Значение фольклора в наши дни. Общественная ценность фольклора Выявить тематику малых жанров фольклора

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

фольклор национальный традиция

Введение

1. История собирания и изучения народного художественного творчества

2. Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре

3. Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений

4. Проблемы традиций в современном фольклоре

5. Сохранение и развитие фольклорных традиций

6. Классический фольклор в современной жизни

Заключение

Литература

Введение

Фольклор является неотъемлемой частью каждого народа, и он проявляется как в устно-поэтической форме, так и в духовной. На протяжении многих столетий создавались и передавались из поколения в поколение разнообразные фольклорные жанры, обряды, обычаи, верования. В наше время становится все труднее найти тех людей, которые бы рассказали обо всём об этом; которые помнили о том, как жили их предки; какие песни пелись и т.д.

Современные центры фольклора занимаются деятельностью, направленной на возрождение, сохранение и развитие русского фольклора, народных традиций, промыслов и ремёсел, распространением и популяризацией произведений народного творчества.

В современных социально-культурных условиях реализация потенциала русской традиционной культуры способствует позитивной динамике духовно-нравственного развития, которая проявляется в обогащении ценностной ориентации, росте этнохудожественных интересов и познавательной активности, повышении уровня интеллектуального развития, развитии художественно-творческих способностей детей и взрослых.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психологическими особенностями видение мира.

Суждение ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер, прежде всего практически - чувственный. Чувственная природа организма ребенка - это первая связь, которая соединяет его с миром.

Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Детская мысль на первых порах связана только с конкретными образами.

Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора, художественного творчества.

Поэтические произведения многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.

В детском творчестве находится ключ к пониманию взрослой психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Народное художественное творчество представляет собой специфическую область, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально - поэтических, а также художественных жанров народного творчества.

Развитие видения, художественного видения и есть главная задача приобщения к народному художественному творчеству.

Ребенок в мире искусства должен жить в двух пересекающихся пространствах. Одно пространство - детское, с его играми и детским творчеством. Другой мир взрослого искусства.

Образцы взрослого искусства не всегда доступны для понимания. И ребенок должен чувствовать зазор, существующий между детским и взрослым искусством. Со временем в нем развивается способность реагировать на эмоциональную тональность взрослых произведений.

1 . История собирания и изучения народного художественного творчества

В начале 19 века перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовного богатства, вопрос об общественной значимости народной жизни.

Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа. А. Глаголев, писавшей о красоте и невинности обрядов, раскрывающих простоту и наивность русских людей, привлекает связанную с обрядом поклонения солнцу и культом деревьев песенки.

Детские сказки в особую группу были выделены впервые. В те годы многие понимали педагогическую ценность народного художественного творчества.

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в народном творчестве, художественных промыслах, фольклоре, декоративно - прикладном искусстве.

Народное художественное творчество - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, эмоционального воспитания.

Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

2. Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре

В отличие от литературы - индивидуального творчества писателей - фольклор представляет собой коллективное творчество. Однако это не значит, что в нем никакого значения не имеет индивидуальное начало.

В определенных жанрах и в известные исторические периоды индивидуальное начало проявляет себя довольно заметно, но оно находится в своеобразных связях с коллективным началом.

Фольклор возник в глубокой древности как массовое коллективное творчество. Ранние формы фольклора отличались тем, что в них господствовала коллективность сложения и исполнения произведений. Творческая личность в то время еще мало выделялась из коллектива.

Позже все большую роль начинают играть отдельные талантливые певцы, которые во всем творчестве выражали представления и взгляды рода или племени, а затем и народа.

Даже в ранних формах фольклора, и естественно, еще более - в поздних индивидуальное творчество органически соединялось с коллективным и развивалось на его основе.

Коллективность в фольклоре проявляется и во внешних формах творчества, и во внутренней его сущности, и в процессе создания произведений, и в их исполнении.

Она выражается в том, что создатели и исполнители произведений опираются на общефольклорный опыт и традицию и вместе с тем вносят в произведение новые черты и детали, приспосабливая его сюжет, образы и стиль к конкретным условиям исполнения.

Произведения могут создаваться и коллективом (хором, группой лиц), и отдельными лицами - певцами и сказочниками.

Если они соответствуют запросам и вкусам коллектива, народа, то начинают бытовать в его среде, исполняться в хоре отдельными певцами.

Коллективность фольклора выражается в том, что отдельные фольклорные произведения осознаются как общее достояние народа, они долго живут, передаются от поколения к поколению.

Но каждый исполнитель может изменять произведение сообразно своему творческому замыслу.

В различных жанрах фольклора коллективное и индивидуальное начала в создании и исполнении произведений проявляются по- разному: если песни обычно исполняются хором, коллективно, то былины и сказки- индивидуально.

Если текст заговоров весьма устойчив, то текст причитаний очень подвижен, он, как правило, в значительной степени импровизируется- создается как бы заново на новом материале.

Но эта индивидуальная импровизация осуществляется по издавна установившимся схемам, на основе коллективно выработанных средств художественной выразительности.

Частушки обычно представляют собой произведения, которые сочиняются лицами, известными на селе. В них более проявляется индивидуальное начало, нежели в произведениях других жанров фольклора.

Индивидуальное начало, так же как и коллективное, имеет место на всех этапах развития фольклора.

Оно принимает многообразные формы выражения и обнаруживает тенденцию не к угасанию, а к усилению и активизации в процессе исторической эволюции фольклора.

3. Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений

Традиционность в народном художественном творчестве выражается в относительной устойчивости словесного текста, напева, характера исполнения, красок, передаче произведений, как правило, без значительных изменений от поколения к поколению, сохранении в течение веков произведений с определенными сюжетами и героями, формами и выразительными средствами.

Традиция, как и коллективность творчества, свойственна не только словесному фольклору. Она присуща и другим видам народного творчества - музыке, танцам, резьбе, вышивкам.

Традиция имеет свои социально - исторические основы и обусловлена важными жизненными обстоятельствами.

Эти условия и обстоятельства таковы:

Во-первых- народное творчество зародилось в первобытнообщинном строе, когда были весьма устойчивы общественные формы жизни, народный быт и представления, что определило устойчивость фольклора.

Но, сложившись в это время, традиция была поддержана известной устойчивостью форм жизни и в более поздние периоды истории. В связи с изменениями самого характера жизни традиция постепенно ослаблялась.

Во-вторых- в произведениях народного творчества глубоко отражены важнейшие особенности реальной действительности, запечатлены важные объективные качества человека и природы.

Это можно сказать не только о пословицах, жизненные обобщения которых сохраняются веками и будут еще долго сохраняться, но и о песнях, характеризующих духовный мир человека, его общечеловеческие свойства, мысли, чувства и переживания.

В-третьих- народное творчество воплотило в себе принципы народной эстетики, отразило народные художественные вкусы, которые вырабатывались веками. Они ценны тем, что в них воплощены объективные законы красоты.

В-четвертых- сами произведения фольклора- значительные художественные достижения. Они удовлетворяют народные идейные и эстетические запросы и служат важной частью духовной культуры народа на протяжении длительного времени.

Перечисленные выше условия служат почвой традиционности народного творчества, большой устойчивости народных произведений.

4. Проблемы традиций в современном фольклоре

Среди многих проблем современного фольклора проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры, временами переходящие в организованные дискуссии. Однако и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие фольклора, тем большую актуальность приобретает. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического, связанного с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов.

Традиционность общепризнанна как одна из специфических особенностей народного искусства. О традициях в фольклоре, народных промыслах существует обширная литература. Но в ней обычно нет определения самого понятия "традиции", разные исследователи вкладывают в него различное содержание. Одни ученые (В. С. Воронов, В. М. Василенко, Т. М. Разина) под традиционностью народного искусства понимают в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении.

Подобная точка зрения акцентирует одну сторону традиции- связь народного искусства с прошлым, его корни, древние истоки, без которых вообще невозможно понимание этого явления человеческой культуры...

Абсолютизируя одну сторону традиции, некоторые ученые видят в традициях народного искусства только прошлое и делают вывод о косности, отсталости этого искусства, отсутствии в нем связей с современностью. Приверженцем таких взглядов является М. А. Ильин. Анализ и критика его точки зрения могут быть предметом специальной статьи. В данной связи ограничимся лишь замечанием, что М. А. Ильин понимает под традицией частные ее моменты: сюжеты, мотивы, приемы, формы, колорит произведений конкретных народных промыслов, вне того органического целого, в которое сливаются все эти частности в определенное время и в каждом из промыслов, создавая самобытные черты местного народного искусства.

Такое узкое понимание традиций не могло не привести к их отрицанию как пути, по которому можно идти "вперед с назад повернутой головой". Исходя из неверного понимания развития искусства вообще только как поступательного, эволюционного, смешивая такие разные понятия, как народное и народность искусства, его национальность, Ильин приходит к неверному выводу о консерватизме искусства народных промыслов, топтании на месте, о единственно возможном для них пути - поглощении художественной промышленностью, нивелировке в едином так называемом "современном стиле" декоративно- прикладного искусства.

Подобные взгляды вызывали обоснованную критику еще двадцать лет назад. Она занимает немало страниц в трудах А. Б. Салтыкова, выдающегося теоретика советского прикладного искусства, внесшего большой вклад в изучение вопросов традиций6. Салтыков понимал традиции как явление диалектическое, связанное не только с прошлым, но с настоящим и будущим. Он постоянно подчеркивал прямую связь традиций с современным советским искусством, анализировал движение и развитие традиций, которые, по его мнению, заключаются не в одних формальных признаках искусства данного промысла и не в механической их сумме, но в целостности образной художественной системы промысла и ее историческом развитии.

Актуальны мысли Салтыкова о необходимости исторического подхода к понятию стиля в народном искусстве. "... Всякий стиль,- писал он,- есть выражение духовного состояния народа своего времени... народ не останавливается в своем развитии... он постоянно меняется... и с этими переменами неизбежно связаны изменения художественного стиля".

Правильность своих теоретических позиций в вопросах традиций А. Б. Салтыков блестяще подтвердил на примере практической работы с мастерами Гжели.

В наши дни идеи и мысли А. Б. Салтыкова повторяются и развиваются в ряде статей М. А. Некрасовой. Она справедливо полагает, что традиция глубоко содержательна, что это глубоко внутреннее явление. Основа традиции - правильное отношение к национальному наследию. Наследие - все искусство прошлого. В традицию же переходит все то, что имеет непреходящую ценность. Это опыт народа, то, что способно по-новому жить в современности.

В широком смысле слова нет явлений вне традиций. Ничто не рождается на пустом месте, без освоения опыта прошлого. Традиции - своего рода двигатель прогресса культуры, те opгaнические черты разных сторон жизнедеятельности, которые отбираются, сохраняются и развиваются поколениями как лучшие, типичные, привычные. Но традиции - не нечто раз и навсегда данное, застывшее, неподвижное, не синоним прошлого или похожего на прошлое. Диалектическое единство прошлого, настоящего и потенциального будущего, заложенного в традиции, прекрасно выражено в определении, которое дал выдающийся русский композитор И. Ф. Стравинский. И хотя он основывался на анализе музыкальных произведений, он выразил существо понятия традиции в ее широком и объективном содержании.

Нет традиций вообще, а есть традиции конкретной сферы человеческой деятельности у конкретного народа, в конкретном месте и в определенную эпоху. Между тем жизнь и развитие традиции, конкретно-исторический подход к ее анализу нередко игнорируются, не принимаются во внимание.

Традиция - понятие многослойное. Традиции пронизывают все явления жизни, быта, производства, экономики, культуры, искусства, в каждой сфере обладая своей спецификой в содержании и проявлении. Есть существенные различия в проявлении традиций в искусстве вообще и в народном в особенности.

В народном искусстве живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. Кровная связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве и народных промыслах. Традиции крестьянского искусства в силу известного консерватизма бытового уклада, особой приверженности к патриархальной старине развивались медленно, эволюционно. Многие из этих традиций ушли в прошлое вместе с породившей их средой и условиями жизни, например, традиции древней славянской мифологии, давшие жизнь образам многих видов крестьянского искусства и целому пласту орнамента народной вышивки.

На создание стиля и формирование традиций искусства промысла оказывали влияние многие факторы, одни более опосредованно и как бы неуловимо во внешнем проявлении, другие - явно и непосредственно воздействуя на характер искусства и структуру художественного образа.

Конкретно-исторический подход к анализу всех факторов, участвующих в создании и развитии народного промысла, показывает, что их роль на разных этапах развития промысла и в разное время могла быть неоднозначной.

5. Сохранение и развитие фольклорных традиций

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народном художественном творчестве.

Понятие наследия, традиции в обучении художественному творчеству всегда имело и до сих пор имеет важное значение. Наиболее ценным считается тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследственный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Наиболее устойчивой и жизнеспособной частью культуры является традиция, противопоставляемая новациям, с одной стороны, и обогащенная ими, с другой. При взаимодействии традиции и новации множественные традиции не отмирают, а постепенно видоизменяются, принимая вид новаций. Традиционная культура представляет собой сферу концентрации определенного коллективного опыта прошлого и рождения инноваций, обеспечивающих адаптацию традиционных культурных норм к изменяющимся условиям существования этноса. Благодаря инновационным

элементам происходят изменения в традиции.

Традиционная народная культура является не только основой для духовного единства народа, но и культурно-образовательным институтом современной личности. Она сохраняет уникальное свойство в условиях современной жизни. В традиционной культуре нет творцов и потребителей.

Творческий потенциал, заложенный в традиционной культуре, используется в современном обществе в работе с детьми и молодежью. Именно традиционная культура может стать средством адаптации человека к противоречивой жизни современного общества, где давно назрела необходимость создания досугового пространства для передачи социально-культурного опыта, построенного по принципам традиционного (места встречи поколений). Речь идет не о создании, например, новых фольклорных коллективов, ориентированных на сценическое воплощение фольклора, а о создании межвозрастных объединений, где фольклор становится средством коммуникации и самореализации, где создается фольклорная среда для совместного проведения праздников. Несмотря на то, что традиционные формы культуры в современном мире глубоко трансформированы, тем не менее, народное творчество остается вдохновителем современных исканий во всех областях культуры.

В рамках традиционной культуры русского народа как духовной целостности складывается ряд своеобразных региональных традиций, на существование которых обращают внимание собиратели и исследователи.

Изучение и сохранение региональных традиций, поиск новых способов трансляции традиционной культуры в современном обществе является актуальным в области культуры и образования.

В рамках проектов ежегодно и поэтапно организовываются семинары по проблемам изучения фольклора в школах, международные научно-практические конференции.

В процессе выполнения проекта применяется системное описание бытования словесных и музыкальных жанров.

В результате исследований выполняется описание активных жанров фольклора, выделяется активный жанровый состав словесного фольклора в плане его адаптации к возрастным особенностям учащихся и образовательным стандартам.

Изучение регионального фольклора предполагает непрерывный сравнительный анализ, что помогает развивать не только образное, но и рациональное мышление. Соблюдение принципов позволит реализовать единство обучения, воспитания и развития при освоении народной культуры в ее региональных проявлениях.

Знакомство с традиционной культурой народов, проживающих вместе на одной территории, воспитывает уважение к иным культурным традициям. С помощью фольклорных классов создается фольклорно-этнографическая среда, существует преемственность культурных традиций в проведении народных массовых праздников совместно со взрослыми. Воспитывается понимание, что окружающие люди являются носителями фольклорной традиции в разном объеме ее содержания.

Сопоставляя традиционную и современную модели народных праздников, можно заметить десакрализацию и превращение праздников в массовое зрелище, постепенно изменяется форма вследствие подмены атрибутивных компонентов обряда на современные; изменяется содержание, рождается новая поэтико-мифологическая подоплека обряда, новая символика; трансформируются одновременно и форма, и содержание, и временные каноны, что ведет, по сути, к рождению нового явления. Современная модель традиционных календарных и семейно-бытовых праздников становится вторичной.

Для различных центров остается важным осмысление и передача из поколения в поколение традиционной народной культуры; развитие молодежного фольклорного движения в области (во всех направлениях); соединение усилий этнографов, филологов, музыкантов; привлечение интереса к традиционной культуре профессионалов и любителей народного творчества.

Накопленные и систематизированные фольклорно-этнографические материалы, наблюдения и обобщения, касающиеся закономерностей традиционной культуры, имеют не только узколокальное, но и общенаучное значение.

При поддержке Правительства осуществляется комплексная программа, направленная на пропаганду традиционной культуры.

Фестивали остаются составной частью мероприятий по сохранению, изучению и дальнейшему развитию фольклорных традиций.

Постепенно усиливается «научная составляющая», так в рамках Дней славянской письменности и культуры ежегодно проводятся научно-практические конференции.

В условиях глобализации традиционная культура часто подвергается нападкам как консервативная и несоответствующая духу времени, но именно в ней концентрируются базовые ценности народа. Традиционный опыт поколений, понимание сущности традиций, а значит, культурных норм, поведенческих стереотипов, знаний и опыта, обычаев и привычек, воспитания, религиозных верований сегодня нужны для преобразований как в общественной, так и частной жизни. И верное их толкование, правильное понимание дает нам путь и надежды в обустройстве современного общества.

Проблема изучения факторов сохранения традиционной культуры относится к числу комплексных и является предметом исследования в культурологии, социологии, этнографии, лингвистике, фольклористике и других науках.

6. Классический фольклор в современной жизни

В современной жизни людей продолжают бытовать в силу своей простоты, усвояемости, способности претерпевать разнообразные трансформации без ущерба для содержания- некоторые жанры классического фольклора- сказки, пословицы, поговорки, присловья, приметы.

Некоторые из них, например, народные сказки, детские колыбельные, выполняют прежнюю роль- воспитательную, познавательную, развлекательную. Правда, если некоторые колыбельные, например, или присловья по-прежнему передаются устным путем, то сказки, как правило, читаются детям по книгам.

Другие жанры фольклора, например, народные природные приметы, потеряли свои первоначальные функции. В современных условиях народные предсказания погоды часто не срабатывают, поскольку изменилась природная среда, нарушено экологическое равновесие. Кроме того, изменились формы усвоения и передачи народных примет. Современный городской человек знакомится с ними, например, читая отрывной календарь или слушая радиопрограммы, ориентированные на напоминание о традиционной народной культуре. Функционируя и передаваясь, таким образом, народные приметы приобретают иной культурный смысл. В современной обыденной культуре народные приметы переходят в сферу даже не памяти, а скорее, напоминания, в сферу любопытного. Они пересказываются знакомым, соседям, но они и очень быстро забываются - до следующего напоминания.

И в деревне традиционные народные приметы во многом потеряли свою жизненную необходимость, востребованность для успешного ведения земледельческих работ. Здесь, с одной стороны, очевидна потребность в научных прогнозах погоды - в связи с изменением климата, с другой стороны, нарабатываются новые приметы, основанные на личном опыте и наблюдениях. В результате, примета, как одна из форм народного знания, сохранилась, но значительно изменилось ее содержание и место в повседневной культуре людей.

Дошли до нашего времени и вполне полноправно существуют в обыденном массовом сознании традиционные приметы и народные суеверия (вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхестественных сил или служат предзнаменованием будущего). Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не произнес вслух, что соль просыпать- к ссоре, икается- значит, кто-то вспоминает, встретить женщину с пустым ведром- к несчастью, а посуда бьется- к счастью. Приметы являются достаточно ярким примером бытования элементов традиционной этнокультуры в современной культуре. Бытовая, повторяющаяся поведенческая ситуация и сопровождающий их обыденный комментарий- примета легко и без усилий передаются «по наследству» от поколения к поколению.

Заключение

В настоящее время, давно уже признана громадная роль музыкального народного творчества в искусстве каждой страны. Своё наиболее яркое и полное выражение народное творчество нашло не в чисто инструментальной музыке, а в объединении мелодии со словом - в песне. Песня, зародившись в самой примитивной форме много тысячелетий назад, неуклонно развивалась и эволюционировала в тесной связи с развитием культуры самого народа, его быта, языка, мышления, находящих отражение и в текстах песен, и в напевах. Собрание народных песен- основной итог тысячелетней истории у большинства народов.

Необходимо бережно хранить достояние, и заботится о его выживании. Сохранять сокровища народной музыкальной культуры, делать их доступными для широких масс народа, профессиональных и самодеятельных исполнительских коллективов, предоставлять дополнительный материал для творчества композиторов, а также для учащихся и студентов специальных учебных заведений.

Народное художественное творчество помогает не только этнографам лучше понять жизнь, культуру, быт наших предков, но и детям, которые только могут это представлять.

Любовь, уважение, гордость к народному художественному творчеству формируется постепенно под влиянием окружающей атмосферы.

Это сложное чувство возникает и развивается в процессе накопления знаний и представлений о природе родного края, о труде и взаимоотношениях людей. В доступной форме необходимо рассказывать об истоках народного художественного творчества.

Через ознакомление и воспитание народного творчества, дети знакомятся с трудом взрослых, научаются его уважать, обучаются простейшим умениям и навыкам; воспитывается интерес, самостоятельность, умение трудиться.

Использование различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений народного художественного творчества помогает восприятию и воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного образа.

Приобщение к народному художественному творчеству и его влияние сказывается в тех случаях, когда дети изображают тот мир, который известен им из народного творчества.

Для заполнения свободного времени интересным и содержательным делом, нужно развивать стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, к культурным ценностям.

Литература

1. Богатырев П.Г., Гусев В.Е., Колесницкая И.М. и др. «Русское народное творчество», Москва 2000 г.

2. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1999 г.

3. Жуковская Р.И. «Родной край», Москва 1999 г.

4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. «Русское устное народное творчество», Москва 2003 г.

5. Лазутин С.Г. «Поэтика русского фольклора», Москва 2005 г.

6. Путилов Б.Н. «Фольклор и народная культура». - СПб., 2003 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История собирания и изучения народных сказок. Проблема редактирования и адаптация текста для восприятия. Виды и жанры русских народных сказок. Их культурологический потенциал и особенности сказочного пространства. Народные сказки и их творчество в ХХ в.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2013

    Значение и особенности устного народного творчества; русский, славянский и латышский фольклор, происхождение его персонажей. Образы нечистой силы: Баба Яга, латышская ведьма, их характеристика. Исследование популярности героев национального фольклора.

    реферат , добавлен 10.01.2013

    Приемы включения фольклора в литературный текст. Фольклорное слово в литературе. Лирическая ситуация в фольклоре и литературе. Связь русского фольклора со славянской мифологией. Славянские мотивы в художественном мире Бунина. Восточные мотивы.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2004

    Русская драматургия начала складываться еще в древний период русской культуры - в фольклоре и народных играх и обрядах, связанных с крестьянским трудом и бытом (хороводные игры, свадебные обряды).

    реферат , добавлен 07.06.2005

    Анализ художественного творчества Николая Васильевича Гоголя. Странный и необычный, фантастичный и реальный мир, мир фольклора и сновидения, комизма, отваги и грязи, мир губернии и Петербурга, мир дьявольщины - отличительная черта его произведений.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Принципы отбора произведений детского народного творчества для детей. Центральные задачи педагогики раннего детства. Содержание общечеловеческих нравственных, познавательных и художественных ценностей. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2013

    Биографические сведения о Шекспире, его творческое наследие и вклад в развитие театральных традиций. Особенности литературы эпохи Ренессанса. Взаимодействие английского поэта с современниками, причины популярности его произведений в современном мире.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2012

    Исследование истоков и развития египетского художественного творчества и архитектуры. История зарождения литературы в Древнем мире, ее сущность. Изучение наиболее известных произведений эпистолярного жанра времен Древнего, Среднего и Нового царства.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Определение смысла и роли фольклора в тексте романа Т. Н. Толстой "Кысь". Фольклор – народное творчество, совокупность народных действий. Проблема роли фольклора в русской литературе на пороге XXI века закономерна. Философско-эстетическая ценность.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2008

    Формирование творческого пути Роберта Бернса и тематика его произведений. Место любовной лирики в творчестве шотландского поэта. Использование Р. Бернсом фольклора Шотландии, сюжетов и приемов народных баллад при создании собственных произведений.

Роль фольклора в развитии детей

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.

В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.

В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками , а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.

Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.

Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

Популярные статьи раздела «Сказки»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Усное народное творчество кик искусство народного слова
2. Высказывания великих писателей и педегогов о роли фольклора в жизни человека
3. Классификация фольклора
4. Классификация фольклора по объему: малые формы
5. Большие формы
6. Заключение
7. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Принято считать что, через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка. Так например, знакомство с колыбельными песнями поможет детям вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми.
Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. В процессе развития ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.
Важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Ещё К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» .
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые жанры фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.
С помощью малого фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших школьников можно и нужно использовать этот материал.
Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции.
1. Устное народное творчество как искуство народного слова.

Принято считать, что фольклор это устное народное творчество, народное искусство слова, за рубежом его называют ещё – народные знания либо народная мудрость. Фольклором называют словесное искусство, которое включает в себя пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и пр.
Известно, что произведения устного народного творчества возникли в далёкой древности, но и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая и не осознавая этого (поём частушки, рассказываем анекдоты, читаем сказки, загадываем загадки, говорим поговорки, поём народные песни, повторяем скороговорки и многое другое).
Народные скороговорки, песни, загадки, сказки, пословицы используют в своей речи взрослые люди и дети, подрастающая молодёжь и люди старческого возраста. Но мало кто явно представляет себе каким образом зарождается, живёт и существует устно-поэтическое народное творчество, и тем более ещё меньшее количество людей отдаёт себе отчет в ценности фольклора и знаком с его историей.
Никто уже, к сожалению, не узнает имён тех далёких творцов, сложивших замечательные сказки, занятные загадки, народные песни, нравоучительные пословицы и поговорки живущие уже на протяжении многих веков. Единственное что мы можем с уверенностью говорить, что автор фольклора вечно живой и развивающийся поэт, имя которого народ. Именно народу мы обязаны в сохранении и совершенствовании всех народных сокровищ поэзии.
Итак, живя вне времени, переходя от пращуров к потомкам, от одного сказочника, поэта, певца к другому, фольклорные произведения обогащаются чертами современного мировоззрения, новыми чертами быта. В наше время продолжают жить уже обновленные древние сказки, а наряду с ними возникают (и всегда возникали) новые песни, анекдоты, пословицы, загадки и т.п.
2. Высказвания великих писателей о роли фальклора в жизни человека...

Заключение

Живя вне времени, переходя от пращуров к потомкам, от одного сказочника, поэта, певца к другому, фольклорные произведения обогащаются чертами современного мировоззрения, новыми чертами быта. В наше время продолжают жить уже обновленные древние сказки, а наряду с ними возникают (и всегда возникали) новые песни, анекдоты, рассказы, заговоры, пословицы, загадки и т.п.
Живая связь литературы с фольклором подтверждается творчеством лучших писателей всех народов. Но как бы ни была ощутима связь произведений писателей с народной поэзией в условиях классового общества, коллективное и индивидуальное творчество всегда разграничиваются по способу создания художественных произведений.
Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров – обрядовый и необрядовый фольклор.
Мы видим, что большинство ученых относят к малым жанрам фольклора пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, а в остальном их мнения расходятся.
Мжно понять что, в отличии от малых форм, к большим формам фальклора относятся следующие большие произведения: сказки, легенды, былины, исторические песни, лирические песни, баллады, частушки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В.П. Учебник для вузов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, 2004. - 735 с.
2. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений - М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.
3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор, 2003, с.141-143
4. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004. - 107 с
5. Карпухин И.Е. Устное народное творчество, 2005,
6. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.
7. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1974. - Т. 1. - С. 166
8. Ушинский, К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. - М.: Карапуз, 2000. - 255 с

Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль и место фольклора в жизни детского сада»

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним. На моих музыкальных занятиях малыши ласково и нежно поют простейшие колыбельные, пытаясь, убаюкивать зайчиков, мишек и кукол. Эти эстетические впечатления, полученные ими с самого раннего детства, надеюсь, останутся незабываемыми на всю их жизнь. А вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:

  • Слушание – восприятие.
  • Пение.
  • Народная хореография.

С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус.


Значение фольклора

в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

1. Вступление.

2. Значение фольклора в нравственном воспитании.

3.Особенности восприятия детьми фольклорных произведений.

4.Требования к отбору фольклорных произведений для детей дошкольного возраста.

5.Литература

Красоту, чистоту мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.

В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим внукам и детям? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поэтому знакомство детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства - действительно актуальная задача педагогов дошкольных учреждений.

Процесс познания и усвоения духовного богатства своего народа должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство этот незамутнённый источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из этих функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности.

Одним из механизмов роста личности является идентификация себя с нравственно значимым другим, и, знакомя детей с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох документами, подлинными предметами старины, - мы тем самым помогаем ребятам усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Тем самым мы расставляем эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.

Требования к отбору фольклорных произведений

для детей дошкольного возраста .

Работа по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста и развитию их художественно-творческих способностей средствами народного искусства строится на таких принципах, как:

  1. интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, различными играми);
  2. активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную:
  3. индивидуальный подход к детям, учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий с детьми;
  4. бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
  5. и, конечно же, тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор фольклорного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством.

Предложенный художественный материал должен быть понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

Вот примеры пословиц и поговорок, которые можно использовать на занятиях и в повседневной жизни в разных возрастных группах детского сада.

Младший дошкольный возраст.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Вода с гор потекла , весну принесла.

Поспешишь - людей насмешишь.

Окончил дело - гуляй смело.

Маленький, да удаленький

И другие.

Средний дошкольный возраст.

Чаще мойся, воды не бойся.

Береги нос в большой мороз.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

У матери дитя, а у кошки котя, всякому мило своё дитя.

И другие.

Старший дошкольный возраст

Птица сильна крыламн, а человек друзьями.

Человек без друзей, что дуб без корней.

Не мил свет, коль друга нет.

По платью встречают, по уму провожают

Когда хочется много знать, не надобно много спать.

Родители трудолюбивы - дети не ленивы.

Труд человека кормит, а лень портит.

Зима красна снегом, а осень хлебом.

Процесс отгадывания и загадывания загадок, удачно подобранных для детей, вызовет положительные эмоции, сформирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни. Соприкосновение с загадкой вызывает определённые эстетические чувства: восхищение яркостью и лаконичностью созданных в ней образов, например:

Я как песчинка мал,

А землю покрываю;

Я из воды, а с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз, блещу при солнечных лучах.

(Снег)

Тонкий юмор загадок также вызывает восхищение:

Выпуча глаза сидит,

По-французски говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает.

(Лягушка)

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов.

При отборе фольклорных произведений необходимо учитывать доступность восприятия материала, и здесь уместно вспомнить о такой форме народного творчества, как колыбельная песня.

Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира.

В процессе ознакомления с колыбельной дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребёнка на сон и т.п., то есть приобщаются к культуре собственного народа.

Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа: «люли-люли- люленьки», «баю-баю-баеньки» и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приёма уменьшения), что тоже отвечает требованиям к отбору фольклорных произведений для детей дошкольного возраста, способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родною языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Например:

Спи-ка, Маша - солнышко,

Спи-ка, житно зёрнышко.

Спи, моя родная,

Рыбка золотая.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька.

Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. В колыбельных песнях используются образы, хорошо знакомые детям.

Oй люлепьки, люленьки,

К нам летели гуленьки.

К нам они летели,

Мы на них глядели.

Летели, летели.

На берёзку сели.

А берёзка скрип, скрип,

А мой Вася спит, спит.

Ах ты, котик серенький.

Хвостик у тебя беленький

Брысь, котик, не ходи

Мою детку не буди.

Баю, баю, баюшок.

Ляжет дочка на пушок.

На пуховую кровать.

Будет дочка крепко спать.

Будет дочка крепко спать,

А я буду напевать, колыбелечку качать.

Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут играть русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. Эти жанры фольклора созданы специально для детей и являются средствами народной педагогики.

Народные песенки, пестушки, потешки, колыбельные песни созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребёнка, приобретённые через опыт.

Ненавязчиво, без грубого дидактизма они учат ребёнка тому, что от него ожидают:

На кота потягушки , на дитя подрастушки.

Вот такая расти , ко мне в гости ходи, вот такая расти , да не пакости.

Расти коса до пояса , не вырони не волоса.

Расти коса не путайся , дочка маму слушайся.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.

Народные музыкальные произведения в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги словом, обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие.

Наиболее распространённое и доступное средство - песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русскою песенною народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придаёт им особую привлекательность. («Дождик», «Солнышко», «Петушок», «Зайчик ты, зайчик» и др.)

Знакомя детей с песней, следует стремиться раскрыть художественный образ народной песни, добиваться того, чтобы он дошёл до каждого ребёнка, увлёк его. Эмоционально исполненная песня - это залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно.

Для работы с дошкольниками должен быть подобран специальный репертуар, отвечающий следующим требованиям:

  1. в произведения фольклора должны быть включены доступные детям явления,
  2. выражены разнообразные эмоции,
  3. использованы различные средства выразительности, передающие образ фольклорного произведения.

Литература

Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977 г.

Аникин В.П. К мудрости ступенька.М.,1988

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003 г.

Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006г.


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения