Песня про купца калашникова главные герои характеристика. "Песня про купца Калашникова": анализ, образы героев, основные особенности поэмы. Другие сочинения по этому произведению

М. Ю. Лермонтов часто размышлял о справедливости, чести и верности в государственных масштабах. Но при царе существовала цензура, поэтому автор схитрил и выразил критику существующего строя в историческом повествовании. Так что «Песня про купца Калашникова» — новаторское произведение, в котором поэт искусно скрывает подлинный смысл за историческими подробностями. Но обо всем по порядку.

После окончания гвардейской Школы писатель отправляется в Царское Село. Там он начинает работу над поэмой. Именно тогда у Лермонтова формируется своя точка зрения насчет жизни в России. Он признает неоспоримые достоинства своего народа, а в его бедах винит власть, которая не в состоянии справедливо вершить суд. К тому времени поэт и сам пострадал от тяжелой руки царя: попал в ссылку за стихотворение, посвященное смерти Пушкина.

Изначально поэма «Песнь про купца Калашникова» была издана анонимно в 1838 году, в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году произведение вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

Жанр и направление

Книга относится к жанру романтической национально-исторической поэмы.

Близость произведения к фольклорным сказаниям («добрый молодец», «сыра земля» и проч.) указывает на то, что оно написано в направлении романтизма. Также очевидны и другие компоненты этого литературного движения: конфликт личности с обществом и трагический финал.

Смысл названия

Поэма стилизована под русский эпос, а точнее, под древний жанр «сказание». Автор погружает нас в атмосферу ушедшей древности с первой строки, придавая названию старинный колорит. В средние века было принято раскрывать содержание книги уже в заглавиях, никто и не думал интриговать читателя.

Лермонтов дал именно такое название произведению, чтобы публика сразу поняла намек на его суть и содержание, окунувшись в предание глубокой старины.

Суть

Действия протекают в эпоху царствования Ивана IV. Молодой купец по имени Степан Парамонович Калашников в честном кулачном бою убивает своего обидчика – царского опричника, Кирибеевича, который опозорил его семью. Основные события книги отражены .

Это романтическая поэма, где каждый герой является носителем какой-либо романтической страсти. Калашников – чести, Кирибеевич – страсти, Иван IV – властности и деспотизма правления. Все они находятся в противостоянии, и эта борьба может разрешиться только смертью кого-нибудь из них. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

  1. Купец Степан Калашников . Олицетворяет в поэме тип настоящего русского человека. Его личное достоинство – это проявление веками складывающихся нравственных устоев русского народа. В нем органично сочетаются простота, сердечность и уважение к другим, с истинно русским богатырством и благородством. Месть за Алену Дмитриевну – не только защита личной чести, но и отстаивание прав всего рода Калашниковых. Не случайно он созывает братьев и просит их мстить врагу после его смерти. Открытый вызов, который он бросает самому ближнему царскому опричнику, автоматически приговаривает его к гибели. Калашников осознает, какова будет царская награда, но не боится смерти. Единственная его просьба – позаботиться о семье. Калашников, несмотря на позорную участь, остается в памяти народа героем.
  2. Иван Грозный . Это двойственная фигура у Лермонтова. Его величие, широта натуры совмещают в себе жестокость и деспотичность. Иван IV убежден в том, что в его власти и души, и думы подчиненных. Он казнит Калашникова всего лишь из-за того, что тот отказался открыть царю настоящую причину убийства. Именно царь, чья память так кровава и страшна, становится виновником чудовищной несправедливости. Он, не подозревая, дает своему любимому слуге позволение домогаться к замужней даме. Все это он делает широким жестом руки, не подумав и не позаботившись о судьбе подданных. Он пренебрежительно дает волю своим цепным псам, не обращая внимания на возможные последствия.
  3. Кирибеевич . Личность оригинальная, яркая и сильная. Он одержим одной страстью – любовью к Алене Дмитриевне. Неспособный ни к каким компромиссам, он готов ради этой страсти на все. Нравственная ущербность Кирибеевича во многом обусловлена его службой. Особенность его социального положения приводит к тому, что воля его оборачивается в своеволие, а любовь – в произвол и насилие. Этот лукавый раб не только опозорил Алену Дмитриевну перед злыми соседушками, но и обманул своего царя, скрыв от него, что его возлюбленная в церкви повенчана.
  4. Темы и проблемы

    1. Основная тема — честь . Калашников знал, какая судьба ожидает его в последующем после боя, но защитить достоинство своей семьи он считал своим нравственным долгом. Жить в позоре и позволить царским слугам надругаться над его супругой он не мог и не хотел.
    2. Лермонтов также поднимает проблему вседозволенности власти . Кирибеевич был опричником при царе, поэтому за домогательство до чьей-либо жены ему ничего не будет, ведь царь поверит в его невиновность, да и какое ему дело до судьбы какой-то купчихи? Он предпочтет потешить своего воина и посмотреть на драку, развлекаясь кровавым зрелищем.
    3. Тема любви . Люди не видят границ, не видят никаких преград из-за влюбленности и страсти. Так и Кирибеевич, несмотря на то, что Алена Дмитриевна была замужней, начал оказывать ей знаки внимания, а в последующем и вовсе перешагнул черту. Другая сторона любви – поведение супруга, который заботится о репутации семьи. Он жертвует собой, но перед смертью обеспечивает жену всем необходимым для хорошей жизни. Да и сама героиня верна Степану, она любит его всей душой.
    4. Нравственная проблематика выражается и в поведении царя. Он правит не мудро, позволяя произвольным желаниям взять верх над интересами государства и народа. Зачем казнить силача, который одолел его лучшего бойца? Он явно пригодится, если русской земле будет угрожать серьезный противник. Такие люди – опора страны. Но правителю все равно, он ставит свои мелочные интересы выше человеческих судеб и даже самого отечества.
    5. Тема свободы. Степан Калашников – свободная личность, которая не сдается даже под царским гнетом. Несмотря на рабское положение людей на Руси, он открыто восстает против всех, решив отстоять свое право на неприкосновенность и честь семьи.
    6. Проблема несправедливости . Иван IV, объявляя о правилах боя, сам же их потом и не соблюдает, когда казнит Калашникова, ведь он владыка, и ему, видимо, так разрешено.
    7. Главная мысль

      Основная идея – необходимость защиты чести и достоинства в любой ситуации, и здесь не играет роли, ценой своей жизни или другим образом. Нужно бороться за свою свободу, иначе всегда найдется тот, кто сумеет ее отнять. Тирания всегда находит опору в рабстве, а если люди начнут восставать против деспотизма, то он падет под ударами независимости. Это воззвание напрямую относилось к эпохе самого Лермонтова: он призывает сограждан перестать терпеть произвол властей и выступить против самодержавия также бесстрашно, как главные герой поэмы.

      Смысл поступка Калашникова понятен: он понимает, что его бездействие будет воспринято как капитуляция. Враг не отступит, а жалобы царю едва ли что-то изменят. Подвергать свою семью риску он не может и решает, что должен пойти на жертву, лишь бы выйти из положения с честью, обеспечив жену и детей. По сути, у него не было иного выбора. Но Лермонтов критически относился к своим современникам и думал, что они нуждаются в нравственном уроке из прошлого. Именно так, а не иначе, нужно реагировать на произвол – такова авторская позиция. Бунт личности против системы – вот выход из замкнутого круга тирании.

      Чему учит?

      Мораль поэмы такова: даже если в жизни все идет против тебя, нужно отстаивать свою точку зрения и добиваться справедливости, иначе тебя лишат всего, что дорого твоему сердцу.

      Также писатель говорит о любви и верности своим близким и об их защите – неважно, какая она будет, духовная или физическая, нужно вовремя заслонить свою семью от беды.

      Вывод прост: мир нуждается справедливости, но добиться ее могут лишь отдельные смельчаки, так что не стоит ждать всенародной справедливости, явившейся из неоткуда. Нужно брать правое дело в свои руки, без этого в нашем мире будет царить беспорядок.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Творчество Лермонтова всегда оставалось загадкой, недаром и его произведения называют уникальными. Они отражали душевное настроение поэта. Взять хотя бы то разнообразие форм и тем, которое наблюдается в его творчестве: фантастическое чередуется с реальным, смех с печалью, сила с утомлением, молитва с шуткой, романтические порывы с холодным скептицизмом.

Кто бы мог подумать, что один и тот же автор способен в одно и то же время создать совершенно различные по мыслям, настроению и темпу произведения? В последние годы душу поэта мирные чувства охватывали все чаще. Лучший тому пример - написанная в 1837 году «Песня про купца Калашникова». Характеристика главного персонажа в этой статье.

История в духе народной песни

«Песня про купца Калашникова» создана поэтом в 1837 году в кавказской ссылке. Это произведение Лермонтова по своему стилю исключительное. Оно написано в духе народной песни и подается читателю как сказание, спетое гуслярами.

«Песня» интересна и по религиозному настроению, которым она окрашена. Основная идея поэмы - смирение сильного правдой человека перед судом несправедливым, но обязательным. Автор рассказывает трагическую судьбу купеческого сына, который заступился за обиженную жену и смыл обиду кровью, но был казнен.

Купец Калашников (характеристика героя ниже) смиренно переносит участь, он покоряется суду царскому и божьему. Не высказывает против несправедливости ни слова, не выказывает ни малейшей угрозы.

Государев опричник

Повествование начинается со сцены пира. Среди множества лиц, присутствующих в трапезной царя, автор в художественной форме выделяет главное действующее лицо: за столом все выпивают, но лишь один не пьет. Этот герой - Кирибеевич. Вслед за этим происходит диалог Грозного и опричника. В характеристике купца Калашникова этот эпизод играет не последнюю роль. Он позволяет раскрыть полнее характеры персонажей.

Обращение Грозного к своему опричнику и его вопросы строятся по нарастающей: вначале царь затем палкой о землю стукнул и наконец промолвил слово, которое пробудило опричника из забытья. Кирибеевич отвечает государю. Вторичное обращение царя строится по тому же принципу: не истерся ли кафтан, не казна ли поистратилась, не сабля ли зазубрилась?

Этот эпизод показывает, что Кирибеевич - любимчик царя. Он пользуется его расположением и милостью. У опричника есть все - дорогие кафтаны, деньги, хорошее оружие. По мере заинтересованности государя возрастает и его гнев, и желание принять участие в судьбе Кирибеевича. Этот эпизод предсказывает дальнейшую судьбу купца Калашникова. Характеристика соперника скрыта за последним вопросом государя: «Иль сбил с ног тебя на кулачном бою сын купеческий?»

Опричник отвечает, что не родилась ещё та рука в купеческом роду, аргамак его ходит весело. Допущение царя, что непобедимый боец проиграл бой сыну купеческому, было отвергнуто Кирибеевичем как невозможное. В его хвастовстве кроется психологическое предвосхищение поэмы, некое пророчество.

Причина печали опричника

На пике царского участия хитрый и лукавый Кирибеевич разыгрывает пред ним душещипательную сцену: не мочу усов в золоченом ковше потому, что влюбился без памяти в красавицу, а она отворачивается, как от нехристя. Самодержец, узнав, что зазноба любимого опричника всего лишь дочь купеческая, рассмеялся: возьми перстенек, прикупи ожерелье да пошли дары Алене Дмитриевне. И на свадьбу не забудь пригласить, да свахе покланяйся.

Слукавил Кирибеевич, перехитрил-таки самого Ивана Грозного. Вроде как на духу все рассказал, а утаил от царя, что повенчана красавица в церкви божьей. Да и к чему Кирибеевичу сваха, если сам государь на его стороне. Автор раскрывает образ противника удалого купца Калашникова. Характеристика Кирибеевича представлена полно: хитрый самоуверенный человек, профессиональный боец и рода знатного. Имя его указывает на нерусское происхождение, Калашников называет его басурманским сыном.

Богатство, покровительство царя испортили опричника. Стал Кирибеевич эгоистичным человеком, попирающем семейные устои. Его не останавливает замужество Алены Дмитриевны. Подкараулив свою зазнобу, он предлагает ей богатство в обмен на любовь. Не останавливает его и присутствие соседок, на глазах которых он обнимает и целует свою избранницу, прекрасно понимая, что это грозит ей бесчестием.

Купец Калашников

Калашников - один из главных героев. Можно сказать, что это основной образ поэмы, так как ему отведена положительная роль. Сидит за прилавком молодой купец. В лавке своей товары раскладывает, гостей заманивает сладкой речью, пересчитывает злато- серебро. Запирает лавочку, как колокола отзвонят вечерю, и идет домой к жене молодой и детям.

Задался купцу недобрый день. Пока это только видно по тому, что мимо ходят бояре богатые, но в лавку к нему не заглядывают. Вернулся вечером домой купец и видит, что и здесь неладно: жена не встречает его, стол дубовый не накрыт белой скатертью, перед образами свеча еле теплится. Задал он вопрос работнице, что же происходит? Ответили ему, что Алена Дмитриевна с вечери еще не вернулась.

Когда вернулась жена, он не узнает ее: стоит бледная, простоволосая и расплетенные косы снегом пересыпаны. Смотрит глазами безумными и шепчет речи непонятные. Рассказал ему жена, что опозорил ее опричник царский Кирибеевич. Такой обиды не смог снести Калашников. Созвал он младших братьев и сказал, что вызовет на бой обидчика и будет насмерть биться. Попросил купец братьев, если побьют его, то выйти вместо него стоять за святую правду.

Удалой купец Калашников, характеристику которого вы читаете сейчас, выходит на поединок не из ревности, а за святую правду. Кирибеевич нарушил патриархальный уклад и закон божий: смотреть на чужую жену - это преступление. Степан Парамонович не из ревности выходит на поединок, а защитить честь. Прежде всего - честь семьи, потому и братьев просит постоять за правду.

Поединок

Перед боем Кирибеевич выходит и царю молча кланяется. Купец Калашников соблюдает правила старинного вежества: прежде кланяется царю, потом Кремлю и святым церквям, а после народу русскому. Калашников свято хранит древние устои. Он не просто мужественный и смелый человек, купец силен своим духом. Потому и побеждает.

Поединок предваряется сценой хвастовства. Похвальба Кирибеевича - всего лишь ритуал, а ответ купца - это обвинение и вызов на смертельный бой. Поединок перестал быть состязанием, тут уже все дело в моральной правоте. Калашников отвечает своему обидчику, что ему бояться нечего: жил он по закону господнему, чужую жену не позорил, не разбойничал и «не таился от свету небесного». Кирибеевич, услышав слова Калашникова, побледнел в лице, значит, признал свою неправоту. Но тем не менее он ударил своего соперника в грудь.

Затрещали кости, но спас медный крест, висевший на груди купца Калашникова. В характеристике героя эта деталь существенна. Она говорит о том, что исход поединка был уже как бы предрешен. Кирибеевич, приставая к женщине, венчанной в церкви, нарушил не только человеческие законы, но и божьи. Степан Парамонович уповает на божий суд и говорит себе, что будет стоять за правду до последнего.

Калашников бьет противника с размаху в левый висок, что противоречило правилам боя. Кирибеевич замертво падает. По сути, купец совершил убийство. Но он не лишается сочувствия - ни читательского, ни авторского. Он идет вершить суд и выполняет задуманное. С точки зрения народного сознания Калашников прав.

Суд над Калашниковым

Царь, а уж он-то знал правила боя, в гневе спрашивает Калашникова, случайно или по воле своей тот убил его верного слугу. Купец признается, что по своей воле он убил Кирибеевича, а почему так поступил, скажет только богу единому. Чтобы честь семьи не подвергать поруганию, царю он не может этого сказать. Он смело признается в содеянном царю и готов понести наказание. Только перед смертью поручает свою семью попечению государя. И царь обещает пожаловать сирот, молодую вдову и братьев Степана Парамоновича.

В характеристике купца Калашникова следует отметить, что без сожалений идет на плаху он за честность свою и смелость. То, что он не стал юлить и ответ держал по совести, государю понравилось. Но простить и отпустить его просто так государь не мог. Ведь убит его верный слуга и лучший опричник. Купец вершит суд самовольно. Вину усугубил и запирательством своим перед царем. И за это он должен быть наказан.

Царь грозен, но справедлив. За честность и смелость он и купца не оставляет своей милостью: велит отправиться на высокое место. Приказывает топор наточить, палача нарядить, в большой колокол звонить. Молодую жену Калашникова и детей государь одарил из казны, не обидел и братьев - велел торговать беспошлинно.

Статный молодец

Лермонтов противопоставляет в поэме купца Калашникова опричнику Кирибеевичу. Торговца автор показывает не только как удалого бойца, но как борца за святую правду. В характеристике купца Калашникова из «Песни про купца Калашникова» отражается образ статного молодца, русского богатыря: очи соколиные горят, распрямляет могучие плечи и натягивает боевые рукавицы.

Образ купца Калашникова — это образ смелого и сильного человека, стойкого и честного. Потому и песня о купце сложена была. И хоть могила его безымянна, люди не забывают ее: проходит старый человек - перекрестится, идет мимо молодец - приосанится, если проходит девица, то пригорюнится. А пройдут гусляры - споют песенку.

Изучая текст поэмы «Песнь про царя Ивана Васильевича…», автором которой является М.Ю. Лермонтов, читатель знакомится с образами двух мужчин. Они представляли разные слои русской знати, а это значит их повадки, черты характера и поведение значительно разнились.

Был любимцем царя, он всегда был сыт и накормлен. Больше того, у этого персонажа было все – чин, богатство, дорогие одежды, любовь и внимание женщин. Однако присмотрел Кирибеевич себе милую женщину – Алену Дмитриевну. Она была замужней, имела достойную семью и детей. Не глядя на это, Кирибеевич в открытую приставал к Алене Дмитриевне, предлагал ей богатства, денежную независимость, дорогие одежды.

Царская доброта, привилегии, которые давались Кирибеевичу везде и во всем, испортили данного героя, сделали его через чур самоуверенным, нахальным и дерзким. Перед кулачным боем, который должен был состояться между Кирибеевичем и Калашниковым, первый ведет себя ярко, петушится и хвастается. Он надсмехается над противником, подливая масла в огонь.

Этого нельзя сказать про Калашникова. Его душа наделена совершенно другими качествами. Именно он был мужем Алены Дмитриевны. Именно он претерпевал позор и унижение за свою семью, которую Кирибеевич хотел разрушить.

Купец был замечательным семьянином, хорошим мужем и отцом, поэтому, он решил защитить свою честь и честь своей родни, участвуя в кулачном бою.

Поведение героя перед боем раскрывает суть его внутреннего мира. Он спокоен и тих. Калашников кланяется царю, затем Кремлю и всем людям, присутствующим вокруг. Мы видим, с каким уважением он относится к окружающим.

Результат боя расставил все на свои места. Кирибеевич проиграл. Государь жутко разгневан. А Калашников продолжает вести себя стойко и достойно. Он говорит о том, что по собственной воле убил соперника, однако причины того не оглашает. Также Калашников не называет имени своей супруги, чтобы не порочить ее чести.

Сравнивая образы двух персонажей, можно четко заметить, что образ Кирибеевича вызывает неприязнь и отвращение. А Калашников становится примером честного и благородного человека, который готов постоять за себя и за свою семью.

В полном заглавии поэмы в определенной последовательности названы её главные герои и косвенно обозначено время действия. Песню о них сложили и спели гусляры — народные певцы. Это их глазами мы увидели события давно минувших столетий.

Историческую основу для «Песни про купца Калашникова» Лермонтов, скорее всего, взял из « Истории государства Российского» Н. Карамзина. Возможно, он знал и фольклорные песни об Иване Грозном.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», анализ которой мы проведем, переносит читателя к XVI в., времена царствования Ивана Грозного, который часто был жестоким и безжалостным к своему народу. Для подавления возможного неповиновения Иван Грозный создал особое войско — опричнину.

«Песня...» привязана к конкретному времени. Царский и купеческий быт, картины жизни Москвы - всё это приметы эпохи. Но показаны они без подробностей, иногда косвенно. Например, Кирибеевич, желая привлечь внимание Алёны Дмитревны, с гордостью сообщает ей, что он не «душегуб лесной», а из «славной семьи Малютиной». А она «испугалась... пуще прежнего», потому что кто же не знал имени главного опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, известного своей жестокостью?

Но не эпоха и не деяния Ивана Грозного как государственного мужа в центре внимания поэта. Его интересуют характеры эпохи. Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников - все они разные, и все они ветви одного дерева, выросшего на почве российской истории XVI в.

Образ Кирибеевича в "Песне про купца Калашникова"

В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ - в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.

Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою... сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.

Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца. Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек... яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.

Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.

Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.

Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.

Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».

Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.

Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»

Наказал Кирибеевича Калашников. Купец - человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» - распространенный вид русского хлеба. Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый - зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена. Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».

Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться... за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.

Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.

«Родился я от честнова отца». — А ты?

«Жил я по закону Господнему ». — А ты?

«Не позорил я чужой жены ». — А ты?

Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».

Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями. Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии. Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.

Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.

Образ Ивана Васильевича в «Песне про купца Калашникова»

На страже царь Иван Васильевич. По какому праву? По праву хранителя православных законов: «Как возговорил православный царь». То есть, подчёркивается, что он не только царь — государственный муж, но и тот, кто служит Богу. Он его наместник на земле. Поэтому-то он «Иван Васильевич», а не «Иван Грозный». И царь признаёт над собой верховность Бога. Он принимает слова Калашникова: «Скажу только Богу единому», почему убил Кирибеевича. Поступая с Калашниковым по справедливости, что не соответствовало обычаям реального Ивана Грозного, царь косвенно, через оказание милостей семье Калашникова, признает его правоту.

А как люди? Они запомнили Калашникова? Запомнили. Именно поэтому «Песня...» заканчивается не казнью героя, а поклонами его «могилке» «пройдет стар человек — перекрестится», «пройдёт молодец — приосанится».

Основные особенности «Песни про купца Калашникова»

Почему Михаил Юрьевич назвал поэму «Песней...»? В названии отмечена форма, в которой история царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова дошла до слушателей. И ещё, если эти события стали песней и её поют и разносят по свету, это означает, что она уже вошла в память народа, стала его духовным достоянием.

Основные особенности «Песни про купца Калашникова» следующие:

  • жанр: поэма;
  • история как один из источников «Песни...»;
  • близость к жанру фольклорной исторической песни;
  • противостояние: опричнина — купечество;
  • интрига в сюжете;
  • присутствие героя — исторической персоны:
  • наличие вымышленных героев;
  • изложение от лица гусляров, выражающих народный взгляд;
  • утверждение вечных нравственных ценностей народа;
  • создание сильного национального характера;
  • тема чести;
  • трагический финал.

Сравнительная характеристика главных героев

«Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

М.Ю.Лермонтова.

В лироэпическом произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про …» я познакомилась с двумя героями: Степаном Парамоновичем и царским опричником Кирибеевичем. Чтобы понять, на чьей стороне правда, надо провести сравнение двух этих героев.

Начну с Калашникова. Степан Парамонович – «молодой купец», «статный молодец», «удалой боец», - так говорит про него сам автор. Красивая жена, молодость, достаток – казалось бы, жизнь его удалась! Но в один момент всё рушится!

На мой взгляд, в ситуации, в которую попал Калашников, он повёл себя правильно и выбрал верный путь. Конечно, будь он нечестным человеком, он бы встретил Кирибеевича тёмной ночью одного на улице и исподтишка нанёс ему смертельный удар. Но это было бы не по – мужски и вряд ли очистило честь семьи. Калашников вызывает его, своего соперника, на бой прилюдно, без страха и так, что заставил Кирибеевича «побледнеть в лице, как осенний снег».

В моих глазах, исходя из «Песни..», Степан Парамонович предстаёт отважным, заботливым, справедливым, трудолюбивым и умным человеком. А то, что он поступил благороднее, нежели его соперник, характеризует его ещё и как порядочного человека и как лицо, имеющее чувство собственного достоинства.

Для меня, человека 21 века, не совсем понятно поведение Калашникова с женой. Ведь в нынешних семьях в основном царит равноправие, а поведение Калашникова как бы списано с произведения того времени под названием «Домострой».

Именно стойкость и неотступность Степана Парамоновича, как мне кажется, смогли хотя бы после его смерти очистить от позора его семью. И, несмотря на его прилюдную казнь, в народе о нём сохранилась добрая слава, и даже гусляры слагали о нём песни.

Настал черёд Кирибеевича. Он не только по характеру и поступкам, но и по положению в обществе и внешнему облику сильно отличается от Степана Парамоновича Калашникова. Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя. В связи с этим у него сформировались такие черты характера, как тщеславие, чрезмерное честолюбие, своенравность и высокомерие. И это сразу отталкивает от этого героя читателей. По внешнему облику он ничуть не уступает своему сопернику Калашникову. Такие эпитеты, как «Удалой боец», «буйный молодец» рисуют в нашем воображении юношу статного, богатырского телосложения.

Кирибеевич довольно эгоистичен, и в своей любви к Алёне Дмитриевне он думает только о себе. Но в этом герое есть и привлекательные стороны. Отвага, смелость, бесстрашие, стойкость в совокупности составляют впечатление о «молодом опричнике» как о мужественном человеке. Хотя, если положить на чашу весов все положительные и отрицательные качества этого героя, то, на мой взгляд, отрицательные будут тоже тяжелы.

Человек, опозоривший чей-то род, просто не может быть положительным героем. Я думаю, что если этот опричник способен так любить, он сможет встать на путь исправления, но изменить его под силу только человеку, к которому он испытывает чувства.

Надеюсь, я достаточно раскрыла внутренний мир этих героев. Как и большинство людей, прочитавших это произведение, я на стороне Калашникова. И Вы со мной, наверное согласитесь.

Чуева Елена, 7 класса. филиал МБОУ Сосновская СОШ №1 в п. Рабочий Тамбовская область

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения