Художник пейзажист шишкин краткая биография. Биография Шишкина. Жизненный и творческий путь художника И.И. Шишкина

О творчестве

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Биография мастера

Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 г. в Елабуге (Вятской губ.) в небогатой купеческой семье. Не закончив обучение в Казанской гимназии, Шишкин оставил ее и продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852-56), а затем в Петербургской Академии художеств (1856-65). Скончался Шишкин И. И. скоропостижно, 8 (20) марта 1898 года в Петербурге, работая над новой картиной.

Картины Ивана Шишкина

Казалось, что могло в середине XIX века быть привычней и обыденней для любого
жителя средней полосы России, чем вид соснового леса или поля спеющей ржи? Надо было появиться Ивану Шишкину, чтобы создать творения, которые до сих пор являются непревзойденными произведениями ландшафтного искусства, в которых с поразительной ясностью как будто впервые видишь новые заповедные места.

Перед нами предстают буйные хвойные заросли, тучные нивы, неоглядное раздолье Отчизны. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Иван Шишкин - "Царь леса"

Шишкина называли „царем леса", это раскрывает его преданность теме „русский лес". Иван Иванович Шишкин был поистине „королем валера": художнику была полностью подвластна высшая примета станковой живописи - валер, умение писать картину при помощи тончайших нюансов света, тени, цвета. Такая техника требует от мастера великолепного владения рисунком, цветописью и ювелирного ощущения световоздушной среды, общего тона картины, определенной единственным по времени состоянием.


Такие полотна будто спеты на одном дыхании, где нет грубых контуров, ложных эффектов. Есть только подражание одному великому художнику - природе. В каждом из полотен художник показывает себя замечательным знатоком природы, каждой мельчайшей ее части, будь то ствол дерева или просто песок, покрытый валежником. При всей своей реалистичности картины Шишкина очень гармоничны и проникнуты поэтическим чувством любви к родине.

Значение творчества художника

Иван Шишкин – художник громадной творческой страсти, целеустремленности. Своей работоспособностью он поражал современников. Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким он запомнился своим друзьям. Он и умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Это было 20 марта 1898 года.

Огромное наследие оставил художник: более 500 живописных полотен, около 2000 рисунков и графических работ.

Весь творческий путь Шишкина предстает перед нами как великий подвиг русского человека, который в своих произведениях прославил родину, горячо и нежно им любимую. В этом сила его творчества. В этом залог того, что его картины будут жить вечно.

"Шишкин – художник народный”, – пиcал В.В. Стасов еще в 1892 г. И это право на почетное звание закрепил за Шишкиным наш народ.

Полную версию готового реферата вы можете скачать по ссылке, приведенной ниже

Шишкин Иван Иванович -основоположник русского эпического пейзажа, дающего широкое, обобщенное представление о величавой и вольной русской природе. В картинах Шишкина подкупает строгая прравдивость изображения, спокойная широта и величавость образов, их естественная, ненавязчивая простота. Поэзия шишкинских пейзажей схожа с плавной мелодией народной песни, с течением широкой, полноводной реки.

Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста. С юности им владела страсть к живописи, и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния. Все свои художественные помыслы он направлял на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:" ... просто поле, лес, реку, - и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды." В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.

На протяжении всего периода своего творчества художник следовал одному своему правилу, и не изменял ему всю жизнь: "Одно только подражание природе может удовлетворить ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры...Природу должно искать во всей ее простоте..."

Таким образом, он всю жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его, не навязывать свое индивидуальное восприятие.

Творчество Шишкина можно назвать счастливым, он никогда не знал мучительных сомнений и противоречий. Вся его творческая жизнь была посвящена совершенствованию того метода, которому он следовал в своей живописи.

Картины природы у Шишкина были настолько правдивы и точны, что его часто называли "фотографом русской природы", - одни с восторгом, другие, новаторы, с легким презрением, но на самом деле до сих пор они вызывают у зрителей волнение, восхищение. Никто не проходит мимо его полотен равнодушным.

Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.

Богатая палитра оттенков белого, коричневого и золотистого передает состояние зимней природы, ее красоту. Здесь показан собирательный образ зимнего леса. Картина полна эпического звучания.

Чародейкою Зимою околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован...сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован легкой цепью пуховой...

(Ф. Тютчев)

Картина написана в год смерти художника, он как бы вновь воскресил близкие его сердцу мотивы, связанные с лесом, с соснами. Пейзаж был экспонирован на 26-й Передвижной выставке и встретила теплый прием у прогрессивной общественности.

Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах, состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей.

Лиризм вечернего освещения сочетается в картине с эпическим характерам соснового леса-великана. Громадные, в несколько обхватов стволы деревьев, их спокойный ритм придают всему полотну особую монументальность.

"Корабельная роща" - лебединая песня художника. В ней он воспел родину с ее могучими стройными лесами, прозрачными водами, смолистым воздухом, голубым небом, с ласковым солнцем. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.

Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Последние перламутово-серебристые облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу.

Особенно ценно то, что художник сумел проникновенно предать обновленную после дождя природу, дыхание освеженной земли и травы, трепет бегущих облаков.

Жизненная правдивость и поэтическая одухотворенность делают картину "Полдень" произведением большой художественной ценности.

В полотне изображен равнинный пейзаж средней полосы России, спокойную красоту которого венчает могучий дуб. Бескрайны просторы долины. Вдали чуть поблескивает лента реки, еле видна белая церковка, а дальше к горизонту все потонуло в туманной синеве. Нет границ этой величавой долины.

Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. По обочинам ее цветы - сверкают на солнце ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Приближается страшная гроза. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.

Это излюбленная тема Шишкина - тема вековых хвойных лесов, лесной глухомани, природы величавой и торжественной в своем невозмутивом покое. Художнику хорошо удалось передать характер соснового бора, величаво-спокойного, объятого тишиной. Солнце мягко освещает пригорок у ручья, верхушки вековых деревьев, оставляя погруженной в тень лесную глушь. Выхватывая из лесного сумрака стволы отдельных сосен, золотистый свет солнца выявляет их стройность и высоту, широкий размах их ветвей. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны.

Нотки тонкого народного юмора внося потешные фигуры мишек, заглядевшихся на дупло с дикими пчелами. Пейзаж светел, чист, безмятежно радостен по настроению.

Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Природа насыщена сырым воздухом. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Но облачное небо уже начинает светлеть. Пронизывая сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, с неба льется серебристый свет, он отражается серо-стальными бликами на мокрых листьях, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают пепельный оттенок. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени.

В этом полотне больше, чем в какой-либо другой картине Шишкина, обнаружилась народность его восприятия природы. В нем художник создал образ большой эпической силы и подлинно монументального звучания.

Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь - от этого еще острее ощущение, какая она высокая, тучная и густая. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов, и они тотчас скрывают ее. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.

Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога, с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки.

Картина "Рожь" - это обобщенный образ родины. В ней победно звучит торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли. Огромная вера в мощь и богатство природы, которым она вознаграждает труд человека, - вот основная мысль, которая руководила художником при создании этого произведения.

Художник прекрасно уловил в этюде солнечное освещение, просветы яркого синего неба в контрасте с зеленью дубовой кроны, прозрачные и трепетные тени на стволах старых дубов.

Картина написана по мотивам одноименного стихотворения М.Ю Лермонтова.

В картине звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, снега и льда, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бескончную даль, покрытую снегами. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого, все вокруг замерло. оцепенело. Но на самом краю скалы, отчаянно зацепившись за жизнь, гордо стоит одинокая сосна. Тяжелые хлопья сверкающего снега сковали ее ветви, тянут вниз, к земле. Но сосна с достоинством несет свое одиночество, власть лютого холода неспособна сломить ее.

Иван Шишкин краткая биография известного русского художника изложена в этой статье.

Иван Шишкин биография кратко

Известные картины Шишкина: “Осень”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”, “Перед грозой” и другие.

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, в семье небогатого купца.

С детских лет увлекался рисованием. Родители пытались привлечь его к занятиям торговлей, но безуспешно.

В 1852 году отправился в Москву для поступления в Училище живописи и ваяния и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к выводу, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей.

В Москве он учился под руководством профессора А. А. Мокрицкого. В 1856–60 гг. продолжает свое обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. Его развитие идет стремительно. С другими молодыми пейзажистами работал на острове Валаам. За свои успехи Шишкин получает все возможные награды.

В 1860 году был награжден Большой золотой медалью за пейзаж “Вид на острове Валаам”. Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но сначала он отправился в Казань и дальше на Каму. Хотел навестить свой родной край. Только весной 1862 года он уехал заграницу.

В течение 3-х лет жил в Германии и Швейцарии. Занимался в мастерской живописца и гравера К. Роллера. Еще до своей поездки был известен как блестящий рисовальщик. В 1865 году за картину “Вид в окрестности Дюссельдорфа” получил звание академика. С 1873 года он стал профессором художеств.

И. И. Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.

Шишкин занимался не только рисованием, но и в 1894 году начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты.

Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.

Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств.

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуге. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792-1872).

Иван Крамской.
Портрет И. И. Шишкина .
(1873, Третьяковская галерея)

В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» - картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.

Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне - Гатчинский район Ленинградской области).

В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество

«Портрет И. Шишкина».
И. Н. Крамской
(1880, Русский музей)

Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

«Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками» , - считают некоторые критики. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни; он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884-1885 годах, издал в двух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.

«Утро в сосновом лесу».
И. Шишкин, К. Савицкий

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

Семья

Могила И. И. Шишкина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

  • Первая жена (с 28.10.1868) Евгения Федосеевна Васильева (1847-1874). В этом браке у Шишкина было трое детей: сыновья Владимир (1871-1873) и Константин (1873-1875), дочь Лидия (1869-1931).
  • Вторая жена Лагода-Шишкина, Ольга Антоновна (1850-1881) - художница-пейзажистка, ученица Шишкина. У них 21 июня 1881 года родилась дочь Ксения, которую после смерти матери воспитала её сестра, В. А. Лагода.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1880-1882 - 5-я линия Васильевского острова, 10;
  • 1882 - 08.03.1898 года - 5-я линия, 30, доходный дом И. Н. Шмидта.

Память

В Елабуге установлен памятник И. И. Шишкину, с 1962 года действует Мемориальный дом-музей И. И. Шишкина, рядом с которым расположены Шишкинские пруды. Именем Шишкина названа Детская художественная школа № 1 и улица.

Ряд улиц в различных городах России назван в честь И. И. Шишкина.

В филателии

В СССР и Российской Федерации неоднократно выпускались марки, отмечавшие юбилейные даты И. И. Шишкина и воспроизводившие его работы.

50 лет со дня смерти И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1264; Mi #1220).

И. И. Шишкин. «Рожь». СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1265; Mi #1221).

И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1266; Mi #1222).

И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. СССР, 1948 год, (ЦФА (ИТЦ) #1267; Mi #1223).

Пятый международный конгресс по охране лесов. На марке воспроизведена картина И. И. Шишкина «Корабельная роща». СССР, 1960 год, (ЦФА (ИТЦ) #2466; Mi #2384).

И. И. Шишкин. «Сосновый бор». СССР, 1971 год, (ЦФА (ИТЦ) #4058; Mi #3935).

175 лет со дня рождения И. И. Шишкина. И. Н. Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина. Россия, 2007 год, (ЦФА (ИТЦ) #1160; Mi #1392).

И. И. Шишкин. «На севере диком…» Россия, 2007 год, (ЦФА (ИТЦ) #1161; Mi #1393).

Галерея работ

«Сторожка в лесу»,
1870

«Берёзовый лес»,
1871

«Берёзовая роща»,
1878, Национальный музей искусств Азербайджана

Про кого из отечественных живописцев можно сказать: «Самый русский художник»? Конечно же, это Иван Иванович Шишкин. Биография мастера - жизненный путь талантливого человека, не обременённого психологическими или психическими патологиями, то есть тем, что движет многими представителями мира искусства. Ведь талант, по мнению многих, - это некое отклонение от нормы, своеобразная аномалия. Однако про Ивана Шишкина так не скажет даже самый глубокий психоаналитик.

Мироощущение художника

Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены - яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе. Его талант развился на благодатной и чистой почве

Как выглядит биография Шишкина художника? С самого рождения - хорошая семья, православные традиции, доброта, забота и бережное отношение к каждому существу, встретившемуся на пути. Такое мироощущение отразилось в каждом живописном полотне, которое создал Шишкин.

Биография и картины художника будут рассмотрены в этой статье в несколько непривычном ракурсе. Нами движут большая любовь и уважение к мастеру. Его жизнь и творчество лишены скандалов и загадок.

Раннее признание и популярность

Слава сама нашла Ивана Ивановича, причём пришла к нему она довольно рано, не заразив опасной Вероятно, глубокий внутренний мир, патриархальное воспитание, высокая нравственность и духовность создали ему крепкий иммунитет. А ведь эта болезнь - слава - погубила очень многие жизни и разрушила целые судьбы.

«Утро в сосновом лесу»

Прекрасным и честным был Иван Шишкин. Биография его - это описание личности, редкой по своим душевным качествам. Интересна в этой связи история со знаменитой картиной «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в соавторстве с Константином Аполлоновичем Савицким. Савицкий предложил идею. Он хотел нарисовать пейзаж с медвежьим семейством.

Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Для Шишкина мрачная природа - нонсенс. На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца, или много открытого неба, или водоём, или дорога. «Утро…» полностью лишено всего этого. Случайность? Мрачное настроение? Ничуть не бывало! Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин.

Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. Третьяков решил судьбу картины по-своему. У него были какие-то свои трения с Савицким.

Детство

Как мало кто из художников Иван Иванович разбирался в тонкостях изображения природы. Откуда черпал свои знания Шишкин? Биография художника тесно и неразрывно связана с Центральной частью России, с её лесами, полями и реками. Он родился в Елабуге в купеческой семье. А купечество в те времена было уважаемым сословием - образованным и культурным.

Отец Ивана Ивановича любил книги, увлекался историей, даже написал книгу о родном крае. Будучи богатым и успешным предпринимателем, он немалые средства тратил на благотворительность, будь то строительство церкви или

Интерес к живописи у сына вызывал в нём одобрение. Мальчику покупали краски, бумагу, нанимали хороших учителей. Иван в детстве даже разрисовал забор своего дома, о чём сохранились сведения в архивах его родного города. Ведь биография Шишкина не является тайной и не имеет белых пятен. Всё чисто и прозрачно, как лучи солнечного света на его пейзажах. Не будучи сложной и не претерпевая резких взлётов и падений, биография Шишкина, художника и человека, отнюдь не была безмятежно счастливой и ровной.

Профессиональное образование

Иван Иванович получил хорошее образование. Он учился в Москве в Училище живописи и ваяния, потом - в Санкт-Петербургской Академии художеств. Эти учебные заведения давали прекрасные фундаментальные знания в сфере искусства и архитектуры. Они стали успешным стартом для многих талантливых людей. Не стал исключением и Иван Шишкин.

Биография художника показывает, что к изучению ремесла он относился серьёзно и добросовестно. Профессиональное образование дало художнику понимание того, что живописная картина - это сложно построенная умение обращаться со светом и тенью, видеть всё, но запечатлевать на полотне только характерное и основное.

Отношение к ремеслу

Некоторые дилетанты утверждают, что картины Шишкина - это своего рода фотографии того времени.

Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах. В них нет политики и социальной направленности. Это очевидно. В его картинах - чуткое отношение к деталям. Отсюда и достоверность, и жизнь на его картинах. Судите сами.

Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело?» Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Одни срубы разбухают, другие - тонут, а третьи - отталкивают воду. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна, их которых сделаны плоты. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Если использовать цвета, соответствующие лиственнице, которая в воде тонет, то от картины будет ощущение недостоверности, дисгармонии.

Именно точность в деталях и сделала картину «Утро в сосновом лесу» такой знаменитой. Там всё точно и честно. Поэтому его картины так любимы и популярны. Их спокойная гармония никогда не вызывала споров и конфликтов.

Любителям «жареных» фактов и будуарных секретов незачем копаться в личной жизни художника. Там всё честно и чисто. Биография Шишкина, его душевные переживания, взлеты и падения - всё это есть в его картинах. За свою жизнь, а прожил Иван Иванович 66 лет, он написал несколько сотен картин.

Художник полудня

Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует, и выразительность и достоверность достигаются иными способами. Прожив все детство в Елабуге, впитав в себя красоту и покой любимого края, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. Характерна в этом смысле «Рожь».

«Рожь»

Она написана в Елабуге в 1878 году. Полуденное солнце не создаёт тени, но мы явственно ощущаем порывы ветра сквозь духоту летнего дня. Они только начали трепать тяжёлые колосья. Через несколько минут разразится гроза, которая смочит землю, и зерно не осыплется.

Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане - засохшая сосна? Так в реальной жизни не бывает. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни? Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Не согласен с такой судьбой и художник, но он пытается смириться, ищет способ, как научиться жить в новой реальности. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Что впереди? «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой?», - думал Иван Шишкин. Биография художника зашифрована в его творениях. Это несомненно.

Попытка начать новую жизнь

После череды трагедий с близкими Иван Иванович попытался утопить горе старинным способом. Однако опускать руки было не в его характере. Постепенно он справился и начал жизнь сначала. Биография Шишкина содержит сведения о втором его браке, но и он закончился трагедией. Молодая жена умерла. Больше Иван Иванович не искал спутницу жизни. Помогать растить и воспитывать двух девочек от первого брака приехала сестра второй жены.

Картины как отражение обстановки в стране

Родился Иван Иванович Шишкин 13 января 1832 года, а умер 8 марта 1898 года. Судя по его рисункам, это было самое прекрасное, самое спокойное, самое сытое и безмятежное время для нашей страны, лишь изредка омрачавшееся, но, в общем и целом, богатела и процветала. Это было в те годы, когда обычные студенты, имеющие хорошую успеваемость, получали государственную стипендию и обучались частично в России, частично - в Италии, Франции, Германии или других странах. Так же было и с Шишкиным.

Картина-прощание

Как прожил свою жизнь Иван Шишкин? Биография краткая и пронзительная читается в его последней работе-завещании «Корабельная роща». не ломающийся под ударами судьбы, и до конца жизни сохранивший в своём сердце свет и христианское смирение, не пустив в него мрак и тень обид и разочарований.

Пройдут сотни лет, и люди, глядя на картины Шишкина, будут узнавать, как выглядела наша планета, когда на ней ещё были леса и неосвоенные территории. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Он часто приезжал к ней, и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения