Конспект урока чтения по программе "гармония". Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Про цыплёнка, солнце и медвежонка — сказка Геннадия Цыферова. Сказку вы можете читать онлайн. Приятного чтения!

Когда я был маленький и знал очень мало, я всему удивлялся и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут - осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики. Или, может, ночью на зелёной крыше присели отдохнуть весёлые облака, свесив белые ножки. Если облако дёрнуть за ножку, оно вздохнёт и полетит. Далеко полетит куда-то.

К чему это я всё рассказываю? Вчера в нашем курятнике случилась удивительная вещь: из белого куриного яйца в зелёный мир проклюнулся жёлтый цыплёнок. Вчера он был маленький и мир видел впервые.

Вот о том, как он был маленький и всё видел впервые, я и решил написать книжку.

Хорошо быть маленьким. А ещё лучше - всё видеть впервые.

Удивление первое

Чему удивился цыплёнок вначале? Ну, конечно, солнышку. Он взглянул на него и сказал:

А это что? Если это шарик, то где же ниточка? А если это цветок, то где же ножка?

Глупый, - засмеялась мама-курица. - Это же солнышко.

Солнышко, солнышко! - пропел цыплёнок. - Надо запомнить.

Потом он увидел ещё одно солнышко, в маленькой капельке.

Маленькое солнышко, - шепнул он ему в жёлтое ушко, - хочешь, я отнесу тебя в наш маленький дом, в курятник, где темно и прохладно?

Но солнышко там не захотело светить. Опять вынес цыплёнок солнышко на улицу - горит.

Глупое солнышко! - рассердился он. - Где светло - светит, а где темно - светить не хочет. Почему?

Но никто, даже большие и взрослые не могли объяснить ему это.

Удивление второе

А чему удивился цыплёнок потом? Опять, опять солнышку.

Какое оно? Конечно, жёлтое. Таким цыплёнок увидел его впервые и решил, что таким оно будет всегда.

Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, по которому ходило солнышко, от холмов до речки протянулась разноцветная радуга.

Взглянул цыплёнок на радугу и засмеялся: да ведь солнышко совсем не жёлтое, оно разноцветное. Как матрёшка.

Открой жёлтую матрёшку - в ней синяя. Открой синюю - в ней зелёная. Открой зелёную - в ней голубая. А в голубой ещё красная, оранжевая.

Так и солнышко. Если раскатать, размотать его клубочек, будет семь цветных полосочек. А если каждую из этих полосочек смотать отдельно, будет семь цветных солнышек. Жёлтое солнышко, синее, голубое, зелёное, всякие солнышки.

А сколько дней в неделе? Тоже семь. Значит, каждый день взойдёт какое-нибудь одно солнышко. В понедельник, например, синее, во вторник - зелёное, в среду - голубое, а в воскресенье - жёлтое.

Воскресенье - весёлый день.

Как цыплёнок рисовал

Подарили цыплёнку десять цветных карандашей. Подумал он и решил: нарисую десять разноцветных котят. Потом ещё подумал и решил: нет, лучше нарисовать пять разноцветных котят. А ещё лучше одного разноцветного котёнка.

Котёнок получился смешной. Глаза у него голубые, усы красные, уши серые, спинка белая, а ножки такие: голубая, зелёная, жёлтая, синяя.

Стали цыплёнка спрашивать:

Почему ты так делал? А он смеётся:

Неужели не понимаете? Это котёнок надел разноухую шапку. А это ему подарили белую шубку. И разноцветные ботинки купили. А усы у котёнка красные: он пил красный кисель. По усам текло, а в рот ничего не попало.

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.

А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!»
Домик на телячьих ножках замычал: «Хочу бодаться!»
Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»
А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Про друзей

Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый - значит, друг. Если серый - нет. Если бурый - тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.
- Так это ты, мой жёлтый дружок? - сказал цыплёнок.
- Да, это я, - проворчала гусеница, - жёлтый дружок.
- А что ты тут делаешь?
- Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.
- А зачем?
- Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живёт на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.

Динь-динь-динь-динь - так весь день звонили колокольчики друг другу и желали дождя и солнца.
- Неужели им больше нечего сказать? - засмеялся цыплёнок.

Что делали два жёлтых друга

Что делают все маленькие? Играли. Плясали. Выдували пузыри. Шлёпались в лужу.
А ещё грустили. А ещё иногда плакали

Почему они грустили

В понедельник вот почему. В этот день они обманули своих мам. Они сказали им: «Мы пойдём на лужок». А сами пошли на речку ловить карасей.
Конечно, если бы это был мальчик, он бы покраснел. Если девочка - тоже.
Но они были жёлтый цыплёнок и жёлтая гусеница. И они весь день желтели, желтели, желтели. А к вечеру стали такие жёлтые, что на них никто без синих очков не мог смотреть. А кто смотрел без синих очков, тот вздыхал и плакал: «Как это всё печально! Как это всё печально! Они обманули своих мам!»

А во вторник…

Во вторник они решили запустить змея. Весь день цыплёнок склеивал его, а гусеница тянула жёлтую ниточку. Потом они привязали ниточку к змею. Дунул ветер, и змей улетел так далеко, что его не стало видно. Проскакала мимо лягушка. Засмеялась:
- Ниточку держите, а змея потеряли!
Пробежал мимо козлик. Засмеялся:
- Держите ниточку, а где же змей?
Надоело цыплёнку и гусенице объяснять, почему змея нет. Когда у них то же самое спросил поросёнок, они сказали ему:
- Это, хрюк, вовсе не змей. Мы привязали ниточку к солнышку, а оно ушло за гору. Мы его держим за ниточку, и опять встанет жёлтое солнышко.
Утром они смотали ниточку, но почему-то вместо солнышка проплыла тучка, и весь день лил дождь.

Почему они смеялись

В среду решили они играть в прятки. Утром решили, в обед считались:
- Раз-два-три-четыре-пять! Кто играет - тот бежать!
Убежал цыплёнок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек. Ждут, кто кого найдёт. Час ждали - никто никого не нашёл. Два ждали - никто не нашёл…
Наконец вечером нашли их мамы и отчитали:
- Разве это прятки? Прятки - это когда кто-нибудь от кого-нибудь прячется. Кто-то кого-то ищет. А когда все прячутся, это не прятки!
В это время загремел гром. Однако дождя не было, и пошёл град. Тук-тук-тук, - весело стучал по крыше.

Как цыплёнок встретил гусёнка

Странно, - пропищал цыплёнок, - сам-то белый, а ножки розовые. Ты что, чулочки розовые купил?
- Нет.
- Ботиночки розовые надел?
- Нет.
- Так что же?
- А я их в синей воде мыл, - вот они у меня и покраснели от холода.
- А если я буду мыть в синей воде, у меня тоже покраснеют?
- Тоже не тоже, также не также, а попробуй.
Пошли жёлтая гусеница и жёлтый цыплёнок к синей воде, и стала гусеница поливать ему из ковшика на лапки. Ждал цыплёнок, когда будут лапки розовыми, а лапки почему-то стали синие. Тут уж все немало посмеялись: «Это что такое? Жёлтый цыплёнок на синих ножках. Разве не смешно? Очень смешно!»

* * *
Я рассказал тебе, почему бывает грустно. Я рассказал тебе, почему бывает смешно. А знаешь ли ты, что иногда бывает и грустно, и смешно. Так было однажды и с цыплёнком.
В воскресенье он спросил у гусеницы:
- Как стать большим?
- Надо больше кушать, - серьёзно ответила гусеница. - Мальчику надо кушать кашу, девочке - кисель. А тебе, желторотый, лучше всего есть клюкву. Съешь одну клюквинку, и вырастет у тебя красный гребешок. Съешь другую - вырастет красная бородка.
Съел цыплёнок одну клюквинку, и ничего у него не выросло. Съел другую тоже ничего. Заплакал он, и от слёз у него покраснели глазки. Все смотрели на цыплёнка и не могли понять, что с ним. Если глазки покраснели оттого, что он плакал, - это уже грустно. Никто не мог ничего понять. И сам цыплёнок тоже.
Весь день он смеялся и весь день плакал.
Взрослые говорят: это смех сквозь слёзы.
Ну вот и всё.
- Как всё, разве это конец? - спросишь ты.
Нет, не конец. Разве хорошо, когда что-то хорошее кончается? Когда я был маленький и знал очень мало, мне всегда было грустно, если что-то хорошее быстро кончалось. Хороший день. Хороший вечер.
Хорошее солнце.
И цыплёнок и гусеница тоже очень хорошие. Так зачем же мне придумывать конец?

Снова открыточки. На сей раз конверт не клянчу.

Даже наоборот, берите кому надо, под катом в большом разрешении.

Г.Цыферов. "СКАЗКИ" Комплект открыток.
("Советский художник", 1977 год, илл.В.Чижикова )

"Про меня и про цыпленка."

Когда я был маленький и знал очень мало, я всему удивлялся и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут - осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики.

"Как цыпленок впервые сочинил сказку."

У домика на телячьх ножках росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.

"Почему они грустили."

В понедельник вот почему. В этот день они обманули своих мам. Они сказали им:"Мы пойдем на лужок". А сами пошли на ручку ловить карасей.
Конечно, если бы это был мальчик, он бы покраснел. Если девочка - тоже.
Но они были желтый цыпленок и желтая гусеница. И они весь день желтели, желтели. А к вечеру стали такие желтые, что на них никто без синих очков не мог смотреть.

"Как цыпленок встретил гусенка."

И тут пошли желтая гусеница и желтый цыпленок к синей холодной воде, и стала гусеница поливать из ковшика на лапки цыпленку воду.

"Дневник медвежонка."

Пришёл я домой, затопил печь. Повалил дым и закутал солнышко. Но теперь в доме стало жарко.
Открыл дверь - в лесу жарко.

"Про чудака лягушонка."

И он погнал ветер, погнал через лес, через поле, через большую жёлтую канаву. Он гнал его в горы, где пасутся козы и овцы.
И весь день там лягушонок скакал за ветром и махал прутиком. Кто-то думал: он отгоняет пчёл. Кто-то думал: он пугает птиц. Но он никого и ничего не пугал. Он был маленький. Он был чудак. Просто скакал в горах и пас ветер.

"В медвежий час."

Затем они утятют - моются.
И вновь слонячут - обедают.
А после обеда медвежачут - крепко спят.

"Где веревочка?"

Вот, - захохотал медвежонок, - один козлик держит всю нашу Землю! Не правда ли, это очень смешно, ослик?
- Нет, - вздохнул ослик, - это совсем грустно. Ведь очень трудно такому маленькому держать такую большую Землю!

"Половичок."

И ослик взмахнул палкой и изо всей силы стукнул тигра по носу.

"Маленький великанчик." (история четвертая)

Подумал еще папа и прикатил огромную-преогромную бочку. Теперь, если малыш хотел смеяться, он лез туда. Катался по земле и хохотал, грохотал, сколько хотел.

"Маленький великанчик." (история шестая)

И, конечно, каша из горшка скоро выползла наружу и заполнила весь стол,
весь дворец, весь город. Она даже залезла на самую высокую башню.

"Сказки старинного города."

Не важен камзол, не важны сапоги, но шляпа, это, конечно, - главное. И она всегда должна напоминать клумбу!

На этом уроке вы рассмотрите определение сказки, познакомитесь с произведением Г. Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку», выполните интересные задания, познакомитесь с другими произведениями этого автора.

  • «Мороз Иванович» (рис. 2).

Рис. 2. «Мороз Иванович» ()

Это народная сказка.

  • Б. Заходер «Моя Вообразилия» (рис. 3).

Рис. 3. «Моя Вообразилия» ()

Это стихотворение.

  • П. Ершов «Конёк-Горбунок» (рис. 4).

Рис. 4. «Конёк-Горбунок» ()

Рис. 5. «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» ()

Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!»
Домик на телячьих ножках замычал: «Хочу бодаться!»
Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»
А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Домик на заячьих ножках запищал .

Домик на телячьих ножках замычал .

Домик на слоновых ножках запыхтел .

Домик на куриных ножках пропел .

Все выделенные слова можно заменить одним словом - сказал . Автор не употребляет одно лишь слово сказал , а использует разные слова для описания каждого домика, потому что так получается ярче, красочнее.

Прочитайте слова домиков из сказки и определите, какому домику принадлежит каждая фраза.

«Хочу бодаться!»

(домик на телячьих ножках)

«Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»

(домик на куриных ножках)

«Хочу прыгать!»

(домик на заячьих ножках)


«П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»

(домик на слоновых ножках)

А сочиняли ли вы дома сказки? Познакомьтесь с другими произведениями этого автора и попробуйте сочинить сказку самостоятельно.

Рис. 6. Девочка читает сказку ()

Рис. 7. Г. М. Цыферов ()

Геннадий Цыферов написал множество интересных рассказов:

  • «В медвежачий час»
  • «Жил на свете слонёнок»
  • «Как лягушонок искал папу»
  • «Как стать большим»
  • «Кто кого добрее»
  • «Маленький великанчик»
  • «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»
  • «Про чудака лягушонка»
  • «Сказка на колёсиках»
  • «Сказки старинного города»
  • «Тайна запечного сверчка»
  • «Что у нас во дворе»

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Planetaskazok.ru ().
  2. Myshared.ru ().
  3. Litresp.ru ().

Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение сказки «Как цыплёнок впервые сочинил сказку».
  2. Нарисовать иллюстрацию к сказке.
  3. Прочитать дополнительно несколько сказок Геннадия Цыферова на выбор.

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.

У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.

У домика на заячьих ножках росли ушки.

У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.

А у домика на курьих ножках алел гребешок.

Домик на заячьих ножках запищал: "Хочу прыгать!"

Домик на телячьих ножках замычал: "Хочу бодаться!"

Домик на слоновьих ножках запыхтел: "П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!"

А домик на курьих ножках пропел: "Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!"

Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

ПРО ДРУЗЕЙ

Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый - значит, друг. Если серый - нет. Если бурый - тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.

Так это ты, мой жёлтый дружок? - сказал цыплёнок.

Да, это я, - проворчала гусеница, - жёлтый дружок.

А что ты тут делаешь?

Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.

А зачем?

Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живёт на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.

Динь-динь-динь-динь - так весь день звонили колокольчики друг другу и желали дождя и солнца.

Неужели им больше нечего сказать? - засмеялся цыплёнок.

ЧТО ДЕЛАЛИ ДВА ЖЁЛТЫХ ДРУГА

Что делают все маленькие? Играли. Плясали. Выдували пузыри. Шлёпались в лужу.

А ещё грустили. А ещё иногда плакали.

ПОЧЕМУ ОНИ ГРУСТИЛИ

В понедельник вот почему. В этот день они обманули своих мам. Они сказали им: "Мы пойдём на лужок". А сами пошли на речку ловить карасей.

Конечно, если бы это был мальчик, он бы покраснел. Если девочка - тоже.

Но они были жёлтый цыплёнок и жёлтая гусеница. И они весь день желтели, желтели, желтели. А к вечеру стали такие жёлтые, что на них никто без синих очков не мог смотреть. А кто смотрел без синих очков, тот вздыхал и плакал: "Как это всё печально! Как это всё печально! Они обманули своих мам!"

А ВО ВТОРНИК...

Во вторник они решили запустить змея. Весь день цыплёнок склеивал его, а гусеница тянула жёлтую ниточку. Потом они привязали ниточку к змею. Дунул ветер, и змей улетел так далеко, что его не стало видно. Проскакала мимо лягушка. Засмеялась:

Ниточку держите, а змея потеряли!

Пробежал мимо козлик. Засмеялся:

Держите ниточку, а где же змей?

Надоело цыплёнку и гусенице объяснять, почему змея нет. Когда у них то же самое спросил поросёнок, они сказали ему:

Это, хрюк, вовсе не змей. Мы привязали ниточку к солнышку, а оно ушло за гору. Мы его держим за ниточку, и опять встанет жёлтое солнышко.

Утром они смотали ниточку, но почему-то вместо солнышка проплыла тучка, и весь день лил дождь.

ПОЧЕМУ ОНИ СМЕЯЛИСЬ

В среду решили они играть в прятки. Утром решили, в обед считались:

Раз-два-три-четыре-пять! Кто играет - тот бежать!

Убежал цыплёнок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек. Ждут, кто кого найдёт. Час ждали - никто никого не нашёл. Два ждали - никто не нашёл...

Наконец вечером нашли их мамы и отчитали:

Разве это прятки? Прятки - это когда кто-нибудь от кого-нибудь прячется. Кто-то кого-то ищет. А когда все прячутся, это не прятки!

В это время загремел гром. Однако дождя не было, и пошёл град. Тук-тук-тук, - весело стучал по крыше.

КАК ЦЫПЛЁНОК ВСТРЕТИЛ ГУСЁНКА

Странно, - пропищал цыплёнок, - сам-то белый, а ножки розовые. Ты что, чулочки розовые купил?

Ботиночки розовые надел?

Так что же?

А я их в синей воде мыл, - вот они у меня и покраснели от холода.

А если я буду мыть в синей воде, у меня тоже покраснеют?

Тоже не тоже, также не также, а попробуй.

Пошли жёлтая гусеница и жёлтый цыплёнок к синей воде, и стала гусеница поливать ему из ковшика на лапки. Ждал цыплёнок, когда будут лапки розовыми, а лапки почему-то стали синие. Тут уж все немало посмеялись: "Это что такое? Жёлтый цыплёнок на синих ножках. Разве не смешно? Очень смешно!"

Я рассказал тебе, почему бывает грустно. Я рассказал тебе, почему бывает смешно. А знаешь ли ты, что иногда бывает и грустно, и смешно. Так было однажды и с цыплёнком.

В воскресенье он спросил у гусеницы:

Как стать большим?

Надо больше кушать, - серьёзно ответила гусеница. - Мальчику надо кушать кашу, девочке - кисель. А тебе, желторотый, лучше всего есть клюкву. Съешь одну клюквинку, и вырастет у тебя красный гребешок. Съешь другую - вырастет красная бородка.

Съел цыплёнок одну клюквинку, и ничего у него не выросло. Съел другую тоже ничего. Заплакал он, и от слёз у него покраснели глазки. Все смотрели на цыплёнка и не могли понять, что с ним. Если глазки покраснели оттого, что он плакал, - это уже грустно. Никто не мог ничего понять. И сам цыплёнок тоже.

Весь день он смеялся и весь день плакал.

Взрослые говорят: это смех сквозь слёзы.

Ну вот и всё.

Как всё, разве это конец? - спросишь ты.

Нет, не конец. Разве хорошо, когда что-то хорошее кончается? Когда я был маленький и знал очень мало, мне всегда было грустно, если что-то хорошее быстро кончалось. Хороший день. Хороший вечер.

Хорошее солнце.

И цыплёнок и гусеница тоже очень хорошие. Так зачем же мне придумывать конец?

В МЕДВЕЖИЙ ЧАС

Когда я был маленьким, я ходил в детский сад. Недавно я узнал: и звери тоже ходят.

Да, да. Мой знакомый ослик и его друзья, поросёнок и медвежонок, придумали, например, свой детский сад.

И у них всё, как в настоящем детском саду.

Даже расписание есть, когда они что делают.

Вот, например, утром. Утром они слонячут, а это значит - хорошо и много едят.

Потом свинячут. Ну, это и без слов ясно. Просто сидят в грязной луже.

Затем они утятют - моются.

И вновь слонячут - обедают.

А после обеда медвежачут - крепко спят.

Очень хорошее расписание, не правда ли? Когда я его прочёл, мне очень понравилось оно. До того понравилось, что решил я сам пожить в детском саду.

Целый год я жил там, слонячил, утятил, а иногда, если с кем-нибудь происходило что-то смешное, я записывал.

Вот почему я назвал эти сказки "В медвежачий час". Я писал их, когда все спали.

КАК ОСЛИК КУПАЛСЯ

Пришёл длинноухий к речке, а вода холодная. Опустил он ножку и заворчал: бррр...

Выглянул из воды лягушонок и спросил:

Чего вы тут кричите: бррр?!

Ослику стало стыдно, что он боится холодной воды.

А я, я потому что бррр... Просто я ем брёвна. Понятно?

Понятно, - сказал лягушонок. - Значит, вы есть тот самый страшный крокодил.

А, простите, пожалуйста, - опять спросил лягушонок, - а кроме брёвен, вы что-нибудь ещё можете есть? Я слышал, паровоз даже.

Совершенно точно, - кивнул ослик.

Ну, а почему тогда, - заквакал лягушонок, - вы такой худой?

Просто, - ответил ослик, - опоздал сегодня съесть поезд. Я пришёл, а он ушёл в Африку греть животик.

Понятно, - сказал лягушонок. - В Африке жарко. И если там долго греть живот, он растает, и вместо паровоза получится корыто.

Ну и что, - сказал ослик. - Корыто ведь съесть ещё проще.

Вот, вот, - запрыгал лягушонок, - я тоже так подумал. Почему и заговорил о паровозе. Дорогой крокодил, у меня есть корыто. В нём мама купает меня в чистом дождике. Мне это не нравится. Ведь я... люблю грязь. Так не поможете ли вы и не съедите ли это проклятое корыто на завтрак?

И тут ослик захохотал:

Ну и хитрец! Я хотел его обмануть, а выходит, он обманул меня. Так слушай же, грязнуля. Я не крокодил, конечно. Но если ты не будешь мыться, явится настоящий крокодил и съест тебя. Больше всяких брёвен и корыт они любят грязных лягушек. Мойся скорей!

ГДЕ ВЕРЁВОЧКА?

Ослик любил говорить: "Всё на свете просто, просто". Это, наконец, надоело Мишке, и он сказал:

Если всё просто, то объясни, например, почему звёзды висят в небе и не падают. Разве это просто?

Конечно, - сказал ослик. - Они на ниточке.

Ну, а Земля?

Земля - она большая и толстая. Она на верёвочке.

А интересно знать, - буркнул медведь, - где та верёвочка?

Наверно, где-то есть. Просто посмотреть надо.

Они пошли и посмотрели. Вначале они увидели колышек. Потом верёвочку. А на верёвочке - маленького, маленького козлёнка.

Вот, - захохотал медвежонок, - один козлик держит всю нашу Землю! Не правда ли, это очень смешно, ослик?

Нет, - вздохнул ослик, - это совсем грустно. Ведь очень трудно такому маленькому держать такую большую Землю!

Не фантазируй

Ослик и его друзья всегда просыпали. И вот однажды ослик сказал:

Надо что-то делать.

Да, - сказал Мишка. - Петушка завести неплохо. Он будит.

А что такое петушок? - спросил глупый ослик.

Ну, как тебе объяснить, - зачмокал Мишка. - Во-первых, у него гребень.

Гребень, - не дослушал ослик, - знаю, это то, чем гребут.

И он тут же побежал на луг, нашёл грабли и поставил их на затылок.

Вот, по-моему, петушок.

Э-э-э-э, - захохотал Мишка. - Не петушок, а телевизор.

Телевизор? - удивился ослик. - А что это?

Это очень сложная вещь, - сказал Мишка.

Мишенька, - спросил ослик, - ну, а что ест эта сложная вещь?

Лампочки, дорогой ослик, лампочки. Если у телевизора открыть живот там одни лампочки.

Одни лампочки. Ну и что? - Ослик улыбнулся, взял сумку и пошёл в город.

Тридцать лампочек. На обед, на завтрак и на ужин, - сказал он продавцу.

И все тридцать лампочек исчезли в животе ослика. Ослик потолстел, а к вечеру засветился.

Да, лампочки горели у него в животе, а все думали: "Ослик это или не ослик? Или маленький троллейбус?"

Ну, конечно, вы не забыли, что на затылке у ослика торчали грабли, а цепочка огней вилась вокруг живота. И если бы вы увидели ослика, то не узнали его. Вы бы ошиблись. Ошиблись. В тот вечер ошибались все.

Каждый становился за осликом в очередь и ждал, когда тот его повезёт.

Но ослик не мог везти столько народу. И он убежал.

Но бывают же такие люди! Они всюду бегали за осликом и кричали:

Безобразие! Этот троллейбус отказывается ехать. А кто позволил ему, он же городской транспорт!

В конце концов дело кончилось тем, что пришёл милиционер. Он взял троллейбус за ушко и повёл в милицию. Там троллейбус поставили в угол, и он простоял в нём всю ночь.

А к утру огни потухли, гребень свалился, и все увидели:

Да это же глупый ослик!

Ослика отпустили домой и попросили больше не фантазировать. Не воображать себя ни петухом, ни телевизором.

Как видишь, всё это кончается плохо. Углом, в который тебя ставят.

ПИРОГИ

Однажды ослик, поросёнок и медвежонок пекли пироги. И вдруг ослик сказал:

А вы знаете, недавно я читал старую книгу. Там лодки назывались так пироги. Наверное, их тоже пекли?

Конечно, пекли, - завизжал поросёнок. - А если они начинали течь, то дырочки затыкали изюмом.

Хо-хо! - захохотал медвежонок. - А это очень вкусно. Давайте испечём такую пирогу и немного поплаваем в ней.

Ура! - закричали ослик и поросёнок и принялись за дело.

Удивительная получилась пирога. Вкусная и большая-большая. Даже слон смог бы в ней плавать. А ослик, поросёнок и медвежонок уселись совсем свободно. И поплыли.

День плыли, два.

Кушать захотели. Съели шоколадный парус.

День плыли, два.

Кушать захотели. Съели пряничные вёсла.

День плыли, два.

Кушать захотели. Стали выковыривать изюм.

И тут пирога пошла ко дну.

По-моему, тонем, - захрюкал поросёнок.

Да, да, - ответил ослик, - уже давно.

Что же делать?! - закричал Мишка.

Пл-о-отик. Во-о крушениях всегда-а, - заплакал ослик, - делают пло-о-о-тик.

А, - заворчал медведь, - знаю. Плотиком будет тот, кто плотнее всех поужинал. Толстяки не тонут.

Медвежонок стукнул каждого по животу и сказал:

Поросёнок будет плотиком.

Ослик и медвежонок сели поросёнку на спину и поплыли.

Они плыли так до самого берега. И только рыбам было жаль поросёнка. Они вздыхали и говорили:

У этого плотика очень грустный мотор. Он без конца хрипит и хрюкает.

ПОЛОВИЧОК

Ты знаешь, как умел ослик шутить. Собственно говоря, это было единственное, что его выручало.

Вот, например, однажды был такой случай.

Пошёл ослик на луг ловить бабочек. Ходил, ходил - никого. И вдруг под кустами - что-то большое, пятнистое.

"О, - подумал ослик, - вот это бабочка!"

И хлопнул ослик её сачком. А бабочка как зарычит:

Какое безобразие! Кто посмел это сделать!

Я, - сказал ослик. - И совсем это не безобразие. Вот ты ведёшь себя безобразно, бабочка, раз так рычишь. Бабочки не должны рычать.

Да я не бабочка, - опять зарычало под кустом, - я тигр.

Тигр, - испугался было ослик. - Надо спасаться! - И тут же сообразил: - Нет, ты не тигр, - сказал он. - Какой же ты тигр, если у тебя на голове колпак? Ты просто шут.

Какой шут? - удивился тигр.

Гороховый, - сказал ослик. - И тебе надо есть горох.

А это вкусно? - спросил тигр.

Вкусней всего-всего на свете! - ответил ослик.

А дай попробовать, - попросил тигр.

Ладно, - сказал ослик. - Только вначале ты сделаешь то, о чём я попрошу. Итак, значит, я тебя два раза стукну, а ты промолчишь.

Хорошо, - кивнул тигр, - потерплю немножко ради твоего гороха.

А ослик скорей побежал домой и сказал:

А вы знаете, поросёнок и медвежонок, я купил прекрасный половичок. Такой полосатенький... Взгляните.

И показал на тигра.

Взглянули друзья и заплакали:

Зачем ты привёл его, он нас съест?!

Трусишки, - закричал ослик. - До чего дожили, половиков даже стали бояться. А ну, смотрите, сейчас я буду из него выбивать пыль.

И ослик взмахнул палкой и изо всей силы стукнул тигра по носу.

Ой, - закричал тигр. - Не надо мне гороху. Не надо!

И он зажал нос лапой и убежал в лес.

Ну, а ослик? Ты думаешь, он радовался? Нет, он был настоящий шутник. Поэтому он и сказал с грустью:

Ну вот видите, какие вы плохие. Всё вам не нравится. Из-за вас убежал такой прекрасный половичок. Никогда я его больше не увижу.

И тут ослик заплакал, а медвежонок и поросёнок стали его утешать:

Прости нас, мы совсем глупые.

САМОЛЁТИК

Ослик ходил и с самого утра кричал: "Уу-уу!"

Что ты делаешь? - спросил его медвежонок.

Моторчик, - сказал ослик.

А зачем?

Понимаешь, - объяснил ослик. - Я сделал деревянный самолёт, а он не летает. Нет моторчика. Вот теперь, если я в него сяду и закричу, как моторчик, "уу", то он полетит, наверное.

Конечно, полетит! - закричал глупый медвежонок.

Ему очень хотелось летать.

И они тут же сели на самолётик.

Уу-уу-уу, - загудел ослик.

Но самолёт ни с места.

Ты почему не летишь? - спросил ослик у самолёта. - Разве не слышишь, как гудит твой моторчик?

Слышу, - ответил самолётик.

Тогда в чём же дело? - топнул ногой ослик.

А мне кажется, - сказал самолётик, - что у меня не тот моторчик. Настоящие моторы надо заводить.

Ах так! - рассердился ослик. - Я настоящий моторчик. - И он махнул хвостиком и крикнул медвежонку: - Заводи!

Медвежонок схватился за хвост и дёрнул.

И ослик уже готов был крикнуть "у-уу!"

Но медвежонок очень сильно дёрнул. И потому вместо "уу" ослик вдруг крикнул: "Ай-ай-ай!" И совсем испугался. И не полетел. Ведь моторчики не могут летать, когда вместо "уу" говорят вдруг "ай".

СПОР

Ослик и медвежонок всегда спорили. Это потому, что один говорил "всё приходит", а другой - "всё уходит".

Просыпался утром медведь и радовался:

Смотри, пришло утро!

Ну да, - плакал ослик, - ведь ушла ночь.

И днём было так же. Опять медведь кричал:

День явился!

И снова плакал ослик:

Ну да, ведь ушло утро.

А однажды было вот что. К ним в гости пришёл слон.

Смотри, смотри! - заорал Мишка. - К нам пришёл слон!

Ну да, - заплакал ослик, - ведь он ушёл из дома.

ГРАД

Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было. В тот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: "Да, я сижу в домике и мне не больно, но домику-то ведь больно. Надо его спрятать".

Ослик залез на крышу и закрыл домик зонтиком.

Всё хорошо, - сказал он.

Но вдруг опять подумал: "Теперь мне не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?"

Глупый ослик, - заворчал медвежонок. - Всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.

Если так, - сказал ослик, - пусть будет больно мне. - И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать - защищать её от града.

Наконец град кончился.

Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:

Ты очень добрый...

Что ты, что ты, - замахал на него ослик ушами. - Просто я жалкий ослик и мне всех жалко.

Про меня и про цыплёнка

Когда я был маленький и знал очень мало, я всему удивлялся и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут - осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики. Или, может, ночью на зелёной крыше присели отдохнуть весёлые облака, свесив белые ножки. Если облако дёрнуть за ножку, оно вздохнёт и полетит. Далеко полетит куда-то.

К чему это я всё рассказываю? Вчера в нашем курятнике случилась удивительная вещь: из белого куриного яйца в зелёный мир проклюнулся жёлтый цыплёнок. Вчера он был маленький и мир видел впервые.

Вот о том, как он был маленький и всё видел впервые, я и решил написать книжку.

Хорошо быть маленьким. А ещё лучше - всё видеть впервые.

Удивление первое

Чему удивился цыплёнок вначале? Ну, конечно, солнышку. Он взглянул на него и сказал:

А это что? Если это шарик, то где же ниточка? А если это цветок, то где же ножка?

Глупый, - засмеялась мама-курица. - Это же солнышко.

Солнышко, солнышко! - пропел цыплёнок. - Надо запомнить.

Потом он увидел ещё одно солнышко, в маленькой капельке.

Маленькое солнышко, - шепнул он ему в жёлтое ушко, - хочешь, я отнесу тебя в наш маленький дом, в курятник, где темно и прохладно?

Но солнышко там не захотело светить. Опять вынес цыплёнок солнышко на улицу - горит.

Глупое солнышко! - рассердился он. - Где светло - светит, а где темно светить не хочет. Почему?

Но никто, даже большие и взрослые не могли объяснить ему это.

Удивление второе

А чему удивился цыплёнок потом? Опять, опять солнышку.

Какое оно? Конечно, жёлтое. Таким цыплёнок увидел его впервые и решил, что таким оно будет всегда.

Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, по которому ходило солнышко, от холмов до речки протянулась разноцветная радуга.

Взглянул цыплёнок на радугу и засмеялся: да ведь солнышко совсем не жёлтое, оно разноцветное. Как матрёшка.

Открой жёлтую матрёшку - в ней синяя. Открой синюю - в ней зелёная. Открой зелёную - в ней голубая. А в голубой ещё красная, оранжевая.

Так и солнышко. Если раскатать, размотать его клубочек, будет семь цветных полосочек. А если каждую из этих полосочек смотать отдельно, будет семь цветных солнышек. Жёлтое солнышко, синее, голубое, зелёное, всякие солнышки.

А сколько дней в неделе? Тоже семь. Значит, каждый день взойдёт какое-нибудь одно солнышко. В понедельник, например, синее, во вторник зелёное, в среду - голубое, а в воскресенье - жёлтое.

Воскресенье - весёлый день.

цыплёнок рисовал

Подарили цыплёнку десять цветных карандашей. Подумал он и решил: нарисую десять разноцветных котят. Потом ещё подумал и решил: нет, лучше нарисовать пять разноцветных котят. А ещё лучше одного разноцветного котёнка.

Котёнок получился смешной. Глаза у него голубые, усы красные, уши серые, спинка белая, а ножки такие: голубая, зелёная, жёлтая, синяя.

Стали цыплёнка спрашивать:

Почему ты так делал? А он смеётся:

Неужели не понимаете? Это котёнок надел разноухую шапку. А это ему подарили белую шубку. И разноцветные ботинки купили. А усы у котёнка красные: он пил красный кисель. По усам текло, а в рот ничего не попало.

цыплёнок впервые сочинил сказку

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.

У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.

У домика на заячьих ножках росли ушки.

У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.

А у домика на курьих ножках алел гребешок.

Домик на заячьих ножках запищал: "Хочу прыгать!"

Домик на телячьих ножках замычал: "Хочу бодаться!"

Домик на слоновьих ножках запыхтел: "П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!"

А домик на курьих ножках пропел: "Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!"

Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый - значит, друг. Если серый - нет. Если бурый - тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.

Так это ты, мой жёлтый дружок? - сказал цыплёнок.

Да, это я, - проворчала гусеница, - жёлтый дружок.

А что ты тут делаешь?

Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.

А зачем?

Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живёт на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.

Динь-динь-динь-динь - так весь день звонили колокольчики друг другу и желали дождя и солнца.

Неужели им больше нечего сказать? - засмеялся цыплёнок.

делали два жёлтых друга

Что делают все маленькие? Играли. Плясали. Выдували пузыри. Шлёпались в лужу.

А ещё грустили. А ещё иногда плакали.

ему они грустили

В понедельник вот почему. В этот день они обманули своих мам. Они сказали им: "Мы пойдём на лужок". А сами пошли на речку ловить карасей.

Конечно, если бы это был мальчик, он бы покраснел. Если девочка - тоже.

Но они были жёлтый цыплёнок и жёлтая гусеница. И они весь день желтели, желтели, желтели. А к вечеру стали такие жёлтые, что на них никто без синих очков не мог смотреть. А кто смотрел без синих очков, тот вздыхал и плакал: "Как это всё печально! Как это всё печально! Они обманули своих мам!"

о вторник...

Во вторник они решили запустить змея. Весь день цыплёнок склеивал его, а гусеница тянула жёлтую ниточку. Потом они привязали ниточку к змею. Дунул ветер, и змей улетел так далеко, что его не стало видно. Проскакала мимо лягушка. Засмеялась:

Ниточку держите, а змея потеряли!

Пробежал мимо козлик. Засмеялся:

Держите ниточку, а где же змей?

Надоело цыплёнку и гусенице объяснять, почему змея нет. Когда у них то же самое спросил поросёнок, они сказали ему:

Это, хрюк, вовсе не змей. Мы привязали ниточку к солнышку, а оно ушло за гору. Мы его держим за ниточку, и опять встанет жёлтое солнышко.

Утром они смотали ниточку, но почему-то вместо солнышка проплыла тучка, и весь день лил дождь.

ему они смеялись

В среду решили они играть в прятки. Утром решили, в обед считались:

Раз-два-три-четыре-пять! Кто играет - тот бежать!

Убежал цыплёнок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек. Ждут, кто кого найдёт. Час ждали - никто никого не нашёл. Два ждали - никто не нашёл...

Наконец вечером нашли их мамы и отчитали:

Разве это прятки? Прятки - это когда кто-нибудь от кого-нибудь прячется. Кто-то кого-то ищет. А когда все прячутся, это не прятки!

В это время загремел гром. Однако дождя не было, и пошёл град. Тук-тук-тук, - весело стучал по крыше.

цыплёнок встретил гусёнка

Странно, - пропищал цыплёнок, - сам-то белый, а ножки розовые. Ты что, чулочки розовые купил?

Ботиночки розовые надел?

Так что же?

А я их в синей воде мыл, - вот они у меня и покраснели от холода.

А если я буду мыть в синей воде, у меня тоже покраснеют?

Тоже не тоже, также не также, а попробуй.

Пошли жёлтая гусеница и жёлтый цыплёнок к синей воде, и стала гусеница поливать ему из ковшика на лапки. Ждал цыплёнок, когда будут лапки розовыми, а лапки почему-то стали синие. Тут уж все немало посмеялись: "Это что такое? Жёлтый цыплёнок на синих ножках. Разве не смешно? Очень смешно!"

Я рассказал тебе, почему бывает грустно. Я рассказал тебе, почему бывает смешно. А знаешь ли ты, что иногда бывает и грустно, и смешно. Так было однажды и с цыплёнком.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения