Смысл картины левитана осенний день сокольники. История и описание картины «Осенний день. Сокольники. Чехов и левитан история одной картины

Нельзя не вспомнить знаменитое полотно Исаака Ильича Левитана «Осенний день. Сокольники». Написал он егов 1879 году и по сей день оно находиться на почетном месте в Третьяковской галерее. Знаменитой и эксклюзивной эту картину делают два аспекта, то, что это единственный пейзаж в котором художника изобразил фигуру человека, и то, что эту одинокую даму, гуляющую по парке, нарисовал не сам автор, а его друг, брат известного писателя, Николай Павлович Чехов. Время написания картины было очень тяжелым для нашего автора. После указа о запрещении пребывания еврее в Москве Левитан был вынужден переехать в Салтыковку. Все его пейзажи того периода печальные и ностальгические.

На картине мы видим темные высокие сосны. Они навевают какую-то тоску и переживания. Вдоль тропинки растут маленькие деревья. Желтые листья, еле держатся на маленьких веточках через бушующий ветер. Этот же ветер поприбивал копна листьев к краям тропинки, как бы освобождая проход загадочной даме. И что это за женщина? Может быть, это просто случайная прохожая, гуляет по парку осенним днем. А возможно, это неслучайная женщина. Может, она что-то значила для автора.

Глядя на картину, можно понять настроение автора. Эти тусклые цвета, затянутое небо, развевающееся от сильного ветра деревья и темная фигура женщины, говорят о его тоске. А сам тот факт, что женщина нарисована не самым художником придает ее еще больше таинственности и загадочности.

 Наверное, большим достижение было для Левитана признание его картины и ее место в Третьяковской галерее. И хотя еще много произведений автора нашли там свое пристанище, но именно темная фигура женщины всегда будет первой. Все его пейзажи многие называют музыкальными, лирическими, поэтическими. Так и картина «Осенний день. Сокольники» стала вдохновением для многих поэтов и музыкантов.

1879. Холст, масло. 63,5 x 50. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. При том, что похожие изображения узкой аллеи, усыпанной осенними листьями, встречаются и , а оживление паркового пейзажа одинокой женской фигурой у Левитана, видимо, было связано и с впечатлением от демонстрировавшихся на выставке 1879 года картин Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», работа отличается самодостаточностью и органичностью. В ней чисто и совершенно звучат уже специфически и достигнута, пожалуй, небывалая для отечественной живописи мера единства этюдной непосредственности и «картинной» поэтической содержательности пейзажа.
Картина «Осенний день. Сокольники» была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценок - приобретена Павлом Третьяковым, основателем знаменитой Государственной Третьяковской Галереи, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим не «красоты природы», но душу, единство поэзии и правды. В последствии Третьяков уже не выпускал Левитана из поля своего зрения, и редкий год не приобретал у него новых работ для своего собрания.
Александр Пушкин.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице». Левитану было в то время восемнадцать лет.
Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.
Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповые стекла. На крокетной площадке стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:
Мой голос для тебя и ласковый и томный…
…………………………..
Лето кончилось. Все реже был слышен голос незнакомки. Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. Горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелах зажгли фонари.
Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он раскрылся, и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел ее лица, — оно было закрыто зонтиком. Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он увидел бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым.
Левитан вернулся в свою каморку и лег. Чадила свеча, гудел дождь, на станции рыдали пьяные. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни.
Этой же осенью . Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.
По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном — та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. «Мой голос для тебя и ласковый и томный…» Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.
«Осенний день в Сокольниках» — единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие, как был в то время безгласен и одинок человек.
Константин Паустовский. Исаак Левитан

Александр Пушкин.
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг… люблю… твоя… твоя!..

Осеннее настроение, таинственная глубина леса, гармония природы и женщину - все это мы видим на картине «Осенний день. Сокольники» художника Исаака Левитана. Какое настроение хотел передать известный автор?

Как создавалась картина?

Левитан писал в основном пейзажи. Картину «Осенний день. Сокольники» он написал, когда жил в деревне. На тот момент он чувствовал одиночество, тоску, которые передал во всех красках осени. Когда Исаак Левитан показал картину своему другу Николаю Чехову, тот посоветовал художнику дорисовать женщину, идущую по дороге, и не только посоветовал, но и уговорил сделать это. Так, в красивом осеннем пейзаже Левитана появилась очаровательная молодая женщина, дорисованная уже Чеховым.

Картина «Осенний день. Сокольники»

Выиграла ли от этого картина, судить ценителям данного творчества.

Картина имеет размеры 63,5 на 50 см.

Описание картины

В своей картине «Осенний день. Сокольники» Исаак Левитан передал чудесную русскую осень. Вьющаяся дорожка уходит вдаль, осыпанная осенними листьями. Многовековые деревья обрамляют дорогу, таинственно склонившись над ней, все шепчет загадочную песню осени; в то же время молодые деревья с золотистыми кронами передают шум ветерка, который гонит тучи, нависшие над дорогой. Тучи летят куда-то, отгоняя печальные, тревожные мысли. Сбоку от дороги стоит одинокая лавочка, она будто ждет путника, который захочет сесть и передохнуть, задуматься, может быть, поразмыслить о жизни или помечтать.

По дороге сиротливо идет женщина в черном платье. Она будто олицетворяет печаль, одиночество, грусть, задумчивость, навевает философские мысли. Она гармонирует с глубоким настроением самого пейзажа, дополняя его своим образом и в то же время диссонируя с ним. А, может быть, именно она остановится возле лавочки, сядет и задумается, как ей дальше идти по жизненной дороге. Но об этом нам осталось только догадываться.

С помощью размытых красок художник передал тишину парка, осеннюю сырость, грусть, красоту, тоску, печаль. Глядя на картину, можно даже почувствовать запах листьев и шелест ветра, уловить движение туч, которые, кажется, вот-вот прольются дождем.

Картина «Осенний день. Сокольники» стала визитной карточкой молодого художника Левитана. Она была выставлена на ученическом вернисаже и привлекала внимание ценителей, художников, зрителей. Третьяков, увидев картину, был впечатлен и захотел приобрести ее. Так картина оказалась в его галерее и стала ее жемчужиной. Именно с этой картины началась галерея Павла Третьякова.

В этой картине автор не просто изобразил осенний пейзаж, а передал свое настроение, чувства. И нарисовал так искусно, что зритель смог прочувствовать его и понять. Она стала вдохновением для музыкантов и писателей, которые писали стихи, сочиняли мелодии, передавая все краски настроения, гамму чувств, прелесть осени.

Красивейшая картина «Осенний день. Сокольники» была создана великим мастером кисти – И.И. Левитаном.

Перед зрителем изображена прекрасная пора года – осень. Мы видим длинную аллейку, которая с обеих сторон усажена кленовыми деревьями. Думаю, это дорога находится в парке и по ней часто прогуливаются жители городка. В данный момент по ней идет одинокая женщина. Она одета в темное платье. Походка ее тихая и спокойная. Думаю, она наслаждается окружающей красотой, ярко желтыми листьями клена, которые начали потихоньку осыпаться на землю.

Высокие деревья на заднем плане картины еще совершенно зеленые, это говорит о том, что осень совсем недавно вступила в свои владения.

Художник изобразил небо в серых красках. По нему плывут пушистые облака. Скорее всего, скоро начнется дождь и все в парке станет мокрым и невзрачным.

Всматриваясь в картину внимательнее, я вижу, что в парке гуляет ветер. Он развивает темное женское платье. Героиня картины в некоторые моменты словно сопротивляется сильным порывам ветра. Деревья наклоняются и быстрее прощаются со своими яркими осенними нарядами. Гулять в такую погоду не особо приятно. Ведь тело полностью пронизано холодным ветром и хочется поскорее спрятаться в уютной и теплой квартире. Но, женщина не боится такой невзрачной погоды. Она идет наедине со своими мыслями. Скорее всего, ей есть над чем подумать и поразмыслить.

Картина «Осенний день. Сокольники» имеет свою особенность. Оказывается, И.И. Левитан никогда не рисовал на своих полотнах людей. Откуда же появился образ женщины? Как не удивительно, его дорисовал брат Чехова А.П. Получается, это полотно создавали два художника. И мне кажется, что без женского образа, картина была бы менее реалистичной и захватывающей. Именно женская персона, нарисованная в темных красках, привлекает внимание зрителя, делает картину завораживающей и загадочной.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения