Врубель михаил александрович краткая биография. Михаил Врубель: биография. Киевский период Врубеля

Михаил Врубель родился в Омске 17 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств. На следующий год семья переехала в Саратов, Михаилу наняли преподавателя рисования.

Гимназические годы Врубель в основном провел в Одессе. Рисовал Миша урывками, в основном по просьбе отца. Со слов сестры известно, что в эти годы он увлекался «историей, писал сверх нормы большие сочинения на темы античной жизни и средневековья». Он основательно изучал латинский язык, читал в подлинниках Овидия и Горация. После окончания гимназии Михаил Врубель в 1874 году поступает на юридический факультет Петербургского университета.

Рисунки этого периода: «Врубель со своим университетским товарищем Валуевым» (1877), «Маргарита» (1877) - иллюстрация к гётевскому «Фаусту». Только на последних курсах университета Михаил Александрович приобщается к обучению искусству, посещая класс профессора Чистякова в вечерние часы . По окончании университета Врубель отбывает воинскую повинность.



В 1 880 году Михаил становится студентом Академии художеств. С осени 1882 он начинает заниматься в классе академика Чистякова, много и упорно работая самостоятельно. Врубель рисует и пишет акварелью без устали, не переставая изучать законы старого искусства. Работоспособность его удивительна. Как-то за одну ночь он делает стофигурную (!) композицию «Орфей в аду». Михаил близко сходится с однокурсниками - Валентином Серовым и его двоюродным братом Дервизом. «Мы трое, - сообщает Врубель, - единственные, понимающие серьезную акварель в Академии».



Уже в ранних работах Врубеля намечались черты, отличавшие его среди академистов. Михаил Врубель слыл, и по заслугам, мастером акварели и удивительным композитором массовых сцен. Свой виртуозный рисунок и дар композиции продемонстрировал, в частности, на многофигурных библейских сценах во «Введении во храм» (1882). В ранний период творчества Врубель создавал правдивые, проникновенные портреты, в которых он передавал сосредоточенное душевное состояние человека.


Михаил Врубель. Богородица

В 1884 году Врубель оставил академию, приняв предложение Прахова переехать в Киев и возглавить там работы по реставрации живописи древней Кирилловской церкви. Речь шла не только о восстановлении фресок, но и о создании новых произведений взамен утраченных. Художник изучает не только отечественные росписи, но знакомился и со многими произведениями подобного рода в Венеции, куда он был отправлен в 1884 году. Увы, эскизы росписи для Владимирского собора, созданные Врубелем в 1887 году, не были осуществлены вследствие их крайней необычности.



Врубель нарушил церковные каноны и создал свободные композиции, придерживаясь только темы, но не ее канонического решения. Он написал акварелью «Ангела с кадилом и свечой», четыре варианта «Надгробного плача», два варианта «Воскресения». В эскизе «Надгробный плач» (1887) индивидуальный облик богоматери с горящими глазами, расширенными ужасом и скорбью, соответствует столь же экспрессивному образу Христа, лежащего в гробу.



Михаил Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов

Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной скорби и страдания. Выработанные Врубелем принципы стенной декоративной живописи позднее переносились им в станковые работы. Врубель писал из Киева, что, увы, «на творчество рассчитывать нельзя», что для него работа с натуры - «средство прокормления». Но о «прокормлении» он меньше всего думал. Отец, навещавший его в Киеве, неизменно с огорчением и тревогой сообщал в письмах «И до чего дожил Миша с его талантами! Средств к жизни почти никаких». Но Врубель верил в свой дар, он писал «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».



Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла. Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый». Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году «юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь», - описывает картину Н.А. Федорова.

В 1899 он пишет «Демона летящего». Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902). Тема последнего Демона - титанический протест и трагическая гибель. Демон низвергнут с высот и распростерт на горных кряжах, покрытых вечным снегом и льдом, освещенных последними лучами заката. Демон разбит, сломаны руки с заостренными впивающимися в тело пальцами, голова как бы оторвана от лежащего тяжелым камнем торса. Но в глазах продолжает гореть огонь гнева и протеста.

В 1889 году Врубель уезжает в Москву. Так начинается новый и самый плодотворный пери од его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них - «Венеция» (1893) - создано по впечатлениям от новой поездки в Италию (1891-1892). Содержание картины «Испания» (1894), возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть. В некоторой близости к этой картине - «Гадалка» (1895), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего». После «Венеции» влечение Врубеля к большому стилю проявилось также в его огромных многометровых панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», исполненных для Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года, а также в цикле панно на сюжет из «Фауста» Гёте для «готического кабинета» в особняке А.В. Морозова.

Врубель. Муза

В эту пору Врубель много работает над портретами. Как и все искусство художника, его портретная живопись остро психологична. Врубеля больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Он стремится заглянуть в самую глубину души, постичь сокровенные мысли и чувства. Круг портретируемых довольно узок. Это преимущественно люди, близкие художнику. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля - портреты Арцыбушева и Мамонтова (оба 1897). О портрете Арцыбушева говорит Баркова «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и живописными достоинствами. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Артистически свободно написаны черный костюм, темно-красный галстук, кресло красного дерева, корешки книг. Синими искрами загораются стекла пенсне .


Врубель — «Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева»

Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Вся цветовая композиция приведена в единство. По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия». Врубель страстно любил музыку. В конце девяностых годов он работает художником в театре. Для Московской частной оперы С.И. Мамонтова он пишет декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказке о царе Салтане». Главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела.



В 1896 году на одной из репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» в Панаевском театре в Петербурге Врубель впервые услышал ее пение. После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Ее сестра «заметила, что Надя как-то особенно моложава и интересна, и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которой ее окружал Врубель». Врубель потом говорил, что, «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». 28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».



В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные темы «Лель», «Волхова». «Купава». Врубель пишет картины «К ночи» (1900), «Пан» (1899), «Царевна Лебедь» (1900). В полотне «Сирень» (1900), одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель не только поэтически передал пышно расцветший куст сирени, но и полное страстной патетики чувство, пробудившее в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью.

Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец - Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Доктор Усольцев, лечивший Михаила Александровича, пишет «Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он творил».

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов - «Портрет Н. И. Забелы на фоне березок» (1904).

К этому же времени относятся интересные автопортреты. В 1906 году Врубель начал портрет поэта В.Я. Брюсова. Портрет остался незаконченным, так как художника постигло страшное несчастье - он ослеп. Михаил Александрович Врубель умер 1 апреля 1910 года, восприняв смерть как избавление. http://www.tonnel.ru/


Жемчужина. 1904.

Врубель Михаил Александрович - русский художник рубежа XIX-XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.

Декоративная плита

Декорация

Иллюстрация

Роспись храма

Скульптура

Эскизы, Этюды, Наброски

А. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. "Врубель, - пишет Головин, - идеально выражал свою мысль. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал".

Даже среди блестящих художников конца XIX - начала XX века Врубель выделяется самобытностью, неповторимостью своего искусства. Оригинальность мысли, новизна формы часто мешали пониманию творчества Врубеля современниками, и жестокая несправедливость критики больно ранила чуткого художника. "Что за бедствие вся жизнь этого многострадальна, - вспоминает И. Е. Репин, - и какие есть перлы его гениального таланта".

Родился М. А. Врубель 5 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста. Бережно относился отец к увлечению мальчика живописью.

Во время недолгого пребывания в Петербурге Врубель занимается в Рисовальной школе, часто бывает в Эрмитаже. Окончив Одесскую гимназию, где он серьезно изучает литературу, историю, немецкий, французский, латинский языки, Врубель сдает экзамены в Петербургский университет на юридический факультет и заканчивает его в 1879 году.

К этому времени будущий художник уже твердо решил посвятить себя искусству и в 1880 году поступает в Академию художеств, занимается в классе известного педагога П. П. Чистякова. В Академии Врубель работает много и серьезно. "Ты представить себе не можешь, - пишет он сестре, - до чего я погружен всем своим существом в искусство …".

Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто - трагические. В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Лучшее из этих произведений - икона "Богоматерь".

Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях - его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии.

В 1889 году Врубель уезжает в Москву, начинается новый и самый плодотворный период его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно.

В эту пору Врубель много работает над портретами и для каждого находит особые живописные приемы.

Наряду с эпическими темами Врубель на протяжении 90-х годов работает над образом Демона. В одном из писем к отцу высказано представление художника о Демоне: "Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, властный и величавый". Первая попытка решить эту тему относится к 1885 году, однако работа была уничтожена Врубелем.

В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати - половина относилась к "Демону". Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные и истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Особенно примечательна акварель "Голова Демона".

Через несколько лет Врубель пишет "Демона летящего". Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Это последний, отчаянный полет над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен.

И, наконец, к 1901-1902 годам относится последняя картина - "Демон поверженный", над ней Врубель работал напряженно и мучительно. А. Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке "Мира искусства", а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.

Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу. С небольшими перерывами болезнь длится до 1904 года, затем наступает непродолжительное выздоровление.

В 1904 году он едет в Петербург. В 1904 году Врубель пишет "Шестикрылого Серафима", ни замыслу связанною со стихотворением Пушкина "Пророк". Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов - "Портрет Н. И. Забелы на фоне березок". К этому же времени относятся интересные автопортреты. С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: "Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он все творил".

За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом В. Брюсова. Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет. Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Трагически переживает он страшный удар, в тяжелой больничной обстановке мечтает о синеве неба. Единственным утешением оставалась музыка.

Творчество художника было страстным протестом против зла. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы - вот содержание большинства работ Врубеля. Об этом поэтически сказал А. Блок над могилой художника: "Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против мирового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать".

50 биографий мастеров русского искусства. Л. Аврора. 1970. С.218

М ихаил Врубель увлекся рисованием еще в детстве. По настоянию отца он должен был стать юристом, однако позже оставил это поприще, чтобы поступить в Академию художеств. Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна. Он стал автором «демонического цикла» - серии работ из картин, иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.

«Действительный студент» Михаил Врубель

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина.

Михаил Врубель. Автопортрет. 1904-1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Врубель. Свидание Анны Карениной с сыном. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Врубель. Автопортрет. 1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

В 1859 году мать будущего художника умерла от чахотки. Через четыре года Александр Врубель женился снова: его второй супругой стала петербурженка Елизавета Вессель. У детей сложились добрые отношения с мачехой: она занялась их воспитанием, развитием и даже укреплением здоровья: от рождения Михаил Врубель был слабым и болезненным, даже ходить начал только в три года. Уже взрослым он с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров».

Занимались детьми и родственники Елизаветы Вессель. Ее сестра Александра учила их музыке, а брат Николай, педагог, опробовал на детях новые методики - развивающие игры. К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.

Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени - графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень - действительный студент.

Иконописец и реставратор

В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился.

«У Папмелей он [Врубель] жил, как родной: зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле».

Александр Иванов , художник

Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств , вскоре Врубель стал посещать там вечерние классы и в 1880 году поступил в Академию. Будущий художник попал в мастерскую Павла Чистякова , а параллельно занимался в акварельной мастерской Ильи Репина . Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.

Михаил Врубель. Святой Кирилл. Иконостас. 1885. Кирилловская церковь, Киев, Украина. Фотография: artchive.ru

Михаил Врубель. Святой Афанасий. Иконостас. 1885. Кирилловская церковь, Киев, Украина. Фотография: artchive.ru

Михаил Врубель. Богоматерь с младенцем. Иконостас. 1885. Кирилловская церковь, Киев, Украина. Фотография: artchive.ru

Михаил Врубель. Христос Спаситель. Иконостас.1885. Кирилловская церковь, Киев, Украина. Фотография: artchive.ru

Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову - он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.

В 1885 году художник уехал в Италию - знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду».

В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым, который был женат на ученице Павла Чистякова. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы - «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».

После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые наброски, связанные с его будущей легендарной темой Демона.

«Дивная патетическая симфония» Врубеля

В 1889 году Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками - Ильей Репиным, Иваном Айвазовским , Иваном Шишкиным - работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова . Среди них были рисунки к поэме «Демон» . А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий». Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен.

«…Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Михаил Врубель

В этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику.

Вскоре Врубель переехал из Москвы в Абрамцево - имение Саввы Мамонтова . Он стал участником абрамцевского кружка, оформлял сказочные оперы Николая Римского-Корсакова . В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавал гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, несколько раз ездил в Италию - сначала с самим Мамонтовым, затем с его сыном Сергеем.

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Врубель. Пан. 1899. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой - оперной певицей Надеждой Забелой. Он сделал предложение едва ли не в тот же день, и Забела согласилась.

«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь T. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».

Надежда Забела

К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты - «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».

Автопортрет. 1905 г.

Предки Михаила Александровича Врубеля за рубежом и в Российской империи

Дальние корни Врубеля лежат вне России. Гражданином Российской империи первым из Врубелей стал прадед Михаила – Антон Антонович. Он служил судьей в Белостоке, польском городе, который находился в составе Восточной Пруссии. В 1807 году по Тильзитскому миру Белосток был передан России и стал центром Белостокского уезда Гродненской области.

Его сын Михаил Антонович – тёзка и дед художника, стал первым российским дворянином из этого рода. Был военным и по долгу службы оказался в Астраханской губернии. Здесь один из его сыновей – Александр Михайлович, тоже офицер, женился на Анне Григорьевне Басаргиной, дочери астраханского губернатора. Невеста была из более аристократичной и родовитой семьи, истоки которой уходят к ордынским и датским предкам.

Детские годы Врубеля

Будущие родители художника Александр Михайлович и Анна Григорьевна поженились в Астрахани. Но Михаил на свет появился в Сибири по месту новой службы отца в городе Омске 17 марта 1856 года. Он был вторым ребёнком из четырёх, которых за 6 лет родила Анна. Мише было всего 3 годика, когда его мама умерла. Отца перевели снова в Астрахань, ближе к родственникам, которые могли помочь по уходу за малолетними детьми.

Столь горькое начало жизни Врубеля словно задало тон всей последующей. К тому же от рождения он был слабого здоровья, а по характеру тихим, неразговорчивым и вдумчивым ребенком. В семилетнем возрасте получил домашнее прозвище «молчун и философ». Он любил рассматривать книжные иллюстрации. Благо с давних пор сохранилась часть немецкой библиотеки белостокского прадеда.

Из-за передвижений отца по службе семья неоднократно меняла место жительства. Астрахань, Омск, Саратов, Петербург, Харьков, Одесса – переезд в некоторые города был неоднократным. Биография Врубеля пестрит географическими названиями с самого детства. В 1863 году в Харькове у детей появилась мачеха Елизавета Христиановна Вессель. По воспоминаниям сестры Анны, семилетний Михаил завороженно вслушивался в звуки музыки во время игры Елизаветы Христиановны, которая была хорошей пианисткой.

Образование и место живописи в детской и юношеской биографии Михаила Врубеля

Поначалу рисование привлекало Михаила на том же уровне, что и другие виды искусств. Способности проявлялись, но особенно горячего желания заниматься только живописью в ребёнке не наблюдалось.

В Саратове с 1864 года мальчик получал уроки начального образования у политического ссыльного Николая Пескова. Он водил Мишу изучать естественные науки на природу в окрестностях города. А Андрей Сергеевич Годин давал ему частные уроки рисования с натуры.

Старшая сестра Анна вспоминала о брате: «Он зарисовывал с большой живостью сцены из семейного быта». В 1865 году с ним произошло удивительное событие:

С переездом семьи Врубелей в Петербург в 1867 году Миша начал учебу в Пятой гимназии и Рисовальной школе Общества поощрения художников.

В 1870 году очередной переезд на место нового назначения отца. На этот раз в южную Одессу. Общеобразовательное обучение Михаил продолжил в Ришельевском лицее. А художественное в Одесской рисовальной школе. Учился везде успешно, увлекался театром, чтением латинской классики, музыкой.

1874 год – год окончания гимназии с золотой медалью. Затем семья переехала из Одессы в Вильно. А Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Вечерами занимается в классах Академии художеств. Оканчивает университет в январе 1880 года.

Наконец будущий гениальный живописец в 24-летнем возрасте от любительского рисования переходит к профессиональному обучению: осенью 1880 года Михаил Врубель поступает в Академии художеств. Он попадает к Павлу Чистякова, у которого своя методика создания на полотне объема, подобно тому как то делают архитекторы. По воскресеньям Врубель берет уроки акварели у Ильи Репина.

Киевско-итальянский этап в биографии Врубеля

Искусствоведу профессору Адриану Прахову понадобился специалист для художественных работ по восстановлению Кирилловской церкви. Павел Чистяков предлагает Врубеля. И тот в 1884 году едет в Киев, где начинается важный этап не только в его биографии как художника, но и в личной жизни. По мнению некоторых современников он был влюблён в жену своего заказчика Эмилию Львовну Прахову.

Считается, что она стала прототипом иконы «Богоматерь с Младенцем» для алтаря Кирилловской церкви. А когда Врубель уезжает в Италию для изучения средневековых мозаик и живописи эпохи раннего Возрождения, между ними ведётся активная переписка, которая по просьбе Эмилии была уничтожена её дочерью Ольгой, о чём свидетельствует внучка Праховой.

1. Богоматерь с младенцем, 1885 г. 2. Эмилия Прахова.

В Венеции Врубель написал три иконы - «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».

В апреле 1885 года Врубель возвращается из Италии, а в мае уезжает в Одессу. Однако в конце года возвращается в Киев. Он активно работает, но живёт в бедности, во многом из-за его неумения здраво распоряжаться деньгами.

Творчество и Демоны Врубеля

В 1889 году Михаил Врубель приезжает в Москву. Здесь он знакомится с промышленником и щедрым меценатом Саввой Мамонтовым и становится участником его кружка художников в Абрамцево.

Он создает панно, оформляет оперы, занимается майоликой, пишет картины, иллюстрирует произведения литературы. Участвует в иллюстрировании юбилейного двухтомника Лермонтова, в т.ч. делает рисунки к поэме «Демон». Рецензенты нещадно раскритиковали иллюстрации Врубеля.

Свидание Тамары и Демона. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон». 1890-е годы.

Но в итоге Демон становится главной темой в его творчестве. В 1890 году он создает «Демона сидящего», а в 1902 «Демона поверженного». «Летящего Демона» художник не завершил.

Демон в обычном понимании – это какая-то сверхъестественная и злая сила. Но Врубель видел в нем страдающий человеческий дух, обуреваемый думами и разрываемый страстями, существующий между небом и землёй.

В 1896 году по просьбе Саввы Мамонтова Михаил Врубель исполняет два панно для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». Но их жестко раскритиковала профессура Академии художеств и оба панно сняли с выставки, а художника подвергли травле. Предприимчивый Мамонтов построил собственный павильон и выставил в них огромные полотна Врубеля. Они пользовались большим интересом публики, а имя Врубеля получило широкую известность.

Любовь и семейная драма Михаила Врубеля

Врубелю было почти 40 лет, когда его посетила глубокая и мгновенная любовь. Сначала его покорил незнакомый красивый голос. Он ринулся на его звук, когда услышал на репетиции оперы в Панаевском театре Петербурга. Так он встретил свою будущую жену оперную певицу Надежду Забелу. Эта любовь была взаимной. 28 июля 1896 года они повенчались в Женеве. Супруга стала его идеалом, музой, героиней его произведений и преданной спутницей до конца его дней.

1 сентября 1901 года у них родился сын Савва, и Надежда Забела ушла со сцены. Материальное благополучие семьи тяжелым грузом легло на плечи Врубеля. Ему было сложно добывать хлеб насущный. Он нервничал, переживал, боялся, что не сможет обеспечить семью, страдал неврозом и бессонницей. Но главное страдание было от того, что мальчик родился с дефектом лица. У Саввушки была «заячья губа» и Врубель считал, что это по его вине. Наказание за его грехи. Это выводило его из равновесия и сводило с ума. Всё чаще он вёл себя неадекватно.

Угасание и смерть Врубеля

Он одержимо работал над «Демоном поверженным». Закончил его в 1902 году. И в этом же году попал в психиатрическую лечебницу. Психиатр Владимир Бехтеров поставил Врубелю неутешительный диагноз.

Друг Врубелей Владимир фон Мекк пригласил их на все лето отдохнуть и набраться сил в его имении в Киевской губернии. С маленьким сыном они отправились в поездку. Там они потеряли своего единственного сына. 3 мая 1903 г. обожаемый Саввушка скоропалительно умирает от крупозного воспаления легких.

Психическое угасание Михаила Врубеля убыстряется. Он много времени проводит в лечебницах. Живет в мире бреда и галлюцинаций. А в моменты просветления пытается писать. В этот тяжелый период он смог создать свой шедевр «Роза в стакане», написал «Шестикрылый серафим», «Жемчужина». Но не смог закончить портрет поэта Валерия Брюсова. К концу 1905 года живописец начал быстро слепнуть.

Несколько последних лет своей жизни он провел в психиатрической лечебнице. Жена Надежда и старшая сестра Анна опекали его до конца.

Они покоятся рядом на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Жизнь после жизни

Врубель написал более 200 произведений. В 1995 году на родине Михаила Александровича Врубеля Омскому государственному музею изобразительных искусств присвоено его имя.

Первый русский символист Михаил Врубель обладал особой манерой исполнения своих художественных произведений, так что его картины трудно перепутать с работами других художников. Все знавшие художника и его друзья отмечали особый темперамент и своеобразный характер мастера, который и отобразился в его замечательных работах. Познакомимся поближе с творчеством великого русского художника и представим галерею самых известных картин Михаила Врубеля.

Немного биографии и особенности творчества…

Портрет Врубеля

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в городе Омск, и уже 10 годам маленький Миша проявил артистические способности, в том числе и к рисованию. Ни его родственники, ни он сам и не думал, что станет художником, но уже первые его эскизы и наброски свидетельствовали о большом творческом потенциале.

Со временем, обучаясь в Академии художеств, у Врубеля появилась особая художественная манера, как говорится, свой почерк. То, что главным персонажем его работ стал демон, породило множество слухов, что художник продал душу дьяволу, а когда житель потустороннего мира открыл мастеру свое истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком.

Художник много путешествовал, поэтому представим моменты озарения мастера и написание картин во времени и пространстве.

Киевский период. 1880-1889

За пять лет жизни в Киеве художник выполнил огромный объем работ, но самое главное - смог прикоснуться и впитать в себя истоки русской живописи.

На хорах Кирилловской церкви, которую Врубель самостоятельно расписал, он изобразил монументальную фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов». Мастеру удалось точно соединить первоистоки византийской манеры иконописи с собственными портретными изысканиями.

Для написания фигур апостолов и Богоматери художник использовал реальные прототипы людей, с которыми общался во время жизни в Киеве.

Икона, написанная Врубелем для иконостаса Кирилловской церкви, прославила художника и стала отправной точкой на его творческом пути.

Как отмечают специалисты, икона выполнена по всем канонам христианской иконографии, но Врубель привнес в нее портретную выразительность и необычность.

Поговаривали, что мастер был тайно влюблен в жену своего заказчика, искусствоведа Адриана Прахова, и с иконы на прихожан церкви смотрит именно она — Эмилия, и их младшая дочь.

В творческой копилке художника множество автопортретов, но этот, написанный во время пребывания в Киеве, наиболее точно передает черты характера и устремления мастера.

Графика занимала особое место в творчестве, и автопортрет выполнен именно в такой манере. Целеустремленный, но немного напряженный взгляд, как бы символизирует, что художник еще находится в творческом поиске, еще ищет свою особую манеру передачи реальности на холсте и в скульптуре.

Размытые контуры также свидетельствуют об исканиях молодого художника, но в уверенно нанесенных карандашных линиях уже чувствуется твердая рука мастера.

Вернувшись в Киев после поездки в Италию, Врубель снова с головой погрузился в творчество, и один из киевских предпринимателей заказал ему написать портрет дочери.

Врубель, как всегда, основательно подошел к делу, и выполнил портрет в манере, который специалисты назвали «портрет-фантазия». И здесь противоречивость натуры художника - в руках девочки красивые розы, а рядом острый кинжал.

Летом 2018 года Укрпочта выпустила марку номиналом 5 гривен, на которой изображена эта картина живописца и подпись: «Врубель Михайло Олександрович».

Москва. 1890-1902

Именно в Москве под впечатлением произведения Михаила Лермонтова была написана самая известная картина.

Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение.

Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашел свой особый стиль.

Для любителей подземного мира и путешествий - наш материал .

Врубель жил в русской культуре и находил в ней вдохновение. Картина «Царевна-лебедь» была написана под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина.

Художник работал над декорациями к постановке, а его первая жена играла царевну. Образ царевны у Врубеля печален и загадочен, и в нем заключен великий символизм, а само произведение — настоящая жемчужина его творческой коллекции.

Картина далека от сценического образа, ведь Врубель воплотил в картине всю двойственность лебединой сущности - стремление к небесам, чему-то светлому, и стремление к темным водам морской пучины.

Это не картина, а иллюстрация к произведению Михаила Лермонтова «Демон». Но по художественному исполнению и передаче образов эта иллюстрация занимает важное место в творчестве художника.

Выполненная черной акварелью, иллюстрация передает весь трагизм свидания Демона с Тамарой, да и в настроении картины уже просматривается начинающаяся болезнь художника.

На всех иллюстрациях Демон в одной неизменной позе, «падший ангел», прочно поселившийся в мире темных сил. А вот Тамара всегда в разных позах, чем художник подчеркнул сомнения в ее выборе - между небесным и земным.

Отойдя от образа демона, Врубель, с присущей ему страстью, начал писать сказочные сюжеты.

Это полотно считают самым известным панно российской столицы, а написал его художник по мотивам драмы Эдмона Ростана. В это время он написал два полотна, которые должны были выставляться на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Но комиссия не допустила их к просмотру.

Ситуацию хотел спасти Савва Морозов, выставивший «Принцессу Греза» и «Микулу Селяниновича» в собственном павильоне, но публика враждебно приняла картины.

Незаконченная картина Михаила Врубеля стала возвращением живописца к теме Демона после 8-милетнего перерыва.

Само произведение выполнено в темных, мрачных тонах. На демоне коричневая туника, перевязанная поясом. Он воспарил над горами Кавказа и рекой, но большинство деталей не прорисованы, так что не понятен окончательный замысел.

Демон летит, как и сам художник хотел взлететь, но в манере и темных тонах картины видно, что Врубель уже сильно болел. И символизм проявился в ее незаконченности…

В 1901 году у Надежды Забелы и Михаила Врубеля рождается сын, которого назвали Саввой. Физически крепкий и здоровый мальчик имел дефект - у него была заячья губа.

Живописец винил в этом только себя, но, прервав работу над «Демоном поверженным», создал портрет Саввушки. На нас с картины смотрит детское лицо, но искаженное испугом и серьезным взглядом.

Описание картины всегда сопровождается припиской, что рождение сына с «заячьей губой», а больше — его внезапная смерть в 1903 году,- еще больше повергло художника в депрессию.

Последние работы

Идея написать этот сюжет зародилась еще в 1899 году, а жизненные потрясения и прогрессирующая болезнь окончательно утвердили автора в правильности выбора, и в 1902 Врубель закончил свое полотно.

Красивым фоном картины выступает горный пейзаж, залитый светом алого заходящего солнца, а на переднем плане — фигура поверженного демона. Он как бы зажат между верхним и нижним краем картины, и не может вырваться.

Выставленная в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусств» картина произвела настоящую сенсацию, а ранняя публика наблюдала, как автор переписывает свое полотно.

Последняя крупномасштабная работа живописца, созданная на стенах больницы В.П. Сербского, стала вершиной его творчества.

Этот синтез ярких цветов и экспрессии в полной мере раскрыл творческий потенциал и мастерство умельца живописи. Взгляд Серафима источает уверенность и надежду, а меч и лампада в руках ангела - яркие символы борьбы противоположностей.

Это великолепное произведение Врубеля известно и под другими названиями - «Азраил», а также «Ангел с мечом и кадилом».

Появился этот портрет благодаря тому, что уже окончательно потерявшему связь с реальностью Врубелю разрешили рисовать в недолгие минуты просветления.

Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.

Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета - поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля.

Интересные факты жизни Михаила Врубеля…

  • К образу Демона Врубель приступил еще во время росписи Кирилловской церкви. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов.
  • Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.
  • Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счете, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь.
  • Картина «Демон поверженный» уже весела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
  • При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел.
  • Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнес «Едем а Академию!» На следующий день в Академии художеств началась панихида прощания с художником, а по округе разносился надгробный плач.

Врубель умер в 1910 году, а ученые и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно - Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронесся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры.

Окруженный людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив свое время, предсказав в своих картинах некоторые события своей собственной жизни.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения