Балерины начала 20. Известные балерины россии. Что ещё посмотреть

GettyImages

Музей керамики в «Кусково» показал сайт свои коллекции фарфоровых статуэток и заодно рассказал историю самых известных балерин.

Мари-Анн де Камарго

Прима парижской Королевской академии музыки Мари-Анн де Камарго(1710−1770) спровоцировала революцию в балете и моде XVIII века. До неё танцовщицы вышагивали по сцене в юбках до пят, а все сложные прыжки выполняли мужчины. Чтобы разнообразить свой прыжковый репертуар, Камарго первой укоротила балетную юбку, обнажив щиколотки. Неслыханную по тем временам вольность на грани скандала подхватили парижанки, и длина женских юбок медленно поползла вверх. Позднее Камарго отказалась и от каблуков, дав ещё один импульс к развитию парижской моды.

Мария Тальони

Популярное

Ещё одна« революционерка» из парижской Гран-Оперы, балерина в третьем поколении Мария Тальони(1804−1884) — первая танцовщица, которая надела балетную пачку и встала на пуанты. Это случилось в балете« Сильфида», написанном специально для Марии её отцом Филиппо Тальони.

Мария гастролировала по всей Европе, в 1837-м на три года приехала в Россию, и вскоре весь Петербург лежал у её ног. Рассказывают, что несколько экзальтированных русских поклонников выразили свою любовь к ней весьма странным образом: за 200 рублей(за эту сумму можно было получить восемь батистовых манишек, 200 фунтов чая или 600 гусей) они купили её пуанты, чтобы сварить их, приправить соусом и съесть.

После смерти звезды у танцовщиков возник обычай оставлять свои первые пуанты на могиле Тальони в Париже. Довольно часто они ошибаются кладбищем и вместо Пер-Лашез , где похоронена Мария, пуанты несут на Монмартр к могиле её матери Софии.

Фанни Эльслер

Главной соперницей Тальони в то время была ещё одна прима Гран-Оперы — Фанни Эльслер(1810−1884). Их сравнивали все, но, пожалуй, наиболее эффектно это сделал французский писатель и балетоман Теофиль Готье, назвавший Тальони христианской танцовщицей, а Эльслер — языческой.

Если первую носил на руках Петербург, то вторую боготворила Москва. До России Эльслер добралась в 38 лет по личному приглашению Николая I и, несмотря на возраст, протанцевала три сезона. Когда во время прощального бенефиса она играла Эсмеральду, публика бросила на сцену три сотни букетов, из которых во втором акте для героини устроили лежанку. В ответ в сцене, где Эсмеральда складывает из букв имя возлюбленного Феба, Эльслер сложила слово« Москва». Из-за шквала оваций и рыданий в зале выступление едва на этом не завершилось. А после спектакля поклонники впряглись в коляску вместо лошадей и на себе довезли приму до её дома. Для некоторых государственных чиновников участие в этом действе, которое сопровождали разные дурачества, закончилось увольнением со службы. Тронутая московским приёмом Эльслер объявила, что завершает в Москве свою карьеру. Она пообещала, что выйдет на сцену ещё лишь раз, чтобы попрощаться с родной Веной, и сдержала слово.

Софья Фёдорова

Это творение скульптора Наталии Данько, существующее в нескольких вариантах росписи, было неизменным хитом международных выставок фарфора в 1920-х и выпускалось с перерывами до начала 1950-х.

В историю балета вдохновившая появление этой работы Софья Фёдорова(1879−1963) вошла как Фёдорова Вторая, поскольку, когда её приняли в труппу Большого театра, в кордебалете уже была её однофамилица. Техника этой цыганки по крови была не без изъянов, но благодаря бурному темпераменту и искусству перевоплощения её характерный танец приводил зрителей в экстаз.

Танцуя Жизель в апреле 1913 года, Фёдорова напугала публику слишком натуралистичным изображением сумасшествия и смерти своей героини. Балерина так глубоко погрузилась в роль, что её стали преследовать сильные неврастенические припадки, которые позднее развились в болезнь. Вскоре ей пришлось всё больше времени проводить в психиатрических клиниках и всё меньше — на сцене. Когда Фёдоровой становилось лучше, с ней желали работать такие знаковые фигуры, как Анна Павлова и Сергей Дягилев. Однако болезнь взяла своё.

Анна Павлова

В собрании керамики« Кусково» есть сразу две знаменитые фарфоровые скульптуры, посвящённые великой Анне Павловой (1881−1931). Скульптор Серафим Судьбинин запечатлел балерину в образе Жизели в сцене гадания из одноимённого балета. Работая над эскизами во время гастролей труппы Павловой в Англии в 1913 г., он стал свидетелем начинавшейся павломании, вскоре охватившей весь мир. Судьбинин писал в Петербург, что« один Лондон в один день раскупит 500 экземпляров. Популярность Павловой здесь громадная, а после ряда статей в лондонских журналах о том, что её фигура будет выполнена на Императорском фарфоровом заводе, здесь только и ждут появления этой работы в свет».

В советское время модель Судьбинина выполнялась с разными вариантами росписи, однако самый правильный — кусковский, в точности копирующий костюм, сделанный по эскизу известного художника Леона Бакста.

Другая статуэтка стала данью памяти великой балерине, скончавшейся во время гастролей в Гааге в 1931 году. Скульптор Наталия Данько сделала её по фотографии 1915 года. Она выбрала образ« Умирающего лебедя», который принёс Павловой мировую славу и стал символом русского балета. Говорят, что последними словами балерины были: «Приготовьте мой костюм лебедя».

Тамара Карсавина

Имя Тамары Карсавиной(1885−1978) в наши дни знакомо лишь знатокам балета, но в начале XX века она не уступала в известности Павловой. По сути, две эти примы, танцовщик Вацлав Нижинский, балетмейстер Михаил Фокин и антрепренёр Сергей Дягилев и превратили словосочетание« русский балет» в бренд, который узнал весь мир.

Она позировала Валентину Серову, Леону Баксту, Мстиславу Добужинскому, Сергею Судейкину, Зинаиде Серебряковой, ей посвящала стихи Анна Ахматова, а в 1914 году в честь неё был выпущен поэтический сборник« Букет для Карсавиной», составленный из стихов модных поэтов того времени. Образ балерины проник и в английскую литературу: герои Агаты Кристи восхищаются Карсавиной в детективе« Таинственный мистер Кин», лично знакомый с танцовщицей автор« Питера Пэна» Джеймс Барри вывел её в пьесе« Правда о русских танцорах» под именем Каррисима.

Шедевральную фигуру исполняющей арабеск Карсавиной выполнил по заказу Императорского фарфорового завода всё тот же Судьбинин. В одном варианте балерина касается постамента только носком опорной ноги, в другом, оригинальном по замыслу, её поддерживают два херувима. Именно этот вариант находится в собрании« Кусково».

Галина Уланова

Именем одной из величайших балерин XX века Галины Улановой(1909−1998) названы астероид, крупный алмаз и сорт голландских тюльпанов, ещё при жизни ей поставили памятники в Стокгольме и Ленинграде.

Памятник Улановой в столице Швеции открыли в марте 1984 года перед единственным в мире Музеем танца. Эта скульптура — бронзовая копия фигурки балерины в роли Одетты из «Лебединого озера», воплощённой в фарфоре на Ломоносовском заводе в 1951 году. Автор миниатюры — скульптор Елена Янсон-Манизер, известная своей любовью к балету. За свою творческую карьеру она посвятила ему более сотни работ.

Янсон-Манизер попросила Уланову позировать после того, как впервые увидела молодую солистку Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в роли Марии в постановке« Бахчисарайского фонтана». Так в 1936 году появилась фарфоровая« Танцовщица», а в центральных парках Москвы и Ленинграда — бронзовые« Балерины», сохранившиеся до наших дней.

В 1950-х Янсон-Манизер подготовила целую серию фарфоровых фигур мастеров балета того времени. Достойное место в ней заняли образы Улановой — Тао Хоа из балета« Красный цветок», Джульетта из «Ромео и Джульетты», умирающий лебедь и Одетта из «Лебединого озера».

Майя Плисецкая

После того как Галина Уланова завершила карьеру в 1960 году, примой Большого театра стала Майя Плисецкая (1925−2015). Несмотря на разницу в возрасте в 14 лет, двух великих балерин многое связывало. И ту, и другую учила известная в прошлом танцовщица Елизавета Гердт, на пару они исполняли главные женские роли в балетах« Бахчисарайский фонтан» и «Каменный цветок», их фарфоровые миниатюры оказались бок о бок и в балетной серии Елены Янсон-Манизер. Эти фигурки стоящих на носках танцовщиц словно продолжали линию, начатую статуэткой судьбининской Карсавиной.

Балетом, прославившим Плисецкую, было« Лебединое озеро», но скульптор остановилась на её образе героини« Раймонды». Это была первая главная роль Майи в Большом, она станцевала её в 1945 году, после войны. Потом мемуарах Плисецкая писала: «В журнале „Огонёк“ на одной̆ странице с репортажем о победах футболистов московского „Динамо“ в Англии, после портретов великого Боброва, Бескова, Хомича, Семичастного, — мои шесть балетных поз из „Раймонды“. И седьмая — такая нелепая, со смущённой̆ полуулыбкой̆ — фотография в жизни… И маленькая заметка о появлении новой̆ балерины в труппе Большого театра. Я по-детски счастлива».

Балерина запомнила на всю жизнь ещё одно выступление в «Раймонде». Дата врезалась в её память — 4 марта 1953 года, за день до смерти Сталина. Накануне по радио обнародовали бюллетень о здоровье вождя, из которого было понятно, что дни его сочтены. Люди вокруг надеялись на чудо, а Плисецкая танцевала в тот вечер, желая этой смерти всеми фибрами души — её отца расстреляли в 1938-м как шпиона и предателя, а мать осудили на восемь лет и отправили на вольное поселение с грудным ребёнком на руках, младшим братом балерины.


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

Свет огней, пронзающая музыка, шорох сетчатых пачек и постукивание пуантов по деревянному паркету - балет! Как же он красив, неподражаем и велик! Затаив дыхание и устремив взгляд на бесконечно красивое зрелище, зритель поражается ловкости и пластике балетной дивы, отточено исполняющей свои "па". История балета велика, и предпосылки ее уходят в 16 век нашей эры, но истинные шедевры берут свое начало в 19 веке. Отсюда можно и начать отсчет.

Мари Рамбер и Анна Павлова

Итак, самые известные балерины:

1 . Выпускница балетного института Жака-Далькроза, полячка Мари Рамбер (Marie Rambert , истинное имя Мириам Рамберг, 1988 г.р.) уже в 1920 году рискнула открыть в столице Англии первую балетную школу. Успех был велик, и потому уже через десять лет Мари создает свою первую в Лондоне балетную труппу под названием "Балле Рамбер", выступления и спектакли которой производят настоящий фурор в английском балете. Она работает с такими мастерами, как Хоуард, Тюдор, Аштон. С именем Рамбер ассоциируют начало балета в Англии.

2 . Незаконнорожденная в 1881 году дочь железнодорожного подрядчика и простой прачки, Анна Павлова (Anna Pavlova) несомненно считается одной из самых величайших балерин в мире. Окончив Вагановское училище, подающая большие надежды девушка была почти сразу принята в Мариинский театр. Здесь она блистала в таких классических постановках, как "Жизель", "Щелкунчик", "Баядерка", "Павильон Армиды" и других. Но главным триумфом талантливой танцовщицы стала миниатюра "Умирающий лебедь" в декабре 1907-го года.

Интересным является факт возникновения миниатюры: за сутки перед выступлением на благотворительном концерте партнер Анны неожиданно заболел, и тогда известный балетмейстер Михаил Фокин за ночь придумал специально для Павловой миниатюру на музыку великого Сена-Санса. Утром восторженная Анна, увидев результат спросила "Миша, но ведь лебедь в конце умирает?" "Что ты!", воскликнул Фокин, - "он просто крепко уснул!" Сам же Сен- Санс признался балерине, что благодаря ей он понял, что сочинил прекрасную музыку.

Матильда Кшесинская и Ивет Шовире

3 . Уроженка Петербурга Матильда Кшесинская (Mathilda-Marie Kschessinskaya) была знаменита в России как фаворитка Николая второго. После окончания Императорского театрального училища Матильда в 1890 году была принята в Мариинский театр. Она восхитительно исполняла партии из "Млады", "Щелкунчика" и других балетов. Отличительной особенностью балерины была классическая русская пластика, разбавленная нотками дерзкой и динамичной итальянской школы. Кшесинская была неизменной фавориткой в спектаклях Фокина ("Эрос", "Бабочки", "Эвника").

Славу одной из самых талантливых балерин ей принесло виртуозное исполнение Эсмеральды в одноименном балете в 1899 году. Одним из главных достоинств Матильды помимо таланта, по мнению экспертов, был ее железный характер и умение отстаивать свою позицию. Поговаривают, что именно с ее легкой руки был уволен директор Императорских театров - князь Волконский.

4 . Утонченная парижанка Ивет Шовире (Yvette Chauvire , родившаяся в апреле 1917 года) начала серьезно заниматься балетом при "Гранд опера" уже в 10 лет. Огромный талант девочки был замечен режиссером, и уже в 1941 году она становится прима-балериной в "Опере Гарнье". Получив мировую славу после первого дебюта, Шовире приглашают в труппы "Театра Елисейских полей", итальянского "Ла Скала".

Визитной карточкой Ивет является острый, ярко выраженный драматизм в сочетании с необыкновенной нежностью. Она сполна проживает и прочувствует историю каждой героини, филигранно оттачивая каждую мелочь. Самой успешной партией является главная роль в балете "Жизель" на музыку Адольфа Адана. В 1972 году в Париже установили премию имени великой балерины Ивет Шовире.

Галина Уланова и Майя Плисецкая

5 . Рожденная в 1910 году в Петербурге Галина Уланова (Galina Ulanova) стала знаменита в 40-е годы 20 века, исполняя партии классических постановок Мариинского театра («Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», "Лебединое озеро"). В 1951 году балерине присуждают звание народной артистки СССР, а чуть позже она становится лауреатом Ленинской премии. Начиная с 1960 года, артистка блистательно танцует Золушку в одноименном балете Прокофьева, а также "Жизель" Адана. Бывшая квартира Улановой теперь представлена как музей, а в Петербурге в ее честь воздвигнут памятник.

6 . Безусловно, самой знаменитой русской балериной, вошедшей в историю рекордно долгой балетной карьерой, является москвичка Майя Плисецкая (Maya Plisetskaya , 1925 г.р.). Любовь к балету Плисецкой привили тетя и дядя, тоже знаменитые танцоры. Выпускницу Московского хореографического училища Майю принимают в труппу Большого театра под руководством великой Агриппины Вагановой, где она через пару лет становится солисткой. В 1945 году балерина впервые исполняет партию феи Осени в постановке "Золушка" Прокофьева. Последующие годы она успешно участвует в таких постановках, как "Раймонда" А. Глазунова, "Спящая красавица" Чайковского, "Жизель" Адольфа Адана, "Дон Кихот" Минкуса, "Конек-Горбунок" Щедрина.

Ошеломляющий успех ей приносит постановка "Спартак" А. Хачатуряна, где она исполняет партию Эгины, а затем Фригии. В 1959 году Плисецкой присуждают звание народной артистки Советского Союза, позднее ее трижды награждают орденом Ленина, орденом "За заслуги перед Отечеством", орденом Изабеллы Католической (во Франции). В 1985 году артистка получает звание героя социалистического труда.

Визитной карточкой Плисецкой, помимо многих балетов, можно считать постановку Щедрина "Анна Каренина", премьера которой прошла в 1972 году. В этом балете артистка выступает не только в роли балерины, но и пробует себя в качестве хореографа, что и становится в дальнейшем ее основным занятием. Последний спектакль "Дама с собачкой" балерина станцевала в январе 1990 года, затем в 1994 году она организовала международный конкурс "Майя", дающий шанс прославиться новым талантам.

Ульяна Лопаткина

7 . Ученица Наталии Дудинской и выпускница Академии русского балета имени Вагановой Ульяна Лопаткина (Uliyana Lopatkina) уже в 1995 году стала прима-балериной Мариинского театра. Эта артистка стала одной из немногих, получивших столь большое количество наград и премий: "Золотой Софит" в 1995 году, "Золотая маска" в 1997, "Vaganova-Prix", "Вечерний стандарт" лондонских критиков, "Балтика" в Петербурге в 1997, 2001 гг. В 2000 году Ульяна становится заслуженной артисткой России, а в 2006 - народной.

Из самых ярких партий балерины можно выделить ее несравненную Мирту и Жизель в одноименной постановке, Медору в балете "Корсар", Одетту-Одиллию из "Лебединого озера", Раимонду в одноименном балете. Кроме того, она блистательно выступала в отдельных постановках "Там, где висят золотые вишни", "Поцелуй Феи", а также "Поэма экстаза". Отличительная особенность Ульяны - отточенные, завершенные движения, особая, присущая только ей, драматичность, высокий прыжок и внутренняя, неподдельная искренность.

Анастасия Волочкова

8 . Уроженка Петербурга Анастасия Волочкова (Anastasia Volochkova) уже в пять лет очень по-взрослому сказала маме "Я буду балериной". И стала, несмотря на все невзгоды, препятствия, лишения. Отсчет карьеры этой талантливой артистки можно начинать с 1994 года. Ведущая балерина Мариинского театра, Анастасия блистательно исполняет партии из "Жизели", "Жар-Птицы", балета "Раймонда". Наряду с успехами в театре она не боится начать сольную карьеру и часто выступает в различных театрах.

Талант балерины замечает Владимир Васильев, и уже в 1998 году приглашает ее исполнить главную партию в своей новой постановке "Лебединое озеро". В Большом Анастасия исполняет главные партии: Раймонды из одноименного балета, Феи Сирени из "Спящей красавицы", Никии из "Баядерки" и многие другие. Знаменитый хореограф Д. Дин создает новый специально для Анастасии новую партию Феи Карабос в постановке "Спящая красавица".

В последнее время график артистки заполнен постоянными концертами и гастролями, в том числе шоу в Кремле, где были собраны величайшие звезды отечественной эстрады.

Майя Плисецкая была, да и остается на сегодняшний день одной из самых известных танцовщиц нашего времени. Единственной, кто танцевал даже в 65 лет, а в 70 - продолжал выходить на сцену.

Мало кто из балерин мог бы сравниться с Плисецкой в грации и пластике. К слову, «тот самый взмах крыла», которым она завораживала зрителя, исполняя «Умирающего лебедя», танцовщица еще в юности подсмотрела у живых величественных птиц, часами неотрывно наблюдая за ними, запоминая каждое их движение.

Классикой стала трактовка балериной главных партий в постановках «Спящая красавица», «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда», а также в балетах, написанных специально для нее Родионом Щедриным - в «Кармен-сюите», «Анне Карениной», «Чайке».

Майя Плисецкая. 1964 год. Источник: ©Евгений Уманов/ТАСС

В мировой истории искусства русский балет всегда занимал особое место. Многие русские балерины становились звездами мировой величины и эталоном, на который равнялись и продолжают равняться танцовщицы всего мира.

Матильда Кшесинская

Полька по происхождению, она всегда считалась русской балериной. Матильда родилась и выросла в семье Феликса Кшесинского, артиста балета Мариинского театра Санкт-Петербурга.

После окончания Императорского театрального училища девушка попала в труппу Мариинского театра, где прославилась неподражаемым исполнением ведущих партий в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Эсмеральда».

В 1896 году, вопреки мнению балетмейстера Мариуса Петипа, она поднимается на самый верх балетной иерархии, став примой Императорских театров. Ее совершенная пластика рук, которая присуща русской балетной школе, органично сочеталась с техничностью ног. Это всегда было преимуществом итальянской балетной школы. Чтобы достичь и этой вершины, Матильда несколько лет брала частные уроки у знаменитого танцовщика и педагога Энрико Чеккетти.


Матильда Ксешинская. Источник: © Vadim Nekrasov/Russian Look/Global Look Press

Матильда была любимицей балетмейстера Михаила Фокина и принимала участие в его постановках «Евника», «Шопениана», «Эрос»,

В начале ХХ века Кшесинская начинает гастролировать по Европе и моментально очаровывает требовательную европейскую публику своей необыкновенной пластикой, яркой артистичностью и жизнерадостностью.

Покинув Россию вскоре после Октябрьской революции, Матильда обосновалась в Париже и продолжала танцевать. Скончалась Кшесинская в декабре 1971 года, всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея. Похоронена в Париже, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Матильда Кшесинская. Источник: © Vladimir Winter/Russian Look/Global Look Press

Анна Павлова

Дочь простой прачки и бывшего крестьянина смогла не только поступить в театральное училище, но и попасть в труппу Мариинского театра после его окончания. Через несколько лет Анна становится одной из ведущих балерин империи. На сцене Мариинки Павлова танцевала главные партии в «Жизели», «Баядерке», «Щелкунчике», «Раймонде», «Корсаре».


Анна Павлова в балетной миниатюре «Умирающий лебедь». Источник: Global Look Press

На манеру исполнения и балетную технику Анны огромное влияние оказали балетмейстеры Александр Горский и Михаил Фокин, а сердца зрителей Павлова завоевала, станцевав «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса.

Париж познакомился с балериной в 1909 году во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. С этого момента слава о русской балерине разнеслась по всему миру. Однако через некоторое время Павлова покидает труппу Дягилева.

После начала Первой мировой войны Павлова поселилась в Лондоне и больше не возвращалась в Россию. Последнее ее выступление на сцене Мариинского театра прошло в 1913 году.

Гастроли великой балерины проходили по всему миру - и в США, и в Японии, и в Индии, и в Австралии. Скончалась Анна Павлова во время гастролей в Гааге в 1931 году, серьезно простудившись во время репетиции в неотапливаемом зале.


Анна Павлова в саду своего дома в Лондоне. 1930 год. Источник: © Knorr + Hirth/Global Look Press

Агриппина Ваганова

Майя Плисецкая всегда считала своим главным учителем балерину и хореографа Агриппину Ваганову.

«Ваганова делала балерин почти из ничего. Даже с никудышными данными они знали, как надо делать. Многие, кто тогда был наверху положения, сегодня танцевали бы в кордебалете», - вспоминала Майя Михайловна.

Сейчас ее имя носит Академия русского балета. Но путь к успеху для балерины был очень труден. Не просто так ее близкая подруга, жена Александра Блока, называла ее «мученицей балета».


Агриппина Ваганова. Фото: vokrug.tv и vaganovaacademy.ru

А начиналось все с того, что очень невысокой с балетной точки зрения девочке с мускулистыми ногами и слишком широкими плечами пророчили лишь место в кордебалете, хотя выпускной экзамен в Петербургском театральном училище она сдала просто блестяще. Если и доставались ей какие-то роли, то все они были малозначительными. Да и не видел Морис Петипа в девушке со слишком жесткими движениями рук никакой дальнейшей перспективы.

«Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины», - вспоминала позднее Ваганова.

И все-таки она успела исполнить Одиллию в «Лебедином озере», а также главные роли в балетах «Ручей», «Жизель» и «Конек-Горбунок». Однако вскоре балерине исполнилось 36 лет и ее отправили на пенсию. Агриппина осталась без работы и средств к существованию.

Лишь 3 года спустя ее зачислили в штат балетного училища Мариинского театра на должность педагога. Так что все свои мечты, которые Ваганова не смогла осуществить на сцене, она воплотила в своих ученицах, ставших лучшими балеринами страны - Галине Улановой, Наталье Дудинской и многих других.


Ваганова в балетном классе. Скриншот архивного видео. Телеканал «Культура», передача «Абсолютный слух об Агриппине Вагановой»

Галина Уланова

Девочке, родившейся в семье мастеров хореографии, было суждено стать балериной. Даже если бы маленькая Галя и попыталась избежать предначертанной судьбы, ей просто не дала бы этого сделать мама - балетный педагог. Но годы тяжелых тренировок за балетным станком принесли свой результат.

Хореографический техникум Уланова закончила в 1928 году и сразу попала в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Внимание зрителей и критиков к ней было приковано практически с первых шагов на этой сцене.

Ведущие партии ей стали доверять уже через год. И делала она это виртуозно, с невероятным артистизмом. Едва ли кому удавалось до и после нее исполнять сцену сумасшествия Жизель так проникновенно, как делала это Уланова. И эта роль считается одной из самых триумфальных в репертуаре великой балерины.


Галина Уланова в сцене безумия Жизель. Кадр из фильма-балета «Жизель» 1956 года

Любимую свою Мариинку балерина оставила, уехав в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. В те годы она выступала перед ранеными бойцами, танцевала на сценах Перми, Свердловска и Алма-Аты. В самом конце войны балерина переходит в труппу Большого театра.

По общему мнению ценителей балета и критиков, самой лучшей ролью в карьере Улановой стала Джульетта в балете Сергея Прокофьева.


Галина Уланова и Александр Лапаури в сцене из балета "Ромео и Джульетта", 1956 г.

Балетмейстер Александр Горский закончил Петербургскую балетную школу в 1880 году. На его мировоззрение оказал сильное влияние педагог Н.И.Волков, который был также учителем Легата и Фокина.

Одновременно с разноплановой исполнительской деятельностью Горский посещал дирижерские курсы и занятия в Академии художеств, внимательно изучал постановки Л.Иванова и М.Петипа, развивал теорию танца В.И.Степанова. Именно владение системой записи танца помогло ему за три недели перенести в 1898 году «Спящую красавицу» на сцену Большого театра. В Москве юный балетмейстер был поражен постановками нового Художественного театра, знакомством с Шаляпиным, Головиным, молодыми художниками-станковистами. В 1900 году Горский перенес в Большой театр «Раймонду» Глазунова, после чего получил официальное предложение стать режиссером московской труппы. Для своего творческого дебюта был выбран балет «Дон Кихот», который впервые поставили в Москве.

Однако Горский не стал возобновлять хореографию , а взялся за новую редакцию балета, которая до настоящего времени сохранилась в России и за ее пределами. Балетмейстер усилил драматургию либретто, преобразовал роль кордебалета, обогатил постановку испанскими народными элементами, изменил каноническое адажио парного танца, заменил декорации и костюмы. Премьера 6 декабря 1900 года вызвала шквал критических нападок ретроградов и восторженные аплодисменты молодых демократов. Далее Горский занялся новой редакцией значительно улучшив его 1-й акт; возобновил «Конька-Горбунка» и поставил «Вальс-фантазию» на музыку .Последняя работа представляла собой бессюжетный «белый балет», призванный выражать в танце звуки музыки. В 1901-1902 гг. Горский занялся фундаментальной постановкой по роману Гюго «Собор Парижской богоматери». Мимодрама с танцами «Дочь Гудулы» («Эсмеральда») была положительно воспринята молодой частью труппы и прогрессивным зрителем. Вызовом стяжательству сильных мира сего стала хореографическая сатира по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина, увидавшая свет в 1903 году. Через год на московской сцене появились новые редакции «Баядерки» и «Волшебного зеркала», а в 1905 году современная трактовка балета «Дочь фараона», в котором танцы были решены в стилистике древнеегипетских барельефов, а образ рабов заставляли задуматься над окружающей действительностью. Благодаря деятельности Горского позиции московского балета были укреплены удачно пересмотренным классическим репертуаром.

На постановках балетмейстера-реформатора выросло целое поколение артистов, занимавшихся поиском достоверного пластического образа: М.М.Мордкин, С.В.Федорова, В.А.Каралли, М.Р.Рейзен, В.В.Кригер, А.М.Мессерер, И.А.Моисеев и др.

Балерина Софья Федорова была чрезвычайно эмоциональна на сцене, обладала выдающимся темпераментом и великолепно смотрелась в характерных танцах, поразила своим дебютом самых придирчивых критиков.

Партия Мерседес, Жены хана, цыганский и украинский танец в ее исполнении притягивали внимание зрителя. Ее судьба трагически повторила судьбу главной героини балета «Жизель», которую она воплотила на сцене. Одновременно с ней в Большом театре танцевала В.А.Каралли, которая вошла в историю не столько своими лирическими образами, сколько полуфантастическими слухами, связанными с ее именем. Выросшая в актерской семье Викторина Кригер, запомнилась удачным исполнением партий Красной шапочки, Царь-девицы, Китри.

Михаил Мордкин безусловно оправдал надежды Горского, который не только ставил для него характерные номера, но и поручал ведущие партии в своих балетах (Феб, Хан, Нур, Хитарис, Солор, Мато). Однако лучшей в его репертуаре осталась роль Колена из «Тщетной предосторожности». Молодой танцовщик героического амплуа легко справлялся с характерными и классическими партиями и довольно быстро затмил премьера Тихомирова в партиях Зигфрида, Альбера, Дезире. В то же время Мордкин часто импровизировал, вносил в канонические роли новаторские приемы характерной пластики. Будучи ведущим танцовщиком Большого театра, он первым рискнул совершить индивидуальные гастрольные туры по России и зарубежью.
Среди мужского состава петербургской сцены этого времени следует отметить Николая Легата (сына известного танцовщика Густава Легата). Гастролируя в 1899 году с группой артистов в Парижской опере, Легат наглядно продемонстрировал иностранцам преимущества русской школы перед итальянской, и в дальнейшем его педагогическое мастерство послужило делу становления английского Королевского балета. Именно он «открыл» для русских балерин секрет исполнения фуэте.

Среди петербургских балерин наиболее громкими именами были имена О.О.Преображенской и М.Ф.Кшесинской.

Ольге Преображенской удалось победить итальянских танцовщиц у них на родине, в миланском театре «Ла Скала». Критики и публика единодушно признали ее превосходство. В дальнейшем она направила свои силы на развитие теоретических основ русской методики преподавания.

Матильда Кшесинская (дочь мимического актера Ф.Кшесинского) быстро достигла ведущего положения в петербургской труппе. Овладев сложной итальянской техникой, она смогла исполнить знаменитые 32 фуэте. В 1904 году она первой среди русских была удостоена звания примы-балерины. Несмотря на то, что успешную карьеру балерины часто связывают с близостью к царскому семейству, надо отдать должное ее личному мастерству, которое позволило дополнить мягкую русскую пластику европейской техничностью.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения