Памятник дюку в одессе - визитная карточка города

Расположен на Приморской улице, прямо над Потемкинской лестницей. Герцог с приветствием протягивает приезжающим руку.

Историческая справка

Дюк де Ришеле был потомком знаменитого кардинала Де Ришелье. Из-за Великой французской революции иммигрировал в Россию, где отличился при взятии Измаила. Через некоторое время получил должность генерал-губернатора Одессы.

Позже он сменил Талейрана на посту премьер-министра Франции. По окончании срока пребывания на посту герцог решил вернуться в Одессу, но не успел. Он умер в 1822 году в возрасте 56 лет в Париже от кровоизлияния в мозг.

Узнав о смерти Ришелье граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника. В 1823 году новый генерал-губернатор, граф М. С. Воронцов заказал памятник известному скульптору И. П. Мартосу. Памятник заложили 30 июня 1827 года. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо.

На фасадной части памятника латунная золоченая плита с надписью: ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОД ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУБЕРНАТОР - ГРАФ ВОРОНЦОВ.

В основании памятника установлены три барельефа, изображающие древнегреческих богинь, символизирующих земледелие, судебную систему (правосудие) и торговлю. Интересно, что богиня правосудия изображена с открытыми глазами, что отличается от традиционного изображения.

Работами по установке памятника руководил архитектор Ф. К. Боффо. Открытие памятника состоялось 22 апреля 1828 года.

В Одессе до сих помнят Ришелье как талантливого градоначальника. Он один из самых почитаемых исторических личностей в Одессе.

Интересные факты

Во время крымской войны англо-французская эскадра произвела бомбардировку Одессы. Одно из ядер повредило постамент памятника и после войны на месте повреждения была установлена чугунная заплатка со стилизованным пушечным ядром. Считается, что причина установки пушечного ядра на памятнике – подчеркнуть: «французы обстреливают памятник своему бывшему премьер-министру».

Латунные барельефы пользуются особой популярностью у одесситов и гостей этого города. Так, считается, что тот кто приложится к мешочку бога торговли, будет богат. Тот кто приложится к грудям богини правосудия будет здоров в сексуальной жизни, а тот, кто возьмется за руку богини земледелия, будет счастлив. Эти части барельефов всегда отполированы человеческими руками.

Одесситы говорят: «Погляди на Дюка со второго люка» или «Посмотри на Дюка с люка» - если смотреть на памятник с водопроводного люка слева от него, то свиток и складки одежды Дюка чрезвычайно похожи на мужские гениталии.

Изображения

Памятник Дюку де Ришелье Памятник Дюку де Ришелье Богиня правосудия

Когда в 1766 году в родовитой парижской семье Ришелье родился мальчик Арман-Эмманюэль, никто и подумать не мог, что спустя 37 лет его будут именовать Эммануилом Осиповичем или просто «нашим Дюком» в новороссийском городе, которой он создаст своими трудами.

Градоначальником Одессы Дюк де Ришелье стал в 1803 году. Но как говорили, градоначальник был, а вот град отсутствовал. Ведь нельзя назвать этим громким словом нищее поселение в дикой степи и четыре сотни разваливающихся строений, в которых проживало восемь тысяч человек.

По прибытии в Одессу Эммануил Осипович поселился в домике без мебели. И взять её было неоткуда. Ришелье пришлось ждать месяц, пока из Херсона ему не привезли стулья. Зато из Окон дома просматривалась улица и можно было наблюдать за строительством театра, который до сих пор считается одним из символов Одессы. Любоваться, правда, времени не было: Ришелье работал по пятнадцать часов в сутки. Он следил за тем, как возводится город, строил соборы и больницы, расширял порт, проводил освещение, налаживал торговлю, привлекал новые капиталы и новых жителей.

Бывая в судах и тюрьмах, Ришелье общался с заключёнными и не раз освобождал невинно осуждённых. Дюк любил разговаривать с простыми людьми: он останавливал их на улицах, задавал вопросы и так узнавал о нуждах одесситов. Горожане и сами шли к нему прямо домой со своими проблемами. Ришелье принимал всех, был безукоризненно вежлив. Он страдал близорукостью и на улице всегда просил сопровождающих, подсказывать ему, на каких балконах стоят дамы, чтобы поклониться. А если шёл один, то кланялся на всякий случай и часто… пустым балконам.

Любимым делом Ришелье было садоводство. Когда он только прибыл в Одессу в ней почти не было зелени. Дюк изучил местную почву и принялся высаживать деревья на пустырях и улицах. Заказав в Италии саженцы акации, Эммануил Осипович лично год за годом украшал ею город. Цветущая акация стала ещё одним символом Одессы.

Бесконечно любивший одесситов, Ришелье заботился об образовании подрастающего поколения. Он учредил институт благородных девиц и коммерческую гимназию. А на их основе создал лицей. Герцог пожертвовал ему своё жалованье за год и подарил книги из личной библиотеки. Это было тем более ценно, что все знали: Ришелье – настоящий бессребреник, состояния у него нет. Правда, была дача, да и ту он продал, так как нуждался в средствах. Но как только у Ришелье появлялись деньги, он их тут же жертвовал городу, поскольку государственное финансирование было ничтожно. А в 1812 году, когда Наполеон вторгся в Россию, француз Эммануил Осипович все свои сбережения отдал на дело обороны.

Он рвался на фронт, но в Одессе началась вспышка чумы, и Дюк не оставил город. За время страшной эпидемии умер каждый восьмой житель. Даже врачи сбегали из Одессы. А Ришелье, показывая чудеса самоотверженности, ухаживал за больными, помогал им деньгами и лекарствами. И сам рыл могилы, когда рабочие, боясь заразиться, отказывались хоронить умерших.

Ришелье прожил в Одессе одиннадцать лет. Приезжих часто шокировал его образ жизни: старая шинель, пешие походы по городу, посещение недорогих лавок, беседы с бедняками. «Он слишком одессит», – говорили чопорные гости. Одесситы же были иного мнения. Они считали Ришелье отцом-основателем города, его Ангелом-хранителем. Как писали в то время: «В Одессе живёт тридцать тысяч человек, и все без исключения любят Дюка».

Александра Первого потрясло преобразование Одессы. Из жалкой деревни она превратилась в цветущий европейский город. Ришелье, к тому моменту уже три года бывшему премьер-министром Франции, сразу наградили высшим орденом Российской империи – орденом Андрея Первозванного.

Когда Дюк умер, всё население Одессы – от первых богачей до портовых грузчиков, собирало деньги на памятник любимому человеку. Открытие монумента превратилось в праздник с салютом и пушечными залпами. И этот знаменитый на весь мир памятник Ришелье стал одним из самых узнаваемых символов Одессы.

Памятник Дюку, или, вернее, памятник Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё – это еще одна достопримечательность Одессы и первый монумент, открытый в этом городе. Он был создан в 1828 году и представляет собой бронзовую фигуру в полный рост.

Чем же заслужил этот француз такого почета, и каким образом он оказался в Одессе? Герцог де Ришелье прибыл в Одессу 9 марта 1803 года. На то время Одесса уже существовала 8 лет, однако представляла собой небольшое селение с парой сотен деревянных домиков. Герцог де Ришелье, который стал первым градоначальником Одессы, превратил ее в настоящую жемчужину у моря, создав здесь один из самых крупных торговых портов. Во времена его управления Одесса начала активно застраиваться, появился первый Одесский оперный театр, типография, были открыты коммерческое училище и институт благородных девиц. Герцог де Ришелье оставался неизменным градоначальником Одессы на протяжении одиннадцати лет. За это время население города достигло 35 тысяч человек.

Однако когда во Франции к власти снова пришли Бурбоны, он вернулся на родину, где стал премьер-министром. Александр І посетивший Одессу через три года, после того как герцог покинул Россию, был настолько поражен метаморфозами и преображением города, что тут же издал указ об награждении герцога де Ришелье орденом Андрея Первозванного. Умер герцог в возрасте 56 лет во Франции. Когда весть о его кончине достигла Одессы, все жители Южной Пальмиры были поражены столь внезапной кончиной самого уважаемого в городе человека. И тогда Александр-Луи Андре де Ланжерон, тогдашний градоначальник Одессы и большой друг герцога призвал жителей собрать пожертвования на строительство памятника. Эскиз памятника разрабатывал величайший скульптор того времени Иван Мартос, который изобразил герцога в полный рост, словно шествующим по Одессе. Разрешение на установку монумента подписывал сам Александр І.

Много воды истекло с тех пор, много изменилось в Одессе, однако памятник Дюку до сих пор остается излюбленным местом встреч для одесситов и визитной карточкой города.

Знаете ли вы, какой самый первый памятник был открыт в Одессе? Конечно же, -это памятник знаменитому Дюку де Ришелье на Приморском бульваре , визитная карточка города.

Памятник герцогу (дюку) де Ришелье (Арману Эммануэлю дю Плесси) был установлен в Одессе в 1828 году.Авторами постамента стали петербургский архитектор Авраам Мельников и итальянский архитектор Франческо Боффо (один из создателей Потемкинской лестницы), а скульптором - И.П.Мартос (автор монумента Минину и Пожарскому в Москве).В первозданный облик памятника внесла свои коррективы и Крымская война (1853-1856г.г.):осколком ядра был поврежден постамент.Памятник чудом уцелел, а недостаток превратили в достоинство:на месте повреждения установили стилизованное пушечное ядро в память о тех событиях.

Отлитая из бронзы фигура Дюка, со свитком в руке, на самом деле несколько больше оригинала.Пьедестал выполнен в строгом классическом стиле из розового гранита и известняка.На трех его гранях, в нишах, установлены бронзовые горельефы, символизирующие торговлю, правосудие(что интересно, его фемида без традиционной повязки на глазах) и земледелие.У жителей и гостей города появилась интересная примета:хотите привлечь в свою жизнь госпожу Удачу – потрите бронзовые барельефы монеткой.А на четвертой грани пьедестала находится позолоченная плита из латуни с надписью:«Герцогу Еммануилу де Ришелье, управлявшему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем и положившему основание благосостояния Одессы, благодарные к незабвенным его трудам жители всех сословий».Так чем же прославился этот француз столь известного и знатного рода здесь, в Одессе?

«Едва ли история знает человека, о котором все источники отзывались бы с таким единодушным одобрением... Сплошная похвала, воздаваемая и русскими, и иностранцами деятельности Ришелье, удивляет каждого... В его деятельности нет возможности указать ни одной темной точки».(Из книги, выпущенной к столетию Одессы, 1894 год).Это необычайный человек с интересной биографией.

«Цветущим в акациях город» стал благодаря Ришелье.Это он привез акацию из Италии и засадил ею город, впрочем как и некоторыми другими деревьями, без которых трудно представить современную Одессу.Это он добился налоговой свободы для города, что позволило Одессе стать на ноги и окрепнуть.Он вырывал по кускам Одессу у как у местных бандитов, так и у правительства державы, чтоб поднять город.

Мало кто замечал, но у скульптуры Дюку Ришелье в складках тоги справа на боку висит короткий римский меч, а дырки на фасадной грани самого знаменитого одесского памятника – следы осколков, а на спине – следы от пуль.

Кстати, интересно отметить, что человек, которому первому поставили в Одессе памятник, дважды был премьер-министром Франции!

И в наши дни бронзовый Дюк, продолжая жить Одесской жизнью, по - прежнему «участвует» во многих событиях города – от Юморины до Джаз-карнавала.Разыгравшееся воображение любящих пошутить одесситов позволило им заприметить даже нечто интимное, глянув на Дюка сбоку, как говорят, «со второго люка».А еще здесь, у памятника, встречаются и влюбляются, митингуют и снимают фильмы, словом, жизнь продолжается…

Благодарные потомки увековечили память об отце - основателе города, назвав в его честь улицу и сад, гимназию и лицей, клуб и кинокомплекс, театр и футбольный клуб.«Золотой Дюк»… Так называются одесские конфеты и шампанское, и даже премия в области фантастики и кинофестиваль! «Наш Дюк», -с любовью называли его люди.И теперь, оглянувшись назад, в историю, можно с уверенностью сказать, что памятником этому великому человеку стал весь город.

Памятник герцогу де Ришельё в Одессе (также известен как памятник дюку , Ришельё, герцогу, бронзовый дюк) - бронзовый монумент в полный рост, посвящённый Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё, открыт в 1828 году . Первый памятник, установленный в Одессе .

Предыстория

История создания

Получив горестное известие из Парижа о кончине Ришелье, граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника. Заступивший в мае 1823 года на пост Новороссийского генерал-губернатора, граф М. С. Воронцов заказал памятник известному скульптору И. П. Мартосу . Он стал одним из последних творений этого выдающегося русского мастера.
Памятник представляет собой бронзовую статую Ришельё в римской тоге со свитком в руке и тремя латунными горельефами , символизирующими земледелие, торговлю и правосудие. Заложен 30 июня г. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо . Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.-Э. Ришельё. Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега реки Южный Буг (около Вознесенска), подаренный херсонским помещиком Скаронинским , отделан мастером П. Джерари . Основанием пьедестала служит стилобат в форме усечённой пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.

На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной - латунная золочёная плита с надписью:

ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОДѣ ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУ-БЕРНАТОРѣ - ГРАФѣ ВОРОНЦОВѣ

На трёх боковых сторонах - бронзовые горельефные изображения, символизирующие торговлю, правосудие и земледелие.

Работами по установке памятника руководил архитектор Ф. К. Боффо .

Открытие бронзового памятника Дюку состоялось 22 апреля 1828 года .

    Richelieu Odessa 1.jpg

    Richelieu Odessa 2.jpg

    Richelieu Odessa 5.jpg

    Richelieu Odessa 3.jpg

Повреждение во время Крымской войны

Напишите отзыв о статье "Памятник де Ришельё"

Примечания

Отрывок, характеризующий Памятник де Ришельё

– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения