прожектор
  • Катапульта
  • Робот
  • Двухлинзовый телескоп.
  • Изобретения

Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания чернил, ведь Леонардо писал левой рукой?

Какими бы ни были причины, большая часть записей Леонардо да Винчи сделана в зеркальном отражении.

Акваланг Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество набросков устройств для изучения подводной жизни. Его костюм для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности.

Практичность художника доказывает проработка даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.


Вращающийся мост Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться армиям того времени. Состоящий из одного пролета мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему вращаться. Такие мосты могли быть довольно быстро установлены. Крылатый планер Покорение стихии воздушной интересовало гения не менее чем покорение стихии морской. Вот один из планеров, разработанных Да Винчи. Планер с открытой кабиной был оборудован системой управления для пилота, но приводился в движение двигающимися крыльями.

Трехствольная пушка Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый нрав, Леонардо разрабатывал и военные машины. Например, более эффективные пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы стать страшным оружием на поле боя.



"Апокалипсис"


Накануне 16 века художник вернулся в Нюрнберг после первого путешествия в Италию.

В это время Германия переживала большие потрясения: неурожай, голод, жестокие поборы. По всей стране поднималась волна народных бунтов, жестоко пресекаемых князьями и инквизицией.

В эти дни Дюрер создает серию гравюр на дереве "Апокалипсис" . Серия включает в себя 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова. Персонажи гравюр одеты в костюмы его времени, канонические образы лишены святости..


Хотя популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году, «Апокалипсис» имеет мощный политический подтекст. Художник недвусмысленно намекает на то, что в событиях, происходивших в Германии, виноваты князья и церковники - именно этих людей ждет страшная кара. «Четыре всадника» Апокалипсиса символизируют войну, мор, суд и смерть.


Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель.




Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя.





К. Ф. Юон до революции уже сложился как художник.

Москва и московские посады, русская провинция и древнерусские города с их своеобразной архитектурой и пестрыми толпами людей.



Революционные события художник перевел в космический, фантастический план.

В картине нет реальных примет жизни. Здесь изображено приближение некой неведомой планеты к Земле. В ее лучах в испуге мечутся маленькие фигурки людей. Так передал художник события и потрясения революционного времени.


Примером такого явления, как предсказание в искусстве можно считать картину «Большевик» Б. М. Кустодиева.


Б.М. КУСТОДИЕВ

«БОЛЬШЕВИК»

Главный герой картины – большевик, изображен на фоне города. Большевик выше всех домов и даже церкви, а его красное знамя заслоняет голубое небо. На фоне большевика народ смотрится ничтожно. В своей картине Б. М. Кустодиев применил метафору, которую многие годы не могли разгадать.



В начальный период творчества К.С.Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.


«Купание красного коня»

Это полотно воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер "Купания красного коня", то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее " буревестником революции в живописи ".




В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Чарльза Айвза (1874-1954)


Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Домашнее задание

Послушайте музыку Ч. Айвза. Какое впечатление она произвела на вас? (письменно)


ТЕСТ

1.Жюль Верн его произведения

  • Человек-неведимка
  • Человек –амфибия
  • Машина времени
  • Аэлита
  • 20 000 льё под водой
  • тест

В картине «Купание красного коня» Петрова-Водкина конь является символом

  • отваги
  • молодости
  • судьбы России
  • солнца
  • революции

Юон «Новая планета» художник хотел изобразить

  • новые открытия в науке
  • события и потрясения революционного времени
  • фантастический пейзаж

А.Толстой его произведения

А -Война миров

Б - Гиперболоид инженера Гарина

В - Путешествие к центру Земли

Г- Голова профессора Доуэля


Какие изобретения сделал Леонардо Да Винчи

  • акваланг
  • телефон
  • лазер
  • робот

В искусстве всегда жило “кассандровское начало” – способность предвидеть грядущее. Кассандра, как известно, предсказала гибель Трои в днВ искусстве всегда жило “кассандровское
начало” – способность предвидеть грядущее.
Кассандра, как известно, предсказала гибель
Трои в дни расцвета и могущества города.
Литература часто предвосхищала будущее. В
фантастике, утопиях и антиутопиях жил дух
Кассандры.
Причем писатели проектировали не только
техническое будущее человечества, как,
например, Жюль Верн, но и пытались
проникнуть в его грядущую социальную
структуру и предугадать судьбу отдельной
личности.

Поскольку художественное мышление лучше чем у других людей развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творч

Поскольку художественное мышление лучше чем у
других людей развито у художников, композиторов,
писателей, чьей профессией является творческое
достраивание реальности,именно чаще всего и
делают удивительные прогнозы,которые часто через
некоторое время сбываются. Произведения
искусства не раз предвосхищали исторические
события,научные открытия, развитие технического
прогресса.

Альбрехт Дюрер гравюры на дереве "Апокалипсис".

Альбрехт Дюрер гравюры на
дереве "Апокалипсис".
Накануне 16 века художник Альбрехт Дюрер вернулся в
Нюрнберг после первого путешествия в Италию. В это время
Германия переживала большие потрясения: неурожай, голод,
жестокие поборы. По всей стране поднималась волна
народных бунтов, жестоко пресекаемых князьями и
инквизицией. В эти дни Дюрер создает серию гравюр на
дереве "Апокалипсис". Серия включает в себя 15 больших
гравюр. Персонажи работ одеты в костюмы его времени,
канонические образы лишены святости. Апокалипсис имеет
мощный политический подтекст: художник недвусмысленно
намекает на то, что в событиях, происходивших в Германии,
виноваты князья и церковники - именно этих людей ждет
страшная кара.
Четыре всадника Апокалипсиса символизируют войну, мор,
суд и смерть. Гравюра выполнена мельчайшими штрихами,
поражающими разнообразием, что не дробит композицию, а
наоборот усиливает ее монументальность.

2 мая1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень,
Франция) - великий итальянский художник (живописец,
скульптор, архитектор) и учёный (анатом,
естествоиспытатель), изобретатель, писатель,
Леонардо да Винчи был
поистине гением. Яркий
представитель типа
«универсального человека»,
вместивший в себе все ключевые
моменты эпохи и выразивший их
в своей деятельности, он сделал
поистине громадный вклад в
развитие науки.
Многие его идеи были
воплощены в жизнь только через
несколько сотен лет. Давайте
рассмотрим самые знаменитые
концепции, созданные великим
Леонардо.

Мастерская Мастера И через пять столетий загадки и тайны гения эпохи Возрождения не перестают удивлять наших современников. Итальянские и

Мастерская Мастера
И через пять столетий загадки и тайны
гения эпохи Возрождения не перестают
удивлять наших современников.
Итальянские исследователи недавно
обнаружили тайную мастерскую Леонардо
да Винчи. Она находится в здании мужского
монастыря Св. Аннунциаты в самом центре
Флоренции.

Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, в

Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи,
исследователи доказали, что именно ему принадлежат
«авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет,
автомобиль и массу других механизмов, без которых
невозможно представить современную цивилизацию. Так,
прообразом современного танка стал разработанный гением
XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со
всех сторон пушками. Леонардо да Винчи известен как
конструктор ткацких станков, печатных,
деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов
для шлифовки стекла, металлургических печей.
После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо
создал портативную лестницу, идеально подходящую для
штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление
применяется при спасении людей на пожарах.

Изобретения

Парашют
Колесцовый замок
Велосипед
Танк
Лёгкие переносные мосты для армии.
Прожектор
Катапульта
Робот
Двухлинзовый телескоп.

10 – Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания

10 – Зеркальное письмо
Была ли это уловка для сохранения
конфиденциальности своих записей или просто
необходимость избежать размазывания чернил,
ведь Леонардо писал левой рукой? Какими бы ни
были причины, большая часть записей Леонардо да
Винчи сделана в зеркальном отражении.
9 – Акваланг
Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество
набросков устройств для изучения подводной
жизни. Его костюм для погружений под воду был
выполнен из кожи и присоединен к тростниковой
трубке, ведущей к колоколу на поверхности.
Практичность художника доказывает проработка
даже таких деталей, как емкость для сбора мочи
ныряльщика.

8 – Вращающийся мост Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться армиям того времени. Состоящий из одного пролета

8 – Вращающийся мост
Этот тип мостов, разработанный Леонардо да
Винчи, мог бы пригодиться армиям того
времени. Состоящий из одного пролета мост
крепился к берегу вертикальным шарниром,
что позволяло ему вращаться. Такие мосты
могли быть довольно быстро установлены.
7 – Крылатый планер
Покорение стихии воздушной интересовало
гения не менее чем покорение стихии
морской. Вот один из планеров,
разработанных Да Винчи. Планер с открытой
кабиной был оборудован системой
управления для пилота, но приводился в
движение двигающимися крыльями.
6 – Трехствольная пушка
Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый
нрав, Леонардо разрабатывал и военные
машины. Например, более эффективные
пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы
стать страшным оружием на поле боя.

Герберт Уэллс

родился 21 сентября 1866 года в
пригороде Лондона Бромли (графство
Кент). На протяжении творческой жизни
(с 1895) Уэллс написал около 40 романов
и несколько томов рассказов, более
десятка полемических сочинений по
философской проблематике и примерно
столько же работ о перестройке
общества, две всемирные истории, около
30 томов с политическими и
социальными прогнозами, более, 3 книги
для детей и автобиографию.
В 1895 году Уэллс написал своё первое
художественное произведение - роман
«Машина времени» о путешествии
изобретателя в отдалённое будущее.
«Война миров», «Человек-неведимка»

Жюль Габриэ́ль Верн

Жюль Габриэ́ ль Верн
8 февраля 1828, Нант,
Франция - французский
географ и писатель, классик,
один из основоположников
научной фантастики.
Член Французского
Географического общества.
«Путешествие к центру
Земли» (1864)
«Вокруг Луны»(1869)
«20 000 льё под
водой»(1870),

Александр Беляев

Алекса́ ндр Рома́ нович Беля́ ев
(4 (16) марта 1884) - 6 января
1942) - советский писательфантаст, один из
основоположников советской
научно-фантастической
литературы. Среди наиболее
известных его романов:
«Голова профессора Доуэля»,
«Человек-амфибия»,
«Ариэль», «Звезда КЭЦ»
(КЭЦ - инициалы Константина
Эдуардовича Циолковского) и
многие другие (всего более 70
научно-фантастических
произведений, в том числе 13
романов). Иногда его называют
российским «Жюль Верном».

А. Н. Толстой

А. Н. Толстой
Алексе́ й Никола́ евич Толсто́ й
(29 декабря 1882 (10
января1883), Николаевск,
Самарская губерния, Российская
империя - 23 февраля1945,
Москва) - русский советский
писатель и общественный
деятель, граф. Автор социальнопсихологических, исторических
и научнофантастическихроманов,
повестей и рассказов,
публицистических
произведений.
(«Гиперболоид
инженера Гарина»,
«Аэлита»).

Исследование математической модели картин великого
голландского художника Винсента Ван Гога (van Gogh) (1853 1890) показало, что на некоторых его картинах изображены
невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки,
возникающие при быстром течении жидкости или газа, например,
при истечении газа из сопла реактивного двигателя. По словам
исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например,
«Звездная ночь», написанная в 1889 году) содержат характерные
«статистические отпечатки» турбулентности. Как отмечают
ученые, «турбулентные» произведения создавались художником
в те моменты, когда его психика была нестабильна. Ван Гог
страдал галлюцинациями и депрессиями. Хосе Луис Арагон
сказал: «Мы думаем, что Ван Гог обладал уникальной
способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это
случалось с ним именно в периоды психического расстройства».

К. Ф. Юон «Новая планета» 1921

К. Ф. Юон до революции уже сложился как художник. Москва и московские
посады, русская провинция и древнерусские города с их своеобразной
архитектурой и пестрыми толпами людей, Троицкая лавра, золотые луковки
церквей, пейзажи ликующей, праздничной природы были излюбленными его
темами, создали ему имя и известность. Он продолжает писать ставшие для
него традиционными картины, но одновременно создает полотно, в котором
попытался осмыслить все происходящее в стране.
Революционные события художник перевел в космический, фантастический
план. В картине «Новая планета» нет реальных примет жизни. Нет в ней ничего
от бытовой определенности его прежних картин и лирической раздумчивости
его пейзажей. Здесь изображено приближение некой неведомой планеты к
Земле. В ее лучах в испуге мечутся маленькие фигурки людей. Так передал
художник события и потрясения революционного времени.

Б.М. КУСТОДИЕВ. Большевик. 1920
Б.М. Кустодиев известен как оригинальный бытописатель
купеческой жизни. В советское время художник обратился к
теме революции. События февральской революции 1917
года Кустодиев, прикованный к инвалидной коляске, мог
наблюдать только из окна. Он писал о своих впечатлениях:
«Здесь все еще кипит, все еще улицы полны народом…
Никогда не сетовал так на свою жизнь, которая не позволяет
мне выйти на улицу – ведь «такой» улицы надо столетиями
дожидаться».
Кустодиев понимал революцию как стихийный, гигантский
по размаху народный бунт. В картине «Большевик» мастер
хотел выразить «чувство стихийного в большевизме». Для
этого он прибегает к гротеску. Огромная, могучая фигура
большевика с красным знаменем в руках возвышается над
городом и людьми. Он шагает, как в сказке, семимильными
шагами, и не совсем понятно, куда он держит путь. Свое
восприятие событий художник выразил в этом
символическом образе.

Сам К. Петров-Водкин до последнего момента опасался, что картину не выставят для публичного обозрения, так как уже тогда догадывался, какие

Сам К. Петров-Водкин до последнего момента
опасался, что картину не выставят для публичного
обозрения, так как уже тогда догадывался, какие
возможны трактовки, связывающие образ красного
коня и судьбы России. И действительно,
произведение это воспринималось современниками
как своего рода знамение, метафорическое
выражение послереволюционной (1905) и
предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное
предвидение и предчувствие грядущих событий.
Но если современники только чувствовали
пророческий характер "Купания красного коня", то
потомки уже уверенно и убежденно заявляли о
значении картины, объявив ее "буревестником
революции в живописи".

Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь бы

Образ коня в русском искусстве с древних времен
воспринимался многозначительно. В образнопоэтическом строе славянской мифологии конь
был советчиком и спасителем человека,
провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг
которого многое значил. По контрасту с конем,
хрупким и слабым кажется юный всадник обнаженный мальчик-подросток. И хотя рука его
держит поводья, сам он подчиняется уверенной
поступи коня. Недаром искусствовед В. Липатов
подчеркивал, что "конь величав, монументален,
исполнен могучей силы, помчись он - и не удержать
его неукротимый бег". Мощь коня, его сдержанная
сила и огромная внутренняя энергия как раз и
подчеркиваются хрупкостью всадника, его
мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в 4. А.Толстой его произведения А-Война миров Б- Гиперболоид инженера Гарина В- Путешествие к центру Земли Г- Голова профессора Доуэля
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения