Профессия экскурсовод: описание, обязанности, достоинства и недостатки, где учат на гида. Экскурсовод. Основные требования к нему Составить перечень качеств которыми должен обладать экскурсовод

Гид (oт франц. guide - проводник в путешествии, вожак; oт лат. excursio - поездка, вылазка)- тот, кто сопровождает туристов и показывает им достопримечательности страны, города и т.п.; экскурсовод, проводник-профессионал. Профессия подходит тем, кого интересует история, психология, мировая художественная культура, иностранные языки и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Экскурсовод - это один из сегментов профессии гида. Экскурсовод водит экскурсии по конкретному туристическому маршруту или объекту. Например, по музею или наиболее примечательным улицам города. Экскурсия обычно не превышает нескольких часов, и если у экскурсовода нет других функций, его ответственность заканчивается вместе с окончанием экскурсии.

Гид руководит группой туристов. Он может и не водить подобные узконаправленные экскурсии, доверяя эту миссию коллегам из музеев. Однако очень многое в ходе путешествия он может рассказать и сам. Именно поэтому его часто называют гидом-экскурсоводом .

Обычно гиды специализируются на определенном регионе или маршруте, поэтому хорошо владеют информацией о достопримечательностях, могут живо и увлекательно рассказать о каждом интересном здании, памятнике и пр., ответить на множество дополнительных вопросов. Чем больше знает специалист, тем интереснее будет его рассказ.

У хорошего гида знания выходят за пределы стандартных туристических троп. Даже если, исходя из пожеланий туристов, ему придётся внести изменения в разработанный заранее маршрут, он не ударит в грязь лицом. При условии, конечно, что это настоящий знаток своего дела.

Профессия гида очень увлекательная, но ответственная. Гид отвечает за клиентов, которые, в свою очередь не всегда доброжелательны и дисциплинированны.

Гид должен уметь разобраться в сложной ситуации, разрешить конфликт и сделать путешествие максимально комфортным для туристов.

Рабочее место

Обычно гиды работают в туристических бюро или агентствах. Но опытный гид может работать и индивидуально. Экскурсоводы, не отвечающие за туристические группы, могут работать в музеях, галереях и т.п.

Важные качества

Гид, как и экскурсовод, должен быть очень эрудированным и артистичным человеком, должен любить и уметь выступать перед публикой. Ему необходимы хорошая память, интерес к новым знаниям, ответственность, уравновешенность, доброжелательность, готовность к общению с самыми разными людьми. А также хорошее здоровье, потому что гиду приходится много времени проводить на ногах и в постоянном общении.

Знания и навыки

Гид должен много знать о местах, по которым водит туристов. Кроме того, гиду необходимо общаться с туристами на одном языке. А если он сопровождает группу в другую страну, - владеть языком местных жителей.

Оплата труда

Зарплата на 07.10.2019

Москва 30000—35000 ₽

Где учат

Основам профессии можно на специализированных курсах. По окончании таких курсов выдается свидетельство, однако для полноценной работы этого недостаточно. Часто помимо этого требуется хорошее гуманитарное образование.

Среди гидов и гидов-экскурсоводов много выпускников вузов, которые готовят переводчиков, искусствоведов, историков. А также специалистов в области туризма.

В нашем очередном опросе горожане рассуждают, каким должен быть профессионал, который проводит экскурсии или возит группы отдыхать

Виктория Ботт:

- Для начала, наверное, гид-экскурсовод должен хорошо знать свою работу и четко все границы данной профессии. Немаловажным критерием хорошего экскурсовода является знание своей группы, имен каждого отдыхающего, их предпочтений на отдых. Также профессиональный гид должен уметь красиво рассказывать, чтобы заинтересовать отдыхающего приехать в этот город или страну снова. Ну и ответственность в этом деле так же важна, как и дисциплина прежде всего по отношению к самому себе.

Михаил Григорьев:

- Я считаю, что экскурсовод должен очень любить свою профессию . Иначе как ты будешь рассказывать о каком-то месте или факте, если полностью не погружен в это. Гид-экскурсовод должен быть увлеченным человеком, «заражать» своей энергией группу, заинтересовывать. Мне кажется, что это чаще молодые люди, хотя экскурсоводов с опытом, в возрасте также хватает, особенно в музеях, архивах и т.д.

Виктор Коробейников:

- Честно говоря, я гидов на дух не переношу, я люблю сам путешествовать, а слушать чьи-то бредни - увольте. Самые лучшие гиды, на мой взгляд, - это местные аборигены.

Ксения Витив:

- Я думаю, гид-экскурсовод должен быть суперкоммуникабельным и эрудированным человеком. Прочитать о местах экскурсии можно и в интернете, а вот узнать что-то действительно уникальное и интересное можно только с отличным экскурсоводом. Кроме того, не каждый может, казалось бы, к обычным вещам найти неожиданное описание и показать необычное в обыденном. Вот таким должен быть профессиональный гид-экскурсовод - он должен увлекать.

Ольга Зайченко:

Роман Бут:

По моему мнению, в первую очередь гид-экскурсовод должен правильно и понятно без коверкания речи излагать материал. Он должен быть вежливым с аудиторией и на поставленные вопросы отвечать четко и по существу. Также экскурсовод не должен отвечать «не знаю», «не помню», «затрудняюсь ответить на ваш вопрос». Если ты профессионал своего дела, нужно работу выполнять качественно.

Алена Нестерова:

- Гид должен быть в первую очередь доброжелательным. По возможности, отвечать на вопросы группы по ходу экскурсии. И конечно, обязан быть помощником для своей группы. Внимательность в этой работе важна особенно во время детских экскурсий, так как надо следить, чтобы группа не разбегалась и не терялась. Гид должен хорошо ориентироваться в пространстве, чтобы подсказывать, где и что можно найти в городе.

Мнение специалиста

Валентина Трошина, специалист экспозиционной и выставочной деятельности Амурского областного краеведческого музея, экскурсовод:

Экскурсовод должен владеть материалом, уметь работать с любой возрастной и социальной категорией людей, держать внимание. Экскурсоводы в нашем музее водят обзорные экскурсии и экскурсии по городу для официальных делегаций, проводят театрализованные мероприятия для детей, студентов, пенсионеров, иностранцев. Так что, я думаю, экскурсовод должен уметь быстро подстроиться под любые обстоятельства. И еще, на мой взгляд, для экскурсовода важно быть эмоциональным.

Портрет идеального гида-экскурсовода

  1. Хорошо знает предмет и место своей экскурсии
  2. Ориентируется на местности
  3. Эрудированный, с грамотной речью
  4. Коммуникабельный
  5. Эмоциональный, доброжелательный
  6. Умеющий заинтересовать аудиторию и найти подход к любому человеку

Экскурсовод - центральная фигура экскурсионного дела. В довоенный период работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий экскурсантов, в первую очередь педагогов. Иногда обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных областей без отрыва от своей основной деятельности. Лишь в некоторых крупных музеях были штатные экскурсоводы, однако число их было невелико. В ходе превращения экскурсии из формы отдыха в форму социально-культурной деятельности работа экскурсовода начала приобретать профессиональные черты.

Профессия экскурсовода представляет собой род трудовой деятельности, который требует от человека определенных знаний, умений и навыков, приобретаемых как путем общего или специального образования, так и в ходе повседневной практической деятельности людей. Кроме того, в представлении людей существует имидж экскурсовода, то есть совокупность внешних и внутренних характеристик, которые традиционно ассоциируется с представителями данной профессии. Таким образом, в сознании окружающих существует модель имиджа экскурсовода, составными элементами которой являются визуальный образ (одежда, макияж), аудиальный образ (голос, дикция), представление о внутренних качествах человека этой профессии (интеллигентность, эрудированность, доброжелательность).

Практически во всех работах по экскурсионному делу большое внимание уделяется личности экскурсовода. Теоретики экскурсоведения сходятся во мнении, что экскурсовод как личность должен обладать следующими качествами и иметь следующие характеристики.

Каждый экскурсовод должен обладать хорошо развитым воображением и уметь мыслить образами. К примеру, экскурсовод должен так описать ненаблюдаемый объект, чтобы экскурсанты начали его «видеть». Основой воображения экскурсовода являются знания, впечатления, ранее накопленный опыт. Они служат исходным материалом для создания достаточно четких мыслительных образов.

Характер проводимой экскурсии зависит от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении, в уровне жизненной активности. В зависимости от типа темперамента экскурсовода его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители. Так, для экскурсовода-сангвиника характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик тороплив в рассказе, при отсутствии должного контроля вспыльчив, неуравновешен, обидчив. Флегматик, наоборот, медлителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Наконец, меланхолик характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. Поэтому поведение экскурсовода, являясь проявлением общей культуры человека, должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Эмоции, возникающие у экскурсовода под воздействием внешних и внутренних факторов, его настроение, приподнятое или подавленное, не должны влиять на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью профессионального мастерства экскурсовода.

Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является его тенденциозность, или убежденность. Тенденциозность проявляется в четкой направленности его взглядов и действий, в стремлении довести свою точку зрения до экскурсантов и убедить их в ее правильности. Во время экскурсии экскурсовод направляет внимание группы на те стороны объектов, явлений и событий, которые должны быть отражены в их сознании, одним словом, помогает им увидеть то, что видит сам.

Экскурсия как процесс представляет собой восприятие экскурсантами изобразительного и звукового ряда. Таким образом, она не может существовать без устной речи, без рассказа экскурсовода. Как человек говорящий по отношению к аудитории может выступать в следующих ипостасях:

Информатор сообщает знания экскурсантам, рассказывает об объекте, событии, явлении, не показывая к этому своего отношения, не разъясняя причинно-следственных связей с другими событиями или явлениями;
комментатор сообщает об объектах, событиях, явлениях, дает им отдельные оценки и некоторые пояснения, указывает на причины, их вызвавшие;
собеседник в ходе общения учитывает реакцию экскурсантов на излагаемый материал, используя вопросно-ответную форму общения, прислушиваясь к их репликам, вводя дополнительный материал;
советчик разъясняет увиденное, дает рекомендации по наблюдению объектов, подводит экскурсантов к необходимым выводам, советует, как проводить послеэкскурсионную работу;
эмоциональный лидер вызывает определенные эмоции у экскурсантов, анализируя объекты и события, с ними связанные.

Речь экскурсовода рассчитана на понимание другими людьми, поэтому должна представлять собой изложение готовых, логично и грамотно сформулированных мыслей. Приоритетной формой изложения материала экскурсоводом является монолог. Монологическая речь по сравнению с диалогической более развернута по содержанию, сложна по структуре и имеет четкое грамматическое оформление.

Владение экскурсоводом искусством слова - важное условие успешного проведения экскурсии. Поэтому к содержательной речи экскурсовода предъявляются следующие требования: речь должна быть правильной, понятной, точной, выразительной, чистой, лаконичной.

Под правильностью речи понимается соблюдение говорящим правил произношения, постановки ударения, словоупотребления, формообразования, построения синтаксических конструкций, стилистики. Другими словами, правильная речь предполагает владение говорящим языковыми нормами русского языка. Стоит экскурсоводу хотя бы раз допустить ошибку, как слушатели переключают свое внимание с содержания экскурсии на погрешности в его речи.

Понятность речи предполагает доступное, доходчивое изложение. Непонятной делают речь многочисленные термины и иноязычные слова, поэтому их следует тщательно отбирать. При невозможности исключить подобные слова из речи, их необходимо пояснить. Экскурсовод не должен механически заучивать формулировки и трудные слова. Нужно привыкнуть к ним, понять их смысл и только после этого запомнить. Главное добиться, чтобы их употребление в речи стало естественным и необходимым. В тех случаях, когда не удается этого достичь, отдельные слова нужно заменить другими, более привычными для данного экскурсовода и более естественными для стиля его речи.

Точность изложения особенно важна при характеристике объекта и во многом определяет воздействие экскурсовода на аудиторию. В экскурсии недопустима отвлеченность, употребление стереотипов, общих слов, смысл которых давно стерся, которые семантически обесценились.

Под выразительностью понимают особенности речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей. Средством выразительности являются иносказания, перифразы, метафоры, эпитеты и т. п. Повышает выразительность речи своевременное употребление афоризмов, пословиц, поговорок.

Экскурсоводу необходимо учесть такую особенность речи на экскурсии, как ее лаконичность. Лаконичной и экономной делает речь устранение лишних слов, общих фраз, которые ведут к потере внимания аудитории. Сжатость придает речи силу. Кроме этого, следует помнить, что каждый экскурсионный объект имеет свой «язык». Он может сам о себе рассказать своим внешним видом, той информацией, которую экскурсанты имеют об этом объекте до начала экскурсии. Поэтому здесь экскурсовод не должен переусердствовать.

Работу над внешней стороной речи экскурсоводу следует начинать с овладения техникой речи. К техническим характеристикам речи относятся звучность, темп и ритм, высота голоса, дикция, наконец, интонация.

Звучность позволяет донести речь до всех экскурсантов. Она опирается на правильное дыхание, глубокое, частое и контролируемое. На одном глубоком вдохе можно произнести лишь часть фразы. Для выразительной речи требуется частое дыхание. Нельзя вдыхать только в конце фраз, делать это следует в соответствии со смыслом произносимого. Для этого необходим контроль дыхания во время всей речи. Существует целый комплекс упражнений для постановки дыхания и улучшения звучания голоса.

Темп и ритм речи. В понятие темпа входит быстрота речи в целом, а также длительность звучания отдельных слов. Как скорость протекания речи во времени различают быстрый (75 слов в минуту), средний (60 слов в минуту) и медленный (45 слов в минуту) темп. Скороговорка (80 и более слов в минуту) недопустима в любой аудитории, так как мешает усвоению материала, быстро утомляет слушателей, создает впечатление безразличия экскурсовода к теме экскурсии.

Основные положения экскурсионного рассказа излагаются значительно медленнее остального материала, который может сообщаться в более быстром темпе.

Ритм речи - это равномерное чередование, ускорение и замедление долготы и краткости, напряжения и ослабления.

Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содержанием экскурсионного рассказа и условиями движения группы. Они могут несколько раз меняться на протяжении экскурсии - ускоряться или замедляться. Наконец, темп и ритм речи должны быть такими, чтобы ее содержание воспринималось и усваивалось наиболее эффективно.

Высота голоса и его мелодический рисунок позволяют отличить вопрос от утверждения, окончательное и непреложное от обсуждаемого и сомнительного, убежденность от неуверенности, подчеркивают контраст. Грусть, нежные человеческие чувства, представления о величественном требуют повышения голоса. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса. Не рекомендуется начинать фразу громко, с высокого тона и понижать голос в конце, так как концовка определяет отношение к фразе в целом. Экскурсоводу следует избегать как монотонности, вялости, слишком низкого тона, так и излишней приподнятости, неоправданных эмоций, крикливости.

Дикция, как и голос, играет важную роль в создании имиджа экскурсовода. Под дикцией понимается степень отчетливости, ясности и членораздельности в произношении слов и в потоке речи. Профессия экскурсовода требует, чтобы его речь была отчетливой, ясной и членораздельной в высшей степени. Для этого нужно отработать произношение отдельных слов: слова иноязычного происхождения, имена и отчества должны звучать четко и быть разборчивыми и хорошо слышимыми для всей группы. Существует комплекс упражнений для совершенствования дикции.

Важную роль при оформлении внешней стороны речи играет интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, так как она, являясь выразительным средством, оказывается и одной из сильных форм речевого воздействия на аудиторию. Нужно исходить из того, что основой рассказа является не только мысль, но и чувство, которое придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к тому, о чем он рассказывает. Поэтому речевая интонация должна быть логически оправдана. Изменение интонации вызывается смысловым содержанием рассказа.

Не менее важно тщательно отработать на протяжении всего рассказа по теме экскурсии фразовые и логические ударения. В каждой фразе, представляющей собой смысловой отрезок рассказа, обычно выделяют одно или несколько слов, наиболее важных по своему смыслу.

Отметим, что экскурсовод относится к профессиям типа «человек-человек». Именно у представителей этих сфер их внешний облик является непосредственным компонентом, участвующим в их трудовой деятельности. Экскурсовод раскрывает перед людьми информацию, которая наглядно представлена в объектах и экспонатах, поэтому его собственный внешний вид не должен мешать этому процессу и отвлекать экскурсантов от него.

Для работников сферы услуг, к которой относится профессия-экскурсовод, дизайнеры костюма рекомендуют классический и деловой стили, стиль Шанель, некоторые вариации спортивного стиля. Поскольку экскурсовод должен быть интеллигентным, располагающим к себе, открывающим что-либо экскурсантам, но не поучающим в отличие от учителя, то это редкий образ специалиста, которому на рабочем месте позволительно носить платье, даже приталенное, так называемого Х-образного силуэта (естественно речь идет об экскурсоводе-женщине). При этом уместна современная стрижка.

Таким образом, внешний вид экскурсовода по сравнению с представителями других профессий допускает умеренную свободу и раскованность, однако в то же время он предполагает скромность в одежде и прическе, чувство меры в косметике.

Положительный визуальный образ экскурсовода способствует установлению контакта с группой. Кроме этого, большое влияние на установление контактов с аудиторией оказывают приветливость, доброжелательность, непринужденность экскурсовода. Такой контакт начинает устанавливаться в те короткие минуты, когда экскурсовод произносит вступление к экскурсии и ее теме. Затем необходимые связи с аудиторией поддерживаются и укрепляются в течение всей экскурсии. Хорошо, если благоприятный психологический климат, создавшийся в первые минуты экскурсии, сохранится до ее завершения.

Экскурсовод во время экскурсии должен уделять постоянное внимание всей группе. Некорректно, когда в своем рассказе экскурсовод обращается к одному-двум экскурсантам, почему-то выделив именно их в группе, проверяя таким образом доходчивость излагаемого материала по их реакции на увиденное и услышанное в ходе экскурсии. Проводя экскурсию, экскурсовод должен умело руководить всей группой.

Иногда перед экскурсоводом встает задача - снять напряжение и раздражение экскурсантов. В такой момент уместна шутка, которая помогает настроить аудиторию на соответствующий лад. Однако следует помнить, что юмор должен быть тактичным и ненавязчивым. Стремление во что бы то ни стало развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к проведению экскурсии, а это приводит к утрате контроля над группой.

Не менее важная задача экскурсовода - добиться заинтересованного отношения группы к теме экскурсии, постоянно активизируя их внимание. Для активизации внимания группы экскурсовод должен умело и своевременно применить такие методические приемы, как прием заданий, прием вопросов, прием новизны, наконец, прием взаимодействия интересов.

Чтобы привлечь и удержать внимание экскурсантов, экскурсоводу следует знать социально-психологические особенности людей.

Информация, которую несет экскурсия, привлечет внимание экскурсантов, если она совпадает с их интересами и потребностями или обладает способностью пробудить в них новую потребность. Экскурсоводу нужно учитывать механизм взаимодействия людей в массе, который в психологии называется «психологической заразительностью». Если экскурсовода волнует то, о чем он говорит, если он сам воодушевлен этим, то экскурсанты воспринимают целеустремленность экскурсовода как свою собственную.

Эффективное восприятие содержания экскурсии возможно лишь при соблюдении строгой дисциплины всеми членами группы. В случае необходимости экскурсовод тактично должен сделать замечание по поводу разговоров, шума, смеха. При этом нужно одинаково избегать как высокомерия, так и заискивания перед людьми.

В речи экскурсовода недопустим и фамильярный, и нерешительный тон. Нельзя также подчеркивать зависимость во время экскурсии.

Итак, для квалифицированного экскурсовода необходимо не только владеть суммой знаний, умений и навыков по подготовке и проведению экскурсии, но и правильно и красиво говорить, быть тонким психологом и наблюдателем, умелым организатором и руководителем, наконец, следить за своим внешним видом.

– Гоша, расскажи, чем ты занимаешься?

– Я – экскурсовод по Москве и по Кавказу. Вожу частные экскурсии. Работаю не в экскурсионных бюро, а сам на себя. Меня находят через Интернет, соцсети, сарафанное радио. Обычно работаю с небольшими группами людей: с семьями и индивидуальными клиентами.

– Как ты стал экскурсоводом?

– После школы я устроился на лето в экскурсионное бюро продавать билеты, но директор турфирмы сначала предложила мне покататься по экскурсиям, посмотреть на все изнутри, а потом сказала: «Может, сам хочешь попробовать?».

Я попробовал и работаю в этой сфере уже почти 13 лет. Я из Кисловодска, сначала водил экскурсии по Кавказу, а семь лет назад переехал в Москву, изучил город и теперь работаю здесь. В Москве я окончил школу экскурсоводов. Ведь образования такого нет, его в вузах не дают. Нужно оканчивать курсы.

Формально на территории Москвы и Московской области экскурсии может проводить только тот, у кого есть аккредитация. И вот эту аккредитацию, лицензию, ты и должен получить на курсах.

Обучение длится примерно полгода, там рассказывают о методике проведения и составления экскурсий, об азах, с чего нужно начинать. А в качестве выпускного экзамена ты сдаешь обзорную экскурсию по Москве. Но вообще, если честно, чтобы водить экскурсии, нужно просто хорошо знать город и его историю.

Сейчас я сам выбираю, какие экскурсии мне интересно водить, а какие – не очень. Но поначалу брался за все подряд. И новичкам советую тоже не отказываться ни от какой работы. Это опыт и деньги. Насчет денег, кстати: начинающие экскурсоводы зарабатывают маловато. Но над этим нужно работать.

Я с каждым годом зарабатываю все больше, и, наверное, я самый дорогой экскурсовод в Москве. При этом мои экскурсии востребованы. Людям ведь важно качество экскурсий, а цена уже вторична. А по-настоящему качественных услуг на этом рынке пока маловато.

– Минусы – нестабильный уровень дохода. Особенно зимние месяцы, как правило, самые тяжелые в этом плане. На январские праздники работы больше, чем когда бы то ни было, но они довольно короткие, а зима в Москве длинная и холодная: многие не хотят гулять пешком. Но в целом у меня число заказов с каждым годом растет.

Другой минус, наверное, в том, что нужно постоянно развиваться, читать, изучать новые маршруты. На дворе XXI век, надо быть в тренде: я лично снимаю видео о Москве, у меня свой канал на YouTube. И нужно постоянно увеличивать количество проводимых маршрутов. Но в этом же и плюсы. Мне интересно читать, смотреть обучающие фильмы, слушать радиопередачи.

Нравится придумывать новые маршруты, авторские. Например, у меня есть экскурсии по современной архитектуре Москвы. Они не очень востребованы, ими мало кто интересуется, и обычно я сам предлагаю их туристам: мне интересно их водить, а значит, туристам будет интересно их слушать.

Еще большой плюс – гибкий график. Я сам планирую свое время. Но чтобы быть хорошим экскурсоводом, желательно не работать параллельно на другой работе. Совмещать сложно. В общем, чтобы добиться результатов, нужно целиком себя посвятить этой профессии, как и в любой сфере.

Екатерина Кокарева и Татьяна Кунина, бортовые гиды на датском языке

– Расскажите, чем вы занимаетесь?

– Екатерина: Мы с Таней работаем бортовыми гидами, ведем экскурсии на датском языке на маршруте Санкт-Петербург – Москва.

Татьяна: В наши обязанности входят все технические детали круиза: связь с водителями автобусов в городах, билеты, рестораны. Раздаем карты, следим за группой. Но у нас также есть и творческая функция: общаемся с туристами, рассказываем истории из личной жизни, делимся своими взглядами на жизнь.

Екатерина Кокарева

Екатерина: Каждая группа туристов от нашей датской фирмы приезжает в Россию с турлидером. Этот человек, как правило, либо профессор-славист, либо журналист, хорошо знающий нашу страну, культуру и историю.

Он ведет основную часть экскурсии, но часто обращается к ассистентам, то есть к нам, за дополнительной информацией, из первых уст. Поскольку мы живем в этой стране, наша точка зрения «изнутри» дает совершенно другой взгляд на вещи. Взгляд, который датчанам совершенно незнаком, ведь он просто не может просочиться сквозь тонны пропаганды, которая сейчас во всех СМИ.

Также бортовой гид отвечает за развлекательные мероприятия на корабле. И еще мы проводим уроки русского языка для своей группы. Это довольно забавно, здесь мы можем по полной проявить инициативу и фантазию. Обычно датчане ходят на уроки русского с большим энтузиазмом.

Еще, помимо работы в датской турфирме, мы с Таней проводим экскурсию под названием «Изнанка Петербурга», на которой показываем датским туристам настоящую коммунальную квартиру, рынок, рюмочную, метро.

Также в этом году я получила лицензию гида в музее Фаберже. Проходила у них обучение на русском, а потом сама переводила всю экскурсию на датский.

Таня Кунина

– Как вы стали экскурсоводами?

– Екатерина: Мы учились на 2-м курсе. К нашей заведующей кафедрой скандинавистики обратилась девушка из датской турфирмы с предложением летней работы для студентов с датским языком. Вакансией заинтересовались только Таня и я.

Собеседование наше прошло довольно быстро, нас попросили поговорить немного по-датски, чтобы удостовериться, что мы действительно владеем этим языком, потом вкратце объяснили обязанности, условия, и на этом, в общем-то, все. Это было зимой, а летом мы уже отправились в свой первый круиз.

В этом году я отработала свою четвертую навигацию, у меня было больше 10 круизов. По сути, это работа для студентов, и, думаю, в следующем году возьму всего один круиз. Это замечательная работа, но нужно двигаться дальше и уступать место будущему поколению. Сейчас я как раз занимаюсь обучением новых бортовых гидов с датским языком, каждый год набираем новых.

Татьяна: В июне 2014 года я вернулась с 5-месячной учебы в Дании, а в июле мы отправились в первый круиз. Он был, несомненно, самым сложным: о предварительном обучении речи и не шло, поэтому мы ориентировались по ситуации.

Тогда казалось, что работа очень тяжелая, но сейчас, когда появился опыт, уже гораздо легче.

– Какие есть плюсы и минусы в профессии экскурсовода?

– Екатерина: Мне нравится узнавать много нового обо всем вокруг, постоянно совершенствоваться и делиться знаниями с другими людьми. Немаловажно для меня и видеть результат своей работы воочию: я получаю фидбэк от туристов, и, как правило, он положительный.

Европейцам, не только датчанам, русские представляются дикими, неотесанными алкоголиками, молящимися на Путина. Поэтому мне особенно важно сделать все, что в моих силах, чтобы искоренить такие стереотипы о моей родине. Как же я радуюсь, когда после недели пребывания в России и наших бесед датчане искренне восклицают: «Кто же знал, что наши СМИ так все коверкают! У вас замечательная страна, прекрасные люди, вы такие же, как и мы!».

Татьяна: К плюсам я бы добавила практику датского языка и общение с иностранцами. Как заметила Катя, люди приезжают с немыслимыми стереотипами, и мы можем сформировать у иностранцев более-менее правдивую, а отчасти и позитивную картину происходящего в России.

Ну и еще мы бесплатно путешествуем, посещаем новые места. В этом году я впервые была в круизе из Москвы в Ростов-на-Дону, в течение которого мы посетили 8 новых для меня городов.

К минусам можно отнести оплату, она в большинстве случаев низкая. Очень много стресса. Иногда возникают «косяки» по собственной вине гида, а очень часто – абсолютно от него не зависящие. Но виноват всегда гид.

На мой взгляд, эта работа – для студентов, и по оплате, и по уровню развития. В какой-то момент развиваться перестаешь, используешь только базовые знания. Кроме того, как ни крути, в таком статусе гиды – обслуживающий персонал.

Беседовала Ирина Дубовко.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 9 минут

А А

Профессии, известной сегодня как «гид-экскурсовод», до конца шестидесятых, можно сказать, практически не было. Обычно за эту работу брались добровольцы — причем, чаще всего, абсолютно бесплатно. Заботы по проведению экскурсий возлагались на сотрудников музеев и ВУЗов. Что касается штатных экскурсоводов — их были единицы.

Развитие экскурсионного направления в туризме в СССР стартовало лишь после 1969-го года. И сегодня данная профессия считается модной, прибыльной и престижной.

Особенности работы гида-экскурсовода – где и как работает экскурсовод?

Так все-таки гид или экскурсовод? Как правильно? И есть ли разница?

Разница однозначно есть.

Первый, помимо прямых обязанностей, сопровождает гостей в турах, а также в походах или даже круизах, обеспечивает их безопасность и решает их бытовые проблемы. А второй только лишь водит экскурсии (как правило, одни и те же) по конкретному маршруту или же выбранному туристами (программой) объекту, рассказывая гостям об истории объекта или местности.

Где работают гиды-экскурсоводы?

Чаще всего, местом работы экскурсовода становится туристическая компания (а также музеи и проч.). Но, при достижении определенного уровня опыта и мастерства, нередко экскурсоводы уходят «в свободное плавание», предпочитая работать на себя.

Чем занимается экскурсовод?

Среди обязанностей экскурсовода можно отметить следующие:

  • Сопровождение туристов и их информирование об истории тех или иных достопримечательностей.
  • Поиск и тщательное изучение истории.
  • Разработка уникальных (и не очень – у кого как получится) экскурсионных программ.
  • Координация действий туристов при ЧС.
  • Проведение инструктажа по технике безопасности.
  • Оказание первой помощи при необходимости.
  • Выполнение функций переводчика.
  • Заполнение экскурсионных документов.
  • Проверка документов у участников, организация их отъезда и контроль над ними до конца экскурсии.


Необходимые навыки, личные и деловые качества для работы гидом-экскурсоводом

Среди основных требований, которые выдвигаются к соискателю данной профессии:

  1. Высшее гуманитарное образование.
  2. Знание одного (минимум английского), а лучше 2-3 иностранных языков.
  3. Грамотная речь.
  4. Внутреннее обаяние и артистизм.
  5. Коммуникабельность, умение ладить с людьми и быстро находить контакт.
  6. Способность грамотно, четко и интересно рассказывать людям о тех или иных фактах истории.
  7. В большинстве случаев (в солидных компаниях) – наличие аккредитации.
  8. Знание музейного/экскурсионного дела и краеведения, русского языка и литературы, истории и этнографии, культурологии.
  9. Знание конкретного экскурсионного направления, в соответствии с выбранным (история, оружие, краеведение и проч.).

Личные качества и таланты, без которых невозможно успешно овладеть профессией:

  • Актерские способности.
  • Хорошая память.
  • Любовь к истории, краеведению.
  • Талант быстро находить нужные слова и мгновенно находить решение в самых щекотливых ситуациях.
  • Способность концентрировать внимание людей, увлекать их интересной информацией и полностью захватывать внимание.
  • Желание самосовершенствоваться.
  • Любовь к своей работе.
  • Речевая выносливость.
  • Толерантность, способность общаться с самыми разными туристами и группами туристов, включая тех, которых в обычной жизни вы обходите за километр.
  • Высокая языковая грамотность и культурологическая эрудиция.
  • Талант психолога и педагога.
  • Способность обходиться без переводчика (высокий уровень иностранного разговорного языка).
  • Высокая работоспособность и физическая выносливость.
  • Чувство юмора (без него в работе не обойтись).

Кому подходит эта работа?

Наиболее данная профессия подойдет молодым, выносливым и привлекательным юношам и девушкам с высоким уровнем интеллекта и идеальным знанием английского языка, с лидерскими качествами, собранным и ответственным, чрезвычайно энергичным и активным по жизни, влюбленным в край, где они водят экскурсии.

Профессия гид-экскурсовод – плюсы и минусы работы

Из преимуществ профессии, которых немало, можно особо выделить…

  1. Отсутствие рутинности в своей работе. Если у экскурсовода экскурсии из года в год остаются одними и теми же, то гид волен самостоятельно планировать маршруты и сами экскурсии, а также вносить изменения.
  2. Постоянное общение и знакомство с новыми людьми.
  3. Постоянная языковая практика при общении с иностранными гостями.
  4. Достойная зарплата.
  5. Нескучная работа, на которую действительно можно ходить с удовольствием.
  6. Возможность путешествовать и работать на свежем воздухе.
  7. Перспективы для развития своего дела в туризме.
  8. Свободный график (если, конечно, вы не штатный работник при музее, например).
  9. Стабильность заработка при работе в городах, привлекательных для туристов.

Недостатки профессии:

  • Постоянная работа на ногах.
  • Необходимость работать при любой погоде.
  • Приемы пищи «на лету» (часто вместо обеда приходится решать различные вопросы организационного характера или даже искать своих заплутавших гостей).
  • . Экскурсовод отвечает за своих туристов.
  • Необходимость улыбаться даже тем, кому бы вы ни за что в обычной жизни не улыбнулись.
  • Снижение прибыли в осенний и зимний сезоны (не везде).
  • Крайне серьезная конкуренция.

Обучение профессии экскурсовод – курсы, учебные заведения, самостоятельное обучение

Конечно, можно попытаться стать гидом-экскурсоводом самостоятельно при обычном среднем образовании, окончив какие-нибудь курсы — или просто прослушав несколько лекций в местном музее. Но это возможно лишь в небольших городках или селах, где поток туристов низкий, и над качеством работы экскурсовода никто особо не задумывается.

Если же вы настроены на данную профессию серьезно, и собираетесь на ней хорошо и стабильно зарабатывать, то к делу следует подойти со всей ответственностью.

  1. ВУЗ. Без высшего гуманитарного образования не обойтись (прим. – история, филология, культуроведение и проч.). Специализированных факультетов в современных ВУЗах сегодня достаточно. Естественно, параллельно следует изучать иностранные языки. Английским вы обязаны владеть в совершенстве на самом высоком культурном уровне. Не будет лишним также немецкий, французский и китайский.
  2. Курсы. Лекции и тренинги проходят при ВУЗах и музеях. После окончания курсов участники получают соответствующие документы. Курсы подойдут тем, у кого уже есть соответствующий диплом.
  3. Повышение квалификации (без этого не обойтись, если вы хотите двигаться вперед, а не стоять на месте до самой старости).
  4. Экзамен на профпригодность и получение лицензии.

Куда пойти учиться?

  • Университет управления и экономики в СПБ.
  • Международная академия туризма в Москве.
  • РГГУ.
  • Институт международного туризма в Иркутске.
  • Университет туризма и курортного дела в Сочи.
  • Центр обучения гидов и экскурсоводов.
  • Ассоциация гидов-переводчиков и экскурсоводов.

Особенности карьеры и зарплаты экскурсовода – много ли получает гид-экскурсовод

Только лишь Петербург за 2016-й год посетило более 7 млн гостей. Поэтому вопрос о востребованности профессии в крупных городах даже не стоит: гиды-экскурсоводы нужны везде, где есть туристы.

Средний заработок будет зависеть от региона и места работы. Средняя зарплата по стране – около 35000 р. В Москве и Петербурге в сезон можно заработать до 80000 р и больше.

Самыми прибыльными регионами для экскурсоводов являются:

  • Московская область и Москва.
  • Петербург и Ленинградская область.
  • Краснодарский край.

Что касается уровня зарплаты, наиболее высокой на сегодняшний день она остается в Москве, после которой идет Кемеровская область, потом республика Татарстан и Петербург.

Стоит отметить, что при работе на турфирму зарплата экскурсовода составляет, в среднем, около 2000 рублей в день в сезон, плюс чаевые. При работе на себя такой сотрудник, естественно, получает всю прибыль себе.

Возможен ли карьерный рост?

Безусловно, да — как и в любой профессии.

И высшей точкой карьеры является не просто работа на себя, а открытие собственного экскурсионного бюро или иного бизнеса в данной сфере рынка.


гидом-экскурсоводом с нуля?

Путь к успеху для будущего гида-экскурсовода выглядит следующим образом:

  1. Получение соответствующего образования и изучение иностранного языка (языков).
  2. Прохождение курсов (средняя стоимость качественных программ обучения – около 50000 р.) – 2-4 месяца.
  3. Стажировка и сдача экзамена в музее.
  4. Получение аккредитации, без которой вы не сможете устроиться на действительно хорошую работу и проводить экскурсии (штраф – до 25000 для частных лиц).
  5. Устройство в туристическую компанию, в музей, отель и проч.

Аккредитация – как получить, и что это такое?

Аккредитацией называют специальное разрешение государственного образца, которое дает право на проведение экскурсий для иностранных гостей.

Данные разрешения введены для повышения качества обслуживания прибывающих к нам туристов.

Всего известно 3 уровня аккредитации:

  • 3-категория – стажер (срок разрешения – 1 год). Требования: диплом из ВУЗа, свидетельство об оконченных курсах (или факультета) на гида или экскурсовода, документ о прослушивании лекций о проведении экскурсий в музее и (необязательно, но будет плюсом) опыт ведения экскурсий в трудовой книжке.
  • 2-я категория – для специалистов с опытом от 2-х лет. Срок разрешения – на 3 года.
  • 1-я категория – для специалистов с опытом от 7-ми лет. Аккредитация бессрочная и не требующая продления.

Получить лицензию можно только после обучения, и какое место для этого выбрать — каждый будущий гид решает сам.

Аккредитации для работы в Москве и Петербурге (например) – различные, и единой аттестации гидов в стране нет.

Например, в СПб такую аккредитацию вы сможете получить в городском туристско-информационном бюро, а в столице – в Ассоциации гидов-переводчиков и экскурсоводов.

Важно:

Найти работу при наличии аккредитации несложно, если у вас есть собственные интересные маршруты. Достаточно приехать лично или отправить туда, куда вам хотелось бы устроиться.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения