Изобразил девочку на шаре. «Девочка на шаре», картина Пикассо: история создания и сюжет. Трагическая история с картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо

Одна из самых известных картин Пикассо.


В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж.

Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов.

Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко

подействовало на молодого Пикассо.


При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом» .

Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903-1904 годах.

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре» 1905 г. .
В творчестве Пабло Пикассо картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» ,

пришедший на смену «голубому» и еще сохраняющий в себе его отзвуки. .

Картина "Девочка на шаре" не относится к кубизму (как известно,Пикассо основоположник кубизма).

Действительно картина переходного периода. Классификация сложная, можно отнести к стилю модерн.

На холсте «Девочка на шаре» Пикассо изобразил бродячую труппу акробатов.

В центре композиции находятся двое артистов – девочка-гимнастка и силач.

Ребенок балансирует на шаре, репетируя свой номер.

Фигурка девочки грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие.

Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия.

Двое артистов резко контрастируют друг с другом.

С одной стороны, хрупкость и порывистость тоненькой девочки на шаре, а с другой – сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на

Основным выразительным средством Пикассо по-прежнему остается линия.

Но в отличие от картин «голубого» периода, здесь мы видим еще и перспективу. В полотне «Девочка на шаре» строится с помощью

нескольких горизонтальных линий и маленьких фигур на заднем плане (женщина с ребенком и белоснежная лошадь). Из-за этого

картина не выглядит плоской, в ней есть легкость и воздушность.

В качестве фона выбрано изображение голой пустыни или степи. Эта обстановка не слишком соответствует настроению цирка.

Тем самым художник подчеркивает, что жизнь этих людей не состоит только из веселья, ликования и аплодисментов зрителей.

В ней есть также нужда, горе, болезни.

Очень характерна и цветовая гамма, выбранная художником.

Голубой цвет, столь любимый Пикассо, остался лишь в одежде атлета и гимнастки.

А в остальном в картине преобладают оттенки розового цвета.

Картина жива и очень динамична, как художник добился такой динамики?

Рассмотрим картину в деталях, и, не вторгаясь в компетенцию искусствоведенья, изучим визуальные решения.
Первое, на что можно обратить внимание - противопоставление молодости и пластичности девочки опыту и силе атлета. Шар, на котором девочка удерживает хрупкое равновесие противопоставлен кубическому цирковому реквизиту, на котором сидит атлет.

Таким образом есть контраст и конфликт - не только между двумя персонажами, но и двумя состояниями человека, происходящими с ним в течение его жизни, конфликт поколений.
Обратим внимание, что конфликт не заявлен художником в действиях персонажей, на картине взаимоотношения скорее родственные, возможно - это брат и сестра, девочка открыта, взгляд атлета спокоен.
Все это достаточно очевидно и общеизвестно.

Посмотрим еще внимательнее.
Девочка нарисована в холодных тонах, атлет - в теплых.
Обычно холодные тона визуально характеризуют персонажа отрицательным и, возможно, это выглядит странно для миловидной девочки, которую нарисовал великий художник. Но, если вспомнить свой подростковый период - разве не лезли мы на конфронтацию со взрослыми по всякому любому поводу? Разве не нарушали сложившиеся в обществе правила - формальные и неформальные? Это заложенный природой механизм, дестабилизирующий общественную систему в целом, но, одновременно, раздвигающий границы общечеловеческого восприятия.

В цветах, которыми нарисована девочка, есть тревожность. Это и ее страх потерять равновесие, и тревога атлета за девочку, и тревога старшего за будущее юных.

Пластичность девочки контрастно подчеркнута статичной, спокойной осанкой атлета. В изгибах девочки - не только желание удержать равновесие, но и импульсивность характера, готовность к играм и провокациям, во взгляде атлета - солидность и готовность подхватить, поддержать, в мышцах и самой позе атлета - сила и готовность к быстрым, ловким движениям.

Направление девочки - вперед, на зрителя, в будущее. Атлет сидит спиной к зрителю, взгляд зрелого человека обращен в прошлое.
Возникающее движение времени подчеркнуто маленькой девочкой в красном платье, она логически завершает время внутри картины - детство, юношество, зрелость.

Теперь проведем несколько экспериментов.

Использовав графический редактор, поменяем тон девочки в теплый…

а еще - уберем людей…


…и лошадь с заднего плана.

С каждым внедрением в исходный замысел художника внутренняя напряженность и движение картины заметно снижается. «Исчезновение» лошади делает пейзаж безжизненным, лишает важной теплой эмоциональной составляющей картины. Пасущаяся лошадь - это равномерное, мирное, живое и теплое движение. Платьице маленькой девочки, развевающееся на ветру - еще одно важное движение, легкое и воздушное. Лишенная этих акцентов картина становится сухой, почти документальной зарисовкой, этюдом. И ничего в ней не провоцирует воображение зрителя на размышления о течении времени, о взаимоотношениях поколений, о новых веяниях и вечных ценностях. Картина перестает быть глубокой философской притчей.

Попробуйте в своем воображении убрать еще и красный бантик на голове девочки - картина «высохнет» окончательно.

После этого стоит еще раз оценить решения художника - внешне несложные - которые «зарядили» картину внутренней энергией, движением и пластикой.

источник

А вот ещё одно мнение...

Каждый в этой картине может увидеть что-то свое.

Человек с позитивными эмоциями может видеть позитивный смысл, а человек в подавленном настроении увидит в ней что-то зловещее.

Доказывает это и тот факт, что на картину было сделано очень много карикатур и выражений своего видения картины.

Кто-то вместо девочки на шаре изображает гвоздь, кто-то собаку, или птицу, голую женщину – да что угодно.

Есть даже множество скульптур, посвященных этой картине. Многие авторы скульптур хотели воплотить шедевр живописи в камне или бронзе, другие в героях мультфильма и карикатурах.

Тема картины востребована, и продолжает поражать фантазию людей.

По официальным источникам картина изображает жизнь бродячего цирка, на камне сидит арлекин, а девочка из младшего поколения тренируется для выступлений.

Лицо мужчины нахмурено и серьезно, он о чем-то размышляет и уверен в себе. Девочка веселая, беззаботная, но в тоже время, неустойчиво балансирует на шаре.

В картине нежность противостоит грубости, детская беззаботность контрастно смотрится на фоне
удрученной жизненным опытом мудрости. Движение показано на фоне спокойствия.

Тут есть и забота о подрастающем поколении, и в то же время в мужчине чувствуется неуверенность в собственном будущем. Мужчина немного склонен, что показывает его грусть, в то же время вся фигура девочки стремится вверх, ее руки направлены ладонями к небу, как символ стремления к счастливому будущему.

Место расположения акробатов - на открытой местности, где-то вдалеке видно женщину с ребенком и лошадь.

Просторы бескрайние, вдали несколько горизонтов, как символ свободы. Картина несет в себе глубокий смысл, где каждая деталь является частью единого целого.

В 2012 году в России была выпущена монета, на ней была изображена именно эта картина Пабло Пикассо."

СЕВЕРОВ А,С,

Что производит сильнейшее впечатление при взгляде на эту картину, так это контраст тяжести и легкости. Полотно стало сагой о равновесии, о взаимодействии человеческих темпераментов. «Девочка на шаре» — это размышления Пабло Пикассо о судьбе искусства и художника в целом.

Сюжет

Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе. Обычная сцена из цирковой жизни.

Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола, что делает его максимально устойчивым.

Девочка на шаре. (wikipedia.org)

Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение. В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты).

На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.

Контекст

«Розовый» период связан у Пикассо с общением с артистами цирка. Переехав в Париж в 1904 году, он был влюблен в этот город, в его шум и суету, в фонтанирующее разнообразие идей и событий. Несколько раз в неделю он наведывался в цирк Медрано, перезнакомился с артистами и решил написать большое полотно «Семья акробатов». В процессе работы он далеко ушел от первоначальной задумки.


Семья акробатов, 1905. (wikipedia.org)

То, что сегодня мы знаем, как «Девочку на шаре», было эпизодом с мальчиком в «Семье акробатов», но в процессе художник отказался от этой части. Отдельный эпизод затем был оформлен в самостоятельное произведение, при этом мальчик стал девочкой.

Исследователи предполагают, что, работая над балансирующей фигурой, Пикассо взял за основу скульптуру Йоханнеса Гётца. Действительно, довольно сложно представить, что даже самый искусный акробат способен стоять на шаре долгое время.


«Мальчик, балансирующий на шаре», Йоханнес Гётц. (wikipedia.org)

Родился в семье художника. Именно отец научил ребенка рисовать, причем довольно рано. К 15 годам Пабло уже участвовал в городских выставках в родной Малаге. Было понятно, что у него один путь — в художники. Поучившись в Мадриде, но не справившись с академической скукой, молодой человек отправился в Париж, где тогда был сконцентрирован интеллектуальный и творческий цвет.

В Париже Пикассо пережил все — от непереносимой нищеты до сказочного богатства. Были времена, когда женщина, с которой он жил, не могла выйти на улицу — банально не было обуви. На Монмартре так жили многие творческие люди, и многие не выдерживали.


«Герника», 1937. (wikipedia.org)

Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы. Пикассо в те годы позволял себе все — и в творчестве и в жизни. Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. Он перестал употреблять наркотики, когда увидел тело повесившегося в мастерской немецкого художника. Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой.

Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс. Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее: модных сюрреалистов, политические пертурбации, войны, мирное время. Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.


«Алжирские женщины», версия О, 1955. (wikipedia.org)

Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Ему приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.

И после смерти он остается самым популярным, самым дорогим, самым плодовитым, самым-самым Пабло Пикассо.

Это одна из наиболее известных картин Пабло Пикассо, которая ознаменовала собой новый этап в творчестве художника. Этот период специалисты называют "розовым", и именно с этого момента в работах Пикассо можно наблюдать нотки позитива и жизнерадостности. Основными героями картин становятся циркачи и актеры, и это добавляет особенного шарма картинам.

Композиция

В данном случае художник изобразил девочку-гимнастку и силача из труппы бродячих акробатов уличного цирка. Девочка репетирует свой номер, балансируя на шаре, а силач спокоен и расслаблен.

Фигуры обоих персонажей совершенно различные, и они резко контрастируют друг с другом. Девочка хрупкая и тоненькая, вся напряженная, как струна, и наполнена грациозностью. Тело атлета огромное и мощное, его сила подчеркивается рельефными мышцами.

На фоне, позади девочки, виднеются другие персонажи сцены - женщина с ребенком, собака и лошадь. Они подчеркивают атмосферу, царящую на задворках бродячего цирка, а также помогают визуально создавать объем, что не было свойственно для картин Пикассо более ранних периодов его творчества.

Техника, исполнение, приемы

Основным приемом художника все равно остается четкая линия, но в отличие от картин "голубого" периода в творчестве мастера тут уже прослеживается более выраженный объем и реалистичность.

Пустынный желтоватый фон передает атмосферу жизни бродячих артистов за пределами сцены, демонстрирует бедность и скуку, которые окружают этих людей в обычном мире, где нет зрителей и аплодисментов.

Нужно отметить, что любимый голубой цвет автора, который ранее он активно использовал в своих картинах, тут остался только для подчеркивания фигур гимнастки и силача. Другие элементы композиции нарисованы в розово-желтых оттенках.

В молодом возрасте Пикассо отправился жить в Париж, где очень быстро подружился с местными цирковыми артистами, поскольку очень активно интересовался данным видом творчества. Именно поэтому в творчестве художника прослеживается достаточно яркая сюжетная линия, связанная с жизнью бродячих циркачей.

К слову, есть легенда, что идея фигуры акробатки, балансирующей на шаре, была позаимствована художником у известного скульптора Гётце. Правда, у немецкого творца в задумке был мальчик, а у Пикассо на картине тренируется именно девочка.

Изначально фигура задумывалась, как часть общей картины "Семья акробатов", но в итоге работы над проектом девочка на шаре стала самостоятельной идеей.

В Пушкинском музее города Москвы есть много замечательных картин, поражающих воображение истинных ценителей искусства и простых экскурсантов. Художники Моне, Ренуар, Ван Гог, Шагал - эти имена навек вошли в сокровищницу мировой живописи. И «Девочка на шаре» (картина Пикассо) - одно из тех гениальных произведений, перед которыми можно завороженно простаивать часами, наслаждаясь волшебной игрой цвета и света, поразительным мастерством великого художника. Эта картина, как сказка, в которую хочется верить, несмотря ни на какие глобальные сложности человеческого бытия.

«Розовый» период

Каждое произведение великого художника имеет свою историю. Эта картина не является исключением. Молодой Пабло Пикассо, обосновываясь в начале прошлого века в Париже, постигал мир богемы. В его бедной художественной мастерской зимой даже вода замерзала - так бывало холодно. А на Монмартре часто отключали электричество. Но зато на дверях мастерской красовалась надпись «Место встречи поэтов», радующая глаз. Мир богемы, отвергаемый обывателями, прочно входит в жизнь Пабло Пикассо. А тема родства и общечеловеческих отношений - в в тот период. Главные персонажи, герои картин - странствующие циркачи, комедианты, артисты и балерины, которые, вопреки общественному вкусу, приковывали к себе внимание молодого таланта, вызывали в нем неподдельное участие и интерес.

«Девочка на шаре», картина Пикассо

В ту пору (1905 год) художник зачастую склонен избирать самые обыденные сюжеты для своих произведений. Герои данной картины - бродячие акробаты - захватывают воображение Пабло Пикассо: девочка на шаре, хрупкая и нежная, атлет, олицетворяющий собой мужественность и надежность. Но автор не просто копирует жизнь. Он воссоздает ее своим искусством, мастерством. И произведение «Девочка на шаре» (картина Пикассо «розового» периода) - яркий тому пример! Мы словно бы видим грезы, любовь, преданность и нежность, силу и мужество. Необходимость друг другу, так как работа бродячих циркачей опасна и нелегка, а получают они за нее гроши.

Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре»: сюжет

На полотне изображены сидящий взрослый мужчина-акробат и хрупкая девочка, которая грациозно балансирует на шаре. Именно в противопоставлении этих двух фигур, их пластики и массивности, грациозности и силы, многие критики видят изюминку произведения. Тема дружбы, внутренней общности и взаимопомощи также просматривается в работе. Художника привлекает язык контрастов и пластики, способствующий созданию гармонии в композиции картины. Ведь согласитесь, если представить себе на миг только лишь балансирующую девочку, то без молчаливой поддержки сидящего циркача она моментально может потерять равновесие, соскользнув с шара. Согнутая под прямым углом нога мужчины воспринимается образно, как некая опора для хрупкой фигурки девочки.

Все волшебство, пронизывающее произведение великого мастера, основывается и на магии освещения, созвучии цветов, точности мазков. Словно бы у фигур нет чувства скованности, а пространство холста раздвинуто и наполнено воздухом. Одновременно с этим, автор использует и огрубление фактуры живописи, опрощение стиля, проявившееся в более ранние годы.

Несмотря на кажущуюся грубость изображения, произведение несет светлое и нежное настроение, описанное в розовых и голубых тонах, с оттенками пепельного. Эти тона дополнительно создают впечатление романтической реальности жизни.

История картины после написания

Известно, что Пабло Пикассо в 1906 г. был доволен, когда коллекционер Воллар купил у него аж 30 картин всего за две тысячи франков. После этого полотно побывало и в коллекции знаменитой и в собрании Канвейлера. Промышленник-коллекционер и благотворитель Морозов купил его в 1913 году уже за 16 тысяч. Так «Девочка на шаре», картина Пикассо, оказалась в России, где до сих пор и находится в музее имени Пушкина.

Изящная, миниатюрная «девочка на шаре» на картине Пабло Пикассо изначально была вовсе не девочкой

Картина «Девочка на шаре»
Холст, масло, 147 х 95 см
Год создания: 1905 год
Ныне хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве

На Монмартре, в обиталище бедняков и богемы, испанец Пабло Пикассо чувствовал себя среди родственных душ. Он окончательно перебрался в Париж в 1904 году и по несколько раз в неделю пропадал в цирке Медрано, имя которому дал любимец городской публики клоун Жером Медрано, соотечественник художника. Пикассо подружился с артистами труппы. Иногда и его принимали за акробата-иммигранта, настолько Пикассо стал своим в цирковой среде. Тогда же он начал писать большую картину о быте артистов. Среди героев полотна были ребенок-акробат на шаре и наблюдающий за ним старший товарищ. Однако в процессе работы замысел радикально менялся: по данным проведенных в 1980 году рентгенографических исследований, художник несколько раз полностью переписывал картину. На получившемся в итоге полотне «Семья акробатов» подростка на шаре уже нет. Оставшийся в эскизах эпизод живописец превратил в другую картину меньшего размера - «Девочку на шаре». По словам британского искусствоведа Джона Ричардсона, знавшего Пикассо, художник написал ее на обороте закрашенного мужского портрета из экономии, потратившись на холст и краски для «Семьи акробатов».

В России «Девочка на шаре» стала гораздо популярнее большой картины, с тех пор как была куплена в 1913 году меценатом Иваном Морозовым и оказалась в Москве. В Новороссийске в 2006-м акробатке с шедевра Пикассо поставили памятник.


Справа: Мальчик, балансирующий на шаре. Йоханнес Гётц. 1888 год

1 Девочка . Поза подростка вряд ли написана с натуры: даже опытный акробат не смог бы удержаться в таком положении дольше пары секунд. Джон Ричардсон видел источник вдохновения художника в бронзовой статуэтке «Мальчик, балансирующий на шаре», созданной Йоханнесом Гётцем в 1888 году. И на первых набросках этого сюжета у Пикассо, по мнению Ричардсона, была не девочка, а мальчик.


2 Шар . Ведущий научный сотрудник Эрмитажа Александр Бабин предположил, что шар, на котором балансирует акробатка, - это, по замыслу Пикассо, пьедестал богини судьбы. Фортуна традиционно изображалась стоящей на шаре или на колесе, символизируя непостоянство человеческого счастья.


3 Атлет . Ричардсон писал, что Пикассо, вероятно, позировал приятель из цирка Медрано. Фигуру силача художник сделал нарочито геометричной, предвосхищая новое направление - кубизм, одним из родоначальников которого вскоре стал.

4 Розовый . Период с конца 1904 по 1906 год в творчестве Пикассо условно именуют «цирковым» или «розовым». Американский специалист по искусству XX века Э.А. Кармин объяснял пристрастие художника этому цвету тем, что купол в цирке Медрано был розовым.

5 Пейзаж . Искусствовед Анатолий Подоксик считал, что местность на заднем плане напоминает гористый испанский ландшафт. Пикассо изобразил не нанятых в стационарный цирк артистов, а часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине.


6 Цветок . В данном контексте цветок с его недолговечной красотой - символ мимолетности, краткости бытия.


7 Лошадь . В те времена главное животное в быту циркачей. Лошади везли фургоны странствующих артистов, номера наездников обязательно включали в программу стационарных цирков.


8 Семья . Пикассо изображал циркачей в быту, с детьми чаще, чем на арене. На его картинах, отмечала искусствовед Нина Дмитриева, труппа - идеальная модель семьи: артисты держатся вместе в мире, где, подобно другим представителям богемы, считаются маргиналами.


9 Куб . Александр Бабин, приводя латинскую поговорку Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata («Престол Фортуны кругл, а Доблести квадратен»), писал, что статичный куб в данном случае служит пьедесталом аллегории Доблести, по контрасту с Фортуной на неустойчивом шаре.

Художник
Пабло Пикассо

1881 - родился в испанском городе Малага в семье художника.
1895 - поступил в Барселонскую школу искусств и ремесел.
1897–1898 - учился в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
1904 - переселился во Францию.
1907 - создал картину , в которой наметился поворот к кубизму и из-за которой пошли слухи, что художник сошел с ума.
1918–1955 - был женат на русской балерине Ольге Хохловой. В браке родился сын Пауло (Поль).
1927–1939 - роман с Мари-Терез Вальтер, дочерью модистки. У влюбленных родилась дочь Майя.
1937 - написал «Гернику», одну из самых известных антивоенных картин в мире.
1944–1953 - роман с художницей Франсуазой Жило, родившей ему сына Клода и дочь Палому.
1961 - женился на Жаклин Рок.
1973 - умер от отека легких на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви в Мужене, Франция.

Иллюстрации:Alamy / Legion-media, AKG / East News, National Gallery of Art

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения