Судейкин балетная пастораль описание. Сергей судейкин. Отрывок, характеризующий Судейкин, Сергей Юрьевич

Судейкин Сергей Юрьевич (1882-1946)

С. Ю. Судейкин родился в семье жандармского полковника. В 1897 г. он поступил в МУЖВЗ, однако в 1902 г. был отчислен за показанные на ученической выставке работы "непристойного содержания".

Уже первые самостоятельные работы Судейкина с их романтической наивностью, перламутровыми тонами оказались близки художникам-символистам. Он иллюстрировал драму М. Метерлинка "Смерть Тентажиля" (1903), сотрудничал с журналом "Весы", участвовал в выставках "Алая роза" (1904) и "Голубая роза" (1907), "Венок- Стефанос" (1908).

В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ. В это время у художника завязались творческие отношения с А. Н. Бенуа, а через него и с другими "мирискусниками". В 1911 г. он стал членом объединения "Мир искусства". Тесная дружба связывала его с К. А. Сомовым. Во многом от сомовских "маркиз" отталкивался Судейкин в своих работах, также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи. "Пастораль" (1905), "Сад Арлекина", "Венеция" (обе 1907), "Северный поэт" (1909), "Восточная сказка" (начало 1910-х) - характерны уже сами названия картин Судейкина. Романтический сюжет нередко получал у него наивную, примитивно-лубочную трактовку, содержал элементы пародии, гротеска, театрализации.

Его натюрморты - "Саксонские фигурки" (1911), "Цветы и фарфор" (начало 1910-х) и др. - при всей их близости к натюрмортам А. Я. Головина также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Тема театра не раз возникала в его живописи. Судейкин изображал балет и кукольный театр, итальянскую комедию и русское масленичное гулянье ("Балетная пастораль", "Гулянье", обе 1906; "Карусель", 1910; "Петрушка", 1915; серия лубков "Масленичные герои", середина 1910-х, и др.).

Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре "Эрмитаж" С. И. Мамонтов. В 1905 г. Судейкин совместно с Н. Н. Сапуновым оформил "Смерть Тентажиля" в постановке В. Э. Мейерхольда для Театра-студии на Поварской; в 1906 г. - драму М. Метерлинка "Сестра Беатриса" в Театре В. Ф. Ко-миссаржевской в Петербурге. В 1911 г. он работал над балетными спектаклями Малого драматического театра в Петербурге и комической оперой М. А. Кузмина "Забава дев", поставленной там же; в 1912 г. вместе с А. Я, Таировым - над пьесой "Изнанка жизни" X. Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре. В 1913г. Судейкин участвовал в "Русских сезонах" в Париже, выполнив декорации и костюмы к балетам "Красная маска" Н. Н. Черепнина и "Трагедия Саломеи" Ф. Шмидта.

В 1910-х гг. Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской художественной жизни. Он оформляет книги стихов своего друга поэта М. А. Кузмина - "Куранты любви" (1910), "Осенние озера" (1912); участвует в постановках "Башенного театра" в доме поэта В. И. Иванова; в 1910- 11 гг. помогает В. Э. Мейерхольду организовать Дом интермедий, в 1911 г. расписывает стены кабаре "Бродячая собака", в 1915-м создает декоративные панно для театра-кабаре "Привал комедиантов".

В 1917 г. Судейкин переехал в Крым, а затем, в 1919-м, - в Тифлис, где он вместе с грузинскими художниками расписал кабачок "Химериони". В 1920 г. художник уехал в Париж. Главные работы Судейкина, выполненные за границей, также принадлежат театральным подмосткам. Художник сотрудничал с Н. Ф. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре "Летучая мышь", с "Русской оперой" М. Н. Кузнецовой, с театром "Аполло"; для балетной труппы А. П. Павловой оформил "Спящую красавицу" П. И. Чайковского и "Фею кукол" И. Байера

Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности интересов Судейкина. Он много работал для нью-йоркской "Метрополитен-опера", где оформил балеты И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1924), "Соловей" (1925), "Свадебка" (1929); оперы "Садко" Н. А. Римского-Корсакова (1929), "Летучий голландец" Р. Вагнера (1930) и др. Сотрудничал также с труппами Дж. Балан-чина и М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму "Воскресение" (по роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-35). Последние годы жизни тяжело больной художник провел в нужде. Его творческие силы были исчерпаны.

Картины художника

Аллегорическая сцена.


Артистическое кафе


Балет


Венецианские куклы. Фрагмент


Влюбленные при луне.


Гуляние


Декорация к «Развлечениям для девушек» Кузмина.


Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»)


Карусель


Масленичный Петрушка


Молочный час


Натюрморт с фарфоровыми фигурками и розами


Ночной праздник.


Олимпии. Эскиз декорации к «Сказкам Гофмана» Ж.Оффенбаха


Парк перед замком. Эскиз декорации к «Лебединому озеру» Чайковского


Сергей Юрьевич Судейкин (1882 -1946)

Сергей Юрьевич Судейкин - русский художник, представитель символизма, один из виднейших мастеров круга «Голубой розы», родился в Петербурге 19 марта 1882 в семье жандармского полковника Г. П. Судейкина, убитого через год народовольцами. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909); в 1902 был отчислен на один год за показ на студенческой выставке работ «непристойного содержания».

"Гуляние". 1906

Работа в театре Комиссаржевской свела Сергея Судейкина с Ольгой Глебовой. Он увлекся ей и начал усердно ухаживать. Ольга благосклонно принимала его поклонение и сама без памяти влюбилась в молодого художника.

В конце 1906 Сергею Судейкину нужно было ехать в Москву. Ольга пошла проводить его на вокзал, поднялась в вагон и... уехала с ним, позабыв или постаравшись забыть, что в этот самый вечер она должна была, переодевшись мальчиком, играть пажа и третьем действии "Вечной сказки" Пшибышевского. Когда беглянка возвратилась через два дня, Вера Комиссаржевская отказалась принять извинения и уволила ее из труппы.

В начале 1907 года, Ольга Глебова стала женой Сергея Судейкина. Венчание состоялось в Петербурге, в церкви Вознесения.


«Портрет Ольги Глебовой-Судейкиной». 1900-е

Поэма без героя
Второе посвящение
О.С.

Ты ли, Путаница-Психея.
Черно-белым веером вея,
Наклоняешься надo мной.
Хочешь мне сказать по секрету.
Что уже миновала Лету
И иною дышишь весной.
Не диктуй мне, самая слышу:
Теплый ливень уперся в крышу,
Шепоточек слышу в плюще.
Кто-то маленький жить собрался,
Зеленел, пушился, старался
Завтра в новом блеснуть плаще.
Сплю -
она одна надо мною.
Ту, что люди зовут весною,
Одиночеством я зову.
Сплю -
мне снится молодость наша.
Та, его миновавшая чаша;
Я ее тебе наяву.
Если хочешь, отдам на память,
Словно в глине чистое пламя
Иль подснежник в могильном рву.

Анна Ахматова



В 1909 Судейкин поступил в петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской Кардовского до 1911. Он был одним из организаторов выставки «Голубая роза» (1907)

В отличие от большинства других «голуборозовцев», Судейкин (не без влияния Сомова) исповедовал некий «иронический символизм», превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо «прекрасной старины» (Гулянье, 1906; В парке, 1907; Балет, 1910; серия собственно лубков Масленичные герои, середина 1910-х).

Эти красочные, почти что кукольные мини-спектакли с подчеркнуто «ненастоящими» фигурками и антуражем стали связующим звеном между его живописью и сценографией.

Активно работал в театре, начиная с оперной антрепризы Мамонтова в московском «Эрмитаже» (конец 1890-х). Оформил совместно с Н. Н. Сапуновым. Смерть Тентажиля Метерлинка в постановке Мейерхольда (студия на Поварской, 1905).

Пастораль. 1906

Уже первые самостоятельные работы Судейкина с их романтической наивностью, перламутровыми тонами оказались близки художникам-символистам. Он иллюстрировал драму М. Метерлинка "Смерть Тентажи-ля" (1903), сотрудничал с журналом "Весы", участвовал в выставках "Алая роза" (1904) и "Голубая роза" (1907), "Венок- Стефанос" (1908).

В 1909 Судейкин поступил в Петербургскую АХ. В это время у художника завязались творческие отношения с Бенуа, а через него и с другими "мирискусниками".


«Карусель». 1910

В 1911 Судейкин стал членом объединения "Мир искусства". Тесная дружба связывала его с Сомовым. В 1910-1911 годах он помогал Мейерхольду в организации «Дома интермедий», а в 1911 году расписывал стены знаменитого литературно-художественного кабаре «Бродячая собака».
У «Бродячей собаки» даже существовал гимн, главным героем которого стал Судейкин:
И художники не зверски
Пишут стены и камин.
Тут и Белкин, и Мещерский,
И кубический Кульбин.
Предводительствует дерзкий,
Словно ротой гренадерской,
Сам Судейкин, сам Судейкин,
Сам Судейкин господин.

Во многом от сомовских "маркиз" отталкивался Судейкин в своих работах, также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи. "Пастораль" (1905), "Сад Арлекина", "Венеция" (обе 1907), "Северный поэт" (1909), "Восточная сказка" (начало 1910-х) - характерны уже сами названия картин Судейкина. Романтический сюжет нередко получал у него наивную, примитивно-лубочную трактовку, содержал элементы пародии, гротеска, театрализации. Его натюрморты - "Саксонские фигурки" (1911), "Цветы и фарфор" (начало 1910-х) и др. - при всей их близости к натюрмортам А. Я. Головина также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Тема театра не раз возникала в его живописи. Судейкин изображал балет и кукольный театр, итальянскую комедию и русское масленичное гулянье ("Балетная пастораль", "Гулянье", обе 1906; "Карусель", 1910; "Петрушка", 1915; серия лубков "Масленичные герои", середина 1910-х).

Парк перед замком. Эскиз декорации к «Лебединому озеру» Чайковского. 1911

Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре "Эрмитаж" С. И. Мамонтов. В 1905 Судейкин совместно с Н. Н. Сапуновым оформил "Смерть Тентажиля" в постановке Мейерхольда для Театра-студии на Поварской; в 1906 - драму Метерлинка "Сестра Беатриса" в Театре Комиссаржевской в Петербурге.

В 1910-х Сергей Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской художественной жизни. Он оформляет книги стихов своего друга поэта Кузмина - "Куранты любви" (1910), "Осенние озера" (1912); участвует в постановках "Башенного театра" в доме поэта В. И. Иванова; в 1910 - 11 помогает Мейерхольду организовать Дом интермедий, в 1911 расписывает стены кабаре "Бродячая собака".

В 1911 он работал над балетными спектаклями Малого драматического театра в Петербурге и комической оперой М. А. Кузмина "Забава дев", поставленной там же; в 1912 вместе с Таировым - над пьесой "Изнанка жизни" Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре. В 1913 Судейкин участвовал в "Русских сезонах" в Париже, выполнив декорации и костюмы к балетам "Красная маска" Черепнина и "Трагедия Саломеи" Шмидта.

Сергею Судейкину (1914)

Спокоен ход простых суровых дней, Покорно все приемлю превращенья. В сокровищнице памяти моей Твои слова, улыбки и движенья. Анна Ахматова

В 1915-м Сергей Юрьевич Судейкин создает декоративные панно для театра-кабаре "Привал комедиантов".

Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»). 1916

Роспись в «Привале Комедиантов» была выполнена в духе наступившего времени: черные стены, черные потолки с яркой золотой лепниной, усеянной битым стеклом. Все это создавало полное впечатление мрачного царства теней.
В том же 1915 году Судейкин оформлял декорации для постановки «Женитьбы Фигаро» в московском Камерном театре, к труппе которого принадлежала актриса Вера де Боссе. Сергей Судейкин познакомился с ней в сентябре того же года, влюбился и придумал для нее специальный номер, испанский танец, и костюм, украшенный маленькими звездочками.
Роману Судейкина с Верой де Боссе Михаил Кузмин посвятил свою «Чужую поэму». Ради Судейкина Вера сначала оставила прежнего мужа Роберта Шиллинга, а потом и сцену, стремясь стать идеальной женой художника.

"Портрет Веры"

В марте 1917 Судейкин был послан на фронт. Считается, что в итоге от военных действий художника спасла болезнь. В июне 1917 года он вместе с верой уезжает в Крым.
В Ялте он участвует в выставке, организованной Сергеем Маковским вместе с Миллиоти, Сориным и другими. Затем в 1919 чета переезжает в Тифлис, где Сергей оформляет литературные кафе «Химериони» и «Ладья аргонавтов».В 1920 Сергей и Вера Судейкины с помощью Зиновия Пешкова эмигрируют в Париж.



Главные работы Судейкина, выполненные за границей, также принадлежат театральным подмосткам. Художник сотрудничал с Н. Ф. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре "Летучая мышь", с "Русской оперой" М. Н. Кузнецовой, с театром "Аполло"; для балетной труппы А. П. Павловой оформил "Спящую красавицу" Чайковского и "Фею кукол" И. Байера.

Переезд в США в 1923 не изменил направленности интересов Судейкина. Он много работал для нью-йоркской "Метрополитен-опера", где оформил балеты Стравинского "Петрушка" (1924), "Соловей" (1925), "Свадебка" (1929); оперы "Садко" Н. А. Римского-Корсакова (1929), "Летучий голландец" Р. Вагнера (1930) ... Сотрудничал также с труппами Дж. Баланчина и М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму "Воскресение" (по роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-35). Персональные выставки Судейкина прошли в Чикаго и Питсбурге (1929), в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чаттануге (1934-39).
Умер Сергей Судейкин в 1946 году.
Творчество Судейкина обычно определяют как близкое символизму, но это был некий "иронический символизм". Художник превращал свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора и "прекрасной старины".

Аллегорическая сцена

Сергей Юрьевич Судейкин — создатель ярких женских образов, которые отображали настроения русской интеллигенции начала прошлого века. Он был мастером аллегорий, умело обыгрывал русскую тематику в своих работах, балансируя между воспеванием и дружеской насмешкой.
Художнику посвящено стихотворение Николая Гумилева «Путешествие в Китай».

Праздником будут те недели,
Что проведем на корабле…
Ты ли не опытен в пьяном деле,
Вечно румяный, мэтр Раблэ?

Грузный, как бочки вин токайских,
Мудрость свою прикрой плащом,
Ты будешь пугалом дев китайских,
Бедра обвив зеленым плющом.

Будь капитаном. Просим! Просим!
Вместо весла вручаем жердь…
Только в Китае мы якорь бросим,
Хоть на пути и встретим смерть!

Николай Гумилёв

Суде́йкин, Серге́й Ю́рьевич (Георгиевич) (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США) — русский живописец, график, художник театра.

Родился в Санкт-Петербурге в семье подполковника Отдельного корпуса жандармов Георгия Порфирьевича Судейкина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1909). Учился у А. Е. Архипова, А. С. Степанова, А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака (однако за демонстрацию на студенческой выставке весьма фривольного содержания рисунков, в манере, «не входившей в учебную программу», был отчислен сроком на один год вместе с М. Ф. Ларионовым и А. В. Фонвизиным).


C 1903 — продолжает обучение в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина.

Начало карьеры Сергея Судейкина, как театрального художника связано с московским театром «Эрмитаж» в Каретном Ряду, так в 1902 году совместно с Н. Н. Сапуновым он работает здесь над оформлением целого ряда оперных постановок в их числе «Орфей» К. В. Глюка и «Валькирия» Р. Вагнера.

В 1903 году он (также вместе с Н. Сапуновым) иллюстрирует драму М. Метерлинка «Смерть Тентажиля».

В дальнейшем Судейкин оформляет постановки для Малого драматического, Русского драматического и театра Комиссаржевской в Петербурге. Помимо этого, как художник он сотрудничает с журналами «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».

В 1904 г. — участвует в выставке «Алая роза».

1905 — участник выставок «Московского товарищества художников», «Союза русских художников» (1905, 1907—1909).

1907 — становится одним из создателей символистского художественного объединения «Голубая роза». Участник выставок «Венок-Стефанос» (1907, Москва), «Венок» (1908, Петербург).В январе 1907г. женится на актрисе и танцовщице Ольге Глебовой.

В 1909 г. Сергей Судейкин — выпускник МУЖВЗ со званием неклассного художника. В том же 1909 г. поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, в мастерскую Д. Н. Кардовского. Тогда же знакомится с А. Н. Бенуа и благодаря этому знакомится с другими «мирискуссниками».

1911 г. — вступает в объединение «Мир Искусства». В этот период большое влияние на художника оказывает творчество К. А. Сомова. Один из организаторов и декоратор литературно-художественного кабаре «Бродячая собака».

1915 г. выполняет декоративные панно для театра-кабаре «Привал комедиантов». В конце 1915 года расстаётся с женой, Ольгой Глебовой-Судейкиной. В этом же году знакомится с актрисой Верой Шиллинг (урожденной Боссе) в марте 1916 года она переезжает к нему в Петербург. Их образы получили отражение в творчестве поэта Михаила Кузмина: «Чужая поэма», и пантомима «Влюблённый дьявол». Обе жены изображены С. Судейкиным на картине "Моя жизнь" 1916 г.

В 1917 г. Судейкин уезжает в Крым, живёт в окрестностях Алушты, затем в Мисхоре, в Ялте участвует в выставке, организованной С. К. Маковским, вместе с Н. Д. Миллиоти, С. А. Сориным и другими. В феврале 1918 г. женится на Вере Шиллинг, взявшей его фамилию. В апреле 1919 г. переезжает в Тифлис (1919 г.), где оформляет литературные кафе — «Химериони» и «Ладья аргонавтов». В декабре 1919г. переезжает в Баку, затем возвращается в Тифлис, затем в Батум.

В 1920 г. Сергей и Вера Судейкины эмигрируют во Францию, путь его лежит из Батума через Марсель в Париж. В Париже становится сценографом кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. В мае 1922г. расстаётся с женой, Верой Судейкиной. В Париже оформляет два спектакля для труппы Анны Павловой. С труппой Балиева Судейкин приежает на гастроли в США (1922 г.) и обосновывается в Нью-Йорке.

В период с 1924 по 1931 годы активно работает над оформлением многих постановок для театра «Метрополитен Опера», (балеты И. Стравинского «Петрушка» (1925), «Соловей» (1926), оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова (1930), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1931), сотрудничает с труппами М. М. Фокина, Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина. Создает декорации к голливудскому кинофильму «Воскресенье» (1934—1935) по роману Л. Н. Толстого.

Работы художника находятся во многих известных российских и зарубежных музеях, таких как: Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева, Бруклинский музей в Нью-Йорке и других.

Сергею Судейкину посвящено стихотворение Николая Гумилёва « в Китай».

Последние годы жизни Сергей Судейкин тяжело болел. Умер в августе 1946 г. в Нью-Йорке.

Вера Судейкина

Художник Сергей Юрьевич Судейкин

Художник после Октябрьской революции два года прожил в Крыму, затем год в Тифлисе и Баку, после чего эмигрировал во Францию - путь его лежал из Батуми, через Марсель, и в 1919 г. художник переехал в Париж. Там он становится сценографом: сотрудничает с театрами "Летучая мышь" и "Балаганчик". Всем своим существованием деятельность этих театров была обязана Судейкину. Д.З.Коган, занимавшийся исследованием наследия художника, отмечает что творческие принципы художника во многом воздействовали и определяли деятельность театра. «Здесь легкий жанр с претензией на многозначительное «придуривание», и стилизация, и облегченный гротеск, и острота сдвигов и смещений, и путаница театра и жизни, правды и лжи, и соединение приземленности и возвышенности» . Эскизы и программки, оформленные им, пользовались популярностью среди русской эмиграции в основном благодаря «русскому национальному стилю».

В Париже оформляет балетные спектакли для труппы А. Павловой (балеты «Фея кукол» и «Спящая красавица»). Участвует в русской групповой выставке в парижской галерее "Денси". В эмиграции работа в театре продолжает оставаться основным делом художника.
Затем с труппой Балиева Судейкин переезжает в США, где в 1922 г. обосновывается в Нью-Йорке. На данном этапе творческого пути важно отметить его участие в русских выставках в Бруклинском музее в Нью-Йорке и в Институте Карнеги в Питтсбурге.

В 1920-е - 1930-е гг. художник работает главным образом для театров: Метрополитен-опера: балеты И.Ф. Стравинского, оперы H.A. Римского-Корсакова, Р. Вагнера, М.П. Мусоргского, В. Моцарта. Кроме того, сотрудничает с труппами Дж. Баланчина, М. Мордкина и М. Фокина. Театральные постановки, которые Судейкину довелось оформлять в эти годы, отражают его стремление быть в тренде передовых европейских течений и наглядно демонстрируют попытки приспособить новые приемы к своей деятельности. Одна из таких тенденций - это слияние театра и повседневной жизни когда «быт театрализовывался», а «театр обытовлялся». У художника это выражалось в следующем: он одновременно тяготел к жизненной конкретности на грани объективизма и к максимальной театральной условности. Существенное место в работе художника заняло оформление произведений И.Ф.Стравинского. «Петрушка» был особенно близок художнику благодаря своему мироискусническому характеру и балаганной природе. Данной постановке «характерна и пряная, напряженная, дразнящая, зазывная яркость судейкинских красок, сверкающих в своей искусственности и искусности».
При оформлении «Волшебной флейты» для Метрополитен-опера хорошо заметен сказочный, фантастический мир, сочетание аристократического искусства и народного, лирики и иронии. Характер изобразительного решительно соединил в себе стилизацию немецкого и французского рококо и барокко с мотивами Древнего Египта.

На протяжении 30-х гг. Судейкин сохраняет репутацию плодовитого театрального художника.
Кроме театра Серей Судейкин занимался станковой живописью, делал декоративные панно, писал портреты. В его творчестве сложно переплетаются принципы "Мира искусства", кубизма и экспрессионизма. В целом станковое творчество Судейкина претерпевает все те же процессы что и театрально декорационное. Здесь он также старается пройти через все соблазны современного искусства. Среди известных станковых работ художника особое место занимают: «Депрессия», «Русская идиллия», «Американская панорама». Своеобразным итогом творческого пути художника стало полотно «Моя жизнь» (1940-ые, частное собрание, Нью-Йорк). Финальный аккорд биографии художника за рубежом, завершающий штрих к картине его жизни: мастер перед мольбертом, жизнь как театр, соратники в лице С.П. Дягилева, Н.Ф.Балиева, а также Анна Павлова в палитре художника.

Далее важными событиями в жизни художника следует отметит две выставки:
1929 - персональная выставка в Институте Карнеги;
1933 - персональная выставка в Публичной библиотеке Бруклинского музея.
1934-39 - проводит ряд персональных выставок в галереях Нью-Йорка и Лос-Анджелеса.

В 1934-35 г. художник исполнил декорации для голливудской экранизации "Воскресения" Л.Н. Толстого. Судя по фотографиям эскизов, художнику наиболее удачно удалось передать черты быта русской провинции, однако впечатление от тюрьмы несколько «американизированное» и архитектура Петербурга кажется неправдоподобной. Отсутствие должной выразительности и правильного прочтения романа вероятно стало следствием долгого пребывания художника вдали от Родины, приведшего к появлению отчужденности.
Последние годы жизни Судейкин тяжело болел. В 1946 году художник скончался.
Похоронен на Бруклинском кладбище в Нью-Йорке. Одним из его последних желаний было передача всего его творческого наследия на Родину.

Коган Д.З. Сергей Юрьевич Судейкин: 1884-1946. М.:1974. С.140

19 марта 1882 года в семье инспектора Петербургского охранного отделения родился Сергей Юрьевич Судейкин. Не прошло и двух лет после его рождения, как отец был убит народовольцами. Сергей Судейкин поступил в 1897 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества...



Личное дело

Педагогом Судейкина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества был Константин Коровин. В 1902 году Судейкин вместе с Михаилом Ларионовым и Артуром Фонвизиным был отчислен сроком на один год за показ на студенческой выставке работ «непристойного содержания».

В годы обучения стал сотрудничать с театром «Эрмитаж», где вместе с Николаем Сапуновым оформлял оперные спектакли антрепризы Мамонтова, затем с Театром-студией на Поварской («Смерть Тентажиля» Метерлина в постановке В. Мейерхольда), в дальнейшем был художником во многих других театрах Москвы и Петербурге.

Иллюстрации Судейкина публиковались в журналах «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Участвовал в выставке «Алая роза» (1904), выставках Московского товарищества художников», «Союза русских художников» (1905, 1907 — 1909). Входил в число основателей объединения «Голубая роза» и участвовал в первой выставке объединения, открывшейся 18 марта 1907 года в доме 8 на Мясницкой.

У Сергея Судейкина был роман с поэтом Михаилом Кузминым. В 1907 году Судейкин расстается с Кузминым и женится на актрисе Ольге Глебовой. Она изображена на нескольких его картинах. В 1909 году завершил обучение, получил звание неклассного художника, и отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств.

В этот момент он творчески сблизился с Александром Бенуа и другими художниками объединения «Мир искусства». Был одним из основателей и оформителем знаменитого литературно-художественного кабаре «Бродячая собака». Работал над декорациями для ряда немых фильмов.

В 1915 году Судейкин расстался с Глебовой. В том же году он познакомился с актрисой Верой Боссе, игравшей тогда в Камерном театре Таирова и снимавшийся в кинофильмах у режиссера Протазанова. В марте 1916 года Вера переехала к ниму. Михаил Кузмин посвятил Вере и Сергею Судейкину «Чужую поэму».

В начале 1917 года Судейкина был призван на фронт, а Вера вернулась в Москву. Но он вскоре вернулся, и в мае 1917 года они решили отправиться на юг. Летом 1917 года они встречаются в Крыму с Мандельштамом, который посвятил им стихотворение «Золотистого меда струя из бутылки текла…».

Вера Боссе и Сергей Судейкин жили под Алуштой, затем в Ялте и Мисхоре. В феврале 1918 года они официально зарегистрировали брак, хотя у оба не были разведены с предыдущими супругами. Вера тоже начала писать картины. Осенью 1918 года она участвовала в выставке «Искусство в Крыму» в Ялте.

В апреле 1919 года они покинули Крым, переехав сначала в Новороссийск, а затем вскоре в Тифлис, где жили до декабря. Затем они побывали в Баку, Батуме, снова в Тифлисе, пока, наконец, в мае 1920 года не уехали в Париж.

Судейкин стал сценографом кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева, оформил два спектакля труппы Анны Павловой («Спящую красавицу» П. И. Чайковского и «Фею кукол» И. Байера). 19 февраля 1921 года Дягилев познакомил Веру Судейкину с Игорем Стравинским, а в конце мая 1922 года она рассталась с мужем, чтобы уйти к Стравинскому.

Вместе с труппой Балиева Судейкин в 1922 году отправился на гастроли в США, где решил остаться. Там он много работает как театральный художник, а также выступает в качестве художника в двух голливудских фильмах «Мы снова живы» (We live again, экранизация «Воскресения» Льва Толстого, 1938) и «Грозовой перевал» (Wuthering Heights по роману Эмили Бронте, 1939). В 1940-х годах создал цикл картин «Моя жизнь».

В последние годы жизни художник тяжело болел. Умер Сергей Судейкин в деревне Найак, недалеко от Нью-Йорка, 12 августа 1946 года.


С. Судейкин. Игрушки. Бумага на холсте, смешанная техника


Чем знаменит

Еще в России Сергей Судейкин прославился как художник театра. Он оформлял спектакли Театра Веры Комиссаржевской, Нового Драматического, Малого и Камерного, много сотрудничал с Мейерхольдом. Брался за работу над сценическим оформлением пьес самых разных жанров от трагедии до оперетты. В 1912—1913 принял участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.

В США был художником балетных и оперных постановок в «Метрополитен-опера», включая «Петрушку», «Соловья» и «Свадебку» Стравинского, а также театров трупп «Американ балле» Джорджа Баланчина, Михаила Мордкина, Михаила Фокина. Сотрудничал с Николаем Евреиновым. Работал над декорациями оперы «Порги и Бесс» в бродвейском театре Элвина (1935).

О чем надо знать

В станковой живописи Сергея Судейкина проявляется эстетика эпохи модерна и приемы более поздних авангардистских течений в искусстве. Его творчество отличает театральность, в некоторых случаях даже лубочной, порой доходящая до гротескных форм.

Сцены театров, актеры, народный ярмарочный балаган, персонажи комедии дель арте, условные сцены первой половины XIX века или не менее условных — европейской "галантной"эпохи рококо стали частыми темами его картин.

Пять фактов о Сергее Судейкине

  • Сергею Судейкину посвящен целый ряд стихов Михаила Кузмина, включая стихотворения «Балет» и «Прогулка», где описываются его картина, также ему посвящены стихотворения Анны Ахматовой («Сергею Судейкину») и Николая Гумилева («Путешествие в Китай»).
  • На картине Сергея Судейкина «Моя жизнь — Приют комедиантов» (1916) изображены сам художник (Арлекин), Ольга Глебова-Судейкина (Коломбина), Вера де Боссе (женщина в зеркале), Михаил Кузмин (Доктор), офицер Всеволод Князев, покончивший с собой из-за любви к Ольге Глебовой (Пьеро), а также, возможно, возлюбленные Ольги художник Савелий Сорин (в левом верхнем углу) и музыкант Артур Лурье (мужчина с арфой).
  • Жизнь Судейкина в Петрограде 1917 года, а затем в Крыму и Закавказье, описана в дневниках, которые его жена Вера Судейкина вела с 1 января 1917 по 2 сентября 1919 года.
  • Живя в 1919 году в Тифлисе, Сергей Судейкин с Д. Какабадзе и Л. Гудиашвили оформил литературные кафе «Химериони» и «Ладья аргонавтов», участвовал в выставке «Малый круг».
  • Биографию Судейкина Михаил Кузмин планировал написать для задуманной им в начале 1920-х годов серии жизнеописаний «Новый Плутарх».
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения