Какие душевные качества обломова привлекают штольца. Какие душевные качества обломова привлекают штольца Образ Обломова: погруженный в задумчивость

Характеристика Штольца - одного из главных героев знаменитого романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» - может восприниматься неоднозначно. Этот человек - носитель нового для России разночинского менталитета. Вероятно, классик хотел изначально создать в его облике отечественный аналог образа Джейн Эйр.

Происхождение Штольца

Андрей Иванович Штольц - сын приказчика. Его отец Иван Богданович приехал в Россию из Германии. Пытался он перед этим найти В России же устроился управлять хозяйством, где скрупулезно и умеючи заведовал поместьем, вел учет. Сына воспитывал достаточно сурово. Он у него работал с юных лет, был «личным водителем» - правил рессорной тележкой, когда отец разъезжал в город, на поля, на фабрику, к купцам. Старший Штольц поощрял сына, когда тот дрался с мальчишками. Преподавая науки в деревне Верхлево для детей помещиков, дал основательное и своему Андрюше. Мама Штольца была русской, поэтому родным языком для него стал русский, а по вере он был православным.

Конечно же, Штольца с Обломовым, не умеющим организовать свою жизнь, будет явно не в пользу последнего.

Карьера

Молодой немец блестяще окончил институт. Сделал карьеру по службе. Гончаров рассказывает урывками фраз других людей. В частности, о чине Андрея Штольца мы узнаем из фразы, что по службе он «за надворного перевалил». Обратившись к табели о рангах, находим, что «надворный советник» есть председатель надворного суда, по чину равен подполковнику. Таким образом, Андрей Штольц по образованию юрист и заработал полковничью пенсию. Это сообщает нам роман «Обломов». Характеристика Штольца показывает преобладание в его характере деловой жилки.

После выхода в отставку тридцатилетний мужчина занялся коммерческой деятельностью в торговой компании. И здесь у него были хорошие перспективы для карьеры. По работе ему доверяли ответственные миссии, связанные с командировками в Европу и разработкой новых проектов компании. Деловая характеристика Штольца, данная романом, основательна и перспективна. 40 тысяч рублей отцовского капитала за пару лет работы в торговой компании он уже успел выгодно вложить и превратить в 300 тысяч рублей. Для него реальна перспектива нажить миллионное состояние.

Близкие люди

Штольцу присущ дух товарищества, сотрудничества. Он тратит время и силы, чтобы вырвать своего друга Обломова из паутины лени, пытается устроить его жизнь, познакомив с замечательной девушкой Ольгой Ильинской. Лишь когда Обломов от продолжения знакомства с ней отказался, Штольц, рассмотревший, что за сокровище - Ольга, начал ухаживать за ней. Мошенникам, пытавшимся совершенно разорить беспечного Илью Ильича Обломова, пришлось в конце концов иметь дело с ним - жестким, проницательным. Он же произносит слово, ставшее нарицательным - «обломовщина». После болезни и смерти Ильи Ильича супруги Штольцы берут на воспитание его сына Андрюшу.

Выводы по образу Штольца

Вместе с тем следует признать, что авторская характеристика Штольца - единственный изъян сюжета романа, как подтвердил сам Гончаров. По замыслу, Андрей Иванович должен был получиться идеальным человеком будущего, органично сочетающим в себе с генами отца прагматичность, а по наследованию от матери - художественный вкус, аристократизм. В действительности же получился типаж зарождающейся в России буржуазии: деятельный, целеустремленный, не умеющий мечтать. Критически к нему отнесся Чехов, согласившись с промелькнувшей в романе негативной характеристикой - «продувная бестия». Антон Павлович развенчал в прессе Штольца как человека будущего, с ним был согласен и Николай Александрович Добролюбов. Очевидно, что гончаровская характеристика Штольца переборщила с рассудочностью и приверженностью рациональному мышлению. Эти качества у нормального, живого человека не должны быть гипертрофированы до такой степени.

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» - одно из самых неоднозначных произведений русской литературы. Именно в этом романе нашли отражение не только эпохальные проблемы изменения помещичьей жизни и нравов современного Гончарову человека. В «Обломове» выражается в своём роде революционная идея становления нового типа русского человека. Эта идея буквально раздвинула границы эпохи, вышла за её пределы.

Весь роман «Обломов» построен на приёме антитезы. И важнейшим противопоставлением стали два героя, две центральные фигуры произведения - Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц - персонажи, которых зачастую называют антагонистами друг друга. Но противостояние, различия героев и приведут в конечном итоге к некоему компромиссу, решению сложного конфликта.

Илья Ильич - герой, которого редко называют положительным. Это русский барин, помещик, привыкший к праздности. Обломов с гордостью говорит о себе:

«Я барин. Я ничего не умею».

И он действительно ничего не умеет. С самого детства окружённый слугами, мамушками и нянюшками, выросший в деревне, не знавший трудностей жизни, он привык к неспешному течению жизни, к постоянству - такой была жизнь в его родном доме. Она, по выражению автора, текла, «как покойная река». И слово «покойная» выбрано неслучайно: это не просто устаревшая форма слова, а его двойной смысл. Жизнь в Обломовке не только спокойная и размеренная. Она… мёртвая, погибающая, затухающая. Такой выдалась и жизнь главного героя.

Однако невозможно назвать Обломова отрицательным персонажем. Он - воплощение русской нравственности, русского менталитета, образец русского характера. Обломов щедр, добр и мягок, нежен. Он честен не только с окружающими, но и с самим собой: ему противно лицемерие Петербургского света, поэтому Илья Ильич предпочитает леность пустой деятельности. Его праздный образ жизни - результат крайнего проявления именно русского качества, любви к человечеству. Это есть самый настоящий протест светскому обществу.

С самого детства Илья Ильич был окружён заботой, вниманием, обласкан родителями и слугами, которые обожали маленького Илюшу. Но эта любовь приобрела гипертрофированный характер, оказалась чрезмерной и привела к гибели героя. С детства не привыкший утруждать себя (ведь в доме были слуги, которые нужны как раз для труда), он не смог заставить себя действовать даже тогда, когда это было необходимо. Как точно выразился Гончаров, «всё началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить».

Штольц же - полная противоположность Обломова. Даже внешне он противопоставлен главному герою. Если Илья Ильич представляет собой человека пышного, мягкого, с нежными руками, то Штольц же напоминает «кровную английскую лошадь» - резкий, с острыми чертами лица, с быстрой речью. Отец Штольца - деятельный человек. Он приучил сына трудиться, добиваться всего самому, чтобы не пропасть в жизни. Но этот человек недодал ему любви – того, что было в избытке у Ильи Ильича.

Два человека - две противоположности, острое социальное противоречие. Успешный, но сухой душою человек - и добрый, отзывчивый, но абсолютно беспомощный. Это противостояние деятельности и духовности у Гончарова находит решение, своеобразный компромисс. И это… маленький Андрюша Обломов - сын русского душою Обломова, выращенный, воспитанный привыкшим к труду немцем Штольцем.

Автор, несомненно, предполагает, что смешение этих противоположностей приведёт к хорошему результату. Именно Андрюша станет тем идеальным человеком своего - и нового тоже - времени, поскольку он впитает в себя лучшие качества героев-антагонистов.

Эта идея становления нового типа человека, разумеется, выходит за рамки своей эпохи. Подобно Тургеневу, предсказавшему в своё время появление поколения Базаровых, Гончаров создаёт облик нового типа личности, которой суждено изменить свою эпоху - и время, которое за ней последует.

Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:

· После каких обстоятельств взбунтовался Обломов против «этой вашей петербургской жизни»?

· Как на протяжении сцены обыгрываются ставшие уже привычными образы-символы (диван, халат, туфли)?

· Почему в начале спора в своих обличительных высказываниях Обломов противопоставляет два понятия: «свет» и «жизнь»? Понял ли это Андрей?

· Почему большую часть «поединка» Обломов говорит длинные речи, тогда как Штольц лишь парирует их короткими, хлёсткими ударами, подливая масла в огонь, а в процессе диалога друзья практически дважды меняются местами?

· Что считает «жизнью» каждый из героев?

· Чем отличается обрисованный Обломовым идеал от жизни Обломовки и последующего пребывания Ильи Ильича в доме Пшеницыной?

· В чём убедился Штольц?Чем он разбередил душу Обломова?

· Чем Обломов, в свою очередь, в конце сцены тронул душу Андрея?

· Почему важно заглянуть в начало следующей, 5-й главы?

Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)

Спор друзей разразился в тот момент, когда Штольц в очередной раз зовёт Обломова куда-то ехать, что-то делать, и они целую неделю разъезжают по всяким делам. «Обломов протестовал, жаловался, спорил, но был увлекаем и сопутствовал другу своему всюду», - пишет автор. Но в очередной вечер, «возвратясь откуда-то поздно», Обломов взорвался: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» После вопроса Штольца: «Какая же тебе нравится?» - Обломов разразился резким, едким и длинным монологом о бессмысленной суете, в которой нет «целости» и нет человека, который «разменялся на всякую мелочь». Длинные сатирические речи Обломова изобличают и свет, и общество, и картёжные игры без «задачи жизни», и занятия молодёжи, и отсутствие «ясного, покойного взгляда», и «непробудный сон», в который погружено на самом деле суетливое и деятельное, на первый взгляд, общество. В этом монологе, лишь изредка прерываемом Андреем короткими, острыми возражениями или вопросами, обнаруживается недюжинный ум и сатирический талант Обломова.

Монолог Ильи Ильича заканчивается ключевой фразой: «Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…» На вопрос Андрея, в чём же этот идеал, Обломов нашёлся ответить не сразу, а лишь после долгого диалога с короткими репликами обоих. Штольц в этом диалоге иронично подтрунивает над неловкими попытками Обломова хоть что-то объяснить другу, но затем, видимо, раззадоренный этой иронией, Илья Ильич начинает подробно описывать то, как бы он «проводил дни свои». Это описание длинное, доброе и поэтичное, даже суховатый Штольц замечает: «Да ты поэт, Илья!» Воодушевлённый, захвативший в это время беседы инициативу Обломов восклицает: «Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Идеал Обломова не в неподвижности, в которую он, кажется, окунулся сейчас, Илья в этом рассказе наоборот очень подвижен и поэтичен, идеал этот заключается в том, чтобы всё было «по душе», искренне, честно, свободно, размеренно, «что в глазах, в словах, то и на сердце». И он, Обломов, участвует в этой жизни деятельно: составляет и дарит жене букет, ведёт разговор с искренними друзьями, удит рыбу, берёт ружьё, хотя, конечно, и в этом рассказе часто проскальзывают обломовские неподвижность и чревоугодие. «Это жизнь!» - подытоживает Обломов и тут же натыкается на альтернативный ответ: «Это не жизнь!» И именно в этот момент на сцену романа является впервые слово «обломовщина», которое произносит Штольц. Затем он при каждом новом возражении Обломова повторяет это слово в различных интерпретациях, не находя при этом более убедительных доводов против обломовской логики о том, что вся штольцевская «беготня взапуски» есть та же «выделка покоя», имеет ту же самую цель: «Все ищут отдыха и покоя».

Здесь Штольцу всё же удаётся перехватить инициативу напоминанием о совместных мечтах молодости, после чего уверенность Обломова исчезает, он начинает говорить неубедительно, с многочисленными паузами (автор использует многоточия), запинками. Он ещё вяло сопротивляется: «Так когда же жить?.. Для чего же мучиться весь век?» Штольц сухо и бессодержательно отвечает: «Для самого труда». Здесь так же автор не на стороне Штольца, ведь труд как самоцель действительно бессмысленен. По сути дела, герои в этот момент так и остаются при своих позициях. И здесь Штольц вновь применяет единственный выигрышный приём – ещё раз напоминает Илье о детстве, мечтах, надеждах, завершая эти напоминания опорной фразой: «Теперь или никогда!» Приём срабатывает безотказно. Обломов растроган и начинает свою искреннюю и чистую исповедь об отсутствии высокой цели, об угасании жизни, о пропаже самолюбия. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал…» Искренность Обломова разбередила душу Андрея, он словно клянётся другу «Я не оставлю тебя…» В конце 4-й главы кажется, что победа в поединке осталась за Штольцем, но в начале 5-й происходит комическое снижение и по сути дела уничтожение этой «победы».

Альтернатива Штольца «Теперь или никогда!» переходит для Обломова в гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», но вначале Обломов хочет что-то написать (начать действовать), взял перо, но в чернильнице не оказалось чернил, а в столе – бумаги, а затем, когда уже, казалось, решил ответить на гамлетовский вопрос утвердительно, «приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю, и сел опять». Отсутствие чернил и бумаги и непопадание в туфлю возвращают Обломова в прежнюю жизнь.

Впереди ещё будет вся история с Ольгой, внутренняя борьба в душе Обломова ещё далеко не закончена, но в истории взаимоотношений Обломова и Штольца, да и в возможной судьбе Обломова после этой сцены акценты уже расставлены. Даже сам И.Гончаров, веривший в возможность соединения в русском человеке обломовской душевности со штольцевской деловитостью и практичностью, похоже, понимает в этот момент своего повествования, что герои так и останутся при своём: ни из Обломова, ни из Штольца, как первоначально хотел автор, подобного идеала не получится. Одному помешают лень, созерцательность и поэзия, которые не совместимы с современной героям повседневностью, другому – бескрылость и отказ от всяких размышлений о смысле жизни. Автор и читатель мучительно сознаёт после этого спора, что подлинный идеал, который бы совместил в себе чистоту и деловитость, недостижим. Вот почему, несмотря на то что героев ждёт ещё немало испытаний, этот спор об идеале можно считать ключевым эпизодом романа. Так и произойдёт впоследствии, когда каждый из героев найдёт свой «покой»: Обломов – сначала уютный и сытный, но лишённый поэзии дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, а затем – смерть, а Штольц – тихую гавань с мучающейся от потери смысла жизни Ольгой, не узнавшей вовремя своего возможного счастья с Обломовым.

В эпизоде спора друзей главным оказывается вопрос о цели и смысле жизни человека, и именно этот вопрос является решающим для всего романа. Как истинный большой художник, И.Гончаров ставит этот вечный вопрос, а ответ оставляет открытым. Потому стоит признать, что никто не победил в споре друзей в рассмотренном эпизоде большого романа.

Что такое настоящая дружба? Это, прежде всего, понимание, желание помочь, поддержать человека в трудную минуту.

Ко многим ли людям мы испытываем такие чувства? Конечно же, нет. Их единицы. Настоящие друзья – это подарок судьбы. Далеко не всем везёт встретить таких людей в жизни. Но если удача на вашей стороне – вы никогда не будете одиноки, и всегда сможете ощутить незримое присутствие друга, ведь он уже живёт у вас в сердце.

Если взглянуть на героев романа Гончарова «Обломов», можно подумать, что Илья Ильич и Штольц – иллюстрация настоящей дружбы.

Но так ли это?

Эти герои знакомы с детства, знают друг друга очень хорошо. Штольц испытывает к Обломову нежные чувства, всячески стремится расшевелить его, заставить жить активной жизнью, так как сам является очень «подвижным» персонажем. Он пытается подогнать характер Обломова под себя, как не грустно, ломая его. Разве настоящие друзья поступают так? Нет! Они принимают тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками, ценя достоинства, не уничтожая индивидуальность. Конечно, эти его действия – это своеобразная забота, но нужно знать меру.

Штольц, общаясь с Ильёй Ильичом, также получает «дозу» душевного тепла, которого ему так не хватает в жизни - мне кажется, это главная причина его «дружеских чувств». Он является самым настоящим потребителем. Кроме того, я думаю, Штольц, видя уйму недостатков в Обломове, сравнивая его с собой, занимается самолюбованием. Та принципиальная разница, которую видно за километр между этими двумя героями, дарит Штольцу неоспоримое преимущество, которым он с удовольствием пользуется.

Конечно, понимая все эти нюансы, мы можем сделать далеко нелицеприятные выводы о Штольце. Но, с другой стороны, он, не смотря ни на что, всегда готов прийти на помощь Обломову, что видно в эпизоде, где Тараньтьев обкрадывает Илью Ильича, а Андрей помогает главному герою выпутаться из истории. Кроме того, ведь и чувства Обломова не случайны. Не может он любить человека недостойного. Илья Ильич – тонко чувствующая натура, он увидел в Штольце черты прекрасного сердца. Мы можем не сомневаться, со стороны Обломова о подлинности дружбы не может быть и речи, он свято верит в Андрея. Со стороны Штольца же – вопрос спорный.

Роман Гончарова «Обломов» помогает нам разобраться в том, какую роль в жизни человека играет дружба, благодаря тому, что предоставляет богатый пример её перипетий. Обломову от Штольца ничего не нужно, просто Штольц – его единственный друг. С кем же ещё ему обсудить свои мысли и чувства? Благодаря описанным взаимоотношениям Обломова и Штольца в полной мере раскрылась суть этих героев и различий их характеров.

Тема : «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

И.А. Гончарова «Обломов»).»

Задачи:

образовательные:

    формировать навыки характеристики литературных персонажей;

    помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

развивающие:

    развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    развивать навык работы с художественным текстом; навык анализа персонажа художественного произведения;

    совершенствовать навык парной и самостоятельной работы;

    способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений;

    способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

    способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

воспитательные:

    воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

    воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы;

    воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

    воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения: эврестический, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова, иллюстрации к роману "Обломов", проектор, экран, раздаточный материал, мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

ХОД УРОКА

Эпиграф : «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова» И.С. Тургенев.

Слово учителя : Обломов и Штольц – в широком смысле, - есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

І. Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток:обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова "Обломов" – это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.

Ответы учащихся: Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя: Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

Сформулировать ответ на проблемный вопрос урока : "Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

Обломов и Штольц - друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.

Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущей дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. В нём нашла своё отражение определённая тенденция русской жизни – стремление к личной независимости. Штольц – это буржуазный делец. К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая её временной болезнью общества).

Сопоставление героев на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.

Знакомство с героем

О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

В связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

В связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1–2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Его воспитание - трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Так почему же Обломов и Штольц - друзья?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо...”

3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора - КАК ЖИТЬ?! (вносим в заглавие темы урока).

Просмотр эпизода. После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы. Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:

Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

(Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

Ориентировочные варианты ответов:

    • «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»

      «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

      «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»

      «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом»

      «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»

    Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.

    • Обломов о петербургской «обломовщине» (Штольц не воспринимает слов Обломова всерьез, иронизирует над ним)

      Обломов о своем жизненном идеале (Штольц не оставляет «небрежно насмешливого тона», не приемлет позиции Обломова)

      Исповедь Обломова (Штольц «слушает и угрюмо молчит»).

    Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?

    Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга?

    В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»? Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель?

    В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?

    Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?

    В чем все-таки причина угасания Обломова?

    Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод о роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Предполагаемый вариант ответа-вывода : Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

3. Образ Андрея Ивановича Штольца.

3.1. Происхождение героя. Просмотр фрагмента фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

3.2. Образование и воспитание.

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.

Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

3.3. Характер Штольца.

Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

4. Выводы о Штольце.

    Жизнь.
    Цель
    : “труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”.
    Восприятие : жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” - сказал Штольц».
    Принципы : иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”. “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

    Любовь. Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

    Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

    Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным - его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

    Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

5. Выводы об Обломове.

    Жизнь.
    Цель
    : прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
    Восприятие : колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
    Принципы : делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

    Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова.

    Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

    Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

    Отношения с окружающими . Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

    Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

III. Закрепление изученного. Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся: Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

Он боялся всякой мечты»

Ответ:

Ответ (Штольц):

1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив

2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению

3.стремление к личной независимости

4. к « обломовщине» относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.

ІV. Подведение итогов урока.

Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане (Цель: помочь учащимся через антитезу героя-«идеалиста» и героя-«практика» увидеть Россию на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной . В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем. Об этих двух типах людей, двух типах жизни писал А.И. Герцен в статье «О развитии революционных идей в России».

И.А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него “ходульным” (что делает - неизвестно), декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему (автору) эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы.

V. Домашнее задание.

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное - рационализм и равновесие.

- Чего больше всего боялся Штольц?

- Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ).

- Так почему же Обломов и Штольц - друзья? Что, кто является центром дружбы?

Суть спора - КАК ЖИТЬ?!

Анализ эпизода .

Как возникает спор?

Когда наступает перелом в споре?

- Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

    Сопоставление Обломова и Штольца.

«Больше всего он боялся воображения…

Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

отважно шагая через все преграды…»

Итог. Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

Для меня

Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Учитель: Что такое любовь? Иннокентий Анненский писал: «Любовь это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» В романе «Обломов» любовь – основа. Это чувство раскрывает характеры героев показывает их в развитии. Кого любит Обломов? (женские образы в романе. Рассказ уч-ся об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной)

Учитель: В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нём жизнь, действия, т. е. с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство непродвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало. Писатель верил во всеобъемлющую любовь и в том, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять его к деятельности.

Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова. Кроме главных героев, в романе даны внесюжетные персонажи. И один из них – это Захар.

Какую роль играет в романе Захар Трофимович Трофимов? Что мы узнаём о нём? (рассказуч-ка о Захаре) (часть первая, седьмая глава, часть вторая, глава третья)

В чём корни «обломовщины»? Какой эпизод романа помогает нам ответить на этот вопрос?

Учитель: Сон Обломова – эта картина детства героя. В которой Н. Добролюбов увидел средоточие дворянско-помещичьей «обломовщины» как жизни за счёт труда крепостных крестьян. Привычкой к ней критик и объяснил в своей статье всё последующее поведение и саму судьбу И.И. Обломова.

Насколько частей можно разделить сон Обломова? (на три части):

    1. Благословенный уголок земли.

      Чудесное страна.

      Корни «обломовщины»

    Аналитическая беседа.

    1. Какой смысл жизни обломовцев? (еда, сон, продолжение рода, а не духовные потребности.

Цикличность жизненного круга в его основных биологических проявлениях: родин, свадеб, похорон. Привязанность людей к одному месту.

Замкнутость и равнодушие к остальному миру)

    1. Какой по-вашему главный вопрос ставит Гончаров перед читателями (Что сгубило человека?)

      Что же сгубило человека? («обломовщина»)

      Почему не дружба, ни любовь не смогли победить жизненную апатию Обломова? (воспитание, социальные условия, бездуховное общество)

Учитель: Автор показал жизнь Обломова от колыбели до могилы. Сам Обломов понимает, что его губит. Штольцу он говорит: «Моя жизнь началась с угасания, начал гаснуть над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки. Сплетни, передразнивания, злую и холодную болтовню, пустоту»

О чем заставляет размышлять жизнь и судьба Обломова? (жизнь и судьба Обломова заставляют размышлять о сложных вопросах: как нужно жить, как должна быть устроена жизнь, что бы не погибал человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновений)

Каково место романа И.А. Гончарова «Обломов» в истории русской литературы? (роман занимает в истории русской литературы особое место. Гончаров создал произведение колоссальной обобщающей силы. Высокую оценку роману дали Добролюбов, Писарев, Дружинин. Как ни в одном другом романе, здесь цельно и полно отражена русская предреформенная действительность, показан русский национальный характер. Роман Гончарова по-прежнему остаётся в ряду выдающихся достижений русского реалистического искусства. Ещё Л.Н. Толстой говорил, что роман «Обломов» - это «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было.»

    Чтение стихотворения наизусть Н. Заболоцкого «Душа обязана трудиться»

    Учитель. «Сама жизнь и труд – есть цель жизни». На этой оптимистической ноте мы и закончим свой урок.

    Домашнее задание

Подготовка к тестированию по творчеству И.А. Гончарова.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения