Тайное вече леонардо да винчи. Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" (8 фото)

Само название знаменитой картины да Винчи «Тайная вечеря» несет в себе сакральное значение. Действительно многие полотна Леонардо овеяны ореолом загадочности. В «Тайной вечере», как и во многих других работах художника, прослеживается много символизма и скрытых посланий.
Недавно была завершена реставрация легендарного творения. Благодаря этому удалось узнать немало интересных фактов, связанных с его историей. Смысл картины до сих пор остается для многих мутным и не совсем ясным. Вокруг скрытого смысла «Тайной вечери» рождаются всё новые и новые догадки.
Леонардо да Винчи - одна из самых загадочных личностей в истории изобразительного искусства. Одни чуть ли не причисляют художника к лику святых и сочиняют ему хвалебные оды, другие, напротив, считают его богохульником, продавшим душу дьяволу, при этом никто не сомневается в гениальности великого итальянца.

История создания картины

Сложно верится, но картина «Тайная вечеря» была написана в 1495 году на заказ миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своей распутной жизнью, у него была очень скромная и благонравная жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.
Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом тзаказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.



Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метров вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с ним злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одной из стен трапезной в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) находится гораздо ближе, чем мы думаем. 1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно были предметом споров. Судя по надписям на репродукции картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.




2. Многие историки считают, что эта картина изображает евхрастию (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…
3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи во время написания картины дались Иисус и Иуда. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.
Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнения: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».
Последним персонажем, прототип которого художнику так и не удавалось до последнего найти, был Иуда. Художник часами бродил узкими итальянскими улочками в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года, да Винчи нашел то, что искал. В канаве валялся пьяный мужчина, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.


После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад его было не узнать: он пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.


Так, по предположениям историков, Иисус и Иуда были написаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Этот факт служит метафорой того, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.
4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа расположен вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образовывается буква «М». Якобы она означает слово «Matrimonio», которое переводится как «брак».


5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - девой.
6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви, было разрушено практически всё, кроме стены, на которой была изображена фреска.
Однако в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам картины. уть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.
7. Не менее интересны размышления жрецов искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.


8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря"

    ✪ Тайная вечеря - фреска великого итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

    ✪ Тайная вечеря (1495-1498) - Леонардо да Винчи

    ✪ Владимир Свержин Тайны Тайной вечери Леонардо. Информационная группа "Alisa".

    ✪ Леонардо да Винчи, Христос и Магдалина.AVI

    Субтитры

    Мы находимся в церкви Санта Мария делла Грацие, в Милане. Перед нами «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мы в помещении, где монахи совершали трапезу - в трапезной. Таким образом, несколько раз в день они приходили сюда и молча ели, имея возможность созерцать «Тайную вечерю» Леонардо. Безусловно, это идеальное место для данного сюжета. И далеко не необычное. Давайте поговорим о сюжете. Во время своей последней вечери Христос сообщает своим двенадцати апостолам «Один из вас предаст меня». И одно из частых прочтений этого изображения - реакция апостолов на его слова. То есть, не собственно произнесение Христом этих слов, а момент после, реакция апостолов. Это его ближайшие последователи. И поэтому для них его слова - ужасное потрясение. Мы видим водоворот эмоций апостолов, сидящих за столом. Это один из способов интерпретации фрески, однако существует и другой аспект прочтения. Который, в каком-то смысле, еще значительнее. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и хлебу. Это воплощение таинства. Это интерпретация евхаристии, Таинства Святого Причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое. Примите вино, сие есть Кровь Моя. И помните обо Мне». Мы видим, как он протягивает руки к хлебу и вину. Но что примечательно: ладонь Христа широко раскрыта, так, что кажется, будто он, протягивая руку к вину, в то же самое время, протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда. Иуда - тот, кто собирается предать Христа. Римляне заплатили ему за предательство 30 сребреников. Видно, как он сжимает мешок со деньгами в правой руке, отпрянув от Христа. Лицо его скрыто тенью. Он отодвигается и одновременно протягивает руку к тарелке. Это как раз один из признаков определения Христом предателя: человек, разделяющий и вкушающий пищу вместе с ним. Это интересно, так как история изучения этого произведения по сути, сводится к тому, какой именно момент здесь изображен. Но мне думается, что здесь запечатлены все эти моменты. И апостолы воспринимаются реагирующими как на слова Христа «один из вас предаст меня», так и на слова «примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя». Так, Леонардо изображает несколько моментов этой истории и, в то же время, передает ощущение Божественного, вечного, значимость всей этой истории. Ошибиться в том, кто эти 13 человек за ужином, невозможно. Мы точно знаем, это та самая Тайная Вечеря. Мы осознаем важность этого момента без каких-либо символов божественного, которые присутствовали в Раннем Возрождении, к примеру, нимб. Образы сами по себе величественны в этом пространстве. Они расположены тесно друг к другу, что передает энергию и смятение, окружающие совершенство, значимость и геометрическую форму Христа. Верно. Изображение Христа образует равносторонний треугольник. Его голова - центр круга. Окно, на фоне которого она изображена, воспринимается как нимб. Центр картины - это источник спокойствия. А за его пределами - человеческие существа со всеми своими недостатками, страхами, беспокойством - вокруг божественного центра. Это Леонардо да Винчи - математик, ученый, думающий о слиянии всего изображенного им в единое целое. Если сравнивать ранние изображения Тайной вечери, там нарисован просторный стол, в помещении богатое убранство. А Леонардо все максимально упрощает и делает акцент на персонажах, их жестах. Он не оставляет свободного места за столом, все место занято самими фигурами, стол отделяет наше пространство от Христа и апостолов. Мы никак не можем стать частью этого пространства. По существу, у них нет возможности попасть в наше пространство. Существует четкая граница. В версиях Тайной Вечери, которые Леонардо мог видеть во Флоренции, Иуда сидит на противоположной стороне стола. Посадив Иуду в ряд с другими апостолами, художник превращает стол в границу между нашим миром и миром апостолов. Посмотрим на их лица: лицо Христа умиротворенно, взгляд опущен, одна рука поднята, другая внизу. Справа группа из трех человек, среди них Иуда, он отворачивается от нас в тень. Его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении. Он отстраняется, а Святой Петр, защитник Христа, устремляется к Христу. У него нож, который тот держит за спиной. Он будто вопрошает: кто же это? Мне надо защитить тебя. Третья фигура в этой тройке с Иудой и Петром, судя по всему, святой Иоанн, который выглядит очень смиренно, глаза его закрыты. Это традиционно для живописания Тайной Вечери. Моя любимая тройка - это крайние фигуры справа. Да Винчи было особенно интересно через тело выражать душу, показывать внутреннюю природу. Он создает эти четыре тройки, это связывает образы вместе, они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Создавая напряжение и контраст между эмоциональным откликом этих образов. Вот невероятная группа, где жест Фомы указывает вверх. Будто произнося: не это ли предопределено Создателем? Не задумано ли это Господом одному из нас предать тебя? Однако, конечно, этот указующий палец - предзнаменование распятия Христа, погруженный в его рану. Мы также видим Филиппа и Иакова Заведеева. Они в противостоянии: один широко развел руки, другой - сводит их вместе. И если сравнивать с ранними изображениями Тайной Вечери, можно заметить, что между фигурами есть расстояние. А здесь - идея объединенной композиции, столь характерной для Высокого Ренессанса. Но что наиболее ощутимо, на мой взгляд, это божественная сущность Христа. Его умиротворенность. Все линии перспективы сходятся на нем. Примечательно, что линия перспективы, переданная художником, слегка расходится с линией перспективы смотрящего. То есть нужно быть на уровне Христа, чтобы наблюдать эту фреску в правильной перспективе. Интересно, что в каком-то смысле, картина приподнимает того, кто на нее смотрит. Нам пришлось бы приподняться на 10-15 футов от земли, чтобы перспектива стала идеальной. Таким образом, мы находимся в присутствии Божественного в центре, что передается различными путями. Не забывайте, что в 1498 году люди наблюдали картину в другом виде. Картина в ужасном состоянии, отчасти потому, что Леонардо экспериментировал сочетая масляную краску и темперу, в обстановке, где традиционно использовали фреску. Изображение стало портиться вскоре после его завершения. Да, в отличие от традиционной фрески, которую клали на влажную штукатурку, Леонардо рисовал на сухой. Краска не смогла прочно закрепиться на стене. К счастью для нас, картину сохранили. Таким образом, в некотором роде, это идеальное представление стиля Высокого Возрождения. Это попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях хаоса человеческой жизни. Верно. Слияние земного и божественного. Subtitles by the Amara.org community

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте . Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена» .

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса : правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке , поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы , габса и мастики , а затем писать по этому слою темперой .

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн ;
  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;
  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня » ), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа .

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним . Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса - три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие . В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской , а затем покрыл фреску лаком . Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Критика

Большинство художников (Леонардо да Винчи, Тинторетто и пр.) изображают апостолов, сидящих на стульях, что не соответствует восточным, палестинским традициям и только Александр Иванов изобразил сидящих правдиво - сидящих по-восточному.

Основная реставрация

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна , а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

В массовой культуре

  • Роспись показана в документальном сериале «Жизнь после людей » - через четверть века многие элементы росписи сотрутся со временем, а через 60 лет без людей от фрески останется 15 процентов краски, да и то они зарастут мхом.».
  • В клипе на песню «Сиськи» группы Ленинград есть сцена, где показана пародия на картину.
  • В клипе песни "HUMBLE" исполнителя Kendrick Lamar также есть пародия на картину.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан.

Тайная вечеря. Без преувеличения самая известная настенная роспись. Хотя увидеть вживую ее сложно.

Находится она не в музее. А в той самой трапезной монастыря в Милане, где когда-то и была создана великим Леонардо. Вас туда пустят только по билетам. Которые нужно покупать за 2 месяца.

Сама я фреску пока не видела. Но стоя перед ней, у меня бы завертелись в голове вопросы.

Зачем Леонардо понадобилось создавать иллюзию объёмного пространства? Как ему удалось создать таких разнообразных персонажей? Рядом с Христом – Иоанн или все же Мария Магдалина? И если изображена Мария Магдалина, то кто среди апостолов – Иоанн?

1. Иллюзия присутствия


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия. Wga.hu

Задумывал гармонично вписать своё произведение в окружающую обстановку. Он выстроил идеальную перспективу. Реальное пространство плавно переходит в пространство изображённое.

Тени от тарелок и хлеба указывают на то, что Тайная вечеря освещается слева. В помещении как раз окна слева. Посуда и скатерти тоже были написаны такие же, как и в самой трапезной.


Ещё один интересный момент. Чтобы усилить иллюзию, Леонардо потребовал замуровать дверь. На той стене, на которой должна была появиться фреска.

Трапезная была очень популярна в городе среди горожан. Через эту дверь носили еду из кухни. Поэтому настоятель монастыря настаивал ее оставить.

Леонардо рассердился. Пригрозив, что если тот не пойдёт ему на встречу, он напишет его Иудой… Дверь замуровали.

Еду начали носить из кухни по длинным галереям. Она остывала. Трапезная перестала приносить тот же доход. Вот так Леонардо создал фреску. Но закрыл доходный ресторан.

Но результат всех поразил. Первые зрители были ошеломлены. Создавалась иллюзия, что вы сидите в трапезной. А рядом с вами, за соседним столом – Тайная Вечеря. Что-то мне подсказывает, что это удерживало трапезничающих от чревоугодия.

Через какое-то время дверь вернули. В 1566 году трапезную вновь соединили с кухней. Ноги Христа были “срезаны” новым проемом двери. Иллюзия была не так важна, как горячая еда.

2. Грандиозная работа

Когда работа гениальна, кажется, что ее создателю не составило никакого труда ее создать. Ведь на то он и гений! Чтобы шедевры выдавать один за другим.

На самом деле гениальность в простоте. Которая создаётся тяжёлым умственным трудом. Леонардо подолгу стоял перед работой в размышлении. Пытаясь найти лучшее решение.

Уже упомянутого настоятеля монастыря это раздражало. Он пожаловался заказчику фрески. Людовико Сфорца. Но тот был на стороне мастера. Он понимал, что шедевры создавать не то же самое, что огород полоть.

Долгие размышления были не совместимы с фресковой техникой (росписью по мокрой штукатурке). Ведь она предполагает быструю работу. Пока штукатурка не высохла. После чего внесить изменения уже нельзя.

Поэтому Леонардо решил рискнуть. Нанося масляные краски на сухую стену. Так у него появилась возможность работать сколько угодно. И вносить изменения в уже написанное.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация. Wga.hu

Но эксперимент оказался неудачным. Через пару десятилетий от сырости краска начала отваливаться. Все 500 лет шедевр был на краю полной гибели. И до сих пор мало шансов, что наши потомки ее увидят.

3. Психологическая реакция

Такое разнообразие реакций персонажей нелегко далось мастеру. Леонардо понимал, что люди с разными характерами очень по-разному реагируют на одни и те же слова.

Собравшимся за одним столом в тавернах он рассказывал смешные истории или необычные факты. И наблюдал, как они реагируют. Чтобы потом наделить их жестами своих героев.

И вот мы видим, как отреагировали 12 апостолов. На неожиданные для них слова Христа “Один из вас предаст меня”.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

Варфоломей поднялся со скамейки и оперся на стол. В этом порыве видна его готовность действовать. Как только он расслышит, кто же предатель.

У Андрея совсем иная реакция. Он в лёгком испуге поднёс руки к груди ладонями к зрителю. Мол, это уж точно не ко мне, я чист.

А вот ещё одна группа апостолов. Уже по левую руку Христа.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

Иаков Заведеев ошарашен услышанным больше всех. Он потупил взгляд, пытаясь осознать услышанное. Раскрыв руки, он сдерживает подступивших Фому и Филиппа. Мол, подождите, пусть Учитель продолжает.

Фома при этом указывает на небо. Бог не допустит такого. Филипп же бросился уверять Учителя, что ему он может верить. Ведь он на такое не способен.

Реакции очень разные. До Леонардо такого никто никогда не изображал.

Даже у современников Леонардо такого вы не увидите. Как, например, у Гирландайо. Апостолы реагируют, разговаривают. Но как-то уж слишком спокойно. Однообразно.


Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1486 г. Фреска в Базилике ди Сан Марко, Флоренция, Италия. Wikimedia.commons.org

4. Главная загадка фрески. Иоанн или Мария Магдалина?

По официальной версии по правую руку Христа изображён апостол Иоанн. Но он изображён настолько женственным, что легко поверить в легенду про Марию Магдалину.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фрагмент. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-мария-делле-Грация, Милан, Италия

И овал лица чисто женский с заострённым подбородком. И надбровные дуги слишком плавные. Еще и длинные тонкие волосы.

И даже реакция у него чисто женская. От услышанного ему/ей стало не по себе. Бессильно он/она прильнул(а) к апостолу Петру.

И руки у него/неё безвольно сложены. А ведь Иоанн до призвания Христом был рыбаком. То есть тем, кто тягал многокиллограммовую сеть из воды.

5. А где же Иоанн?

Иоанна можно идентифицировать по трём признакам. Он был моложе Христа. Как мы знаем, до призвания он был рыбаком. А ещё у него есть брат, тоже апостол. Так что ищем молодого, крепкого и похожего с ещё одним персонажем. Вот и два претендента.

Хотя все может быть гораздо прозаичнее. Двое персонажей похожи друг на друга, потому что художнику позировал один человек.

А Иоанн похож на женщину, потому что Леонардо был склонен изображать андрогинных людей. Вспомните хотя бы миловидного ангела с картины “Мадонна в скалах” или женоподобного “Иоанна Крестителя”.

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

Трудно найти человека, вовсе не знакомого с иконой «Тайная вечеря». Те, кто регулярно посещает храм и участвует в церковных таинствах, наверняка неоднократно видели её над Царскими вратами. Кто имеет обыкновение молиться дома перед трапезой, вешает образ в столовой. А неверующему человеку хоть раз в жизни, да попадалась на глаза знаменитая фреска Леонардо да Винчи, написанная для миланского монастыря - тоже, по сути, икона… Но какой смысл заложен в ней? Что символизирует образ? Какой цели служит?


Таинство Евхаристии

Что означает икона «Тайная вечеря» для христианина, рассказать и легко, и крайне трудно. Легко - потому что всякий человек, хотя бы поверхностно знакомый со Священным Писанием, знает, о каком событии она повествует. Трудно - оттого, что к осознанию глубинного смысла того, что свершилось во время праздничной трапезы в Сионской горнице, каждый приходит по-своему…

Круглый год, за редким исключением, Церковь совершает Таинство Причастия, установленного самим Христом 2000 лет назад. Тогда, на Тайной вечере накануне Пасхи - а во времена Иисуса это был праздник в честь освобождения иудеев из египетского рабства - произошло знаменательное событие. Собственноручно омыв ноги ученикам и разделив с ними трапезу, Иисус преломил хлеб и раздал его апостолам, со словами: «сие есть тело моё». А после, передав следом и чашу, провозгласил: «сие есть Кровь Моя».

С тех самых пор Церковь воспроизводит это действо в Таинстве Причастия или, иными словами, Евхаристии. В Таинстве, благодаря которому человек, некогда отпавший от Бога, может воссоединиться с Ним, стать одним целым с Его высшей природой, получить неоценимые духовные блага. Принимая хлеб и вино - тело и кровь Христовы, принесённые в жертву за людей - мы принимаем в себя Его часть и вечную жизнь.

Сюжет первого причастия часто встречается в росписи храмов

Главное значение иконы «Тайная вечеря» заключается в том, чтобы служить напоминанием о первом причащении апостолов, о последовавшем за этим предательстве Иуды и добровольной жертве, принесённой Иисусом Христом за нас.

Где разместить икону?

Нужна ли в доме икона «Тайная вечеря»? Если вы человек верующий и желаете дополнить ею свой домашний иконостас, такого вопроса не должно и возникать. Конечно, нужна!

Впрочем, сразу оговоримся: строгих правил на эту тему нет. Есть лишь традиция, требующая, чтобы в жилище православного христианина находился образ Иисуса Христа, Божьей Матери и Святых угодников. А будет ли это особо почитаемый русским народом Николай Чудотворец, святые, имена которых носит хозяин дома и члены его семьи или кто-либо другой, зависит только от вас. Найдётся в этом ряду место и для апостолов, запечатлённых в один из самых значимых, волнующих моментов: принятия первых на этой земле Святых Даров.

Разместите икону в столовой, чтобы молиться перед едой. Или на кухне, где проходят обыденные, но такие домашние и тёплые завтраки и ужины. Или же на своём домашнем иконостасе - почему бы нет?

В некоторых семьях многие десятилетия хранятся поистине драгоценные святыни

К слову, «Тайную вечерю» наряду со «Святой Троицей» разрешено размещать над ликами Спасителя и Божьей Матери - настолько высоко ценится этот образ.

О чём молиться?

Чем помогает икона «Тайная вечеря»?

  • Прежде всего, как и любая другая, она даёт нам возможность сосредоточиться на общении с Богом, поведать Ему о своих тайных мыслях, тревогах и радостях, обрести душевное спокойствие в молитве.
  • Если икона висит в кухне, хозяйка может читать короткую молитву, прося благословения на начатое дело всякий раз, когда принимается за стряпню.
  • Если в столовой, как уже говорилось, перед образом молятся до и после свершения трапезы.
  • В церкви, где «Тайную вечерю» по традиции размещают у Царских врат, прихожане обращаются к ней, дабы получить благословение правильно принять Святые Дары.
  • А ещё перед образом можно просить о прощении грехов, причём как в храме, так и дома.

Молиться можно обо всём, что лежит у человека на душе

Великий Четверг в Церкви…

В памяти о праздничной трапезе, некогда тайно свершившейся в Иерусалиме, посвящён отдельный день Страстной недели - Великий Четверг. В 2019 году он выпадает на 25 апреля, а значит, в этот день мы снова будем с благоговением вспоминать таинство, свершённое Спасителем для своих учеников; сопереживать его страданиям, принятым на кресте; оплакивать смерть; радоваться воскресению и стараться приобщиться к Христу через исповедь и Евхаристию.

…И в народных традициях

Великий Четверг не зря называется ещё и Чистым. В этот день христиане стремятся в обязательном порядке посетить баню или принять дома ванну. Если это невозможно, например, вы находитесь в пути, следует ополоснуть хотя бы лицо и руки.

Водной стихии уделяется особое внимание. Крестьяне в этот день старались улучить минутку и сбегать на источник или к ручью с ведром: считалось, что «четверговая вода» смывает все грехи, накопленные за год, дарует здоровье, а если бросить в реку поношенную вещь, следом за нею утекут беды и невзгоды.

В память об омовении ног апостолов и мы стремимся встретить праздник в чистоте

Однако хозяйкам отлучаться к реке было некогда. Четверг для них становился днём большой готовки. Растирался творог для пасхи, пеклись куличи, на плите томились и шкварчали в раскалённом масле скоромные блюда, которыми полагалось угощать домочадцев в светлый праздник. Ну а прочие члены семьи занимались покраской яиц, ведь до того времени, как можно будет дарить родным, друзьям и просто знакомым главное пасхальное угощение в яркой скорлупке, времени оставалось всего ничего…

Видео: Тайная вечеря и первое причастие

Больше о значении Таинства Причастия и Тайной вечере вам расскажет видео православного телеканала «Радость моя»:

И ещё немного о Великом Четверге:

Фотогалерея: Тайная вечеря на иконах и фресках

Чудо - а иначе и не назовёшь - совершившееся в Иерусалиме накануне Пасхи, занимало умы иконописцев и простых художников во все века. Тем лучше! Сегодня у нас есть великолепная возможность взглянуть на самые разнообразные изображения «Тайной вечери»: фото икон, фресок и картин, написанных как века назад, так и современными мастерами. Каждая по-своему - шедевр!

Возраст некоторых икон трудно установить

Иуду часто изображают тянущимся через стол за блюдом

А как часто изображают Тайную Вечерю в витражах!

Знакомый сюжет встречается и на старинных гобеленах

Каменные барельефы выглядят особенно внушительно

Не даёт Тайная Вечеря покоя и нашим современникам

Даже скульптура не обошла вниманием волнующую тему

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения