Чародей доктор фауст. Великие мистики в реалиях: доктор Фауст Легенда о докторе фаусте краткое содержание

След его теряется.

«Фауст» Гёте

Доктор Фауст

Наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте . В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр.

Если в «Прафаусте» (1774-1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Он - символ возможностей и судеб человечества. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все - движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях.

В этом отношении знаменателен самый образ Фауста - неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой; отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и в мире искусства и совершенной красоты, ибо царство классической Елены оказывается в итоге всего лишь эстетической видимостью. Фауст жаждет великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою жизнь вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Ад теряет над Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший «верный путь», удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в своей поэме пытался возвыситься над ними.

Образ Фауста в эпоху романтизма

В начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков . Фауст - странствующий шарлатан XVI в. - выступает в романе Арнима «Die Kronenwächter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. перев. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835-1836, русский перев. А. Анютина [А. В. Луначарского], СПБ, 1904, то же, пер. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне ["Фауст" (поэма, назначенная для танцев, «Der Doctor Faust». Ein Tanzpoem…, 1851) и др.]. Ленау, автор наиболее значительной после Гёте разработки темы о Фаусте, изображает Фауста двойственным, колеблющимся, обреченным бунтарем.

Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Дух отрицания и сомнения торжествует над бунтарем, порывы которого оказываются бескрылыми и никчемными. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. В условиях зрелого капитализма тема о Фаусте в её ренессансно-гуманистической трактовке не могла уже получить полноценного воплощения. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры, и не случайно в конце XIX и XX вв. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте.

Фауст в России

В России легенде о Фаусте отдал дань А. С. Пушкин в своей замечательной «Сцене из Фауста». С отзвуками гётевского «Фауста» мы встречаемся в «Дон-Жуане» А. К. Толстого (пролог, фаустовские черты Дон-Жуана, томящегося над разгадкой жизни - прямые реминисценции из Гёте) и в рассказе в письмах «Фауст» И. С. Тургенева .

Фауст у Луначарского

В XX в. наиболее интересное развитие темы о Фаусте дал А. В. Луначарский в своей драме для чтения «Фауст и город» (написано в 1908, 1916, изд. Наркомпроса, П., в 1918). Исходя из заключительных сцен второй части гётевской трагедии, Луначарский рисует Фауста просвещенным монархом, господствующим над страной, отвоеванной им у моря. Однако опекаемый Фаустом народ уже созрел для освобождения от уз самовластия, происходит революционный переворот, и Фауст приветствует происшедшее, видя в нём осуществление своих давних мечтаний о свободном народе на свободной земле. В пьесе отражено предчувствие социального переворота, начала новой исторической эры. Мотивы фаустовской легенды привлекали В. Я. Брюсова , оставившего полный перевод «Фауста» Гёте (ч. 1 напечатана в ), повесть «Огненный ангел» ( -1908), а также стихотворение «Klassische Walpurgisnacht» ().

Список произведений

  • Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkünstler etc. (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике) , (1587)
  • Г. Р. Видман (Widman), Wahrhaftige Historie etc. , (1598)
  • Ахим фон Арним «Die Kronenwächter» (Стражи короны) , (1817)
  • Генрих Гейне : Фауст (Der Doktor Faust. Ein Tanzpoem) , поэма, назначенная для танцев (1851)
  • Теодор Шторм : Поле-Кукольник (Pole Poppenspäler) , новелла (1875)
  • Генрих Манн : Учитель Гнус (Professor Unrat) , (1904)
  • Томас Манн : Доктор Фаустус (Doktor Faustus) (1947)
  • Роджер Желязны , Роберт Шекли : "Коль с Фаустом тебе не повезло" (Roger Zelazny & Robert Sheckley: "If at Faust you don"t succeed") (1993)
  • Майкл Суэнвик : Джек\Фауст (Jack Faust) (1997)
  • Roman Möhlmann: Faust und die Tragödie der Menschheit (2007)

Пьесы

Рембрандт. «Фауст», гравюра

  • Кристофер Марло : Трагическая история доктора Фаустуса (Tragicall History of Doctor Faustus) , (1590)
  • John Rich: The Necromancer (1723)
  • Гете :
    • Прафауст (Urfaust)
    • Фауст , ч. 1 (Faust I)
    • Фауст, ч. 2 (Faust II)
  • Фридрих Максимилиан Клингер : Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад (Fausts Leben, Thaten und Höllenfahrt) (1791)
  • Эрнст Август Клингеманн (Ernst August Klingemann): Фауст (Faust) (1816)
  • Христиан Дитрих Граббе : Дон Жуан и Фауст (Don Juan und Faust) (1828)
  • А. С.Пушкин . Сцена из «Фауста»
  • Николаус Ленау : Фауст (Faust) (1836)
  • И. Тургенев . Фауст , (1856)
  • Фридрих Теодор Фишер: Фауст. Трагедия в двух частях (Faust. Der Tragödie dritter Teil) (1862)
  • А. В. Луначарский : Фауст и город , 1908
  • Мишель де Гельдерод . Смерть доктора Фауста , 1926
  • Дороти Сэйерс : (The Devil to Pay) (1939)
  • Wolfgang Bauer: Herr Faust spielt Roulette (Герр Фауст играет в рулетку) (1986)
  • Günther Mahal (Hrsg.): Doktor Johannes Faust - Puppenspiel (Доктор Иоанн Фауст - Кукольный театр).
  • Werner Schwab: Faust: Mein Brustkorb: Mein Helm . (1992)
  • Pohl, Gerd-Josef: Faust - Geschichte einer Höllenfahrt Textfassung für die Piccolo Puppenspiele , 1995

Фауст в изобразительном искусстве

Фауст в кино

  • Гонсало Суарес : Странная история доктора Фауста ()
  • Брайан Юзна : Фауст - князь тьмы ()

Другое

Именем Фауста назван персонаж компьютерной игры Фауст: Семь ловушек для души - играющий за Фауста должен распутать несколько историй, персонажем которых был демон Мефистофель

Также Фауст встречается и в серии файтингов в стиле аниме Guilty Gear. Однако, в отличии от настоящего Фауста, данный персонаж никак не связан с Мефистотелем, хотя тоже был доктором. По легенде игры, однажды во время операции умерла девочка, и Фауст сошел с ума. Одев пакет на голову и взяв с собой свой скальпель, он начал бороться с Гиарами, пытаясь защитить какие-то свои бредовые идеи и принципы.

Библиография

  • Faligan Z., Histoire de la légende de Faust, P., 1888;
  • Fischer K., Goethes Faust, Bd I. Die Faustdichtung vor Goethe, 3. Aufl., Stuttgart, 1893;
  • Kiesewetter C., Faust in der Geschichte und Tradition, Lpz., 1893;
  • Frank R., Wie der Faust entstand (Urkunde, Sage und Dichtung), B., 1911;
  • Die Faustdichtung vor, neben und nach Goethe, 4 Bde, B., 1913;
  • Gestaltungen des Faust (Die bedeutendsten Werke der Faustdichtung, seit 1587), hrsg. v. H. W. Geissler, 3 Bde, München, 1927;
  • Bauerhorst K., Bibliographie der Stoff- und Motiv-Geschichte der deutschen Literatur, B. - Lpz., 1932;
  • Корелин М., Западная легенда о докторе Фаусте, «Вестник Европы», 1882, кн. 11 и 12;
  • Фришмут М., Тип Фауста в мировой литературе, «Вестник Европы», 1887, кн. 7-10 (перепеч. в кн.: Фришмут М., Критические очерки и статьи, СПБ, 1902);
  • Белецкий А. И., Легенда о Фаусте в связи с историей демонологии, «Записки Неофилологического об-ва при СПБ университете», вып. V и VI, 1911-1912;
  • Жирмунский В., Гёте в русской литературе, Ленинград, 1937.

См. также статьи, посвященные писателям, упомянутым в настоящей статье.

Введение

Легенда, сложившаяся вокруг этой исторической личности, поражала воображение немецкого народа и сделала доктора Фауста его героем и любимцем. На образ наслаивались всевозможные суеверия и предания о чернокнижниках, свою роль сыграли средневековое богословие и демонология, в результате чего мы знаем Фауста как мага, астролога, продавшего душу дьяволу, но при этом еще и как плута и мошенника.

Актуальность данной работы заключается в том, Фауст являясь, одним из вечных образов в мировой литературе, остается загадочной персоной. Фауст «скитался по городам протестантской Германии в бурную эпоху Реформации и крестьянских войн» . Кем же он был на самом деле - не установлено до сих пор.

Цель работы - проследить истоки возникновения первого литературного произведения о докторе Фаусте - народных книг. Для этого необходимо выполнить ряд задач: рассмотреть и сопоставить различные исторические упоминания об этой личности, а также проанализировать первую народную книгу о докторе Фаусте как отражение народных легенд и преданий.

Существует множество работ, посвященных истории возникновения образа Фауста, которые могут оказаться полезными в рассмотрении данного вопроса. Одно из крупнейших исследований, касающихся личности Фауста, принадлежит Жирмунскому В.М., который попытался осветить всю историю легенды о Фаусте, с первых упоминаний до произведения Гете. Также можно найти достаточно много статей, посвященных этой теме, например, «Житие и антижитие» Горбуновой А., «Краткая история доктора Фауста» Кузнецова П. Руигби Л., как и Жирмунский В.М., проводит свое исследование относительно вопроса о существовании человека с именем Иоганн Фауст. При рассмотрении данной темы могут оказаться интересными вступительные статьи к различным произведениям о докторе Фаусте, например, комментарий Вильмонта Н. к трагедии Гете И.В. «Фауст» или предисловие к роману Письменного М.А. «История о Фаусте и черте».

В первой части работы приведены исторические сведения и заметки о некоем докторе Фаусте, творившем немыслимые чудеса и способном кого угодно обвести вокруг пальца; во второй части рассмотрено отражение легенды в первой народной книге о докторе Фаусте.

Легенда о Фаусте

Возникновение легенды

Фауст - один из вечных образов в мировой литературе. Он возникает на почве народных книг о докторе Фаусте. Предполагается, что герой народных книг доктор Фауст - личность историческая. Жил Фауст в Германии XVI века, в бурную эпоху Реформации и крестьянских войн и был известен как странствующий маг, астролог и попросту шарлатан .

«Темны и глухи истоки немецкой народной легенды о докторе Фаусте. Вроде бы и есть дата его рождения - 1480 год, но где родился Фауст, никто точно не скажет. Звали его Иоганн, а может быть, и Георг, говорят, даже и не Фауст он был, а Цабель - по-латински Георгий Сабеликус. Если слово «фауст» перевести с немецкого языка, то будет «кулак», а если с латинского - «счастливый». Нужно пояснить, что в старое время в Германии, да и не только в Германии, латынь была языком грамоты и служения Богу, поэтому ученому мужу, священнику и горожанину - никому был не чужд звук латинского слова. Так что в произведении «Фауст» немецкому уху слышалась некая удачливость и везучесть и вместе с тем крепко сжатый простонародный кулак» .

Как пишет в предыстории к своей «Истории о Фаусте и черте» М. Письменный, настоящий Фауст был астрологом, умел составлять гороскопы и вызывать души умерших людей . Тексты Платона и Аристотеля он не только умел толковать, но и твердил наизусть, чем приводил всех в ужас - не иначе, как дьявольская подсказка!

Если при жизни Фауста существовали лишь слухи о его способностях, то после смерти о нем стали сочинять все, что только в голову взбредет. И не понятно, наложили ли свой отпечаток легенды о чернокнижниках на настоящую историю жизни Фауста, или же наоборот, именно он стал причиной возникновений множества народных преданий. Однако, о том, что некий доктор Фауст действительно существовал, мы можем убедиться, изучив некоторые источники, относящиеся к XVI в., а именно - периоду жизни Фауста и несколько лет после его смерти.

Так, прожолжая тему,

Решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и

По совместительству чернокнижнику Фаусту.

Иоганн Фауст (примерно 1480-1540)

Доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии,

Легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на

Протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений

Европейской литературы

Михаил Врубель.

Полет Фауста и Мефистофеля

Портрет Фауста анонимного немецкого художника XVII столетия



Легенда

О докторе Фаусте, ученом-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу,

Возникла в Германии в XVI веке.Иоганн Фауст -личность историческая.

С1507 по 1540 год его имя неоднократно встречается в различных

Документах.В 1909 году Фауст упоминается в числе студентов философского

Приходно-расходной книге епископа Бамбергского отмечается: "Назначено и

Пожаловано философу доктору Фаусту 10 гульденов за составление

Гороскопа".

Фауст и Вагнер замечают пуделя (воплощение Мефистофеля).


Тем на менее конкретных биографических данных о Фаусте

Очень мало. Существует предположение, что он был так называемым

"бродячим школяром", то есть одним из представителей средневековой

Интеллигенции, получивших университетское образование, но не имевших

Постоянной службы и переезжавших из города в город в поисках временного

Заработка.Фауст прославился как знаток оккультных наук, предсказатель и

Составитель гороскопов.


Рембрандт, гравюра "Фауст"


Легенда

О том, что Фауст продал душу дьяволу, возникла еще при его жизни. Сам

Фауст не опровергал этих слухов, а, напротив, поддерживал. Один из

Современников Фауста, знавший его лично врач Иоганн Вир, пишет: "Есть у

Меня один знакомый, борода у него черная, лицо темноватое,

Свидетельствующее о меланхолической конструкции (вследствие болезни

Селезенки).

Иллюстрация Л.Д. Гончарова


Когда он как-то

Повстречался с Фаустом, тот сразу же сказал: "До того ты похож на моего

Куманька, что я даже посмотрел тебе на ноги, не увижу ли длинных

Когтей". Это он принял его за дьявола, которого поджидал к себе и

Обычно называл куманьком.Реальность сделки с дьяволом в то время ни у

Кого не вызывала сомнений. Другой знакомый Фауста, ученый-богослов

Иоганн Гаст, писал: "Были у него собака и конь, которые, полагаю, были

Бесами, ибо могли выполнять все, что угодно. Слыхал я от людей, что

Собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду".


Фауст

Скончался в 1540 году. В одной из исторических хроник, написанных

Спустя двадцать семь лет после его смерти, говорится: "Этот Фауст за

Свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватило бы на

Сочинения целого трактата, но в конце концов нечистый все же удушил

Его".И при жизни Фауста, и после его смерти в народе ходило множестве

Рассказов о нем. Они бытовали как в устной, так и в письменной форме,

Причем эти записи считались заметками самого Фауста.В1587 году во

Франкфурте-на- Майне книгоиздатель Иоганн Шпис выпустил книгу под

Названием "История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и

Чернокнижнике", в подзаголовке которой указывалось: "Большей частью

Извлечено из его собственных посмертных сочинений".

Итак...Образ

Легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического

Прототипа. В книге Шписа впервые отчетливо прозвучала основная идея

Легенды о докторе Фаусте - жажда познания, для удовлетворения которой

Ученый готов пожертвовать своей душой, отречься от Бога и предаться

Приверженный науке", и "окрылился он, как орел, захотел постигнуть все

Глубины неба и земли". Для этого Фауст заключил союз с дьяволом, и тот

Приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен

Был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы.

Фауст и Мефистофеь. Художник Э. Делакруа.

«Народная книга»

Титульная

Страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера

В волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы

Одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся

Плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста

Быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. В 1587 в

Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка

Легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia

Von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und

Schwartzkünstler etc.» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике

И чернокнижнике). В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к

Различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др.) и отнесенные в

Ней к Фаусту. Источником книги помимо устных сказаний служили

Современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога

Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und

Erinnerung von Zauberey», 1585; книга И. Вира, ученика Агриппы

Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем. перевод 1567, и

Нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого

Знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть

И изучить все основания неба и земли». «В его отпадении сказывается не

Что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем

Титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и

Хотели воевать против бога, или похожая на злого ангела, который

Противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и

Тщеславный»). Заключительная глава книги повествует о «страшном и

Ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы, и душа его идет в ад.

Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Эти черты

Заметно усилены в издании 1589.

Фауст и Мефистофель

Фауст у Кайе

В 1603 Пьер Кайе публикует французский перевод народной книги о Фаусте.


Фауст

Читает лекции о Гомере в Эрфуртском университете, по просьбе студентов

Вызывает тени героев классической древности и пр. Пристрастие

Гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь

Похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Однако, несмотря на стремление

Все же овеян известным героизмом; в его лице находит свое отражение вся

Эпоха Ренессанса с присущей ей жаждой безграничного знания, культом

Неограниченных возможностей личности, мощным бунтом против

Средневекового квиетизма, обветшалых церковно-феодальных норм и устоев.




Фауст у Марло

Народной

Книгой о Фаусте воспользовался английский драматург XVI в. Кристофер

Марло, перу которого принадлежит первая драматическая обработка

Легенды. Его трагедия «The tragical history of the life and death of

Doctor Faustus» (изд. в 1604, 4-е изд., 1616) (Трагическая история

Доктора Фауста, русский перевод К. Д. Бальмонта, Москва, 1912, ранее в

Жаждой знания, богатства и мощи. Марло усиливает героические черты

Легенды, превращая Фауста в носителя героических элементов европейского

Ренессанса. От народной книги Марло усваивает чередование серьёзных и

Комических эпизодов, а также трагический финал легенды о Фаусте, -

Финал, который связан с темой осуждения Фауста и его дерзновенных

Порывов.


Фауст у Видмана

Народная

Книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о

Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc.), вышедшего в Гамбурге в

1598. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и

Клерикально-дидактические тенденции «народной книги». Для него история

О Фаусте в первую очередь - повествование об «ужасных и отвратительных

Грехах и проступках» прославленного чернокнижника; свое изложение

Легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и

Превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему

«поучению и предостережению».




Фауст в XVIII в.

По стопам Видмана пошёл Пфицер (Pfitzer), выпустивший в 1674 свою обработку народной книги о Фаусте.


Исключительную

Популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII

В. в среде писателей период «бури и натиска» [Лессинг - фрагменты

Неосуществленной пьесы, Мюллер-живописец - трагедия «Fausts Leben

Dramatisiert» (Жизнь Фауста, 1778), Клингер - роман «Fausts Leben,

Thaten und Höllenfahrt» (Жизнь, деяния и гибель Фауста, 1791, русский

Перев. А. Лютера, Москва, 1913), Гёте - трагедия «Фауст» (1774-1831),

Русский перевод Н. Холодковского (1878), А. Фета (1882-1883), В.

Брюсова (1928) и др.]. Писателей-штюрмеров Фауст привлекает своим

Дерзновенным титанизмом, своим бунтарским посягательством на

Традиционные нормы. Под их пером он приобретает черты «бурного гения»,

Попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего

Мира. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её

Иррациональный элемент. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают

Тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка

(например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол

Феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность

Господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и



«Фауст» Гёте

Наиболее

Мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в

Трагедии Гёте. В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся

Многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и

Научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его

Гуманизм и пр.


Если в «Прафаусте»

(1774-1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением

Пролога «На небе» (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные

Очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные

Эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст

Вырастает в колоссальную фигуру. Он - символ возможностей и судеб

Человечества. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и

Гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил

Человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи.

Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных»

Ступеней. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир»

Эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности

Все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом

Не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий

Творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания.

Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего,

Незыблемого, здесь все - движение, развитие, непрестанное «нарастание»,

Могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких

Ступенях.


Этом отношении знаменателен самый образ Фауста - неутомимого искателя

«верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой;

Отличительной чертой характера Фауста является «недовольство»

(Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия.

Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они

Влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и

В мире искусства и совершенной красоты, ибо царство классической Елены

Оказывается в итоге всего лишь эстетической видимостью.

Фауст жаждет

Великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою жизнь

Вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое

Благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Ад теряет над

Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший «верный путь»,

Удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная

Легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Следует

Отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период

Стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично

Отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в

Том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в

Своей поэме пытался возвыситься над ними.


Ary Scheffer (1798-1858)

Фауст и Маргарита в саду, 1846

Фрэнк Кадоган Купер "Фауст" - Маргарита, одержимая злым духом в соборе

Образ Фауста в эпоху романтизма

Начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал

Романтиков. Фауст - странствующий шарлатан XVI в. - выступает в романе

Арнима «Die Kronenwächter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Легенду о

Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. перев.

И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835-1836,

Русский перев. А. Анютина [А. В. Луначарского], СПБ, 1904, то же, пер.

Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне ["Фауст" (поэма, назначенная для танцев,

«Der Doctor Faust». Ein Tanzpoem…, 1851) и др.]. Ленау, автор наиболее

Значительной после Гёте разработки темы о Фаусте, изображает Фауста

Двойственным, колеблющимся, обреченным бунтарем.

Фауст и Маргарита. Э. Делакруа.


Тщетно

Мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой

Происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего

Скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Дух отрицания и сомнения

Торжествует над бунтарем, порывы которого оказываются бескрылыми и

Никчемными. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической

Концепции легенды. В условиях зрелого капитализма тема о Фаусте в её

Ренессансно-гуманистической трактовке не могла уже получить

Полноценного воплощения. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной

Культуры, и не случайно в конце XIX и XX вв. мы не имеем значительных в

Художественном отношении обработок легенды о Фаусте.



Татьяна Фёдорова «Фауст и Мефистофель» 1994г

Фауст в России

России легенде о Фаусте отдал дань А. С. Пушкин в своей замечательной

«Сцене из Фауста». С отзвуками гётевского «Фауста» мы встречаемся в

«Дон-Жуане» А. К. Толстого (пролог, фаустовские черты Дон-Жуана,

Томящегося над разгадкой жизни - прямые реминисценции из Гёте) и в

Рассказе в письмах «Фауст» И. С. Тургенева.



Фауст у Луначарского

XX в. наиболее интересное развитие темы о Фаусте дал А. В. Луначарский

В своей драме для чтения «Фауст и город» (написано в 1908, 1916, изд.

Наркомпроса, П., в 1918). Исходя из заключительных сцен второй части

Гётевской трагедии, Луначарский рисует Фауста просвещенным монархом,

Господствующим над страной, отвоеванной им у моря. Однако опекаемый

Фаустом народ уже созрел для освобождения от уз самовластия, происходит

Революционный переворот, и Фауст приветствует происшедшее, видя в нём

Осуществление своих давних мечтаний о свободном народе на свободной

Земле. В пьесе отражено предчувствие социального переворота, начала

Новой исторической эры. Мотивы фаустовской легенды привлекали В. Я.

Брюсова, оставившего полный перевод «Фауста» Гёте (ч. 1 напечатана в

1928), повесть «Огненный ангел» (1907-1908), а также стихотворение

«Klassische Walpurgisnacht» (1920





Фауст Александры Жумайловой-Дмитровской


Феона-Доктор Фауст

КНИГА ИОВА. Уильям Блейк.

Художник И. Тишбейн. Портрет И.В. Гете.





На гибель Фауста взирайте все!
Его судьба да отвратит разумных
От области познанья заповедной,
Чья глубина отважные умы
Введёт в соблазн - творить деянья тьмы.
Кристофер Марло «Трагическая история доктора Фауста»


История учёного, продавшего душу дьяволу и погубленного им, известна нам благодаря Гёте. В его интерпретации Фауст - настоящий человек Возрождения, могучий ум, одержимый познанием и мечтающий служить человечеству. В иных версиях этой истории знаменитый доктор - всего лишь заурядный шарлатан или несчастная заблудшая душа. Если бы только существовавший в реальности прототип Фауста знал, что его судьба станет символом...


История Фауста - одна из самых популярных городских легенд Европы. И, как у всех городских легенд, у неё есть «подтверждения» в реальности. На одном из домов немецкого города Виттенберга висит табличка с надписью: «Иоганн Фауст (ок. 1480 - ок. 1540), астролог, алхимик, жил здесь между 1525 и 1532 годами». Его имя есть в списках учащихся Гейдельбергского университета за 1509 год, а также в списках представленных к учёной степени бакалавра теологии. К биографии этого средневекового учёного как будто даже не приписали ничего лишнего.

Кроме договора с дьяволом.

Авантюрист и чернокнижник

Настоящий Иоганн-Георг Фауст родился примерно в 1480 году (современные исследователи называют также 1466 год) в крохотном немецком городке Книтлинген (княжество Вюртемберг). Хотя в этом версии исследователей расходятся: иногда его местом рождения считаются городки Зиммерн, Кундлинг, а также Гельмштадт вблизи Гейдельберга или же Рода. Происходил он, по-видимому, из обеспеченной семьи, хотя кем были его родители - неизвестно. У юного Иоганна с очевидностью хватало и средств, и времени, чтобы получить неплохое образование - в основном самостоятельно. По другой версии - он изучал магию в Кракове, где в те времена можно было это делать совершенно свободно. В любом случае, оккультные науки его всегда интересовали.

Учёный монах, изучавший труды арабских математиков и астрономов в Барселоне, поддерживающей связи с Кордовским халифатом. Одним из первых европейцев познакомился с арабскими цифрами и активно их пропагандировал в научных кругах. Восстановил и усовершенствовал абак (счётную доску), изучал устройство небесной сферы, разрабатывал конструкцию астролябии. Учитель будущего императора Священной Римской империи Оттона II. Благодаря покровительству последнего сделал карьеру, завершившуюся его избранием Папой Римским в 999 году.

Ходили слухи, будто Жильбер изучал арабские труды не только по математике, но также по магии и астрологии, а ещё - общался с самим дьяволом, который якобы и помог ему занять папское кресло, после того как учёный обыграл его в кости. Согласно этим же сведениям, ему было предсказано, что дьявол схватит его, когда он будет в Иерусалиме, - и тот разорвал его на части, когда Папа читал мессу в церкви Святой Марии Иерусалимской. Впрочем, эти слухи было кому поддерживать, ведь у Жильбера было немало врагов: в среде духовенства он прославился не только своей учёностью, но и активной борьбой с симонией (продажей церковных должностей) и конкубинатом (обычаем духовных лиц содержать любовниц, вопреки целибату).

Тяга юноши к знаниям оказалась изрядно подпорчена его тщеславием. В 25 лет он присвоил себе звание магистра, а если точнее, то целый пышный титул: «Магистр Георгий Сабелликус Фауст-младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и выдающийся гидромант». В те времена для получения звания магистра требовалось постигать университетскую премудрость до двенадцати лет, эта учёная степень была эквивалентом доктора наук. Наш юный чернокнижник возжелал всего и сразу.

Иоганн Фауст много путешествовал по Германии, именуя себя «философом из философов» и вознося хвалу своей сверхъестественной памяти - якобы там содержатся все труды Платона и Аристотеля. На жизнь он весьма неплохо зарабатывал составлением гороскопов и демонстрацией различных трюков на ярмарках. Впервые Фауст упоминается в городских записях Гельнхаузена, где в 1506 году появляется с «магическими» фокусами. Занимался он и алхимией, и гаданиями, и лечением по знахарским рецептам. Притом что ничего выдающегося он, судя по историческим источникам, совершить не сумел, Иоганн обзавёлся высокопоставленными покровителями - это были рыцарь Франц фон Зиккинген и князь-епископ Бамбергский.

В 1507 году по рекомендации рыцаря фон Зиккингена Фауст получил место школьного учителя в городе Кройцнахе (ныне Бад-Кройцнах), однако вскоре его попросили с должности. Не за то, что он продолжал изучение чернокнижия, а за педофилию. В этом же году имя чародея упоминается в негодующем письме аббата Шпонгеймского монастыря, весьма известного учёного Иоганна Тритемия, к придворному астрологу и математику курфюрста Пфальцского Иоганну Фирдунгу: «Человек, о котором ты мне пишешь... имеющий дерзость называть себя главой некромантов, - бродяга, пустослов и мошенник».

Странно, что столь явный авантюрист всё-таки счёл нужным получить академическое образование и поступить в Гейдельбергский университет, где был не последним учеником. Если, конечно, упомянутый в списках Иоганн Фауст - именно тот, кто нас интересует.

Свидетельства о появлении Иоганна Фауста в различных немецких городах довольно многочисленны. В 1513 году в одной из таверн Эрфурта с ним встречался видный немецкий ученый-гуманист Конрад Муциан Руфус. В 1520 году Фауст составляет гороскоп епископа города Бамберга, за который получает неплохую сумму в 10 гульденов. Известно, что он пытался преподавать в нескольких университетах, но нигде не задерживался надолго - то ли по своему желанию, то ли из-за неприязни коллег. Однако тяга к знаниям всё-таки сыграла свою роль, обеспечив Фауста к концу жизни недурной репутацией способного и энергичного учёного. В конце 1530-х годов коллеги уже отзываются о нём с уважением, особо отмечая его познания в астрологии и медицине. Но после 1539 года его след теряется.

По версии, которую в Германии любят рассказывать туристам, Фауст погиб в 1540 году в одной из гостиниц Вюртемберга. Якобы в этот день разразилась буря при ясном небе: в гостинице падала мебель, грохотали невидимые шаги, хлопали двери и ставни, из печной трубы вырывалось синее пламя... Под утро, когда весь этот армагеддон закончился, в комнате Фауста нашли его обезображенное тело. По утверждениям горожан, это сам дьявол приходил забрать душу чернокнижника, с которым 24 года назад заключил договор. Современные исследователи предпочитают объяснять гибель учёного взрывом во время алхимического эксперимента.


Существует гипотеза, что на самом деле Фаустов было два: один из них, Георг, активно действовал с 1505 по 1515 годы, а другой, Иоганн - в 1530-х годах. Это могло бы объяснить противоречия в биографии учёного и многочисленные нестыковки по поводу его происхождения и образования. По другим версиям, прототипами Фауста могли быть Папа Сильвестр II, Агриппа, Альберт Великий, Роджер Бэкон и Иоганн Тритемий.

Жизнь после смерти

Легенды о том, что знаменитый астролог и алхимик продал душу дьяволу, начали складываться ещё при жизни исторического Иоганна Фауста. Почему начали говорить именно о нём? Очень похоже на то, что смекалистый маг был на самом деле гением пиара: он мог не только поддерживать легенды о себе, но и сам их сочинять, а ещё иметь неплохую «агентурную сеть» по всей Германии и сопредельным областям. А то, что среди этих историй встречались совершенно ни в какие ворота не лезущие, - так ещё Геббельс говорил о том, что чем более чудовищна ложь, тем легче люди в неё верят.

Монах-доминиканец, преподавал в доминиканской школе в Кёльне (среди его учеников был Фома Аквинский). Составил комментарии ко всем известным на тот момент работам Аристотеля. Помимо богословия, интересовался естественными науками, создал несколько масштабных трудов, систематизирующих все собранные на тот момент знания по зоологии, ботанике, минералогии, астрономии. Занимался алхимическими опытами, впервые сумел получить в чистом виде мышьяк. Изобрел логарифмы. За энциклопедичность знаний получил почтительное прозвище Doctor Universalis (Доктор всеобъемлющий). В ХХ веке был канонизирован католической церковью и провозглашён покровителем ученых.

Как все алхимики, Альберт Великий также считался магом. Ему приписывалось авторство нескольких оккультных трудов, которое, впрочем, сейчас считается сомнительным. Зато неоспоримо авторство «Малого алхимического свода» - своего рода Библии алхимиков. По легенде, он сумел создать искусственного человека - гомункулуса.

О степени правдивости подобных легенд можно судить хотя бы по самым известным. Так, рассказывали, будто его всюду сопровождал чёрный пудель, умевший превращаться в человека, - якобы это был сам демон Мефистофель. Также считалось, будто германский император обязан своими победами в Италии исключительно магическому искусству Фауста, а не тактическим умениям своих полководцев. А в Венеции и в Париже, при дворе короля Франциска I, Фауст якобы пытался даже возноситься в воздух. Правда, безуспешно.

Сами по себе истории о договоре с дьяволом были известны давно. Одна из первых её интерпретаций - раннехристианская «Повесть об Еладии, продавшем дьяволу душу», из которой выросла русская «Повесть о Савве Грудцыне» XVII века. Наш отечественный герой предпочёл с помощью беса сделать военную карьеру, а не научную, и у его истории счастливый финал: бог прощает раскаявшегося грешника.

Не прошло и полувека со дня предполагаемой смерти Иоганна Фауста, как он стал персонажем популярной «Истории о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике» («Народная книга»), изданной в 1587 году в Германии. В ней герою приписывают легенды, которые рассказывали о самых разных знаменитых чернокнижниках: от легендарного Симона Волхва, состязавшегося в чудесах с самим апостолом Павлом, до Альберта Великого и Корнелиуса Агриппы.

Популярность истории о Фаусте связана не только с её увлекательностью, но и с тем, что в ней люди эпохи Возрождения находили подтверждение своему страху перед прогрессом: наука в те времена развивалась бурно, путем проб и ошибок, и осознать изменения обыватели просто не успевали, предпочитая шарахаться от всего, чего не могли понять. Не слишком ли обнаглели эти странные люди учёные, силясь проникнуть в тайны природы, от бога это стремление или от дьявола? Безымянный автор «Истории о докторе Фаусте» убеждён, что героя погубило не стремление к знаниям как таковое, а гордыня, желание уподобиться богу, познав все тайны неба и земли, и неразборчивость в средствах - вместо того чтобы кропотливо трудиться самостоятель- но, как велит христианская мораль, учёный прибег к помощи врага рода человеческого. За это герой жестоко наказан: в финале бесы утаскивают его в ад.

«История о докторе Фаусте» с большим успехом прогулялась по всей Европе, охваченной примерно одними и теми же настроениями. Не исключено, что русский автор «Повести о Савве Грудцыне» тоже её читал. На французском её пересказал историк и богослов Пьер Кайе, как и положено богослову, решительно осуждавший Фауста за безбожие и чародейство. Именно Кайе ввёл в историю античную красавицу Елену, тень которой наш доктор вызывает в качестве наглядного пособия на лекции о Гомере и влюбляется в неё.

Пришёлся ко двору легендарный чернокнижник и в Англии, на родине знаменитых «учёных магов» Роджера Бэкона и Джона Ди. Кристофер Марло (тот самый, которому приписывается авторство всех или некоторых пьес Шекспира) на том же материале написал пьесу «Трагическая история доктора Фауста» (1604). Он осуждает героя и в то же время им любуется: талантливый и увлечённый Фауст - настоящий человек Возрождения, поплатившийся за «присвоение полномочий» бога. Его история напоминает о судьбе античного богоборца Прометея.


Кстати, именно Марло первым назвал демона, с которым общался Фауст, Мефистофелем.


Более всего легенда о Фаусте была популярна, разумеется, у себя на родине. Немецкие авторы, как положено добропорядочным бюргерам, чаще придавали герою черты возмутителя морали, наказанного за грех чернокнижия, чем титана Ренессанса. Исключением стали писатели предромантического периода «бури и натиска» (1767-1785), заворожённые бунтарством Фауста.

В числе авторов «бури и натиска» был и Иоганн Вольфганг Гёте, создавший, по сути, канон легенды - грандиозную трагедию «Фауст», которую он писал почти всю жизнь, с 1774 по 1831 год. Писатель выстроил практически универсальный текст, умудрившись через искания Фауста показать не только судьбу человека науки, но и - шире - человека вообще, с его сомнениями, страхами, слабостями - и подлинным величием.

Доктор философии, естествоиспытатель. Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах. Занимался оптикой, астрологией, алхимией, во многом способствовав превращению последней в химию. Предвосхитил множество открытий будущего (порох, телефон, летательные аппараты, автомобили), разработал проект утопического государства под управлением выборного парламента. За свои научные заслуги получил прозвище Doctor Mirabilis (Удивительный доктор).

Из-за неладов со схоластами Бэкон был провозглашён чернокнижником. Эта слава сильно подпортила ему жизнь: так, его отлучили от преподавания в Оксфордском университете и отдали под надзор монахам-францисканцам, к которым Бэкон вынужден был присоединиться, дабы обелить себя. Однако занятий наукой не прекратил, как и нападок на духовенство, за что был обвинён в ереси и заточён в тюрьму на 20 с лишним лет.

По сути, легенду о Фаусте в том виде, в каком она была известна в фольклоре, Гёте пересказывает лишь в первой части поэмы. Вторая часть - это путешествия Фауста в пространстве и времени, от античной Спарты до горы Брокен в Германии, где проходили ведьминские шабаши в Вальпургиеву ночь. Пространство поэмы разрастается вширь и вглубь, от Небес до Преисподней, на сцену выходят всё новые и новые действующие лица - словом, Гёте рисует невероятно разнообразный мир, который человеку предстоит познавать и преобразовывать всю жизнь, ни на секунду не останавливаясь на достигнутом. Именно поэтому душа Фауста должна достаться дьяволу тогда, когда учёный пожелает остановить мгновение.


Но Гёте изменяет финал легенды: в последний момент Фауста уносят на небо ангелы. Его душа спасена благодаря милосердию бога, который прощает и не такие грехи, и молитвам погубленной Фаустом Гретхен. Это демонстрация авторской позиции: стремление человека сравняться с богом - не проявление гордыни, а естественное желание, потому что он был создан по его образу и подобию.


Фауст после Гёте

Доктор Фауст в гётевской интерпретации пришёлся ко двору писателям эпохи романтизма. Их любимым героем был бунтарь, неистовый борец за свободу, не знающий сна и покоя, сомневающийся и вечно чем-то недовольный - собой, окружающими, миром, богом. От «модели человека, неудовлетворенного полностью» доктора Выбегалло романтический революционер отличается огромным запасом жизненной энергии, гигантской харизмой и непоколебимым убеждением в том, что свобода, в том числе свобода познания, - неотъемлемое право человека. То, что в этом праве, как говорится, «есть нюансы», человечеству стало понятно уже намного позднее.

Впрочем, романтики умели нестандартно обходиться с вечными сюжетами, их «фанфики» вполне достойны существовать рядом с «каноном» (если таковым считать поэму Гёте). Кристиан Дитрих Граббе в драме «Дон Жуан и Фауст» (1829) сводит вместе учёного и дамского угодника: они объединены любовью к одной и той же женщине, и это не случайно - ведь оба они всю жизнь провели в вечных поисках, а что именно искать - для романтиков неважно, главное - процесс. Ну а Генрих Гейне в своей «поэме для танцев» «Доктор Фауст» (1851) вообще превращает пафосного «титана Возрождения» в опереточного героя, который отказывается от всех высоких порывов во имя бюргерских семейных ценностей. По сути, это первая пародия на сюжет легенды.

Фауст кисти Рембрандта.

В европейской культуре Фауст, как чёртик из коробочки, выскакивает всякий раз, как становится злободневной тема технического прогресса и всех связанных с ним фобий. Поэтому новая волна интереса к истории несчастного (или счастливого, как посмотреть) доктора поднялась в конце XIX - начале ХХ века, в «стимпанковую» эпоху модерна. Фауст и Мефистофель появляются в мистическом романе Валерия Брюсова «Огненный ангел» (1908) - правда, лишь как эпизодические персонажи, «испытатель элементов» доктор Фауст и его спутник монах Мефистофелюс. В пьесе Анатолия Луначарского (который был не только наркомом просвещения, но и писателем) «Фауст и город» (1908) герой закономерно становится не только покорителем природы, но и революционером, приветствующим переворот в своей счастливой стране у моря. Томас Манн в романе «Доктор Фаустус» (1947) рассказывает историю больного сифилисом одарённого музыканта Адриана Леверкюна, которому однажды в видении является дьявол и объявляет, что его болезнь символизирует сделку с силами зла. Сложно понять, является ли эта сделка реальной - или же герой просто видит её в бреду. Однако все предсказания Князя Тьмы сбываются: Леверкюн приносит несчастья всем, кого осмеливается полюбить.

Именно оперу Шарля Гуно «Фауст» (ту самую, из которой родом знаменитая ария Мефистофеля «Люди гибнут за металл») ставят в Парижской Опере в романе Гастона Леру «Призрак оперы». Черты Фауста угадываются в герое «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда: Дориана, как и средневекового учёного, соблазняют вечной молодостью в обмен на душу. Близкая родня Фауста - и байроновский Манфред, и даже доктор Франкенштейн: с первым нашего учёного роднит «дух отрицанья, дух сомненья», со вторым - стремление к познанию законов самой жизни и осознание опасности этого самого познания. Кроме того, у Гёте Фауст создает гомункулуса - искусственного человека, точно так же и Виктор Франкенштейн создает своё чудовище.

Фантасты также нет-нет да и поминают знаменитого доктора, превратившегося в символ, к месту и не к месту. У Филипа Дика в «Реставраторе Галак- тики» (он же «Гончарный круг неба») с Фаустом постоянно сравнивают инопланетянина Глиммунга, вознамерившегося поднять со дна демонического моря Маре Нострум храм древней цивилизации. Клайв Баркер в своем дебютном романе «Проклятая игра» сочиняет историю современного Фауста: главный герой, выпущенный из тюрьмы боксёр Марти Штраус, становится телохранителем у миллионера Маммолиана, который некогда задолжал кое-что могущественному существу, не то человеку, не то демону... На самом деле история Баркера - о том, что «каждый сам себе Мефистофель», носящий персональный ад в своей душе.

Иоганн Тритемий в миру Иоганн Хайденберг (1462 - 1516)

Монах, с негодованием отзывавшийся о мошеннике Фаусте в одном из своих писем, вполне годится на роль прототипа Фауста. Монах-бенедиктинец, избранный аббатом Шпонгеймского монастыря, увеличил библиотеку последнего с 50 до 2000 книг и сделал его уважаемым научным центром. Среди его учеников - Корнелий Агриппа и Парацельс.

Одно из наиболее значительных сочинений Тритемия - «Стеганография», впоследствии занесённая в «Индекс запрещённых книг». На первый взгляд книга рассказывает о магии - как использовать духов для передачи информации на большие расстояния. Однако с публикацией ключа для дешифровки стало ясно, что учёный зашифровал в книге ни много ни мало учебник по криптографии. Само её название стало наименованием целой криптографической отрасли - искусства передавать скрытые послания путём неразглашения самого факта передачи (хрестоматийный пример стеганографии - использование симпатических чернил). Возможно, любовь к подобного рода шуткам и стала причиной слухов о продаже аббатом души дьяволу.

Фантасты очень любят древний сюжет сделки с дьяволом - для такой истории можно найти уйму остроумных решений: как можно перехитрить «отца лжи», например? Собственно Фауст не очень-то популярен в подобных сюжетах, разве что в виде пародии. Роман Роджера Желязны и Роберта Шекли «Коль с Фаустом тебе не повезло» (он же «Коль в роли Фауста тебе не преуспеть»), вторая часть «Трилогии рыжего демона», начинается, как и поэма Гёте: с объявления о соревновании сил Света и Тьмы за душу смертного. Правда, этим смертным оказывается не рефлексирующий Фауст, а бандит по кличке Мак Дубинка - с этого-то все и начинается. А Терри Пратчетт (ну как же без него!) в книге «Эрик, а также Ночная стража, ведьмы и Коэн-варвар» описывает злоключения начинающего мага Эрика, который вместо демона случайно вызывал из другого мира бедолагу Ринсвинда.

Майкл Суэнвик на основе сюжета Гёте создал масштабную альтернативную историю «Джек/Фауст». По его версии, Мефистофель был могущественным пришельцем из параллельного измерения, который наделил Фауста всеми возможными техническими знаниями в обмен на обещание, что тот уничтожит человечество с помощью этих знаний. В результате на Европу обрушивается небывалый технический прогресс: электричество, железные дороги, антибиотики - и всё новые и новые виды оружия.

Киношники мимо знаменитой легенды тоже не прошли. В частности, поэму Гёте экранизировал в виде немого фильма 1926 года немецкий режиссер Фридрих Мурнау, создатель «Носферату - симфонии ужаса». Из фильмов, которые не являются экранизациями, нельзя не отметить прекрасный мистический детектив «Сердце ангела», в котором герой Роберта Де Ниро - Луи Сайфер - отзывается и на имя «Мефистофель», как и дьявол в комиксе и фильме «Призрачный гонщик». Вариация на тему Фауста - и история главного героя картины Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнаса», которому дьявол даровал бессмертие и вечную юность в обмен на душу его дочери. Фильм Яна Шванкмайера «Урок Фауста» - поэтичная философская притча о нашем современнике, который стал знаменитым доктором, вжившись в его роль с помощью магического кукольного театра. Как и лучшие образцы «дьявольских» историй, эта - о том, что ад совсем близко от нас, а прогресс человечества не является благом, если приводит нас в мир иллюзорных, кукольных ценностей. Ну и как же в такой популярной теме без кинотрэша? Его снял знаменитый творец кошмаров Брайан Юзна, под названием «Фауст - князь Тьмы». Здесь Фауст, продавший душу дьяволу, после смерти воскресает и становится маньяком-убийцей, мстителем наподобие небезызвестного Ворона из одноимённого фильма.

В аниме Shaman King есть персонаж по имени Фауст VII - родня знаменитому алхимику, и сам маг-некромант. Действует доктор Фауст и в серии игр Guilty Gear - правда, он не продавал душу дьяволу, а «всего лишь» сошёл с ума, когда под его скальпелем умерла маленькая пациентка.


Уроженец Кёльна, получил превосходное образование в Парижском университете. После окончания учебного заведения странствовал по всей Европе, читая лекции по богословию в разных местах, но нигде долго не задерживаясь, - в том числе и потому, что с регулярностью выводил из себя духовенство своими едкими сатирами. С церковью Агриппа воевал не только словом, но и делом: однажды он спас от костра старуху, объявленную ведьмой, вступив с судьями в богословский диспут и одержав победу. Впрочем, разбирался он не только в богословии, но и в юриспруденции, медицине, а также алхимии и оккультизме.

Безбожник - значит, продал душу дьяволу; для средневековых церковников эта логика была железной. Поэтому рассказывали, что Агриппа овладел секретом превращения любого вещества в золото, но это было дьявольское золото: якобы монеты, которыми он расплачивался в трактирах, после его ухода превращались в навоз. Также будто бы он умел находиться одновременно в разных местах и общаться с мёртвыми, а книги, написанные им, обладали душой и могли подчинять себе волю их владельца.

Кем же был Фауст - первым из мошенников, удачливым мистификатором, бесшабашным авантюристом, талантливым кабинетным учёным? Судя по историческим хроникам, последнее наименее вероятно. Что мы можем сказать точно - так это то, что Фауст давно стал символом. Символом жадного поиска знаний, символом желания поставить превыше всего Разум и Прогресс. Символом нашей цивилизации, одним словом. Можно ахнуть от ужаса, что альфой и омегой нашего мироустройства стал человек, заключивший сделку с дьяволом; можно вздохнуть от восхищения: обычный человек, рискнувший замахнуться на такое! Очевидно, эпоха Фауста дала нам много хорошего - и немало плохого. Столь же очевидно, что когда-то она кончится. Но вряд ли при нашей с вами жизни.

Из глубины столетий к нам пришло предание о человеке, который с помощью сатаны - ангела, низвергнутого в ад из-за гордыни и желания сравняться в могуществе с Создателем - также решил бросить вызов Богу, овладев тайнами мира и собственной судьбой. Он не пожалел ради этого даже своей бессмертной души, обещанной хозяину преисподней в уплату за этот союз. Это один из «вечных образов» мировой литературы. В эпоху Возрождения он нашел свое воплощение в лице доктора Фауста - героя немецкой средневековой легенды, ученого, заключившего союз с дьяволом ради знаний, богатства и мирских наслаждений.

У этого героя были свои прототипы. Как сообщает «Исторический лексикон», записи в немецких церковных книгах, строки из писем, заметки путешественников свидетельствуют, что в 1490 году в городе Книтлин-гене (княжество Вюртемберг) родился некий Иоганн Фауст.

Имя Иоганна Фауста, бакалавра теологии, числится в списках Гейдельбергского университета за 1509 год Иногда он упоминается как Фауст из Зиммерна, иногда - как выходец из городка Кундлинг, учившийся магии в Кракове, где в то время ее преподавали открыто. Известно, что Фауст занимался магическими трюками, знахарством, алхимией, составлял гороскопы. Понятно, что у добропорядочных граждан это одобрения не вызывало. Фауста изгоняли из Норнберга и Ингольштадта. Он вел беспорядочный образ жизни и неожиданно, будто призрак, появлялся то тут, то там, смущая и возмущая публику. То немногое, что известно о Фаусте, свидетельствует о большой уязвленной гордыне этого человека. Он любил именовать себя «философом из философов».

Еще при жизни об этой странной личности стали складываться легенды, в которых переплелись старинные предания о магах, анекдоты о бродячих школярах, мотивы раннехристианских житий и средневековой демонологической литературы. Причем в народной среде к Фаусту относились не всерьез, а скорее, с сожалением и насмешкой:

«Выехал Фауст, держась за бока, Из Ауэрбаховского погребка, Сидя верхом на бочке с вином, И это видели все кругом. Постигнул черную магию он, И чертом за это был награжден».

Церковь относилась к Фаусту более сурово. В 1507 году аббат Шпон-геймского монастыря Иоганн Тритемий писал придворному астрологу и математику курфюрста Пфальцского: «Человек, о котором ты мне пишешь… имеющий дерзать называть себя главой некромантов - бродяга, пустослов и мошенник. Так, он придумал себе подходящее, на его взгляд, звание «магистр Георгий Сабелликус Фауст младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и выдающийся гидромант». Рассказывали мне еще священники, что он хвастался таким знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труды Платона и Аристотеля и вся их философия были начисто забыты, то он по памяти полностью восстановил бы их и даже в более изящном виде. А явившись в Вюрцбург он не менее самонадеянно говорил в большом собрании, что ничего достойного удивления в чудесах Христовых нет, уго он сам берется в любое время и сколько угодно раз совершать все то, что совершил Спаситель». Правда, похвальбы Фауста остались похвальбами - ничего выдающегося совершить он не сумел.


Говорили, что Фауст пользовался покровительством мятежного имперского рыцаря Франца фон Зиккенгена и князя-епископа Бамбергского и что его всегда сопровождал «пес, под личиной которого скрывался дьявол». На окраине города Виттенберга до сих пор сохранились развалины замка, которые называют «домом Фауста». Здесь еще много лет после смерти Фауста работали алхимики, среди которых выделялся Кристофор Вагнер, называвший себя учеником Фауста. Виттенбергские алхимики изготавливали различные магические предметы, в частности - загадочные «черные зеркала». Здесь же проходили обучение разные отчаянные люди, жаждавшие приобщиться к магии.

Реальный Фауст умер в 1536 или 1539 году в городе Штауфере (Брай-сгау). А во второй трети XVI века народные рассказы о докторе Фаусте были записаны, и на их основе в 1587 году франкфуртский издатель И. Шпис выпустил книгу «История о докторе Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике». В ней рассказывалось о том, как ученый по имени Фауст заключил договор с дьяволом, ибо иначе не мог узнать, «что движет миром и на чем держится этот мир»; как при императорском дворе он вызывал образы древних героев и философов, как показывал студентам живую Елену Спартанскую, из-за которой разгорелась Троянская война и с которой впоследствии сам чародей вступил в любовную связь; как перед смертью он раскаялся в содеянном, но это не спасло Фауста от когтей дьявола, утащившего душу чернокнижника в преисподнюю.

Среди множества переложений, переделок и переводов этой книги, наводнивших Европу, специалисты выделяют книги французского доктора богословия Виктора Кайе (1598), нюрнбергского врача Николауса Пфитцера (1674), впервые рассказавшего о любви Фауста к некоей «красивой, но бедной служанке», и анонимную книгу «Верующий христианин» (1725).

Но самый большой успех ждал драму англичанина Кристофера Мар-ло «Трагическая история доктора Фауста», впервые изданную в 1604 году. Сам Марло утверждал, что в основу его драмы легла какая-то старинная рукопись, найденная им в одном из шотландских замков, но известно, что Марло был склонен к мистификациям и, кроме того, эту историю к тому времени уже хорошо знали в Европе. Но подлинно бессмертным имя Фауста сделал, конечно, Гете Под его пером образ Фауста стал символом всей современной западной цивилизации, под влиянием гностических учений отказавшейся от Бога и свернувшей на технократический путь развития во имя овладения тайнами мира, во имя знаний, богатства и мирских наслаждений. Цена этого поворота известна - отказ от бессмертия. И конец этого пути также известен:

«Нет Фауста Его конец ужасный Пускай нас всех заставит убедиться, Как смелый ум бывает побежден, Когда небес преступит он закон».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения