Французский театр эпохи классицизма. Театр эпохи просвещения

ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР(17 -18 В. В.) § Основные принципы драматургии и театра классицизма: 1. Строгое следование лучшим античным традициям. 2. Соблюдение закона трех единств: места, времени и действия. 3. Верность природе, правдоподобие. 4. Постоянство характеристики героев. 5. Строгое деление на жанры. 6. Неожиданная поучительная развязка действия.

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (1600 - 1681) знаменитый испанский драматург сумел выразить дух эпохи барокко § В 1635 г. он был назначен придворным драматургом и пользовался исключительным вниманием Филиппа IV. В 1651 г. принял духовный сан и вступил в члены религиозного братства, в 1653 г. получил место священника в Толедо, а в 1663 г. был назначен капелланом при особе короля; эту должность он занимал до самой смерти, в 1681 г. Духовный сан нисколько не мешал Кальдерону, как и Лопе де Вега; он писал для театра и даже присутствовал при представлении своих пьес; только с 1651 г. он писал не для народной сцены, а для придворных спектаклей и религиозных торжеств. Светские пьесы Кальдерона можно разделить на три класса: трагедии, драмы философского содержания и комедии. В основе трагедий Кальдерона лежат три чувства: честь, ревность и любовь, причем верховным чувством является первая.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ (1606 -1684) В 1624 году Корнель становится юристом, но, чувствуя влечение к театру и поэзии, уезжает в Париж и уже в 1629 году ставит свою первую комедию, "Мелиту". В 1633 г. молодого драматурга представляют кардиналу Ришелье. Вместе с "Сидом", премьера которого состоялась в начале 1637 года, к Корнелю приходит слава. Людовик XIII жалует драматургу дворянство. В начале 1660 -х годов Корнель возвращается на сцену, но его новые пьесы уже не вызывают прежнего восторга у публики, тем более, что его все больше и больше затмевает новый драматург, Расин. Старость поэта печальна. В 1674 году, один из его сыновей погибает на войне. К этим горестям присоединяются финансовые проблемы. В последние годы жизни великого драматурга удача снова улыбается ему: в октябре 1676 года, Людовик XIV приказывает поставить в Версале "Цинну", "Горация", "Помпея", "Эдипа", "Сертория" и "Родогуну". Корнель знаменит на всю Европу. Великий французский драматург умирает в Париже, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1684 года.

ЖАН РАСИН (1639 -1699) § Французский драматург. В начале шестидесятых годов перед Расином открываются двери придворных салонов и начинающий драматург расширяет круг литературных знакомств. В то же время Расин приобретает покровительство Людовика XIV и его любовницы, госпожи де Монтеспан. Следующие два десятилетия становятся вершиной славы Расина. Величайшими трагедиями Расина являются "Андромаха" (1667) и "Федра" (1677). Именно в них наиболее ярко проявляются новшества, привнесенные Расином в драматургию: изображение слепых страстей, неизменно приводящих к катастрофе, неукоснительное следование правилу трех единств, и др.

ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР (1622 -1673) Жан-Батист Поклен родился в Париже; детство проводит в буржуазной среде, которая в будущем послужит фоном для многих его комедий. Его отец, королевский ковровщик, отдал сына в коллеж Клермон, где будущий драматург получил образование "порядочных людей": математика, физика, танцы, фехтование. Чувствуя влечение к театру, молодой Поклен становится актером в 1643 г. , берет псевдоним Мольер и организовывает труппу. Мольер играет модные трагедии, но успех еще не приходит к нему. Первым большим успехом Мольера в Париже стала пьеса "Смешные жеманницы" Следующие годы становятся для Мольера периодом создания самых знаменитых его пьес: "Тартюфф", "Дон Жуан" , "Мизантроп". Последние пьесы Мольера отвечают вкусам Людовика XIV: балетам, музыке, развлекательным спектаклям. Во время представления в Пале-Рояле комедии "Мнимый больной", Мольер теряет сознание, а несколько часов спустя умирает.

БОМАРШЕ ПЬЕР ОГЮСТЕН (1732 - 1799) § Уже в первых, так называемых, «мещанских драмах» - «Евгения» (1767), «Два друга» (1770), Бомарше правдиво рисует картины социального неравенства. «Мемуары» Бомарше (1773- 1774) - четыре памфлета, в которых беспощадно разоблачены нравы современного ему судопроизводства. § Пьесой «Севильский цирюльник» открывается самый блестящий период в творчестве Бомарше. Он внёс живые черты современности в старые комедийные персонажи. В отличие от своего литературного прототипа, смышлёного и ловкого слуги, талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный плебей Фигаро - не только «нерв интриги» , но и её идейный центр. Фигаро противостоит бездарному графу Альмавиве.

БОМАРШЕ ПЬЕР ОГЮСТЕН (1732 - 1799) Картина Головина: Эскиз декорации к комедии Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро» В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, который лег в основу 2 -й части трилогии о Фигаро - комедии «Женитьба Фигаро» (постановка 1784). В ней и выразительно очерченные образы, и саркастический смех, и проявления чувствительности - всё проникнуто пафосом негодования, издёвки по адресу изживших себя аристократических привилегий. Живость характеров, стремительность действия, фейерверк острот, блестящий диалог - отличительные черты Бомарше-комедиографа. В дальнейшем драматург отходит от того типа комедии, который принёс ему мировую славу. В 3 й части трилогии - «Виновная мать» (1792) остепенившийся, лишённый задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму.

После кризиса эпохи Возрождения наступила эпоха надежд и иллюзий. Одним из направлений, в котором выразилась эта идея, стал Классицизм.


Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX веков, способность служить эталонам совершенства. За эталоны берутся произведения античных авторов.

Развитие классицизма как художественного направления определялось монархическим государством. Центр заинтересованного внимания смещается на театр, а основными формами воздействия на художественную культуру становятся нормативная эстетика и монаршее покровительство.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Первым основные принципы нового стиля сформулировал Франсуа д"Обиньяк (1604-1676) в книге "Практика театра". Опираясь на воззрения Аристотеля и Горация на драматургию, д"Обиньяк изложил требования к образцовому театральному спектаклю. Произведение должно следовать закону трёх единств - иначе публика не воспримет сценическое представление, не "насытит" свой разум и не получит никакого урока.

Первое требование - единство места: события пьесы должны происходить в одном пространстве, никакой перемены декораций не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната.

Второе требование - единство времени, т. е. примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в который разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток.


Последнее требование - единство действия. В пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке.

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров , которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) — воплощали исторические события и рассказывали о великих личностях и их подвигах; низкие (комедия, сатира, басня) — рассказывали о жизни простолюдинов. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Все театральные произведения состояли из пяти актов и были написаны в стихотворной форме.

К теории классицизма во Франции XVII в. относились со всей серьёзностью. Новые драматургические правила разрабатывались Французской Академией (учреждена в 1635 г.). Театральному искусству придавалось особое значение. Актёры и драматурги призваны были служить созданию единого сильного государства, показывать зрителю пример идеального гражданина.

Наиболее яркие представители театра французского классицизма:

Пьер Корне́ль (фр. Pierre Corneille, произносится как Корней; 6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж) — французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии (1647).

Жан Расин
Второй великий трагический драматург эпохи французского классицизма - Жан Расин (1639-1699). Он пришёл в театр спустя три десятилетия после премьеры "Сида" Корнеля.

Федра. Но тщетно было всё — и фимиам, и кровь:

Неисцелимая пришла ко мне любовь!

Я, вознося мольбы богине Афродите,

Была погружена в мечты об Ипполите,

И не её — о нет! — его боготворя,

Несла свои дары к подножью алтаря.

Тесей. Мой сын! Преемник мой!

Он сгублен мной самим!

Как страшен гнев богов, как неисповедим!..

Жан Расин. «Федра»

Тит. Так что же, Тит злосчастный? Ведь Береника ждет.

А ты придумал ясный безжалостный ответ?

Чтоб устоять в борьбе,

Найдёшь достаточно жестокости в себе?

Здесь слишком мало быть и стойким, и суровым —

К слепому варварству отныне будь готовым!

Жан Расин. «Береника»

Мольер — французский поэт и актер; основоположник классицистской комедии. Мольер — это псевдоним, настоящая фамилия — Поклен. Актёр и драматург сменил имя, чтобы не позорить отца — почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной. В конце жизни актёры были вынуждены, покаявшись, отрекаться от своего ремесла. В противном случае Церковь не разрешала хоронить их на кладбище, и усопшие обретали последнее пристанище за церковной оградой.
Сценический опыт Мольер приобрёл в провинции. Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех, «весь Париж» хотел посмотреть спектакли новой труппы. Сначала отношения драматурга с королём складывались хорошо, но постепенно они омрачились. Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию — «Тартюф,или Обманщик». Главный персонаж — пройдоха и обманщик, лицемер и сладострастник — носил сутану, и властьимущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию «Общество Святых даров».

Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре. Наконец разрешение было получено, и спектакль прошёл с огромным успехом. Сам автор играл доверчивого Оргона — жертву плутней и козней обманщика Тартюфа. Лишь вмешательство короля (такой поворот сюжета был в духе XVII в., в духе классицизма) спасло семью несчастного Оргона от разорения и тюрьмы.

Опыт Мольера-драматурга неотделим от опыта Мольера-актёра. Взгляды на искусство сцены, на разницу в игре трагических и комических актёров были блистательно воплощены Мольером в собственной театральной практике.
После «Тартюфа» Мольер написал и поставил две комедии, ставшие бессмертными. В пьесе «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 г.) драматург обработал известный сюжет о бурной жизни повесы аристократа и о справедливом возмездии, настигающем его за грехи и богохульство. Герой Мольера — вольнодумец и скептик, человек XVII столетия.

По-иному, чем в «Дон Жуане», мотив вольнодумства и свободной воли трактовался в «Мизантропе» (1666 г.). Здесь уже звучали драматические, даже трагические мотивы. Мольеровский смех стал «смехом сквозь слёзы» — ведь главная мысль пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.

Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила. Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера хоронили так, как хоронят самоубийц, — за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни.

История классицизма не заканчивается в XVII столетии. В следующем веке некоторые его принципы стремились возродить драматург и философ Вольтер, актёры Лекен и Клерон, поэты и музыканты. Однако в XVIII в. классицизм уже воспринимался как стиль устаревший - и в преодолении классицистических норм родилось искусство века Просвещения.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Предположите, что окажется важным для создания модели понятия «классицизм»? Определите основные компоненты модели этого понятия

Cлайд 4

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: Для создания модели понятия «классицизм» окажется необходимым понять: Концепцию человека в восприятии художников-классицистов; Картину мира, отраженную в произведениях классицистов; Основные эстетические принципы классицизма, то есть концепцию прекрасного.

Cлайд 5

Почему век классицизма называют «золотым»? Ответить на этот вопрос вам помогут разные виды искусства: Живопись (какова концепция человека, отраженная в живописи классицизма?); Архитектура (как отразился в архитектуре классицизма античный идеал гармонии?); Скульптура (какое художественное воплощение нашли основные принципы классицизма в скульптуре?) Садово-парковое искусство (в чем истоки прелести и пышной красоты садов и парков классицизма?)

Cлайд 6

Эпоха возникновения классицизма как литературного направления Классицизм (в переводе с латинского classicus – образцовый, изучаемый в классе) возник во Франции в 17 веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии, утверждения дворянской государственности. Однако ей предшествовали общественная смута, исторический хаос: после смерти короля Людовика тринадцатого его сыну – будущему «королю-солнце» Людовику четырнадцатому - не было и пяти лет, а потому фактически страной правил фаворит королевы итальянец кардинал Мазарини. Национальная гордость французов была настолько уязвлена, что все социальные слои приняли участие в гражданской войне против власти кардинала.

Cлайд 7

Людовик четырнадцатый – «король-солнце» Власть пришла к Людовику четырнадцатому только после смерти кардинала Мазарини. Именно в эту эпоху, продлившуюся более полувека, Франция стала процветающей и сильной державой. Царствование Людовика четырнадцатого является классическим примером абсолютизма: конечно, Людовик был далек от идеального монарха, однако вошел в историю как король-строитель и просветитель. В его царствование Франция пережила расцвет культуры классицизма, связанный с именами Мольера, Корнеля, Расина, Буало, Пуссена, Вольтера.

Cлайд 8

Возникновение классицизма в России В Россию классицизм пришел почти на век позже и связан прежде всего с именем Петра Великого. Реформы Петра превратили Россию из страны, истерзанной безвластием, произволом «смутного» 17 века, в сильную державу, совершившую стремительный рывок в европейскую культуру. Похоже, не правда ли, на ситуацию во Франции: хаос и гармония, разрушение и расцвет.

Cлайд 9

Золотой век Екатерины При Екатерине Второй, пришедшей к власти после череды смутных, тревожных лет, классицизм пережил эпоху наибольшего расцвета. Екатерина продолжила укрепление самодержавной государственности, усиление экономической и военной мощи России – страны, вошедшей на равных в европейскую цивилизацию.

Cлайд 10

Cлайд 11

Проверьте свои предположения: Искусство призвано прославлять монарха, служить укреплению монархического абсолютистского государства; Основной пафос искусства – служение обществу, утверждение человека – деятеля, подчинившего чувства разуму, способного на самопожертвование во имя выполнения высшего долга; Долг искусства – утверждать веру в то, что гармония противостоит хаосу – и внешнему (разобщенность и смута), и внутреннему (стихия страстей в человеке).

Cлайд 12

Классицизм в живописи Величайшим художником классицизма был французский живописец Никола Пуссен (18 век). Господствующий в произведениях художника ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека. Картина «Царство Флоры» создана на основе античной легенды: герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека неразрывна с жизнью природы, всё подчиняется разумным законам мироздания.

Cлайд 13

В основе сюжета картины «Танкред и Эрминия» лежит легенда о том, как герой Танкред берет в плен прекрасную волшебницу Эрминию, полюбившую его. Танкред сражается с мавром и, несмотря на победу, умирает от ран. На полотне Пуссена изображен момент, когда Эрминия отсекает мечом свои прекрасные волосы, обладающие волшебной силой, чтобы перевязать своему любимому раны и спасти его.

Cлайд 14

Картина Пуссена «Аркадские пастухи» написана на античный сюжет. По античному преданию, счастливые пастухи страны Аркадии не знали зла и смерти. Но подпись на гробнице: «И я был в Аркадии», - повергает их в смущение и печаль. Оказывается, в мире есть смерть – открытие этого закона мироздания пришло к героям картины лишь сейчас. Каков общий эмоциональный тон картины: ощущается в состоянии пастухов трагизм этого открытия или нет?

Cлайд 15

«Человек и мироздание». Как решает Пуссен эту вечную философскую тему: подчинен человек законам мироздания или противостоит им?

Cлайд 16

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА МАСТЕР РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА - Антон Лосенко. Картина «Владимир и Рогнеда» создана на исторический сюжет: новгородский князь Владимир просил руки половецкой княжны Рогнеды, однако получил отказ. Гнев оскорбленного князя был разрушителен: он убил отца и двух братьев Рогнеды, взяв ее в жены против воли. Художник изобразил момент, когда Рогнеда узнает о коварном убийстве. По законам классицистической эстетики художник помещает главные фигуры в центре, выделяя их цветом и светом. Страдание не может обезобразить благородные лики, и в горе герои сохраняют изящество и величие. Вся группа напоминает театральную сцену: уравновешенность композиции, скульптурная статика поз и жестов, чистый, почти без оттенков, цвет.

Cлайд 17

Как вы думаете, почему художник изобразил Владимира не жестоким убийцей, а влюбленным рыцарем? Как в этом отразилась классицистическая концепция человека?

Cлайд 18

Русский парадный портрет 18 века Один из крупнейших портретистов 18 века – Дмитрий Левицкий. Его творчество включает все виды портрета – от монументально-парадного до камерного. Екатерина Великая изображена Левицким в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Всё: поза, жест императрицы, выражение ее лица – обнаруживает величие защитницы справедливости и общественной гармонии.

Cлайд 19

Перед вами два парадных портрета Екатерины Второй кисти австрийского художника И.Б.Лампи, приглашенного в Россию Потёмкиным в качестве придворного живописца. Как вы думаете, почему эти картины так схожи?

Cлайд 20

Камерный портрет Портреты Фёдора Рокотова отличает неповторимая, лишь ему присущая живописная манера: лики словно выступают из мерцающего мрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотна Рокотова отличаются от традиционной классицистической живописи изысканностью и богатством цветовых сочетаний. Художника привлекает гармония внешней и внутренней красоты, одухотворенность человека. Рокотову особенно удавались женские образы, с их мягкостью и лирическим очарованием. Один из таких образов – портрет А.П.Струйской.

Cлайд 21

Вступите в диалог с искусствоведами: прокомментируйте каждое из следующих положений Живопись классицизма отличает уравновешенность композиции: явно выделенный композиционный центр, в котором размещены главные герои. Полотно часто напоминает театральную сцену. Художники стремились подчеркнуть в человеке только возвышенное, прекрасное и совершенное, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое. Даже страдание героев не искажает их лица: они остаются изящны и благородны, как прекрасные герои античных трагедий. В колорите доминируют ясные, чистые цвета. Нет полутонов и оттенков, смешения и «буйства» красок. Русский парадный портрет подчеркивает не столько индивидуальность человека, сколько его общественную роль: «монарх», «ученый», «поэт».

Cлайд 22

Классицизм в архитектуре Удивительна по своей гармонии архитектура классицизма. Пожалуй, именно в архитектуре и садово-парковом искусстве традиции классицизма сохранились дольше всего. Всемирной славой пользуются произведения российского зодчества 18-начала 19 веков, в первую очередь ансамбли Петербурга и его пригородов. Они придают «Северной Пальмире» неповторимый облик, который превратил ее в один из самых красивых городов мира. Один из памятников раннего классицизма в Северной столице – Адмиралтейство, созданное по проекту А.Захарова. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле – флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга.

Cлайд 23

Градостроительство классицизма развивало концепцию «идеального города».Обратите внимание на эти прямые линии улиц, симметрию и уравновешенность архитектурных ансамблей. Как это обнаруживает классицистический идеал прекрасного?

Cлайд 24

Cлайд 25

Cлайд 26

Перед вами Дом Пашкова в Москве, созданный архитектором Василием Баженовым. Какие черты классицизма вы видите?

Cлайд 27

Русская дворянская усадьба Удивительны русские дворянские усадебные ансамбли: Архангельское, Останкино, Кусково и многие другие. Искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах – крупный национальный вклад русского классицизма в мировую художественную культуру.

Cлайд 28

Основной комплекс поместья обычно располагался на высоком берегу реки или холме, а потому был виден издалека. Белые колонны символизировали свет и чистоту, желтые стены здания – «золотой век», зеленые крыши вместе с окружающей зеленью садов и парков – надежду и вечную молодость, обширные поляны и лужайки – Елисейские поля.

Cлайд 29

Русская дворянская усадьба не раз вдохновляла художников своей нежной поэтичностью, легкой печалью, тонкой красотой (картины С.Жуковского и В.Борисова-Мусатова).

Cлайд 30

Идеал античности в эстетике классицизма Всмотритесь в эти архитектурные произведения: Парфенон – храм Афины Парфенос в Греции, созданный в середине 5 века до нашей эры; колоннада Казанского собора в Петербурге, Пантеон в Париже. Что общего вы в них находите? Что это обращение к идеалу античности открывает нам в классицистической концепции Прекрасного?

Cлайд 31

Cлайд 32

Этьен Фальконе «Медный всадник» В середине 18 века Екатерина Вторая задумала создать памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому, для чего был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе. В духе просветительской философии 18 века Фальконе представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса, стремительный порыв сочетается в ней с торжественным величием. Доставка цельного камня, прозванного «гром-камнем», на котором высится фигура Петра, заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем переправляли на барже по воде.

Cлайд 33

Как вы думаете, что в скульптуре Петра Великого символизируют: Вздыбленный конь. Россию, которую реформы Петра превратили в мощное государство. Цельный камень в виде огромной волны. Память о том, что именно Петр Первый завоевал для России выход к морю. Змея, которую попирает конь Петра. Противники петровских реформ. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость. Главные цели реформаторской деятельности Петра: просвещение, торговля и военная мощь.

Проект “ Театр XVII-XVIII вв”


1.Театр как вид искусства.

2.Западноевропейский театр барокко.

3.« Золотой век» театра французского классицизма.

4.Театр эпохи Просвещения.

4.История театра в России в 17-18 вв


Актуальность проблемы исследования

Актуальность проблемы исследования театра заключается, на мой взгляд в следующем.Современный человек недооценивает влияние театрального искусства на свою жизнь. Интернет, телевидение занимают все внимание человечества, навязывая часто ему свое мнение.С развитием информационных технологий люди стаи забывать, что такое настоящее искусство,которое включает кино, литературу, театр, живопись.Театр прежде всего способствует духовному развитию человека: он пробуждает чувства,формирует понятие прекрасного, развивает воображение.В театр нужно ходить самим и приучать к этому детей. Удрученные решением финансовых и бытовых проблем мы очерствели душой. Проживая небольшую жизнь с театральными актерами,можно открыть в себе самы прекрасные чувства, которые таятся в глубинках наших сердец.


Объект и предмет исследования.

Объектом исследования был определен театр 17-18 веков.

Предметом исследования стали:театральные представления, постановки западноевропейского театра барокко, фанцузский театр эпохи классицизма,театр эпохи Просвещения,театральное искусство России в 17-18 вв, история русского драматического театра.


Цель и задачи исследования:

  • Цель данного исследования: тследить эволюцию развития театрального искусства на протяжении 17-18 вв.

Задачи исследования: проанализировать и кратко охарактеризовать особенности театрального искусства указанных периодов; систематизировать знания о театре 17-18 вв,сделать вывод об эволюции(развитии) театра.


Методология исследования:

При проведении данного исследования были использованы следующие методы:

Методы эмпирического уровня:

фотографирование

Измерение

Сравнение

Наблюдение


Методы экспериментально-теоретического уровня:

Моделирование

Исторический

Логический

Индукция

Дедукция

Гипотетический


Методы теоретического уровня:

изучение и обобщение

абстрагирование

идеализация

формализация

анализ и синтез

индукция и дедукция

аксиоматика


"Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания МХК в школе, так как данная тема недостаточно полно раскрывается в учебниках по данному предмету.

Результаты исследовательской работы обобщат собранную информацию, расскажут школьникам много нового и интересного о театральном искусстве 17-18 вв.



Театр как вид искусства.

Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.

Театр - искусство коллективное. Спектакль - это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение "работники театрального цеха": спектакль - это и творчество, и производство.


Театр как вид искусства.

Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный на бор художественных средств. Спектакль - это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.

В основе театрального представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий - либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену - это своего рода "перевод" с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим


Театр как вид искусства.

Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес, - это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму - в лето, улицу - в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.


Театр как вид искусства.

Зритель сознательно (а порой и бессознательно, будто против воли) оценивает игру актёров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное - он, зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни. История театра продолжается.


Западноевропейский театр барокко.

Все виды искусства в эпоху барокко стремились к зрелищности. Самый зрелищный вид искусства – театр. Мир в искусстве барокко приравнивался к театру, человек - к актеру. Главенствовала идея: мир - это театр.


Западноевропейский театр барокко стремился:

1. Поразить воображение, удивить, ошеломить зрителей.

2.Мир, враждебный человеку, представлен в пьесах как скопище насилия и зла.

3. В жестокой игре страстей и амбиций всё решает случай.

4. Нагромождение интриг, кровавых злодейств и ужасов, неправдоподобных, фантастических эпизодов, резких контрастов и неожиданных финалов – отличительная особенность развития действия.



Главными элементами игры актера были голос и жест. Жесты и позы заимствовались из известных живописных произведений. Постановщики требовали от актеров "изящных телодвижений и изысканных положений членов тела". Монологи и диалоги актеров звучали как девизы, как поясняющие стихотворные подписи под картинами.

Пьеса имела реальный и символический смысл. Иллюзия реальности на сцене создавалась театральной техникой, так, с помощью машинерии человеческие души могли перемещаться с земли на небо или в ад. Наверх отправлялся праведник, вниз - грешник.




Театральные теоретики запрещали сцены, "оскорбляющие душу зрителя чрезмерной жестокостью". Но орудия пыток, виселицы появлялись на сцене, ужасные преступления совершались на глазах у зрителей. Драматурги иногда смягчали жестокие эпизоды, переносили их за сцену или показывали их за прозрачным занавесом.

В декорациях часто использовали элементы архитектуры.

Декорации приближали сцену к картине. Это были горы, леса, бушующее море, королевский дворец, городская площадь.




Классификация пьес Кальдерона: Драмы чести - любовь, религия и честь. Конфликт связан либо с отступлением от этих принципов, либо с трагической необходимостью их соблюсти, даже ценой человеческой жизни. Примеры: «Саламейский алькальд», «Врач своей чести», «Живописец своего бесчестья». Философские драмы - фундаментальные вопросы бытия, человеческой судьбы, свободы воли, причин человеческого страдания. Действие происходит в «экзотических» для Испании странах (Ирландии, Польше, Московии); исторический и местный колорит подчёркнуто условен и призван акцентировать их вневременную проблематику. Примеры: «Жизнь есть сон», «Волшебный маг», «Чистилище святого Патрика». Комедии интриги с запутанной и увлекательной любовной интригой. Инициаторами и активными участниками интриги чаще всего становятся женщины. Комедиям присущ «кальдеронов ход» случайно попавшие к героям предметы, письма, пришедшие по ошибке, потайные ходы и скрытые двери. Примеры: «Дама-невидимка», «В тихом омуте…».


«Золотой век» французского театра классицизма

Основные принципы драматургии и театра классицизма:

1.Строгое следование лучшим античным традициям.

2.Соблюдение закона трех единств: места, времени и действия.

3.Верность природе, правдоподобие.

4.Постоянство характеристики героев.

5.Строгое деление на жанры.

6.Неожиданная поучительная развязка действия.


ПЬЕР КОРНЕЛЬ (1606-1684)

Французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии.


В 1624 году Корнель становится юристом, но, чувствуя влечение к театру и поэзии, уезжает в Париж и уже в 1629 году ставит свою первую комедию, "Мелиту". В 1633 г. молодого драматурга представляют кардиналу Ришелье. Вместе с "Сидом", премьера которого состоялась в начале 1637 года, к Корнелю приходит слава. Людовик XIII жалует драматургу дворянство. В начале 1660-х годов Корнель возвращается на сцену, но его новые пьесы уже не вызывают прежнего восторга у публики, тем более, что его все больше и больше затмевает новый драматург, Расин. Старость поэта печальна. В 1674 году, один из его сыновей погибает на войне. К этим горестям присоединяются финансовые проблемы. В последние годы жизни великого драматурга удача снова улыбается ему: в октябре 1676 года, Людовик XIV приказывает поставить в Версале "Цинну", "Горация", "Помпея", "Эдипа", "Сертория" и "Родогуну". Корнель знаменит на всю Европу. Великий французский драматург умирает в Париже, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1684 года.




ЖАН РАСИН (1639-1699) Французский драматург. В начале шестидесятых годов перед Расином открываются двери придворных салонов и начинающий драматург расширяет круг литературных знакомств. В то же время Расин приобретает покровительство Людовика XIV и его любовницы, госпожи де Монтеспан. Следующие два десятилетия становятся вершиной славы Расина. Величайшими трагедиями Расина являются "Андромаха" (1667) и "Федра" (1677). Именно в них наиболее ярко проявляются новшества, привнесенные Расином в драматургию: изображение слепых страстей, неизменно приводящих к катастрофе, неукоснительное следование правилу трех единств, и др.


ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР (1622-1673)

Французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера


Жан-Батист Поклен родился в Париже; детство проводит в буржуазной среде, которая в будущем послужит фоном для многих его комедий. Его отец, королевский ковровщик, отдал сына в коллеж Клермон, где будущий драматург получил образование "порядочных людей": математика, физика, танцы, фехтование. Чувствуя влечение к театру, молодой Поклен становится актером в 1643 г., берет псевдоним Мольер и организовывает труппу. Мольер играет модные трагедии, но успех еще не приходит к нему. Первым большим успехом Мольера в Париже стала пьеса "Смешные жеманницы" Следующие годы становятся для Мольера периодом создания самых знаменитых его пьес: "Тартюфф", "Дон Жуан", "Мизантроп". Последние пьесы Мольера отвечают вкусам Людовика XIV: балетам, музыке, развлекательным спектаклям. Во время представления в Пале-Рояле комедии "Мнимый больной", Мольер теряет сознание, а несколько часов спустя умирает.





ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В XVIII веке началась эпоха Просвещения, основным содержанием которой стала решительная борьба с феодализмом. Борьба эта была тем успешней, чем теснее сплачивались ряды революционно настроенной буржуазии и народных масс.

Результаты этой борьбы превзошли все самые радужные ожидания. В экономике были изжиты феодально-крепостнические отношения, в политике разрушена система абсолютистского правления, в сфере деятельности духовенства уничтожено религиозное насилие над мыслью и провозглашены идеалы свободной личности и демократического общества.



В разных странах Просвещение прошло свой путь развития. В середине XVII века в Англии свершилась буржуазная революция. Тем не менее в конце этого века революционно настроенные массы пошли на компромисс с возрождающейся буржуазией и бывшими феодальными землевладельцами. В связи с этим наиважнейшей задачей Просвещения в Англии стало закрепление и дальнейшее развитие результатов революционных завоеваний.

Несколько иной характер имело Просвещение во Франции. Так как Франция была страной, где еще только предстояло свершиться революции, то следовало делать революцию более последовательную. Если английская революция только слегка встряхнула основы феодальной Европы, то французская их полностью уничтожила. Это случилось потому, что французская революция идеологически была подготовлена учеными-просветителями. За те сто лет, что прошли с 1689 (английская революция) до 1789 года (французская революция), Просвещение проделало громадный путь.


В Германии Просвещение развивалось совсем иначе. Дело в том, что буржуазное законодательство попало в страну с армией Наполеона, а буржуазные нормы внедрялись при помощи сложных маневров. Но был в этом и плюс: немецкие просветители, которые вступили в область литературы и театра позднее своих европейских коллег, могли уже иметь в качестве опоры творческий и жизненный опыт англичан и французов.

В Германии тоже была революция, но не политическая, а художественная и философская, т. е. немцы в духовной области завершили то, что происходило в других странах Европы.


В Италии у Просвещения был наиболее узкий характер. Но и в этой стране на первые роли выдвинулись многие мыслители и художники, чье творчество впоследствии стало достоянием всей Европы.

Несмотря на то что в разных странах было разное историческое положение, Просвещение имело абсолютно одинаковые задачи. Оно стало формой идеологии третьего сословия, которое боролось с феодализмом и его пережитками.







В середине XVIII века в театрах начала появляться профессиональная драматическая литература. Вслед за этим заметно усилилась тенденция перехода таких театров на профессиональный уровень. Ярославская театральная труппа «охочих комедиантов» под руководством известного актера Ф. Г. Волкова – основателя русского драматического театра – была ярким подтверждением этому.

В XVIII веке было известно много писателей, художников и других творческих личностей. Театр этого времени дал мировой культуре таких известнейших художников и теоретиков искусства, как Шеридан и Гаррик в Англии, Вольтер, Дидро, Бомарше и Лекен во Франции, Лессинг, Гете и Шиллер в Германии, Гольдони в Италии.





Господство разума имело те последствия, что искусство просветителей было переполнено рассудочностью. Рационализм жизни требовал упорядоченных форм, а просветители, видевшие идеал человека в личности, не могли пренебрегать чувствами и в тех случаях, когда речь шла об искусстве. В этой области они также требовали гармонии.

Первый период просветительского искусства назывался периодом просветительского классицизма. В это время разум явно преобладал над чувством. Следующим этапом стал период просветительского реализма. Последний, третий, этап – период сентиментализма – прошел под знаком чувства.



В идеологических сражениях против старых устоев просветители на первое место ставили театр. XVIII век стал одной из великих эпох развития этого вида искусства. Театр Просвещения принадлежит не только своей эпохе. Многие из лучших произведений, созданных в те годы, прочно вошли в репертуар мирового театра. Среди них можно назвать «Ночь ошибок» Гольдсмита и «Школу злословия» Шеридана, «Женитьбу Фигаро» Бомарше и «Трактирщицу» Гольдони, «Принцессу Турандот» Гоцци и трагедии Шиллера.

Поскольку связь времен в театральном искусстве никогда не прерывается, то Просвещению принадлежит немалое место не только в истории, но и в театральной жизни нашего времени.



История театра в России в 17-18 вв

В XVII - XVIII вв. на Руси развивается народный театр и зарождается профессиональный. Самое интересное, что и тот и другой истоками уходят в искусство скоморохов, которое в XVIII веке достигает своего расцвета. В их творчестве отражались все важнейшие события того времени. Песни о событиях великой смуты, об Иване Болотникове, о боях, победах и гибели Степана Разина. Против бояр и воевод было направлено представление скоморохов о холопах и боярине.

Помещик изображался толстяком с огромным брюхом. Двое скоморохов в лохмотьях и лаптях гоняли его из стороны в сторону прутьями, а остальные кричали: «Добрые люди, посмотрите, как холопы из господ жир вытряхивают». Церковь и правительство боролись против скоморохов. По царским указам их наказывали и отправляли в ссылку.




Основатель русского театра Федор Григорьевич Волков

Несмотря на то, что директором первого русского национального театра основанного в 1756 г. стал А. П. Сумароков, ведущую роль в нем сыграл выдающийся театральный деятель Федор Григорьевич Волков.


Волков был выходцем из купеческой семьи в Ярославле. В Москву приехал учиться торговому делу. Попав один раз в театр, он стал его постоянным зрителем, жадно изучал все, что имело отношение к театру. Вернувшись в Ярославль, Волков начинает создавать свой театр, первые спектакли которого начались в 1750 г. По своему характеру он был близок к театру «охочих комедиантов». Театр понравился ярославцам, впоследствии на средства зрителей было построено театральное здание.

Слух о спектаклях в Ярославле дошел и до столицы. Актеров вызвали в Петербург, и после недолгой дополнительной подготовки они составили основу труппы открывшегося в 1756 г. русского профессионального театра. За Фёдором Волковым закрепилось имя отца русского театра, данное ему И. В. Белинским.



Первые спектакли профессионального русского театра отвечали всем требованиям господствовавшего тогда литературно-художественного направления - классицизма. Героями трагедий могли быть лишь цари, князья, вельможи. Простой народ выступал только в ролях слуг. Образцовой драматургией классицизма можно считать трагедии А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова.

Но уже вскоре стали появляться пьесы, авторы которых придерживались нового литературно-художественного направления - сентиментализма. Проблемы, выдвигавшиеся в этих пьесах, были ближе к действительности. Герои их говорили о делах и заботах, волновавших простых людей. Виднейшим драматургом сентиментализма был М. М. Херасков. Вершиной развития драматургии и театра в XVIII в. стала комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Здесь впервые остро и смело говорилось о пагубном влиянии крепостного права на все стороны жизни.



Теоретиком театра
классицизма, как и
искусства
классицизма вообще
был Никола Буало
(1636-1711).
Буало была создана
строгая театральная
система
нормативного типа.
Свои взгляды он
изложил в
теоретической поэме
«Поэтическое
искусство» (1674).

1. Строгое
следование лучшим
образцам античной
драмы, соответствие
учению Аристотеля и
Горация.

2. Строгое деление на
жанры- трагедию и
комедию.
Трагедия- «высокий
жанр».
Комедия - «низкий
жанр».

3. Соблюдение закона трёх единств.

Закон трёх
единств
единство
действия
единство
места
единство
времени

Единство действия
- запрещение
отклонение сюжета
от основной
событийной линии.

Единство времени и
места - все события
пьесы должны были
происходить в одном
месте и в течение
одних суток.

4. Верность природе,
правдоподобие.
«Невероятное
растрогать
неспособно. Пусть
правда выглядит
всегда
правдоподобно: Мы
холодны душой к
нелепым чудесам. И
лишь возможное
всегда по вкусу нам.
Герою своему
искусно сохраните
черты характера
среди любых
событий».

5. Постоянство характеристики
героев.
Характер героя должен оставаться
неизменным от начала до конца
пьесы. Актёр не изображал
переживания героя, а в
соответствии с текстом
демонстрировал его тип.
Это правило повлекло за собой
возникновение театрального
амплуа актёра.

6. Неожиданная поучительная развязка
действия.
Любая пьеса должна внушить зрителю
мысль, что порок справедливо наказан,
а добродетель торжествует.
«Театр – школа нравов. Довольны
зрители, когда нежданный свет
развязка быстрая бросает на сюжет,
ошибки странные и тайны разъясняя
и непредвиденно события меняя».

Техника
актёрско
й игры

Во французских театрах XVII –
первой половины XVIII века
зрители-аристократы
располагались по бокам
авансцены. Это создавало
препятствия для декоративного
оформления спектаклей, а
действие трагедии должно
было разворачиваться на
переднем плане сцены.

Актеры размещались в один ряд, при
этом главный герой ставился в центре,
второстепенные – по обе стороны от
него.
Обычно актеры стояли лицом к
зрительному залу и читали монологи
прямо в публику, для произнесения
диалогов требовался небольшой отход
назад, чтобы главный герой мог видеть
одновременно и собеседника, и
зрителей. По окончании своей речи ему
рекомендовалось взглянуть на
партнера и обобщающим жестом
закрепить сказанное.

Актёры выступали в пышных, но
современных,
не соответствовавших эпохе пьесы
костюмах.
Мизансцены статичны –
выстраивались в виде клина или
фронтально.
Мастерство актёра заключалось не в
переживании, а в искусной
декламации.

Большое значение имели жесты.
На сцене запрещались все
обыденные позы и жесты:
расставленные ноги, носки,
вогнутые внутрь, выпячивание
живота, потирание рук, сжимание
кулаков, торопливые движения.
В любой роли, в любом состоянии
актер должен был сохранять
величие и благородство. Его ноги
должны были стоять в балетной
позиции.

Поклон делался только головой
при неподвижном теле.
Становясь на колени, герой
опускался лишь на одну ногу.
Всякий жест начинался от локтя
и затем лишь разворачивался
полностью.
Будучи на сцене, актер всегда
был обращен лицом к зрителям
и никогда не поворачивался к
ним спиной.

Удивление - руки,
изогнутые в
локтях, подняты
до уровня плеч,
ладони обращены
к зрителям.
Отвращение -
голова повернута
направо, руки
протянуты налево
и как бы
отталкивают
партнера.

Горе - пальцы
сцеплены, руки
заломлены над
головой или
опущены к поясу.
Порицание -
рука с
вытянутым
указательным
пальцем
обращена в
сторону
партнера.

В гневе брови насуплены.
В печали и умилении голове
надлежит быть смиренно
склоненной, временами должны
были появляться слезы.
В страхе бровям быть
приподнятыми, словно при
вопросе.
Для выражения радости и любви
выражение глаз и всего лица
должно быть светлым,
улыбающимся, однако скромным.

Любовь выражается
нежным, страстным голосом.
Ненависть - строгим и
резким.
Радость - легким,
возбужденным.
Гнев - стремительным,
быстрым.
Жалоба - кричащим,
страдальческим.

У актера всегда должно было
сохраняться ясное произношение
стихов, без обыденных
разговорных интонаций.
Каждый стихотворный период или
сцену следовало начинать тихим
голосом и только к концу их
усиливать звук.
Говорить стихи надо было главным
образом на среднем регистре.

Трагедия

Трагедия призвана
очищать людские нравы
страхом и страданием.
Трагедия писалась
высоким стилем, должна
была быть написана в
стихах.

Героическим добродетельным
персонажам противостояли злодеи,
попиравшие нормы морали и
общественные законы.
Большинство сюжетов трагедии
основывались на античной истории.
Основой конфликта трагедии было
столкновение долга и чувства,
решаемое в пользу долга и разума.

Пьер Корнель
(1606-1684) создатель
французской
классицистичес
кой трагедии.

Сцена из трагедии П. Корнеля «Сид»

Трагедии:
«Сид» (1636),
«Гораций» (1640),
«Цинна или
милосердие
Августа» (1641),
«Мученик
Полиевкт» (1643)
«Родогуна» (1644),
«Эдип» (1659).
Комедии:
«Мелита» (1629)
Лжец (1643).

Жан Расин (1639-
1699)
Трагедии
«Андромаха»,
«Эфигения в
Авлиде»,
«Береника»,
«Британник»,
«Федра».
Комедия - «Сутяги»

Комедия
Комедия
призвана
исправлять
человеческие
нравы
посредством
осмеяния
героев пьес.

Жан Батист Мольер
(Поклен, 1622-1673) создатель жанра «высокой
комедии» (т.е. пятиактной
комедии, созданной в
соответствии с
«Правилами трех единств»,
где наряду с
простонародными
персонажами действуют и
представители
дворянского
происхождения).
Комедии:
Школа жён», «Скупой»,
«Дон Жуан», «Мещанин во
дворянстве», «Мнимый
больной», «Тартюф».
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения