Молитва богу о прощении грехов. Молитва о прощении забытых грехов! сильнейшая молитва

Друзья, эта молитва поможет вам открыть свое сердце для любви, очистить ум от негативных мыслей, освободиться от непрощения и обид, восстановить мир и гармонию в отношениях с другими и близкими вам людьми.

Мы несем 100% ответственность за все, что происходит с нами в этом мире! Поэтому: наполняйте своё пространство энергией любви, прощения, благодарности.

Для эффективности, эту молитву следует читать не менее 21 день , по нескольку раз в день!

Я снимаю (отменяю) все программы претензий, необоснованных ожиданий, идеализаций, завышенных требований, недовольств и обид к самому себе, миру, отцу и матери.

Я ПРОЩАЮ своих родителей всей душою и сердцем за то, что они поступали не так, как я того ожидал. Я прощаю их за то, что они не всесильные и не совершенные, как боги. Я перестаю их судить, воспитывать, переделывать под свое мировоззрение и разрешаю им быть. Я люблю их таковыми, какие они есть, и прощаю им все их несовершенства. Я даю им право на свои ошибки и опыт. Я разрешаю и себе быть обычным человеком и предоставляю себе право на ошибки. Я учусь любить себя и быть любимым.

У всех людей, существ и сущностей, кого я вольно или невольно обидел (словом, мыслью, эмоциональным состоянием, делом или бездействием), на кого обижался, стремился перекроить под свое мировоззрение, критиковал, унижал (словом, мыслью, делом), кого обманывал, притеснял, игнорировал, кому завидовал, льстил, в чью личную жизнь вмешивался, навязывал свое мнение, давил авторитетом своей личности, за чей счет самоутверждался, кого беспощадно судил или кому причинил какой-либо вред, я от всего сердца, душой и через дух времени ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ!

Я прощаю всех людей, существ и сущностей, причинивших мне вольный или невольный вред, а также прошу простить меня за все мои негармоничные действия или бездействия и нанесенный мною ущерб (душевный, духовный, материальный) как по этой жизни, так и по прошлым воплощениям.

Я прошу Бога высвобождающиеся энергии осознания направить на мое дальнейшее развитие, преодоление неведения, возрождение души, восхождение в духе, преобразование негативных черт характера, а также на гармоничное развитие всех существ Вселенной.

Все и всех, кого и что я не понимаю, не осознаю, не воспринимаю, не чувствую, не вижу, не слышу, не ощущаю, не обоняю, я прощаю и одновременно прошу простить меня, если я их не вижу, не слышу, не осознаю, не воспринимаю, не обоняю, не чувствую. Прошу ПРОСТИТЬ меня через Бога как по этой, так и предшествующим жизням. Все высвобождающиеся энергии я направляю на погашение негативных последствий, вызванных моими несовершенствами.

Читайте эту молитву ежедневно и посылайте энергию любви себе, своим близким и друзьям!



  • ЭФФЕКТИВНАЯ МОЛИТВА ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ Эта молитва чудесным образом может изменить вашу жизнь. Её действие очень сильное, работает всегда. Результаты будут потрясающие....


  • Очищающие молитвы — это некая энергетическая метла, которая способна избавить Вас от любого негатива, страхов, беспокойства, энергетической грязи и хаоса и тем самым...



  • МОЛИТВА К АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ: Эта молитва оберегает от негативной энергии,дает защиту от недоброжелателей,успокаивает,а так же оберегает человека от стресса,страха...

3305 просмотров

В соответствии с канонами Православия все мы люди — грешны, уже при рождении на нас первородный Проживая жизнь, мы потихоньку всё больше и больше набираем неблаговидных дел. Но Бог так любит людей, что всё прощает. Чтобы заслужить прощения — важно покаяние, осознание своих поступков, для этого нужно молиться, посещать храм. Но и дома молитвы о прощении грехов важно знать и их читать перед образами.

Молитва покаяния и смирения:

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, Незлобиве Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго.Приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих. Подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое Человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желании моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего славлю во веки. Аминь».

Молитва о прощении грехов

«Господи, Боже мой, Отец и Покровитель! Молю Тебя, услышь недостойного раба Твоего, сердце, помыслы и душу в руки Твои отдавшего, слабого и беспомощного. Не оставь меня, Господи, не дай растаять в грехе и пропасть в геенне огненной, не отдай меня диаволу на поругание и не дай пропасть моей бессмертной душе. Господи, слаб раб Твой, немощен я и заблудшим скотом стою посреди греха и порока, окружившего меня. Протяни руку Твою и помоги мне совладать с горечью порока, связавшего меня. Прости мне прегрешения мои прошлые и будущие, умали мою боль и укажи путь ко спасению. Аминь».

Молитву читают утренним и вечерним правилом в течение 7 дней.

Ещё одна молитва о прощении короткая

«Господи, Ты видишь мою слабость, даждь ми исправление и сподоби мя любити тя от всея души моея и помышления. И подаждь мне благодать Свою, подаждь мне усердие совершать службы, приносить мою недостойную молитву и за все благодарить Тебя».

И всегда важно помнить, что в прощении и в просьбе к прощению скрыта великая сила признания заслуг Ииусу Христа. Он не пощадил своей жизни, отдавая её за всех людей на земле. Так велика была его любовь к нам.

Детально рассмотрим молитвы о прощении греха приворота - с подробным описанием всех магических действий, чтобы ритуал не имел отрицательных последствий.

Каждый, кто хоть однажды приносил извинения за сознательное или нечаянное причинение вреда или боли, и получал прощение, знает - чувство облегчения, которое приходит на смену мукам совести, не сравнить ни с чем.

Это одна из форм настоящего счастья, которое раскрашивает дни солнечным светом и убирает с горизонта самые тяжелые тучи.

Но прощение, которое мы просим у Господа за свои деяния, способно на большее. Благодаря молитве о прощении грехов можно не только снять со своей души тяжкое бремя, но и увидеть путь, по которому следует идти дальше так, чтобы жизнь приносила радость и была полна умиротворения.

Молитва Господу Богу о прощении грехов

Молитвы об отпущении грехов можно с полным правом назвать чудотворными и целительными.

В процессе обращения к Богу мы полностью абстрагируемся от жизненной суеты, и все, чего хотим - великодушия нашего Отца, и его прощения за наши поступки, мысли и намерения, которые вызваны слабостью духа и неумением противостоять жизненным соблазнам.

Перед тем как приступить к молитве, следует избавиться от всех отвлекающих мыслей и создать нужный настрой. Главное, нужно быть честным перед самим собой и искренне раскаиваться за умышленные и неумышленные деяния, которые обременяют душу грехами.

Такое обращение к Господу, совершаемое регулярно, несет в себе очищение - заканчивая ее, человек чувствует просветление сознания.

«Господи Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно, помоги мне; и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешен и немощен; не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох, избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое и Тебе слава и благодарение во веки. Аминь».

Будьте искренни в своем обращении к Богу и не забывайте: не имеет значения, совершили вы что-то плохое в действительности или только хотели это сделать, но отказались от неправильного поступка.

Особенного различия между желанием согрешить и совершенным проступком нет - любое неправедное действие начинается с неправедного намерения.

Как молить о прощении грехов

Обращаясь к Богу, мы обращаемся к тому, кто пожертвовал собой ради отпущения наших грехов и был ради этого распят на кресте.

Силу его прощения и милосердия нельзя измерить, поэтому в любое время - самое счастливое и самое тяжелое - мы возносим ему свои молитвы, так как никто больше не способен очистить нас от скверны и сделать наш взгляд чистым и незамутненным соблазнами.

Слова о прощении - это лекарство для души. И также, как лекарство, их нужно использовать лишь тогда, когда вам это нужно, и вы чувствует внутреннюю готовность быть излеченным.

Молитесь каждый раз, когда:

  • вы чувствуете свою вину перед кем-то;
  • испытываете раскаяние за какое-либо намерение или совершенный поступок;
  • вы приняли решение не повторять ошибок и поступать в соответствии с заветами Божьими.

Но главный признак, по которому можно понять, что пришло время обратиться к Господу Богу и попросить у него прощения - чувство дискомфорта и тяжести, которые, как кажется, заставляют вас пригибаться к земле. Это значит, что на душу лег еще один грех, который лишает вас силы.

Сильная молитва Господу способна совершить чудо. Но не ждите быстрых результатов: получение прощения - достаточно длительный процесс, и однократное моление не искупит намеренного или нечаянного вреда, который вы причинили кому-то или имели намерение причинить.

Регулярно посещайте Храм, где возносите молитвы Господу, Матери Божьей и Святым, соблюдайте законы Божьи, будьте милосердны к ближнему своему и Господь вас услышит.

Следующая молитва относится к одним из самых сильных. Читайте ее каждый раз, когда чувствуете в этом потребность или когда вас начинают преследовать соблазны и сомнения.

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, Незлобиве Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое Человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желании моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего славлю во веки. Аминь».

Человек, получивший прощение - один из счастливейших людей на земле. Его душа наполняется умиротворением и покоем, мысли приобретают чистоту и слаженность, а сам он находит согласие с собой.

Это помогает не сбиваться с жизненного пути даже тогда, когда человека окружают соблазны, а обретенное великодушие и милосердие к окружающим дает ему силу и мужество.

Молитва о прощении грехов - очень сильное, но не единственное средство снять с души бремя и пройти своего рода очищение. Главный посыл, которые несут в себе эти особенные слова, можно также реализовать с помощью повседневных дел. Они должны быть направлены на проявление милосердия к ближнему своему и избавление от гордыни, которая часто становится спутницей заботы о материальном.

Такими делами могут быть визиты в дома престарелых, где вы поможете уходом за людьми, уже завершающими свой земной путь. Или примите участие в сборе пожертвования для малоимущих и больных, которые нуждаются в вашей помощи так же, как в Божьей.

Но, главное - не относитесь к молитве о прощении грехов как к некой «прививке», которая на какое-то время сделает вас безгреховным и неуязвимым перед лицом соблазнов.

Обратиться к Господу за прощением - это значит дать ему обещание впредь следить за собственными мыслями и поступками, которые определяют чистоту вашей души.

LiveInternet LiveInternet

Зарегистрируйся и зарабатывай Одним из самых простых способов зарабатывания денег в.

Как правильно ухаживать за орхидеями - советы для новичков Орхидеи всегда радуют&nbs.

Я - Женщина земная. Я - Счастье, я - Любовь, Я - Солнце, я - Затменье. Я - та, что дарит вн.

Насыщенный кекс “Лакомка”. Много изюма и много орехов! Огромное спасибо автору: Mary Stone .

Самые вкусные начинки для блинчиков Чтобы приготовить блинчики, нужно потратить н.

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Как вымолить у Бога прощение за грехи, редкая православная молитва.

Чтобы попросить у Господа Бога отпущения грехов, прочтите в укромной тишине самую редкую православную молитву. Результат заметите сразу.

В течение всей жизни мы совершаем поступки греховного содержания.

Осознавая это, хочется изыскать благодать Божественной помощи.

Мы вымаливаем прощение, перечисляя грехи на исповеди в православном Храме.

С упоительным рвением читаем Молитвослов и беспорядочно крестимся, озираясь по сторонам.

Прежде всего ступайте в православный Храм и подайте заказную записку о собственном Здравии.

Поставьте по 3 свечи к иконе Иисуса Христа и Николая Угодника.

Несколько свечей купите для домашнего моления. Наберите водицы святой, приобретя перечисленные выше иконы.

Соберите силы и выдержите строгий недельный пост. После чего причаститесь и исповедуйтесь у Батюшки.

Все это время читайте молитву “Отче Наш” и ограничьте себя от земной суеты.

Вернувшись из Церкви домой, уединитесь в запертой комнате.

Зажгите свечу. Рядом поставьте иконы и чашку со святою водой.

Несколько раз прочтите молитву “Отче Наш”.

Не торопясь, а с православным усердием припомните себе все содеянные грехи, искренне раскаявшись и мысленно прося у Бога прощения.

Приступайте к многократному нашептыванию специального текста, позволяющего очистить себя от накопившейся скверны.

Умоляю тебя, о Небесный Отец, пусть грехам моим будет скорейший конец. Отпусти злую тяжесть, что в сердце сидит, пусть обиженной мною за мерзость простит. Умоляю тебя, не наказывай строго, пусть под ноги расстелется в Церковь дорога. Помоги в православии душу спасти, что грешу до сих пор, умоляю, прости. Да будет воля твоя. Аминь."

Вновь усердно креститесь и пьете святую воду.

Через некоторое время, когда опять почувствуете греховную тяжесть, помолитесь Господу Богу, терпеливо дожидаясь благодатного прощения.

Предлагаю ещё вашему вниманию 3 православные молитвы о прощении грехов, обращенные к Господу Богу.

Такие молитвы ни о чем Бога не просят, окромя великодушного отпущения.

Грехи бывают разные, смертные и каждодневные, а также не упомянутые по забвению.

Именно забытые грехи и тянут нашу душу в пучину адского пламени.

Чтобы попросить у Господа Бога прощения, прочтите при зажженных свечах и в благодатной тишине одну из трех предложенных ниже православных молитв.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Прости меня за грехи упомянутые и за грехи позабытые. Не попусти в наказание православное мучение и не терзай мою душу новыми испытаниями. Свято верую в тебя и молю об скором прощении. Да будет воля твоя и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь."

Умоляю тебя, Сыне Божий, об отпущении грехов позабытых. В плену искушения дьявольского, творил (творила) дела я не праведные. Прости мне все обиды, злословие, алчность и жадность, скупость и грубость. Пусть струпья греховные не поразят мое бренное тело. Да будет так. Аминь."

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Исповедываюсь пред тобой за греховные помыслы и недобрые деяния. Прости мне грехи позабытые, случайные и по умыслу творимые. Помоги мне справиться с искушением дьявольским и наставь на путь святого православия. Да будет воля твоя. Аминь.!

Снять грех приворота

Некоторые не очень дальновидные люди, стремясь привнести в свою жизнь толику большого и светлого чувства, начинают заниматься черной магией, проводят обряды с заговорами, поят избранника приворотным зельем, присушивают его через еду и через вещи. При этом не думают о последствиях. Ведь привороженный может пристраститься к алкоголю, у него нарушается психика, сокращается срок жизни. Да и у человека, сделавшего приворот, не любовь может быть, а одно наказание. За помощью потом обращаются многие. В основном это те, кто когда-то привораживал, не подумав: а настолько ли это надо, чтобы рисковать? Прежде всего, если вы делали приворот или даже безуспешно пытались его сделать, обязательно нейтрализуйте действие колдовства.

Этот ритуал проводится тогда, если вы кого-то когда-то привораживали, а теперь расстались с этим человеком. Почему люди все-таки расстаются после приворота? Первая причина состоит в том, что привораживали не того, кого надо, вторая – делали это в неположенный день. Надо постараться снять с себя наказание. Это же, кстати, можно делать, если вас преследует полоса неудач, и вы не понимаете, в чем причина.

Накануне надо вспомнить абсолютно всех умерших родственников, и в этом случае не важно, общались вы с этими родственниками когда-то или нет, любили их или нет. Спустя 9 дней после панихиды по умершим родственникам закажите в церкви молебен о здравии живых родственников, друзей и врагов. Спустя неделю вы должны заказать молебен о здравии себя. В этот же день следует обойти все три церкви, набрать святой воды и принести домой. Если вы пытаетесь снять последствия приворота, то нужно заказать молебен во здравие партнера или партнерши, с которыми вы расстались. Святую воду с этого молебна надо обязательно передать «бывшему», чтобы он или она ее выпили. Свою воду вы приносите домой и пьете по глоточку утром и вечером в течение 40 дней, в ванну добавляете немного в воду для купания. После этого, как правило, действие ворожбы снимается, хотя есть особые случаи, когда нужно принимать дополнительные меры.

В частности, если в семье кто-то недавно умер, то вам следует подойти к причастию. И чем вам труднее это сделать психологически, тем нужнее вам причастие. После этого уже никогда никакой магией заниматься нельзя. Исключение – вы можете сделать себе защитный амулет. Это не карается.

В магии главное – сила вашего желания и вера. Они у вас есть? Значит, все получится. Основной принцип – вспоминаете саму ситуацию, в которой делали приворот. Как бы входите в нее мысленно. Но на этот раз иначе, нежели в прошлый раз. Механизм такой. Возвращаетесь туда, в тот момент, и отказываетесь от того, что вы сделали. Как бы распутываете нити назад, убираете инструменты, освобождаете все энергии, которые были задействованы в той ситуации. Если вы ходили по кругу – идите в обратную сторону, если были одеты в светлое – наденьте темное, если зажигали свечи и оставляли догорать – зажгите, а потом потушите их, если завязывали узелки, сплетали волосы, то развяжите, распутайте! Выберите для ритуала день, когда луна убывает, и желательно вторник (день Марса, войны и раздора). Настройтесь на освобождение. Если произносили слова приворота, скажите их задом наперед или употребляя частицу «не». В общем, «отворот» должен быть зеркальным отражением того ритуала, который вы использовали для приворота. С четким осознанием того, что исправляете ошибку, которую сделали, что вы делаете все так, как было раньше, обратно. При этом нужно осознание, что была сделана ошибка. И понимание, в чем именно. Например, осознание того, что рабы вам не нужны. Если понимание ошибки искреннее, то в любом случае все сработает. Если на данном этапе осознания ошибки нет, а есть только страх перед наказанием, то и работать на освобождение рано.

После этого почистите собственную энергию. Как это сделать? Прежде всего, обратите внимание на свою осанку, плечи, спину, руки – они отвечают за любовь и привлекательность. Если спина согнута, мышцы дряблые, на руках и спине жировые отложения, вы уже не привлечете любовь. Займитесь своей осанкой, вам помогут плавание, массаж. Но только не пользуйтесь таблетками для похудения; эта отрава, которая наносит непоправимый вред вашему организму, нарушает обмен веществ и часто влечет за собой необратимые последствия.

Но что делать, если позвоночник в порядке, плечи расправлены, женщина стройная и красивая, а любви у нее все-таки нет? Тем, кто стремится выйти замуж, желательно спать на розовом постельном белье. Поставьте в вазу розовые розы – они привлекают любовь. Если вы не можете позволить себе часто покупать живые цветы, постелите на стол скатерть, на которой они нарисованы или вышиты.

Женщина или девушка перед выходом из дома может мысленно украсить свою прическу розой розового цвета: тогда ее привлекательность увеличится, распространяя вокруг очаровательную ауру любви.

Очень хорошо помогает молитва на исполнение желания. С ее помощью вы сможете добиться исполнения собственной Мечты, а также помочь своим родным и близким. Для начала произнесите следующие слова:

«Господи, во имя Отца и Сына и Святого Духа, Николай-угодник, Казанская Божья Мать, помогите мне (назовите свое желание) ».

Затем прочтите молитву Господню «Отче наш». Повторяйте это обращение три раза утром и три раза вечером. Кому- то оно поможет воплотить Мечту в жизнь уже через две недели, а кому-то – через 2-3 месяца. Но запомните: даже найдя своего любимого и выйдя замуж, продолжайте читать молитву, чтобы закрепить ее действие.

Когда вы готовите еду для любимого, говорите: «Готовлю с любовью и радостью!» Затем прочитайте «Отче наш»: двенадцать раз – если хотите «зарядить» пищу на любовь, или 15 – если мечтаете о счастливом браке.

Поможет обрести счастье и следующий нехитрый прием: закрыв глаза, надо ежедневно в течение 10-20 минут мысленно повторять цифры 11,12,15. Этим цифровым заговором вы настроите себя на молодость, любовь, счастливый брак и, соответственно, здоровье.

Добиться успеха в любви помогает настрой на выравнивание судьбы; кстати, он способствует улучшению осанки:

«Я спокойная, я сильная, я смелая, я уверенная, я все смею, все могу и ничего не боюсь ».

Выучите эти слова. И повторяйте как можно чаще.

Эти простые слова дают возможность избавиться от комплексов, изменить судьбу и обрести счастье:

♦ Я живу с любовью и радостью.

♦ Я достойна самого лучшего.

♦ Что бы я ни делала, где бы я ни находилась, и что бы ни происходило вокруг, все приносит мне успех, счастье и любовь.

♦ Я общаюсь с людьми, которые живут с любовью и радостью.

♦ Жизнь и судьба меня любят и балуют своими подарками.

♦ Люди меня ценят, любят, уважают и во всем помогают.

♦ Меня любят мужчины красивые, счастливые, богатые, преуспевающие, добрые, ласковые.

♦ Мужчины меня любят, ценят, уважают, дарят цветы и подарки.

♦ Ангелы-хранители мне во всем помогают.

Грех и покаяние

Скажите, пожалуйста, как искупить грех приворота, если человек раскаялся в содеянном? Какие молитвы читать? Что делать?

Как и каждый грех, этот грех требует глубокого сердечного раскаяния на исповеди, таинстве покаяния. И только таким образом мы преодолеваем грех Божьей милостью и благодатью, которая очищает наше сердце и дарует ему силы бороться с грехом. Поэтому только на исповеди и грех прощается, и духовник дает наставление, как бороться с грехом, как вести духовную жизнь, как укрепляться в борьбе с грехом в тщательном исполнении церковных заповедей. При этом также духовник советует исповедующемуся, какие молитвы присовокуплять к молитвенному правилу, как изучать Закон Божий и утверждаться в вере и благочестии.

Допоможіть справитися з тягарем на душі, близько 7 років тому ходили з дівчатами до гадалки і приворожила свого чоловіка, ми 3 роки живемо разом, вінчались в церкві, маємо донечку, і лише тепер я осознала, який це великий гріх, плачу постійно, боюсь за своїх чоловіка і донечку, бо дуже їх люблю. Допоможіть порадою, що робити?

Так, ходити до гадалок - це дуже великий гріх. Бо це звертання не до Бога, а до його супротивника, до нечистої сили. Дуже добре, що Ви каєтесь в цьому гріху, жалієте, що Ви його вчинили, однак треба до кінця очистити себе від цього гріха і стати вірною тільки Господу нашому Ісусу Христу, на Нього тільки надіятись і покладатись, Його просити про допомогу і очікувати допомоги тільки від Нього. Тому треба наполегливо переборювати у собі протилежні думки, тому що через покаяння істинне, щиросердечне Господь очищує нас від гріха, і гріх не має жодної сили на того, хто кається і очищується від нього. Це треба твердо пам’ятати і постійно відкидати думку про те, що той, хто ворожить і саме ворожіння має силу. Коли ми відкидаємо ці думки в покаянні і бажанні перебувати тільки з Богом, над нами є тільки Бог, Його благодать, і ніякої іншої сили бути не може. Але в це треба твердо вірити, цього треба прагнути, докладаючи всіх зусиль у виконанні волі Божої.

Моя дочь в состоянии душевной нестабильности “брякнула” про Бога что-то похожее на ” Да иди ты. “. Сейчас она сильно раскаивается и переживает. Исповедовалась, но покоя нет. Считает, что этот грех невозможно замолить и искупить. Так ли это?

Каждый грех, в котором человек раскаивается, Господь прощает. Но в данном случае дочери надо помочь это осознать и прочувствовать свою вину перед Всемилосердным Богом, прощающим кающемуся грешнику, исправляющему свою жизнь. Потому что когда человека охватывает чувство отчаяния, у него нет достаточного покаяния. То есть сознания своего греха и смиренного желания исправить свою жизнь, перебарывать грех и жить по воле Божьей.

Что мне делать, если у меня похотливые мысли? Я каюсь, но вновь впадаю в это.

С похотливыми мыслями мы можем бороться только частой исповедью, духовными беседами с духовником, раскрывая эти мысли перед духовником и излечивая свою сердце от них, все время каясь, противостоя им, прилагая усилия уходить от того, что ввергает нас в эти мысли. Мы должны всегда всячески стараться держать себя в этой борьбе и желании сохранить себя от них, очиститься и пребывать в этой чистоте и верности Богу.

Батюшка, благословите! Я никак не могу справиться с леностью к молитве и с грехом зависти, как исправиться?

Леность в молитве преодолевается только активной духовной жизнью, потому что активная духовная жизнь - это уже есть постоянная молитва. И она сама будет звать нас к молитве, постоянной мысли о Боге, о добродетелях, о вечной жизни. И естественно, активная духовная жизнь в молитве и доброделании поможет Вам преодолеть и грех зависти, потому что человек завидует только тогда, когда ослабевает в своей духовности, когда забывает, что у него есть неизреченное богатство - вечная жизнь, жизнь с Богом. Когда человек это помнит, он, естественно, не может завидовать, потому что у него все есть, потому что он настолько богат, что даже представить себе не может, что Господь уготовал любящим Его. И естественно, если человек забывает это, он видит только земное, свои недостатки в земной жизни, а это все ведет к мыслям о земной жизни и зависти тем, у кого чего-то больше в земном богатстве.

Як краще покаятися в лукавих думках, вдома, чи краще в церкві на сповіді? Дякую.

В лукавих думках треба каятися у своєму серці, всюди, де б ми не були, вдома і, тим більше, в церкві на сповіді. Ми повинні пам’ятати, що боротьба з лукавими думками – це боротьба постійна, яку вести непросто. Однак саме постійність і наполегливість в цій боротьбі дуже важливі, бо допоможуть все більше і більше контролювати свої думки та бачити все краще і краще думки лукаві, нечисті, грішні, що допоможе в них постійно каятися, переборювати їх і заставляти себе приймати думки лише добрі, Божі.

Добрий день! Я православна, ходила до ворожки і читала заговори на хрестик, на цей час я думала, що цим спасу сина від алкоголю. Що мені тепер робити, як позбутися цього гріха? Дякую.

Треба принести глибоке сердечне покаяння і подолати в своєму серці думки і надії на ворожек, ніколи до них не звертатися, а навпаки, просити тільки Христа Бога, надіятись на Нього і вірити, що Він допоможе у виправленні Вашого сина. Але треба пам’ятати, що Ваш син може виправитись тільки тоді, коли Ви допоможете йому прийти до віри, до покаяння, до життя з Богом. Якщо він це зможе зрозуміти і прийняти до серця, то ви разом, – він своєю вірою та зусиллями, а ви своєю молитвою та надією, – переборете цей гріх п’янства.

Скажите пожалуйста, если нет возможности сходить в церковь и исповедоваться, но искренне в душе и у домашних икон каюсь и молюсь, и это приносит успокоение в душу, приемлемо ли это?

Конечно, всякую молитву, произнесенную от сердца и, тем более, в покаянии, Господь принимает. Естественно, если у Вас нет возможности пойти в церковь, вы приложили все усилия, чтобы найти эти возможности, и ваша совесть спокойна в этом отношении, то такую молитву и покаяние Господь приемлет и благословляет вас. Но все зависит от вашей совести, удовлетворена ли она, все ли вы сделали, чтобы пойти в церковь, приложили ли все усилия, чтобы совершить молитву в церкви и прийти на исповедь, покаяться, очистить свое сердце и начать новую жизнь. Если были возможности это совершить, но вы не сделали, то, естественно, о какой молитве и, тем более, о каком покаянии может идти речь. Мы же прекрасно понимаем, что если человек остается безразличным к молитве и к принятию таинств в церкви, он гневит Бога, здесь не может идти речь ни о каком покаянии. Если совесть нас обличает, то она нас судит. Ибо это голос Божий, который всегда нам точно скажет, правильно мы делаем, или неправильно.

Правда ли, что Господь за смертные грехи наказывает до седьмого колена? Какие это грехи? Почему наказывает? Ведь Бог же Всемилостивый и Всесправедливый?

Да, действительно, в том-то и весь смысл наказания, потому что Господь Всемилостивый и Всесправедливый. И по Своей любви к человеку он Его часто наказывает на земле, чтобы привести ко спасению. Да, в Ветхом Завете действовал этот закон - наказания за грехи до седьмого колена. Он действовал для того, чтобы остановить распространение греха и отступление от истинной веры среди богоизбранного народа. Господь же не наказывает для того, чтобы просто наказать, потому, что человек заслужил, а наказывает он человека для того, чтобы помочь ему исправиться и спастись. Но действует этот закон только тогда, когда люди не каются, когда не оставляют грех. Но если человек кается в содеянных грехах, то Господь его милует и отводит наказание от него. Среди этих смертных грехов самые страшные - это богоотступничество, гордость, распущенность и истекающие от этих грехи, которые разлагают общество и отводят его от истинной веры и благочестия.

Вредят ли мои грехи окружающим меня людям, или они разрушают только меня самого?

Грех как отрицательное, разрушающее явление, не может локализироваться, ограждаться от распространения себя. Он наоборот направлен на распространение. Поэтому, нельзя смотреть на грех как на явление, которое развивается только в человеке, который подвержен ему. Грех, всегда развиваясь в одном человеке, имеет цель распространиться на других. Он ‒ как вирус, как эпидемия для тела, таким же образом действует и на душу, таким же образом передается, как и вирус на тело. Разнообразно, разными путями грех распространяется на души других людей. Поэтому православный христианин всегда стремится не только перебарывать в себе грех, но и старается не дать ему распространиться на ближних. В этом ему помогают евангельские заповеди, которые требуют добродетельной жизни и отношения к ближнему с любовью, терпением, смирением, кротостью. Тогда эти добродетели помогают православному христианину не только оградиться от плохого влияния на других, но и во многом исправить себя, перебороть грех в себе, открыть сердце свое любви Божьей, которая его исцеляет и взращивает в нем добродетели.

Батюшка, благословите. Как бороться с помыслами от лукавого? Раньше за собой такого не замечал, но, как стал чуть больше укрепляться в вере, или так думаю, что укрепляюсь, время от времени приходят очень страшные мысли. Я понимаю, что это все от лукавого и нужно больше молиться и уповать на милость Божью, но страшно, так как искушению поддавались святые отцы, а что я могу? Когда со стороны на себя смотрю – вижу один сплошной Грех. Спаси Господи.

Естественно, что, когда человек начинает бороться с грехом, начинает и больше видеть в себе. И наоборот, если человек не борется с грехом, он все меньше и меньше видит свою вину перед Богом. Поэтому на духовном языке человек, борющийся со грехом, начинает очищать свое сердце, то есть прозревает, и поэтому все больше и больше видит в себе свое беззаконие. А человек, который не борется с грехом, не очищает свое сердце, естественно, ослепляет себя и перестает видеть даже большие грехи в себе. Поэтому не надо бояться борьбы со грехом, надо бояться остановки в этой борьбе. Ибо если мы боремся с грехом, мы все больше и больше просвещаемся, и благодать Божья поддерживает нашу борьбу, какой бы она ни была трудной и неудобоносимой. Конечно, у человека, борющегося со грехом, много испытаний и искушений. Но все они допускаются Богом для все большего и большего подкрепления нашего в борьбе. Ибо через них мы обретаем духовный опыт и все тверже и тверже основываемся в борьбе. Ибо видим не только силу греха, но, более того, мы видим и чувствуем помощь Божью. Именно она утверждает нас в борьбе. Она нас утешает, вдохновляет, вливает в наше сердце любовь Божью и дарует нам желание и ревность вести эту борьбу все тверже и целенаправленнее. Это учение Церкви нам напоминает, что нет трудности и даже ужаса, которых мы с помощью Божьей не смогли бы преодолеть. Более того, чем большую мы ощущаем немощь, тем больше благодать приходит в наше сердце, ибо напоминает Господь нам, так же, как и апостолу Павлу: «Сила Божья в немощи совершается» (2 Кор. 12: 9).

Как избежать уныния, отчаяния?

Уныния можно избежать только постоянной и непрерывной работой над собой, над своим духовным возрастанием. Ибо уныние приходит только тогда, когда этот духовный труд не совершается или недостаточно совершается. Потому что не может унывать тот, кто возрастает духовно, кто перебарывает в себе грех, кто все больше и больше богатеет добродетелью. Такой человек, естественно, радуется, благодарит Бога и все больше и больше стремится к духовной жизни. И наоборот: если человек не работает над собой, пребывает во грехе, не приносит плод покаяния, естественно, что его посещает уныние и отчаяние. Поэтому плод покаяния - радость, а печаль - плод лишь плод греха, нераскаянности. А центр всей нашей духовной проблемы - наш эгоизм и гордость, потому что именно они, склоняя нас к удовлетворению своих желаний, приносят пустоту в душу. Потому что склоняют человека к тому, что неестественно, чего нет. И человек, много о себе мнящий и желающий удовлетворения своих страстей, естественно, пребывает не в реальности, потому что реальность есть наш грех, есть наше преступление перед Богом, неисполнение Его святой воли. Если человек эту реальность не воспринимает, он не может покаяться и получить плоды покаяния. А не имея этого, душа человеческая скорбит, ибо создана Богом для обретения духовных благ, и, не обретая их, унывает и впадает в отчаяние. Выбирается оттуда только тогда, когда осознает реальность своего греха и беззаконие, нереальность и тщетность своих желаний.

Грех обиды очень глубоко входит в душу человека. Иногда так глубоко, что овладевает всеми мыслями, чувствами и желаниями. Поэтому неслучайно апостол Павел напоминает нам: «Солнце да не зайдет во гневе вашем. Гневайтесь, не согрешайте!» (Еф. 4:26). Эти слова нам напоминают, что всякое недовольство ближним, его действиями и отношениями к нам должны искореняться тут же, не давая им развиваться в душе, ибо именно эти наши эгоистические чувства порождаются нашей слабостью в вере и духовной жизни. Поэтому, если овладело нами чувство обиды на нашего ближнего, мы должны обратиться к вселюбящему нас милосердному Богу с молитвой научить нас любить ближнего, прощать ему все прегрешения, принимать его таким, каким он есть. Потому что только милостью Божьей через наше покаяние благодать Господняя может утешить нас, укрепить нашу душу в борьбе с гневом, со злостью, с раздражением, которые приносят нам это неспокойное чувство обиды.

Читая молитвы об умерших, не могу молиться об отце. Он был человеком очень жестоким и у меня нет хороших воспоминаний о нем. Я попросила маму сказать что-то хорошее про отца, а то молиться за него не могу. А мама мне ответила: «Что сказать? Я ему все простила!» Батюшка, как быть, как его простить? 2. Моя мать умерла совсем молодой (в 40 лет) по непростительной, банальной ошибке врача. Как его простить?

Какой бы ни была жизнь трудной и сложной, какие бы нам ни встречались в жизни люди жестокие и ненавистные, мы, как христиане, должны это переносить спокойно, с надеждой на Божью помощь и милость, тем более, если это родные или близкие люди. Христиане должны всегда забывать плохое и никогда о нем не вспоминать. Ибо если мы будем помнить плохое, мы будем осуждать человека, сотворившего это. Если мы верим во всемогущего всемилостивого Бога, то мы суд отдадим в Его руки. Ибо Он будет всегда справедливым и совершенным. Как видим, такому христианину нужно простить ближнего, согрешившего против него. И он имеет Заступника своего - Всесовершенного Бога. Поэтому надо возрастать в вере, духовной жизни, чтобы не судить ближних, и прощать их проступки.

Як позбавитись лихих думок?

Лихі думки входять в нашу голову через нашу духовну слабкість. Опанувати духовну слабкість, стати духовно міцним можна тільки через постійну і наполегливу духовну боротьбу, що означає глибоке каяття у вчинених гріхах, очищення серця в таїнстві покаяння, подолання пристрастей та недобрих пожадань і набуття протилежних гріхам чеснот. Завдяки такій боротьбі наша увага та стремління концентруються на духовних благах, тим більше, цю боротьбу супроводжує та підтримує благодать Святого Духа. Це все допомагає людині бути з Богом в духовному світі, що робить її справді духовною і недосяжною для лихих думок, які є, звісно, явищем іншого світу, бездуховного та грішного. Тому не дивно, що слабка духовно людина піддається лихим думкам і вони входять в її ум та серце. А для духовно міцної людини лихі думки не є сильними та швидко долаються, а часто навіть і не можуть наблизитись до її свідомості.

Как быть, если с каждым днем теряешь веру в Бога, но при этом я регулярно хожу в храм, причащаюсь, общаюсь с православными людьми. Это очень больно – терять смысл всей жизни в Боге.

Это действительно случается с верующими, которые в зрелом возрасте пришли к вере, потому что непросто переделать себя из светского человека в церковного. Секулярный светский человек в таком верующем еще довольно крепок и часто тянет человека назад. Поэтому все зависит от интенсивности искоренения привычек и способа жизни старого человека. Поэтому человек, пришедший к вере в зрелом возрасте, должен максимально заставлять себя отказываться от старых желаний, мыслей и стремлений. Более того, он должен себя заставлять совершать все, желать и мыслить по христиански, наполнять свое сердце и душу евангельскими поучениями, образами, повествованиями. В такой духовной работе над собой человек становится другим, в нем все больше и больше действует благодать Божья, и его душа и тело становятся жилищем Божиим. Такой человек обретает опыт духовной борьбы и быстро преодолевает испытания восстающего против новой жизни старого человека. К тому же работающий над собой человек начинает все больше и больше любить Христа, Его Евангелие, ему становится привычным исполнять Христовы заповеди, и это даже приводит такого активного человека к ревностному исполнению Евангельских предписаний и жизни по ним.

Здравствуйте. Скажите, правда, что Бог злость возвращает людям по кругу (я кормила кошек, а одна женщина облила меня за это керосином, и я хотела бы знать, получит ли она за это кару). Спасибо.

Бог есть любовь, и ждет покаяния человека. Его любовь долготерпеливая, поэтому наказывает людей только для их исправления, и Своим промыслом, Своим действием в этом мире все доброе поддерживает и даже злые человеческие поступки исправляет. Поэтому и мы должны молиться, чтоб Господь помог исправиться человеку, обидевшему нас и не желать ему наказания от Бога, а чтоб Господь Своей милостью управил. Он же всемогущ! Он же нас защитит! А мы должны прощать прегрешения наших ближних, чтоб Господь и нас прощал, как мы этого просим в молитве «Отче наш»: «Остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим».

Является ли любовный приворот грехом, за который наказывают до седьмого колена?

Всякое обращение к чародеям и гадалкам для православного христианина недопустимо и является очень большим грехом. Поэтому какая бы нам проблема ни встречалась в жизни, мы должны ее решать в Церкви с духовником, в молитве, покаянии, в посте и воздержании, и никогда не склоняться к решению их другим путем. Господь, видя наши старания, нашу любовь, наше смирение, поможет нам, никогда не отвергнет. Но если мы будем пытаться чего-то достичь только как нам хочется, по нашей гордости, без смирения, покаяния, терпения и надежды, то, естественно, не сможем получить просимое, ибо будем гневить Бога своим несмирением.Мы должны помнить, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Поэтому, помня об обретении через Него просимого, мы должны отвергать всякую другую мысль, о другом пути, который будет всегда противен Богу.

Скажіть будь ласка, що робити, коли погані помисли не залишають, які молитви читати, чи потрібно причаститись? Дуже важко на душі. Спаси Господи.

Звісно, що перед усім треба причащатися, це однозначно, тому що підготовка до причастя в молитві, пості і стриманні, а особливо покаяння та таїнство сповіді, духовні бесіди з духовниками допомагають ставати міцнішими духовно і переборювати лукаві помисли. Однак все це треба здійснювати, пізнаючи любов Божу, закон Господній, Євангеліє Христове, освоюючи навчання Церкви. Тільки таким чином ми можемо ставати духовно міцнішими і успішно вести боротьбу з усіма думками, почуттями та бажаннями, неугодними Богу та долати їх.

Батюшка, случилось, что близкая мне сестра во Христе, с которой мы давно дружим, спросила мое мнение, почему к ней не очень хорошо отнеслись. Я ответила, указав на ее неправильное поведение, потом заметила, что ей неприятно было услышать мой ответ, хотя она со мной согласилась, сказав, что будет внимательнее следить за своим поведением. Вопрос: можно говорить такие вещи, которые болезненно воспринимаются, когда просят, чтоб ты искренно ответила, если нет, то как будет правильно?

Естественно, что всегда надо начинать говорить, и особенно отвечать на вопросы мягко, непринудительно, вызывая человека на диалог. Когда человек выходит с Вами на разговор, тогда Вам легче ему объяснить те или иные стороны поведения христианина, совершенно не касаясь личности человека, с которым вы ведете разговор. И вообще, самая лучшая тактика такого разговора - если есть какой-то вопрос, ответ на который очень непросто воспринять, – отвечать непрямо, со стороны, вводя человека в содержание предлагаемого. И если это правильно изложить, то часто бывает достаточно даже не указывать человеку конкретного его проступка, он сам поймет его и не только не будет возражать, но будет благодарен, и Вы сможете вести дальше разговор и общение.

Плохие мысли о Боге, я постоянно раскаиваюсь, но они не оставляют меня. Что мне делать?

Наши мысли зависят от нашего духовного состояния. Если мы ведем духовную борьбу, то преодолеваем, конечно, и лукавые недобрые мысли. Поэтому надо начинать с совершенствования своей духовной борьбы. Она должна быть постоянной, ее никогда нельзя откладывать, а наоборот, жить ею, потому что она - проявление нашей любви ко Христу. И естественно, когда мы ведем борьбу, Дух Святой помогает нам ее вести, и мы в ней укрепляемся, и легче и быстрее отвергаем мысли плохие и лукавые.

Чтобы попросить у Господа Бога отпущения грехов, прочтите в укромной тишине самую редкую православную молитву. Результат заметите сразу.

В течение всей жизни мы совершаем поступки греховного содержания.

Осознавая это, хочется изыскать благодать Божественной помощи.

Мы вымаливаем прощение, перечисляя грехи на исповеди в православном Храме.

С упоительным рвением читаем Молитвослов и беспорядочно крестимся, озираясь по сторонам.

Для начала сходите в православный Храм и поставьте по 3 свечи к иконе Иисуса Христа и Николая Чудотворца.

Подайте заказную записку о собственном Здравии. Не забудьте о том, чтобы создать отдельную об Упокоении усопших.

Наберитесь сил и выдержите хотя бы трехдневный пост, искупая грехи искренним чтением молитвы “Отче Наш” и Псалом 90.

После причастия и исповеди, купив 3 свечи для домашнего моления и набрав водицы святой, возвращайтесь назад.

На данном этапе Вы уже искупили грехи- рассказав о них Богу и Батюшке.

Чтобы еще больше помочь себе в искуплении, несколько дней читайте специальные православные молитвы.

Не торопясь, а с православным усердием припомните себе все содеянные грехи, искренне раскаявшись и мысленно прося у Бога прощения.

Приступайте к многократному нашептыванию специального текста, позволяющего очистить себя от накопившейся скверны.

Умоляю тебя, о Небесный Отец, пусть грехам моим будет скорейший конец. Отпусти злую тяжесть, что в сердце сидит, пусть обиженной мною за мерзость простит. Умоляю тебя, не наказывай строго, пусть под ноги расстелется в Церковь дорога. Помоги в православии душу спасти, что грешу до сих пор, умоляю, прости. Да будет воля твоя. Аминь.

Вновь усердно креститесь и пьете святую воду.

Есть и другие молитвы, помогающие искупить свои грехи, молясь Господу Богу.

1. Боже Милостив, словом и делом, я грешу и душою и телом. Искупаю грехи пред тобой, что содеяны тяжкой судьбою. Помоги мне отречься от сласти, от бесовской греховной напасти. Защити и придай силу воли, чтоб в страдании не было боли. В судный час все грехи отпусти, и за слабости эти прости. Да будет воля твоя. Аминь.

2. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь.

Перекреститесь и испейте святую воду.

Через некоторое время, когда опять почувствуете греховную тяжесть, помолитесь Господу Богу, терпеливо дожидаясь благодатного прощения.

Берегите себя!

– Отец Александр, что же такое обида? Только внутренняя боль или удерживание в себе зла, памяти на злое?

– Я сначала не отвечу на эти вопросы, а сам вас спрошу: можно ли себе представить обиженного Спасителя, или обиженную Божью Матерь?.. Конечно, нет! Обида – это свидетельство духовной слабости. В одном месте Евангелия сказано, что иудеи хотели возложить на Христа руки (то есть схватить Его), но Он прошёл посреди них, сквозь толпу агрессивную, кровожадную… Не написано в Евангелии, как Он это сделал, возможно, Он так гневно на них посмотрел, как говорится, молнию метнул глазами, что они испугались и расступились. Я себе так это представляю.

– Нет ли противоречия? Глазами сверкнул – и вдруг смиренный?.

Нет, конечно. Слово Божие говорит: “Гневаясь не согрешайте”. Господь не может грешить – Он Единый Безгрешный. Это мы маловерные и гордые, если гневаемся, то с раздражением и даже со злобой. Потому и обижаемся, что думаем, что и на нас злятся. Гордый уже внутренне готов обижаться, потому что гордость – это искажение человеческой природы. Она лишает нас достоинства и тех благодатных сил, которые Господь щедро дарует каждому. Гордый же человек сам от них отказывается. Смиренного человека обидеть невозможно.

– И всё-таки, что такое обида?

– Во-первых, это, конечно, острая боль. Действительно очень больно, когда обижают. Мы по своему неумению отражать физическую, словесную и духовную агрессию постоянно удар пропускаем. Если любого из нас посадить играть в шахматы с гроссмейстером, то ясное дело, что он проиграет. И не только потому, что не умеет играть, но ещё и потому что гроссмейстер очень уж хорошо играет. Так вот, лукавый (как сатану называют) играет отлично. Он знает, как ходить, чтобы человека зацепить за самые болевые точки. Обиженный может думать об обидчике: «Ну, как он мог? Откуда он знал, что мне это причинит боль? Почему именно так сделал?» А человек, может, даже ничего и не знал, просто лукавый его направил. Вот кто знает, как нам боль причинить. Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Лукавый двигает нами, и мы ему, пусть неосознанно даже, по своей гордости, подчиняемся.

Гордый человек не умеет различать добро и зло, а смиренный умеет. Я, например, по своей гордости могу сказать нечто, что человека очень больно ранит. Не потому, что я хочу причинить ему боль, а потому, что лукавый в мою горделивую душу вкладывает такие слова и в такое время, когда тот, с кем я общаюсь, наиболее беззащитен. И я действительно попадаю в очень для него болезненную точку. Но все-таки эта боль оттого, что человек не умеет смиряться. Смиренный человек скажет себе твёрдо и спокойно: «Это я получил по своим грехам. Господи помилуй!» А горделивый начнёт возмущаться: «Ну, как же так можно?! Как же можно ко мне так относиться?»

Когда Спасителя привели к первосвященникам, и слуга ударил Его в ланиту, с каким достоинством Он ему ответил. Разве Он обиделся или расстроился? Нет, Он явил поистине царственное величие и абсолютное самообладание. Ну, опять-таки, можно ли себе представить, что Христос на Пилата или на первосвященников обиделся?.. Смешно. Хотя Его мучили, издевались, клеветали… Не мог Он обижаться совершенно, никак не мог.

– Но Он же Бог и человек, батюшка.

– Так, Господь и нас зовёт к совершенству: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен есмь сердцем». Он говорит: «Хочешь, чтобы тебя обида не касалась, хочешь быть выше любых обид, значит будь кроток и смирен сердцем, как Я».

– А если обида не по заслугам?

– А Его по заслугам обижали?

– Но это нечестно, если какая-то неправда, клевета, то ты просто кипишь, потому что не согласен с этим.

– Мне кажется, что может быть ещё больнее, если тебе правду скажут: «А-а-а, вот, ты какая!» «А я ведь, действительно, такая… Вот гады!»

– В точку попали!

– Попали в точку. Да ещё при всех сказали! Нет, чтобы потихонечку, чтобы деликатно как-нибудь сказал, по головке погладил или бы подсластил. Прямо при всех!.. Это ещё побольнее будет. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Это хорошо, когда незаслуженно злословят. Когда незаслуженно – блаженны, а когда заслуженно – надо каяться и просить прощения.

– А вторая часть вопроса? Обида – включает удерживание в себе зла, памяти на злое?

– Да, конечно мы продолжаем хранить обиду в памяти. Нас обидели и вместо того, чтобы напрячь свои духовные силы, и этот очень болезненный удар отразить, мы не только его принимаем, но начинаем, как бы, расковыривать и инфицировать и без того болезненную рану. Мы начинаем прокручивать мысленную цепочку: «Как он посмел… Да, я так вот хотел, а он вот как… А если бы я сказал так, если бы я объяснил, и если бы ещё,.. то он бы все понял». Но на этом месте мысль обрывается, и ты начинаешь все с начала. Сколько ты не напрягаешься, сколько не стараешься быть хладнокровным, спокойным, сколько не пытаешься обстоятельно, и разумно преодолеть обиду, оказывается, что твои мысли просто гуляют по замкнутому кругу. Ты укореняешься в мысли, что тебя незаслуженно обидели, и начинаешь себя жалеть: «Ах, вот, я какой несчастный… А тут ещё такие люди… Ждал от него одного, а он, оказывается, вон какой! Но ничего, уж я ему объясню, что со мной так нельзя: как же ты мог – скажу».

Человек попадает в бесконечный мысленный круговорот. Он напрягается, изобретает, что бы такое ему сказать, как ответить. Чем дольше человек в нём пребывает, тем труднее обидчика простить. Он только удаляется от этой возможности, потому что сам себя укореняет в обиде, более того, вырабатывает в себе стереотип, говоря языком биологическим, условный рефлекс, который не даёт с этим человеком общаться. Только увидишь его… и пошло: «Раз он, такой-сякой, негодяй так с тобой поступил, значит с ним невозможно разговаривать. Ты к нему так хорошо, а он к тебе так плохо…» И люди перестают друг с другом общаться, потому что просто не могут обиду преодолеть: «Я бы может быть и рад с ним поговорить, вроде даже и настроился, и пришёл, и хочу, а ничего не получается».

Про это в русской литературе есть прекрасный рассказ Н. В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Поссорились из-за сущего пустяка (Гоголь – гений), ну, просто не из-за чего. А ерунда перешла в смертельную ненависть. Они у сутяг истратили все свои деньги, обнищали, и всё равно судятся и враждуют друг с другом, хотя это абсолютно бесперспективно. Были хорошие спокойные, добродушные соседские отношения, и всё потеряно. Почему? Потому что не прощёная обида. И каждый уверен, что другой – враг. Эта вражда их обоих изглодала, и будет глодать до смерти.

– Батюшка, а как быть когда с человеком возникла какая-то ситуация, которую ты не понял. Потом выяснил с ним, всё простил, забыл. Всё забыл. Нормальные отношения. В следующий раз человек делает что-то худшее. Ты опять прощаешь. Но он ещё хуже с тобой поступает. И тогда начинаешь сомневаться. А может, не надо было прощать, что бы он понимал, что так нельзя себя вести? Может быть, нужно как-то по-другому? И тогда, когда ты в третий, четвёртый раз прощаешь, просто уже примирился с линией его поведения, примирился с тем, что он такой, и надо просто прощать, вдруг отношения достигают такой высокой точки, когда вспоминается первое, второе, пятое…

– Это означает, что ни первое, ни второе, ни пятое ты не простила.

– Но я же думала, что простила…

– А не надо принимать желаемое за действительное. Это не только твоя ошибка, для каждого из нас это весьма характерно.

– Ты считаешь, что простил. Не выясняешь отношения, даже никаких претензий…

– Но внутри всё кипит… Только это означает, что мы обиду куда-то в подсознание затолкали, и там она пребывает. Потому что, когда человек грешит (а обида – это грех, не важно справедливо или несправедливо нас обидели, это зло, которое вторгается в нашу жизнь), он старается это сам от себя подальше спрятать… Есть некая духовная реальность, она ворвалась в жизнь, и просто так не исчезнет, она здесь. Если мы эту духовную реальность пытаемся затолкать в подполье своего сознания, это не значит, что она исчезла, это значит, что она пребывает в твоём сознании, но в тех его уголках, куда ты стараешься не заглядывать. И там обида скрыто таится и ждет своего часа.

Это можно сравнить с болезнью: человек является носителем опасной болезни, но она дремлет. Вирусы присутствуют в организме, и если происходит какая-то перегрузка, организм ослабевает, болезнь может вспыхнуть и обрушиться со всей силой на человека, который даже и не подозревал, что он болен.

Если мы своими силёнками пытаемся справиться с обидой, ничего реально не достигаем. Это просто противоречит словам Господа, который говорил: «Без Меня не можете творити ничего». – По своей гордости я сам желаю простить. – Ну, желай. Можешь до посинения желать. Можешь, допустим, пойти в лес и желать, чтобы комар тебя не кусал. Пожалуйста. Сколько хочешь можно напрягаться. Но комар-то этого не знает и все равно тебя укусит. А лукавый это не комар, это активная, злобная, агрессивная, исключительно подвижная и инициативная сила, которая ищет и выбирает момент, когда человек перед ней наиболее беззащитен. И тогда нападает и держит человека мёртвой хваткой – напоминает острые моменты, толкает мысль анализировать ситуацию и переживать ее вновь и вновь: «Как же можно вот так поступать несправедливо? Как? Ну, как ты мог? Ты, такой-сякой, ближний мой и знаемый мой, столько лет мы рядом, а ты мне такое сказал!» А он, может быть, даже и не заметил, что сморозил глупость и не понял, что так глубоко и больно задел. Просто не знает, что обидел тебя. Потому что лукавый тут подсуетился, а человек просто стал орудием дьявольской силы.

– Ну, хорошо, есть лукавый, лукавая сила, а где Господь? Чего Он хочет?

– Чтобы человек из гордого стал смиренным. Господь попускает нам эти испытания, для того, чтобы мы боролись со своей гордыней. Хочешь победить эту внутреннюю духовную заразу – криком кричи, просто криком кричи. Не на обидчика кричать надо, не на окружающих срывать свою боль, а Господу кричать: «Господи помоги! Господи, не справляюсь. Господи, вот сейчас этот грех меня потопит. Господи, дай сил мне его преодолеть!» Возложи на Господа твою печаль. Даже не возложи, а возверзи. Наверх забрось, высоко-высоко, Господу свою печаль отправь. Не в подсознание запихай, не на окружающих навесь: «Ах вы, нехорошие такие, меня не жалеете», а «Господи, пожалей, дай сил преодолеть мою слабость, дай силы перенести». Вот чего Господь от нас ждёт. Если будешь так просить, если будешь молить Господа, чтобы Он тебя укрепил и дал силы перенести боль, Господь поможет. Боль от обиды – это объективная реальность и подчас непереносимая. Как её терпеть? Да, зачем терпеть-то? Как раз таки нельзя терпеть. Нужно приложить всю свою веру, все свои духовные силы, но надеяться не на себя, а на Господа, без Божьей помощи ты её не преодолеешь, не перетерпишь.

– Батюшка, а слёзы – это плохо?

– Слёзы бывают разные. Бывают слёзы от гордости, от обиды, от неудач, от зависти… А есть слёзы раскаяния, благодарности, умиления.

– А если, на исповеди мы говорим о том, что согрешили грехом обиды, а она не проходит?..

– Это свидетельство нашего маловерия, неумения каяться и бороться с грехом. Ещё раз говорю: обида сама не пройдёт. Если ты хочешь от неё избавиться, поступай с ней, как с любым другим грехом – проси у Бога исцеления. Вот, курильщик, допустим, или алкоголик, сам справиться со своим грехом не может, всё, точка. Совершенно спокойная констатация факта: я не могу. Это не значит, что я плохой, неполноценный, ненормальный. Это значит, что я всего лишь обыкновенный человек, поэтому не могу сам справиться с грехом. Если бы мог, Господу не надо было бы приходить на землю. Зачем тогда Богу надо было принимать уничижение, становиться человеком, жить и переживать страшные преследования и гонения, терпеть крестные муки, если люди могли без Его помощи обойтись? Зачем Христос был? Чтобы спасти человека.

Тебе плохо, но разве ты просишь о спасении, о помощи Господа? Ну, как ты Его молишь? Есть результат? – Нет, но, он же меня так обидел! Ах, я не могу. – Да не в том дело, как тебя обидели, а в том, как ты молишься! Если ты молишься по-настоящему – значит, результат будет. Что, Господь бессилен, что ли тебя от лукавого защитить? Да, ты просто не молишься, ты же не просишь! Ты не хочешь, чтобы Господь тебе помог. Если захочешь, то сможешь. На то Господь и даёт нам Свою божественную, всепобеждающую, самую великую в мире силу. Какой там лукавый?

Десять больше единицы, сто больше десяти, миллион больше ста, а миллиард… Но есть бесконечность. И по сравнению с бесконечностью, миллиард – всё равно нуль. И пусть лукавый могущественный, но Все могущий только один Господь. Если Бог с нами, то никто против нас… Вернее – мы с Ним, Господь-то всегда с нами. Если мы с Богом действительно, под Его божественным благодатным покровом, тогда ничего с нами сделать невозможно. Нас можно уничтожить физически, но не нравственно, нельзя принудить нас делать то, чего мы не хотим. Не хочу обижаться – значит, и не обижусь. Меня обидят – значит, я буду молиться так, чтобы эту обиду силой Божией преодолеть.

– Мне кажется, часто человек, сам того не осознавая, не хочет простить обиду, потому что осознание своей правоты и неправды обидчика как-то утешительно.

– Да: никто меня не жалеет, так хоть я сам себя пожалею. Это категорически мешает. И опять-таки в этом есть или горделивая попытка своими силёнками справиться, или принять желаемое за действительное. Обида – больно. Даже, крапивой обожгись – и то больно. Конечно, и комариный укус, и даже ожог можно перетерпеть. Но есть какие-то глубокие раны, они просто так не проходят. Ну, допустим, на руке, нарыв какой-то… Тут медицинская помощь нужна. Ты можешь изо всех сил глядеть на свою рану и говорить: «Хочу быть здоровым». Бесполезно. Сейчас, особенно среди православных, очень распространено самолечение. Звонят врачу, и тот по телефону человека лечит. День лечит, два, неделю, месяц пока человек не понимает, что лучше бы ему всё-таки пойти в больницу… Там его, наконец, начинают лечить, он поправляется. А по телефону лечить нельзя, будь ты трижды православный врач или трижды православный пациент. Если болезнь серьёзная, нужно принимать адекватные твоему состоянию усилия. А каково наше духовное состояние? Молиться мы не умеем, смиряться не умеем, терпеть не умеем, практически ничего не умеем. Разве что бездумно долдонить по молитвослову молитвы – это мы умеем.

– А как понять, простил ты человека по-настоящему или пытаешься обмануть самого себя? Что является критерием прощения обиды?

– Можно проверить себя чисто умозрительно. Представь, что ты к обидчику приходишь, предлагаешь помириться, и он бросается тебе на шею, вы целуетесь-обнимаетесь, плачете-рыдаете и всё отлично. Потом представь: ты приходишь и говоришь: «Давай помиримся? Прости меня, пожалуйста», а в ответ слышишь: «Знаешь, ты иди отсюда…», – «Во-о-о-от. Ага! Я тут так смирился, я к тебе пришёл прощения просить, мир предлагать, а ты!..»

Был такой владыка Мелитон, его при жизни называли святым. Он жил в Ленинграде. Я имел счастье немножечко с ним быть знакомым. Он ходил в стареньком пальтишке, один, без всякой свиты. Однажды владыка Мелитон приехал к замечательному старцу архимандриту Серафиму Тяпочкину, постучался в калиточку, а келейница в простом старичке архиерея не увидела и сказала: «Отец архимандрит отдыхает, подожди». И он смиренно ждал. Как-то я у владыки спросил: «Вы такой любящий человек, как Вы смогли быть таким?» «Какой я любящий? – удивился он, а потом задумался, – За всю жизнь, я только раз человека обидел».

Так вот, когда владыка был молодым человеком (ещё до революции), он учился в епархиальном училище, на миссионерских курсах, устроенных по типу интерната. Учился Миша (тогда его так звали, Мелитон – это монашеское имя) всегда хорошо. Однажды он сидел в классной комнате, делал домашнее задание вместе с другими ребятами, и вдруг туда вбежал Колька, разгильдяй и безобразник, и разбросал нюхательный табак. Все начали чихать, кашлять… Шум, гам. Колька смылся, а тут появляется инспектор: «Что за шум?» И вот владыка рассказывал, что сам не знает, как у него вырвалось: «Это Колька табак разбросал», – заложил товарища. Тогда это было совершенно недопустимо. Нигде, ни в армии, ни в гимназии, ни в епархиальном училище, нигде. Заложить товарища – последнее дело. Ну, Кольку тут же в карцер за безобразия на два часа. А Миша вокруг этого карцера круги нарезает, переживает – как же товарища заложил. Хотя этот безобразник его спровоцировал, сам не занимается и другим мешает, Миша переживает, молится, ходит… Наконец, через два часа Кольку выпускают, он к нему бросается: «Коля, прости меня! Не знаю, как у меня вырвалось!» Он ему: «А ну, пошёл отсюда…». Михаил опять: «Коля, прости меня!» Лет 14-15 мальчишке было. Его ударили по одной щеке – он вторую подставил. Ну, что поделаешь, Колька злющий-презлющий, Миша поворачивается, но не успел он сделать несколько шагов, Коля его догоняет: «Миша, и ты меня прости!»

Если можешь подставить вторую щеку, тогда второй раз у нормального человека рука не поднимется, когда ты действительно смиренно, с любовью попросил прощения. Уж надо совсем быть злодеем, чтобы и второй раз ударить.

Такая вера у мальчика Миши была, такая молитва, что сам простил безобразие, которое Колька учинил, и принял всю вину на себя, хотя его спровоцировали.

Это просто люди из другого теста. Они не мирились с тем, с чем мириться нельзя – со злобой, обидой, грехом. А мы: «Ах, меня обидели, и я обиделся». Ты не имеешь права быть обиженным, в своей душе носить обиду – это грех, болезнь духовная. Как хочешь – только ты её преодолей. Если ты с Господом, это возможно. Если больно тебя задели, значит нужно иметь терпение, терпеть и бороться столько, сколько нужно, чтобы ты грех действительно победил. Здесь «хочу» совершенно недостаточно. Критерий один: сможешь ли ты вторично стерпеть грубость или не сможешь?

Но, конечно, речь идёт о более-менее обыкновенных, бытовых грехах. Бывают грехи тяжкие, на грани смертных (скажем, измены – это совсем другой разговор). Но собственно из этих повседневных отношений, из этих непреодолённых грехов копится греховный ком, который может раздавить. Терпеть его нельзя. Не хочешь, чтобы эта зловонная гниющая мусорная куча тебя погребла под собой, значит, борись с каждым грехом до победы. Старайся раскаяться так, чтобы и следов его не осталось в душе. А раз не осталось, значит, он ушёл в небытие.

– Как это? Ведь были слова, были поступки, они же были – это факт?!

– Господь говорит, что изглаживает грехи, но что такое грех? Всё что в мире существует – сотворено Богом. Сотворил Господь грех? Нет. Значит, грех не существует, как другие Богом сотворённые идеи, духовные и материальные сущности. Всё что сотворил Господь – благо. А грех – это зло, и Господь греха не сотворил, значит, в этом смысле греха нет, это некий мираж. Мираж бывает? Бывает. Видишь мираж? Видишь. Но на самом деле того, что ты видишь, нет? Нет. И греха в таком смысле нет. С одной стороны есть, а с другой стороны – нет. Если ты каешься, то эта псевдо-духовная сущность изгоняется Господом вон из этого мира. Как её не было, так и будет. И если ты действительно забыл и простил, ты можешь с человеком общаться, как будто ничего и не было. Но для этого ты должен приложить огромные духовные усилия. Это вовсе не так-то легко. Каждый знает, как трудно прощать. Мы не прощаем, потому что не прикладываем тех духовных усилий, которые необходимы, чтобы победить зло, чтобы грех полностью изгнать из этого мира. Мы ограничиваемся тем, что успокаиваемся со временем.

– Батюшка, а бывает, что не знаешь, вдруг человек обиделся? Не разговаривает почему-то…

– Ну, подойди и скажи, но только с любовью и мягко: «Я тебя чем-нибудь обидел?»

– Но…

– Но вот тогда и молись так, чтобы твоя молитва преодолела то зло, которое невольно и неведомо для тебя тобой соделано. Лукавый же не в открытую действует. Он пользуется нашими слабостями. Надо сказать: «Какая же я грубая, неделикатная, если что-то такое сделала и даже не заметила, как человеку боль причинила. Господи, прости меня окаянную. Я виновата. Обидела человека так, что он со мной даже разговаривать не хочет. Что же я такое сделала? Господи, даруй ми зрети моя прегрешения».

– А если у человека изъян. Если он пьёт. Если он хам?.. Как с ним говорить?

– На такие вопросы трудно отвечать, потому что нужно смотреть на конкретную ситуацию. Но в качестве примера могу привести рассказ из книги “Отец Арсений” “Медсестра”. Там, отвечая на вопрос, как же она такой хорошей выросла, сестричка объясняет, что такой её воспитала мачеха. У неё умерла мать, и эта осиротевшая девочка, мучила свою мачеху по первому разряду, просто издевалась, как только может 14-летний ребёнок. Но мачеха была очень глубокой, по-настоящему глубокой христианкой. Она молилась, трудно передать как. И своим смирением, пламенной молитвой и верой эта мачеха сумела переломить сердечко озлобившейся девочки.

Её родной папа раз в год крепко запивал, приводил товарищей, пьяная компания вваливалась в дом, и её родная мама, когда была жива, страшно пугалась, забивалась в угол, выслушивала упрёки и чуть ли не побои терпела. Девчонка со страхом ждала очередного папиного запоя (ещё до примирения с мачехой). И вот вваливается пьяный папочка с дружками и требует, чтобы жена на стол накрыла. А тихая и безответная мачеха вдруг хватает одного дружка, за порог вышвыривает, другого – туда же и дверь закрыла. Папенька: «Как, на моих дружков!» Чуть было её не ударил. Но она схватила, что попалось ей под руку и так его отметелила… И всё, вопрос был решён.

– Это смирение?!

– В том-то и дело, что смирение – добродетель сверхъестественная. Господь сказал: «Я смирен». Кто-то из святых отцов сказал, что смирение – это одеяние Божества. Оно сверхъестественно. Смиренный человек, тот, который побеждает зло в самом его корне. И если ему для этого нужно применить физическую силу, значит, он её применит. Это вовсе не тюфячок-половичок, об который ножки можно вытирать: «Ах, я терплю, я такой смиренный». А внутри всё бурлит-кипит… Какое же это смирение? Это пассивность перед злом.

– Если близкий человек ведёт себя, мягко говоря, нехорошо по отношению к тебе, особенным раскаянием не страдает, не будет ли всепрощаемость ему же во вред?

– Будет. Будет конечно. Но, я только что привёл пример мачехи и девочки. У мачехи хватило духовной чистоты, чтобы понять как ей себя вести с этой девочкой. Потому что наверняка у неё руки чесались и неоднократно, или хотелось папе рассказать… Но она поняла, что ребёнок себя так ведёт от какой-то дикой боли. Девочка лишилась матери! Поэтому встретила в штыки кроткую, смиренную, тихую, любящую мачеху. Мачеха среагировала не с обидой, не со злобой в ответ на эту страшную агрессию, которая на неё изливалась, а удивительно по-христиански, с одухотворённым смирением. Своей любовью, молитвой, терпением и смирением она смогла преодолеть тяжелейшее для этой девочки искушение.

– А как понять, когда надо смиряться и промолчать, а когда…

– Для этого-то как раз смиряться надо. Только смиренный человек различает добро и зло. Как Господь благословит, так он и будет себя вести. Иному, может быть, полезно спустить семь шкур. Недавно один генерал (ему уже к 80-ти) рассказал мне: «14-ти лет я стал вести себя совершенно безобразно. Причём семья у нас была непростая, в гостях бывал знаменитый кораблестроитель академик Алексей Николаевич Крылов, они с папой по-французски разговаривали, и я по-французски понимал. Когда же темы были для меня запретными, они переходили на немецкий. И вот однажды в ответ на какое-то мое очередное хамство папочка взял и выпорол меня как следует. Это не было унижением моего достоинства. Просто у меня был переходный возраст, гормональный взрыв. И отец этот взрыв погасил мощным противоположным действием. Я своему папе благодарен». Отец без злобы его порол. Но я вовсе не призываю всех пороть своих детей, потому что для этого надо быть такими папочками и мамочками, которые это могут делать со смирением, внутренне сохраняя присутствие духа. Смиренный человек не теряет духовный мир ни при каких обстоятельствах. Надо отодрать? Ну, значит, выдерем для пользы дела, только с любовью.

– Можно ли идти к причастию, если никак не можешь побороть боль?

– Бывают грехи, которые за один раз не преодолеешь и, конечно, в такой ситуации особая помощь Божия необходима. Поэтому нужно причащаться, нужно молиться, каяться, бороться со своим грехом. И понимать, что, либо ты победишь в себе свой грех, напрягая все свои силы, либо грех без всяких усилий победит тебя.

– Что значит, победит тебя?

– Значит, ты потеряешь этого человека, совсем с ним общаться не сможешь. Раз у тебя на душе грех, ты будешь и поступать греховно, будет мстительность, злопамятность, обидчивость. Будешь копить обиды, искать и видеть там, где их нет, всё истолковывать в дурном смысле. Это приведёт к деградации духовной. Но причащаться нужно только при условии, что ты от души молишься и от души каешься. Пусть ты этим грехом обуреваем, но ты с ним борешься. Бывают грехи, которые быстро не преодолеваются, с ними нужно бороться постоянно, только следить, чтобы не расслабиться, не устать и не потерять надежды, что с Божьей помощью ты их победишь. Тогда конечно просто необходимо причащаться.

Господь нам посылает такие испытания, чтобы мы учились с грехами бороться. О каких-то давних грехах мы забыли, даже про них и не думаем, но мы же грешные всё равно, вот, Господь нам и посылает нынешний видимый грех, чтобы мы его ощущали и преодолели. Но поскольку человек – существо целостное, если он побеждает этот грех, то побеждает и другие. Человек грешный, а Господь милостивый. Ты просишь прощения за один грех – Господь может тебе и другие простить. Но нельзя относиться к причастию, как к какому-то лекарственному средству: принял таблетку – у тебя голова прошла. Между прочим, если голова в данный момент перестала болеть, это не значит, что болезнь прошла. А здесь речь идёт о том, чтобы исцелиться полностью, чтобы эта нравственная боль не возвращалась.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения