Описание картины и грабаря февральская лазурь пятиклассниками. Художник И. Грабарь. «Февральская лазурь»: описание картины. История написания картины



ПРОЧТИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО!

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)

Игорь Эммануилович Грабарь – живописец, родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Сомов, Билибин.

Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.

Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность.

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства - икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

В 1926-30 Грабарь был редактором отдела изобразительного искусства Большой Советской Энциклопедии.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.
История создания картины «Февральская лазурь»

«Февральская лазурь» – самый известный пейзаж И.Э.Грабаря. Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Ему удалось создать новый образ русской природы. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. Невозможно лучше самого автора передать преклонение перед красотой природы, которое он пережил.

О появлении на свет картины-любимицы, «Февральской лазури», его обстоятельный рассказ: «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, ко-ралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то это будет бесподобно», - подумал я и тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. На следующий день я взял другой холст и в течение трех дней написал этюд с того же места. После этого я прорыл в глубоком снегу свыше метра толщиной траншею, в которой и поместился с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита со всей градацией голубых - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху. Холст я заранее в мастерской подготовил под лессировку неба, покрыв его по меловой, впитывающей масло поверхности густым слоем плотных свинцовых белил различных тональностей.

Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но, повернув его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления. Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению». Передать перезвоны чистого цвета - цвета освещенного ярким февральским солнцем неба, снега и серебристого ствола березы художнику удалось в полной мере…

В «Февральской лазури» береза - неотъемлемая часть, а то и единственная основа художественного образа. В самом облике березы, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие природы родного края, которое отличает Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества. Из всех берез, когда-либо изображенных Грабарем, в березе «Февральской лазури» поэзия грабаревской пейзажной живописи достигла своей кульминации… Нужно было овладеть не только мастерством живописца, но и необыкновенным чувством влюбленности в природу, чтобы изобразить то торжество наступающей весны, которое удалось показать на своем холсте художнику. Как и всегда, он прибег к своему излюбленному приему показа фрагмента пейзажа: зритель не видит вершины березы, а на переднем плане на снегу лежат тени тех деревьев, которые стоят где-то позади зрителя, «входящего» таким образом по воле художника в картинное пространство и снизу вверх разглядывающего все множество переплетающихся ветвей и свисающих сучьев, сияющих то белизной, то золотом на фоне весеннего неба. Главная героиня картины - береза с ритмически расположенными ветвями - как бы закрывает от зрителя расположенные купами по две, по три тонкие березы, уходящие вдаль, туда, где на горизонте виднеется прозрачный, пронизанный светом березовый лес…

«Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, в то время как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну ее и писал». Белизна березового ствола становится для Грабаря своеобразным экраном, отражающим радужные блики. Вместо черных крапинок он видит контрасты чистых красок.

«Февральская лазурь» является одним из примеров наибольшей степени цветового разложения среди всех живописных произведений Грабаря. Художник пишет чистым цветом, не смешивая краски на палитре, а нанося их короткими мелкими мазками на поверхность холста. Глубокие синие, светло-синие, бирюзовые и желтовато-голубые тона неба переданы всем множеством отдельных мазочков синего, белого, желтого, местами зеленого и красного цвета. То же происходит со стволами берез, поверхностью снега, где соседствуют белый, красный, сиреневый, желтый тона, и все это вместе сливается в единую поверхность снега с его глубокими сине-сиреневыми тонами, в белизну и золото березового ствола.

«Февральской лазурью» Грабарь сказал новое слово в русской пейзажной живописи.
Лазурь (др. русск. из греч.) – 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета. (Толковый словарь.)
Синонимы цвета:
Лазурный = лазоревый = голубой.
Коралловый (цвет) – ярко-красный.
Сапфировый (цвет) – синий или зелёный, цвета сапфира.
Жёлтый (цвет) – золотой, золотистый.

НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПЛАНУ.

Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

ПЛАН

1. История создания картины. (Очень кратко! – цифра 1 сборника.) Смысл названия. (Полотно ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом.)
2. Лазоревое небо на картине Грабаря. (Небо занимает в «Февральской лазури» примерно три четверти полотна. Будто куполом раскрылось над картиной. Такое интенсивно-синее небо бывает именно в России - и именно солнечными зимними днями. Как мы понимаем, что день солнечный? – Сверкают стволы берёз, на них видны отблески солнца. Палитра неба разнообразна: от ярко-синего до светло-голубого. Лазурный фон создаёт ощущение торжественности и сочности солнечного света, который разливается по картине.)
3. Берёзы. Берёза на переднем плане картины. (Автор: «…дивный экземпляр берёзы»… Могучее, огромное, видевшее ни одну зиму, старое дерево. Цвет ствола, ветвей, ярко-рыжей прошлогодней листвы на верхушке, гармонирующей с ясной синевой необъятного неба. Вдали расположены её подружки, молодые берёзки. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом небе. Жёлтые, жемчужные, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона. Берёзы – символ нашей родины, символ русской зимы. О них сложено много песен и стихов.)
4. Нестандартный подход к ракурсу картины. (Зрителю предлагается взглянуть на заснеженную березовую рощу как бы снизу. Такой приём расширяет пространство и позволяет…, создавая)
5. Нижняя часть картины – снег: на солнце и в тени. (Снег рыхлый, кое-где осел, подтаял. Особая красота сапфировых теней на сиреневом снегу, бесконечные бирюзовые переливы, блистающего снежного покрова.)
6. «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря – поэзия пробуждающейся весны. Впечатление, чувства и настроение, вызванные картиной. (Художник выразил свои чувства на картине с помощью симфонии цвета, создав настроение небывалого праздника… см. сборник конец -1,2. Помогли ли стихотворения поэтов и музыка композиторов, звучащие на уроке, увидеть красоту «Февральской лазури»?)

(На уроке звучат музыкальные композиции Антонио Вивальди «Времена года. Весна» и Эдварда Грига «Утро», сюита «Сольвейг» из оперы «Пер Гюнт».)

Стихотворения, созвучные картине и настроению художника (тексты можно использовать в сочинении):

«Еще и холоден и сыр…» Иван Бунин

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

Есенин С.А.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

И. Грабарь - известный русский художник-пейзажист, уче­ник И.Е. Репина, певец зимы, снега, мороза. Всем нам хорошо знакомы такие его полотна, как «Мартовский снег», «Зимний вечер», «Зимний пейзаж». Одно из лучших его творений - кар­тина «Февральская лазурь», написанная им в 1904 году.

На картине мы видим зимнюю березовую рощу. Это дерево всегда привлекало внимание художника. «Что может быть пре­краснее березы, единственного в природе дерева, ствол кото­рого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестествен­ное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую бе­резу…», - писал И. Грабарь. И именно березка подвигла его на­писать этот прекрасный пейзаж. Вот как вспоминает об этом сам художник: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкост­ного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от от­крывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: ка­кие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объеди­ненных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Фев­раль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сда­вал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину… Писал я с зонтиком, окра­шенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой сторо­ной к синеве неба…».

На картине изображен чудесный февральский денек - радо­стный, солнечный, морозный. На первом плане мы видим не­жную белоствольную красавицу-березу, обласканную солнечным лучом. Ветви ее широко раскинулись и устремились в ослепительно синее, чистое, огромное небо. На нем практически нет облаков. Внизу - свежий, искрящийся на солнце перламутро­во-бирюзовый снег. Жгучий, прозрачный, морозный воздух. На заднем плане мы видим березовую рощицу, юные, тонкие, строй­ные деревца. И здесь уже преобладают холодные тона, краски - солнце почти не проникает в березовую чащу. Вся картина ос­тавляет необыкновенно радостное впечатление. Невольно вспо­минаются нам пушкинские строки:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Такое же радостное и умиротворенное впечатление создает эта картина природы, созданная Пушкиным.

Художник использует белый, коричневый цвет и нежные, тон­кие оттенки синего - бирюзовый, перламутровый, сиреневый, лазурный. Да ведь и сама картина называется «Февральская ла­зурь». Думается, это название очень подходит этому пейзажу.

Картина мне очень понравилась. Она передает нежную, ти­хую и величественную красоту русской природы.

Здесь искали:

  • сочинение по картине февральская лазурь
  • сочинение по картине грабаря февральская лазурь
  • сочинение Февральская лазурь

Игорь Грабарь - художник, который известен благодаря своим пейзажным картинам. Необходимо сказать, что которую так любил изображать автор на своих полотнах, всегда выглядела по-особенному, так, как видел её сам мастер. Одной из самых известных работ художника является «Февральская лазурь». Она вызывает бурю эмоций и впечатлений у тех, кто когда-либо её видел. Сочинение по картине «Февральская лазурь» писал практически каждый школьник, причем даже в младших классах.

Художник Игорь Грабарь

Будущий талантливый художник, реставратор, педагог Игорь Грабарь родился 25 марта 1871 года в Будапеште. Учился он в лицее цесаревича Николая, и, что немаловажно, закончил его с После этого Грабарь поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет.

Стоит отметить, что старший брат Игоря - Владимир - вскоре после окончания учебного заведения всё же стал известным юристом. Однако младший Грабарь предпочёл стать художником, так как именно это дело было больше всего ему по душе. Стоит отметить, что Игорь начал посещать занятия по рисованию, находясь ещё в Москве.

Через год после окончания университета Игорь поступил в Петербургскую академию художеств. На протяжении некоторого времени преподавателем его был известный на весь мир Илья Репин.

Однако после окончания этого учебного заведения Грабарь не остановился и решил, что теперь хочет поступить в Париж, а затем - в Мюнхен. Его замыслы сбылись.

Многое в жизни Игоря изменил его переезд в Москву в 1903 году. После художник участвовал в многочисленных выставках, а его работами можно было любоваться даже за границей, где они также выставлялись на различных экспозициях.

Одной из самых известных и знаменитых картин автора является «Февральская лазурь». Она вызывает у зрителя массу эмоций, а также впечатления, которые невозможно забыть. Сочинение по картине «Февральская лазурь» написать совсем несложно, потому что, глядя на эту картину, у зрителя возникают бурные эмоции и впечатления, описание которых станет для каждого только удовольствием.

Зима на картине «Февральская лазурь»

Замечательную работу, которая на протяжении многих лет восхищает каждого, написал И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь» не оставит равнодушным никого, потому что это полотно передаёт весеннее настроение, несмотря на то, что на нем иллюстрируется зимняя пора.

На изображены берёзы в зимнюю пору, которые дарят каждому зрителю тёплые, хорошие эмоции. Каждый школьник, увидев эту замечательную работу, сможет написать сочинение. «Февральская лазурь» показывает, как бывает прекрасна зима накануне наступления весенней тёплой поры.

Очень часто художники передают зиму на своих картинах в белых, холодных тонах, показывая всю величественность этой поры. Однако Игорь Грабарь решил доказать зрителям, что зима бывает не только суровой и угрюмой, но и тёплой, солнечной.

Сочинение по картине «Февральская лазурь» может помочь каждому созерцателю этой работы понять, что же хотел показать автор.

Сочинение на тему "Солнце на картине художника"

Умеет передавать зрителю и впечатления через картину И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь» - работа художника, которая является этому доказательством. Зритель ощущает и улавливает через картину посыл автора, впечатления и эмоции, которые вызывает зима и её красота.

Несмотря на то, что солнце зимой светит, но не греет, зритель картины «Февральская лазурь» всё равно чувствует тепло и радость. Автор ловко изобразил уходящие лучи, которые медленно окутывают каждую одинокую берёзку. Благодаря его умению зритель чётко видит и чувствует, насколько ласковым и тёплым может быть солнце зимой.

Исключительно красиво, с трепетной русскую природу на своих полотнах Игорь Грабарь. «Февральская лазурь» (сочинение по картине поможет зрителю выразить свои эмоции на бумаге) - отражение таланта мастера. И этим полотном не устаешь восхищаться.

Берёзы на картине «Февральская лазурь» (Грабарь). Сочинение о красоте природы

Бурю эмоций у зрителя вызывают берёзы, изображённые на картине. Первый взгляд читателя обращается к группе одиноких деревьев, радующихся солнечному деньку на опушке Изящные стволы и ветки частично покрыты сияющим и искрящимся на солнце снегом. На верхушках берёз виднеются ещё не опавшие прошлогодние листья, которые смогли пережить зимние суровые холода. В этот день наконец-то наступило спокойствие, вьюги и бури закончились, и теперь им на смену пришли ласковые лучи тёплого солнца.

Сочинение по картине «Февральская лазурь» написать несложно. Достаточно просто взглянуть на эту работу, насладиться красотой русской природы, и мысли сами польются на бумагу.

Поистине непревзойденное творение - «Февральская лазурь» (Грабарь).

Сочинение на тему «Снег на картине»

При взгляде на картину Грабаря «Февральская лазурь» зритель отмечает для себя искристый белый снег. Несмотря на то, что художник изобразил русскую зиму, снег на картине покрывает только холодную землю и часть деревьев. Стоит отметить, что на «Февральской лазури» холодные тона, присущие выбранному автором времени года, не преобладают: закат придаёт снегу розоватый оттенок, который делает картину Грабаря тёплой, светлой и яркой. Благодаря этому зритель чувствует, что весна наступит совсем скоро.

по картине

Картина Грабаря является довольно известной, и на протяжении многих лет ею восхищаются. Даже школьники ещё в младших классах пишут сочинение по этому полотну. Однако чтобы на «отлично» выполнить работу, необходимо обязательно составить план. «Февральская лазурь» действительно является произведением искусства, которым восхищаются многие люди.

Для того чтобы написать сочинение по картине Грабаря, необходимо составить план по образцу и дать название работе. Это поможет каждому школьнику выполнить свое задание на «отлично». Итак, какие же пункты включаются в план? Это будут примерно следующие вопросы, на которые в своем сочинении ученик должен дать исчерпывающие ответы.

  1. Краткая биография Грабаря.
  2. Как автор картины изобразил на ней зиму?
  3. Каким художник видит зимнее солнце?
  4. Игорь Грабарь изобразил на «Февральской лазури» берёзы. Какие они?
  5. Как художник показал на картине снег?
  6. Какие эмоции, впечатления возникают у зрителя?
  7. Чем вам понравилась картина Грабаря?

Необычность картины

Работа «Февральская лазурь» просто завораживает. Автор передал зрителю всю таинственность и красоту природы зимой. При взгляде на эту работу мастера хочется очутиться на опушке зимнего леса и насладиться лучами солнца, которые обнимают берёзки. Картина вызывает бурю эмоций и впечатлений, что по праву делает её одной из лучших среди пейзажных работ. Грабарь точно и очень умело передал всю красоту и величественность природы.

  • Мое отношение к картине.
  • Как-то раз, ясным морозным февральским утром художник-пейзажист Игорь Грабарь вышел на ежедневную прогулку. Он нечаянно уронил свою палку, с помощью которой пробирался по глубокому снегу, и, нагнувшись за ней, случайно посмотрел вверх. Художник увидел зимнюю погоду и природу совершенно по-другому. Вскоре Грабарь снова пришел в лес, но уже вместе со своим другом. Они выкопали в снегу траншею как раз на том самом месте, где художник обронил свою палку.

    Грабарь улегся в эту траншею и начал писать картину, поэтому ракурс у неё такой необычный: она нарисована снизу вверх. Через две недели работа была готова. Художник назвал её «Февральская лазурь».

    На картине И. Грабарь изобразил белоствольную березовую рощу в солнечный морозный зимний день. Природа дремлет, укрывшись снежным покрывалом. Всё кругом блестит и переливается от яркого солнца: и березы, и снег, и даже небо, кажется, искрится от этого ослепительного света.

    Высоко над рощей раскинулся огромный, чистый, лазурный небосвод. Чем он дальше от нас к горизонту, тем больше светлеют краски, и вдали, над темным лесом, он становится совсем светлым, почти белёсым. Солнышко нежно озаряет высокие стройные березы. Оно обманчиво в это время года, потому что хоть и ярко сияет, но пока ещё не греет. Звенящий воздух чист и прозрачен. Вспоминается, как в такую морозную погоду он бодрит и холодом обжигает дыхание.

    Белоствольные березы такие высокие и раскидистые! Своими тонкими изящными ветвями они достают до самого неба! Большое старое дерево на переднем плане заслонило собой почти всё небо, и оно синеет сквозь ветки, словно сквозь частые белые нити. Жемчужный ствол березы слегка изогнут, будто она застыла в неслышном плавном танце. На макушках деревьев ещё сохранилось немного прошлогодних желтых, пожухлых листьев. Они чудом удержались на ветках, выдержав сильные порывистые февральские ветра. А теперь, скованные крепким морозцем, они, кажется, слегка звенят при движении воздуха.

    Лазурное небо отражается от зимнего снежного покрывала, укрывшего землю, поэтому оно кажется не белоснежным, а немного голубоватым. Березы отбрасывают на снег длинные сапфировые тени. Плотный снег вокруг деревьев слегка подтаял от их тепла. Уже совсем скоро солнце будет пригревать сильнее и здесь появятся первые проталинки.

    Вдали, за рощей, виднеется длинная изогнутая лента светлого березового леса.

    Мне очень нравится этот зимний пейзаж. От него веет морозной свежестью и в то же время явно ощущается приближение весны. Приходят на память строчки из стихотворения А. Плещеева:

    «Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало…».

    Природа ликует: скоро минует пора злых метелей и бурь, кончится зима, наступят теплые погожие дни, все живое проснется от долгого сна, расцветет и заблагоухает.

    Умение блистательного русского живописца Игоря Грабаря передать тот момент, когда зима вот-вот сдаст позиции весне, никогда не оспаривалось ни критиками, ни обычными зрителями. Вот и картина «Февральская лазурь» удивительным образом перемещает нас в зимний лес, который уже готовится сбросить оковы зимы. Настроением этой грядущей перемены пропитана она до последнего мазка.

    «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». Надо отметить, что Грабарь обладал важнейшим качеством истинного живописца — он умел по-настоящему видеть, то есть воспринимать в окружающем мире гораздо больше того, что открывается обычному взгляду.

    Работа над этой картиной, которую он потом считал важнейшей в своем творчестве, проходила очень своеобразно: этюд был написан из траншеи, которую Грабарь прорыл в глубоком снегу. В этой траншее художник поместился с мольбертом и большим холстом в поисках более сильного впечатления низкого горизонта и высокого неба (впоследствии такой «траншейный» метод использовался им и в других натурных
    работах). С этой точки художник смог раскрыть все многообразие голубых тонов в градации от светло-зеленого до ультрамаринового — то, что Илья Остроухов назовет позже «индийским небом». Вертикальный формат картины, как и в Белой зиме, акцентирует пластику березы, расправившей подобно крыльям свои веерные ветви, и подчеркивает бесконечность лазурного пространства.

    Интересен выбранный художником ракурс: зритель смотрит на изображение снизу, это расширяет пространство картины. В работе использовано очень много светлых тонов — белые берёзы, снег, небо. Но, несмотря на это, яркий светлый колорит работы не мешает ее комфортному восприятию. Кроме большого количества белесоватых оттенков художник также использует и цвета, традиционно связываемые с приходом весны: голубой и ультрамариновый. Сочетание цветов помогает зрителю понять, что дни зимы сочтены и совсем скоро весна вступит в свои права.

    Главным героем картины Грабаря «Февральская лазурь» является, конечно, берёза на переднем плане. Её ветви чётко выделяются на фоне по-весеннему голубого неба. На них сверкает иней, красивым ожерельем обрамляя русскую красавицу. Позади неё художник изобразил ещё несколько березок, красота и изящество которых вторят главной героине.

    Настроение картины — радостное, весеннее, несмотря на то, что зима сковала природу своим холодом. Понятно, что весна с её весёлыми ручьями и пением птиц не за горами, холод скоро закончится и берёзы по кроются сережками и молодыми свежими листочками.

    Год написания картины: 1904.

    Размеры картины: 141 x 83 см.

    Материал: холст.

    Техника написания: масло.

    Жанр: пейзаж.

    Стиль: импрессионизм.

    Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения