Русская литература 50 80 годов конспект

РУССКАЯ ПРОЗА СЕРЕДИНЫ 50–Х ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 80–Х ГОДОВ

1. Периодизация.
2. Тема бюрократизма и проблема инакомыслия в романе В.Дудинцева «Не хлебом единым».
3. Трагический конфликт между идеалом и действительностью в повести П.Нилина «Жестокость».
4. Повести Б.Можаева «Живой» и В.Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека от земли.
5. Творчество В.Распутина: постановка острых проблем современности в повестях «Деньги для Марии» и «Последний срок».
6. Художественный мир рассказов В.Шукшина.
7. Проблема экологии природы и человеческой души в повествовании в рассказах В.Астафьева «Царь–рыба».
8. Беспощадность в изображении ужасов повседневной жизни в повести В.Астафьева «Печальный детектив».

Литература:
1. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М.:МГУ, 1998.
2. История советской литературы: Новый взгляд. М.,1990.
3. Емельянов Л. Василий Шукшин. Очерк творчества. Л., 1983.
4. Ланщиков А. Виктор Астафьев (Жизнь и творчество). М., 1992.
5. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
6. Панкеев И. Валентин Распутин. М., 1990.

Смерть Сталина и наступившая за ней либерализация сказались непосредственно и на литературной жизни общества.

Годы, начиная с 1953 и заканчивая 1964–м, именуют обычно периодом «оттепели» – по названию одноименной повести И.Эренбурга (1954). Этот период явился для писателей долгожданным глотком свободы, освобождения от догм, от диктата разрешенной полуправды. «Оттепель» имела свои этапы и продвижения вперед и возвратные движения, реставрацию старого, эпизоды частичного возвращения к «задержанной» классике (так в 1956 году вышло 9–титомное собр. соч. И.Бунина, стали печататься сборники крамольных Ахматовой, Цветаевой, Заболоцкого, Есенина, а в 1966 году был опубликован роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»). Вместе с тем в жизни общества все еще возможны были инциденты наподобие того, который произошел после публикации романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» и присуждения ему Нобелевской премии. Роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба» – даже в условиях «оттепели» – был все же конфискован в 1961 году, арестован до 1980 г.

Первый отрезок «оттепели» (1953–1954 гг.) связан прежде всего с освобождением от предписаний нормативной эстетики. В 1953 году в №12 журнала «Новый мир» появилась статья В.Померанцева «Об искренности в литературе», в которой автор указывал на весьма частое расхождение между лично увиденным писателем и тем, что ему же предписывалось изображать, что официально считалось правдой. Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары. И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К.Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии. Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В.Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.

Второй этап «оттепели» (1955–1960 гг.) – это уже не сфера теории, а серия художественных произведений, утверждавших право писателей видеть мир таким, каков он есть. Это и роман В.Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), и повесть П.Нилина «Жестокость»(1956), и очерки и повести В.Тендрякова «Ненастье» (1954), «Тугой узел» (1956) и др.

Третий и последний отрезок «оттепели» (1961–1963 гг.) – правомерно связан с романом в защиту пленных советских солдат «Пропавшие без вести» (1962) С.Злобина, ранними повестями и романами В.Аксенова, поэзией Е.Евтушенко и, безусловно, с первым достоверным описанием лагеря рассказом «Один день Ивана Денисовича» (1962) А.Солженицына.

Период с 1964 по 1985 гг. называют обычно огрублено и упрощенно «годами застоя». Но это явно несправедливо ни по отношению к нашей науке (наша страна была первой и в космосе, и в сфере многих наукоемких технологий), ни по отношению к литературному процессу. Масштабы свободы художников в эти годы были так велики, что 1/впервые после 20–х годов в литературе родились новые литературные направления «деревенской» прозы, «военной» прозы, «городской» или «интеллектуальной» прозы, расцвела авторская песня; 2/ появились специфические работы о русской религиозно–нравственной идее в искусстве «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) Вл.Солоухина; 3/была создана историческая романистика В.Пикуля (1928–1989), написаны глубокие историко–философские произведения Д.Балашова; 4/ возникла историко–революционная романистика А.Солженицына («Красное колесо»); 5/ произошел взлет научной фантастики, расцвет социальной антиутопии И.Ефремова и братьев Стругацких.

В 60–80–е годы в литературном процессе господствовали два течения: с одной стороны, патриотическое, национально ориентированное (у В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева, Н.Рубцова и др.) и, с другой стороны, типично «западническое», во многом индивидуалистическое, ориентированное на новейшую постмодернистскую философию и поэтику (Е.Евтушеенко, А.Вознесенский, И.Бродский, В.Войнович и др.). Одни писатели, например, В.Белов, видели в крестьянской избе ее соборно–семейную душу. Другие, например, В.Войнович, не менее активно, чем В.Белов, не принимая сталинизм, в то же время и в романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969), и в повести «Иванькиада» (1976) смотрели и на «русскую идею», и на деревенскую Русь крайне саркастически.

Конспект урока по литературе

Тема урока: «Литература 50-80 годов.

Отражение трагических конфликтов истории в судьбах людей»

Цель : расширить знания учащихся о сталинских годах репрессий; показать, как эти трагические события отражены в литературе 50-80 годов, познакомить с основными моментами жизни и творчества А.И. Солженицына, с историей создания повести «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелага ГУЛАГА», познакомить с избранными эпизодами из данных произведений, акцентировать внимание учащихся на то, каким испытаниям был подвержен русский народ в годы сталинского режима, способствовать воспитанию чувств мудрости, стойкости, учить сострадать окружающим людям, извлекать для себя уроки из прошлого, верить в светлое будущее своей Родины.

Ход урока

    Оргмомент.

    Вступительное слово преподавателя.

Звучит песня В. Леонтьева « XX век»

Мы с вами живем в 21 веке, а некоторые и родились в веке 20-м. Каким он был 20 век?

Если мы проведем опрос, то, наверное, однозначного ответа не получим. У каждого человека остались свои воспоминания. Поэт Владимир Соколов о 20 столетии сказал так: «Я устал от 20 века, от его окровавленных век». Имел ли он право так говорить? Давайте обратимся к датам, записанным на доске:

1904-1905 гг – русско-японская война

1905-1907 гг – первая русская революция

1914-1918 гг – первая мировая война

1918 – 1922 гг – гражданская война

1941-1945 гг – Великая Отечественная война

1979-1989 гг – Афганская война

1994 г – Чеченская война

Сколько кровавых событий, унесших миллионы человеческих жизней. Кровь лилась рекой. А были ли в истории нашей страны абсолютно мирные годы, но кровь лилась людская не менее, чем в самую страшную войну? Какие события я имею в виду?

Да, я имею в виду сталинские годы репрессий. Как вы понимаете это слово – репрессии? Что вам известно о сталинском режиме?

Вы знаете, что литература – это зеркальное отражение жизни. Какие произведения вы уже знаете о сталинском терроре? Нет ничего страшнее в истории нашей страны, чем война, которую вели вожди нашего государства против собственного народа. Вся земля была покрыта лагерными зонами и могилами. Сколько людей уходило из дома часто навсегда, чтобы через десятки лет вернуться в трагическом сочетании слов «Реабилитирован посмертно»

    Сообщение темы и задач урока.

Я постараюсь приоткрыть вам, возможно, неизвестные факты из истории нашей страны, из периода сталинского правления. Зачем нам это надо знать? Вспомните слова А.Н. Толстого «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое, нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи».

Наша задача – познакомиться с судьбой А.И. Солженицына, с судьбой человека, который не только сам прошел через все муки ада, но и нашел в себе мужество, силу духа одним из первых рассказать всему миру о политических заключенных. В течение урока мы постараемся ответить на следующие вопросы:

    Какой самый главный урок мы можем извлечь для себя из книг Солженицына?

    Объяснение нового материала. Рассказ преподавателя о жизни и творчестве А.И. Солженицына. чтение эпизодов из повести «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелага ГУЛАГА»

В один из сырых февральских дней 1974 года по трапу самолета, прибывшего тайным спецрейсом из Москвы во Франкфурт – на Майне (Германия), сошел на немецкую землю единственный пассажир, с усталым лицом, со срезанными пуговицами на рубашке, три часа назад прошагавший по гулким коридорам известной тюрьмы в Лефортове. Он до последней минуты не знал, куда его везли и что ожидало. Этим изгнанником был А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии. За его плечами было 55 лет. Массовому читателю в нашей стране он был известен как автор рассказов «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Захар Калита», «Один день Ивана Денисовича». Зарубежному читателю еще были знакомы повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом», «Архипелаг Гулаг». Что же послужило поводом для неожиданной высылки Солженицына из России? Обратимся к судьбе писателя.

Родился будущий писатель в 1918 году в г. Кисловодске. До Великой отечественной войны судьба была его ординарная, как у многих в то время. Закончил Ростовский университет физико-математический факультет, параллельно учился в МИФЛИ. С 1942 года прошел фронтовые дороги от Орла до Восточной Пруссии. И здесь в 1945 году капитана Солженицына арестовали, препроводили в Москву и осудили на 8 лет тюрьмы. Причиной для ареста послужило неосторожное высказывание о Сталине, обнаруженное цензурой в письмах к другу юности Виткевичу. Свой лагерный срок отбывал в Экибастузском особом лагере. Затем вечное поселение в ауле Кок- Терек Джамбульской области на юге Казахстана. Но в 1956 году ему было разрешено переехать в центральную часть России, где работал сельским учителем. И вот в 1962 году в журнале «Новый мир» был напечатан рассказ «Один день Ивана Денисовича», хотя А. Твардовский, главный редактор журнала, настоял, что это повесть.

Задуман он был автором в Особом лагере для политических заключенных. «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем. Конечно, можно описать вот свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне все собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет все. Эта родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака… И вот уже в 59 году, однажды, я думаю, кажется, я уже мог бы сейчас эту идею применить. Я невероятно быстро написал «Один день Ивана Денисовича» и долго это скрывал. «Один день Ивана Денисовича» - это рассказ о политических заключенных, поэтому первоначально он назывался на лагерном языке «Щ-854 (Один день одного зека)». Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в Великую Отечественную войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни с их подлинными биографиями.

Послушайте, что послужило причиной ареста Шухова (чтение отрывка).

И еще я предлагаю вам послушать некоторые эпизоды из жизни зеков. (чтение отрывков)

После напечатания «Одного дня Ивана Денисовича» к писателю хлынул поток писем от бывших политзаключенных. Со многими из них он встречался и беседовал лично. В результате этих встреч был задуман «Архипелаг ГУЛАГ». Об»Архипелаге» писатель сказал следующее: «эту книгу непосильно было бы создать одному человеку. Кроме всего, что я вынес с Архипелага – шкурой своей, памятью, ухом и глазом, материал для этой книги дали мне в рассказах, воспоминаниях, письмах 227 человек. Я не выражаю им здесь личной признательности, это наш общий дружный памятник всем замученным и убитым »

Объяснение названия произведения с использованием карты-схемы 4-го отделения Дальлага в 50-е годы (так именовался тогда г. Комсомольск – на – Амуре, на территории которого насчитывалось 39 лагерных подразделений. В каждом лагере находилось до 5 тыс. заключенных). Нетрудно посчитать общее число. А сколько их было по всей стране?

Словосочетание «Архипелаг ГУЛАГ» вошло в определенную знаковую систему 20 века, став, наряду с Освенцимом, Бухенвальдом, Хиросимой, Чернобылем трагическим символом столетия. Погибшим и замученным на Архипелаге создает автор памятник в Слове. «Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался. В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила имен, - а все было именно так». Послушайте о судьбе некоторых из них. (Чтение отрывков).

Именно «Архипелаг ГУЛАГ» писатель хотел увидеть в числе произведений, издаваемых на Родине, но впервые этот труд был издан в 1974 году за рубежом. Этот факт резко изменил судьбу писателя. Советское правительство обвинило его в измене Родине. Он был лишен советского гражданства, исключен из союза писателей и выслан за пределы страны. Долгое время А.И. Солженицын проживал с семьей в США штат Вермонт. В 1994 году возвратился в Россию.

«Архипелаг ГУЛАГ» - не единственное произведение о жертвах сталинского террора. Вот перед вами далеко не полный список имен тех, кто прошел через лагеря и сумел рассказать обо всем людям:

В.Т.Шаламов «Колымские рассказы»

О. Волков «Погружение во тьму»

Е. Гинзбург «Крутой поворот»

Д. Витковский «Полжизни»

Нисколько не умаляя значения произведений Солженицына я все же хочу обратиться и к поэзии, потому что поэзия более эмоциональна, чем проза. На войне с собственным народом мы потеряли миллионы людей. Мы множество раз повторяли «Никто не забыт, ничто не забыто» и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы никогда не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков, Куропат. А ведь жертвы сталинского террора не имеют даже братских могил.

Стреляли людей в затылок,

Косил людей пулемет.

Безвестные эти могилы

Никто теперь не найдет.

Земля их надежно скрыла

Под ровной волной травы

В сущности – не могилы,

А просто ямы и рвы.

Под какими истлели росами

Не дожившие до утра

И гимназистки с косами,

И мальчики- юнкера

Каких потеряла – не ведаем

В мальчиках тех страна

Пушкиных и Грибоедовых,

Героев Бородина.

Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.

Только в 30 –е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Вот некоторые из них: Николай Клюев, Борис Пильняк, Осип Мандельштам.

(звучит песня И.Талькова «Россия»)

Всем, чьи могилы покрыли промерзшие пространства архипелага ГУЛАГ! Безвинно расстрелянным! Надорвавшим силы на таежных лесоповалах! Замурованным в бетон бесчисленных дальстроев и дальлагов – знайте, мы помним о вас! (звучит продолжение песни И. Талькова «Россия»)

    Подведение итога урока

    Что двигало Солженицыным, когда он писал об этих событиях?

    Какой самый главный урок мы можем извлечь для себя из книг А.И. Солженицына?

    Обобщающее слово преподавателя

Пусть сегодняшний урок будет вам информацией для размышления, чтобы вы, будущее поколение, не допустили новых репрессий по отношению к человеку. И несмотря ни на что, вера в светлое будущее нашей страны остается. Как сказал Жорес Алферов, ученый, лауреат Нобелевской премии: «Россия – страна оптимистов. Пессимисты все давно уехали».

Я бы хотела завершить урок на оптимистической ноте словами поэта В. Солоухина

Россия – одна могила,

Россия – под глыбой тьмы…

И все же она не погибла,

Пока еще живы мы.

Держите, копите силы,

Нам уходить нельзя.

Россия еще не погибла,

Пока мы живы, друзья!

Мой урок пусть будет вам напутствием, а домашнее задание – на всю вашу жизнь.

Список использованной литературы

    А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»

    Журнал «Литература в школе» № 8 – 1998 г

    Журнал «Литература в школе» № 4 - 1990 г

    Брошюра «Черный камень на красной земле» (г. Комсомольск-на-Амуре, 1992 г)

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    Выставка произведений о сталинских годах репрессий

    Презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына

    Песня И.Талькова «Россия»

    Карта-схема расположений лагерных подразделений г. Комсомольска – на- Амуре в 50 годы

    Песня В. Леонтьева « XX век»

Слайд 2

Литература 50-80-х годов

  • Слайд 3

    Слайд 4

    Великая Отечественная война

    • заново приучила людей принимать решения и действовать самостоятельно
    • нарушила полную самоизоляцию сталинской державы
    • активизировало уничтоженное было христианство

    Надежда на демократизацию и либерализацию

    Слайд 5

    Усиление тоталитаризма

    • изолирование вчерашних военнопленных,
    • депортация в восточные районы ряда обвиненных в «коллективном предательстве» народов,
    • арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны

    «Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны. Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)

    Слайд 6

    «Ждановщина»

    • 14 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства «О журналах «Звезда» и «Ленинград». «Пошляки и подонки литературы» Зощенко и Ахматова.
    • 4 сентября 1946 год. «О безыдейности в кинематографе».
    • Февраль 1948 года. «О декадентских течениях в советской музыке».
    • 1949 год. Борьба с «космополитизмом».
    • 13 января 1953 год. «Раскрытие» «заговора врачей-убийц».

    М.М. Зощенко

    Слайд 7

    «Теория бесконфликтности»

    «В советском обществе нет оснований для рождения антагонистических конфликтов, есть только конфликт между хорошим и лучшим».

    «Удручающе одинаковы эти вязкие книги! В них стереотипны герои, тематика, начала, концы. Не книги, а близнецы – достаточно прочитать их одну-две, чтобы знать облик третьей» (В. Померанцев «Об искренности литературы, 1953)

    Слайд 8

    Размышляющая очерковая проза

    • 1952 год. В. Овечкин «Районные будни». Цикл из 5 очерков. Факты реальной жизни людей из глубинки, положение колхозных крестьян (трудодни, отсутствие паспортов). Образ советского бюрократа –функционера Борзова противопоставлен образу «душевного» Мартынова. Прежний волевой управленец и новый самостоятельный хозяйственник.
    • 1953 год. В. Тендряков «Падение Ивана Чупрова». Председатель колхоза обманывает государство ради блага своего колхоза. Нравственное перерождение человека, корыстно использующего свое положение в обществе.
    • 1953 год.Г. Троепольский «Записки агронома». Цикл сатирических рассказов о деревне.
    • 1955 год. По мотивам повести В. Тендрякова «Не ко двору»
  • Слайд 9

    Романы о молодёжи

    • 1953 год. В. Панова «Времена года». Тема «отцов» и «детей». Образ Геннадия Куприянова – тип современного молодого человека, равнодушного, скептичного, ироничного, порожденного социальными условиями. Тема перерождения коррумпированной советской номенклатуры (судьба Степана Борташевича).
    • 1954 год. И. Эренбург «Оттепель». Оттепель общественного (возвращение осужденных, возможность открыто говорить о Западе, не согласие с мнением большинства), и личного (быть честным и на людях, и перед собственной совестью). Проблема выбора между правдой и ложью. Право художника на свободу творчеств и на его независимость от требований идеологии и сиюминутной государственной пользы.

    История «среднего» человека, неповторимая глубина его переживаний, исключительность духовного мира, значительность «единственного» существования

    Слайд 10

    1954 год. Второй Всесоюзный съезд писателей

    «Советский народ хочет видеть в лице своих писателей страстных борцов, активно вторгающихся в жизнь, помогающих народу строить новое общество. Наша литература призвана не только отражать новое, но и всемерно помогать его победе».

    Слайд 11

    1956 год. XX съезд КПСС

    Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы

    Слайд 12

    Кинематограф

    В центре человеческая судьба.

    • 1963 год.
    • 1964 год.
    • 1957 год.
    • 1956 год.
    • 1961 год.
  • Слайд 13

    VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

  • Слайд 14

    Театральная жизнь

    • 1956 год. Основан театр «Современник» группой молодых актёров. (Первый спектакль по пьесе Розова «Вечно живые»(пост. О. Ефремов). Свободное творческое объединение группы единомышленников и сумевшее отстоять себя как целостный художественный коллектив.
    • 1962 год. Основан Театр на Таганке (Первый спектакль - пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» (реж. Ю. Любимов). Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, владение актёрами всей палитрой искусств
  • Слайд 15

    «Мнение народа»

    • 1957год. Травля Б. Пастернака.
    • 1963 год. «Окололитературный трутень» И. Бродский арестован.
    • 1965 год. За «антисоветскую агитацию и пропаганду» арестованы А. Синявский и Ю. Даниэль (публикация за рубежом сатирических произведений за рубежом)
    • 1970 год. Нобелевская премия Солженицыну. 1974 год. Лишение советского гражданства.
    • 1970 год. Разгром «Нового мира»

    «Письма трудящихся» - гневные послания от лица рабочих и пр. «Мнение народа» оспаривать было невозможно.

    Внесудебные формы расправы: людей принудительно помещали в специальные психиатрические больницы

    Слайд 16

    Проза

    • 1956 год. В.Дудинцев. Роман «Не хлебом единым».
    • 1956 год. П. Нилин «Жестокость»
    • 1957 год. С. Антонов. «Дело было в Пенькове»
    • 2005 год. С. Говорухин
    • 1957 год. Станислав Ростоцкий
  • Слайд 17

    «Деревенщики»

    • 1964 год. С. Залыгин «На Иртыше». Коллективизация 30-х годов в сибирской деревне – трагедия гибели многовекового крестьянского уклада с глубокими, культурными традициями.
    • 1966 год. В. Белов «Привычное дело». Чудовищно несправедливая жизнь вологодского колхозника и его жены. «Крестьянский космос» наполнен поэзией, любовью, мудростью.
    • 1952 год. В. Овечкин «Районные будни».
    • 1956 год. А.Яшин. Рассказ «Рычаги». Руководители колхоза до, во время и после партийного собрания. Нормальные люди превращаются в «рычаги» власти.
    • 1970 год. В. Распутин. «Последний срок». Смерть деревенской старухи Анны – спокойный и сознательный переход от земного существования к иной жизни. Проблемы жизни и смерти.
  • Слайд 18

    Основные черты поэтики «деревенщиков»:

    • очерковость, исследовательский характер произведений;
    • деревня – символ противостояния Цивилизации и Природы;
    • лирическая (эмоциональная, субъективная) деталь и социально-бытовая деталь
  • Слайд 19

    • 1946 год. В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Война показана через быт простых солдат. Победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ.
    • 1959 год. Г. Бакланов «Пядь земли» и др.
    • 1957 год. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» и др.
    • 1963 год. К Воробьев. Повесть «Убиты под Москвой» и др.
    • 1969 год. Б. Васильев. «А зори здесь тихие» и др.

    Судьба человека в нечеловеческих условиях. Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов.

    Слайд 20

    «Молодёжная проза»

    "Я смотрю туда, смотрю, и голова начинает кружиться, и всё-всё, всё, что было в жизни и что ещё будет, - всё начинает кружиться, и я уже не понимаю, я это лежу на подоконнике или не я. И кружатся, кружатся надо мной настоящие звезды, исполненные высочайшего смысла".

    • 1956 год. А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского»
    • 1957 год. А. Кузнецов «Продолжение легенды». Поиск своего пути на «стройках века» и в личной жизни.
    • 1961 год. В. Аксёнов «Звёздный билет». Беспечные выпускники московской школы, одевающиеся по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, девиз которых «К звёздам!»
    • 1962 год. Фильм А. Зархи «Мой младший брат»

    Краткосрочное явление. Стилистически обогатила литературу 50-60- х годов. Исповедальные монологи, молодёжный сленг, телеграфный стиль.

    Слайд 21

    Жанр рассказа

    • Ю.П. Казаков
    • В.М. Шукшин (1929-1974)
  • Слайд 22

    Василий Макарович Шукшин

    Жанры рассказов:

    • рассказ-судьба («Охота жить»)
    • рассказ-характер («Срезал», «Обида», «Чудик»)
    • рассказ-исповедь («Раскас»)
    • рассказ-анекдот
    • «Шукшинский герой» -чудик:

    певучесть, неудачливость, застенчивость, бескорыстие, искренность

    Слайд 23

    «Лагерная проза»

    • 1954-1973 годы. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» (публ. 1978 год в Лондоне, 1988)
    • 1964-1975 годы. Ю.О. Домбровский пишет «Факультет ненужных вещей» (публ. 1978 Франция)
    • 1962 год. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (публ. 1962)

    Слайд 24

    «Городская проза»

    • 1969 год. Повесть «Обмен»
    • 1976 год. «Дом на набережной»

    «изображение простых, неприметных, обыкновенных людей в обычных житейских ситуациях»

    Слайд 25

    «Бронзовый век»

    Эстрадная лирика:

    • Евтушенко,
    • Вознесенский,
    • Рождественский
    • Ахмадулина
    • Окуджава

    Тихая лирика:

    • Соколов В.
    • Куняев С.
    • Горбовский Г.
    • Рубцов Н.
    • Жигулин А.

    Фронтовая лирика:

    • Наровчатов С.
    • Слуцкий Б.
    • Друнина Ю.
    • Самойлов Д.
    • Левитанский

    Оттепель- период расцвета поэзии в литературе

  • Рощин М.
  • повседневная жизнь людей (тонкая, деликатная поэзия), их житейские хлопоты (острый драматизм)

    Слайд 29

    • 1954 год. «В добрый час!»
    • 1957 год. «В поисках радости»
    • 1957 год. «Вечно живые»

    «Розовские мальчики»

    совершают выбор между принятыми эталонами и собственной индивидуальностью, активно сопротивляются стандарту, ищут свою систему координат.

    Лирический пафос пьес – сплав сострадания, юмора, слёз и улыбки, иронии и патетики.

    Слайд 30

    Александр Володин

    • «Пять вечеров» 1966 год. «Старшая сестра»
    • «С любимыми не расставайтесь»

    Герои пьес Володина – интеллигенты: беззащитны, ранимы, предпочитают страдать сами, а не причинять боли близким людям, поэтому они особенно нуждаются в сочувствии и понимании.

    • 1963 год. «Таня»
    • 1964 год. «Мой бедный Марат»

    Слайд 31

    Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)

    • 1967 год. «Старший сын»
    • 1967 год. «Утиная охота»

    Произвёл революцию и в русской драматургии, и в русском театре.

  • Слайд 32

    Театр Вампилова

    Источники:

    Мелодрама 1960-х годов:

    • переосмысление роли своего поколения: «звёздные мальчики» представлены как «потерянное поколение»

    Театр экзистенциализма:

    • отношение как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку главного вопроса его творчества ЧТО ЕСТЬ СВОБОДА?
    • «пороговая ситуация» (именно на «пороге» выявляется подлинная цена и значение свободы)

    Современный городской фольклор:

    • анекдотические сюжеты – атмосфера комическо-абсурдного лицедейства
  • Слайд 33

    Михаил Михайлович Рощин (1933-2010)

    • 1967 год. «Старый Новый год»
    • 1970 год. «Валентин и Валентина» и др.
  • Посмотреть все слайды

    Современная поэзия 60-90-х годов 1 вариант

    1) Громкая лирика:

    А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

    Стремление к свободе личности, снятие запретов, отказ от унылого и в жизни, и в литературе. Собирали стадионы, гремели на всю страну, но вскоре "выдохлись". Не случайно Вознесенский написал:

    Но я чувствую ностальгию,

    Ностальгию не по прошлому,

    Ностальгию по настоящему.

    Охарактеризуйте героя стихотворения Е. Евтушенко.

    Его умело отводили

    От наболевших "почему".

    Усердно критики твердили

    О бесконфликтности ему.

    Он был заверен ложью веской

    В предельной гладкости пути,

    Но череда несоответствий

    Могла к безверью привести.

    Он устоял,

    он глаз не прятал,

    И с той поры открытий злых

    Заклятый враг его -

    Неправда

    Во всех обличиях земных.

    2) Тихая лирика: Н. Рубцов, А. Прасолов (при жизни известны мало).

    Охарактеризуйте чувство любви Рубцова к свой Родине в стихотворении "Привет, Россия!". В чём оно проявляется?

    "Привет, Россия!"

    Привет, Россия - родина моя!

    Как под твоей мне радостно листвою!

    И пенья нет, но ясно слышу я

    Незримых певчих пенье хоровое...

    Привет, Россия - родина моя!

    Сильнее бурь, сильнее всякой воли

    Любовь к твоим овинам у жнивья,

    Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

    За все хоромы я не отдаю

    Свой низкий дом с крапивой под оконцем...

    Как миротворно в горницу мою


    По вечерам закатывалось солнце!

    3) Юлия Друнина

    Я ушла из детства в грязную теплушку,

    В эшелон пехоты, в санитарный взвод .

    Дальные разрывы слушал и не слушал

    Ко всему привыкший 41-ый год.

    От Прекрасной Дамы в "мать"

    и "перемать".

    Потому что имя ближе, чем "Россия",

    Не могла сыскать.

    Только вдумайся, вслушайся

    В имя "Россия"!

    В нём и росы, и синь.

    И сиянье, и сила.

    Я бы только одно у судьбы попросила -

    Чтобы снова враги не пошли на Россию.

    Каково значение женщины на войне? Можно ли сказать, что у "войны неженское лицо"? Почему после развала СССР Друнина покончила жизнь самоубийством, оставив записку: "Я воевала не за такую Россию".

    12 класс

    () тетралогия "Пряслины" 2 вариант

    1) Перечислите основные черты деревенской прозы.

    2) Перечислите известные вам произведения Ф. Абрамова.

    3) Семья Абрамовых рано потеряла отца, которого заменил старший сын Михаил. Абрамов писал с многих людей, придал ему черты старшего брата, отчасти наделил и своей душой - своим правдоискательством и своей истовостью. Мишкина душа жаждет жить по совести, она больно ударяется о всякую ложь, о предательство.

    а) Как ведёт себя Михаил в тяжёлые послевоенные годы?

    б) Михаил Пряслин - типичный русский человек?

    в) Как вы считаете, выросла ли смена Михаилу, или отдельные старики остались с подобными нравственными качествами?

    г) Симпатичен ли вам Михаил? Почему?

    4) Почему рушится деревня? Почему некому возрождать деревню? ("Дом": дом рушится, потому что нет фундамента). Что является фундаментом русской деревни?

    12 класс

    зачёт 3 "Русская литература 50-80-х годов 20-го века"

    () Лирика. 3 вариант

    1) Москва, семья, принадлежащая к русской художественной элите, ученик Скрябина, изучение философии в Марбургском университете.

    Особенности поэзии Пастернака:

    б) образы

    в) литературное течение

    2) Природа в стихотворениях Пастернака становится действующим лицом, а не пассивным предметом описания.

    М. Цветаева: "До Пастернака природа давалась через человека. У Пастернака природа - без человека, человек присутствует в ней лишь постольку, поскольку она выражена его, человека, словами".

    Прочитайте стихотворение Пастернака "Плачущий сад". Как вам кажется, права ли М. Цветаева в своей оценке? Обоснуйте свой ответ.

    "Плачущий сад".

    Ужасный!- Капнет и вслушается,

    Все он ли один на свете

    Мнет ветку в окне, как кружевце,

    Или есть свидетель.

    Но давит внятно от тягости

    Отеков - земля ноздреватая,

    И слышно: далеко, как в августе,

    Полуночь в полях назревает.

    Ни звука. И нет соглядатаев.

    В пустынности удостоверясь,

    Берётся за старое - скатывается

    3) Объясните трифоновское слово «недочувствие». В чём причина недочувствия, жестокости, обесценивания человеческой жизни?

    4) Почему герои произведений Трифонова «нравственно теряются в жизни»? В чём это заключается?

    5) Объясните прямое и переносное значение названия повести «Обмен».

    6) Почему «благо жизни» шире социальных понятий?

    12 класс

    зачет 3 "Русская литература 50-80х годов ХХ века

    (родился в 1937г) 9 вариант

    1) Перечислите основные черты деревенской прозы, особенности Распутина.

    3) "Прощание с Матёрой"1976г.

    а) Место и время действия.

    б) Главные герои.

    в) Чему отданы его симпатии?

    г) Причины, истоки без духовности в социальной действительности.

    4) Какие требования предъявляет писатель к человеческой личности? Почему?

    5) Как говорят любимые персонажи писателя? Почему?

    6) Объясните название повести "Прощание с Матёрой"?

    7) Почему эпизод прощания с домом повторяется дважды? Можно ли сравнить его с обрядом похорон? Почему?

    12 класс

    зачёт 3 "Русская литература 50-80-х годов 20-го века"

    (1929-19вариант

    2) Назовите известные произведения писателя.

    3) Проанализируйте рассказ "Чудик" по плану:

    а) Объясните смысл названия рассказа

    б) Чем отличается главный герой рассказа от остальных персонажей?

    в) Можно ли сказать, что это человек примитивный? Объясните свою точку зрения.

    д) Как продолжается тема "маленького человека" в рассказе Шукшина?

    3) Расскажите о творческих ипостасях.

    4) На стороне каких героев симпатии писателя Шукшина?

    (живущие в соответствии с мудрым духовным опытом народа)

    5) Как раскрыта тема маргинальной культуры в творчестве Шукшина?

    а) Чем страшны маргиналы?

    б) Как решать эту проблему?

    12 класс

    зачёт 3 "Русская литература 50-80-х годов 20-го века"

    Фёдор Александрович Абрамов () тетралогия «Пряслины» 11 вариант

    1) Перечислите особенности деревенской прозы.

    2) Перечислите известные вам произведения писателя.

    3) Что удалось Абрамову в тетралогии?

    4) Роман «Две зимы и три лета»:

    а) Время и место действия

    б) Главные герои

    в) Каковы главные ценности в семье Пряслиных?

    г) Почему буханка чёрного хлеба в семье Пряслиных на праздник Победы стала самым дорогим подарком?

    е) Судьба семьи Пряслиных – это судьба многих семей России?

    5) В чём, по мнению Абрамова, причины упадка деревни?

    12 класс

    зачёт 3 "Русская литература 50-80-х годов 20-го века"

    (1вариант

    1) Перечислите особенности деревенской прозы.

    2) Перечислите известные произведения писателя.

    3) "Царь-рыба"

    Проблема природы и человека. Возмездие природы за безнравственность.

    а) Композиция (отдельные главы, связаные с героями)

    б) "Царь-рыба"- символ чего?

    в) За что мстит "Царь-рыба" главному герою?

    4) Почему только в 50-60-е годы, появилась в литературе экологическая тема? С чем это связано? О чем предупреждает писатель?

    5) Почему у многих писателей-деревенщиков звучат автобиографические элементы? С чем это связано?

    6) Роль религии в произведениях деревенщиков, пишущих в атеистическом государстве.

    12 класс

    зачет 3 "Русская литература 50-80х годов 20 века

    Чингиз Айтматов (родился в 1928г) 13 вариант

    1) Назовите известные произведения писателя.

    2) В произведениях писателя рассказывается о жизни жителей гор и степей своей родной Киргизии. Герои-самые обыкновенные люди, рядовые труженики. У каждого из них своё неповторимое лицо, своя судьба, свои боли и радости, но их объединяет чувство собственного достоинства, непримиримости к злу и сострадания к чужому горю. Изображая прошлое своего народа, его мечты о счастье, раскрывая его национальные обычаи и особенности быта, Айтматов в то ж е время показывает то общее, что присуще разным народам в их нравственных устоях, в их устремлённости в будущее.

    "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок")

    1) В чём смысл легенды о Найман-Ане?

    2) О чём предупреждает Айтматов в своём романе?

    3) Объясните смысл названия романа Айтматов "И дольше века длится день".

    4) Найдите элементы реалистического и романтического в романею

    5) Какую роль играет в романе тема исторической памяти?

    сын Жоламан - манкурт (раб без памяти)

    Сабитжан (сын Казангапа)

    6) Как раскрыта тема судьбы народа в романе Айтматова "И дольше века длится день" в двух историях:

    история о певце Раймалы-ага и его брате Абдильхане -

    история об учителе А. Куттыбаеве и лейтенанте Тансыбаеве.

    7) Какую роль играет в романе тема природы?

    Сары-Озеки (расстояние от железной дороги, как от Гринвичского меридиана)

    Остальной мир;

    обитаемость мира: Земля - Лесная грудь.

    12 класс

    зачёт 3 "Русская литература 50-80-х годов 20-го века"

    роман "Доктор Живаго" (1945-19вариант

    1) Почему в период гонений, запрета на печатание произведений Пастернак создаёт крупное художественное произведение?

    2) Объясните смысл названия романа, имени главного героя Юрия Живаго?

    3) Объясните слова Пастернака:

    "Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое. <...> Атмосфера вещи - моё христианство..."

    ("исторический образ России за последнее сорокапятилетие").

    4) Какую роль играет в романе мотив пути?

    5) Почему роман был встречен многими советскими писателями в штыки, считавшими, что Пастернак исказил историческую роль Октябрьской революции (принесла вред)?

    6) Почему роман "Доктор Живаго" получил популярность за рубежом, а работа автора была оценена Нобелевской премией "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы" за 1958-й год?

    Какие чувства испытывал поэт в эти годы? Какие его слова из стихотворения "Нобелевская премия" оказались пророческими?

    "Нобелевская премия"

    Я попал, как зверь в загоне.

    Где-то люди, воля, свет,

    А за мною шум погони,

    Мне наружу ходу нет.

    Тёмный лес и берег пруда,

    Ели сваленной бревно.

    Путь отрезан отовсюду,

    Будь что будет, всё равно.

    Что же сделал я за пакость,

    Я убийца и злодей?

    Я весь мир заставил плакать

    Над красой земли моею

    Но и так, почти у гроба,

    Верю я, придёт пора -

    Силу подлости и злобы

    Одолеет дух добра.

    12 класс

    зачёт 3 "Русская литература 50-80-х годов 20-го века"

    (1910-19вариант

    Поэма "Василий Тёркин" ()

    1) В чём особенность композиции поэмы "Василий Тёркин"? Почему поэма имеет второе название "Книга про бойца"?

    2) Охарактеризуйте главного героя поэмы по плану:

    а)социальная принадлежность

    б)черты характера (примеры из текста)

    в)исключительность героя

    г)юмор и герой

    д)В. Тёркин - национальный герой?

    3) Значение поэмы "Василий Тёркин" в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

    4) Каково ваше отношение к В. Тёркину? Почему?

    5) Охарактеризуйте язык поэмы. Объясните причины выбора определённых языковых средств.

    6) Объясните следующие слова:

    В поэме раскрыта концепция человека - личности, сумевшей, с одной стороны, не растерять себя в массе, не поддаться тотальной унификации, а, с другой, хранящей и развивающей в себе чувства и устремления многих.

    Поэма "По праву памяти"

    1) Какова тема поэмы "По праву памяти"?

    2) Почему Твардовского интересует проблема памяти?

    Государственное автономное учреждение

    дополнительного профессионального образования

    «Саратовский областной институт развития образования»

    Конспект открытого урока по литературе

    на тему «Развитие русской литературы в послевоенные годы. Обзор основных тем, проблематики русской литературы 60-80-х годов 20 века»

    (для обучающихся 11 класса

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»

    Кировского района Саратовской области)

    Подготовлен:

    Лавровой Александрой Ивановной,

    учителем русского языка и литературы

    МОУ Романовская СОШ Романовского района

    Саратовской области им.И.В.Серещенко.

    апрель 2016 г.

    Тема урока: «Развитие русской литературы в послевоенные годы. Обзор основных тем, проблематики русской литературы 60-80-х годов 20 века».

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Содержательная цель урока: дать общую характеристику литературного процесса 50-80-х годов 20 века, раскрыть тематику, проблематику русской литературы данного периода, показать роль литературы в духовном обновлении общества.

    Деятельностная цель: создать условия для осуществления групповой работы, развития у учащихся монологической и диалогической речи, критического мышления, познавательной активности, творческих способностей.

    Планируемые результаты:

    1.Предметные результаты: знать общую характеристику литературного процесса 50-80-х годов: знать тематику и проблематику русской литературы послевоенных лет, 60-80-х годов 20 века; знать основные понятия, имеющие отношение к данному периоду в развитии русской литературы.

    2.Метапредметные результаты: сравнивать, классифицировать явления по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи явлений; осуществлять формулировку проблемы и поиск разнообразных способов решения задач; критически мыслить; применять, преобразовывать знаки, символы, схемы для решения задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре, группе, осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей; осуществлять контроль своей деятельности.

    3.Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование ответственного отношения к учению и познанию.

    Оборудование: компьютер, проектор, флипчарт.

    Ход урока:

    Н.И.Глазков

    I . Мотивация

    Учитель:

    Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наше занятие будет плодотворным, познавательным и интересным для каждого его участника. Ребята, вам я желаю проявить свою активность в совместной работе, достичь цели урока и получить только положительные эмоции.

    С удачи малой начинается успех! Я желаю вам успеха на сегодняшнем уроке! (создание ситуации успеха)

    II . Актуализация

    Учитель:

    Итак, чему же посвящено наше сегодняшнее занятие? Ребята, эпиграфом к уроку послужат строки одного из интереснейших поэтов 20 века Николая Ивановича Глазкова:

    Я на мир взираю из-под столика,

    Век двадцатый-век необычайный.

    Чем он интересней для историка,

    Тем для современника печальней!

    Выделите, пожалуйста, в эпиграфе слова, которые характеризуют 20 век.

    Ученик:

    Поэт характеризует 20 век с помощью прилагательных «необычайный», «интересней», «печальней».

    Учитель:

    Как вы думаете, почему поэт называет 20 столетие необычайным? Какие события делают этот век, с одной стороны, интересным, с другой-печальным? Объясните, почему вы так считаете?

    Ребята, необычайным выглядит 20 век в целом и каждый из отдельных периодов в его развитии. Мы сегодня будем вести разговор о времени Ю.Друниной и М.Дудина, К.Паустовского и Л.Леонова, А.Солженицына и В.Дудинцева, Ф.Абрамова и В.Шукшина, В.Распутина и В.Астафьева, Ю.Трифонова и Д.Балашова, Е.Евтушенко и Б.Ахмадулиной, Б.Окуджавы и В.Высоцкого.

    Ребята, как вы думаете, какому периоду в развитии русской литературы мы посвятим сегодняшний урок?

    Ученик:

    На мой взгляд, разговор сегодня пойдет о послевоенном времени и о периоде 60-80-х годов 20 века.

    Учитель:

    - Верно! Ребята, вы, конечно, понимаете, что в течение одного урока невозможно сказать всё о каждом авторе и его произведениях. Творчеству некоторых писателей, о которых сегодня пойдет речь, будут посвящены отдельные уроки. Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока, определите его цель.

    Ученик:

    Я думаю, сегодня мы будем говорить о развитии русской литературы в послевоенные годы, разговор пойдет о 60-80-х годах 20 столетия. Цель нашего урока - характеристика литературного процесса послевоенных лет, а также 60-80-х годов 20 века: раскрытие тем, проблематики произведений этих лет.

    Учитель:

    Верно! Цель урока – дать общую характеристику литературного процесса 50-80-х годов 20 века, показать роль литературы в духовном обновлении общества.

    Ребята, сегодня вы разделены на группы, совместная работа, сотрудничество вам помогут в выполнении некоторых заданий. Перед каждым из вас лежит таблица «ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ» , которую вы будете заполнять в течение урока. Сейчас я попрошу каждого заполнить первую графу в этой таблице «ЗНАЮ» и вторую графу «ХОЧУ УЗНАТЬ».

    Что вы знаете о периоде 50-80-х годов 20 столетия? Какие события истории пришлись на этот период? Может, вы знакомы с творчеством каких-либо писателей, творивших в это время (записывают и зачитывают).

    III . Изучение нового материала

    Учитель:

    Закончилась Великая Отечественная война, начался новый этап в жизни нашей страны. Ребята, как вы думаете, о чем могли писать свои произведения авторы в это время?

    Ученик:

    Я считаю, что воспоминания о войне были еще достаточно сильны, особенно для тех писателей, кто побывал на фронте.

    Учитель:

    Безусловно, в 40-50-е годы происходило осмысление Великой Победы. В литературе звучала трагическая «музыка», ощущался священный смысл войны, передавалась мысль о всеобщем равенстве людей в тылу и на фронте перед бедой. Назовите, пожалуйста, имена писателей, которые в 40-50-е годы досказывали свое слово о войне.

    Ученик:

    Неумирающей памяти о войне, грандиозности подвига, свершенного простыми людьми в шинелях, посвящены стихотворения Юлии Владимировны Друниной, Михаила Александровича Дудина, Михаила Кузьмича Луконина, Сергея Сергеевича Орлова и других.

    Учитель:

    Обратите внимание на слайд. Здесь вы видите портреты этих поэтов, прошедших войну.

    Я только раз видала рукопашный,

    Раз – наяву. И тысячу – во сне.

    Кто говорит, что на войне не страшно,

    Тот ничего не знает о войне (Ю.Друнина).

    Во многих стихах звучит ностальгия по фронтовому братству, память о погибших товарищах. «Мне часто снятся те ребята»,- скажет М.Матусовский в своей песне из кинофильма «Тишина».

    Учитель:

    -Ребята, как вы считаете, легкими ли были послевоенные годы? Какие проблемы стояли перед страной, перед всем народом?

    Ученик:

    Послевоенное время было достаточно суровым, хотя и мирным. Во-первых, надо было восстанавливать экономику страны, во-вторых, началась «холодная война» с бывшими союзниками, явно устрашавшими СССР ядерной бомбой.

    Учитель:

    Литературный процесс в это время стал управляемым, руководимым. Так, 14 августа 1946 года вышло партийное постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», после которого А.А.Ахматова и М.М.Зощенко были исключены из Союза писателей. В понимание социалистического реализма вносились недопустимые уточнения. Например, предписывалось учитывать, что в нашем обществе исключена сама возможность противоречий и конфликтов. Стали утверждаться аксиомы полуправды.

    Литература считалась мобилизованной, встроенной во все дела страны.

    Какие задачи, на ваш взгляд, могла ставить перед собой литература в таких условиях?

    Ученик:

    Думаю, что литература должна была обеспечить определенный духовный подъем, призвать к труду и мирным подвигам.

    Учитель:

    Такой призыв звучал в произведениях Василия Николаевича Ажаева «Далеко от Москвы» (1948), Семена Петровича Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» (1947-1948), Елизара Юрьевича Мальцева «От всего сердца» (1948).

    Эти произведения, игравшие роль образца для подражания, имели главный порок: они излишне лакировали действительность, поэтому их полуправда не убеждала.

    Грядущий день меня еще тревожит,

    Прошедшее – под ложечкой сосет.

    Раскаяние, как мороз по коже,

    Судьбы и долга предъявляет счет.

    Ложь никому на свете не поможет

    И никого на свете не спасет.

    М.А.Дудин

    Учитель:

    Однако в это время были художники, которые искали совершенно другой путь к народу, совсем иначе включались в духовное воспитание народа.

    Философия патриотизма зазвучала в произведениях Константина Георгиевича Паустовского и Леонида Максимовича Леонова . В 40-50-е годы 20 века К.Г.Паустовский обрел значение ключевой фигуры литературного процесса, связывающей классический период русской прозы и современность. Вспомните, пожалуйста, прочитанные произведения этого писателя.

    В творчестве обоих прозаиков выразилась система взглядов на устойчивые черты русского характера, на взаимосвязь прошлого и настоящего, на роль самой природы России в формировании человеческой души. В 1953 г. вышел роман Л.Леонова «Русский лес», где и звучит философия патриотизма.

    Учитель:

    В середине 50-х годов 20 века в жизни нашей страны начался новый этап, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго - немногим более десяти лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа.

    Скажите, пожалуйста, о каком периоде идет речь?

    Ученик:

    Это период «оттепели».

    Учитель:

    Верно! Название «оттепель» этот период 1953-1964 годов получил с легкой руки Ильи Григорьевича Эренбурга , опубликовавшего в 1954 г. повесть с одноименным названием.

    - Как вы думаете, какие события в стране повлияли на развитие литературного процесса, стали знаками «оттепели»?

    Ученик:

    Думаю, смерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения.

    Учитель:

    - Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово «оттепель»?

    Ученик:

    Освобождение от холода, тепло, радость, легкость, жизнь.

    Учитель:

    25 февраля 1956 года на XX съезде КПСС Н.С.Хрущев выступил с секретным докладом, наметившим курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. За этим последовало ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М.Булгакова (публикация романа «Мастер и Маргарита» в 1966 г.), М.Зощенко, А.Платонова, А.Ахматовой, Б.Пастернака и др.

    - Ребята, как вы думаете, повлияла ли «оттепель» на творчество писателей?

    Ученик :

    Безусловно. Я думаю, что многие теперь смогли говорить правду в полный голос.

    Учитель:

    Важный этап «оттепели» - это появление серии художественных произведений, утверждавших новый тип взаимосвязи писателя и общества, право писателя видеть мир, каков он есть. Это роман Владимира Дмитриевича Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), повесть Владимира Федоровича Тендрякова «Падение Ивана Чупрова» (1953) и роман «Тугой угол» (1956), рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» (1957) и многие другие произведения.

    Учитель:

    Процесс оживления культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократические свободы, ослабив цензурные тиски, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом: во многом благодаря А.Твардовскому (1910-1971) утверждал и сохранял свою критическую направленность журнал «Новый мир» , который стал платформой для сторонников «оттепели»; открывались областные книжные издательства, создавались новые литературные журналы («Юность», «Нева», «Наш современник», «Москва», «Дружба народов» ), зарождались новые литературные направления.

    - Выдающимся произведением стал рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». Как вы думаете, почему?

    Ученик:

    В рассказе представлена судьба одного из простых советских людей, а ведь о плене и пленных говорили с большой оглядкой.

    Учитель:

    Новизна шолоховского рассказа состояла в возвращении к простым и вечным общечеловеческим ценностям. Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, сложившихся в течение веков общечеловеческих духовных святынь.

    Учитель:

    В период «оттепели» заявил о себе так называемый «окопный реализм» писателей-фронтовиков. Целое художественное течение, оформившееся на рубеже 50-60-х годов, стали называть «лейтенантской прозой». Одно за другим вышли произведения Юрия Васильевича Бондарева («Батальоны просят огня» 1957, «Последние залпы» 1959, «Горячий снег» 1970 ), Виктора Петровича Астафьева («Звездопад»), Константина Дмитриевича Воробьева («Убиты под Москвой» 1961), Василя Быкова («Третья ракета» 1962, «Сотников» 1970) и др.

    В.Астафьев – один из тех, кто сумел посмотреть на войну с беспощадной правдивостью. Он писал: «Я был рядовым бойцом на войне, и наша солдатская правда была названа … «окопной», высказывания наши – «кочкой зрения». Теперь слова «окопная правда» воспринимаются только в единственном, высоком их смысле…»

    - Ребята, как вы думаете, почему?

    Ученик:

    На мой взгляд, говорить правду о войне было нравственным долгом писателей-фронтовиков.

    Учитель:

    В «послеоттепельное» время традицию фронтовой лирической повести продолжили Борис Васильев («А зори здесь тихие» 1969), Вячеслав Леонидович Кондратьев («Сашка» 1979 – одна из самых читаемых книг о войне) и др.

    Учитель:

    Первые несколько лет «оттепели» стали настоящим «поэтическим бумом». Лирика стала выразителем времени, откликнулась на события и перемены, дала им эмоциональную оценку. Открытие памятника Маяковскому в Москве в 1958 году превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. В десятки, сотни раз увеличились тиражи поэтических книг.

    В начале «оттепели» были особенно популярны стихи молодых поэтов: Евгения Александровича Евтушенко, Андрея Андреевича Вознесенского, Роберта Ивановича Рождественского, Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Они стали лидерами поэтической группы, которую позже назовут «шестидесятниками». Общими для этих поэтов были дух неофициальности, ощущение свободы, ответственности за преобразования в стране, ощущение необходимости моральной перестройки общества. Однако идеалы социализма оставались незыблемыми, их хотели лишь обновить, отмыть, вернуться к их изначальной чистоте.

    - Как вы думаете, ребята, какой пафос отличал поэзию «шестидесятников»?

    Ученик:

    Думаю, их поэзия была рассчитана на большую аудиторию, отличалась призывностью.

    Учитель:

    Действительно, отсюда и их романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность». Соответствовала «оттепельному» настроению времени жажда совести, новизны, надежд, которыми была пропитана поэзия.

    Е.А.Евтушенко был главным агитатором, поэтическим лидером этого короткого противоречивого периода, завершившегося в 1964 году отстранением от власти Н.С.Хрущева. В таких его стихотворениях, как «Граждане, послушайте меня…», «Наследники Сталина». «Хотят ли русские войны», «Гражданственность – талант нелегкий», «Памяти Ахматовой» и др. звучали типичные «антикультовские» мотивы.

    Можно отметить патетический пафос и риторику Р.Рождественского «Я, ты, он, она,/Вместе – целая страна», его призывы к ответственности за свое дело:

    Ситуация ошарашивает.

    И уже невозможно молчать!

    Надо нам научиться

    спрашивать.

    А тем более –

    отвечать!

    - Ребята, как вы думаете, в чем секрет популярности поэтов-«шестидесятников» ?

    Ученик:

    Чувство уважения к поэзии, внимание к ней в нашей стране врожденные. Поэтам-«шестидесятникам» удалось обрести успех в силу того, что они учили, просвещали своих читателей, помогали разобраться с эпохой.

    Учитель:

    К середине 60-х годов надежды на обновление угасли. Стало ясно, что сама система не способна быть человечной. Это стало ударом для «шестидесятников». Громкая поэзия, сыграв свою роль, постепенно сошла с эстрады.

    Во второй половине 60-х годов в противовес «громкой» поэзии «шестидесятников» и в связи с кризисом оттепели возникает «тихая» лирика . Этой тенденции придерживались Николай Михайлович Рубцов (книга «Звезда полей» 1967), Анатолий Константинович Передреев (книга «Равнина» 1971), Юрий Поликарпович Кузнецов и др. Публицистичности «шестидесятников» они противопоставили элегичность, мечтам о социальном обновлении – идею возвращения к истокам народной культуры, традиции Маяковского – традицию Есенина.

    Взбегу на холм

    и упаду в траву.

    И древностью повеет вдруг из дола!

    Засвищут стрелы будто наяву,

    Блеснет в глаза кривым ножом монгола!

    Россия, Русь! Храни себя, храни!

    Смотри, опять в леса твои и долы

    Со всех сторон нагрянули они.

    Иных времен татары и монголы…

    Н.Рубцов. «Видение» 1962 г.

    Учитель:

    Особое место в русской литературе в период «оттепели» заняло творчество Александра Исаевича Солженицына . Разговору о его произведениях будут посвящены отдельные уроки, но тем не менее несколько важных слов о нем следует сказать. Солженицын стал известен всему читающему Советскому Союзу в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича» («Щ-854 (Один день одного зэка)», напечатанном в журнале «Новый мир». А.Твардовский писал: «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши». Публикация произведения Солженицына воспринималась как событие не только литературное, но и общественное. «Я был оглушен, потрясен, - писал о своих впечатлениях автор «Сашки» В.Кондратьев.- Наверное, первый раз в жизни так реально осознал, что может правда».

    В 1970 г. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии «за нравственную силу, с которой он продолжил традицию русской литературы».

    Всё, что писал Солженицын, было проникнуто решительным неприятием советской политической системы. С образом Ивана Денисовича в литературу пришла новая этика, выкованная в лагерях, через которые прошла очень уж немалая часть общества.

    - Ребята, вспомните, пожалуйста, прочитанные произведения А.Солженицына и скажите, чему же они учат читателя, какие проблемы затрагивают?

    Ученик:

    Рассказ «Матренин двор» (1964) рисует образ праведницы, раскрывает душевную красоту Матрены.

    Учитель:

    Солженицын видел свое назначение в проповедовании истины, духовности.

    Учитель:

    Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в русской литературе: «деревенской прозы», «городской», или «интеллектуальной» прозы. Эти названия условны, однако прижились в критике и читательской среде. Они сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80-е годы 20 века.

    В «оттепельное» время на устах у всех было имя Валентина Владимировича Овечкина . Признание ему принесла книга из трех очерков о жизни деревни «Районные будни» (1952-1956) , после чего Овечкина стали именовать писателем- «деревенщиком».

    - Ребята, как вы думаете, чем могла привлечь писателя русская деревня?

    Ученик:

    Наверное, русскими характерами, проблемами деревни.

    Учитель:

    В.Овечкин показал будни, трудности, которые испытывала деревня. Благодаря этому писателю получил развитие жанр публицистического очерка, открылось новое дыхание в реалистическом направлении.

    Вспомните, пожалуйста, определение понятия «очерк».

    Ученик:

    - Очерк (проблемный, путевой, портретный) – это жанр прозы, средний между исследованием и рассказом, как правило, бессюжетный, нравоописательный, с огромной «организующей», т. е. объясняющей, ролью автора.

    Учитель:

    В русле «деревенской прозы» сложились такие большие художники, как Василий Иванович Белов ( повесть «Привычное дело» 1966 г. , в которой показана глубина и цельность нравственного мира человека от земли), Фёдор Александрович Абрамов (повесть «Деревянные кони» 1969 г., в которой рисуется образ русской крестьянки Василисы Милентьевны. настоящей русской женщины), Василий Макарович Шукшин (сб. «Сельские жители» 1963 г.) , Борис Андреевич Можаев (роман о событиях коллективизации «Мужики и бабы» 1976-1986), Валентин Григорьевич Распутин, Виктор Петрович Астафьев, Юрий Павлович Казаков и др.

    Сутью этого направления было возрождение традиционной нравственности. Сами писатели были в основном выходцами из деревни, поэтому в центре их внимания была послевоенная деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов).

    Критик А. Макаров писал о Шукшине: « Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом…»

    - Ребята, как вы считаете, какое влияние оказала «деревенская проза» на всю русскую литературу? В чем заключается ее значение?

    Ученик:

    Думаю, это влияние было велико. Писатели – «деревенщики» дали картину жизни русского крестьянства в 20 веке, продолжили традицию раскрытия русского характера.

    Учитель:

    -«Деревенская проза» отразила основные события, повлиявшие на судьбу крестьянства: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод (Великим переломом называли насильственную коллективизацию), колхозное строительство и индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и нынешнюю его деградацию. Горький итог «деревенской прозе» подвел Виктор Астафьев: «Мы отпели последний плач – человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали ее одновременно».

    В.Г.Распутин, поднимая вопросы нравственности, писал: «Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены…»

    Поэтика «деревенской прозы» была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, которые должны были заменить государственную идеологию.

    Учитель:

    В конце 60-х-70-х годах 20века определился мощный пласт литературы, которую стали называть «городской», «интеллектуальной» и даже «философской» прозой. Названия эти также условны, особенно потому, что содержат некую противопоставленность «деревенской» прозе, которая, получается, лишена интеллектуальности и философичности. Но если «деревенская» проза искала опору в нравственных традициях, основах народной жизни, исследовала последствия разрыва человека с землей, с деревенским «ладом», то «городская» проза связана с просветительской традицией. Если в «деревенской» прозе жители деревни и города противопоставлены (а это традиционное для русской культуры и истории противопоставление), и это часто составляет конфликт произведений, то «городскую» прозу интересует, прежде всего, городской человек с довольно высоким образовательным и культурным уровнем и его проблемы. Конфликт не связывается с оппозицией деревня-город, а переносится в сферу переживаний и проблем человека, связанных с его существованием в современном мире.

    Современный город – сосредоточение глубоких драм, преступлений, обманов, бытовых историй, обостренных исканий, трений между людьми.

    Учитель:

    Показателем наивысших достижений «городской» прозы, ее движения идей и форм, ломки привычных форм повествования стали так называемые семейно-бытовые повести Юрия Валентиновича Трифонова на московском материале: «Обмен» 1969 , «Предварительные итоги» 1970, «Долгое прощание» 1971; его роман «Дом на набережной» 1976.

    А.Бочаров писал о таланте Ю.В.Трифонова: «Проводя своих героев через испытание бытом, испытание повседневной жизнью, он выявляет не всегда уловимую связь бытового, повседневного с высоким, идеальным, обнажает пласт за пластом всю многосоставность натуры человека, всю сложность влияний окружающей среды».

    - Как вы считаете, ребята, каковы корни такого подхода к человеку, к личности в русской литературе? Кого из русских писателей-классиков можно было бы назвать самым городским писателем в этом плане?

    Ученик:

    Во многом это продолжение традиций Ф.М.Достоевского.

    Учитель:

    Ю.В.Трифонова в советское время попрекали, что он пишет «не про то», что произведения его сплошь мрачные, что он полностью погружен в быт.

    - «Городскую» прозу представляли Юрий Осипович Домбровский (повесть «Хранитель древностей» 1964), Владимир Семенович Маканин (повести «Предтеча» 1982, «Где сходилось небо с холмами» 1984), Андрей Георгиевич Битов (роман «Пушкинский дом» 1971) и др.

    Учитель:

    В 60-80 е годы 20 века появились произведения, сообщавшие новые сведения «о царях и графах». Это романы Валентина Саввича Пикуля («Пером и шпагой» 1972, «Битва железных канцлеров» 1977, «У последней черты» 1979, «Фаворит» 1984), Дмитрия Балашова («Господин Великий Новгород» 1967, «Бремя власти» 1981, «Марфа-посадница» и др.)

    В.Пикуль предпринял грандиозную попытку раскрыть национально-государственный путь России среди враждебных ей сил, показать конфликт собирателей России и ее разрушителей. Писатель сумел оживить историческую канву, извлечь потенциал художественности из документа. К сожалению, писатель не внес в сознание читателя философско-лирического, религиозно-мистического ощущения истории.

    Иной уровень в осмыслении истории, в поисках философии надежды был достигнут в романах Д.Балашова. Будучи крупным фольклористом, знатоком разнообразных повествовательных структур (жанра «плача», «молений»), мира легенд, сказаний, народной фантастики, Балашов воссоздал путь истории, «собирание Руси», междоусобные войны в ритмах народной устной речи, используя лексику древнерусского языка.

    - Владимир Чивилихин, много писавший о сибирской тайге, ощущающий пейзаж как живое продолжение человеческой души, в своем романе-эссе «Память» (1968-1983) объединил жанр археологических раскопок(осада города Козельска ордами Батыя) и раздумья о взаимоотношениях Руси со степью, и утверждение своей версии авторства «Слова о полку Игореве».

    Скажите, что такое эссе. (ответы)

    Учитель:

    Роман «Память» В.Чивилихин назвал романом-эссе. Эссе – это своего рода публицистический жанр, очерк, лирико-философское повествование, опирающееся на образы, пейзаж, свободный синтез разных приемов повествования.

    -Ребята, как вы думаете, с чем было связано возникновение и развитие исторической романистики 60-80-х годов 20 века?

    Учитель:

    Особое место в русской литературе 60-80-х годов 20 века занимала научно-фантастическая проза , которая своеобразно расширяла сферу свободы, самостоятельного выбора ориентиров. Образцами ее были, конечно, романы И.А.Ефремова («Туманность Андромеды» 1957, «Лезвие бритвы» 1962, «Час быка» 1968) и братьев Стругацких, Аркадия Натановича и Бориса Натановича («Трудно быть богом» 1964, «Гадкие лебеди» 1967, «Жук в муравейнике» 1979 и др.).

    «Прогресс может оказаться совершенно безразличным к понятиям доброты и честности», - писал Аркадий Стругацкий.

    Круг идей и проблем в произведениях этих авторов – от тревог писателей в связи с явной неготовностью человека к испытанию новыми видами научных открытий до встречи с неземными цивилизациями - сохраняет свою новизну и увлекательность доныне.

    Учитель:

    Ребята, общественным движением 50-90-х годов 20 века стала так называемая авторская песня , которая существует и сегодня. Но пиком развития ее стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы; песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Александра Галича (Гинзбурга), Владимира Высоцкого и др.

    Ученик:

    Такие песни можно исполнять в неформальной обстановке.

    Учитель:

    Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого. Демократичность этого явления выразилась в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными.

    IV .Подведение итогов

    Учитель:

    Итак, ребята, давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (внимание на слайд):

    *Какова тематика русской литературы 50-80-х годов 20 века (мы имеем в виду и послевоенные годы, и период 60-80-х годов)?

    *Какие проблемы затрагивали писатели в этот период?

    Ученик:

    В произведениях писателей данного периода нашли выражение различные темы, различные проблемы были рассмотрены ими. Это и осмысление подвига на войне, вообще роли войны; и философия патриотизма, и интерес к проблемам нравственного характера (происходило возрождение традиций нравственности); и раскрытие противоречий в мирной жизни, и проблемы русской деревни, и критический подход к истории, и многое другое.

    Учитель:

    Ребята, завершите заполнение таблицы, укажите в последнем ее столбце, что нового вы узнали для себя на уроке.

    Мы познакомились с различными понятиями, поэтому я предлагаю составить кластер «Литературный процесс 50-80-х годов 20 века. Основные понятия» (на флипчарте).

    -«лейтенантская проза»

    -«деревенская проза»

    -«городская проза»

    -«громкая» лирика

    -«тихая» лирика

    -лирическая повесть

    -роман-эссе

    -публицистический очерк

    -историческая хроника

    -научная фантастика

    - Отдельные уроки будут посвящены драматургии данного периода, на них вы познакомитесь с понятием психологическая драма (Александр Валентинович Вампилов, Виктор Розов, Леонид Зорин и др.)

    V .Рефлексия

    Учитель:

    Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание группой – составьте, пожалуйста, синквейн о литературном процессе рассмотренного нами периода.

    -Ребята, скажите, удалось ли нам достичь намеченной в начале урока цели?

    - Чем интересен стал для вас это урок? Какую важную для себя информацию вы получили?

    VI .Домашнее задание:

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения