Краткий анализ произведения живи и помни. Анализ «Живи и помни» Распутин. Жизнь Настены в доме мужа

Нравственная проблематика повести В. Распутина «Живи и помни»

Повесть «Деньги для Марии» принесла В. Распутину широкую известность, а последующие произведения: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» - закрепили за ним славу одного из лучших писателей современной русской литературы. В его произведениях на первый план выходят нравственно-философские вопросы о смысле жизни, о совести и чести, об ответственности человека за свои поступки. Писатель рассуждает об эгоизме и предательстве, о взаимоотношении личного и общественного в душе человека, о проблеме жизни и смерти. Все эти проблемы мы и найдем в повести В. Распутина «Живи и помни».

Война - это ужасное и трагическое событие - стала определенной проверкой для людей. Ведь именно в таких экстремальных ситуациях человек проявляет истинные черты своего характера.

Главный герой повести «Живи и помни» Андрей Гуськов ушел на фронт в самом начале войны. Он честно воевал сначала в разведроте, потом в лыжном батальоне, затем на гаубичной батарее. И пока за спиной были Москва и Сталинград, пока выжить можно было только сражаясь с врагом, ничто не тревожило душу Гуськова. Андрей не был героем, но и не прятался за спинами товарищей. Его брали в разведку, он воевал, как все, был хорошим солдатом.

Все изменилось в жизни Гуськова, когда стал виден конец войны. Перед Андреем снова встает проблема жизни и смерти. И в нем срабатывает инстинкт самосохранения. Он стал мечтать о ранении, чтобы выиграть время. Андрей задает себе вопрос: «Почему я должен воевать, а не другие?» Здесь Распутин осуждает эгоизм и индивидуализм Гуськова, который в такой трудный для родины момент проявил слабость, малодушие, предал своих товарищей, испугался.

Главный герой повести Распутина «Живи и помни» похож на другого литературного персонажа - Родиона Раскольникова, который спрашивал себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Распутин затрагивает проблему личного и общественного в душе Андрея Гуськова. Имеет ли право человек поставить свои интересы выше интересов народа, государства? Имеет ли право человек переступить через вековые нравственные ценности? Конечно же, нет.

Еще одна проблема, которая волнует Распутина, - это проблема судьбы человека. Что побудило Гуськова бежать в тыл - фатальная ошибка чиновника или та слабинка, которую он дал в душе? Может быть, если бы Андрея не ранило, он бы переборол себя и дошел до Берлина? Но Распутин делает так, что его герой решает отступиться. Гуськов обижен на войну: она оторвала его от близких, от дома, от семьи; она каждый раз подвергает его смертельной опасности. В глубине души он понимает, что дезертирство - это заведомо ложный шаг. Он надеется, что поезд, в котором он едет, остановят и проверят у него документы. Распутин пишет: «На войне человек не волен распоряжаться собой, а он распорядился».

Совершенный поступок не приносит Гуськову облегчения. Он, как и Раскольников после убийства, должен теперь скрываться от людей, его терзают муки совести. «У меня теперь все дни черные», - говорит Андрей Настене.

Образ Настены - центральный в повести. Она является литературной преемницей шолоховской Ильиничны из «Тихого Дона». Настена сочетает в себе черты сельской праведницы: доброту, чувство ответственности за судьбы других людей, милосердие, веру в человека. Проблема гуманизма и всепрощения неразрывно связана с ее светлым образом.

Настена нашла в себе силы пожалеть Андрея и помочь ему. Она сердцем почувствовала, что он рядом. Для нее это был трудный шаг: ей пришлось лгать, хитрить, изворачиваться, жить в постоянном страхе. Настена уже почувствовала, что отдаляется от односельчан, становится чужой. Но ради мужа она выбирает себе такой путь, потому что любит его и хочет быть с ним рядом.

Война многое изменила в душе главных героев. Они поняли, что все их ссоры и отдаленность друг от друга в мирной жизни были просто нелепостью. Надежда на новую жизнь согревала их в трудные минуты. Тайна разъединила их с людьми, но сблизила друг с другом. Испытание раскрыло лучшие их человеческие качества.

Подгоняемая сознанием того, что быть им вместе не долго, с новой силой вспыхнула любовь Андрея и Настены. Пожалуй, это были самые счастливые дни в их жизни. Дом, семья, любовь - вот в чем видит счастье Распутин. Но для его героев была уготована другая судьба.

Настена верит, что «нет такой вины, которую нельзя простить». Она надеется, что Андрей сможет выйти к людям и покаяться. Но он не находит в себе сил на такой поступок. Лишь издали Гуськов смотрит на отца и не решается показаться ему.

Мало того, что поступок Гуськова ставит крест на его судьбе и на судьбе Настены, но Андрей не пожалел и своих родителей. Может быть, единственная надежда была у них, что их сын вернется с войны героем. Каково же было им узнать, что их сын - предатель и дезертир! Какой это позор для стариков!

За решимость и доброту Бог посылает Настене долгожданного ребенка. И здесь возникает самая главная проблема повести: имеет ли право родиться ребенок дезертира? В рассказе «Шибалково семя» Шолохов уже ставил подобный вопрос, и пулеметчик уговорил красноармейцев оставить сына в живых. Весть о ребенке стала единственным смыслом для Андрея. Теперь он знал, что ниточка жизни потянется дальше, что его род не прекратится. Он говорит Настене: « А роди ты, я себя оправдаю, для меня это последний шанс». Но Распутин разбивает мечты героя, и Настена погибает вместе с ребенком. Пожалуй, в этом самое страшное наказание для Гуськова.

Главная идея повести В. Распутина «Живи и помни» - это нравственная ответственность человека за свои поступки. На примере жизни Андрея Гуськова автор показывает, как легко оступиться, проявить слабость и совершить непоправимую ошибку. Писатель не признает никаких объяснений Гуськова, ведь на войне погибали другие люди, у которых тоже были семьи, дети. Можно простить Настену, которая пожалела мужа, приняла его вину на себя, но дезертиру и предателю нет прощения. Слова Настены: «Живи и помни» - будут до конца жизни стучать в воспаленном мозгу Гуськова. Этот призыв обращен и к жителям Атамановки, и ко всем людям. Безнравственность порождает трагедию.

Каждый, кто прочитал эту книгу, должен жить и помнить о том, чего совершать нельзя. Каждый должен понять, насколько прекрасна жизнь, и никогда не забывать, ценой скольких смертей и исковерканных судеб была завоевана победа. Каждое произведение В. Распутина - это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение, как повесть «Живи и помни», является преградой для безнравственных поступков. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет людям не утратить нравственные ценности.

Разделы: Литература

Цели:

  1. Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.
  2. Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.
  3. Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
К. Симонов

Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.

За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% – мирное население, погибшее в концлагерях, а по неофициальным данным потери составили более 40 млн. человек.

Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей. Порой совершались тяжкие проступки, но многих прощали. А все ли можно оправдать войной?

Эту проблему: «Война все спишет?..», мы попытаемся сегодня решить на примере повести Валентина Распутина «Живи и помни».

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

II. Анализ повести.

Учитель: Перескажите кратко содержание.

Учитель: Речь пойдет об Андрее Гуськове.

Удачна ли иллюстрация? Как художнику удалось передать состояние героя?

– Его поза (он повернулся спиной), сгорбленная фигура, нестриженые волосы говорят о том, что этот человек опасается чего-то, ему есть что скрывать.

Учитель: Итак, Андрей совершает преступление. А можем ли мы так безоговорочно назвать его преступником? Как он воевал, как к нему относились? Мнения будут разные, поэтому для ответа на этот вопрос делимся на две группы, одна защищает, другая – обвиняет.

Учитель: Но вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с какими чувствами?

– «Сказать ему было нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось, повисло в воздухе.» По дороге прятался, осторожничал, постоянно озирался.

Учитель: Что почувствовал, когда дошел?

– Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане упал, как мертвец.

Учитель: Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям. Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и покаяться?

– Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хочу марать.

Учитель: Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?

– Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него Андрей был неспособен.

Учитель: Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.

– Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.

Учитель: Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?

– «Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».

Учитель: Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?

– Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на земле.

Учитель: В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных? (зачитать)

– Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого животного он и был той самой смертью.

А теленка убивает 1-го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.

Учитель: Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?

– «Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.

Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

III. Работа по таблице.

Андрей Гуськов Расчеловечивание героя

Глава 2 Сильные, жесткие руки, голос хриплый, ржавый. Лица она не могла рассмотреть, лишь что-то большое и лохматое смутно чернело перед нею.
Глава 6 Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко.
Он знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой, непонятный.
– Чудной ты с этой бородой. Как леший.
– Сбрею. Хотя нет, не буду. Чтобы не походить на себя. Уж лучше на лешего.
Глава 8 Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть. Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. …Гуськов, догадавшись надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто. В конце концов волк не выдержал и отступил от зимовья.
Глава 10 Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она сама покрывается противной звериной шерстью.
Глава 13 Нельзя по-настоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь, что существуют домашние животные.
Глава 15 Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт.
Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела.
Глава 18 Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже не черной, а грязно-пегой. Голову держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или вслушиваясь во что-то. Волосы на голове он недавно подбирал и остриг на ощупь, они висели неровными лохмами. Больше всего напугали Настену глаза: так они изменились с последней встречи, настолько зашлись тоской, потеряли всякое выражение, кроме внимания.
Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного молчания, или от одиночества, или от чего-то еще. И, увидев опять перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея, его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав после дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого, задушенного воздуха, – увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась.

Учитель: Он становится не просто зверем. Какое ощущение не покидает Настену с самой первой встречи?

– Что это оборотень. Неслучайно Распутин выбирает для Гуськова обличье волка, на которого тот становится похож. Но волк – это все-таки часть природы. На Руси нечистую силу часто называли нежить. Если это слово разбить, получится НЕ ЖИТЬ.

Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить.

Учитель: А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?

– Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным.

Учитель: А что мы знаем о его семье?

– Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену.

Учитель: Какая особенность в его отчестве может указать на его характер?

– Все согласные мягкие.

Учитель: Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?

– Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.

Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?

– Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.

Учитель: Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе, родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена.

Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены. Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе Настены?

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Это первая встреча героев. Сомневается ли Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли она прогнать его сейчас? Почему?

Учитель: Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить?

– Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделяет от судьбы мужа, но придется врать, хитрить, изворачиваться.

Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?

– Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.

Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?

– Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.

Учитель: Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили при чтении?

– У В. Распутина особое построение композиции – зеркальное расположение глав. Схожие эпизоды повторяются через какое-то время.

– Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей.

Учитель: Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда, где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно, и автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Как изменилась Настена?

– Уставшая, постаревшая и ужасно одинокая.

Учитель: Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?

– Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?

Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?

– Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.

Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой мрачный пейзаж?

– Природа пытается ее остановить, задержать.

Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?

– Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.

Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина. Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.

В. Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись», а он сквозь слезы и мучения: «Не могу».

Учитель: Почему Настена решилась на самоубийство?

– Высокая степень самопожертвования привела ее в тупик, из которого она не нашла иного выхода.

Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?

– Настену прощают, и его бы простили.

Учитель: Были ли в тексте детали, которые подсказали бы нам такой финал жизни Настены, такую ее смерть?

– Боялась воды, кладбище утопленников. Это символы, намеки автора.

Учитель: А есть ли еще символические детали и какое значение они несут?

– Работа с символами (зимовье и дом, Ангара, часы, топор, пещера).

Учитель: Такая деталь, как топор нас не относит в другую эпоху, к другому автору?

– Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Учитель: Что общего?

– Мотив преступления, противопоставления себя людям, характеры главных героинь, но финал разный.

– Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем.

Главная задача автора – показать высшую меру ответственности за свою жизнь перед собой и людьми, силу человеческого духа в образе Настены. Мера нравственного падения Гуськова позволяет выявить и оттенить высокую духовность Настены.

IV. Работа со схемой.

Вместе с Настеной и читатель постигает более высокую систему ценностей. И заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

Учитель: Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок темы, что мы можем сказать?

– Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

V. Рефлексия.

Учитель: Возвращаясь к эпиграфу, скажите, с каким чувствами вы шли на урок, и что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой жизни?

Главный урок, который мы должны вынести – осознание того, что порой ценой поступку может быть человеческая жизнь.

VI. Итоги урока.

Домашнее задание: письменная работа: «Мое отношение к…» (высказать свои мысли, которые не смогли высказать на уроке).

Повесть “Живи и помни” (1974), так же как повести “Последний срок” (1970) и “Прощание с Матерой” (1976), закрепили за иркутским писателем славу одного из лучших представителей так называемой “деревенской прозы”. Повесть «Живи и помни» впервые была опубликована в журнале «Наш современник» за 1974 год. В 1977 году удостоен за неё Государственной премии СССР.

Художественный мир писателя Распутина

Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную обыденную жизнь, показывая ее недостатки и опущения, а также и сильные стороны в поведении людей. Писатели на разных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать позитивные и негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. И Валентин Распутин является одним из таких писателей.

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют “городской прозе”. И действие у него почти всегда происходит в деревне, и главные герои, точнее героини, в большинстве случаев “старинные старухи”, и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни. Все это так и не так. Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между “городским ” Ю. Трифоновым и “деревенским” В. Распутиным при всем их различии много общего. Оба взыскуют высокой нравственности человека, обоих интересует место личности в истории. Оба говорят о влиянии прошлой жизни на современную и будущую, оба не приемлют индивидуалистов, “железных” деловых суперменов и бесхарактерных конформистов, забывших о высшем назначении человека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотя и делают это глубоко индивидуально.

Сюжет каждой повести Валентина Распутина связан с испытанием, выбором, смертью. В “Последнем сроке” говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь, самой старухи. В “Живи и помни” действие переносится с 1945 год, когда так не хотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову и он дезертировал. В центре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в еще большей степени – перед его женой Настеной. В “Прощании с Матерой” описываются затопленные острова, на котором расположена старая сибирская деревня, для нужд ГЭС, последние дни перед потопом стариков и старух, оставшихся на Матере. В этих условиях обостряется вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии.

Во всех трех повестях Валентин Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения, литературных преемниц шолоховской Ильиничны и солженицынской Матрены, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присуще чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным. Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях писателя противостоят те, кого, используя выражение из повести “Прощание с Матерой”, можно назвать “обсевками”.

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Валентин Распутин, подобно другим писателям – “деревенщикам”, видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет повышенные требования к самой личности. Для него не приемлемы индивидуализм, пренебрежение такими национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Порой даже герои, частично утратившие свою духовность, на какое-то время нравственно воскресают, оказавшись под обаянием этих понятий. От повести к повести в творчестве Валентина Распутина усиливается трагизм авторского мировосприятия.

И все же писатель верит в духовное здоровье русского народа, передавая свою веру в образах-символах, таких как солнце, таинственный зверек и т. д. В произведениях Валентина Распутина наблюдается противопоставление сочного народного языка бездуховной казенной речи. Любимые персонажи писателя говорят живым образным языком, не лишенных и диалектных слов. В кульминационных сценах их речь становится афористичной, близкой к пословицам и поговоркам, воплощающим народную мудрость. Позднее творчество писателя претерпело некоторые стилевые изменения. В некоторых рассказах “Век живи – век люби” и “Что передать вороне?” писатель, развивая уже освоенные им психологические и символические художественные приемы, одновременно преодолевает границы сугубого жизнеподобия за счет использования иррациональных ситуаций, говорит о таинстве бытия человека, о связи самых различных явлений с законами Космоса, о стремлении человека выйти за пределы обычной жизни и о его ответственности за духовное и физическое падение. С другой стороны в рассказах “Век живи – век люби”, “Не могу-у” и особенно в повести “Пожар” превалирует авторский публицистический пафос. Вместе с тем главный герой повести – шофер Иван Петрович Егоров не является лишь рупором авторских идей. Это вполне распутинский персонаж: человек совестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Пожар помог ему преодолеть нравственную усталость, отбросить малодушную мысль об отъезде. И здесь автор, оставляя финал открытым, тем не менее дает понять читателю, что жизнь не окончена, что его герой вышел из обрушившегося на него испытания более закаленным, что он еще поборется.

Повесть "Живи и помни

В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название повести “Живи и помни” наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова “Живи и помни” – говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека. События, описанные в повести, происходят зимой 1945 года, в последний военный год, в деревне Атамановка. “…Атамановка лежала на правом берегу и была всего на тридцать дворов – не деревня, а деревушка”. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее – Разбойниково.

“… Когда-то в старые годы здешние мужики не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников”.

Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли, поэтому деревню и переименовали. Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная Война.

Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких, за свою родину. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель и падение человека. Именно об этом рассказывает повесть Валентина Распутина «Живи и помни».

На фоне девственной и дикой природы деревни Атамановка происходит основное событие повести – предательство Андрея Гуськова. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Во время войны этот человек не раз был ранен и контужен.

“Ему довелось испытать всё: и танковые атаки, и броски на немецкие пулеметы, и ночные лыжные рейды, и изнуряюще долгую, упрямую охоту за “языком”. Летом сорок четвертого года Гуськов в который раз попал в госпиталь. После выписки ему разрешили на десять дней поехать домой, но когда пришло время, которого он так с нетерпеньем ждал, его оглушили: “на фронт”. Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни была обида и злость на все то, что его возвращало на войну, не дав побыть дома. Поэтому Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром, придумав себе оправдание, что “он не железный: больше трех лет война – сколько можно!”.

В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. Валентин Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и духовными способностями. Он на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности и воевал только с одной мыслью: закончится война и он увидит всех родных – отца с матерью и Настену. Это ему и помогало держаться в годы тяжелой войны.

Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Время долгожданной встречи никак не наступало, Андрей замучился ждать. В конце концов он решается на преступление и становится дезертиром. Раньше у него и в мыслях не было такого, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. И тот самый день, в который ему не дали отпуска, становится роковым и переворачивает жизнь героя и его семьи.

Когда Андрей оказался около родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей, оглядываться назад, бояться каждого шороха.

Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если солдат на войне думает только о победе, он может стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Постоянно думая о встрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всех своих родных и близких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувства были очень сильными, ярко выраженными. И поэтому он – личность, обреченная на гибель с самого начала, так как с той минуты, когда началась война, и до последнего момента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи.

Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Жена его – Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив.

Поступок Андрея изменил всю жизнь Настены: порушились все ее мечты. Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Она не могла действовать по иному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настена любит и жалеет Андрея и принимает на себя его вину. Она считает, что не имеет право осуждать мужа: если судьбе так угодно, значит так и должно быть и никак иначе. Она, наоборот, пыталась спасти мужа, никому не говорила о нем, как он и просил. Приносила ему в зимовье еду и другие необходимые вещи. Настена пыталась образумить и показать ошибку своего мужа, но делала это любя, не настаивая и, в конце концов, соглашалась с выбором Андрея. Но тем не менее продолжала задавать себе один и тот же вопрос: “А как же дальше-то жить?”

Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны и ее законов. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей и даже наказание. Все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. “Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды”. Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор, который на себя брала Настена. Ей постоянно приходилось врать, вывертываться из сложных ситуаций, придумывать, что говорить односельчанам и Михеичу с Семеновной.

Михеич, типичный для деревенской жизни образ, и его жена – консервативно строгая Семеновна - это родители Андрея Гуськова. У них в доме и жила Настена, пока Андрей был на войне и четыре года с Андреем до войны. Настена им всячески помогала по дому и делала все сложные дела.

В этой повести сопоставляется благородство Настены с одичавшим умом Андрея Гуськова. На примере того, как Андрей научился выть по-волчьи и набрасывается на теленка и убивает его видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Автор вводит в повесть “Живи и помни” много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встречах Андрея с Настеной. Они не только вспоминают самые яркие впечатления из прошлого, но и размышляют о будущем. По моему мнению, здесь очень четко выделяется граница между прошлой и будущей жизнью Настены и Андрея. Из их разговоров понятно, что раньше они жили счастливо: это доказывает множество вспоминавшихся им радостных случаев и моментов. Их они себе очень ясно представляют, как будто это было совсем недавно. А вот будущую жизнь они не могут себе представить. Как это можно жить вдали от всего человеческого народа, не видеть мать с отцом и друзей? Нельзя же всю оставшуюся жизнь прятаться ото всех и всего бояться! Но другого пути у них нет и герои это понимают. Стоит заметить, что в основном Настена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, а не о том, что будет. Они пытаются прогонять мысли о будущем и живут настоящим. Настена все еще надеется, что Андрей передумает и вернется в деревню, ведь все можно стерпеть, если держаться всегда вдвоем. Но Андрей с этим не согласен. Он понимал, что Настене тяжело и даже хотел уйти, оставив ее одну продолжать жить дальше, но Настена даже обижалась на эти слова и говорила, что останется вместе с ним. На протяжении всех встреч герои томятся своими размышлениями не от тоски и безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.

Повесть заканчивается трагической смертью Настены и ее не родившегося ребенка. Она устала жить такой жизнью – жизнью вдали от всего живого. Настена уже ничему не верила, ей казалось, что она это все придумала сама. “Голова действительно разламывалась. Настена готова была содрать с себя кожу. Она старалась меньше думать и шевелиться – не о чем ей думать, некуда шевелиться. Хватит… Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть!”. Она прыгнула за борт лодки и … Автор даже не написал этого слова – утонула. Он описал все это образными словами. “Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки”. Заметна игра слов – “жуткой” и “красивой” сказки. Наверное, так оно и есть – жуткая, потому что это все же смерть, а красивая, потому что именно она избавила Настену от всех ее мучений и страданий.

Заключение

Жизнь во время войны и ее конец отразилась и сказалась на жизни деревушки Атамановки, все ее радостные и печальные стороны. Радостные моменты – это те, когда мужики возвращались с войны, празднование победы.

Велики и многообразны образы, описываемые Валентином Распутиным. Здесь мы видим образы деда Михеича и его жены Семеновны. Солдата Максима Вологжина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся после войны одной с тремя ребятишками. Судьба, которая ей досталась – не легкая, но она это вытерпела. И это подтверждает силу женского характера. Несмотря на тяжелую долю, выпавшую ей, она еще и поддерживала Настену в трудную минуту. Образ Иннокентия Ивановича, сующего везде свой нос, что, возможно и погубило Настену.

Все эти образы и их жизнь переплетаются в повести “Живи и помни”. И читатель может проследить как их характеры и поведение меняется с первой и до последней страницы, кто остается верен своим взглядам, а кто нет.

Литература

  1. В. Г. Распутин. Повести и рассказы. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. – 464 с.
  2. И. А. Панкеев . Валентин Распутин: По станицам произведений. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
  3. Русская литература XX в. 11 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2-х ч. – Под ред. В. П. Журавлева. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.
  4. В. Г. Распутин . Век живи – век люби. Повести. Рассказы – М.: Известия, 1985 г. – 576 с.
  5. Русская литература ХХ в. 11 класс.: Учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – В 2-х ч. – Под ред. В. В. Агеносова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 352 с.

Губит людей их язык. Губит — привычка опоганивать. Губит — неуёмное желание проповедовать личные убеждения. Губит — общество. И уйти бы от людей в глухой лес, только не может человек жить вне себе подобных. Обязательно возвращается, подвергается осуждению, занимается самоедством и в крайних случаях приходит к осознанию необходимости прекратить мучения радикальным способом. Каковы бы не были причины, они обязательно будут, либо появятся в ближайшее время. Пусть центральной темой станет добровольный уход из вооружённых сил во время войны, человек всё равно не подастся в нелюдимые места, укрываясь в глухомани от всех; он пойдёт к родным, постарается обосноваться там, пока не поймёт, что не имеет значения, где предстоит погибнуть.

Валентин Распутин не сразу начинает разговор с нравственных страданий. Мучения действующих лиц далеко впереди. Сперва читателю нужно представить поселение на берегах Ангары, которое изначально населяли бандиты, обиравшие ленских золотодобытчиков. Тогда никто не думал о моральных ценностях, живя согласно нуждам человеческой натуры — брать и не спрашивать, убирая с пути препятствия, коли оные встанут поперёк. Так было ранее. Советская власть внесла изменения в мировоззрение людей, устранив отчаянных, населив страну сердобольными склочниками. Прошлое оказалось забыто, его ныне не помнят, ориентируясь на новые ценности.

Теперь человек обязан служить государству. Кончились времена, когда каждый отвечал за себя. Если началась война — иди защищай, иначе осудят, посадят, либо расстреляют. Не осталось в человеке человеческого, появилась рабская покорность, выраженная в общей солидарности ощущению монолитности сплочённого общества. Из этого и стоит исходить, пытаясь понять мотивацию действующих лиц произведения Валентина Распутина. Стоило одному отколоться от коллектива, как он сразу подвергся осуждению. Причём не столько внешнему, сколько внутреннему. Не понимает более человек, почему ему стоит опасаться, когда он прав, как человек, но не прав, как гражданин государства.

Приходится жить и помнить. Но память короткая. Она позволяет понимать происходящее, не давая шанса вглядеться в глубины подсознания. Что там скрыто за комплексами норм современного поведения? Почему так сильно довлеет чувство вины? Откуда такое стремление быть кому-то обязанным? Читатель понимает, человек опасается не осуждения общества, а полагающегося за неверные поступки наказания. Не грози человеку тюремный срок или казнь, не так бы мучила его совесть. Живёт он с осознанием этого и помнит. Желает вернуться к прежней жизни после проступка и не может.

Верные мысли Валентин Распутин вкладывает в произведение. Его герои антипатичны, поскольку ведут скрытную от других жизнь, понимая тяжесть ожидающего их осуждения. Никто не примет обратно дезертира, как и того, кто его старался укрывать. Можно заявить о праве на правоту, выдвинуть контраргументы и спокойно почивать с понимаем превалирования собственного достоинства над надуманностью нравов определённого сюжетом времени. Только общество не примет подобных слов, поэтому действующим лицам повести «Живи и помни» остаётся смириться. Они имеют право лишь на одно — отказаться от людей и уйти, чего Распутин не допускает, предпочитая свести окончание мытарств к трагедии.

Почему всё именно так, как было тут сказано? Валентин Распутин наглядно обозначил истоки проблемы, привел её суть, разобрал поступки действующих лиц и показал, что выхода из сложившегося положения не существует. Пока человек будет осознавать себя частью общества, до той поры он должен выполнять все его требования и не пытаться противоречить. Когда в обществе начнётся брожение и оно разделится, тогда допустимо искать лучшие условия, чтобы помочь сформироваться другому обществу с иными ценностями. Ежели выходить на борьбу в одиночку, человека проглотит чувство вины. И об этом Валентин Распутин тоже рассказал.

Сочинение

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 г. в селе Усть-Уда Иркутской области. Окончив в 1957 г. филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Результатом этих поездок явились книги очерков-«Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». Первый большой успех принесла писателю повесть «День для Марии» (1967 г.). Широкое общественное признание получили и другие произведения В. Г. Распутина: повести «Последний срок» (1970 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.). За повесть «Живи и помни» В. Распутин был удостоен премии СССР (1977 г.)В своих произведениях писатель затрагивает такие важные темы, как тема экологии и тема нравственности. Проблема нравственного выбора с особой остротой выведена в повести «Живи и помню. Распутин выступает здесь как тонкий психолог и знаток народной жизни.

События повести происходят в последние дни войны. Возвращаясь домой из госпиталя, а не на фронт, один из главных героев повести Андрей Гуськов становится дезертиром. Находясь в госпитале после ранения, он мечтал о том, как вернется домой, и был полностью уверен, что на фронт его больше не пошлют. Шел 1944 г. Однако все его надежды на возвращение рушатся, и он решается на отчаянный шаг. «Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными - с отцом, матерью, Настеной - этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал... Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу- тогда он опять готов на что угодно». Став дезертиром, он боится признаться в этом даже самому себе и поэтому идет на сделку с совестью. Он был готов, увидев своих родных, погибнуть на фронте, но постепенно огромное желание жить заглушает слабый голос совести. Он открывается своей жене Настене.

Чувство вины за то, что совершил ее муж, не дает ей спокойно жить. Она, укрывая бежавшего мужа, приняла его дезертирство на себя. После каждой встречи с Андреем Настена все больше отгораживалась от людей, с которыми всю жизнь делила и горе, и радость. Даже ожидание ребенка делается для нее мучительным. Повесть заканчивается гибелью Настены, она не может найти логического решения и искупает своей смертью вину невольного позора за тяжкий поступок своего мужа.

Почему жизнь так жестока и несправедлива? Андрей - человек без совести - остается жить, ! а жизнь такой прекрасной, честной, доброй, чистой женщины Настены обрывается. Но не только Настена стала жертвой ужасного поступка Андрея, но и его отец. Михеич тяжело переживает, замыкается в себе, предчувствуя недоброе, а потом тяжело заболевает.В этой повести В. Распутин показывает постепенную деградацию человека. Ведь Андрей из доброго, любящего сына и мужа превращается в ничтожное животное. Сделанный выбор оказывает непоправимое воздействие на его дальнейшую жизнь. Стирается грань между хорошим и плохим, правильным и неправильным. По сути, Андрей уже не властен над своей жизнью и своими поступками, он плывет по течению.

Андрей, как это ни страшно, отстраняется от своих близких, чтобы сохранить свою жизнь. Его не трогают ни смерть жены, которая могла стать матерью его ребенка, ни болезнь отца. Его заботит только собственное благополучие. Андрей, отдалившись от людей, постепенно теряет все человеческое. Он даже пытается выть на луну, подобно волкам. Какой-то момент он еще понимал, что отдаляется от нормальной жизни, но сделать уже ничего не мог. Внешние обстоятельства были сильнее, и его воли не хватило противостоять им. Он подчинился.

Жестокость по отношению к окружающим поселилась в душе Андрея. Он подстрелил косулю и наблюдал за ее предсмертной агонией. Жене же на это сказал: «Скажешь кому- убью». Так шаг за шагом Андрей опускается все ниже и ниже. Так кто же виноват в том, что человек пал так низко: обстоятельства или он сам? Этот вопрос волновал многих писателей русской литературы. В повести Распутина главный герой помещен в исключительные обстоятельства, обстоятельства войны и винит в них свое безволие: «Это все война, все она, - снова принялся он оправдываться и заклинать». Этими словами он как бы снимал с себя всю ответственность за свои поступки, перекладывал все на судьбу. Таким образом, нравственное падение Андрея не является трагедией. Он сам себя обрек на одинокое существование, вынужден Постоянно скрываться. Это даже вошло у него в привычку. Словно дикий зверь, почуявший опасность, Андрей «вскочил, в минуту собрался, привычно приводя зимовку в нежилой, запущенный вид, заготовлен был у него отступной выход... Там, в пещере, его не отыщет ни одна собака».

Трагедией же в повести является гибель Настены. Эта женщина представляет собой настоящий русский характер, который воплощается во многих героинях повестей Распутина. Настена - высоконравственная личность, чувствующая свою вину за поступок мужа, но несущая этот крест. Она покончила с собой, но при этом нравственно очистилась. В ее душе нравственные законы победили, как побеждают они в душе всего народа. Для Андрея же ее самоубийство стало еще одно ступенью вниз, ведь он видел в ребенке, которого носила Настена, свое спасение. И их гибель - это наказание за то, что он преступил через все моральные законы в своей душе.

Своей повестью В. Распутин как бы говорит «Живи и помни, человек! В беде, кручине место твое рядом с народом. Всякое отступление оборачивается горем для тебя и твоего народа». Само название, конечно, относится к Андрею, потому что так и хочется добавиться: «Если можешь жить». Но я думаю, что это касается и каждого из нас. Главное каждому жить честно, по совести, без лжи, тогда и общество наше будет высоконравственным. Опять вернутся к нам непреходящие человеческие ценности: милосердие, Доброта, справедливость. Научить жить не по лжи и призвана наша литература.

Другие сочинения по этому произведению

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».) Повесть В. Распутина "Живи и помни" Почему "Живи и помни"? Проблемы нравственности в современной литературе Проблемы нравственности в современной литературе (по повести В. Распутина «Живи и помни») Рецензия на книгу В. Г. Распутина «Живи и помни» Рецензия на книгу В. Распутина «Живи и помни»
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения