Гармония сольфеджио. Сольфеджио и гармония: зачем их изучать? Реализуемые педагогические технологии

Открытый урок по сольфеджио для 4 класса

детской музыкальной школы

«Путешествие в королевство Гармонии»

Подготовила:

Иванова Е. В.

Преподаватель музыкально-

Теоретических дисциплин

Тема урока: «Путешествие в королевство Гармонии».

Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.

Задачи:

  1. Знать основные закономерности гармонического языка;
  2. Знать теоретические правила построения аккордов;
  3. Владеть навыком грамотной записи аккордов;
  4. Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
  5. Владеть навыками жанрового варьирования;
  6. Владеть навыками трёхголосного пения;
  7. Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
  8. Владеть навыками слухового анализа.

Оборудование:

  1. Фортепиано;
  2. Доска с магнитами.

Наглядные пособия:

  1. Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.

Раздаточный материал:

  1. Нотные тетради;
  2. Простые карандаши;
  3. Листы со стихами каждому учащемуся.

Нотный материал:

  1. «Школа игры на фортепиано» (Под общей ред. Николаева А.Н.)

4 класс ДМШ.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о гармонии.
  3. Интонационная настройка в Ре мажоре.
  4. Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение «краски» аккордов.
  5. Гармонический анализ нотного текста.
  6. Игра аккордовой цепочки в другом жанре – в жанре польки.
  7. Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух.
  8. Пение трёхголосной последовательности.
  9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
  10. Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Конспект урока.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

Ученики:

Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.

Учитель:

А что такое аккорд?

Ученики:

Аккорд – это сочетание трёх и более звуков.

Учитель:

Ребята, а какие вы знаете аккорды?

Ученики:

Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд…

Учитель:

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

Ученики:

Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

Учитель:

Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».

Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.

Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.

Учитель:

Итак, Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие – Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие – Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.

Ученики поют и определяют «краску»: II 53 - минорное, III 53 - минорное, VI 53 - минорное, VII53 – уменьшенное. Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных – паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.

Учитель:

Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход D – S . Повторим, что такое плавное голосоведение?

Ученики:

Общие звуки аккордов остаются на месте.

Трезвучия применяются в обращённом виде.

Учитель:

А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ – определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.

Ученик играет на фортепиано вторую половину 1 периода Сонатины.

Учитель:

По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.

Ученики выполняют задание.

Учитель:

Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?

Ученики:

Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.

Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.

Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.

Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.

Учитель:

Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.

Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.

Учитель:

А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.

Учитель играет аккордовую последовательность

Т 53 – D 6 – VI 53 – III 6 – S 53 – К 64 – D 6 – T 53.

Учитель:

Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.

Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.

Учитель:

Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.

Один ученик играет, остальные неслышно поют – про себя.

Стихи

То вверх, то вниз, где воздух чист,

Слетает желтый лист.

В старинном замке, при свечах,

Играет пианист.

Учитель:

Кто хотел бы показать, что получилось?

Один ученик играет, другой поёт.

Учитель:

На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Всем спасибо. До свидания.


План-конспект открытого урока преподавателя

МБУ ДО «ДШИ р.п.Средний» Спешиловой О. В. с учащимися

2 класса фортепианного отделения

Тема урока : Четыре вида трезвучий .

Цель урока: Развитие «гармонического» мышления учащихся.

Задачи урока :

Развитие структурно-логического мышления учащихся, способного

привести их к открытию новых гармонических элементов- трезвучий.

Развитие четкого осознания, слышания, пения и игры на инструменте

аккордов.

Воспитание навыков зрительного анализа музыки.

Форма урока: групповая

Методы работы :

Метод проблемного обучения, способствующий активизации логического

и творческого мышления учащихся

Метод наглядного обучения, способствующий формированию слуховых

представлений учащихся с помощью наглядных пособий

Словесный и диалоговый методы предполагают активную коммуникацию

учащихся и педагога

Игровой метод предполагает активное участие учащихся в творческом

процессе урока

Поисковый метод, связанный с самостоятельным открытием учащимися

музыкальных законов

Ход урока:

    Повторение темы «Трезвучия».

    Слуховой анализ.

    Теоретические сведения. Игра «Теремок».

    Разучивание попевок.

    Пение номеров, заданных на дом с анализом.

    Диктант.

    Подведение итогов. Домашнее задание.

Дидактическое и материально- техническое обеспечение урока:

    Фортепиано

    Клавиатура

    Магнитная доска, магниты

    Карточки терции-кукушки (синие -минорные, красные -мажорные)

Применение педагогических технологий

1. Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемного обучения) вопросами учителя: «Что такое трезвучие?», «Что такое интервал?», «Из чего состоит трезвучие?» и т.д. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение. Закрепляем на практике – поем, определяем на слух.

2.Технология личностно- ориентированного обучения

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение), развитие творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение мелодий на заданную тему и т.д.). Отношение «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.

3. Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов- «Теремок» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио.

Содержание урока:

1.1. Вспомнить с детьми о трезвучии:

Из чего состоит трезвучие;

Какие виды терций бывают (пение попевки о терции (Н.Федотова « Учимся играя» пр.20))

Подробно поговорить о терциях (виды терций, ступеневая и

тоновая величина, окраска)

1.2. Определить величину каждой терции и подписать их:

Д.З.: Превратить малые терции в большие и наоборот.

2. Определение на слух терций и Б 53, М 53.

3. 1. «Стоит в поле теремок – он не низок не высок. Кто,кто в теремочке

живет?

А живут в нем две кукушки – две веселые подружки»

Предложить учащимся побыть риэлторами и заселить кукушек в

теремки.

3.2. Строить на клавиатуре и у доски все виды трезвучий.

4. Разучить попевку (Н.Федотова « Учимся играя» пр.36)


Определить тональность

Распеться в данной тональности

Определить форму и характер

Найти движение по звукам трезвучия

    Диктант: (Г.Ф. Калинина»Музыкальные занимательные диктанты»)

Определить тональность

Определить движение мелодии: восходящее, нисходящее, поступенное, скачками, по звукам трезвучия.

7. Подвести итоги урока: Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание:

Транспонировать диктант в тон-ть G - dur

Гармонизовать диктант с помощью главных трезвучий лада.

Сочинить мелодии к «теремкам», используя движения по звукам трезвучия

Строить трезвучия в тетради и на клавиатуре.

Самоанализ урока:

Урок проводился строго по плану. Перед объяснением нового материала проработаны несколько заданий прежней темы. Важным моментом считаю осознание новой темы учащимися, а также участие в процессе всей группы.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста –неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. Дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является самым действенным двигателем в его обучении, влияет на качество усвоения материала. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является игра.

Пылаева Наталия Вячеславовна, преподаватель истории и теории музыки, МБОУ ДОД « Рыльская детская школа искусств».

Открытый урок по сольфеджио на тему: Закрепление аккордов от звука и в тональности с обучающимися

4го класса фортепианного отделения.

Тема: «Подготовка к итоговой контрольной работе. Закрепление

пройденного материала - аккорды от звука и в тональности».

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Аккорды», используя

все типы упражнений (вокально - интонационные, ритмические, слуховые, творческие).

Задачи:

1) Образовательная: закрепление обширной темы «Аккорды от звука

и в тональности» с помощью различных типов упражнений.

2) Воспитательная: подготовить учащихся к более активному,

осознанному написанию контрольной работы на последующем

уроке.

3) Развивающая: выработка логического мышления и умения

ориентироваться в пройденном материале с помощью упражнений

тестово-логической направленности.

Ход урока:

I) Организационный момент.

II) Распевка. В качестве распевки используется

материал, построенный в качестве домашнего задания, плюс

ладовая настройка.

Работа в тональности E-dur:

а) три вида гамм;

б) пение последовательности ступеней:

I-III-V-IV-VI-V-IV-II-III-I ;

I-VI-V-VI-II -III-II -V-IV-VII-I

в) пение T3/5 , S3/5 , D3/5 с обращениями.

Начинает петь Т3/5 первый учащийся, остальные аккорды все поют

по очереди друг за другом. Осуществляется работа над внутренним

слухом,концентрацией внимания и интонацией.

III) Тема: «Закрепление аккордов от звука и в тональности»

1) Закрепление аккордов от звука.

а) теоретический опрос с помощью тестов - карточек:

Б3/5 состоит из: б3+б3;

б3+м3;

м3+б3.

Соединить аккорды с их правильным составом: Ув3/5 м3+ м3

Б6/4 ч4+ м3

М6 б3+ б3

Б3/5 б3+ ч4

Ум3/5 ч4+ б3

М6/4 б3+м3

Д7 строится на: 2 ступени;

7 ступени;

5 ступени;

4 ступени.

б) Упражнение на основе упр. из Рабочей тетради Калининой,4

кл., стр.20, 9.

Поставьте нужные диезы и бемоли в аккордовые «заготовки»:

1 вариант:

2 вариант:

3 вариант:

От каждого варианта выходит один ученик к доске и решает, остальные

могут помогать, если он сомневается. Затем все ученики поют свои

варианты.

в) Постройте перечисленные аккорды от указанных звуков вверх и вниз:

каждый ученик выходит к доске и комментирует построение, указывая

состав аккорда.

г) постройте цепочку аккордов от указанного звука, учитывая заданное

направление и принимая последний звук предыдущего аккорда за

первый следующего. Задание у доски, ученики выходят по очереди по

одному.

Петь вместе построенное задание.

2) Закрепление темы «Аккорды в тональности».

а) Калинина,4 кл., стр. 23, упр.6

Впишите в мелодии звуки, образующие указанные аккорды:

Прохлопать ритмические рисунки всех мелодий.

б) Построить аккордовую последовательность в E- dur:

Разучить последовательность трёхголосно.

IV)Слуховой диктант письменно (интервалы,аккорды,гаммы):

а) 1) ч5;

2) мелодический минор;

3) Б6/4;

4) натуральный мажор;

5)м7 ;

6) Ув3/5.

б) последовательности аккордов (игра в E-dur. С одного раза

записать бас,со второго подписать аккорды.

1. T6-S3/5-T6/4-S6-D7-T3/5-S6/4-T3/5

2. T3/5-D6-T3/5-T6-S3/5-S6-K6/4-D3/5-D7-T3/5

V) Чтение с листа. Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках

сольфеджио», 250,с. 49.

Дать анализ тонального плана, размера, фразировки;

Определить, по звукам каких аккордов идёт мелодия;

Прохлопать ритмический рисунок с названием нот;

Спеть номер с дирижированием,

Подобрать аккомпанемент,

Транспонировать в d-moll, петь с дирижированием.

VI) Устный диктант с анализом. E-dur. Ж. Металлиди, А. Перцовская

«Диктанты», 185, с. 33(т.1- 4).

1. Разбор,определение по каким звуками каких аккордов идёт диктант.

2. Пение диктанта нотами.

3. Досочинить диктант, второе предложение письменно.

VII) Домашнее задание.

1. Сочинить второй вариант окончания диктанта, подобрать

аккомпанемент.

2. 250,с.49 транспонировать в h-moll

Список используемой литературы:

1.Калинина «Рабочая тетрадь» 4 класс.

2.Металлиди Ж., Перцовская А. « Музыкальные диктанты», Л., «Музыка»,1982.

3. Фридкин.Г. « Чтение с листа на уроках сольфеджио».

Из предлагаемой статьи вы узнаете, отчего некоторые студенты-музыканты не любят и гармонию, почему так важно полюбить эти учения и регулярно заниматься ими, и какого результата достигают те, кто благоразумно с терпением и со смирением подходят к изучению этих дисциплин.

Многие музыканты признаются, что в годы своей учебы недолюбливали теоретические дисциплины, попросту считая их лишними, ненужными предметами в программе. Как правило, в музыкальной школе такой венец принимает на себя сольфеджио: ввиду насыщенности школьного курса сольфеджио, учащиеся ДМШ (в особенности прогульщики) частенько не успевают по данному предмету.

В училище ситуация меняется: сольфеджио здесь предстает в «преображенном» виде и нравится большинству студентов, а все былые негодования обрушиваются на гармонию – предмет не понятный тем, кто не справился с элементарной теорией на первом курсе. Конечно, нельзя сказать, что такая статистика точна и характеризует отношение к учебе большинства студентов, но одно можно сказать точно: ситуация недооценки музыкально-теоретических дисциплин чрезвычайно распространена.

Почему так происходит? Основная причина – обыкновенная лень, ну или, если назвать ее приличнее, трудоемкость. Курсы элементарной теории музыки и гармонии строятся на основе очень насыщенной программы, которую нужно освоить за предельно малое количество часов. Отсюда происходит интенсивный характер обучения и большая нагрузка на каждое занятие. Ни одну из тем нельзя оставить без проработки, иначе не понять всего последующего, что непременно и приключается с теми, кто позволяет себе прогуливать уроки или не выполнять домашних заданий.

Накапливание пробелов в знаниях и постоянное откладывание решения насущных проблем на потом ведет к полной неразберихе, разгребать которую подвигнется лишь самый отчаянный студент (и немало выиграет в результате). Таким образом, лень ведет к блокировке профессионального роста ученика или студента благодаря включению тормозящих принципов, к примеру, такого типа: «Зачем разбирать то, что не понятно – лучше забраковать» или «Гармония – это полная чушь и никому кроме сумасбродных теоретиков она не нужна».

Между тем, изучение теории музыки в ее разных ипостасях играет огромную роль в становлении музыканта. Так, занятия сольфеджио целенаправленны на формирование и тренировку важнейшего профессионального инструмента музыканта – его музыкального слуха. Два главные составляющих компонента сольфеджио – пение по нотам и узнавание на слух – помогают освоить два главных навыка:

– увидеть ноты и понять, что за музыка в них записана;

– услышать музыку и знать, как записать ее нотами.

Элементарную теорию можно было бы назвать азбукой музыки, а гармонию – ее физикой. Если знания по теории позволяют определить и проанализировать любые частицы, из которых сложена музыка, то гармония раскрывает принципы взаимосвязи всех этих частиц, рассказывает о том, как устроена музыка изнутри, как она организована в пространстве и времени.

Просмотрите несколько биографий любых композиторов прошлого, вы обязательно найдете там упоминания о тех людях, которые учили их генерал-басу (гармонии) и контрапункту (полифонии). В деле обучения композиторов именно эти учения считались самыми важными и нужными. Сейчас же эти знания дают прочную основу музыканту в его повседневной работе: он точно знает, как подобрать аккорды к песням, как гармонизовать любую мелодию, как оформить свои музыкальные мысли, как не сыграть, или не спеть фальшивую ноту, как выучить наизусть музыкальный текст очень быстро и т.д.

Теперь вы знаете, почему так важно с полной самоотдачей заниматься гармонией и сольфеджио, если вы решили стать настоящим музыкантом. Осталось добавить, что изучать сольфеджио и гармонию приятно, увлекательно и интересно.

Если вам понравилась статья, нажмите кнопку «Мне нравится» и отправьте ее на свою страничку в контакте или facebook, чтобы ваши друзья так же могли почитать ее. Свои отзывы и критику по данной статье вы можете оставить в комментариях.

План-конспект открытого урока по сольфеджио во 2 классе IIIчетверть, 1 урок Разработан преподавателем теоретических дисциплин Тобурдановской ДШИ Филипповой Наталией Васильевной С.Тобурданово-2009 1 Тема урока: повторение пройденного материала. План урока:  Вокально-интонационные навыки. Распевка на материале пройденных интервалов (попевки, интервалы - секунды, терции, кварты, квинты; секвенции)  Повторение: параллельные тональности. Три вида минора. Работа с тональностью ре минор.  Ритмическая разминка  Теория в кроссворде  Домашнее задание Содержание урока: 1.Урок начинается с пения попевок на материале пройденных интервалов. 2 Вспоминаем понятие «Секвенция». На доске записан мотив секвенции. Поём нотами секвенцию восходящую: Затем нисходящую: Поем сольфеджио, затем со словами песню «Секвенция»: 3 Сольфеджирование нотных примеров на секвенцию: г) 4 2.Вспоминаем, что такое параллельные тональности на материале песни «ПАРАЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ» Какие виды минора мы знаем? Пение песенки на виды минора. 5 Работа в тональности ре минор. По квинтовому кругу находим Фа мажор. К Фа мажору параллельный ре минор. а) Записываем в тетрадь и поем три вида ре минора и трезвучия. б) Пение ступеней по карточкам. Варианты: натуральный минор o I-III-V-IV-III-II-I o I-II-III-I-V-VI-V-I o V-III-II-I-II-VII-↓I o V-VI-V-III-II-VII-↓I гармонический и мелодический I-III-II-I-VII#↓-I I-V-III-I-II-I-VII#↓-I V-VI-V-VII#-I I-V-VI#-VII#-I I-III-V-VI#-VII#-I 6 в)Знакомство с новой песенкой «Колыбельная» (Приложение 1) -Слушаем фонограмму песни -Разбираем содержание, строение мелодии -Поем с фонограммой -Дальше в форме диктанта. Педагог играет мелодию, ученики поют ритм ритмослогами и выстраивают ритм карточками. -Записываем ноты, поем сольфеджио с фонограммой. -Подбираем гармонию. -Пение под минусовку. 3.Ритмическая разминка. -ритмические упражнения по карточкам. (На усмотрение педагога) - Задание: придумать свой ритм 4.Теория в кроссворде. Вспоминаем пройденный теоретический материал на примере данного кроссворда. 7 5.Домашнее задание: -Петь три вида ре минора и трезвучия -Песня «Колыбельная» - петь нотами и со словами, играть на инструменте, подбирать гармонию. 8 Иллюстрационный материал к уроку. Приложение 1 9 Пояснение к уроку. Основная задача этого урока-повторение материала 1 полугодия, т.к.урок проводится после зимних каникул. Необходимо вспомнить пройденный материал. В урок входят следующие разделы:  Вокально-интонационные навыки. Пение попевок на пройденные интервалы: от м.2 до ч.5  Повторение понятий «Параллельные тональности» и минор 3-х видов. Знакомство с тональностью ре минор. Пение ступеневых цепочек.  Тональность ре минор закрепляется на примере песни «Колыбельная». Здесь идет полный разбор выразительных средств: характер музыки, ритм, мелодическое движение. Запись песни нотами проводится в форме диктанта. Так же идет подбор гармонии для дальнейшей игры на инструменте.  Ритмическая разминка проводится по различным вариантам на выбор педагога. Например, отработка различных фигураций ритма по карточкам. Сочинение своего ритма. Можно использовать шумовые инструменты.  Теория в кроссворде. Ученики отвечают на теоретические вопросы, пройденные на предыдущих уроках. Данный вид работы привлекателен для детей. Итог: весь проходящий материал сопровождается музыкальными попевками, а не скучными заучиваниями правил и понятий. 10

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения