Конспект занятия изобразительной деятельности с использованием арт — терапии в старшей группе: «Осень — волшебница в лес пришла. Конспект занятия по рисованию «Осенний лес» для подготовительной группы Рисование леса в старшей группе
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по рисованию «Осенний лес «
Описание : данный конспект рассчитан для детей старшего возраста. Может быть полезен для воспитателей, родителей, для педагогов дополнительного образования.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: расширить представления детей о золотой осени в поэзии, произведениях изобразительного искусства; учить отражать в рисунке осенние впечатления.
Задачи: продолжать знакомить детей с новой техникой рисования – губкой.
Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности (познавательное развитие).
Воспитывать у детей умение слушать воспитателя (социально — коммуникативное развитие).
Развивать двигательную активность детей (физическое развитие).
Методы и приёмы: практические — упражнять детей в рисовании губкой, подвижная игра, сюрпризный момент.
Наглядные — демонстрация осенних картин.
Словесные — беседа, объяснения, вопросы к детям, чтение стихотворения, слушание музыки.
Материалы и оборудование: белые листы бумаги, кисточки, губки, акварельные краски, баночки с водой, тряпочки, картины с изображением осени.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, на которых изображены деревья в пору золотой осени. Наблюдение за деревьями на прогулке.
Логика образовательной деятельности.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
(держит на ладони желтый лист)
Желтый листик на ладони,
Был когда-то он зеленый.
К нам в окошко он влетел.
Почему он пожелтел?
У кого, друзья, не спросим,
Скажут-наступила…
Дети: Осень!
Воспитатель. Молодцы, ребята! А какая бывает осень?
Дети высказывают свои соображения(ранняя, золотая, поздняя, холодная и т. д.)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим картины с изображением золотой осени.
(Рассматривают картины И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», обсуждают.)
Звучит музыка Шопена «Осенний вальс», воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой «Осень»:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит… Должно быть, это
Пролетает наше лето.
Воспитатель: О какой осени говорится в стихотворении?
Вот мы с вами сейчас и нарисуем золотую осень. Но рисовать будем необычным способом: губкой (способ примакивания).
(Повторяют правила работы с красками)
Дети рисуют под музыку Шопена «Осенний вальс».
Пока дети рисуют, воспитатель(или помощник воспитателя) раскладывает на полу разноцветные листья.
По окончании работы детей, воспитатель включает аудиозапись-шум ветра.
Восптатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами работали, налетел ветер и рассыпал листья. Как называется такое явление природы? Да, был настоящий листопад!
Предлагает игру «Кто быстрее соберёт осенний букет? «.
Дети принимают активное участие в игре.
Воспитатель в это время вывешивает рисунки на доске.
Дети рассматривают, обмениваются впечатлениями.
Вот такая золотая осень у моих детей получилась.
НОД по рисованию в старшей группе
«Осеннее дерево»
Программное содержание:
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево»
Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»
Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным
Развивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкуса
Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве
Оборудование:
Панно с осенним деревом без листьев для коллективной работы
Гуашь, салфетки, вода, кисти
Корзинка с натуральными листьями (береза, липа, дуб, клен)
Дидактическая игра «Художник по имени Осень»
Стихи, музыка П.И.Чайковский «Времена года»
Предварительная работа:
Экскурсии по участку детского сада и в осенний парк
Рассматривание осенних иллюстраций
Чтение стихов об осени
Беседы с детьми об осени и осенних явлениях
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель показывает детям фотографии осенней природы с характерными цветами осени.
Лес разделся
Неба просинь
Это время года…осень
Осень разной бывает: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение…Давайте передадим друг другу доброе настроение и настроимся на совместную творческую работу! Передадим улыбку по кругу…. (передавая гриб, яблоко и т.п. передаем улыбку друг другу)
2. Дидактическая игра «Художник по имени Осень» (по Лыковой)
Посмотрите на эти листочки – они многоцветные. Какие краски больше всего любит Осень? Подбери среди красок художника похожую цветовую гамму.
3. Динамическая пауза «Мы по лесу шли…»
Вносим корзинку с натуральными листьями. Это подарок Осени. Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол.
Осень в гости к нам пришла
Дождь и ветер принесла
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает.
Листья по ветру кружатся
И под ноги к нам ложатся
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем…
ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»
Дети становятся в круг, двигаясь по кругу произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте.
Мы по лесу шли, мы листок нашли,
Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….
… листик липовый нашли…
…от березы лист нашли…
…мы кленовый лист нашли!
Кленовые листья дети держат в руках и подходят к панно «Осеннее дерево».
4. Рассматривание панно
Воспитатель: какие осенью деревья нарядные, красивые, посмотрите как богато украшено наше деревце….ох, что такое, что случилось, отчего грустит наше деревце, огорчается, чем мы с вами можем ему помочь? Подвести детей к мнению, что нужно нарисовать листочки и украсить дерево всем вместе…
Воспитатель: Верное решение ребята! Но рисовать мы сегодня будем листочками, которые у нас в руках, мы будем делать оттиски, отпечатки листьев. Но на столе нет оранжевой краски, а только красная и желтая…как получить оранжевый цвет?
5. Показ порядка выполнения оттиска (отпечатка).
Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа его за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток.
6. Практическая часть.
Дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа, коллективное сотворчество.
Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень».
7. Итог занятия:
Как вы думаете, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?
Хорошо поработали ребята, а знаете ли вы стихотворения об осени? (чтение стихов детьми по желанию)
Продолжать учить детей передавать в рисунке осенние изменения в природе.
Совершенствовать умение рисовать акварельными красками, наносить их на осенние листья и делать отпечатки на бумаге.
Развивать умение подбирать осенние листья с различных деревьев и кустарников для выполнения будущего рисунка.
Воспитывать аккуратность, умение работать без спешки, получая удовольствие от проделанной работы, развивать воображение и фантазию детей на занятии.
Материал: листья, кисти, акварельные краски, бумага, посуда для мытья кистей, салфетки.
Ход занятия по рисованию в старшей группе
Дети, давайте станем в круг и возьмемся за руки, пожмите их. Вы чувствуете как тепло ваших рук передается по кругу? Каждый из нас дарит частичку тепла, доброты. А сейчас поставьте ладони к вашему сердцу, почувствуйте как бьется ваше сердце, сколько тепла, любви, доброты оно излучает... Подарите свое тепло каждому. А талисманом нашего занятия является вот это сердце, передайте его по кругу как символ доброты, тепла, любви.
(Дети передают сердце по кругу, последним его принимает воспитатель)
Воспитатель:
Дети, какое теплое наше сердечко. Каждый из вас подарил ему частичку своего тепла доброты. Давайте, мы передадим наше сердечко гостям вместе с теплом, добром и гостеприимством.
А сейчас подойдите ко мне и послушайте, что я вам хочу рассказать. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, я обратила внимание на двух воробушков, которые сидели на дереве и грустно чирикали. Когда я прислушалась, то поняла, что они чирикают о том, что осень улетает в теплые края и скоро наступит белая, холодная зима. И мне стало грустно, потому что я очень люблю осень, и совсем не хочу прощаться с ней. А вы дети?
Посмотрите, дети, у каждого на столе лежит много листочков. Мы уже знаем, что осенними листочками можно любоваться, играть, слушать их язык. А еще рисовать. Я вам предлагаю в память о красивой осени, ее красоте, нарисовать «осенний ковер». Итак, начнем рисовать осенними листочками. Превратим их в кисточки и нарисуем осенний ковер.
Вот посмотрите, какой осенний ковер нарисовала я. Давайте я вам покажу, как я это сделала. Выбираем три различных по форме листочки, теперь положим их на подставочку. Возьмем кисточку, обмакнем ее в желтую краску и покроем им обратную поверхность осеннего листочка (на обороте жилки четкие и рельефнее). Теперь возьмем осторожно тот листочек окрашенным боком на свой лист бумаги. Сверху прикроем листок салфеткой, прижмем немного и погладим ладошкой несколько раз. Поднимем салфетку и посмотрим, что там у нас получилось. Настоящее чудо: листок как будто оставил нам на память свое фото - желтый отпечаток, точная копия его самого.
Теперь возьмем другие листочки, закрасим их в теплые цвета осени - красный, оранжевый, коричневый и продолжим печатать на своем листе бумаги создавая красивую композицию. Работать будем аккуратно, чтобы работа приносила удовольствие вам или тому, кому захотите ее подарить. А сейчас каждый садится на свое место.
Воспитатель:
А перед тем, как вы начнете работать, мы проведем разминку для пальчиков :
Вместе сделаем так:
Упражнение «Бабочки».
Воспитатель:
Вы размяли пальчики, а теперь давайте работать.
(Работа детей)
Какие замечательные рисунки у нас с вами вышли. А давайте на коврике выложим большой осенний ковер из наших маленьких ковриков.
Воспитатель:
Очень красивый у вас получился ковер, молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что вы листочки. Все вы осенние листочки, разноцветные и очень красивые. Но легкий прохладный ветерок сорвал вас с веточек деревьев и закружил в танце осеннего листопада. Вы поднимаетесь все выше и выше, ваши движения легкие, вам очень хорошо, спокойно... А сейчас вы падаете на землю, укрываете ее теплым покрывалом что будет согревать всю зиму...
Открывайте глаза вы прекрасно отдохнули.
Татьяна Герасимовская
Конспект занятия по рисованию «Осенний лес » в старшей группе .
Программные задачи : Воспитывать интерес к осенним явлениям природы , эмоциональную отзывчивость на красоту осени . Продолжать учить детей, отражать в рисунке осенние впечатления , рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья, используя технику примакивания кисточкой. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
Материалы и оборудование : альбомный лист, акварельные краски, кисть, салфетка, непроливайка.
Предварительная работа педагога : чтение стихов, рассказ про осень , подбор иллюстрации к занятию, картин об осени , беседа, наблюдение на прогулке, написание конспекта , подготовка материала к занятию.
Ход занятия:
Послушайте ребята стихотворение «Озорники» (Л. Разводова)
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
Воспитатель : О каком времени года в стихотворении говорится?
Дети : Осень
Воспитатель : Правильно осень .
Сегодня у нас необычное занятие мы отправляемся с вами в необычное путешествие в осенний лес . Рассматриваем иллюстрации с изображением осени .
Воспитатель : Ребята! Скажите, пожалуйста, а осень на всех картинах изображена одинаково?
Дети : Нет. На одних осень холодная , дождливая, хмурая, а на других золотая, солнечная, яркая.
Воспитатель : Кто знает почему осень называют золотой ?
Золотые листья, золотые деревья.
Дети : потому что осенью все листья на деревьях, кустарниках становятся желтыми и потому все кажется золотым. На земле повсюду лежат желтые, оранжевые листья –как золотой ковер.
Воспитатель : еще ребята, когда идет дождик на листочках бывают капли и когда они блестят, листья кажутся золотыми,
Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление , когда с деревьев опадают листья?
Дети : - Это листопад.
Воспитатель :
Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью ? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму. Листья опадают осенью со всех деревьев . Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.
Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад» .
Опавшей листвы разговор еле слышен :
Мы с клёнов…
Мы с яблонь…
Мы с вязов…
Мы с вишен…
С осинки…
С черёмухи…
С дуба…
С берёзы…
Воспитатель :
- Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода : чем солнечнее осенние дни , тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу . Глядя на эти картины и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – сама придумывает наряды деревьям, кустарникам , всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной.
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной.
И. Михайлова
Воспитатель : Сейчас возьмем в руки кисти давайте потренируемся.
Ствол дерева рисуем сверху вниз, к низу дерево утолщается. До конца травки ее рисуем, чтоб дерево у нас в воздухе не висело, веточки на дереве рисуем концом кисти, они тянуться к солнцу. Воспитатель : какую краску берём чтобы нарисовать дерево ?
Дети : коричневую.
Воспитатель : когда будем рисовать листья , кисть прикладываем всем ворсом. Воспитатель : Какую краску берём чтобы нарисовать листья ?
Дети : зеленые, жёлтые, оранжевые, красные.
Воспитатель : приступаем к работе. Начнём нашу работу с изображения стволов деревьев. Дети рисуют
Ребята отложите свои рисунки, пусть подсохнут, а мы сейчас сделаем зарядку, а потом нарисуете крону - листочки и листопад.
Физминутка : А давайте мы с вами превратимся в осенние листочки .
Листья осенние тихо кружатся , (дети кружатся, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (движение руками вправо и влево)
Будто опять закружиться хотят. (снова кружатся на носочках)
После Физминутка дети рисуют, примакивая всем ворсом кисточки, крону и листопад (листья облетают с деревьев и ложатся на землю) . Ребята, кто закончил, отложите свои работы.
Воспитатель собирает все работы, и устраивает выставку из детских работ. Видите, ребята, какие замечательные картины у вас получились, вы были настоящими художниками.
Воспитатель : Что мы с вами рисовали
Дети : осенний лес .
Воспитатель : Вам нравятся ваши работы?
Воспитатель : Молодцы!
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Осенний лес» ЦЕЛЬ: Развивать художественно-творческие.
Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе «Осенний лес» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.
Конспект интегрированной НОД в средней группе «Путешествие к Лесовичку в осенний лес» Конспект интегрированной НОД в средней группе Тема: «Путешествие к Лесовичку в осенний лес» Программное содержание: 1. Образовательная.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе. Тема: «Осенний лес» Цель: обучение детей созданию композиции «Разноцветная осень» с использованием.
Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике рисования манной крупой и мятой бумагой в старшей группе «Зимний лес» Муниципальное казенное дошкольное учреждение детский сад №1 «Радуга» Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике (рисование.
Конспект ООД по рисованию в старшей группе "Осенний лес" (нетрадиционная техника рисования - печать листьями)Выполнил: Ручкина Татьяна Александровна,.
Конспект открытого НОД по нетрадиционной технике рисования – оттиск (печать листьями) на тему: «Осенний лес», в старшей группе. Задачи:.
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе «Осенний лес» Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе
Конспект занятия по рисованию «Осенний лес»
Старшая группа.
Цель: знать характерные признаки осени, совершенствовать пользоваться приемами «рисования примакивания», «рисование всем ворсом кисти» и «рисование кончиком кисти», продолжать формировать интерес к рисованию
Программные задачи:
Обучающая: учить детей подмечать приметы осени, продолжать учить составлять композицию рисунка, изучить «палитру осени»- цвета присущие этого времени года, учить детей определять такой жанр живописи как пейзаж, учиться определять «близкие» и «далекие» предметы на рисунке,
Учить передавать в рисунке строение дерева - ствол и ветки разной длины;
2. Развивающая:
Развивать творческую индивидуальность.
Развивать мелкую моторику рук.
Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
3. Воспитательная: учить любить природу родного края, помогать своим друзьям доводить работу до конца, приводить в порядок свое рабочее место.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство.
Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, изображающих природу осенью, чтение стихов и рассказов об осени, изучение цветовой палитры осенью, рассматривание осенних деревьев и опавших листьев осенью на участке во время прогулки.
Словарная работа: закрепить понятия и обогатить словарь ребенка словами: золотая осень, золотые листья, листопад, ненастье, ковер из листьев, яркая листва, прилагательные: желтый, зеленый, желто-зеленый, золотой, бронзовый, оранжевый, дождливый, ненастный, ясный, солнечный, глаголы: опадают, отрываются, облетают, кружатся.
Материалы и оборудование : несколько композиций с изображением осени, лист А4 белого цвета для гуаши, кисти №3, №6, салфетка, палитра, банка с водой, краски.
Ход занятия:
Ребята, послушайте, как красиво рассказывает поэт об осени:
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
О чем говорится в это стихотворении? (О том, что листопад, что листья пожелтели, ветер носит листья.) Как вы думаете, может ли осень быть красивой и яркой? (Может, когда ясная погода и листья на деревьях красные, желтые, оранжевые.) Давайте посмотрим на иллюстрации, которые я для вас приготовила. Нравится вам такая осень? (Да, потому что она яркая, красивая.) А посмотрите, ребята, что общего на этих картинках? Здесь есть люди, дома? (Нет, тут только деревья, небо, листья.) Одним словом все это можно назвать - природа. Такие иллюстрации, где изображена только природа, называются «пейзаж». Все картинки, которые я сегодня принесла, можно назвать словом «пейзаж»? (Все, потому что там нарисована только природа.) А скажите мне, есть ли здесь где-нибудь свободное место, где нет изображения? (Нет, все картины закрашены.) Правильно, ребята! У этих картин сначала рисуется фон - закрашивается весь лист, а потом уже рисуются более мелкие предметы.
Давайте с вами попробуем изобразить красивую, яркую осень!
Что там нарисовано? (Осенний лес, листопад, ясный осенний день.) А какие краски я использовала для изображения осени? (Желтый, красный, оранжевый, темно-зеленый, золотой.)
Сначала нам надо нарисовать фон. Мы будем использовать голубую краску для «неба», коричневую и темно-зеленую краску для «земли». Посмотрите, у вас на столах лежат небольшие дощечки, на которые выдавлены краски. Такая дощечка называется «палитра», на ней художники смешивают краски. Мы с вами уже тоже художники и тоже будем учиться смешивать краски. Сначала возьмем широкие кисти, намочим их, снимем лишнюю каплю и наберем голубую краску. Посмотрите, как можно нарисовать небо: я провожу кисточкой в верхней части листа от края до края, чтобы лист во всю ширину был закрашен. Чтобы краска лежала равномерно и была довольно светлая, я просто добавляю воды и продолжаю распределять краску. Когда верхняя половина листа закрашена голубым цветом, можно начинать рисовать «землю». Для этого промоем кисть в воде, затем можно смешать темно-зеленый цвет и капельку коричневого и закрасить нижнюю часть листа так же, как верхнюю. Так у нас получились «небо» и «земля».
А пока сохнет наш фон, мы немножко отдохнем!
Физкультминутка
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
После физкультминутки дети меняют воду в банках и мы продолжаем работу.
Посмотрите и скажите мне, на картинках деревья нарисованы в один ряд? (Нет.) Они одинакового размера? (Нет, они большие и маленькие.) А как вы думаете, какие деревья ближе, большие или маленькие (Большие, а маленькие дальше.) Конечно, те деревья, которые изображены маленькими, они далеко. Раньше мы с вами могли рисовать предметы, выстраивая из в ряд. А теперь попробуем нарисовать деревья так, чтобы одни были близко, а другие далеко.
Теперь мы должны рисовать мелкие детали, поэтому берем более тонкую кисточку. Чтобы цвета у нас не перемешивались, мы сначала возьмем коричневую краску и нарисует все деревья. Кто помнит, что толще у дерева, ветки или ствол? (Ствол, а ветки более тонкие.) Поэтому ствол рисуем всем ворсом кисти, а ветки кончиком кисти, чтобы веточки у нас были тонкие. После того, как мы нарисовали все деревья, и маленькие, и большие, можно рисовать листья. Для этого промоем кисточку в воде и промакнем лишнюю воду салфеткой. Сначала возьмем желтую краску. Рисуем листочки на ветках деревьев и на земле методом примакивания. Затем можно взять другую краску, красную или оранжевую, можно даже не смывать с кисти желтую краску, и тогда цвета перемешаются и у нас получатся красивые цветовые переходы. Ведь многие листья бывают красно-желтые или оранжево-желтые.
Рисунки готовы! Давайте положим их рядом на стол, чтобы у нас получилась небольшая выставка и посмотрим, у кого осень получилась самой я