Мавзолей тадж махал где. Мавзолей Тадж–Махал

Одно из чудеснейших творений человеческих рук, место, которое привлекает ежегодно миллионы людей со всего мира - величественный и прекрасный Тадж Махал - по праву является настоящим символом Индии.

История строительства

Тадж Махал – это изумительное белоснежное сооружение, которое было построено в качестве усыпальницы для третьей и любимой жены великого могольского Императора Шах Джахана Мумтаз Махал, на берегу реки Джамна в Агре. Несмотря на многочисленный гарем, император больше всех любил именно Мумтаз Махал. Она родила ему тринадцать детей, и умерла в 1631 году, при появлении на свет четырнадцатого. Правитель сильно горевал после смерти любимой жены, поэтому приказал собрать самых искусных мастеров того времени, чтобы создать мавзолей, который стал бы символом его бескрайней любви к Мумтаз. Строительство было начато в 1632 году и продолжалось более 20 лет: основной комплекс был окончен к 1648 году, а второстепенные здания и сад были завершены пятью годами позже. Своеобразными «прототипами» этой грандиозной усыпальницы стали Гури-Амир – мавзолей Тамерлана, родоначальника династии Могольских правителей, расположенный в Самарканде, мечеть Джама Масджид в Дели, а также гробница Хумаюна – одного из могольских правителей.

Архитектурное чудо

Тадж Махал выполнен в традиционном персидском стиле и представляет собой комплекс роскошных и величественных сооружений, построенных из белого мрамора. Основное место в нем занимает сам мавзолей, расположенный в центре площадки. Он имеет форму куба со «срезанными» углами и увенчан огромным куполом. Сооружение стоит на квадратном «постаменте», на четырех углах которого находятся высокие минареты. Мавзолей внутри имеет большое количество комнат и залов, украшенных изумительной мозаикой, расписанных тонкими узорами и витиеватыми орнаментами. В одной из таких комнат и расположен гроб Мумтаз Махал. А рядом с ним – гроб и самого Шах Джахана, который пожелал после смерти быть похороненным рядом со своей любимой. Изначально правитель собирался построить точную копию усыпальницы на другом берегу Джамны для себя, только из черного мрамора, но ему не удалось воплотить свою задумку в жизнь, поэтому он и завещал похоронить себя в Тадж Махале рядом с женой. Но стоит заметить, что оба этих гроба пусты, а настоящее место захоронения находится в подземном склепе.

Изначально мавзолей был украшен огромным количеством драгоценных и полудрагоценных камней, жемчугом, а его главная дверь была сделана из чистого серебра. Но, к сожалению, до нашего времени все эти сокровища практически не сохранились, «осевши» в карманах не очень честных «туристов».

С трех сторон Тадж Махал окружен прекрасным парком, ворота в который также представляют собой архитектурный шедевр. Через парк к главному входу ведут дороги, идущие вдоль широкого канала. А по обеим сторонам от мавзолея стоят две мечети.

В переводе с персидского языка «тадж махал» значит «корона всех дворцов». И он поистине является «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всемирно признанных шедевров мирового наследия».

Тадж Махал был внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1983 году.

Стоит также отметить, что официально туристам разрешено фотографировать Тадж Махал только с одной стороны – напротив центрального входа.

На заметку

  • Месторасположение: город Агра, 200 км от Дели.
  • Как добраться: на поезде или экспрессе до ж/д станции "Agra Cantt."
  • Официальный сайт: www.tajmahal.gov.in
  • Часы работы: ежедневно с 6.00 до 19.00, кроме пятницы. За два дня до и два дня после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы – с 20.30 до полуночи.
  • Билеты: иностранцам - 750 рупий, местным жителям - 20 рупий, дети до 15 лет - бесплатно. Билеты для посещения в ночное время приобретаются за сутки.

Тадж-Махал был построен в Индии в городе Агра . Этот мавзолей-мечеть находится на берегу реки Джамна - самого протяженного притока Ганга. Тадж-Махал признан одним из 7 чудес света , что серьезно выделяет его на общем фоне достопримечательностей нашей планеты. В 1983 году памятник архитектуры был признан одним из объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Многие едут в Индию именно ради того, чтобы посмотреть мавзолей, ведь он известен даже людям, далеким от архитектуры.

Тадж-Махал: история любви

Тадж-Махал называют памятником вечной любви. И вот почему. Мечеть была возведена по приказу правителя Шах-Джахана, пожелавшего увековечить образ своей жены , которую звали Мумтаз-Махал (сокращенное имя - Тадж-Махал, в переводе означающее «Гордость дворца»). Она умерла при родах 14-го ребенка , что повергло падишаха в такую скорбь, что он решил отказаться от трона. Более прозаичная версия указывает на то, что Шах-Джахан был просто свергнут, но это не столь важно, ведь ценность творения, возведенного по его приказу, от этого не умаляется.

Есть еще одна легенда Тадж-Махала о том, что у этого памятника архитектуры должен был появиться «двойник» , только не белого, а черного цвета . Раскопки не подтвердили данное предположение. Найденный темный мрамор на самом деле был белым. Просто его цвет изменился с течением времени. Скорее всего, задумывался второй аналогичный мавзолей, ведь правитель любил симметрию. Сделать это падишах не успел, так как сын свергнул его. Говорят, что до конца дней своих Шах-Джахан любовался мечетью из темницы .

Именно поэтому в Тадж-Махале не одна, а две могилы - безутешного правителя и его возлюбленной. Кстати, их тела захоронены не в гробницах, а строго под ними, под землей.

Индия - страна контрастов. Посмотрите, где находятся и поезжайте туда! Там есть, на что посмотреть.

Если же вам больше по душе пляжный отдых, тогда , какие пляжи есть в Южном Гоа.

Кто построил Тадж-Махал?

Мавзолей начал возводиться в 1632 году. В этом процессе приняло участие более 22 000 мастеров , которых собрали со всех концов империи. Конкурс на лучший проект выиграл Усто Иса Хан Эффенди . Именно его наброски легли в основу Тадж-Махала. О дальнейшей судьбе строителей ходят легенды. В частности, есть предание, в котором говорится, что все они были казнены по окончании работы.

Участок, на котором он построен, раньше принадлежал махарадже Джай Сигху. Земля настолько приглянулась падишаху, что он выменял его у подданного на дворец посреди Агры. Грунт был полностью перекопан. Уровень площадки, на которой осуществлялось возведение мечети, был поднят на 50 метров. Фундамент создавался особым образом, чтобы у Тадж-Махала была по-настоящему надежная основа . Платформа, на которой стоит здание, создана из мраморных блоков. Ее площадь равна 29 м 2 .

Возведение Тадж-Махала сопровождалось применением новаторских методик строительства, что делает данный памятник архитектуры еще значимее. В качестве примера можно привести леса из кирпича (обычно в качестве материала для этого сооружения использовался бамбук).

На создание шедеврального мавзолея ушло более 20 лет. Строительство велось поэтапно. Сначала появились гробницы и платформа, а потом – минареты, мечеть и т. д. Для транспортировки материалов было использовано более 1000 слонов.

Наши дни

Ежедневно Тадж-Махал посещается многими тысячами туристов. Он является не только достоянием мировой культуры, но и символом Индии . В город с мавзолеем Тадж-Махал съезжаются со всех концов земли.

Несмотря на бережное отношение, недавно наметилась серьезная проблема. На стенах здания обнаружены трещины. Это объясняется тем, что река, протекающая рядом, становится мелководнее. Это приводит к изменению структуры почвы. Тадж-Махал оседает , что и приводит к образованию неприятных трещин.

Кроме того, его белый мрамор желтеет с годами . Причина - слишком грязный воздух. Не спасает даже запрет на проезд автомобилей вблизи мавзолея и постоянно расширяющаяся парковая зона. Из-за этого его периодически чистят белой глиной .

По пятницам экспозиция дворца для обозрения закрыта, так как в этот день в мечети Тадж-Махала молятся мусульмане.

Фотогалерея

Конечно же в Индии это не единственное что надо увидеть, но не все сразу:) Пока вносим в список “Увидеть Тадж Махал”… История его постройки это история любви…

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.

Мавзолей строили более 20.000 человек в течении 22-х лет. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Но этому не суждено было исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал . И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. “Вот такая вот загогулина… понимаешь…”

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

В настоящее время Тадж Махал ежегодно посещают как тысячи туристов, так и местные жители - индусы. В прошлом по большим дверям из серебра - символу входа в рай - проходил специальный рисунок из серебряных гвоздиков. Эта дорогая дверь в один из налетов грабителей была украдена. Позже было решено установить вместо серебряной двери медную. Кроме того, был изрядно «ободран» и декор фасада - большая часть драгоценных камней с него безвозвратно исчезла.

С минаретов Тадж Махала не раз несчастные влюбленные бросались вниз, подобным образом кончая жизнь самоубийством. Поэтому теперь туда вход закрыт и надежно охраняется полицейскими. Кроме того, стражи правопорядка следят за тем, чтобы посетители не фотографировали детали мавзолея. По установленным строгим правилам разрешается делать снимки только у входа в Тадж Махал.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных.

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж-Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж-Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах-Джахан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах-Джахан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах-Джахан был готов. Он сказал:
— Я согласен.

Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шах-Джахана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и, рожая ребенка, умерла в агонии. Её звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».
И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришёл в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошёл до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принёс её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.
Эта копия стала Тадж-Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и, просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.
Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.
Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж-Махал.
Медитируя на Тадж-Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж-Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах-Джахан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж-Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.

7 июля 2007 года в Лиссабоне (Португалия) были названы новые семь чудес света и в этот список внесён мавзолей-мечеть Тадж Махал. Он находится в Агре (Индия) возле реки Джамна. Самый простой способ добраться ко дворцу Тадж Махала – это прилететь на самолёте в Дели и оттуда на автобусе, такси или поезде доехать в пункт назначения. Дорога на поезде занимает до 3-х часов, на такси 3-5 часов. Считается преступлением, если вы посетили Индию и не увидели мечеть Тадж Махал.

Описать великолепие и красоту этой мечети словами просто невозможно. Это поистине сказочное и прекрасное архитектурное сооружение, которое сочетает в себе элементы исламского, персидского и индийского архитектурного стиля.

Возникновение Тадж Махала – это история нежной любви Шах-Джахана, короля Великих Моголов к своей жене Мумтаз Махал. Ещё принцем Шах-Джахан взял себе в жены 19-летнюю девушку, и его любовь к ней была безгранична. Не смотря на владение большим гаремом, всю свою нежность и внимание он отдавал лишь одной Мумтаз. Она родила ему 14 детей, шесть девочек и восемь мальчиков. Но во время последних родов жена Джахана умерла. Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он потерял смысл жизни, поседел, объявил 2-х летний траур и даже хотел покончить с собой.

Над могилой своей жены по приказу Шах-Джахана был построен красивейший дворец Тадж Махал в котором он спустя несколько лет и сам был похоронен возле могилы своей жены. Тадж Махал – это не просто чудо света, это символ вечной любви двух людей. Шах-Джахан пообещал перед смертью жены создать монумент, который бы передал всю красоту Мумтаз.

Строительство и архитектура Тадж Махала

На вопрос, кто построил данную мечеть, история не даёт ответ. Дело в том, что в исламском мире того периода все идеи сооружения приписывались не архитектору, а заказчику. Над мечетью работала группа архитекторов, но основная идея принадлежит Устад Ахмад Лахаури. Строительство дворца началось в 1631 году в декабре. Постройка центрального мавзолея закончилась в 1648 году, а спустя 5 лет закончили строительство всего комплекса. На протяжении 22 лет в сооружении Тадж Махала принимало участие около 20 тысяч человек. Более тысячи слонов использовали для транспортировки материалов, которые доставлялись из Индии и Азии. Блоки из мрамора тащили быки по специально построенному 15-ти километровому пандусу из утрамбованной земли. На стройке работали скульпторы из Бухары, каменотёсы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, каллиграфы из Персии и Сирии, а также специалисты и мастера по резке мраморного орнамента и возведению башен.

Тадж Махал считают «жемчужиной мусульманского искусства в Индии». Самый известный компонент дворца – это его белый мраморный купол, который из-за внешнего вида ещё называют луковым куполом. Его высота 35 метров. Его венец выполнен в исламском стиле (рожки месяца направлены вверх) и изначально был из золота, но в 19-ом веке его заменили бронзовой копией.

Высота самой мечети составляет 74 метра и представлена пятикупольным сооружением с четырьмя минаретами по углам. Минареты слегка наклонены в противоположную от усыпальницы сторону, чтобы во время разрушения не повредить её. К сооружению примыкает сад с бассейном и фонтанами. Внутри мавзолея находятся две гробницы, которые расположены строго над местом захоронения шаха и его жены. Стены дворца выложены из мрамора с инкрустацией из самоцветов (сердолик, агат, малахит, бирюза и др.). И в лучах света стены просто завораживают. В солнечную погоду мрамор выглядит белым, в лунную ночь он становиться серебристым, а на заре – розовым.

Экстерьер Тадж Махала относят к лучшим образцам архитектуры. В создании декоративных элементов мечети использовали различные штукатурки, краски, резные фигурки и каменные инкрустации. Также для декоративного и художественного оформления комплекса использовались отрывки из Корана. На воротах Тадж махала нанесено: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

В интерьере дворца использовалось огромное количество полудрагоценных и драгоценных камней. Внутренний зал Тадж Махала представляет собой идеальный восьмиугольник. Высота стен составляет 25 метров, а потолок украшен в виде солнца и представлен внутренним куполом.

Единственным ассиметричным элементом комплекса является кенотафий Шах-Джахана, который расположен возле могилы жены. Он был достроен позже и по размерам превышает кенотафий Мумтаз, но украшен такими же декоративными элементами. На надгробии Мумтаз сделаны каллиграфические надписи, которые восхваляют её, а на могиле Джахана написано: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года" .

К архитектурному комплексу примыкает великолепный сад, который простирается в длину на 300 метров. В центре парка проходит водяной канал, который облицован мрамором и посредине него находится пруд. Он отражает образ усыпальницы. Изначально сад поражал своим изобилием растительности, но со временем озеленение сада видоизменилось.

Мифы и легенды

Существует легенда, что Шах-Джахан хотел построить на противоположном берегу реки точную копию дворца из чёрного мрамора, но не успел. Также есть миф о том, что император жестоко убивал архитекторов и мастеров, которые принимали участие в постройке дворца, а все строители подписывали договор, в котором они обязывались не принимать участие в строительстве подобного сооружения. Но на сегодняшний день такая информация ничем не подтверждена и остается всего лишь вымыслом и легендой.

Туризм

Ежегодно мечеть Тадж Махал посещают миллионы туристов из разных стран. Интерес у туристов вызывает факт про его оптический фокус. Если двигаться спиной вперёд к выходу, соответственно находясь лицом к дворцу, то возникает ощущение, что мавзолей просто огромный на фоне деревьев и окружающей среды. И, кстати, над Тадж Махалом запрещено летать самолётам. Мечеть открыта для посещения с 6 до 19 часов в будни, кроме пятницы, когда в ней проходят молитвы. Также Тадж Махал открыт для ночного просмотра в день полнолуния, включая два дня до и после полнолуния, кроме пятницы и месяца Рамазан.

Тадж-Махал - один из красивейших дворцов не только в , но и во всем мире; мечеть-мавзолей в Агре, посвященная любимой жене Шах-Джахана I - Мумтаз-Махал. Благодаря выверенной архитектуре, мавзолей получился удивительно красивым и органичным. Если долго смотреть на его белоснежные купола, представляется, что он словно парит в воздухе. Тадж-Махал включен в по версии нашего сайта.

Фактически этот дворец является олицетворением красивой и продолжительной любви, о которой в народе ходит множество легенд. По одной из них эта романтическая история началась после того, как падишах повстречал Мумтаз-Махал на городском рынке и был настолько ослеплен ее красотой, что предложил стать его третьей женой, впоследствии любимой. По другой версии, девушка являлась дальней родственницей правителя по материнской стороне, либо дочерью визиря его отца.

В любом случае, Ша-Джахан был настолько привязан к ней, что не расставался до самой ее смерти. Вместе они прожили примерно 17 лет. Девушка умерла при родах их 14-го ребенка. Именем Мумтаз-Махал ее нарёк свекор падишах Джахангир, и оно означало «украшение дворца». Говорят, что после смерти любимой Шах-Джахан так и не оправился. В знак своей бесконечной любви он приказал построить для нее мавзолей. Сам он тоже был похоронен в Тадж-Махале, но гораздо позже.

Строительство дворца продолжалось с 1631 по 1653 гг. Над ним трудились более 20 тысяч работников, среди которых были лучшие каллиграфы из Персии и Сирии, индийские мастера по инкрустации, скульпторы из Бухары и др. специалисты. Говорят, что изначально двери были отлиты из чистого серебра, но за столько веков Тадж-Махал был не раз разграблен. Несмотря на это, дворец не потерял свой былой лоск и причислен к красивейшим постройкам в мире.

Место для строительства на берегу реки Джамна было выбрано с точным расчетом на длительное существование. За столько лет ни одно землетрясение не повредило дворец. В архитектуре Тадж-Махала видна смесь исламского, индийского и персидского зодчества, что придает ему особую царственность. К усыпальнице ведет оросительный канал, в котором отражаются контуры сооружения. Высота главного купола составляет 73 метра. Несмотря на это, мавзолей кажется удивительно изящным и легким.

Туристы, посещающие Индию, непременно едут в Агру посмотреть на эту «жемчужину» исламской архитектуры, сфотографировать ее и даже побывать во внутренних покоях, где хранятся покрытые каллиграфией два беломраморных саркофага. Это усыпальницы Шах-Джахана и его любимой супруги. Особенно зрелищно «Венценосный дворец» смотрится в утренней дымке тумана, в ночное время и во время разлива реки. Не менее живописны сады, примыкающие к строению.

Миллионы туристов из года в год приезжают сюда. Двери Тадж-Махала открыты ежедневно, кроме пятницы и месяца Рамазан. Добраться из Дели до Агры можно как на поезде, так и на автобусе. Расстояние между городами - около 250 км. Из Гоа лучше всего добираться на самолете.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения