Священный идеал материнства. Интегрированный урок образ женщины - матери сквозь века Искусство Высокого Возрождения принесло иное, чем в другие эпохи, понимание женской красоты. Титаны Возрождения Леонардо да

Цель урока: познакомиться с идеалом материнства и жертвенной любви к людям. План урока: - Повторение. - Изучение нового учебного материала - Закрепление изученного материала. - Информация о домашнем задании. - Итог урока Д/p: §9.3 с. 85, през. с:57 Мадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. «Благовещение» Леонардо да Винчи




Многочисленные рисунки Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и забавами. Святая Анна с Марией и младенцем


«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости


Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» (), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего.


Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлённая грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда - предчувствие грядущих страданий.. Рафаэля «Сикстинская мадонна»


Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным. Рафаэля «Сикстинская мадонна»


Микеланджело Буонарроти «Мадонна Дони» Фигура Марии, Иосифа и младенца Христа образуют винтообразную группу, внося сильный заряд пластической энергии в композиционное целое. Картину часто называют "Тондо Дони", поскольку во- первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (по-английски "tondo"). По общепринятой гипотезе, картина была исполнена к свадьбе Аньоло Дони с Маддаленой Строцци, герб которой вырезан на раме.


Части полиптиха оказались разъединены еще в XVII в. Джорджо Вазари оставил нам сведения о расположении деталей полиптиха, многие части которого сегодня утрачены. «В церкви Кармине в Пизе на доске, находящейся в одной из капелл трансепта, он написал Богоматерь с младенцем, в ногах же у нее несколько играющих ангелочков, один из коих, играющий на лютне, внимательно прислушивается к гармонии звуков. Вокруг Богоматери - св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай - фигуры, полные движения и жизни.» Мазаччо «Мадонна с младенцем»


Боттичелли «Мадонна Магнификат» Искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, замыкаются на короне Марии. Кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.


Боттичелли «Мадонна Магнификат» Лицо "Мадонны Магнификат" Боттичелли - идеал красоты. Тонкая светлая кожа, изящное строение лица. Выражение чистоты дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - преображают модель в идеальный образ Мадонны.


Картина названа по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны. Боттичелли «Мадонна Магнификат»

Вариант № I

1.Первые маленькие женские статуэтки «палеолитические Венеры» были:

а) грациозны и стройны;

б) примитивны и грубы.

______________________________________________________________________________________

3.Приведи соответствие:

1 В Западной Европе

а Мадонны

2 на Руси

б Богородицы

4.Назовите икону.

___________________________________________________________

_______________________________________________________

6.О какой картине А.Г. Венецианова идет речь?

Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведет под уздцы двух впряженных в борону коней…

______________________________________________________________________

8.Приведи соответствие:

1 Богоматерь Оранте

а

2 Богоматерь Одигитрия

б

______________________________________________

__________________________________________________________

Ответы.

    б) примитивны и грубы.

    1 В Западной Европе

    а Мадонны

    2 на Руси

    б Богородицы

    Владимирская Богоматерь

    Мадонна Литта, Леонардо да Винчи

    На пашне. Весна

1 Богоматерь Оранте

а «молящаяся» с возведенными к небу руками

2 Богоматерь Одигитрия

б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

  1. А.А. Дейнека, Мать

Контрольная работа по теме «Образ женщины-матери сквозь века»

Вариант № II

1.Изображению чего было уделено особое внимание в статуэтках «палеолитические Венеры»?

а) большие груди и бедра;

б) выразительные глаза;

в) женская прическа;

г) большой нос.

2.Объясните значение слов «культ женщины»:

3.Приведи соответствие:

1 Богоматерь Оранте

а «молящаяся» с возведенными к небу руками

2 Богоматерь Одигитрия

б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

4.Назовите икону.

______________________________________________________

__________________________________________________________

6. О какой картине А.Г. Венецианова идет речь?

В центре картины - женщина-жница с ребенком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости…

7.Вставьте пропущенные слова.

Призванный портретист, академик живописи А.Г. ____________ в 44 года, почувствовал неудовлетворенность и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из _____________ и поселяется в тверской _____________.

8.Приведи соответствие: Образ Богоматери связан с культом

1 В Западной Европе

а Мадонны

2 на Руси

б Богородицы

_______________________________________________

__________________________________________________________

Ответы.

    а) большие груди и бедра; в) женская прическа

    Воплощал в себе идею материнства и продолжения рода.

    1 Богоматерь Оранте

    а «молящаяся» с возведенными к небу руками

    2 Богоматерь Одигитрия

    б «путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках

    Богоматерь Донская

    Рафаэль, Сикстинская мадонна

    На жатве. Лето.

    Венецианов, Петербурга, глуши

    1 В Западной Европе

    а Мадонны

    2 на Руси

    б Богородицы

    Петроградская мадонна, Петров – Водкин

    Родина - мать зовет, И.М. Тоидзе

Священный идеал материнстваМадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения принесло иное, чем в другие эпохи, понимание женской красоты. Титаны Возрождения Леонардо да

Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан создают образ
совершенного человека прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится
Мадонна с младенцем Иисусом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
живописец, скульптор, архитектор учёный, анатом,
естествоиспытатель, изобретатель, писатель, музыкант,
Мадонна Бенуа, 1478г. Эрмитаж

«Мадонна Литта» – жемчужина коллекции Эрмитажа. Н картине юная Мария бережно держит на руках младенца. Её склоненный профиль

полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза
и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную выразительную теплоту, озаряют её
светлым материнским чувством. Художнику удалось передать своё представление о счастье, земной радости
бытия и святости чувств матери.
Мадонна Литта, 1490г., Эрмитаж
Мадонна в скалах, 1483-1486 г., Лувр,
Париж

В «Сикстинской мадонне» гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что

сделала шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво, в нем нет ничего
торопливого и суетливого. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время
протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери скрыт глубокий трагизм происходящего.
Рафаэль Санти (1483-1520)
живописец, график и архитектор
«Сикстинская мадонна», 1515-1519г.,
Галерея старых мастеров, г.Дрезден, Германия

«Мадонна дель Грандука», ок.1505г.,
Палаццо Питти, г.Флоренция, Италия
«Мадонна в кресле», 1513-1514г.,
палаццо Питти, г.Флоренция, Италия

Рафаэлем написано более 20 Мадонн, но самая ранняя работа – «Мадонна Конестабиле». На фоне пейзажа изображена молодая женщина с

ребенком на руках. Задумчивое, немного грустное лицо обращено к книге Священного
Писания. Рассеянным взглядом она скользит глазами по давно знакомым строчкам. А в это время шаловливый ребенок
стремится перевернуть страницы книги. Молодая мать и дитя удивительно трогательны и проситодушны. Рафаэль
мастерски вписывает фигшуры Мадонны и ребенка в очень сложную форму тондо (итал. «круг»). При этом он
соблюдает все законы перспективы, не нарушая естественных форм зрительного восприятия мира.
Прекрасная садовница
Мадонна Конестабиле. 15021503гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Священный лик Богоматери

Икона Владимирской Богоматери, XII в., неизвестный
византийский мастер.
Церковь святителя Николы в Толмачах при ГТГ, г.Москва
Феофан Грек. Икона «Богоматерь
Донская», 14 в., ГТГ, Москва

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определялось как «радость святой печали». Младенец нежно прижимается

личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею.
«Не на троне, на ее руке, правой ручкой обнимая шею, взор во взор, щекой припав к щеке…. Нет в
мирах слепительнее чуда, откровенья чистой красоты.»

В древнерусском искусстве образ Богородицы связан с культом Матери-земли. Обеим присущи общие начала святости и материнства.

«Несравненная, извечная песнь материнства», сказал об иконе «Владимирская Богоматерь» Игорь Эммануилович Грабарь. В древнерусской
иконописи различают 4 типа изображения Богородицы.
Богоматерь Знамение, знаменующей
Богоматерь Оранта, молящаяся с
рождение Спасителя, воплощение
воздетыми к небу руками.
новой жизни

Богоматерь Елеуса, умиление,
ласкающая и обнимающая своего
Сына.
Богоматерь Одигитрия –
путеводительница, указывающая на
Иисуса Христа, сидящего у нее на руках.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)

Автопортрет, 1918г.
«Богоматерь Умиление злых сердец»,
1914-1915гг.

« 1918год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920г. ГТГ, г.Москва

Молодая женщина с ребенком на
руках
изображена
на
фоне
революционного Петрограда. Кудато
спешат
прохожие,
кто-то
останавливается у стен здания.
Чтобы обсудить декреты новой
власти. Но это лишь случайный,
временный фон. Не случайно
женщина стоит спиной к городу.
Главное для неё – забота о ребенке,
его настоящем и будущем.

Иначе звучит тема материнства в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Деятели искусства с первых дней

войны опровергли изречение древних римлян: «Когда грохочут пушки,
музы молчат». В суровые годы как никогда прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно
забыть прямой открытый взгляд женщины, устремленный на зрителя с проникнутого силой и
мобилизующего плаката Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина – мать зовёт!». «Родная земля в
опасности!» _ так был воспринят этот плакат. Жест поднятой руки напомнил известный образ Богоматери
Оранты, молящейся за спасение человечества.

Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из

самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным
тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в
испуганной беззащитной девчушке – дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.
«Воин Красной Армии, спаси!», Виктор
Корецкий, 1942

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных и художественных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Работа содержит 1 файл

Введение

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных и художественных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Актуальность данной темы объясняется противоречием, возникшим на стыке 20 и 21 столетий: с одной стороны – воспевание образа женщины-матери на протяжении многих веков, а с другой – демографический кризис. Работа основана на попытке систематизировать и обобщить имеющиеся сведения по данной теме, а также попытаться поднять значимость образа женщины-матери.

Основная часть

Образ женщины-матери сквозь века

Проанализировав большое количество репродукций, изображений скульптур, мы отметили некую закономерность: несмотря на различия в понимании женской красоты, художники и скульпторы разных эпох используют схожие образы. К таковым можно отнести:

    1) образ кормящей матери;

2) образ женщины-матери с ребенком на руках;

    3) семейный портрет.

Образ кормящей матери

В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага.

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более 150 маленьких женских статуэток – так называемых «палеолитических Венер» 1 . Одними из наиболее известных являются изображения «Венеры Лоссельской» , называемой еще «Дамой с рогом» , и «Леспугской Венеры» (№1, 1-2). Также были обнаружены и другие фигурки, вырезанные из мягкого камня или слоновой кости (№1, 3) 2 . К ним же можем отнести глиняное изваяние фигурки прародительницы, найденное в Турции и относящееся к началу VI тысячелетия до н.э. 3 (№1, 4).

Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь.

В эпоху первобытного общества появляются и скульптурки, изображающие женщину, которая кормит грудью своего ребенка (№2, 1). Именно образ кормящей матери станет одним из часто используемых в скульптуре и живописи последующих столетий.

Провозвестницей образа мадонны, кормящей своего сына, мы по праву можем считать древнеегипетскую статую, изображающую богиню Исиду (Изиду), кормящую грудью Гора (№2, 2) 4 .

К началу эпохи Возрождения, к Проторенессансу, относится триптих «Мадонна дель Латте» итальянских художников братьев Лоренцетти (№2, 3). Несколько десятилетий спустя нидерландским живописцем Рогиром Ван дер Вэйденом была написана картина «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» (№2, 4). Обе матери с умилением смотрят на своих младенцев. Эти произведения содержат идею материнства, всепоглощающей любви.

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (№2, 5) - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством. Глаза ее полуопущены и смотрят на младенца, которого она кормит. Маленький Иисус повернул глаза к зрителю и держит в руке маленькую птичку, символизирующую его будущие страдания. 1

В начале 19 века портретист, академик живописи А. Г. Венецианов ввел в русское изобразительное искусство образ величавой славянки. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника сложилось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал картины, где в облике величавой славянки им подчеркнуты одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Выбор подобной темы можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций крестьянской жизни, матерью («На жатве. Лето» (№2, 6)).

В конце 19 века французский скульптор Далу Эме Жюль создал скульптуру «Бретонка» 2 (№2, 7). В основе ее лежит уже знакомый образ кормящей матери, но в

отличие от титанов Возрождения, его мадонна – простая рабочая женщина. Ясным и энергичным языком пластики скульптор передал свое представление об идеалах женской красоты, материнства.

В живописи 20 века мы также встречаем образ кормящей матери.

Наиболее яркое художественное воплощение этот образ нашел в творчестве живописца К. С. Петрова-Водкина. Мастер, не подражая традициям Ренессанса, древнерусской живописи и европейского искусства рубежа веков, использовал их как выдающийся интерпретатор, выражая вечные понятия – красоту, гармонию, чистоту. Идеал материнства художник отразил в картинах: «Мать », «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920г.) (№2, 8-9).

Не исчез образ кормящей мадонны и на картинах военного и послевоенного времени. Не было в те годы более высокого подвига, чем подвиг материнства. Вскормить и сохранить едва вступающее в жизнь поколение, несмотря на самые невероятные лишения и трудности, значило тогда победить фашизм, пытавшийся стереть с лица земли целые народы. Величию всепобеждающей материнской любви, бросившей вызов смерти и победившей, богатству души советской женщины, ее несгибаемой нравственной силе посвятил свою картину «Партизанская мадонна» (№2, 10) М. А. Савицкий .

Отгремели пушки, окончилась война. На смену военной пришла мирная жизнь, счастье... Простое материнское счастье. Словно завороженные смотрят колхозницы на свою подругу – молодую мать, кормящую ребенка. Героиня картины В. Ерофеева «Счастье» (№2, 11) по-настоящему счастлива и от этого хорошо всем, кто ее окружает. 1

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что образ кормящей матери берет начало в первобытном обществе и проходит сквозь все последующие эпохи.

Образ женщины-матери с ребенком на руках

Еще одним из распространенных образов женщины-матери является образ женщины с ребенком на руках.

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери, связанного с культом Мадонны.

На Руси в период Средневековья широкое распространение получил образ Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, которые условно можно поделить на четыре типа: 1) Знамение (знаменующая рождение Спасителя, воплощение новой жизни); 2) Богоматерь Оранта («молящаяся» с воздетыми к небу руками) (№3, 1); 3) Одигитрия («путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках); 4) Елесуа («умиление», ласкающая и обнимающая своего сына) 1

Более подробно рассмотрим третий и четвертый типы изображения Богоматери с сыном на руках.

Наибольшей популярностью в народе пользовалась «Одигитрия». Богоматерь изображена фронтально, в торжественной позе. Правая рука Девы Марии невысоко поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда «Богоматерь Одигитрию» называют «Богоматерью Смоленской» , так как, согласно летописному преданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитрии» находился в Смоленске.

К четвертому типу можно отнести следующие иконы: «Владимирская Богоматерь» (№3, 2), «Богоматерь Донская» , «Толгская Богоматерь» (№3, 3) и «Богоматерь Елеус-Киккская» Симона Ушакова (№3, 4). «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства». 2

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что

предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

Мадонна с младенцем на руках – неотъемлемый образ в живописи и скульптуре эпохи Возрождения. Нидерландский живописец Робер одним из первых воплотил в своих полотнах художественные принципы Раннего Возрождения. Его «Мадонна с младенцем» (№3, 5) выделяется демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. Молодая мать с ребенком помещены в уютный городской интерьер с воспроизведенными деталями обстановки.

Нидерландские художники повлияли на творчество итальянского художника эпохи Раннего Возрождения, мастера Умбрийской школы Перуджино Пьетро. Его картина «Мадонна с младенцем» (№3, 6) отличается плавностью композиционных ритмов, лиризмом. Ясная уравновешенность пространственных построений, гармоничность, мягкая грациозность, поэтически-созерцательная тональность характерны для этого полотна. Созданный им лирически-проникновенный своеобразный тип мадонны, оказал значительное воздействие на его ученика Рафаэля.

Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и горюющие юные матери 1 .

Мадонны, созданные в Риме, - это уже не просто матери, а владычицы, богини добра и красоты, властные в своей женственности, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца. «Мадонна в кресле» (№3, 7), «Мадонна дель Импанната» , «Мадонна Божественной любви» , «Мадонна дель Фолиньо» и другие всемирно известные мадонны знаменуют новые искания Рафаэля, его путь к совершенству в воплощении идеального образа богоматери.

Важное место в искусстве этого великого художника занимает «Сикстинская мадонна» (№3, 8). Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее святые и ангелы.

Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода 2 .

Изображая мадонну с младенцем, художники редко отказывали себе в удовольствии добавить птичку, или вазочку с цветами, или какой-нибудь искрящийся стеклянный шар на подлокотнике кресла. Например, «Мадонна с младенцем» Мемлинга Ханса , «Мадонна с

младенцем» Дж. Беллини (№3, 9), "Мадонна с младенцем под яблоней" Кранаха Лукаса (№3, 10), «Мадонна с кошкой» Джулио Романо , «Мадонна с белым кроликом» Тициана , «Мадонна Конестабиле» и «Мадонна со щегленком» Рафаэля Санти .

К таким полотнам можно отнести и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» , или «Мадонна Бенуа» (№3, 11). Это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед нами юная мать, играющая со своим ребенком. Юная шаловливая мать, почти ребенок,

1 из 18

Презентация - Священный лик Богоматери

Текст этой презентации

Тема: Священный лик Богоматери
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 7 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Что такое Герб? Как называется наука, изучающая гербы? Что значит прочитать герб? С каким фоном герб нашего села получился лучше, выразительнее? Чтение герба семьи.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Главным и неизменным оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком.

«Венеры» первых художников Земли
Палеолитическая Венера - обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками.
Палеолитические Венеры

«Палеолитические Венеры»: Найдены во время раскопок в разных странах мира (более 150 женских статуэток). Каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров. Лица заменены гладкой выпуклостью без прорисовки. Руки и ступни ног едва намече-ны или отсутствовали вообще. Туловище излишне вытянуто. Непомерно большие груди и бёдра. Выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь. Прорисованы сложные узоры женской причёски.
Палеолитические Венеры

В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. С женщиной были связаны идеи пло-дородия и охраны домашнего очага. В палеолитических Венерах заключались не только магическое и культовое значения, но и эстетичес-кий идеал наших далёких предков. Каждое из подобных изображений - настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого.
Палеолитические Венеры

Священный лик Богоматери
Не на троне - на Ее руке, Левой ручкой обнимая шею, Взор ко взору, щеку прижав к щеке, Неотступно требует... Немею - Нет ни сил, ни слов на языке... А она в тревоге и печали Через зыбь грядущего глядит В мировые рдеющие дали, Где закат пожарами повит... (отрывок из поэмы М. Волошина «Владимирская Богоматерь»).
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви

Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запёчатлённого образа Богоматери. Искусство высокого Возрождения принесло понимание красоты, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом – возвышенный идеал материнства и жертвенной любви к людям.

Деревянная скульптура Михаэля Эрхарта «Мадонна Милосердия» - особый тип священного образа, идеальный образ женской красоты, получивший распространение в произведениях готического средневековья. Спасительный плащ Богоматери, раскинутый над верующими, - яркое выражение заступнической роли матери Христа.
Э.Михаэль. Равенсбургская "Мадонна Милосердия" (ок. 1490) Высота 135 см. Берлин.

Витраж - произведение декора-тивного искусства, картина или узор из цветного стекла (в окнах, дверях), с давних пор витраж использовался в храмах.
Мадонна с младенцем из «прекрасного окна» - один вели-чественных витражных ансамблей Средневековья XII-XIV вв. «Богородица из красивого стекла» - витраж собора в Шартре. В его главной композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях.
Богоматерь «прекрасного окна». Витраж собора в Шартре. Франция Вторая половина XII века.

Шартр - один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв.
Шартрский собор (1194-1225). Франция. Действующий собор
Витраж Шартрского собора.

Витраж «Богоматерь прекрасного окна» заполняет собой стрельчатое окно 5 м высоты при ширине 2,2 м. В образованном среднике, на глубоком красном фоне изображена восседающая на престоле Богоматерь в светло-голубом одеянии с младенцем Христом на коленях. В боковых клеймах, на синем фоне размещены малые фигуры ангелов в красных нимбах и в одеяниях разных цветов, славящие царицу небесную

В прекрасный образ Богоматери внесены определенные черты отстранения: ее фигура так сильно вытянута по вертикали, что сидя она кажется стоящей. В еще большей мере это относится к фигуре Христа - его нарочито спрямленный силуэт, выделенный золотисто-пурпурным одеянием и вынесенный вперед, на зрителя, словно бы парит уже не над, а перед коленями Марии.
Богоматерь «прекрасного окна». Вторая половина XII века.

Взгляд Марии, исполнен уверенной силы и доброжелательности. Зрелая красота Марии и присущая образу внутренняя гармония далеки от иконных ликов. С уверенностью можно утверждать, что это раннее произведение, возникшее в самом начале готического этапа, оказалось непревзойденным среди родственных ему витражных.
Богоматерь «прекрасного окна». Вторая половина XII века.

Искусство высокого Возрождения принесло такое понимание красоты, когда ярко стремление создать образ совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно.

Закрепление материала. Какое воплощение находит культ женщины-матери в первобытном искусстве? Как вы думаете, почему «палеолитические Венеры» получили такое название? Назовите автора «Мадонны Милосердия. В чем особенность ее изображения? Что вы знаете о соборе Шартр? Где он находится? Каким витражом прославился этот собор? Что такое витраж? Объясните значение этого слова.

Почему даже в самые древние времена облик женщины имел такое огромное значение?

Литература. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-11 классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2007. Мировая художественной культуры (поурочное планирование), 7 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2011 год. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. http://chartresvitr.narod.ru/nom6.html

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения