Проблема жанра руси жить хорошо. Нравственные проблемы в поэме некрасова кому на руси жить хорошо. Кто главный герой поэмы

Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает

«Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».

Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.

В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».

Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни.

Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.

Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.

Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.

У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.

Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.

Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.

В центре поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – изображение жизни пореформенной России. Некрасов работал над поэмой в течение 20 лет, собирая материал для нее “по словечку”. Она необычайно широко охватывает народную жизнь тогдашней России. Некрасов стремился изобразить в поэме представителей всех социальных слоев – от крестьянина-бедняка до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена. Этому помешала смерть автора. Главный вопрос произведения ясно поставлен уже в названии поэмы – кому на Руси жить хорошо? Этот вопрос о счастье, благополучии, о человеческой доле, судьбе. Мысль о тягостной доле крестьянина, о крестьянском разорении проходит через всю поэму. Положение крестьянства отчетливо иллюстрируется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоикатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Задавшись вопросом найти счастливого, благополучного на Руси человека, крестьяне-правдоискатели отправляются впуть. Им встречаются разные люди. Самые запоминающиеся, самобытные личности – крестьянка Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Ермил Гирин, Агап Петров, Яким Нагой. Несмотря на преследовавшие их беды, они сохраняли душевное благородство, человечность, способность к добру и самопожертвованию. Произведение Некрасова полно картин народного горя. Очень волнует поэта судьба женщины-крестьянки. Ее доля показывается Некрасовым в судьбе Матрены Тимофеевны Корчагиной:

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива: волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо…

Многое приходится пережить Матрене Тимофеевне: и непосильный труд, и голод, и унижение родни мужа, и смерть первенца… Понятно, что все эти испытания изменили Матрену Тимофеевну. Она говорит и себе так: “Я потупленную голову, Сердце гневное ношу…”, а женскую судьбу сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного. Горьким выводом завершает она свои раздумья: “Не дело Вы затеяли – средь баб счастливую искать!” Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными душевными качествами русской женщины, ее волей, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленной тяжелейшими условиями жизни.

Особое место в поэме отведено и образу крестьянина Савелия, “богатыря святорусского”, “богатыря сермяжного”, который олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа, побуждение в нем бунтарского духа. В эпизоде бунта, когда годами сдерживавшие ненависть крестьяне во главе с Савелием сталкивают в яму помещичьего управляющего Фогеля, с замечательной наглядностью показана не только сила народного гнева, но и долготерпение народа, неорганизованность его протеста. Савелий наделен чертами легендарных героев русских былин – богатырей. О Савелии Матрена Тимофеевна говорит странникам: “Счастливец тоже был”. Счастье Савелия – в вольнолюбии, в понимании необходимости активной борьбы народа, который только путем активного сопротивления и действия может добиться “вольготной”, счастливой жизни.

Исходя из нравственных идеалов народа, опираясь на опыт освободительной борьбы, поэт создает образы “новых людей” – выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье бедняков. Таков Ермил Гирин. Почет и любовь заслужил он строгой правдою, умом и добротой. Но судьба Ермила не всегда была благосклонна и добра к нему. Он попал в острог, когда бунтовала “Испуганной губернии, уезда Терпигорева, уезда Недыханьева деревня Столбняки”. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Но Гирин, будучи защитником крестьян, не призывает их к смирению, за что и наказывается.

В своем произведении автор показывает не только волевых и сильных крестьян, но и тех, чьи сердца не устояли против растлевающего влияния рабства. В главе “Последыш” мы видим лакея Ипата, который и слышать не хочет о воле. Он вспоминает о своем “князюшке”, а себя называет “рабом последним”. Некрасов дает Ипату меткую и злую оценку: “холуй чувствительный”. Такого же раба мы видим и в образе Якова верного, холопа примерного:

Только и было у Якова радости

Барина холить, беречь, ублажать…

Всю жизнь он прощал барину обиды, издевательства, но когда господин Поливанов сдал в солдаты племянника своего верного слуги, позарившись на его невесту, Яков не выдержал и отомстил барину собственной смертью.

Оказывается, даже нравственно изуродованные рабы, доведенные до крайности, способны протестовать. Вся поэма проникнута ощущением неизбежной и скорой гибели строя, основанного на рабской покорности.

Особенно ясно приближение этой гибели чувствуется в последней части поэмы – “Пир на весь мир”. Надежды автора связываются с образом интеллигента из народа Григория Добросклонова. Некрасов не успел завершить эту часть, но все же образ Григория получился целостным и сильным. Гриша – типичный разночинец, сын батрачки и полунищего дьячка. Он выбирает путь сознательной революционной борьбы, который кажется ему единственно возможным для того, чтобы народ обрел свободу и счастье. Счастье Гриши – в борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб “каждому крестьянину жилось вольготно весело на всей святой Руси”. В образе Григория Добросклонова Некрасов представил читателям типические черты характера передового человека своего времени.

В своей поэме-эпопее Некрасов ставит важнейшие этические проблемы: о смысле жизни, о совести, о правде, о долге, о счастье. Одна из таких проблем непосредственно вытекает из вопроса, сформулированного в заглавии поэмы. Что значит “жить хорошо”? В чем заключается подлинное счастье?

Герои поэмы понимают счастье по-разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье – это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть. По дороге, ведущей к богатству, карьере, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”. Но такое счастье поэт презирает. Не привлекает оно и героев-правдоискателей. Им видится иной путь, иное счастье. Счастливая жизнь народа для поэта неотделима от мысли о свободном труде. Счастлив человек тогда, когда он не скован рабством.

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — завершающее произведение творчества поэта. Поэт отражает темы народного счастья и горя, рассказывает о человеческих ценностях.

Счастье для героев поэмы

Главные герои произведения – семь мужиков, которые отправляются на поиски счастья в России-матушке. О счастье герои рассуждают в спорах.

Первым на пути странников встречается священник. Для него счастье – это спокойствие, честь и богатство. Но ни того, ни другого, ни третьего у него нет. Он убеждает героев также, что счастье отдельно от остального общества совершенно невозможно.

Помещик видит счастье в обладании властью над крестьянами. Крестьянам же важен урожай, здоровье и сытость. Солдатам мечтается о возможности выживать в сложных сражениях. Старушка счастье находит в знатном урожае репы.Для Матрены Тимофеевны счастье в достоинстве человека, благородстве и непокорности.

Ермил Гирин

Ермил Гирин видит свое счастье в помощи народу. Ермила Гирина уважали и ценили мужики за его честность и справедливость. Но единожды в жизни оступился и согрешил – отгородил своего племянника от рекрутчины и отправил другого парня. Свершив такой поступок, Ермил едва не повесился от мучений совести. Но ошибка была исправлена, и Ермил выступил на стороне бунтующих крестьян, и за это его посадили в острог.

Понимание Счастья. Гриша Добросклонов

Постепенно поиски счастливца на Руси перерастают в осознание понятия Счастье. Счастье народное представляет образ Гриши Добросклонова – заступника народного. Будучи еще ребенком, он поставил перед собой цель бороться за счастье простого крестьянина, за благо народное. Именно в достижении этой цели – счастье для молодого человека. Для самого автора близко именно такое понимание проблемы счастья на Руси.

Счастье в восприятии автора

Главное для Некрасова – способствовать счастью окружающих людей. Сам по себе счастлив человек быть не сможет. Для народа счастье станет доступным только тогда, когда крестьянство обретен свою собственную гражданскую позицию, когда научится бороться за свое будущее.


Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Поэма Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - это произведение, в котором воплощаются исконные, "вечные" черты русского национального характера, затрагиваются остросоциальные проблемы, возникшие в России [до] после отмены крепостного права. Поэт не случайно обращается к данной теме, его очень беспокоит судьба страны.

Проблема счастья является магистральной в поэме. Автора крайне волнует следующий философский вопрос: "Народ свободен, но счастлив ли народ?" Герои произведения, семеро мужиков, пытаются найти ответ: "Кому живётся весело, вольготно на Руси?" Чтобы понять, кто действительно счастлив, следует обратиться к критериям счастья, которые заявлены почти в самом начале в главе "Поп" : "Покой, богатство, честь". Однако анализируя поэму, можно пополнить их список и утвердить главную мысль о том, что подлинное счастье заключается в служении народу. Эта идея воплощается в образе Григория Добросклонова.

Так, проблема критериев благополучия решается в эпизоде встречи мужиков с попом. Однако мнение Луки, которое заключается в том, что самый счастливый человек - это богослужитель, опровергается, так как у попа нет ни покоя, ни чести, ни богатства.

Священник утверждает, что раньше была прибыль от помещиков, но теперь он может жить только на средства бедных крестьян. Также нет ему и почёта. Вместе с тем герой не может жить в спокойствии, так как "приход" у попов "большой" : "болящий, умирающий, рождающийся в мир". [Важно сказать, что ]Герою тяжело видеть страдания народа, он не может быть счастливым когда вокруг несчастливы другие люди.

Кроме того, [с точки зрения идейного содержания] персонажи предполагали, что счастлив ещё и помещик, однако обращаясь к его образу, можно отметить, что ему не хватает почёта. Реформа 1861 года усложнила жизнь Оболт-Оболдуеву. Теперь он не имеет власти над крестьянами, которые являлись основной составляющей его благополучия и средством барского произвола («Кого хочу - помилую, кого хочу – казню»). Из всего этого следует, что помещик несчастлив, так как ему некем управлять, приходится делать всё самому, тогда как он даже не может отличить «ржаного колоса» от «ячменного».

Вместе с тем странникам интересно найти счастливого человека и из простого народа. На сельской ярмарке они предлагают еды и водки тем, кто по-настоящему счастлив. Однако таких людей не нашлось. Ни один человек не подходит под критерия, предусмотренные мужиками раннее: либо их счастье скоропреходящее, либо по принципу «могло быть и хуже». Так, старуха считает себя счастливой из-за хорошего урожая репы, на что странники ей говорят: «Ты дома выпей, старая, той репой закуси!» Также и охотник, который рад, что его товарищей задрали медведи, а ему только свернули скулу. Всё это, напротив, подтверждает плохую жизнь русского народа, для которых всякая удача или бытовая мелочность уже является счастьем.

Помимо всего прочего, герои узнают о Ермиле Гирине, который славится уважением среди крестьян. Он представляет тип «народного заступника», в следствие чего поначалу его относят к числу счастливых. Однако, после персонажи узнают о том, что Ермила сидит в остроге, что рушит представления о нём как о счастливце.

Между тем, мужики встречают женщину, Матрёну Тимофеевну Корчагину, которую также сам народ считает счастливой. Героине присущи и «почёт», и «богатство», и «честь»:

Не баба! Доброумнее

И глаже - бабы нет.

Однако сама же Матрёна Тимофеевна признаёт в своей жизни только одно мгновение счастья, когда будущий муж уговаривал её выйти за него замуж:

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице...

А больше вряд когда!

Из этого следует, что радость женщины связана с предчувствием любви, ведь после замужества её жизнь превращается в бесконечные упрёки свекрови и свёкра, тяжёлую работу. Она, как и все остальные крепостные женщины, терпит унижения и пренебрежительное отношение семьи мужа, что считается типичным среди крестьян, а также героиня сталкивается со многими трудностями жизни. Не случайно Матрёна подводит всему своему рассказу итог, который носит обобщающий характер:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Таким образом, оказывается, что уважения, достатка и покоя не достаточно для того, чтобы быть счастливым.

Тогда рассмотрим ещё одного персонажа, относящегося к типу подлинного счастливого человека, Григория Добросклонова. Герой представляет народные интересы, в своей песне он поднимает тему будущего России:

Рать подымается –

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Персонаж представляет духовную линию счастья, суть которой совершенно отличается от представлений мужиков. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, ощущая в себе «необъятные силы».Герой выбирает путь служения народу. Его дорога будет нелегка, однако это и составляет счастье для души «народного заступника», которое заключается не в собственном благополучие, а в единении со всем народом. С точки зрения композиции и идейного содержания, именно эта мысль является ключевой в произведении.

Таким образом, в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» нет чёткого ответа на вопрос, кто же является в стране счастливым, однако автор показывает[, ] как от земных представлений о счастье мужики движутся к пониманию того, что счастье - духовная категория и для его обретения необходимы перемены не только в общественном, но и в душевном строе каждого крестьянина.

Проблема счастья, действительно, заявлена в поэме. Но там ведь его ещё и расширяют, спрашивая про веселье и про волю. Да, это важные части счастья.

Всем героям трудно в поэме. Особенно тяжело с волей. Например, священник (в достатке он и в уважении), но вот в дальней деревне кто-то умирает – нужно ехать туда по бездорожью. Какая тут воля?

И у женщины, даже если она и радуется за всех своих детей, то постоянно одно дело – второе. Одному ребенку нужно еды, другому – новые лапти. В общем, нет покоя женщине.

Понятно, что поэт подсказывает, что счастье не в привычном покое и воле, а в спокойствии, что ты делаешь верное и хорошее дело, ради которого даже готов отдать свою свободу. Не быть эгоистом… Работать на благо народа, того самого народного счастья.

Вот только, что это? До отмены крепостного права всё говорили, что в нём и проблема. Призывали отменить рабство. И вот, что получилось после отмены! Все несчастны: и мужики, и господа.

Наверное, несчастье в принуждении. Вот если бы мужики служили господам только потому, что они их любят и уважают, хотят помочь, а не потому, что у них паспорта нету. И господа должны заботиться о своих подчиненных искренне и с любовью. Вот тогда гармония будет! Но это, наверное, учителя и священники могли бы только объяснить всем.

А «счастливый» герой – революционер, чего он добьется в итоге? Мы проходили по истории. И про революцию, и про гражданскую войну… Сколько несчастий было! Где же то счастье народное? Опять не в том.

И ещё счастливы в поэме, по-моему, сами ходоки. Они, понятно, так не считают. У них, вообще, счастье ассоциируется с достатком. А сами-то погорельцы и босяки из деревень с «говорящими» названиями. И тут у них появилась цель! И ещё появилась волшебная скатерть от птицы. Никакого быта – не готовить, не стирать… И они знакомятся с разными людьми, видят разные пейзажи. И они сами между собой подружились, хотя сначала готовы были подраться! Это тоже счастье, хотя они этого и не поняли ещё. А вот вернуться в свои бедные деревни, будут всем рассказывать, будут вспоминать это большое приключение… И поймут, как были счастливы!

Мне бы тоже было интересно пройтись по России с друзьями, провести такой «соцопрос». И не заботиться о быте, а искать правды всем на благо. Класс!

Кстати, счастье такое сложное понятие. Вот мы по нему сочинение писали. И у каждого всё-таки своё счастье. А тут речь о целом народном счастье. Очень сложно всё собрать. Там для мужика – одно счастье (урожай), а для священника – другое (приход). А если счастье одного и другого противоречит? Мужику – свободы побольше, а барину – слуг побольше. И как это соединить всё?

Поиск счастья, я считаю, это тоже счастье. Как подготовка к празднику иногда приятней праздника.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс

Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года. Писатель посвятил свою жизнь стихотворениям о произволе русского народа. Ещё в глубоком детстве ему была не безразлична тема жестокого обращения его отца с крестьянами. Поэма была продолжением стихотворения «Элегия», где был поставлен вопрос:

«Народ освобождён,
Но счастлив ли народ?»

Поэма стала итогом размышления Некрасова над темой бедности, тирании крестьян помещиками, пьянства на Руси, неумением крестьян постоять за себя. После отмены крепостного права многое в жизни крестьян должно было измениться, ведь, казалось бы, вот она свобода, но крестьяне настолько привыкли к своей жизни, что они даже не знают значения слова «свобода». Да и для них немногое изменилось в жизни: «Теперь же вместо барина драть будет волостной» - пишет автор.

Композиция поэмы состоит из отдельных глав, связанных мотивами дорог главных героев. В ней так же присутствуют сказочные элементы и песни. Семь странников с уже говорящими нам названиями из деревень Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко - становятся правдоискателями, мира счастливого человека. Один утверждает, что самый счастливый это поп, другой говорит, что боярину, третий, что царю.

Что бы развеять свой спор странники решают провести: опрос жителей. Они предлагают водку даром в обмен на рассказ о своём счастье. Желающих было много. Этим автор показывает ещё и проблему пьянства на Руси. И это не удивительно, ведь от такой сложной жизни тяжело не спиться. Тем не менее, они утверждают, что счастливы. Дьячок так и выразился, что для него счастьем и является пьянство, за что его просто выгоняют. Следующим подходит солдат, он говорит, что счастлив так, как прошёл службу, но не умер. Затем бабушка довольная урожаем. Очередь продолжает расти, но странники понимают, что зря потратили время.

Вскоре исследователи людского счастья отправляются к Кочергиной Матрёне, она говорит, что для неё счастье это её дети. Этим писатель рисует образ русской женщины, описывая её нелёгкую судьбу. «Не дело между бабами счастливую искать» - заявляет Матрена.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу. Из его песни можно понять, что он действительно самый счастливый человек. Гриша-главный персонаж в поэме. Он честный, он любит народ и понимает его. Гриша связывает своё счастье с судьбой народа, он счастлив, когда счастливы другие. В образе Добросклонова автор видит надежду будущего Руси.И всё же есть счастливые на Руси, жаль странники этого так и не узнали.

Произведение относится к одному из наиболее значимых в творчестве писателя и по жанровой направленности представляет собой роман в драматическом стилевом оформлении.

Каждый день нас сталкивает с теми или иными людьми, с которыми завязываются или продолжаются какие – то отношения. Что же характерно для этих взаимоотношений?

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения