Презентация для урока "Пейзаж и его функции в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". 

Разработка урока литературы в 10 кл.

Назаровой Светланы Валентиновны , учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 г. Балаково Саратовской области .

ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».

В разработке урока были использованы материалы статьи, опубликованные в журнале «Литература в школе».

I. Введение. Объявление темы, задач урока, Работа с эпиграфом.

Книга пророка Исайи. Глава 24. «Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней».

Чтение наизусть учителем отрывка из романа (Ч. 1, гл. 1; Ч. 2, гл. 6).

Что за мир создает Достоевский и какое место в нем отводит Раскольникову?

Каково отношение Раскольникова к окружающему? Каким приемом автор подчеркивает его ощущения?

Несмотря на правильность его реакции, что заставляет тревожиться за судьбу Раскольникова?

ВЫВОД. Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.

Климат Петербурга делает человека «маленьким», виноватым, укрепляет темные начала в его душе.

В романе отражением души, подсознания человека являются сны, где тоже возникают картины природы. Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине?

Чтение отрывка из романа (Ч. 1, гл, 5). (Ответы детей.)

Как эти удручающие, мрачные картины связаны с темой романа? Или они лишь фон для происходящих событий?

ВЫВОД. Эти мрачные картины рождают мрачные мысли. Пейзаж уже в начале романа является не только фоном для описываемых событий, но и передает состояние героя, оказывает на него влияние. Свидригайлов даже называет пейзажи «климатическими влияниями».

Но все ли пейзажи Петербурга мрачны? Нет ли иного города?

Какие чувства и почему вызывают эти картины у Раскольникова?

ВЫВОД. В данном случае пейзаж скрывает в себе социальный подтекст: мир богатых, даже если он красив, вызывает у бедного Раскольникова раздражение.

Ученик, работавший с начала урока с карточкой, дает ответы на поставленные в карточке вопросы.

1. Подготовьте выразительное чтение пейзажа (Ч. 1, гл. 6).

2. Устно ответьте на вопросы:

ü Почему во сне Раскольникова возникает образ пустыни? Чем он навеян?

ü Чем заканчивается блуждание героя по пустыне? В этой связи вспомните одного из библейских персонажей.

ü Что же связывает реальность и сон в романе?

ВЫВОД. Пейзажи помогают понять героя, объяснить какие-то его поступки, намерения.

Какие краски, ощущения преобладают в следующем отрывке? Сон ли это?

Чтение отрывка (Ч. 1, гл. 5). (Ответы детей.)

Почему же в реальной жизни вдруг возникают яркие краски?

Резюме учителя. Стало быть, мрачность мира обусловлена не столько особенностями города, сколько той цветовой гаммой, которая в душе самого героя. А Петербург в романе разный.

Чтение отрывка (Ч. 2, гл.2).

Образ моста проходит лейтмотивом через весь роман. Почему Раскольников так часто оказывается на нем или рядом с ним?

ВЫВОД. Элемент пейзажа высвечивает одну из главных его проблем – проблему выбора: герой колеблется между различными вариантами решений, как между двумя берегами.

3. Время суток в романе. Свет и тень.

Роман предельно насыщен событиями, которые совершаются в течение 14 дней. Потому каждое действо происходит не просто в один из дней, а в то или иное время суток.

Заметили ли вы закономерности в смене времени суток? Какие события в какое время суток происходят?

Описывая последнюю ночь Свидригайлова (Ч. 6, гл. 6), Достоевский использует сочетания «густой туман», «скользкая, грязная мостовая». Имеют ли они отношение к судьбе героя?

Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Почему?

Обстановка в «Преступлении и наказании» насыщена контрастами: день и ночь, черное и желтое, преступление и наказание, свет и тьма.

4. Цветовая гамма пейзажей романа.

Создавая картины, Достоевский использует не только игру света и тени, но и широкий спектр красок. Какова цветовая гамма романа? Попробуйте объяснить выбор автора. (Ответы детей, затем в качестве обобщающего – ответ учащегося, который получил это задание заранее.)

5. Мир Петербурга Достоевского глазами иллюстратора.

(На выставке представлены работы учащихся, которым было дано задание проиллюстрировать те страницы романа, где автором созданы пейзажи.)

Почему именно такую цветовую гамму вы выбрали, создавая свою иллюстрацию? Почему обратились именно к этому отрывку?

6. Последние страницы романа. Осмысление функции пейзажа.

После совершенного убийства Раскольников стал жить, по его выражению, «на аршине пространства». Душа его в состоянии греховности. Но уже во мраке этой жизни загорается свет, исходящий от христианского милосердия, свет, буквально пронизывающий последние страницы романа. Роман заканчивается пейзажной зарисовкой, которая одновременно и реальна, и фантастична: Раскольников, попав на сибирскую каторгу, видит казахские степи.

Звучит Л. Бетховен. Адажио.

На фоне музыки звучит отрывок из романа (Эпилог, гл. 2).

Что олицетворяет собой образ казахской степи? Из каких составляющих строится?

С чем невольно хочется его сравнить?

Символичен образ реки. Как вы его понимаете?

ВЫВОД. Пейзаж имеет здесь символическое, философское значение: отчетливо вырисовывается образ будущего, где «вместо диалектики наступила жизнь».

IV. Результаты исследования.

На основании ваших домашних исследований и наблюдений, проведенных в рамках урока, подведите итог: какие функции выполняет пейзаж в романе «Преступление и наказание».

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ. На мой взгляд, пейзажи Достоевского заставляют подумать и о своей душе. Ведь чтобы увидеть красоту окружающего мира, прелесть Петербурга или своего родного города, почувствовать светлость романов Достоевского, нужно иметь чистую душу, не омраченную безобра зной «безо бразной» мечтой.

V. Оценка работы учащихся. Домашнее задание.

Грачева в романе «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2001. № 7. С.

Ф. М. Достоевский, прослеживая в романе "Преступление и наказание" зарождение и развитие идеи Раскольникова, показывает, что наравне с другими факторами немало способствовал этому сам пейзаж Петербурга. Так, в начале романа описывается, какое впечатление произвели на героя невские острова: "Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какою- нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы…" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т. VI. С. 45; далее — только том и стр.).

Архипелаг невских островов (Петровский, Аптекарский, Крестовский, Каменный, Елагин) был окраиной города. Там находились дачи петербургской знати и дворцы, принадлежавшие царской фамилии. Пейзажи островов вызвали у Раскольникова двойственные чувства. Они словно являли глазам героя тот идеал гармоничного единения с природой, к которому вечно стремится человеческое сердце. Но не случайно первые, непосредственные "приятные ощущения" вскоре сменились у Раскольникова озлоблением. Он вспомнил, что этот светлый, прекрасный мир создан для узкого круга социальной элиты и отгорожен прочной оградой от остальных людей, обреченных на нищету и страдания в маленьких грязных каморках и душных городских переулках. И сам он, подсчитывающий на ладони все свое состояние ("около тридцати копеек"), может лишь издали, сквозь ограду созерцать недоступный для него благодатный земной рай.

Художественным первоисточником этой сцены скорее всего стало стихотворение Ф.И. Тютчева "Пошли, Господь, свою отраду…" (1850):

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной,

Как бедный нищий, мимо саду

Бредет по жаркой мостовой;

Кто смотрит вскользь через ограду

На тень деревьев, злак долин,

На недоступную прохладу

Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной

Деревья сенью разрослись,

Не для него, как облак дымный,

Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана,

Напрасно взор его манит,

И пыль росистая фонтана

Главы его не освежит.

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто жизненной тропой,

Как бедный нищий, мимо саду

Бредет по знойной мостовой.

Это стихотворение вошло в поэтический сборник Тютчева, вышедший из печати в 1854 году в качестве приложения к журналу "Современник". Достоевский, познакомившись с этим сборником, писал А. Н. Майкову 18 января 1856 года: "Скажу Вам по секрету, по большому секрету: Тютчев очень замечателен; но… и т.д. (…) Впрочем, многие из его стихов превосходны" (Достоевский Ф. М. Указ. собр. соч. Письма. Т. 28. Кн. 1. С. 210). Дважды у Тютчева упоминается фонтан. Этот образ контрастен другим, открывающим и заканчивающим стихотворение: "летнему жару и зною", "знойной мостовой". Роман Достоевского открывается таким описанием Петербурга: "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…" (6, 6). И в дальнейшем герой, проходя мимо Юсупова сада, "занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях" (6,60). Но если Тютчев уповает на Божье милосердие ("Пошли, Господь, свою отраду…"), то герой Достоевского убежден, что никто не решит за людей их социальные проблемы и лишь от них самих может зависеть преобразование окружающей действительности. Мечты Раскольникова о том, какой бы он хотел видеть человеческую жизнь, также переданы с помощью петербургского пейзажа: "Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь" (Там же).

Речь идет не просто об эстетической перепланировке одного из петербургских ландшафтов, подтекст этого отрывка гораздо глубже и сложнее. Марсово поле было местом военных учений и парадов, местом демонстрации военной мощи русского самодержавия. Желание Раскольникова уничтожить саму память об этом поле, превратив его в сад, намекает на невысказанную прямо на страницах романа суть идеи героя. Главное в ней — стремление освободить людей от самодержавно-бюрократического гнета, найти пути к созданию нового общества, основанного на социальной справедливости и внимании к нуждам простого человека. Тогда можно было бы распоряжаться и дворцовыми садами, ставшими общенародным достоянием.

Упоминание о Михайловском саде тоже не случайно. Здесь стоял дворец-замок Павла I, безмолвный свидетель политического заговора, в результате которого был убит император. Сама русская история XVIII — начала XIX века, дворцовые перевороты, совершавшиеся с завидной легкостью, могли привести героя к убеждению, что в России все возможно, можно "взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту". Вопрос лишь в том, найдется ли тот, кто осмелится сделать решающий шаг. Недаром Раскольников говорит Соне, что "власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь!" (6, 321).

Один из пейзажей, изображенных в романе, является особенно значимым. Вероятно, именно он способствовал возникновению теории Раскольникова о "необыкновенных" личностях, могущих оказать влияние на ход истории. В романе говорится, что "случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению". Раскольников стоял на Николаевском мосту, по которому обычно ходил в университет, и "оборотился лицом к Неве, по направлению дворца" (6, 90, 89).

В черновых вариантах Достоевский подчеркивал, что его герой, возвращаясь из университета, "даже взял в привычку останавливаться минуты на две на мосту…" (7, 39). Открывавшаяся с этой точки обзора перспектива зданий, расположенных по обоим берегам Невы, не только будила историческую память, но и несла определенную социально- политическую информацию. На одном берегу здания Академии художеств, университета, Академии наук, Кунсткамеры (первого русского музея) ассоциировались с веком русского Просвещения и напоминали о наивных надеждах русских просветителей совершенствовать политический строй и общественно-социальную жизнь России, воспитывая разум и души своих современников, а прежде всего — правителей. Но перспектива набережной замыкалась виднеющимся вдали шпилем Петропавловской крепости, в которой в качестве арестантов побывали лучшие умы России. В XVIII веке там оказались те же самые просветители (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев), в 40-е годы XIX века томился, ожидая смертного приговора, Достоевский вместе с товарищами-петрашевцами", также поплатившимися за увлечение просветительскими идеями.

В период создания романа "Преступление и наказание" в крепости находился Д. И. Писарев, успевший уже привлечь внимание публики своими резкими и оригинальными критическими статьями. А чуть ранее там писал роман "Что делать?" объявленный государственным преступником Н. Г. Чернышевский. В последней главе романа Чернышевский выражал надежду, что в 1865 году, когда будут закончены реформы и народ окончательно убедится, насколько жестоко его обманули, может произойти социальный взрыв, который приведет к "перемене декораций". Достоевский, создавая в этом же 1865 году свой роман и вспоминая четвертый сон Веры Павловны, с горькой иронией констатировал, что упования Чернышевского оказались напрасными и вместо "хрустальных дворцов" народ получил только кабаки. "Хрустальный дворец" — так назван в романе один из неприглядных трактиров, где Раскольников встречается с Заметовым. Причем это знаменательное название вовсе не придумано Достоевским, а взято из реальной петербургской жизни.

Таким образом, исторический опыт России показывал, что просветительство бессильно помочь народным бедам, так как интеллектуальная и духовная жизнь общества находится под неусыпным контролем правящих властей, категорично пресекающих распространение неугодных им идей. Вот какая цепь далеко идущих размышлений могла выстроиться у читателя, представлявшего себе один из берегов Невы, увиденный Раскольниковым с Николаевского моста.

На другом же берегу, словно по контрасту, сосредоточились здания, символизировавшие все формы власти, с помощью которых государство жестко подчиняло себе человека: Зимний дворец (власть императорская), Исаакиевский собор (идеологическая), Сенат и Синод (бюрократическая). В описании Достоевского особо выделен Исаакий: "Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение" (6, 89-90).
Сияющий купол притягивал взгляд героя не только к зданию собора, но и к тому месту, которое в истории Петербурга имело особенное значение. Это — Сенатская площадь перед собором, связанная с памятью о неудавшемся декабристском восстании. В сущности. Раскольников, желавший восстановить социальную справедливость, столкнулся с теми же проблемами, которые в свое время пытались, но не смогли решить декабристы. И недаром Раскольников, "пристально" вглядываясь в этот ландшафт, "дивился (…) каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению…" (6, 90). Именно этот вид мог вызвать у героя мучительный вывод, что деятель, стремящийся повлиять на ход истории, непременно должен быть готов к тому, чтобы бестрепетно переступить через пролитую кровь. Декабристы, желая избежать кровопролития, отказались от обсуждавшегося плана вооруженного захвата Зимнего дворца — и потерпели поражение. Зато Николая Павловича подобные нравственные проблемы не смущали — и он стал русским правителем. Раскольников однажды думает: "Прав, прав "пророк", когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело!…" (6, 212).

Обычно комментаторы относят это высказывание к одному из эпизодов борьбы за власть Наполеона. Но Сенатская площадь подсказывала герою (а вместе с ним и читателю) более близкую аналогию из русской истории, когда Николай I, выдвинув пушки, хладнокровно расстрелял посреди собственной столицы своих политических оппонентов, а вместе с ними — попавших под картечь случайных зевак и мастеров, работавших на строительстве Исаакиевского собора. Подтверждением закономерностей, касавшихся судеб "необыкновенных" личностей, для Раскольникова мог служить и возвышавшийся посреди Сенатской площади памятник Петру I. Приход к власти Петра, своевольно изменившего жизнь России, сопровождался жестоким подавлением стрелецких мятежей и казацких бунтов. В первоначальном замысле романа не Наполеон, а именно Петр I являлся для Раскольникова главным ориентиром, по которому он проверял свою теорию. Об этом свидетельствуют черновые редакции. Так, в исповеди перед Соней Раскольников говорил: "Мне власти надо. (…) Я хочу, чтоб все, что я вижу, было иначе (…) Я не мечтать хочу, я делать хочу. Я сам делать хочу". И вслед за этим в скобках Достоевский привел исторический пример, на который ссылается герой: "Голландец Петр" (7, 153).

Если в окончательном варианте Раскольников смотрит на Сенатскую площадь с Николаевского моста, то в черновиках он приходит на площадь, и внимание его сосредоточено на памятнике Петру: "Я пошел потом по Сенатской площади. Тут всегда бывает ветер, особенно около памятника. Грустное и тяжелое место. Отчего на всем свете я никогда ничего не находил тоскливее и тяжело вида этой огромной площади?" (7, 34). В окончательной редакции русские аналогии, неудобные по цензурным соображениям, были заменены европейскими примерами. Но в подтексте романа тень Петра повсюду сопровождает Раскольникова. О Петре напоминает сам созданный им и названный в его честь город. Возвращаясь с островов, Раскольников засыпает на Петровском острове. "Раз сто" останавливаясь на Николаевском мосту, он видит скульптуру Медного Всадника. Даже в его размышлениях о том, чтобы соединить Летний сад с Михайловским, тоже подспудно присутствует образ Петра. Ведь в Летнем саду стоял Петровский дворец, а возле Михайловского замка, напротив Летнего сада, Павел I распорядился поставить еще одну конную статую Петра.

Повествуя о том, как Раскольников запутался в противоречиях своей теории и совершил нелепое, бессмысленное преступление, Достоевский развенчивал представления героя о том, что можно стать "добрым" Наполеоном или Петром. Раскольников мечтал о власти, чтобы облагодетельствовать обездоленных людей. Сестре он признавался: "Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел…" (6, 400). А в черновиках автор так формулирует мечту героя: "сгрести их в руки и потом делать им добро" (7, 83). Но, по Достоевскому, любой правитель, навязывающий свою единоличную волю целому народу (даже если это делается из самых лучших побуждений), неизбежно оказывается деспотом, безразличным к нуждам и бедам "маленького человека". И не случайно отрывок из ранних редакций романа, когда Раскольников оказывался на пустынной Сенатской площади перед памятником Петру, испытывая при этом "тоскливые" и "тяжелые" ощущения, перекликался с кульминационной сценой поэмы Пушкина "Медный Всадник". Сам город, наполненный историческими воспоминаниями, подсказывал писателям разных эпох сходные темы.

Грачева И.В. Русская речь №5 (..2001)

В философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще - и гармония с прекрасной природой в частности - недостижимая мечта, утерянный рай». Если Пушкин, Гоголь, и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи.

Так, в романе « » мы встречаем два типа пейзажей. Первый - это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт...

Второй - хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве... Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных...

И пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». Сильная жара и духота - неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания». Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу.

«На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики».Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «...ужас у него душно... а где тут воздухом-то дышать?

Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!

». Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга - «частица общей атмосферы романа, душной и безысходной». Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, - это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, - обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день».

Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено. Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике X

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание». Сочинение уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Композиция романа "Преступление и наказание" и ее роль в раскрытии основной идеи произведения. 2. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. 3. Отношение автора к герою в романе "Преступление и наказание". 4. Противоречивость характера Раскольникова. 5. Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание". 6. Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе "Преступление и наказание". 7. Теория Раскольникова и ее крушение в романе "Преступление и наказание". 8. Тема милосердия и
    Предварительные вопросы: Что общего в изображении Петербурга А. С. Пушкиным и Ф. М. Достоевским? В чём различие? В чём своеобразие конфликта “личность–государство” в “Медном Всаднике” А. С. Пушкина и в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского? В каких произведениях А. С. Пушкина тема совести стала важнейшей? Как решается проблема совести в романе “Преступление и наказание”? Сопоставьте развитие темы любви от творчества А. С. Пушкина к роману “Преступление и наказание” Ф.
    1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня Мармеладова Г. Катерина Ивановна 4. Когда раскаивается Раскольников? А. Во время признания Б. Полюбив Соню В. Не раскаивается вообще Г. После разговора с Лужиным 5. Как можно определить жанр романа Ф. М. Достоевского "Преступление и
    Город - трагическая судьба человека. Город Петербург - есть призрак, Порожденный человеком В его отщепенчестве и скитальчестве. Н. Бердяев Петербург был городом Достоевского, и сам Достоевский был писателем, во многом рожденным Петербургом. Именно в этом городе разворачиваются события, описанные автором в романе "Преступление и наказание", но Петербург на страницах этого произведения - не просто фон, на котором происходят события. Город тесно связан с трагическими судьбами героев романа, именно здесь формируются их мысли и идеи, находят
    Интерес к творчеству Ф. М. Достоевского вот уже третье столетие не ослабевает во всём мире. В США и Великобритании, Германии и Японии, других государствах, не говоря уже о России и Украине, написаны сотни исследований, посвящённых анализу произведений писателя. Международное общество Достоевского каждые три года проводит мероприятия в разных городах мира, где собираются десятки учёных из разных стран, от Мексики до Новой Зеландии. А с приходом нового столетия в Токио был
    ТЕСТ НА ТЕМУ «Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ» Федор Михайлович Достоевский написал: А) «Бедная Лиза» Б) «Преступление и наказание» В) «Гроза» Г) «Леди Макбет Мценского уезда» Д) «Евгений Онегин» Герой романа «Преступление и наказание»: А) Родион Раскольников Б) Евгений Онегин В) Яким Нагой Г) Гриша Добросклонов Д) Евгений Базаров С какого момента начинается преступление Раскольникова: А) После убийства старухи-процентщицы и ее сестры Б) Во время убийства В) До убийства Г) На каторге Д) В каморке С какого момента начинается наказание Раскольникова: А) До убийства Б) После убийства В) После признания Соне Г) На каторге Д) В
    В романе описана кавказская природа. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов дает в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги ("Бэла", "Максим Максимыч"), Тамани ("Тамань"), Пятигорска и Кисловодска ("Княжна Мери"). Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью, и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, о гудении метели в снежных горах, о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов,

Библиотека
материалов

Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

Оборудование урока:

2) презентация;

Учащиеся должны знать:

Главные образы;

Учащиеся должны уметь:

Выделять главное в тексте.

Ход урока

I . Оргмомент (сообщение темы и цели)

II . Подготовка к восприятию.

Учитель:

III . Основное содержание урока.

Учитель: Что означает имя Пётр?

Учащиеся:

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит…

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Пейзаж;

Сцены уличной жизни;

Интерьер.

Учитель:

Пейзаж.

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель: Сцены уличной жизни.

Учитель:

Учитель:

Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учащиеся

Учитель:

Учитель:

Учащиеся

Учитель:

Учитель:

Учитель:

это и город-убийца

и город-призрак,

и город-тупик.

О нём думает Раскольников.

IV . Подведение итогов урока.

V . Домашнее задание:

VI . Оценки.

ОБРАЗ ГОРОДА

Алгоритм написания сочинения

1. Сценический принцип;

4. Детали городского быта.

IV . Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Тема урока Петербург Достоевского или «Лик мира сего».

Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения ; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

Оборудование урока:

1) технические средства обучения (компьютер, телевизор);

2) презентация;

3) тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

4) Тетради для работ по литературе.

Учащиеся должны знать:

Основную мысль произведения;

Главные образы;

Роль города в жизни героев;

Основную схему изображения города Петербурга в романе (пейзаж, сцены уличной жизни, интерьер).

Учащиеся должны уметь:

Правильно отвечать на поставленные вопросы;

Обобщать и систематизировать учебный материал;

Выделять главное в тексте.

Ход урока

I . Оргмомент (сообщение темы и цели)

II . Подготовка к восприятию.

Учитель: Что такое город? (ответы учащихся: населённый пункт; политический, экономический, административный и культурный центр).

Именно город будет сегодня на уроке героем большого эпического произведения.

Петербург… Когда произносишь это название, сразу возникает параллель – Достоевский Фёдор Михайлович.

Петербург Достоевского… Эти слова, как афоризм, прочно вошли в русскую классическую литературу.

Великий писатель изображением Петербурга представил нам «Лик мира сего», каким его видел сам, в каком жил тогда, в середине 60-х годов 19 века, когда в России зарождался капитализм.

Мы сегодня вместе с писателем и его героем, Родионом Раскольниковым, пройдём по улицам Петербурга, увидим пейзаж и сцены уличной жизни, заглянем в комнаты-углы, где живут его герои.

Достоевский - это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует по­чти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это - город, насильственно по­строенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург - город бедных, несча­стных людей, город нищеты и город крайнего богатства.

III . Основное содержание урока.

Учитель: Что означает имя Пётр?

Учащиеся: Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интерес­ную особенность, в какой-то степени объясняющую восприятие Достоевским этого города. Имя Петр означает камень, поэтому Петербург - это каменный мешок, мерт­вый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всад­ника символизирует мощь и силу этого страшного города. Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей. Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник - символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург - это медный всадник посреди болота.

Учитель: В романе «Подросток» именно такое восприятие города. «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый го­род, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское боло­то, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, за­гнанном коне».

«Преступление и наказание» называют «петербургским романом». Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин и Гоголь, и Некрасов, раскрывая всё новые и новые его грани.

Учитель: - Кто из русских писателей и поэтов касался темы изображения Петербурга в своём творчестве?

Учащиеся: Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двувеликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ власти, приносящий беды людям. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит…

Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

Н.В.Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до нереального символа города-призрака.

Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.

Учитель: Свой Петербург у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «Так и кишат».

Это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, себя ли, другого ли.

Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Со­ню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состо­явший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пья­ных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчиво­стью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безраз­личия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладо­вых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, ко­торый враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

Учитель: - Где происходит действие в романе Ф.М.Достоевского.

Учащиеся: Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями. Сенная площадь и Канава.

Учитель: Петербург в романе не просто место действия или фон событий, он душа, участник событий. На зовите места, где происходят действия в романе?

Учащиеся:

Сенная площадь, Столярный переулок, Екатерининский канал, Большая и Малая Нева, Петровский остров, «дом Раскольникова», «дом Сони», «дом старухи процентщицы».

Учитель: Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это сев. лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.

Это удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль об убийстве Раскольникова, где совершается преступление.

Работа на уроке пойдёт по схеме:

Пейзаж;

Сцены уличной жизни;

Интерьер.

Учитель: - Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).

Какая атмосфера царит на улицах города? (Подтвердим цитатами из романа).

Пейзаж.

Часть 1, главы 1,2 – «отвратительный и грустный колорит» городского дня; первый день с Раскольниковым в Петербурге, стр. 121, 126.

Часть 2, глава 1 – повторение предыдущей картины, стр. 189.

Часть 2, глава 2 – великолепная панорама Петербурга, стр. 204.

Часть 2, глава 6 – вечерний Петербург, стр. 235.

Часть 6, глава 6 – грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова, стр. 496, 505.

Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара … … нервы юноши».

Чтение учащимися указанных эпизодов.

Учитель: Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звуча­ние его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной пло­щади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всяко­го сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалив­шиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыль­ного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна то­ненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатле­ние духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Учитель: Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.

Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

Учитель: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, про­пущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глу­бочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного ро­да пейзаж. Вот он на берегу Невы:

Учащиеся: «… смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец».

Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим была полна для него эта пышная картина. Это тот же Петербург, что окружает Евгения в «Медном всаднике», но здесь он лишён всех прекрасных черт, которыми наделила его русская история; этому Петербургу уже нельзя сказать, как сказал Пушкин: «Люблю тебя».

С ним вообще нельзя говорить – даже так, как говорил со «строителем чудотворным» несчастный Евгений, как говорил с городом мечтатель «Белых ночей». Перед Раскольниковым, перед всеми героями романа «немой и глухой» город, давящий всё живое.

«Небо было без малейшего облач­ка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каж­дое его украшение».

Учитель: Может быть, эта картина нравится герою и он находит успокоение и удовлетворение от увиденного?

Учащиеся: И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «ду­хом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом мертвенном, холодном и равнодушном городе, мире.

Учитель: А есть ли место, где Раскольников любит бывать?

Учащиеся: Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.

Учитель: - Расскажите о внешнем облике людей, которые встреча­лись ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

Учащиеся: Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опус­тился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глаз­ками»; Катерина Ивановна.

Учитель: Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Учитель: Судьбы героев подчас решаются именно на улице, тем самым город Петербург становится городом гибели людей. Кто гибнет на улицах в романе Достоевского?

Учащиеся:

Погибает под колёсами коляски Мармеладов;

На улице умирает чахоточная Катерина Ивановна;

На улицу идёт Соня продавать себя;

На проспекте, перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов;

На Неве находят женщину-утопленницу;

На Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку;

На Сенную площадь выходит каяться перед людьми и перед Богом Раскольников;

По улицам города бродит он и после убийства.

Учитель: Сцены уличной жизни.

1) Часть 1, глава 4 – встреча с пьяной девушкой, стр. 153 – 155.

2) Часть 2 глава 2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние, стр. 203 – 204.

3) Часть 2, глава 6 – а) шарманщик и толпа женщин у распивочной, б) сцена на … мосту, утопленница, стр. 235 – 237, + 246.

4) Часть 5, глава 5 – смерть Катерины Ивановны, стр. 441 – 447.

Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Встреча Раскольникова с пьяной девушкой).

Учитель: В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников в глубокой задумчивости стоит на мосту и видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышаться крики другой женщины. «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков … анамнясь удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.

Учитель: Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу … надорвалась!»).

Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).

Учитель: Перескажите сон Раскольникова о забитой кляче.

Сон Раскольникова. Часть 1, глава 5 – о забитой кляче.

Учащиеся: Он видит во сне, как пьяные мужики забивают насмерть беспомощную лошадь, он плачет, пытается защитить её, но оказывается беспомощен перед распоясавшимся злом.

Учитель: Зачитаем отрывок из романа «Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние».

Учитель: Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие дворы-колодцы, поднимался по тёмным лестницам.

В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

Учитель: Как живётся героям Достоевского в этих комнатах?

Вот одна их них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни, всех квартир, во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лугами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи…

Учитель: Зачитаем отрывки из произведения, в которых изображается жилища героев.

Часть 1, глава 3 – каморка Раскольникова, стр. 139.

Часть 1, глава 2 – комната – «проходной угол» Мармеладовых, стр. 136.

Часть 4, глава 4 – комната – «сарай» Сони, стр. 355.

Учитель: - Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «поки­дая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

Учащиеся: Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, магов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтеньки­ми, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все каза­лось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответство­вала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, краше­ный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик».

Учащиеся : Отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что ка­морка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце ле­стницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

Когда Раскольников приходит к Сонечке, его поражает её комната, которая больше похожа на сарай.

Учитель: Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, ин­терьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он вы­слушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная трактирная обстановка. И соответствующая пуб­лика здесь: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увесели­тельных заведений. Трактирная и уличная стихия - противоестест­венная, нечеловеческая - вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский уста­ми Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трак­тире, «битком набитом», и в коморках.

Учитель: Каким мы увидели Петербург в романе «Преступление и наказание»?

Учащиеся : Всё несет на себе печать об­щей неустроенности, скудности человеческого существования.

Петербург - город полусумасшедших, одиноких людей. Маляр Миколка гово­рил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери.

Многие герои Петербурга бездомны, а дом, как известно, - это место, где человек может обрести раскаяние, найти любящего, необходимого человека, но люди в Пе­тербурге - это толпа, опустившаяся ниже нравственных норм, ничего не слышащая и не понимающая. Человек в городе одинок, он никому не нужен. В городе уживаются отъединенность человека от человека и теснота.

Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екате­рининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.

Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здорово­му. Петербург Достоевского - своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

Учитель: Образ Пе­тербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности. Петербург Достоевского - город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не в человеческое жилье. Ведь жутко жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «уродливом сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в от­дельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсег­датаев - тех, кто обречен на повседневную трагическую жизнь. Атмосфера Петер­бурга Достоевского - атмосфера тупика и безысходности.

Сообщение ученика “Символика цвета в романе Достоевского”.

Учитель:

Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге, даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу.

Часть 1, глава 6 – Мечта о счастливом городе. «Проходя мимо Юсупова».

Учитель: Петербург у Достоевского – это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности,

это и город-убийца

И город-призрак,

И город-тупик.

Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе.

О нём думает Раскольников.

Но это мечта, а город – это ужас и безумие.

Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей.

В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает «об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

Мечта Достоевского о прекрасном городе.

IV . Подведение итогов урока.

Что вы можете сказать о Петербурге Достоевского?

Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть.

V . Домашнее задание:

VI . Оценки.

ОБРАЗ ГОРОДА

Алгоритм написания сочинения

I. Чаще всего город, изображаемый в литературном произведении, - самостоятельный художественный образ (конкретный, собирательный или аллегориче­ский).

II. Образ города раскрывает наиболее характерные стороны жизни русской действительности изобра­жаемого периода.

1. Городские власти, чиновники, помещики, купече­ство, обыватели и другие социальные слои обще­ства;

2. Времяпрепровождение жителей города;

3. Всестороннее изображение государственного правления;

4. Всестороннее изображение всех сфер жизни горо­жан и их деятельности;

5. Подчеркивание или нарушение типизации жизни города и его жителей;

6. Городские нравы: сплетни, балы, драки и т.д.;

III. Средства раскрытия обобщенного образа города.

1. Сценический принцип;

2. "Объединительный" принцип - герои как образ города в целом;

3. Детали городского "портрета": цвета, звуки, опи­сание зданий, улиц, интерьеров и т.д.;

4. Детали городского быта.

IV . Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей.

Петра творенье

По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы. Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом. Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально. В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков. Не случайно сегодня мы имеем возможность наслаждаться многоликими «портретами» этого удивительного города в произведениях величайших художников слова и упоминаем такие идиомы, как Петербург Достоевского, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Ахматовой, Блока.

Город-двойник

Окутанный тайной, приютивший на своих прямых, погруженных в туман проспектах ирреальный майорский Нос Ковалева и загробную тень несчастного Акакия Акакиевича, город сам кажется призраком, готовым растаять вместе с туманом. Петербург в произведениях Достоевского, как и в фантастических повестях Гоголя, предстает странной «навязчивой грезой», сном, который исчезнет в тот самый миг, как только тот «вдруг проснется, кому все грезится» (роман «Подросток»). Нередко Гранитный город в творениях писателей является почти одушевленным существом, способным влиять на судьбы людей. Он становится виновником разбитых надежд бедного Евгения в Пушкинской поэме «Медный всадник», и отчаянная угроза страдальца «Ужо тебе!», брошенная в сторону статуи, адресована всему городу-обидчику. Петербург в является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее. Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Это произведение является настоящим учебником человековедения в той части, которая касается переживания острейших душевных кризисов, осмысления экстремально-опасных идей. Нравственный эксперимент Раскольникова заключается в том, что он считает: человеку хорошему, желающему осчастливить человечество, позволено приносить в жертву жизнь - не свою, а чужую, пусть даже, по его мнению, самую никчемную. Герой проверяет свою теорию, и для него становится очевидным, что он не победитель, а жертва: «себя убил», а не «старушонку». Отчасти подстрекателем убийства становится Петербург. Достоевского трудно заподозрить в ненависти к этому городу, но здесь писатель безжалостно разоблачает атмосферу жестокого, зловонного, пьяного урбанистического монстра, душащего Раскольникова и навязывающего ему идею того, что выживает лишь сильнейший.

Город-соучастник

Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров. Петербург Достоевского логично выписывается в сюжетную канву, и его подробности являются точнейшими штрихами в характеристике героев и развитии идеи произведения. Как это происходит?

Городские пейзажи

Первое описание Петербурга Достоевским мы встречаем сразу же - в 1-й главе первой части. Жара, духота, вонь и поминутно попадающиеся на пути пьяницы мучительно отзываются на расстроенных нервах Раскольникова. В 1-й главе второй части с ужасающими подробностями повторяется та же самая картина - вонь, духота, жара, снующие мимо люди, и опять юноша переживает тяжкие мгновения. Теснота и духота городских трущоб - это и духовная атмосфера почти всего романа. Только теперь говорится еще о солнце, нестерпимо режущем глаза. Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.

Великолепная панорама

Во второй части романа, в главе 2-й, Раскольников лихорадочно ищет место, чтобы спрятать взятые у старухи ценности. И здесь вдруг он замирает от захватывающей дух панорамы - чистый воздух, голубая река и отражающиеся в ней Восхищает ли это героя? Нет, он никогда не понимал, не мог расшифровать для себя эту «пышную картину», от которой веяло на него «необъяснимым холодом» и «духом немым и глухим».

«Пьяный» Петербург

Созданного им героя занимало, конечно, не только как остропсихологический детективный сюжет. Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» - не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений. А пока в 6-й главе второй части романа мы видим вечерний Петербург глазами Достоевского-гуманиста, пронзительно жалеющего опустившуюся городскую бедноту. Здесь валяется поперек улицы «мертвецки пьяный» оборванец, гомонит толпа женщин «с подбитыми глазами», и Раскольников на этот раз в каком-то болезненном экстазе вдыхает в себя этот томящий воздух.

Город-судья

В 5-й главе пятой части романа Петербург показывается краешком, из окна каморки Раскольникова. Вечерний час заходящего солнца пробуждает в молодом человеке «мертвящую тоску», которая мучит его предчувствием свернувшейся в крошечную точку вечности - вечности «на аршине пространства». И это уже тот приговор, который выносит раскольниковской теории логика событий. Петербург Достоевского в этот момент предстает не только как соучастник преступления, но и как судья.

Гроза

В 6-й главе шестой части душный и мрачный вечер разрывает страшная гроза, в которой без перерыва сверкают молнии, а дождь «хлынул как водопад», безжалостно исхлестывая землю. Это вечер накануне самоубийства Свидригайлова, человека, доведшего принцип «возлюби себя» до крайней точки и погубившего себя этим. Гроза продолжается беспокойно шумящим, а затем завывающим ветром. В холодной мгле звучит тревожный набат, предупреждающий о возможном наводнении. Звуки напоминают Свидригайлову о виденной некогда девочке-самоубийце в гробу, усыпанном цветами. Все это словно подталкивает его к суициду. Утро встречает героя густым молочно-белым туманом, заволакивающим город, сознание, душевную пустоту и боль.

Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством. На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» - произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали. Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя. Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть.

Уличные сцены

В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной Петербург Ф. М. Достоевского неравнодушен к душевной патологии, которую переживает герой. Город пристально следит и громогласно обличает, дразнит и провоцирует. Во 2-й главе второй части город физически воздействует на героя. Раскольникова плотно хлестнул кнутом извозчик, и сразу вслед за тем какая-то купчиха дает ему двугривенный в подаяние. Эта замечательная городская сцена символически предвосхищает всю дальнейшую историю Раскольникова, еще «недозревшего» до того, чтобы смиренно принять милостыню.

Любите ли вы уличное пение?

В 6-й главе второй части романа Родион слоняется по улицам, где обитает нищета и теснятся питейные увеселительные заведения, и становится свидетелем непритязательного выступления шарманщиков. Его тянет в гущу народа, он со всеми заговаривает, слушает, наблюдает, с какой-то лихой и безысходной жадностью впитывая в себя эти мгновения жизни, как перед смертью. Он уже предчувствует развязку и желает ее, но еще притворяется перед самим собой и играет с другими, рискованно приоткрывая завесу своей тайны. Эта же глава заканчивается дикой сценой: пьяная женщина бросается с моста в реку на глазах Раскольникова. И уже заговорщиком и провокатором становится здесь для героя Петербург. Достоевского кратко критики характеризуют как бесподобного мастера устраивать судьбоносные «случайности». И действительно, как тонко удается писателю сделать акцент на изменении в настроении и ходе мыслей героя, случайно столкнувшегося с этой женщиной, встретившегося глазами с ее воспаленным взглядом!

Город-губитель

Идея города-соучастника в преступлении и губителя вновь возникает в 5-й главе пятой части, где автор рисует сцену сумасшествия Катерины Ивановны. На улице бездушного города некогда был раздавлен Мармеладов, занимается проституцией Соня, переживает падение девушка, увиденная Раскольниковым на бульваре. На улицах города совершит самоубийство Свидригайлов, и вот, от безвыходности и отчаяния сходит с ума Катерина Ивановна. И каменная мостовая жадно впитывает ее хлынувшую горлом кровь.

Дома и интерьеры

В 1-й главе первой части Раскольников с дрожью и замиранием приближается к дому процентщицы, который видится ему «преогромнейшим», безобразно возвышающимся и наступающим на маленького человека. Людской муравейник доходного дома ужасает героя. Сегодня экскурсоводы демонстрируют туристам этот дом на канале Грибоедова, он является частью культуры Санкт-Петербурга.

В главе 2-й части первой Раскольников оказывается в кабаке и среди пьяных криков и бессвязной болтовни слушает пронзительную исповедь Мармеладова. Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию. Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб. Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой. Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой.

Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое. Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма - атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.

В 4-й главе четвертой части мы видим жилище Сони в старом зеленого цвета доме Капернаумова (случайно ли библейское созвучие?). Это здание тоже является достопримечательностью для поклонников книг Федора Михайловича, оно по сей день носит название «дом с тупым углом». Здесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком». Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву. Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.

Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной. Эта площадь в позапрошлом веке выполняла функцию «лобного места», кроме того, там располагался огромный «толкучий» рынок под открытым небом. И именно туда Достоевский то и дело выводит своих героев, остающихся, несмотря на гущу народа, все-таки в ужасающем одиночестве со своими больными думами и чувствами. Распахнутые окна трактира, впрочем, - это предвосхищение публичного раскаяния героя, потерпевшего фиаско в своих античеловечных себялюбивых убеждениях.

В заключение

Прикоснувшись к знаменитому роману, мы убедились в том, что Санкт-Петербург Достоевского - это полноправный участник сюжета и идейного содержания произведения. Это же можно сказать и о других сочинениях Федора Михайловича. Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России. В итоговых же произведениях засилье бездушного казенного начала, пленившего державную северную столицу, видится ему воплощением страхов и болезней всей великой страны.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения