Презентации к акции война и любовь. Презентация на тему "война и мир". Бородинское сражение «Война и мир»

Cлайд 1

Cлайд 2

1.История создания Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда, роман создавался с 1863 по 1869 год, и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранней редакции: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». «В 1956г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»

Cлайд 3

Невольно, Толстой перешел от реальности, к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Потом к 1812 году – к войне. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой». (время детства и юности декабристов) Но так как война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.г Толстой решил начать роман с этого времени.

Cлайд 4

2.Поиск названия Первоначальное название «Три поры», но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты. Три первые главы романа опубликованные в журнале «Русский вестник» - под заглавием «1805 год» В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».

Cлайд 5

3.Художественные особенности Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн. ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны: широкий географический охват отражение жизни и быта всех слоев общества народность содержания

Cлайд 6

Основной художественный прием – антитеза. Антитеза (противопоставление) - этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).

Cлайд 7

Мир Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Весь мир, Вселенная. Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий. Ближайшее окружение человека. Мировоззрение, круг идей героев романа. Это жизнь. Война Важнейшие действия враждующих армий. Воинственная враждебность людей, разделенных социальными и нравственными барьерами. Зло, насилие, кровопролитие. Эгоизм. Конфликт человека с самим собой. Все, что разрушает гармонию. Это смерть.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку,- всё есть в этой картине! Критик Н. Страхов.

  • «Я старался писать историю народа»
  • 1857 г. – после встречи с декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них.
  • 1825 г. – «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
  • 1812 г. – «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»
  • 1805 г. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».
    • Вывод : накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ.
Л. Н. ТОЛСТОЙ «Война и мир» Историческая основа романа
  • Первый – второй тома
  • Русско-австро-французская
  • война 1805 года
  • Война между коалицией европейских держав (Великобритания, Россия, Австрия, Швеция) и наполеоновской Францией. Союзники ставили своей целью изгнать французские войска с захваченных ими территорий и восстановить дореволюционные порядки во Франции. Главная роль в войне возлагалась на Австрию и Россию. Наполеон, получив известие о том, что австрийские войска 27 августа вступили в Баварию, искусным маневром своих главных сил окружил армию Макка и принудил её к капитуляции. Русские войска, прибывшие 29 сентября в Браунау, оказались в тяжёлом положении и были вынуждены начать отход вдоль правого берега Дуная. Наполеон попытался окружить русские войска в районе Санкт-Пельтена. Но Кутузов, разгадав замысел противника, переправился через Дунай раньше подхода французов и нанёс сокрушительный удар. 4 ноября отряд Багратиона в Шенграбенском бою отразил атаки 30-тысячного авангарда французских войск и обеспечил соединение главных сил с австрийскими войсками. 20 ноября в Аустерлицком сражении союзные войска были разбиты. Австрия вышла из войны и подписала с Францией сепаратный мир. Русские войска были отведены в Россию.
  • Третий – четвёртый тома
  • Отечественная война 1812 года
  • Освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.
  • Основные события 1812 года:
  • 12 июня – переход французской армии через Неман (силы сторон к началу Отечественной войны: французы - около 610 тыс. человек; русские - около 240 тыс. человек);
  • 4-6 августа – Смоленское сражение, неудачная попытка наполеона разгромить основные силы русских войск;
  • 8 августа – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова;
  • 28 августа – Бородинское сражение;
  • 1 сентября – военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву; вступление французских войск в Москву;
  • 2-6 сентября – пожар Москвы;
  • Сентябрь-октябрь – Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развёртывается партизанская война;
  • 14-16 ноября – сражение при Березине;
  • Ноябрь-декабрь – гибель французской армии;
  • 14 декабря – изгнание остатков «великой армии» из России.
  • Роман-эпопея
    • «Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.
    • Признаки эпопеи – тема(эпоха больших исторических событий); идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».
  • Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе – только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.
Л.Н.ТОЛСТОЙ «Война и мир»
  • «Любимые» герои
  • Даны в динамике
  • Некрасивы внешне
  • Духовно богаты
  • Совершают ошибки (духовные поиски)
  • Служба Отечеству, общему делу
  • Находятся в периоде «детство»
  • Любят детей
  • Живут не в Петербурге
  • Есть семья
  • Счастливы в финале повествования
  • Семьи Ростовых, Болконских, Безуховых;
  • Кутузов, Тимохин, Тушин, Давыдов.
  • «Нелюбимые» герои
  • Даны в статистике
  • Красивы внешне
  • Отсутствие духовности
  • Уверены в себе (не совершают ошибок) – нет духовной работы
  • Служба себе
  • Находятся в периоде «отрочества»
  • Не любят детей
  • Живут в Петербурге
  • Нет семьи
  • Отсутствуют в эпилоге
  • Семьи Курагиных, Карагиных, Друбецких,Бергеров; Шерер,Наполеон.
Л.Н.ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР» Пути исканий смысла жизни Пьером и князем Андреем Для того, чтобы постичь смысл жизни, необходимо пройти через множество разочарований, кризисов, потерь и обретений Л.Н.ТОЛСТОЙ «Война и мир» КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН

Слайд 2

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку,- всё есть в этой картине!Критик Н. Страхов.

Слайд 3

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

  1. Встреча с Пущиным и Волконским
  2. Роман «Война и мир»
  3. Восстание на Сенатской площади
  4. Повесть «Декабристы»
  5. Отечественная война
  6. Война с Наполеоном в союзе с Австрией
  • Слайд 4

    «Я старался писать историю народа»

    • 1857 г. – после встречи с декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них.
    • 1825 г. – «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
    • 1812 г. – «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»
    • 1805 г. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».

    Вывод: накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

    Слайд 5

    «Война и мир» (1805 – 1820)

    • I том 1805
    • II том 1806 – 1811
    • III том 1812
    • IV том 1812 – 1813
    • Эпилог 1820
  • Слайд 6

    Л. Н. ТОЛСТОЙ «Война и мир». Историческая основа романа

    Первый – второй тома. Русско-австро-французская война 1805 года.

    Война между коалицией европейских держав (Великобритания, Россия, Австрия, Швеция) и наполеоновской Францией. Союзники ставили своей целью изгнать французские войска с захваченных ими территорий и восстановить дореволюционные порядки во Франции. Главная роль в войне возлагалась на Австрию и Россию. Наполеон, получив известие о том, что австрийские войска 27 августа вступили в Баварию, искусным маневром своих главных сил окружил армию Макка и принудил её к капитуляции. Русские войска, прибывшие 29 сентября в Браунау, оказались в тяжёлом положении и были вынуждены начать отход вдоль правого берега Дуная. Наполеон попытался окружить русские войска в районе Санкт-Пельтена. Но Кутузов, разгадав замысел противника, переправился через Дунай раньше подхода французов и нанёс сокрушительный удар. 4 ноября отряд Багратиона в Шенграбенском бою отразил атаки 30-тысячного авангарда французских войск и обеспечил соединение главных сил с австрийскими войсками. 20 ноября в Аустерлицком сражении союзные войска были разбиты. Австрия вышла из войны и подписала с Францией сепаратный мир. Русские войска были отведены в Россию.

    Третий – четвёртый тома. Отечественная война 1812 года.

    Освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.

    Основные события 1812 года:

    • 12 июня – переход французской армии через Неман (силы сторон к началу Отечественной войны: французы - около 610 тыс. человек; русские - около 240 тыс. человек);
    • 4-6 августа – Смоленское сражение, неудачная попытка наполеона разгромить основные силы русских войск;
    • 8 августа – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова;
    • 28 августа – Бородинское сражение;
    • 1 сентября – военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву; вступление французских войск в Москву;
    • 2-6 сентября – пожар Москвы;
    • Сентябрь-октябрь – Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развёртывается партизанская война;
    • 14-16 ноября – сражение при Березине;
    • Ноябрь-декабрь – гибель французской армии;
    • 14 декабря – изгнание остатков «великой армии» из России.
  • Слайд 7

    Жанр романа

    • «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л.Н.Толстой)
    • «..Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная» (Н.Страхов)
    • «Оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов» (И.С.Тургенев)
  • Слайд 8

    Роман-эпопея

    Роман-эпопея

    «Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.

    Признаки эпопеи – тема(эпоха больших исторических событий); идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».

    Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе – только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.


    Подписи к слайдам:

    Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Садовская сош №1» Огулькова С.И.
    «Толстой – это целый мир.Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.» М.Горький
    «Это для нас, молодых,откровение, целый новый мир.» Ги де Мопассан
    Совесть русской литературы.
    1828 – 1910 г.г.
    Если бы понадобилось назватьроман, соответствующийопределению, столь дорогомусердцу составителей литературных анкет:«величайший роман в мире»,-я выбрал бы «Войну и мир». Джон Голсуорси
    «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбес бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» Л.Н.Толстой
    В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
    Л.Н.Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею, хотел добраться до самой сути. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь даётся в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».
    Проблемы начала века:
    «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества.3. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.4. Истинный и ложный патриотизм.5. Назначение женщины – сохранение семейного очага.
    Проблемы середины века:
    Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права – реформы 60-х годов.2. Постепенный уход дворянства с «арены» борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.4. Вопрос об освобождении женщины, о её женской эмансипации.
    В романе IV тома и эпилог:
    I том – 1805 год.II том – 1806- 1811 годы.III том – 1812 год.IV том – 1812- 1813 годы.Эпилог – 1820 год.
    Специфика жанра роман-эпопея:
    Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная формаэпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа, чаще несколько томов. («Словарь литературоведческих терминов» по ред. Л.И.Тимофеева)
    1. Что такое роман-эпопея?
    2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».
    Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея;бунт богучаровских крестьян, возмущения московских ремесленников).Показ различных слоёв населения (поместное, московское, Петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.)Огромное количество человеческих характеров.-Большая протяжённость во времени (15 лет).Широкий охват пространства (Петербурга, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
    «Чтобы жить честно…»
    «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно боротьсяи лишаться. А спокойствие – душевнаяподлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года)
    Жизненный путь Андрея Болконского
    «Дорога чести»
    Вечер в салоне А.П.Шерер.
    Почему он здесь «чужой»?
    «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество… Эта жизнь, которую я веду здесь,эта жизнь – не по мне».
    Военная кампания 1805- 1807 гг. в судьбе князя Андрея. Честолюбивые мечты Болконского. Отношение князя к Бонапарту. Участие в Шенграбенском сражении.
    Аустерлицкая битва. Бой на Праценской высоте.Вечное небо Аустерлица и слова «Le petit caporal».«Вот прекрасная смерть!»Катастрофа Аустерлица,осознание Андреемпротиворечия между разумом и «откровениями»сердца.
    - Переоценка жизненных ценностей и глубокий душевный кризис.Семейная драма князя Андрея.Реформаторская деятельностьв комиссии М.М.Сперанского.хозяйственные заботы в Богучарове. Закон о вольных хлебопашцах. Мысли Андрея орастлевающем влиянии крепостногоправа на владельцев «крещеной собственности».
    - Душевное возрождение Андрея. Любовь к Наташе.
    Причины разрыва с Наташей.
    Отечественная война 1812 года в судьбе князя. Бородинское сражение
    Смертельное ранение. Отрешение от собственной судьбы и опыт страдания. Примирение со всеми, последняя встреча с Наташей.
    « Что-то было в этой жизни, что я не понимал и не понимаю».
    Эпилог. Сын Андрея Болконского – Николенька.
    «… видите, какой я добрый и славный малый».
    Жизненный путь Пьера Безухова
    «Якобинец», «невоспитанный бонапартист» в гостиной А.П.ШерерУвлечение бретерством, внешним блеском и развлечениями «золотой» столичной молодёжи.
    - Дружба с Андреем Болконским. «Золотое сердце» Пьера.
    Иллюзорность семейного счастья. Женитьба на Элен. Нравственное потрясение Пьера при столкновении с Долоховым.
    Встреча с Долоховым. Дуэль.
    Масонство. Разочарование в «братстве вольных каменщиков»«Для чего жить и что такое я, зачем я живу?»
    Хозяйственно-экономическая деятельность Пьера в киевских имениях; освобождение крестьян от крепостной зависимости, строительство школ и больниц. Непрактичность Пьера Безухова.
    Бородинское поле в судьбе Пьера. Отношение к Наполеону. Решение остаться в Москве.- Ожидание смерти.
    Жизнь в плену, встреча с Платоном Каратаевым.«Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого, меня? Меня?Меня – мою бессмертную душу». Обретение внутренней свободы.
    Душевное возрождение Пьера. Любовь к Наташе. Программная речь Пьера, активное участие в политической оппозиции.
    …что есть красота,и почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде. Н.Заболоцкий
    Женские образы в романе «Война и мир».
    Элен Курагина.
    «… блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошлаМежду расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, новсем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право любоватьсякрасотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашнеймоде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала…»
    «- Quelle belle personne! – говорил каждый, кто её видел.»
    « что было в общей улыбке, украшавшей всегда её лицо…»
    «… la femme la seduisante dePetersbourg, молодая, маленькаякнягиня Болконская…»«… хорошенькая, румяная, …маленькая княгиня Болконская…»
    Лиза Болконская
    « Княжна Марья повернулась к брату и сквозь любовный, теплый, кроткий взгляд её прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз …»
    « Из больших глаз её светились лучи доброго и робкогосвета. Глаза эти освещали всё болезненное, худоелицо и делали его прекрасным.»
    Наташа Ростова – самый обаятельный девичий образ в мировойхудожественной литературе. Она - сама естественность. Она ласкова, чувствительна и отзывчива, по-детски наивна и женственна, романтична, порывиста, нежна, своевольна, капризнаи полна неиссякаемого очарования.
    - «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, …,была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнокещё не девушка…»- «…смеясь глазами и краснея», «…расхохоталась так громко и звонко,что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «… сквозьслёзы смеха…»
    « Где, как, когда впитала в себя из того русского воздуха, которымона дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы Но дух и приёмы эти были те самые, неизучаемые, русские…»
    Наташа проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни,
    … через кажущееся счастье от помолвки с князем Андреем…
    , … через ошибки жизни – измену князю Андрею с Анатолем,
    … через духовный кризис и разочарование в себе,
    … через возрождение под влиянием необходимости помощи близким, через высокую любовь к раненому князю Андрею …
    - к постижению смысла жизни в роли жены и матери.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Цели и задачи: Проанализировать, как Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» изображает действия армии в Отечественной войны 1812 года. Показать значение народных сил в освобождении России от французских войск. Выявить роль образа Кутузова в романе Толстого.

    4 слайд

    Описание слайда:

    План исследования Изображение Толстым в романе «Война и мир» действий армии. Бородинское сражение как центральное событие Отечественной войны 1812 года. Батарея Раевского. Пьер Безухов на Бородинском поле. «Дубина народной войны…» Партизанская война в романе. 1. Отряды Денисова и Долохова. 2. Образ Тихона Щербатого. Образ Кутузова в идейной направленности романа.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Толстой рисует события Отечественной войны: переход французской армии через р. Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, победоносное завершение войны.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого. Подготовка к описанию Бородинского боя потребовала от писателя особенно много сил. Толстой 25-27 сентября 1867 года совершил поездку на Бородинское поле, взяв с собой Стёпу Берса, младшего брата Софьи Андреевны. На местности он сделал необходимые записи. Впоследствии С. А. Берс вспоминал: «Два дня Лев Николаевич ходил и ездил по той местности… Он делал свои заметки и рисовал план сражения…»

    8 слайд

    Описание слайда:

    «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!..» Центральным событием Отечественной войны явилась Бородинская битва. Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют самоуверенного Наполеона, не знавшего поражения в Европе. Панорама Бородинского сражения

    9 слайд

    Описание слайда:

    «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой…» Толстой при изображении самого сражения раскрывает бодрость духа, проявление стойкости, выносливости солдат и в солдатском юморе, и в чувстве товарищества, и в сознании общности дела. Солдаты и офицеры батареи Раевского выполняют свой долг, всё время заняты: подносят снаряды, заряжают орудия. В батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем оживление». Писатель далёк от идеализации солдат. Солдаты до конца тверды и спокойны. Бой за батарею Раевского. Гравюра А. Адама.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских стоять насмерть. Посещение Бородинского поля в момент знаменитого сражения стало важным этапом на пути исканий героя. Безухов одобрительно воспринимает слова неизвестного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». «Солдатом быть, просто солдатом!»- такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

    11 слайд

    Описание слайда:

    «Дубина народной войны…» Партизанская война «Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека и всего русского народа, породило партизанскую войну…» «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». (Прототипом послужила Василиса Кожина – крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии). «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…» Л. Н. Толстой. Василиса Кожина

    12 слайд

    Описание слайда:

    «Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародёры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками…»(Т. 4, гл.3; 12,13). Возникновение партизанской войны писатель относит к периоду вступления неприятеля в Смоленск. Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Писатель создал замечательные образы командиров партизанских отрядов. Прототипом толстовского Долохова послужил знаменитый командир отряда капитан Фигнер, совершивший многочисленные подвиги. А прототипом Денисова стал Денис Васильевич Давыдов. В изображении их смелых похождений нет ничего надуманного и преувеличенного. Целый ряд документов подтверждает достоверность толстовского повествования. Д. В. Давыдов А. С. Фигнер

    13 слайд

    Описание слайда:

    Тихон Щербатый – «самый нужный человек в отряде» В центре повествования о партизанской войне стоит образ Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты воюющего крестьянского народа. Ещё до прихода в отряд Денисова он вел самостоятельную борьбу с французами. Тихон стал «самым нужным человеком в отряде» Денисова. Толстой показывает в герое силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, в тоже время автор подчеркивает в Тихоне стихийность и интуитивность. Партизанская война в понимании Щербатого – это возмездие за разорение и гибель. Тихон «пленных не брал», тем самым вступал в противоречие с тактическими планами Денисова, которому нужен был «язык». Однако даже сердящийся на него Денисов признает справедливость героя действовать именно так, как он хочет.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Образ Кутузова в идейной направленности романа Михаил Илларионович Кутузов показан в романе как человек, воплотивший в себя дух народа. Кутузов – руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Изображая внешность полководца, Толстой, верный своей творческой манере, не выписывает весь портрет, а выделяет наиболее типичные детали. Автор отмечает тучность, грузность старческую слабость и даже «вытекший белый глаз на оплывшем лице». Но именно эти детали делают его облик обыкновенным, человечным. Притягательная сила русского полководца не становится слабее. Кутузов внимателен к нуждам солдат, заботится о них как старший боевой товарищ. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории, поэтому писатель делает Кутузова выразителем своих собственных взглядов на военное искусство. Вот почему его герой в деле победы признаёт один моральный фактор, «называемый духом войска». Эта теория Толстого ошибочна.

    Описание слайда:

    Выводы Основным событием 3 и 4 тома романа «Война и мир» стала Отечественная война 1812года. Толстой показал патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения, размах и величие партизанской войны. Кульминационным событием войны стала Бородинская битва, в которой писатель показал мужество, героизм участников. Представителем народной войны стал полководец Кутузов. В романе он является воплощением народной мудрости, «простоты, добра и правды».

  • ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения