Пьеса гроза образ екатерины. Образ Катерины в «Грозе» Островского (Школьные сочинения). Отношения в семье

Почему критик Н.А.Добролюбов называет Катерину “сильным характером”?

В статье «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбов пишет, что в «Грозе» выражен «русский сильный характер», который поражает «своею противоположностью всяким самодурным началам». Этот характер «сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, чем жизнь при тех началах, которые ему противны». Именно таким увидел критик характер Катерины. Но так ли видится этот образ читателю? И как проявляется характер героини в действии?

Формирование личности начинается в детстве, поэтому автор вводит в пьесу рассказ Катерины о жизни в доме родителей. Переживания героини, её душевное состояние, восприятие произошедших с нею событий как трагедии – всё это было бы непонятно без описания жизни до замужества и после. Чтобы объяснить изменения, которые произошли в душе Катерины, и её внутреннюю борьбу, возникшую в результате совершённых ею поступков, автор даёт картины детства и юности героини через воспоминания, нарисованные светлыми красками (в отличие от «тёмного царства», где вынуждена она жить в замужестве).

Катерина считает атмосферу родительского дома очень благотворной для её развития и воспитания: «Я жила, ни о чём не тужила, ...как птичка на воле». Занятия этого периода – рукоделие, работа в саду, посещение церкви, пение, беседы со странницами – не сильно отличаются от того, что заполняет жизнь героини и в доме Кабановых. Но за забором купеческого дома нет свободы выбора, теплоты и душевности в отношениях между людьми, нет радости и желания петь, как птичка. Всё, как в кривом зеркале, искажено до неузнаваемости, и это вызывает диссонанс в душе Катерины. Злость, сварливость, вечное недовольство, постоянные упрёки, нравоучения и недоверие свекрови лишали Катерину уверенности в собственной правоте и чистоте помыслов, вызывали тревогу и душевную боль. Она с тоской вспоминает о счастливой и спокойной жизни в девичестве, о том, как любили её родители. Здесь же, в «тёмном царстве», пропало радостное ожидание счастья, светлое восприятие мира.

На смену жизнелюбию, оптимизму, ощущению в душе чистоты и света пришли уныние, чувство греховности и вины, страх и желание умереть. Это уже не та весёлая девочка, какой знали её люди в девичестве, это совсем другая Катерина. Но сила характера проявляется даже в условиях жизни за забором, так как покорно терпеть несправедливость и унижения, принимать принципы купеческого ханжества героиня не может. Когда Кабанова упрекает Катерину в притворстве, она возражает свекрови: «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю... Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Так с Кабановой никто не разговаривал, а Катерина привыкла быть искренней, и такой желала оставаться в семье мужа. Ведь до замужества она была жизнелюбивой и чувствительной девушкой, любила природу, была добра с людьми. Именно поэтому Н.А.Добролюбов имел основания называть Катерину «сильным характером», который «поражает нас своею противоположностью» по отношению к изображённым в пьесе персонажам купеческого сословия. Действительно, образ главной героини является антиподом другим женским характерам в пьесе «Гроза».

Катерина – натура чувствительная и романтичная: ей иногда казалось, что она стоит над пропастью и её кто-то толкает туда, вниз. Она как будто предчувствовала своё падение (грех и раннюю смерть), поэтому её душа наполнена страхом. Полюбить другого человека, будучи замужем, – это непростительный грех для верующего человека. Девушка воспитана на принципах высокой нравственности и исполнения христианских заповедей, но она привыкла жить «своей волей», то есть иметь возможность выбора в поступках, принимать решения самостоятельно. Поэтому она говорит Варваре: «А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Борис о Катерине говорил, что в церкви она молится с улыбкой ангельской, «а от лица-то как будто светится». И это мнение подтверждает особенность внутреннего мира Катерины, говорит о её отличии в сравнении с другими героями пьесы. В родной семье, где существовало уважение к личности ребенка, в атмосфере любви, доброты и доверия девочка видела достойные примеры для подражания. Ощущая теплоту и душевность, она привыкла к свободной жизни, к труду без принуждения. Родители не ругали её, а радовались, наблюдая за её поведением и поступками. Это давало уверенность в том, что живёт она правильно и безгрешно, и Богу не за что её наказывать. Её чистая, непорочная душа была открыта для добра и любви.

В доме Кабановых, как и вообще в городе Калинове, Катерина попадает в атмосферу неволи, лицемерия, подозрительности, где к ней относятся, как к потенциальной грешнице, заранее обвиняют в том, чего она и не думала совершать. Она сначала оправдывалась, пытаясь доказать всем свою нравственную чистоту, переживала и терпела, но привычка к свободе и тоска по душевности в отношениях с людьми заставляют её выйти, вырваться из «темницы» сначала в сад, потом к Волге, потом к запретной любви. И к Катерине приходит чувство вины, она начинает думать, что, перейдя границы «тёмного царства», она нарушила и собственные представления о христианской морали, о нравственности. Значит, стала другой: она грешница, достойная кары божией.

Для Катерины оказались губительными чувства одиночества, беззащитности, собственной греховности и потеря интереса к жизни. Нет рядом дорогих людей, ради которых стоило бы жить. Забота о престарелых родителях или о детях вносила бы ответственность и радость в её жизнь, но у героини детей нет, а живы ли были родители – неизвестно, в пьесе не сообщается.

Однако считать Катерину жертвой несчастного брака было бы не совсем правильно, ведь сотни женщин терпеливо принимали и выносили подобные обстоятельства. Нельзя также называть глупостью её покаяние перед мужем, честное признание в измене, так как Катерина по-другому и не могла, благодаря своей духовной чистоте. А самоубийство стало единственным выходом потому, что любимый ею человек, Борис, не мог взять её с собой, уезжая по требованию дяди в Сибирь. Возвращаться же в дом Кабановых для неё было хуже смерти: Катерина понимала, что её ищут, что даже побега она совершить не успеет, и в том состоянии, в каком находилась несчастная женщина, ближайший путь привёл её к Волге.

Все перечисленные доводы подтверждают мнение Н.А.Добролюбова о том, что Катерина стала жертвой собственной чистоты, хотя именно в чистоте её духовная сила и тот внутренний стержень, который не удалось сломать купчихе Кабановой. Свободолюбивая натура Катерины, её принципы, которые не позволяли ей лгать, ставили героиню гораздо выше всех персонажей в пьесе. В данной ситуации решение уйти из мира, где всё противоречило её идеалам, было проявлением силы характера. В тех обстоятельствах только сильный человек мог решиться на протест: Катерина чувствовала себя одинокой, но восстала против устоев «тёмного царства» и значительно поколебала эту глыбу невежества.

Все свежее, молодое, талантливое гибнет в мрачной атмосфере изображённого Островским в «Грозе » города Калинова . Оно чахнет от насилия, злобы, от мертвой пустоты этой жизни. Слабые спиваются, порочные и мелкие натуры побеждают деспотизм хитростью и изворотливостью. Для натур же прямых, светлых, наделенных неутомимым стремлением к иной жизни, неизбежен трагический конец при столкновении с грубыми силами этого мира.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Этот исход становится неизбежным для Катерины, главной героини «Грозы ». Воспитанная в отцовском доме, по условиям того времени взаперти в комнатах родного дома, девочка росла, окруженная любовью в собственном своеобразном мирке. Мечтательная по натуре, она находила выход для смутных влечений детской души в религиозных созерцаниях и грезах; она любила церковные богослужения, жития святых, рассказы богомолок о святых местах.

Любовь к природе слилась у неё с религиозными представлениями и мечтаниями; в душе у неё горит какой-то религиозный восторг, как у Жанны д"Арк в детстве : по ночам она встает и жарко молится, на рассвете она любит в саду молиться и, плакать в смутном, бессознательном порыве. Душевные силы скопляются в ней и побуждают, зовут ее к каким-то жертвам и подвигам. Ей снятся сны о чудесной красоты странах, и невидимые голоса поют ей из вышины. В то же время она обнаруживает силу, прямоту и самостоятельность характера.

И эта-то девушка, полная светлых душевных сил, попадает в грубую атмосферу дома купчихи Кабановой , женой её слабохарактерного, забитого и приниженного сына, Тихона. Сперва она привязалась к мужу, но его вялость, забитость и вечное его желание уйти из родительского дома и забыться во хмелю – оттолкнули от него Катерину. В доме самодурки Кабановой стали все реже посещать Катерину религиозные её видения; она стала томиться и скучать. Встреча с племянником купца Дикого, Борисом, решила её судьбу: она полюбила Бориса так, как было свойственно её натуре – сильно и глубоко.

Катерина долго борется с этой «греховной страстью», вопреки уговорам дочери Кабановой, Варвары. Но в конце концов, гнетущее чувство одиночества, тоска и пустота существования в доме. Кабановой и страстная жажда жизни в молодой душе Катерины разрешают её колебания. В своей борьбе она ищет помощи у мужа, но тот уезжает из опостылевшего материнского дома, где ему и жена не мила. Сознание того, что она преступила какую-то нерушимую заповедь, не оставляет Катерину; она не может спокойно отдаться любви, как Варвара, хитрить и скрываться. Катерину грызет сознание виновности, жизнь её вся замутнена; чистая по натуре, она не может жить в обмане, во лжи, в преступных радостях.

Полная мучительных сомнений и жажды сбросить с себя что-то нечистое, омыть какое-то пятно, однажды в грозу, под раскаты грома всенародно кается в грехах, давая выход своей возмущенной совести. Жизнь в доме Кабановой после покаяния становится совершенно невыносимой. Доведенная до отчаяния, видя, что спасения ждать больше не откуда, Катерина бросается в Волгу и погибает.

В пьесе «Гроза» Островский создает совершенно новый для его творчества женский тип, простой, глубокий характер. Это уже не «бедная невеста», не безразлично-добрая, кроткая барышня, не «безнравственность по глупости». Катерина отличается от ранее созданных героинь Островского гармоничностью своей личности, силой духа, своим мироощущением.

Это натура светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная, с сильно развитым воображением. Вспомним, как она рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Посещения церкви, занятия вышиванием, молитвы, странницы и богомолки, чудесные сны, в которых ей являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные» — вот что составляет воспоминания Катерины. Добролюбов замечает, что она «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении... Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны...». Таким образом, Островский подчеркивает в своей героине духовное начало, ее стремление к красоте.

Катерина религиозна, но вера ее обусловлена в значительной мере ее поэтическим миросозерцанием. Религия тесно сплетается в душе ее со славянскими языческими верованиями, с фольклорными понятиями3. Так, Катерина тоскует оттого, что люди не летают. «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» — говорит она Варваре. В родительском доме Катерина жила точно «птичка на воле». Снится ей то, как она летает. В другом месте пьесы она мечтает стать бабочкой.

Тема птиц вводит в повествование мотив неволи, клетки. Здесь мы можем вспомнить о символическом обряде славян выпускать птиц на волю из клеток. Обряд этот проводился в самом начале весны и символизировал «освобождение стихийных гениев и душ из той неволи, в какой они томились, заключенные злыми демонами зимы». В основе этого обряда — вера славян в способность перевоплощения человеческой души.

Но тема птиц задает здесь и мотив смерти. Так, во многих культурах млечный путь называется «птичьей дорогой», потому что «души, возносящиеся по этой дороге на небо, представлялись легкокрылыми птицами». Таким образом, уже в начале пьесы присутствуют мотивы, служащие знаками трагической судьбы героини.

Проанализируем характер Катерины. Это натура сильная, обладающая чувством собственного достоинства. Ей невыносимо в доме Кабанихи, где «все как будто из-под неволи», невыносимы бесконечные попреки свекрови, глупость и слабохарактерность мужа. В доме Марфы Игнатьевны все построено на лжи, обмане, покорности. Прикрываясь религиозными заповедями, она требует полного подчинения от своих домашних, соблюдения ими всех домостроевских норм. Под предлогом моральных проповедей Кабаниха методично и последовательно унижает домочадцев. Но если дети Марфы Игнатьевны по-своему «приспособились» к обстановке в доме, найдя выход в молчании и лжи, то не такова Катерина.

«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. Не хочет Катерина терпеть и необоснованные оскорбления свекрови. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» — говорит она Марфе Игнатьевне. Когда Тихон уезжает, Кабаниха замечает, что «хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет». На что Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить».

Возможно, что постоянные нападки Кабановой на невестку связаны еще и с тем, что подсознательно она чувствует в Катерине значительный, сильный характер, способный противостоять свекрови. И в этом Марфа Игнатьевна не ошибается: Катерина будет терпеть лишь до определенного момента. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А коли уж очень мне опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты режь!» — признается она Варваре.

Варваре же она рассказывает о характерном событии из своего детства: «...Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» В этом рассказе угадываются мотивы славянской языческой культуры. Как замечает Ю.В. Лебедев, «этот поступок Катерины согласуется с народной мечтой о правде-истине. В народных сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти ее, и речка укрывает девочку в своих берегах». В композиционном плане рассказ Катерины предваряет финал пьесы. Волга для героини — символ воли, простора, свободного выбора.

Тоска по воле сливается в душе Катерины с жаждой настоящей любви. Сначала она пытается сохранить верность мужу, но в сердце ее нет любви, да Тихон и не понимает ее, не чувствует состояния жены. Уважать мужа она тоже не может: Тихон слабоволен, не особенно умен, духовные запросы его ограничиваются выпивкой да желанием «погулять» на воле. Любовь же Катерины — чувство избирательное. Она любит Бориса Григорьевича, племянника Дикого. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, он так не похож на окружающих. Образ его, вероятно, ассоциируется в душе героини с иной, «некалиновской» жизнью, с иными ценностями, к которым она подсознательно стремится.

И Катерина тайно встречается с ним, пока муж ее находится в отъезде. А затем она начинает мучиться сознанием совершенного греха. Здесь в «Грозе» возникает внутренний конфликт, позволяющий критикам говорить о трагедийности пьесы: действия Катерины не только представляются ей греховными с точки зрения православной религии, но и расходятся с ее собственными представлениями о морали, о добре и зле.

Трагедийность пьесе придает и мотив неизбежности страданий героини, возникающий в контексте ее характера и мироощущения. С другой стороны, страдания Катерины представляются читателям незаслуженными: в поступках своих она реализует всего лишь естественные потребности человеческой личности — желание любви, уважения, право избирательности чувств. Поэтому героиня Островского вызывает в читателях и зрителях чувство сострадания.

Сохранено здесь и понятие «двойственности трагического поступка» (ужас и удовольствие). С одной стороны, любовь Катерины представляется ей грехом, чем-то страшным и ужасным, с другой стороны — это для нее возможность ощущения счастья, радости, полноты жизни.

Мучаясь сознанием собственной вины, героиня публично признается в содеянном мужу и свекрови. Катерина кается во всем на городской площади, во время грозы. Ей кажется, что гром — это кара Божья. Гроза в пьесе — это символ очищения героини, катарсиса, который также является необходимым элементом трагедии.

Однако внутренний конфликт здесь не может разрешиться признанием Катерины. Она не получает прощения семьи, ка-линовцев, не избавляется от чувства вины. Напротив, презрение и попреки окружающих поддерживают в ней это чувство вины — она находит их справедливыми. Однако если бы окружающие простили, пожалели ее — чувство жгучего стыда, владеющее ее душой, было бы еще сильнее. В этом и состоит неразрешимость внутреннего конфликта Катерины. Будучи не в силах примирить свои поступки со своими чувствами, она решается на самоубийство, бросается в Волгу.

Самоубийство, с точки зрения православной религии — страшный грех, но ключевые понятия христианства — это любовь и всепрощение. И именно об этом думает Катерина перед смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...»

Безусловно, в поступке этом отразились и внешние обстоятельства — Борис оказался робким, заурядным человеком, он не способен спасти Катерину, дать ей желаемое счастье, в сущности, он не достоин ее любви. Образ непохожего на местных обывателей Бориса Григорьевича в сознании Катерины — не что иное, как иллюзия. И Катерина, думается, чувствует это во время своей последней встречи с ним. И тем сильнее становится для нее осознание собственной неправоты, горечь и разочарование в самой любви.

Именно эти чувства усиливают трагическое мироощущение героини. Безусловно, сказывается здесь и впечатлительность, экзальтированность Катерины, и ее нежелание мириться далее с жестокостью окружающего мира, с самодурством свекрови, и невозможность далее следовать калиновской морали — жить без любви. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей вполне законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что она нашла и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Пятый акт „Грозы" составляет апофеозу этого характера, столь простого, глубокого и так близкого к положению и сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе», — писал Добролюбов.

Среди всех видов работ с текстом пьесы «Гроза» (Островский) сочинение вызывает особые затруднения. Вероятно, это происходит потому, что школьники не до конца понимают особенности характера Катерины, своеобразие времени, в котором она жила.

Попробуем вместе разобраться в вопросе и, опираясь на текст, интерпритировать образ так, как его хотел показать автор.

А.Н Островский. «Гроза». Характеристика Катерины

Самое начало девятнадцатого века. Первое знакомство с Катериной помогает понять, в какой сложной обстановке она живет. Безвольный, боящийся матери муж, самодурка Кабаниха, любящая унижать людей, душат и угнетают Катерину. Она чувствует свое одиночество, свою беззащитность, но с великой любовью вспоминает о родительском доме.

Характеристика Катерины («Гроза») начинается картиной городских нравов, а продолжается ее воспоминаниями о доме, где она была любима и свободна, где чувствовала себя птицей. Но так ли все было хорошо? Ведь ее отдали замуж по решению семьи, и родители не могли не знать, насколько безволен ее муж, насколько жестока свекровь.

Однако девушка даже в душной атмосфере домостроя сумела сохранить способность любить. Он влюбляется в племянника купца Дикого. Но характер Катерины столь силен, а сама она столь чиста, что девушка даже подумать боится об измене мужу.

Характеристика Катерины («Гроза») ярким пятном выделяется на фоне других героев. Слабый, безвольный, довольный тем, что вырвется из-под материнского контроля Тихон, лживая по воле обстоятельств Варвара - каждый из них по-своему борется с невыносимыми и бесчеловечными нравами.

И только Катерина борется.

Сначала с собой. Она и слышать сначала не хочет о свидании с Борисом. Пытаясь «соблюсти себя», умоляет Тихона взять ее с собой. Потом она восстает против бесчеловечного общества.

Характеристика Катерины («Гроза») построена на том, что девушка противопоставляется всем персонажам. Она не бегает тайком на гулянки, как это делает хитрая Варвара, не боится Кабанихи, как это делает ее сын.

Сила характера Катерины не в том, что она влюбилась, а в том, что она посмела сделать это. И в том, что, не сумев сохранить свою чистоту перед Богом, она посмела принять гибель вопреки человеческим и Божественным законам.

Характеристика Катерины («Гроза») создавалась Островским не описанием черт ее натуры, а поступками, которые совершала девушка. Чистая и честная, но беспредельно одинокая и бесконечно любящая Бориса, она хотела всему Калиновскому обществу признаться в своей любви. Он знала, что ее может ждать, но не боялась ни людской молвы, ни издевательств, которые обязательно бы последовали за ее признанием.

Но трагедия героини в том, что больше ни у кого не оказывается такого сильного характера. Борис бросает ее, предпочтя эфемерное наследство. Варвара не понимает, зачем она призналась: гуляла бы себе потихоньку. Муж может только рыдать над трупом, приговаривая «счастливая ты, Катя».

Образ Катерины, созданный Островским - отличный пример пробуждающейся личности, которая старается вырваться из липких сетей патриархального уклада жизни.


Пьеса «Гроза» А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге. В пьесе он передал свои впечатления от этой поездки, однако не описывал конкретные города и лица, а изобразил обобщенные, но глубоко типичные картины жизни на Руси.

Вообще, Островский считается настоящим «певцом купеческого быта». Он является автором многочисленных пьес, центральной темой которых стало изображение купеческого мира второй половины XIX века.

Драма характеризуется тем, что в основе ее лежит неразрешимый конфликт, который приводит к смерти главной героини. Конфликт возникает между Катериной Кабановой и «темным царством» купеческого мира, которое представлено в лице Кабанихи и ее окружения. Катерина совершает самоубийство – поступок, который принято считать проявлением трусости и слабости характера. Хотелось бы разобраться в этом вопросе поподробнее.

Итак, Катерина Кабанова – главная героиня пьесы «Гроза», жена Тихона и невестка Кабанихи. Образ Катерины наделен сильным характером и представляет собой личность, просыпающуюся в патриархальных условиях. Истоки характера Катерины скрываются в условиях ее жизни до замужества. Рассказывая о девичестве героини, автор рисует патриархальный мир в его идеальном проявлении. Главное в этом мире – огромное и взаимное чувство любви.

В родительском доме Катерины царили те же порядки, что и в доме Кабанихи. Но там Катерина занимала положение любимой доченьки, а в доме у Кабанихи – подчиненной невестки. Поэтому в девичестве Катерина не знала принуждения и насилия, с которыми ей довелось столкнуться после замужества. Для нее патриархальная гармония семейной жизни является нравственным идеалом, но в доме мужа она не находит этой гармонии. Замуж Катерину выдали совсем юной, так решили ее родители, и она покорно подчинилась их воле, ведь таков обычай. Но это было подчинение с любовью и уважением, а, попав в дом к свекрови, Катерина с удивлением обнаружила, что уважать здесь некого. Спустя какое-то время, в ее душе начинает формироваться новый взгляд на жизнь, иное отношение к людям и к самой себе. Это проявляется в ее первом самостоятельном выборе – страстной любви к Борису. Катерина религиозна и проснувшееся сильное чувство пугает ее. Она воспринимает эту любовь как страшный грех, всячески сопротивляясь ей. Но героине не хватает поддержки и внутренних сил. В душе Катерины нарастает страшная гроза. «Грешная» любовь разгорелась в ней с невероятной силой, стремление к воле росло с каждым днем, но и религиозный страх тоже становился все сильнее. Катерина не смогла больше противиться страсти и изменила мужу, а затем прилюдно созналась в своем грехе, не надеясь на прощение. Именно отсутствие надежды толкнуло героиню к еще большему греху – самоубийству. Любовь к Борису она не могла примирить с требованиями своей совести, а мысль о возвращении в домашнюю тюрьму, куда заточила ее Кабаниха, вызывала физическое отвращение. Безвыходность такого положения привела Катерину к погибели.

Образ Катерины олицетворяет собой душевную красоту и нравственную чистоту русской женщины. В одной из своих статей А. Н. Добролюбов писал об этой героине, называя ее «лучом света в темном царстве». Катерина поразительно естественна, проста и искренна. В пьесе неоднократно упоминается образ вольной птицы. Действительно, героиня напоминает птицу, которую заперли в железной клетке. Она стремится на свободу, поскольку жить в неволе стало просто невыносимо. На мой взгляд, ее самоубийство – это скорее протест против «темного царства» и самоотверженное стремление к свободе, чем слабость характера, хотя существуют и другие точки зрения.

Обновлено: 2012-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения