Кого обвинил тихон в смерти катерины. Кто или что является причиной смерти Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Пьеса "Гроза" является вершиной творчества А.Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была "лучом света в темном царстве". Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно живется человеку в "царстве деспотов и самодуров". Катерина противостоит этому обществу, у неё в душе появляются внутренние противоречия, которые приводят ее к самоубийству.

Так кто же все-таки виноват в гибели молодой девушки? Попробуем разобраться в этом.

Катерина вышла замуж за Тихона не по любви. В новой семье она не находит гармонии. Попав к Кабановым, Катерина понимает, что ей совершенно некого уважать и ценить.

Марфа Игнатьевна (свекровь Катерины) - натура деспотичная, властная, грубая и необразованная. Из всех героев Кабаниха оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Свекровь постоянно оскорбляет девушку, унижает. Сама Катерина говорит: " Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны". Беспричинная злоба Кабанихи наводят Катерину на мысль о самоубийстве.

Тихон - очень жалкий и бесхребетный человек. Он находится под влиянием своей мамочки, во всем её слушается. Хоть ему это и не нравится, но сказать ей об этом боится. И это тоже угнетает Катерину. Ведь супруг не может защитить ее от постоянного издевательства свекрови.

Со временем Катерина встречает Бориса, влюбляется в него и понимает, что совершает большой грех, изменяя мужу. Ведь сама героиня была очень религиозной. Девушка полюбила его искренне, всей душой. Однако Борис считал их отношения минутным увлечением. Он живет одним днем, не думает о том, что будет завтра. Борис спрашивает Катерину: " надолго ль муж-то уехал... О, так мы погуляем! Время-то довольно..." Он согласен только на тайные отношения. Героиня же любит его по-настоящему, не боится никого, готова показать всему миру свои чувства.

Катерина долго размышляет над своим поступком, решает сознаться в том, что изменила Тихону. Но она покаялась не из-за страха перед людьми, а из-за страха перед Богом, потому что религия занимала особое место в ее жизни. Это признание дает Кабановой повод поиздеваться над Катериной. После этого главная героиня не выдерживает, бросается в воду и тонет.

Именно полное отсутствие надежды толкнет героиню на еще более тяжкий грех - самоубийство. Понимая невозможность примирить любовь к Борису с собственной совестью, а желание свободы с отвращением к дому Кабановой, Катерина решается свести счеты с жизнью. Она, по словам Н.А. Добролюбова, "не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу".

Кто виноват в гибели Катерины?

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремления.

Но Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездушное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений. И в этих условиях сформировались у Катерины естественные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время гордость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Варваре: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно – я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе старших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное от того, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Борису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе – равный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,

Поэтому неудивительно, что Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с детства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько безотрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признается в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, - говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!»

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, который вообще ни шагу не ступит вопреки воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью обрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все - равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее слово обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура и не оставив ей другого способа освобождения, кроме освобождения смертью.

P.S. Сочинение в принципе дает верный ответ на вопрос темы. Основным его содержанием является анализ, близкий к пересказу основной сюжетной линии пьесы, событийной ее стороны.

Сочинение на тему «кто виноват в гибели Катерины по пьесе «Гроза»

Катерина в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — персонаж с очень тяжелой и трагической судьбой. За совершение самоубийства героиню можно осуждать или даже не понимать, но невозможно не сочувствовать ей.
Катерина проживает в городе Калинов. Все в этом городе пропитано ненужными условностями, нежелание что-либо менять в лучшую сторону и безразличием. Люди из Калинова не отличаются особыми благодетелями. Они такие же черствые, посредственные, не желающие знать иной жизни, кроме той, которую ведут. Для них чужды высокие идеалы и даже образование считают чем-то ненужным. Калиновцы даже не могут представить себе не могут более яркую и интересную жизнь, жизнь наполненную смыслом. И в этом обществе проходит жизнь Катерины, которая всю жизнь отличалась свободолюбием и яркими мечтами.
В такой окружающей ее обстановке и обществе трудно выделить кого-то конкретного, кого можно было бы обвинить в гибели Катерины. Неудовлетворенность жизнью превращается в трагедию для нее. Светлое чувство любви к Борису только усугубляют ситуацию. Теперь это светлое чувство приносит постоянные страдания. Это чувство можно назвать и смертным приговором и даже освобождением. Теперь душа Катерины отправилась в вечный полет.
Катерина была верующим человеком и самоубийство было для нее страшнейшим грехом. Она, безусловно, могла бы найти иной выход, но драма в том, что ее жизнь не зависела полностью от нее, балы сильнейшая зависимость от мнения и действий окружающих ее людей. Но в ее окружении были люди односторонние, темные и потерявшие всякие надежды. Каждого из них можно обвинить в равной степени в гибели Катерины. Они не уберегли ее от такого рокового шага, а наоборот всячески поспособствовали и подтолкнули ее к могильной плите.
Не прав и муж Тихон, который постоянно приписывает своей матери убийство. Его самого можно назвать убийцей, ведь он никогда в жизни не мог понять и поддержать свою жену и принять ее заботу, ласку, тепло. В такой ситуации получается, что смерть была единственным и самым верным спасение для Катерины.

Все драматические события в пьесе «Гроза» протекают в небольшом провинциальном городке Калинове, что находится на берегу могучей русской реки Волги. Поэтически возвышенно начало пьесы. Перед нами — волжский пейзаж. Крутой обрывистый берег, бескрайние сельские просторы и русская раздольная песня «Среди долины ровные, на гладкой высоте…». И рождается в душе ощущение необъятных возможностей русской жизни.

Заканчивается пьеса. И вновь мы на берегу Волги. Тот же высокий крутой обрыв. Только ощущение иное. Наступает развязка, завершаются нравственные муки Катерины. С одной стороны, величественный, светлый волжский вид, а с другой – волжский омут, в пучине которого должна найти свой конец Катерина. Уже это парадоксальное соединение поэтического и прозаического, светлого и мрачного наводит нас на мысль о том, что жизнь в условиях этого города доводит людей до отчаяния, что конфликт неизбежен.

В этих условиях живет и мучается Катерина; жизнь ее оказалась настолько невыносимой, что единственным выходом из жизненного тупика для нее стала смерть. Неизбежна ли гибель Катерины? Был ли у нее путь спасения? Кого винить в гибели героини? – вот вопросы, встающие перед нами. И ответить на эти вопросы, понять причины трагической развязки мы не сможем правильно, если не будем иметь представления о характере ее, воспитании, образе жизни до ее замужества. Как самые счастливые воспоминания хранит Катерина в памяти воспоминания своего детства. Маменька души в ней не чаяла, наряжала, как куклу. Жила Катенька, как птичка на воле, ни о чем не тужила. Слушала недосужие рассказы странниц, которые «по немощи» своей далеко не ходили, но слышать слыхивали, вышивала золотом по бархату, поливала цветы.

А главное, как вспоминает Катерина, «…до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду… Молиться любила до самозабвения: …все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается». Церковная обстановка, церковное пение, служба погружали ее в какой-то поэтический мир сказочных образов. Катерина религиозна. Ее вера в Бога искренна, глубока, органична; это переживание чего- то доброго, величественного, духовного.

Катерина – натура поэтически – восторженная. Ей иногда кажется, что она птица: «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но в этой поэтически восторженной натуре рано сказалась сила характера: «Такая я уж зародилась, горячая! Я еще лет шести была… Обидели меня чем –то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять?» В исследовании причины гибели Катерины нужно помнить и то обстоятельство, что она – дочь своего времени. Времени, когда девушки не выходили (как говорят сейчас) замуж, их выдавали, замуж. Приходило время (лет 16 – 17), им родители говорили, что пора замуж, засылались сваты, и девушки выполняли волю родителей. Катерина хочет быть вольной, как птица, свободной. Но понятие «свобода» у нее олицетворяется с понятием любви. Любви по зову сердца. Для неё любовь становится формой освобождения, возможностью отстоять свое право на жизнь.

Но Катерину выдали замуж за Тихона в дом Марфы Игнатьевны Кабановой. Вольная птица сразу оказалась в «железной клетке». В доме Кабановых все было по- другому. Домостроевские порядки, установленные Кабанихой, требовали полного подчинения старшим. Не искренние чувства, не от сердца идущие порывы, а лишь внешние выражения каких – то благочинных правил, суть которых состояла в покорности и страхе. Это унизительно для Катерины, ей стыдно за Тихона, который безропотно выносит все укоры «маменьки». «Да здесь как будто из-под неволи. Да и на воле словно связанный», — признается Катерина Варваре.

В порыве нежности, провожая мужа в дорогу, она кидается ему на шею. Таковы ее искренние чувства, идущие от сердца. Но в ответ слышит властное: «Чего на шею – то виснешь, бесстыдница! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!». «Порядок» Кабанихи требует, чтобы жена, проводив мужа, еще час – полтора «выла». Катерина пока терпит, но чувствуется, что столкновение неизбежно. На обиду Кабанихи она ответит: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» «Эка важная птица», — произнесет свекровь в ответ с издевкой, намекая, что засадит в скором эту «птицу» в клетку. Но не таков характер непокорной Катерины. Она как раз стремится к воле, желая освободиться от клетки. Положение Катерины усложняется еще той жизненной ситуацией, в которой она окажется. Она полюбила Бориса, племянника Дикого.

С одной стороны, Катерина, искренне впервые полюбив, понимает, что она имеет право на свое женское счастье. Но Катерина – мужняя жена, а «ведь это страшный грех, что я другого люблю». Она потому и боится грозы. Ей не то страшно, что убить сможет, «а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». Для Катерины не только «деяния», помыслы лукавые греховны. Внутренняя борьба между чувством и долгом (она ведь и Тихона обманывает), между чувством и страхом греха низводят Катерину нравственными терзаниями. Она не может жить по нравственным правилам «темного царства» — живи, как хочешь, делай, что хочешь, лишь бы все «шито да крыто» было. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Суд собственной совести не дает ей покоя, поэтому Катерина предчувствует в душе какую-то беду; пророческие слова барыни: «Все в огне гореть будете неугасимом», — она принимает на себя. Нравственные терзания обостряются, загоняют Катерину в тупик. С одной стороны, о своей любви к Борису она скажет: «Точно я снова жить начинаю…». С другой, страшась греха, она испытывает нравственные терзания.

Трагедия Катерины в том и состоит, что любовь свою к Борису она считает страшным грехом, за который ей в «гиене огненной» кипеть, когда придет час божьего суда. Не помог ей освободиться и Тихон.«Тиша, голубчик, кабы остался, либо взял меня с собой, как бы я тебя любила… Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную…». Но Тихон, занятый только своими мыслями о том, что две недели над ним никакой грозы не будет, полная свобода впереди, не мог по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Отрежет ей путь спасения, и Борис: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле я еду…». Душевно мягкий и деликатный, образованный… Он-то как раз все понимал, что творилось в душе Кати. Знал… А спасти – силы характера не достало. Как скажет Добролюбов: «Образование не позволило ему делать пакости, но и не научило противиться им». Остается только сожалеть, что волевой Катерине довелось встретить на своем пути характер безвольного, человека, который не только подчиняется капризам своего дядюшки, но и сознательно терпит их. И полюбила его Катерина скорее на безлюдье, не похожего на других калиновцев.

Произнесет Катерина одну фразу: «Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их». А детки не спасли был Катерину от трагической развязки? Не знаю, но наверняка жизненная судьба ее сложилась бы иначе. Детки для нее, мне кажется, могли бы стать и смыслом жизни и той возвышенной, но материнской любовью, которой так недоставало ей.

А пока… Свободно любить Катерине нельзя. Встречаться с любимым тайно… Природная правдивость не позволяет ей жить обманом. Самым напряженным моментом внутренней борьбы Катерины между чувством и долгом станет сцена с ключом. Побеждает чувство: «Бросить ключ? Нет, ни за что на свете! Будь что будет, а я Бориса увижу!…» Но как мучительны для Катерины эти свидания. Муки совести («ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!») по-прежнему терзают ее.

Но чувство Катерины глубоко, жажда любви настолько велика, что она решилась, пойти против самой себя, своих нравственных устоев, которые считала для себя святыми. На осторожное слово Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!», — Катерина решительно окажет: «Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!». Кажется, что Катерина преодолела страх греха, не страшен ей теперь и людской суд. Самым страшным теперь для Катерины становится мысль: «как запрут на замок, вот смерть! А не запрут, так уж найду случай повидаться». Но что же победит – чувство или голос совести?

И вот кульминационный момент…Неожиданно возвращается Тихон. Как жить ей дальше? Обманывать она не сможет. Как быть ей с собственной совестью? Жизненные тиски сошлись, кажется, со всех сторон. Все восстало против нее. Зловеще нависло предгрозовое небо («Ровно шапкой так и накрыло). Катерина услышит случайно оброненную фразу: «… помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет… Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит…». За ней появится полусумасшедшая барыня со своими предсказаниями. Пытаясь молитвой облегчить, нравственные муки свои, Катерина подойдет к стене и, опустившись на колени, подняв голову, увидит «гиену огненную». Внутреннее состояние ее не выдерживает психологического напряжения, и она тут же прилюдно, «на миру», кается в своем грехе. Нет, не смогла жить обманом, суд совести оказался выше.

Сценой покаяния Катерина освобождает себя от нравственных терзаний, но тем самым осложняет и без того тягостное свое существование. Путь к спасению отрезан. Борис оказался слаб душой. Можно вернуться в дом Марфы Игнатьевны, покаяться, попросить прощения. Но для Катерины, «что домой, что в могилу – все равно. Опять жить? Нет, нет, не надо… И люди мне противны, и дом мне противен… Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»

Нет, непокорная Катерина находит выход из тупика. Финальная гроза – это символ той грозы, которая нависла над Калиновым. Неслучайно пьеса заканчивается народной сценой, узел семейных событий распутывается «на миру». У всех на виду обнажились бесчеловечные основы «темного царства»! Безропотный Тихон трезвеет и произнесет свои веские слова: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…». Общественное отношение к семейной драме Кабановых выскажет в открытом упреке и Кулигин: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Смерть Катерины взметнула стоячий мир Калинова. В самой ее смерти, как заметил еще Добролюбов, есть что-то «освежающее и ободряющее».

Но кого же винить в гибели Катерины? Она нашла выход из «тупика». Но кто ее к нему довел? Можно согласиться с Тихоном, который бросит: «Маменька, вы ее погубили».

Можно обвинить Бориса, отказавшегося взять Катерину с собой.

Но мне ближе другое исследование: «Невыносим для Катерины собственный суд над собой. Потрясены ее нравственные устои. Это не просто «семейный обман», произошла нравственная катастрофа, нарушены извечные в глазах Катерины нравственные установления». Действительно, «Гроза» – это не трагедия любви (не отказ Бориса убивает Катерину). Это скорее всего – трагедия совести. Так и не смогла Катерина преодолеть греховность своей любви к Борису. Вот это безнадежное отчаяние примирить совесть с любовью к нему и непримиримость, отвращение к домашней тюрьме, к неволе и является причиной ее гибели. В ней самой, в ее любви, в ее душе, ее нравственных представлениях и высокой моральной требовательности и кроется причина трагического исхода ее из жизни.

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Она попала сюда, как только вышла замуж за Кабанова. Раньше, когда она жила с матерью, она была по-настоящему счастлива. Эти времена, прошедшие навсегда, она вспоминает с грустью: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью». Она вспоминает, как прекрасно жилось ей на воле. Но, попав в дом Кабанихи, она погрузилась в мир зла, жадности, обмана. Сама Кабаниха постоянно оскорбляет и унижает Катерину, презирая ее, она опасается, что Тихону «жена милее матери». Она его ревнует: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Кабаниха все время твердит сыну, чтобы тот и прикрикнул на Катерину, и пригрозил ей. От той же ревности она не дает ей покоя угрозами и намеками, хотя Катерина ей не перечит. У Кабанихи такой характер, что она может усмирить самого Дикого.


Ее сын Тихон – абсолютно безвольный человек, он полностью подчиняется матери и, уезжая от нее, ведет разгульный образ жизни. Хотя он и любит Катерину, он все равно ничего не может сделать, чтобы ей помочь, т.к. боится Кабанихи. Он не понимает ее души, ее стремлений и не думает ее защищать, а выполняет волю матери, причем, повторяя при этом каждое ее слово. Уезжая, он делает все так, как велела Кабаниха.


Сестра Тихона Варвара уже давно привыкла ко всяким предрассудкам и запретам Кабанихи. Она поставила себе цель и добивается ее несмотря ни на что. В разговоре с Варварой Катерина рассказывает ей обо всем, о чем думает, полностью ей доверяя. Когда Варвара узнает, что Катерина любит не мужа, а другого человека, она ее не осуждает, а, напротив, говорит: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет». Она считает, что человек должен строить свое счастье сам: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся! Так какая ж неволя себя мучить-то!» Она же устраивает Катерине и встречу с Борисом, всячески способствуя ей.


Борис может быть и любит Катерину, но он также не понимает ее и не может ничем ей помочь. Он не может бежать с ней, потому что зависит от своего дяди Дикого. Встречаясь с ней тайно, он знает, что все это не приведет к добру и рано или поздно всем будет известно об их связи, вся ответственность падет на Катерину.



Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была непохожа на других. И после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти.

Катерина - "Светлый луч в тёмном царстве",говорил Добролюбов,но почему?Катерина совершила страшный грех и ей не может быть оправдания!Но не зря Островский использовал выражение "тёмное царство" - не всё так просто,как может показаться на первый взгляд.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство.Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением ("И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду").

В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" - говорит она. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается...Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя.Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

Смерть Катерины неслучайна.Она вынужденная и мучительная.Решение Катерины было осознанным,тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством".

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения