Характеристика и образ бубнова в пьесе на дне горького сочинение. Сочинение Бубнов в произведении На дне (Образ и характеристика) Бубнов в произведении на дне

В социальной драме Горького На дне показана жизнь людей, которые оказались на самом дне. Все герои произведения живут среди разного сброда в ночлежке. Здесь и воры, и калеки, нищие и странники. Они стали ненужными, выброшенными из общества. Читая пьесу, понимаешь что здесь нет второстепенных и главных героев. Каждый человек здесь важен и важна его позиция. Как раз к такому типу и относится Бубнов, чью мы дадим в нашем сочинении.

Образ и характеристика Бубнова

Чтобы понять роль Бубнова в пьесе, нужно познакомиться с произведением, где Горький в цитатах дает описание созданного им образа. Из повествования мы знаем, что когда-то он был скорняком, создавая изделия из меха и кожи. Но его жена завела любовника, и бежит наш герой подальше от греха. Ведь в любую минуту мужчина мог не выдержать и убить их обоих. Вот и оказался Бубнов среди других персонажей в небольшом подвале. Долгое время он влачил свое существование в этом месте. Теперь он картузник и часто живет в долг, в том числе не платит вовремя и за ночлежку. Он фаталист и уверен что человек бессилен перед обстоятельствами. Ему остается лишь одно, принимать обстоятельства как есть, чему и следует герой драмы. Картузник уверен, что если судьбой написано одно, то нет смысла что-либо менять, ведь предначертанного не избежишь. И плывет он по течению, независимо от того, куда его несет.

По своему характеру Бубнов был жесток, без чувства поддержки и малейшего сочувствия. Так, на просьбу больной соседки не шуметь, он без зазрения совести бросает жестокие слова о том, что никакой шум не сможет помешать ее смерти.

Бубнов – второстепенный персонаж пьесы «На дне». Это бездомный сорока пяти лет, проживающий в ночлежке вместе с другими ее обитателями. Читатель обнаруживает его в самом начале повествования, сидящим на нарах в окружении остатков принадлежностей для изготовления картузов.

Раньше Бубнов владел картузной мастерской на пару с женой. Сам он был скорняком, работал с кожей, красил меха, из-за чего, по его словам, руки у него были по локоть желтые и не отмывались очень долго. Благополучной и безбедной жизни картузника Бубнова пришел конец, когда у его супруги начался роман с одним из мастеров. Оскорбленный Бубнов пытался решить это дело кулаками: бил жену и дрался с мастером. Однако их связь оказалась прочной, поэтому какое-то время Бубнов жил в так называемом любовном треугольнике. Его уже посещали мысли об убийстве жены, и он понимал, что дальше так жить нельзя. Тогда Бубнов принял решение уйти. Владельцем мастерской была супруга Бубнова, поэтому он остался на улице ни с чем. Из самодостаточного человека Бубнов в одночасье превратился в нищего. Равно как и других обитателей ночлежки, Бубнова можно назвать «бывшим» человеком.

Теперь он пытается зарабатывать, изготавливая шляпы из остатков материала, но безуспешно. За ночлежку он сильно задолжал, ведь свой заработок он пропивает. Он не скрывает своей слабости к алкоголю. Жизненная драма наложила свой отпечаток и на профессионализм картузника – он не в состоянии шить так же, как и раньше, ему лень. Из-за беспросветной апатии он не сразу замечает, что шьет гнилыми нитками. Он признается, что раньше руки его были постоянно в работе, а теперь руки у него «просто грязные».

Измена повлияла на мировоззрение Бубнова, сделала его безжалостным циником и фаталистом. По мнению Бубнова именно в такие тяжелые моменты проявляется истинная сущность человека. В характере Бубнова отчетливо заметно смирение со своей непростой судьбой. Он не видит смысла во лжи, потому-что ложь только «раскрашивает» человека, но рано или поздно любая «краска» сотрется. Он не смог пережить предательство жены, не нашел в себе сил жить дальше, а просто стал постепенно опускаться на дно. Бубнов не глупый человек, он прекрасно умеет разбираться в людях словно видит их насквозь.

Бубнов как персонаж выглядит довольно реалистично как по меркам тех времен, так и современности. Возможно Бубнову просто нужен некий катализатор, новый смысл жизни, но пока он не в состоянии увидеть его.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение по рассказу Дети подземелья Короленко

    «Дети подземелья» - эта повесть написана писателем В.Короленко достаточно давно. Но читая ее, в разные времена, разные люди не могли остаться равнодушными. В повести рассказывается не только о нищете и безразличии, но и о милосердии и сострадании.

Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно.
Позиция Б. - это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: "шум - смерти не помеха...". Он считает, что "все люди на земле - лишние...". С точки зрения Б., именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: "...все слиняло, один голый человек остался". Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: "Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!" Опустившись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.

И. Каплан

В произведении «На дне» Горький обобщил свои наблюдения над существованием людей, выброшенных за борт жизни. В подвале Костылёва нашли себе пристанище люди разных социальных групп: мещане и рабочие, крестьянин и дворянин, некогда разъезжавший в карете с гербами, и даже в прошлом актёр. Многие из них не видят для себя никаких перспектив в будущем и давно смирились со своим положением. Среди них особое место принадлежит Бубнову, взгляды которого противоположны воззрениям Сатина и Луки. Однако в ночлежке у Бубнова не только оппоненты, но и единомышленники. Это прежде всего Барон. По своей духовной опустошённости он превосходит Бубнова. Барон ничего не ждёт от жизни: «Всё уже… было! Прошло… кончено!..»

Каковы же взгляды и убеждения Бубнова? Он полагает, что человек бессилен противостоять сложившимся обстоятельствам. Они-то и определяют судьбу каждого. «Мудрость» героя выражена в лаконичных сентенциях: «Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь...» Люди, как щепки, во власти течения, которое неизвестно куда их занесёт. Люди не что иное, как мусор при строительстве дома. «Строят дом… а щепки – прочь...» По мнению Бубнова, «все люди на земле – лишние...»

Бубнов ни к чему уже не стремится, не предпринимает никаких попыток изменить своё положение. А ведь ему – сорок пять лет! Ночлежка, по всей вероятности, – его пожизненный дом.

Скептик и фаталист, Бубнов не верит в силы и возможности человека что-то изменить к лучшему. Он не сомневается в своей правоте. Всем его репликам сопутствуют авторские ремарки – спокойно. «Его самоуверенность в том, что он знает то, что знает, что ничем не рискует, ничем не обольщается и ни в чём не разочаровывается, создаёт ему устойчивость, трезвость, равновесие, спокойствие, в конечном итоге – равнодушие» (ЮзовскийЮ. «На дне» М.Горького. М., 1968. С.62).

Бубнов не только равнодушен к людям, но порой и циничен. Анна просит не шуметь: "… Дайте хоть умереть спокойно". Бубнов безучастно ответит: «Шум – смерти не помеха...»

Обитатели ночлежки по-разному отзываются на смерть Анны. «Отмаялась!» (отстрадала. – И.К.) – тихо скажет Лука. «Я иду… скажу… потеряла имя!» – слова Актёра. Он сам болезненно реагирует на то, что уже при жизни потерял своё имя.

«Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?» – с болью скажет Наташа. У Бубнова никаких слов жалости, что умерла женщина всего тридцати лет, так и не испытавшая ничего хорошего, кроме существования впроголодь и побоев. «Кашлять перестала, значит» – такова реакция Бубнова. Вот и всё! А на взволнованный вопрос Наташи: «Зачем жил человек?» – холодно и бесстрастно заявит: «Все так родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» Его ничего не взволнует.

Настя воодушевлена тем, что якобы в прошлом в неё был влюблён студент. Бубнов и Барон смеются над её выдумкой. «Молчите… несчастные!.. Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая». Бубнов грубо скажет Насте: «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!» Он передразнивает Настю, насмехается над ней.

Чувство сострадания, поддержки человека чуждо Бубнову. Ему понятно, когда люди лгут, чтобы извлечь для себя какую-то пользу, а вот ложь Луки недоступна для его понимания. Лука как бы парирует бескрылые суждения Бубнова: «Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь...» И далее следует рассказ Луки о человеке, «который в праведную землю верил». И эта вера вселяла надежду. Лука убеждён, что мечта тешит, греет душу человека.

Рассказ Луки взволновал Пепла, Наташу. Ведь они тоже живут мечтой покинуть ночлежку, зажить иной жизнью, найти свою «праведную землю». Учёный, который развеял мечту о земле правды, привёл к гибели человека, уверовавшего в её существование. Пепел и Наташа с горечью реагируют на крах несбывшейся надежды, а Бубнов так ничего и не понял в «возвышенном обмане» Луки: «Всё – выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!»

Горький не был доволен трактовкой образа Бубнова Лужским, актёром Московского Художественного театра. Он просил его в третьем акте сыграть Бубнова более тупым, чем это было исполнено. Известно, что писатель был также неудовлетворён игрой Москвина, в интерпретации которого Лука предстал не безучастным утешителем, а человеком внимательным к людям, желающим как-то облегчить их бремя буден. Ведь не случайно Сатин скажет о Луке: «Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… Он врал… но – это из жалости к вам...» Образы великого реалиста оказались многомернее той идеи, которая была заложена при их создании. Искусство не давало тенденции овладеть собой, боролось со схемой, упрощением в показе сложных жизненных явлений. Ведь Бубнов не только скептик. Это человек, умеющий разбираться в хитросплетениях жизни, размышлять о её суровых приговорах.

Бубнов знает цену каждому ночлежнику. Он не приемлет барских замашек Барона, который «и теперь – нет-нет да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё». Он понимает, что Клещ свыкнется со своей участью, предвидит печальные последствия измены Пепла Василисе, которая «своего даром – не отдаст… баба – лютая». Предположения Бубнова оказались верны: Наташа искалечена, Пеплу грозит каторга.

Бубнов самокритичен, говорит о своих недостатках, не любит лжи: «Вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» С Медведевым, Василисой он ведёт себя независимо и с достоинством, ничего лишнего о Пепле, Наташе им не говорит. Сошлёмся на диалог Василисы с Бубновым:

Василиса (Бубнову).… Чтобы ноги его (Алёшки. – И.К.) здесь не было! Слышишь?

Бубнов. Я тут не сторож тебе...

Василиса. А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живёшь – не забудь! Сколько должен мне?

Бубнов (спокойно). Не считал...

Василиса.… Если санитары придут да штраф наложат, я тогда… всех вас – вон!

Бубнов (спокойно). А чем жить будешь?

Что привело скорняка Бубнова в подвал Костылёва? В прошлом – хозяин небольшой мастерской, он был вынужден из-за семейных дрязг бросить нажитое и уйти в никуда. Его помощник стал любовником жены, и началась «большая война». Бубнов задумал «укокошить жену… Но вовремя спохватился...»

Среди многих обитателей ночлежки (крючники Татарин, Кривой Зоб) Бубнов зарабатывает своим трудом крохи на жизнь. Скорняк стал картузником. Он сидит на нарах, кроит и шьёт. Бубнов спускается с нар для того, чтобы купить нитки, необходимый материал для пошива картузов, попить чаю в трактире, и вновь за дело.

В пособии для учителя М.М. Голубкова «Максим Горький» (М., 1997) читаем: «Горький пытается определить, каковы те социальные обстоятельства, которые воздействовали на характеры героев… Но важнее для него воссоздать те социальные условия, обстоятельства «дна», в которых оказались герои теперь. Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней» (с. 74). Противопоставление аристократ Барон – шулер Бубнов неточно. Шулер отнюдь не социальная принадлежность, а занятие: человек, применяющий мошеннические приёмы при игре в карты, вообще жулик. Но шулер-то аристократ Барон. Это он передёргивает карты, а Бубнов в карты не играет. Интересуется игрой в шашки и играет честно, не по-ноздрёвски. И в жизни он отнюдь не жулик.

В IV действии выявляется новая грань духовного облика Бубнова. Он весел, общителен. Быть может, рад, что освободился от своих постулатов. Возможно, сказалось его лёгкое опьянение. Не случайно острослов Алёшка скажет о нём: «Ты – только пьяный и похож на человека...»

Обстановка всё ж гнетёт Бубнова. Не «слинял» совсем, по его выражению, человек в ночлежке. Не только в IV действии, но и во II он тянется к песне, в словах которой выражено сокровенное:

Мнеихочетсянаволю… Эх!

Цепьпорватьянемогу...

В конце пьесы дают о себе знать симпатии Бубнова к Сатину: «Друг! Я тебя искал по всем трактирам-кабакам». Искал, по всей вероятности, чтобы сказать что-то важное для себя, доброе в адрес Сатина. В знак расположения к нему отдаст весь свой «капитал» – рубль с лишним. И на замечание Медведева: «Я – свидетель… отданы деньги на сохранение… числом – сколько?» – Бубнов отвечает: «Ты – верблюд… Нам свидетелей не надо...»

Оказывается, этот скептик не обделён мечтой: «Я, брат, угощать люблю! Кабы я был богат… я бы… бесплатный трактир устроил! Ей-Богу! С музыкой и чтобы хор певцов… Приходи, пей, ешь, слушай песни… отводи душу! Бедняк человек… айда ко мне в бесплатный трактир!» Здесь и щедрость души, и любовь к песне, и забота о нищем, обездоленном.

Бубнов просит Кривого Зоба затянуть любимую: «Запою… заплачу!..» Перед нами другой Бубнов. Не равнодушный увалень, а человек, осознающий бедственное положение обитателей ночлежки. Организованный Бубновым «праздник души» был нарушен сообщением Барона: «Эй вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актёр… удавился!» Видавший виды герой потрясён. Об этом говорит его прерывающаяся речь. Ему трудно подыскать нужные слова, чтоб рассказать о случившемся.

Сообщение Барона вызвало недовольство Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!» Ю.Юзовский считал, что эти слова относятся к Актёру: «Повесился Актёр, и Сатин как бы от имени всей ночлежки (?!) восклицает: «Испортил песню… дур-рак»» (ЮзовскийЮ. «На дне» Горького. С.118). На наш взгляд, не мог Сатин назвать сведшего счёты с жизнью Актёра дураком. Он хорошо относился к нему. Только Сатин обратил внимание на внезапный его уход из ночлежки. Возможно, у Сатина тогда зародилось подозрение: «Эй ты, сикамбр! Куда?» Ранее Сатин заметил подавленное настроение Актёра, объяснив это влиянием Луки: "… всё старик… навинтил Актёра". Слова Сатина в финале пьесы скорее, на наш взгляд, относятся к Барону. Его сообщение оказалось несвоевременным, нарушило приподнятое настроение обитателей подвала.

Несколько по-иному в театре-студии О.Табакова разыгран финал пьесы. Весть о гибели Актёра ошеломила бедняков. Все молча покидают ночлежку. Очевидно, хотят проститься с погибшим. Через некоторое время возвращается один Сатин. Потрясённый увиденным, он некоторое время сидит молча. Вдруг вскакивает и истерично кричит: «Дурак!» Это проявление боли за Актёра. Как он мог совершить такую непоправимую ошибку?! И данная реакция артиста в роли Сатина на гибель Актёра соответствует содержанию гуманистических монологов героя о Человеке.

Горький стремился придать речи персонажей пьесы определённость и выразительность. Вот почему писатель постоянно обращался к лаконичной и насыщенной смыслом пословице, афоризму. Этих крылатых выражений немало в языке Сатина, Луки, Бубнова. Помимо речений, напоминающих по своей структуре и смыслу пословицу, языку Бубнова присуща неожиданность словесных связей и некое благозвучие его реплик. Так, на приветствие Луки «Доброго здоровья, народ честной!» Бубнов отвечает: «Был честной, да позапрошлой весной...» Помимо иронии, ответ содержит внутреннюю рифмовку: честной – весной. На замечание Луки «Житьё ваше – о-ой» Бубнов парирует репликой: «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё» (житьё – вытьё). Таких примеров рифмованных реплик у Бубнова немало: «Все хотят порядка, да разума нехватка» (порядка – нехватка); «И одна (дамка. – И.К.) – не бедна, коли умна...» (одна – бедна – умна).

Очевидно, и пословица «Кто пьян да умён, два угодья в нём» привлекла Бубнова своим благозвучием (умён – внём).

В монологах героя обнаружим выражения с подтекстом: «Здесь (в подвале Костылёва. – И.К.) господ нету… всё слиняло, один голый человек»; «Снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся»; «Вовремя уйти всегда лучше».

В высказываниях Бубнова как человека малограмотного немало просторечий: валяй, мелешь (болтаешь), рожа, всяко, тяпнуть (ударить), эдак, укокошить (убить), заливать (много пить), ротзаткнуть, айда (областное) и другие. В его речи не к месту употреблена частица -то (старик-то) и просторечная частица -ка (поди-ка).

Насыщенность речи Бубнова мыслью, чувство слова свидетельствуют о его уме, языковой одарённости и в то же время о противоположности воззрений героя взглядам Сатина и Луки. Бубнову не дано понять Сатина с его гордой верой в Человека, ему чужд Лука, стремящийся поддержать людей в их стремлении к лучшему.

Вопросы и задания

1. Как в афоризмах Бубнова сказались его общественные взгляды?

2. Что не приемлет Бубнов в Луке?

3. Что нового узнаём о Бубнове в IV действии? Противоречат ли изменения в его поведении характеру героя?

4. Приведите образные выражения в монологах, репликах Бубнова.

М.Горький в одной пьесе о ночлежке для бедняков сумел показать множество судеб. Образ и характеристика Бубнова в пьесе «На дне» - это типичный персонаж социального дна. Человек, живущий в долг, потерявший ремесло, семью и веру в будущее.

Смысл образа

Автор попытался показать человека, проповедующего фатализм, как жизненную позицию. Бубнов не стремится казаться лучше. Он жесток и бессердечен. В образе легко увидеть, что происходит с людьми, когда они теряют человеческую суть. Животное происхождение становится ярко видимым. Все, к чему стремилось человечество многие века, теряется за дни. Цивилизация, образование, культура остаются где-то в прошлом или за стеной. Персонаж пассивен внутри и внешне. Он не верит в себя и распространяет позицию бессмысленности жизни. Все исчезнет, сотрется, станет пылью. Зачем стремится к чему-то? Люди – лишние существа на Земле

Циничный фатализм героя пугает, но не ставит читателя в тупик. Зритель начинает спорить, даже постояльцы ночлежки не придерживаются его позиции.

Появление «на дне»

Судьба мужчины вызывает жалость только сначала. Бубнов имел свое ремесло. Это была скорняжная мастерская. На него работал мастер. Бубнов признает, что работник был талантлив. Умудрялся из шкур собак и кошек создать экзотические меховые изделия. Встает сразу вопрос? Из чего делал свои меха Бубнов, не живодерня ли его заведение? Поэтому, возможно, дальнейший рассказ вызывает чаще усмешку. Жена полюбила мастера. Что стал делать оскорбленный муж? Бить женщину. Наглядный пример цинизма и жестокости. Чем он мог бы завершиться – ответ в пьесе, в образе Анны или сестры хозяйки Насти. Жена Бубнова сильнее по характеру. На ее защиту встал мастер. Злобные драки привели к мысли об убийстве. Бубнов хвастается, он сумел вовремя остановиться, не пошел по пути каторжника. А может это трусость? Слабость привела Бубнова в ночлежку, выкинула «за борт».

Бубнов и Лука

Два постояльца спорят о правде и лжи. Зачем человек врет? Бубнов считает, что ложь – это попытка подкрасить душу. Говорить лучше только правду, какой бы жестокой она ни была. Совесть также не нужна каждому. Богатые должны ее имеет, а бедным она ни к чему. Нет у мужчины уважения и трепета перед смертью. На просьбу больной женщины он отвечает грубо;

«…шум - смерти не помеха…».

Классик наделяет персонаж трезвым взглядом на вещи. Он достаточно умен. Характеристика, которая звучит из уст персонажа, чаще правильная, точная. Пугает его бессердечие. Все видит, понимает, но никого не поддерживает. Что это? Ответ на предательство близкого человека или позиция, которая привела к предательству? Каждый выбирает свое мнение.

Характер персонажа

Автор называет героя господином. В слове много сарказма и горечи. Господин – без дома, без семьи, без имущества. В итоге, это еще и человек без будущего. Руки скорняка были вечно желтыми от краски, а стали грязными. Мужчина сидит на нарах и пытается выкроить шляпу из старых брюк. Набор рваных тряпок выглядит нелепо. Понятно, почему жилец не платит за ночлежку. Он разучился шить. Живет у Костылевых «из милости», уже не может сосчитать, сколько должен. Господин ленив, «…страсть как работать не люблю!», поэтому и живет в долг.

Другая черта характера – любовь к пьянству. Впадает в запой и не выходит из него. Интересно то, что на человека становится похож, только когда пьян.

Голая скотская суть человека – стержень внутри каждого. Сколько ни приукрашивай поступки, ни меняй внешность, суть остается. Такую позицию Бубнова не принимает автор. Равнодушие приводит к смерти, потери человеческих черт. Желание жить, мечтать и надеяться – качества, от которых нельзя отказываться, останавливаясь в развитии.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения