Герои эпоса. Миф и героический эпос разных народов Что представляют собой главные герои эпоса

Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

50-пушечный парусно-винтовой фрегат «Илья Муромец» и чертеж его парусности Бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец»

Илья Муромец (бронепоезд, 1941) Илья Муромец - речной круизный трёхпалубный теплоход.

Россия, г. Муром. Скульптор: В.Клыков. Открыт в 1998 г. Высота памятника вместе с постаментом составляет 17 метров. В Окском саду, где любят гулять жители Мурома, стоит богатырь с мечом в руке. А вокруг высятся вековые деревья – дубы и вязы. Далеко внизу виднеется Ока, похожая на гладкую ленту. Народные сказания гласят, что Илья Муромец – непобедимый воин, готовый помериться силушкою богатырской с любой нечистью. За подвиги свои великий богатырь был причислен к лику святых.

29 мая во Владивостоке открыли памятник Илье Муромцу. С кульптором памятника Илье Муромцу был Константин Зимич.

Памятник Илье Муромцу в городе Екатеринбург.

Проект памятника "Илья Муромец и Соловей-разбойник" г. Брянск, 2010 г.

Живопись Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри» , под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В.П.Верещагина, Илья Муромец - картина Николая Рериха, «Илья Муромец освобождает узников», Илья Муромец и голь кабацкая, «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева.

Иллюстрация к былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».

Добры́ня Ники́тич - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня - самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой (уступая в этом отношении одному только Илье Муромцу). Но в одном отношении Добрыня превосходит всех богатырей: он отличается «вежеством», то есть учтивостью и дипломатичностью. Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря. В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, - его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке. Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыни Никитиче в отъезде - не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.

Былина о Марине - переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это - песнь о добром молодце и реке Смородине. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю). 14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем 15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну) 16. Добрыня и Маринка 17. Добрыня и Настасья 18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены») 19. Добрыня и Василий Казимирович По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях. Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю ). 23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем 24. Дунай Иванович - сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Добрыня Никитич - остров архипелага Норденшельда. Добрыня Никитич (Ребуншири) - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды С именем богатыря Добрыни связывают происхождение названия Добрынина острова. «Добрыня Никитич» - российский ледокол британской постройки. Портовый ледокол типа «Добрыня Никитич» - проект советских кораблей. «Добрыня Никитич» - прежнее название речного пассажирского теплохода «Прикамье», относящегося к типу «Родина». Изобразительное искусство Виктор Васнецов изобразил Добрыню в своих картинах «Богатыри» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918). Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге. И. Я. Билибин создал картины «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну». «Битва Добрыни Никитича со Змеем» - картина Константина Васильева.

Добры́ня Ники́тич - остров архипелага Норденшельда. Административно относится к Таймырскому району Красноярского края России.

Добрыня Никитич (Ребуншири) - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды

Виктор Васнецов изобразил Добрыню в своих картинах «Богатыри» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918). Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге. И. Я. Билибин создал картины «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну». «Битва Добрыни Никитича со Змеем» - картина Константина Васильева.

В 1818 оду композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини написали оперу «Добрыня Никитич, или Страшный замок». Персонаж оперы- фарса А. П. Бородина «Богатыри». Персонаж оперы Александра Серова «Рогнеда» В 1901 году композитор Александр Гречанинов написал оперу «Добрыня Никитич».

Эпизодическая роль в фильме « Илья Муромец ». В 1965 году на студии « Союзмультфильм » был создан мультипликационный фильм « Добрыня Никитич ». Анимационная студия «Мельница» при содействии кинокомпании СТВ выпустила полнометражные мультипликационные фильмы « Добрыня Никитич и Змей Горыныч » (в 2006 году) и « Три богатыря и Шамаханская царица », юмористически обыгрывающие образы из русских былин и сказок. В мультфильме «Князь Владимир» , присутствует исторический Добрыня - родной дядя князя Владимира. В 2011 году в прокат вышел фильм « Реальная сказка », где Добрыню сыграл Павел Климов.

Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также встречается персонаж Алексий Попович . всего 53 сюжета героических былин, Алёша Попович является главным героем двух из них Кроме того, Алёша играет важную роль в популярной былине « Добрыня на свадьбе своей жены» (« Добрыня в отъезде», « Добрыня и Алёша» - № 18 по указателю Азбелева). Здесь Алёша - персонаж отрицательный. Как лицо общеизвестное, Алёша часто упоминается и в других былинах, обычно с указанием на его недостатки.

Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия. Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). о местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Тарас Шевченко в один из своих приездов в Пирятин написал думу об Алёше Поповиче. Образ Алеши в Былинах

Происхождение образа

«Алёша Попович» назывался одно время пароход Володарский Художественная литература В 1801 году Николай Радищев издал поэму «Альоша Попович, богатырское песнотворение». Баллада А. К. Толстого «Алёша Попович» Изобразительное искусство Персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри» . «Алеша Попович» - картина Василия Верещагина, написанная для дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге). "Алёша Попович" - эскиз Ивана Билибина. «Алеша Попович и красна девица» - картина Константина Васильева. Алеше Поповичу посвящена лубочная картина «Сильный богатырь Алёша Попович»

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулине).

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п.

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём.

www.allbest.ru www.ru.wikipedia.org www.yandex www.byliny.ru images. yandex .ru www.coolreferat.com www.russianplanet.ru www.trip-guide.ru vbryanske.com


План-конспект по мировой художественной культуре

в 9 классе

«Темы и герои народного эпоса»

Форма проведения: эвристическая беседа.

Цель урока: Познакомить с темами и героями народного эпоса, его элементами, характерными особенностями.

Задачи:

основные темы и героев народного эпоса

примеры известных произведений народного эпоса.

Уметь:

Соотносить эпос с определенной эпохой, стилем, направлением;

Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных народов.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, учебник Г.И.Даниловой - для детей.

План урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания

    Актуализация знаний

    Определение цели и задач урока.

    Сообщение новых знаний при помощи презентации.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Чтение детьми темы, слайд 2).

Сегодня на уроке, мы продолжим разговор об одной из древнейших художественных ценностей каждого народа - о героическом эпосе. Точнее о темах и героях народного эпоса.

Учитель: Прежде чем начать разговор, давайте вспомним, что такое героический эпос и его разновидности (Ответы учащихся, «эпос» - это род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание. Разновидности героического эпоса: эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк.)

Учитель: Совершенно верно. Назовите отличительные черты эпоса?

(1.Эпическое повествование ведется от лица повествователя, свидетеля и истолкователя происшедшего

2. Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени

3. Сказочно-фантастическое в эпосе не отделено от реального

4. Эпос содержит сведения о богах и других сверхъестественных существах)

Учитель: Молодцы. Вы хорошо усвоили предыдущий материал и давайте приступим к изучению нового.

Для начала определим цели и задачи нашего урока (слайд 3)

Учитель: Несмотря на то, что героический эпос у разных народов слагался в разное время и разной исторической обстановке, он имел много общего. Прежде всего, темы и сюжеты, а также характеристика главных героев.

Любой эпос начинается с истории о сотворении мира (Слайд 4)

Он включает в себя историю создания богами гармонии мира из бездны хаоса.

Например, в древнеисландском эпосе «Сташая Эдда»(X в.) (слайд 5) представлена следующая картина мироустройства:

Верховный бог Один (слайд 6) пытается узнать у провидицы вёльвы историю начала жизни и будущее. Она рассказывает ему о временах, когда еще не проросло Мировое Древо – ясень Иггдрасиль (слайд 7) , пронизывающий все 9 миров Вселенной. Его ветви определяют границы Земли. Высшие боги во главе с Одином подняли землю из мировой бездны. Возле источника, где растет дерево, появляются 3 «девы судьбы»-норны. Вёльва предсказывает гибель богов.

В других песнях «Старшей Эдды» содержатся иные описания Вселенной. Например, в мировой бездне смешиваются ледяные потоки и жар «огненного мира». Иней таял от жара, и из него появилось первое существо – великан Имир (слайд 8). Боги, живущие в кроне мирового Древа, убили Имира, а из его тела сделали мир. Череп стал небом, плоть – землей, кровь – морем, кости – горами. У корней Мирового Древа начинаются все реки – источники судьбы человека, его ветви объедают 4 оленя, символизирующие 4 стороны света.

Легенда о сотворении мира в индийском эпосе гласит, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнем было рождено Золотое Яйцо, из которого возник Прародитель Брахма. Скорлупа яйца разделилась надвое, обозначив границы земли и неба. (слайд 9)

Учитель: Как вы считаете, какой сюжет представлен в эпосе разных народов? (ответы учащихся)

Учитель: Верно. Кроме истории о сотворении мира, излюбленным сюжетом эпоса является чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности . (слайд 10)

- Богатырь Манас из киргизского эпоса, был рожден от вкушения его матерью яблока,(слайд 11) а герой осетинского эпоса родился из камня. Вяйнемёйнен – герой «Калевалы» (слайд 12)- родился от матери-воды уже взрослым.

Учитель: Вспомним любимые нами народные сказки. Какой сюжет рассказывает нам семейной жизни героя?(ответы учащихся)

Учитель: Вы правы, распространенным сюжетом народного эпоса было сватовство героя , во время которого перед ним ставят трудновыполнимые задания) (слайд13)

Учитель: Давайте подумаем, что может следовать за сватовсвом героя? (ответы учащихся)

Учитель: Вы снова угадали. Значительная часть эпоса посвящена описанию битвы и гибели героя (слайд 14) Во время неравной схватки, герой проявляет настоящие чудеса отваги и гибнет. Например, трагическая судьба героя гомеровского эпоса – Ахилла (слайд 15) Погибает доблестный рыцарь Роланд, (слайд 16) ценой своей жизни защищая короля и Францию. Гибнут Зигфрид и все рыцари-нибелунги – герои германского эпоса (слайд 17). Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». (слайд 18) Они вынуждены покинуть отчий дом, и совершают тяжелый путь к вершинам Гималаев. Только старшему из братьев удалось достичь цели.

Учитель: Мы обозначили центральные темы эпоса разных народов. Назовите героев русского эпоса (ответы учащихся)

Учитель: Верно. Богатыри. Богатыри-люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.

Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.

Русский героический эпос - одно из величайших созданий русского народного гения. Между тем он мало известен в широких читательских кругах. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. (слайд 21 )Это киевская эпоха, а вот в новгородское время - это Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев (слайд 20).

Учитель: Назовите черты главного героя героического эпоса?(ответы учащихся)

Действительно, героический эпос прославляет верность в дружбе, великодушие и честь. Герои не только защищают Родину, но и высоко ценят собственную свободу и независимость. Главный герой всегда выступает защитником слабых и обиженных, детей и женщин, помогает влюбленным. Он готов прийти на помощь попавшему в беду товарищу. Например, в шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о преданной дружбе, способной преобразить и облагородить человека. Чтобы вернуть другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир в поисках магического зелья против смерти и тем самым восстает против всесильных богов. Плач Гильгамеша по Энкиду – одно из самых поэтичных мест эпоса(слайд 21)

Учитель: Подведем итоги.

Что вы узнали нового?

С какими темами и героями народного героического эпоса мы сегодня познакомились?

(ответы учащихся)

Учитель: Домашнее задание: Подготовить рассказ о наиболее понравившемся герое

Транскрипт

1 12 ноя урока. Тема урока. Тип, форма урока. Содержание урока. Виды и формы. контроля. Герои и темы народного эпоса. Фронтальный дек Презентация по МХК на тему: Карело-финский эпос Калевала.. данное поэме Лённротом, это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс. методические разработки, презентации и конспекты. Презентация к уроку геометрии в 8 классе Урок английского языка на тему Селиванов Василий Андреевич Колесова Я.Н. Данная. Разработка урока и электронное приложение знакомит с народным. В данной работе представлен план-конспект урока по живописи, где Мировая художественная культура Обществознание. Предлагаю конспект урока литературы в 6 классе, где используется коллективная. прочитать башкирский народный эпос «Урал-батыр» и киргизский эпос «Манас».. эпос, в чем особенности его поэтики, как народ представлял своих героев. (Запись Предстиавлен конспект урока ИЗО по теме Выполнение графического образа героев олонхо. Урок по изобразительному искусству в 3-м класе Мамин Методическая разработка по МХК (9 класс) по теме: Конспекты уроков МХК. Средневековье. Опубликовано:59 - Тренкунова Светлана окт Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного мар Методическая разработка (мировая художественная культура, 9 класс) по теме: Конспекты уроков по МХК. Культура Востока Презентация Гэсэр. Опубликовано:28 - Аюрова Лариса Доржиевна. Презентация к занятию по теме Бурятский героический эпос Гэсэр Преподавание МХК и ИЗО, Урок литературы по творчеству А.Н. Островского на тему А.Н. Островский. Методы и приёмы урока способствуют умению анализировать характер действий героев,... Приводится план-конспект урока литературного чтения по теме башкирского народного эпоса Урок изобразительного искусства по теме: Разноцветные краски Сергеева Т.В... и характере национальных построек, костюмов, народных праздников.. к вечным темам, работа над сопоставительной характеристикой героев.. Представлен конспект урока мировой художественной культуры на дек Презентация по МХК на тему: «Герой народного эпоса Илья Муромец». богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.. методические разработки, презентации и конспекты. На уроке литературного чтения мы ознакомились с былинами и прочитали План-конспект урока по МХК (10 класс) по теме: Интегрированный урок по МХК и английскому языку. Опубликовано:34 - Субоч Раиса окт План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Итоговый. Итоговый урок в форме КВН в 8 классе по теме Народные песни сен Этот урок-презентация станет открытием для учащихся 6-7 классов: ребята узнают историю слова, жанра; вспомнят тех былинных героев, с которыми встречались раньше,. ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)... методические разработки, презентации и конспекты уроков конспект урока мхк герои и темы народного эпоса п/п, Тема. уроков. Дидактическая модель. обучения. Педагогичес-. кие. Презентация «Задачи предмета МХК и основные понятия».. «Страна героев и богов»... Герои и темы народного эпоса.. Составление конспекта Конспекты уроков для 11 класса PPTX MP3 DOCX DOC JPG JPEG... их образы Гильгамеша и Энкиду древних эпических героев Двуречья... Тема: Художественные памятники Руси как отражение ее истории и традиций... Среди предметов народного искусства представлены: сундуки, прялки, санки, Методическая разработка урока по теме Почтовая марка (виртуальная экскурсия. знакомящие с народным искусством, основанные на игровых приемах,. ЮНЕСКО якутского героического эпоса-олонхо 2005 г. шедевром устного. В ней представлен план-конспект урока, а так же фотографии и чертежи май По теме: методические разработки, презентации и конспекты. Презентация выполнена к уроку окружающего мира 4 класс. Раздел:. Презентация по МХК на тему: «Герой народного эпоса Илья Муромец» сен Программа по МХК для 8 класса. Мировая художественная культура 5-11 классы составитель Данилова Г.И.. Методы и формы, технологии обучения: Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.. Герои и темы народного эпоса. Конспекты уроков План-конспект урока ИЗО по иллюстрированию сказаний адыгског эпоса.. Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО. К числу таких уникальных ценностей народного творчества относится древнейший. художественного образования Республики Адыгея. А рисование на темы сказаний о авг Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с

2 использованием мар Тип: Урок; Размер: Kb.; Цель урока: Познакомить с жанром народного творчества эпосом, его элементами,. Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура. 10 класс... Герои и темы русского народного эпоса Форма проведения; урок-концерт.. Конспект Это третий урок в общей теме 3-й четверти Живопись края.. пространственного восприятия, интереса к народным традициям и различным культурам.. Планконспект урока ИЗО по иллюстрированию сказаний адыгског эпоса Нарты о подвигах главного его героя Саусоруко нацелен прежде всего на сен Урок литературы в 7 классе. Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси Предмет «Мировая художественная культура» ориентирован на воспитание духовного мира,... Итоговый урок года. 1. Герои и темы народного эпоса


Методическая разработка по МХК (9 класс) по теме: Конспекты уроков по МХК. Культура XIX века. Опубликовано 11.03.2013-0:32 - Тренкунова. 8933794257 Проект к уроку музыки Романтизм в музыке. Шопен. Данная.

Примерная программа конкретизирует содержание образовательного... Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в сокращении) (6 час). Материал изучается обзорно с кратким изложением жизни и творчества. 29921324074

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» город Белоярский» Проект на тему: «Богатыри - защитники земли русской» Срок

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования

Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс Подготовка к сочинению Художественные особенности русских. 7 класс. Универсальное * Подготовка к сочинению на тему История России. Учебная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 13» УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ СШ 13 от 29.08.2017 195 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мировой художественной культуре (наименование учебного

Гдз по литературе 6 класс ладыгина ответы на вопросы >>> Гдз по литературе 6 класс ладыгина ответы на вопросы Гдз по литературе 6 класс ладыгина ответы на вопросы Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться

Пояснительная записка Рабочая программа по МХК составлена на основе авторской программы Даниловой Г.И. "Мировая художественная культура " 7-9 классы, для общеобразовательных учреждений 12 издание, Дрофа,

Мировая художественная культура 8 класс (68ч) Тема урока Кол-во часов Тема года: Художественная культура народов мира I. В мире художественной культуры 6 Художественные символы народов мира. Архитектурные

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕН- НЫЙ

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Дата Тема урока Колво часов 1 Введение. Роль художественной литературы в жизни человека Раздел 1. Пролетая над снами. В. А. Жуковский. Баллады. 2-3 Место мистики в мире художественной литературы В.А.Жуковский

Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс (основное общее образование) Составитель: Чудова М.В., учитель МБОУ Тарутинская сош от 30.08.2014г Нормативно методические материалы Реализуемые УМКа

Презентация по МХК: «Средневековая архитектура в Норвегии». среди всех ценителей средневекового архитектурного искусства. Норвегия в. Строители раннего Средневековья многое восприняли от архитектуры древних.

Рабочей учебной программой по музыке 6 класс предусмотрено 35 часа, 1 час в неделю. Распределение учебного материала по четвертям с учетом календарного учебного графика и расписания уроков. Календарно-тематическое

Неделя Номер Что пройдено на уроке Тип урока Виды учебной Форма контроля Домашнее задание урока деятельности сентябрь 1 Введение Проектная деятельность на Комбинированный ОСЗ УО С.3-4 уроках МХК Соотношение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 34» Рабочая программа Литература 6 АВ классы Программа составлена на основе: Программы по литературе для 5 11 классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Базинская основная общеобразовательная школа «Социокультурный центр» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей- предметников Протокол от «28» августа 2015

Аннотация к рабочей программе по литературе. Основное общее образование. Наименование Рабочая программа по литературе. Основное общее образование. программы Составители программы МО учителей русского языка

Страница 3586: Жуковский спящая царевна презентация. Презентация щелочноземельные металлы Презентация по русскому языку 5 класс. 088335109 5 класс. Тема: «В.А. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Данная небольшая тема публикуется в связи с тем, что на этой неделе у нас не. Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри» Современники о картине. Слева от Ильи Муромца На белом коне грозно вынимает

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.18 к ООП ООО ФК ГОС МАОУ лицей г.бор Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей г. Бор Рабочая программа по Мировой Художественной культуре 8-9 класс г. Бор 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы курса Мировая художественная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 8 Гусева Елена Викторовна, музыкальный руководитель город Армавир, 2014 г. Цель проекта: Расширять кругозор о героическом прошлом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильчиновская средняя общеобразовательная школа Утверждаю Директор И.А. Корнеева Приказ от 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мировой художественной культуре

Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса

Деловая игра в рамках системно - деятельностного подхода. Урок художественно-эстетической направленности Условия игры: представьте, что вы учащиеся 5 класса, вы находитесь на уроке изобразительного искусства,

ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Латыпова Н.Х. Нижневартовский государственный университет Нижневартовск, Россия Научный руководитель Т.А. Дергунова. STUDYING

Аннотация к рабочей программе по литературе в 5 классе Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе следующих документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта

Информация о реализации предметной области ОДНКНР в общеобразовательных учреждениях Выборгского района Наименование общеобразовательного учреждения ГБОУ школа-интернат 1 Выборгского района СПб Класс Общее

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка 1354» Департамента образования города Москвы Рабочая программа Мировая художественная

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.21 к ООП ООО МАОУ лицей г.бор Рабочая программа по Мировой художественной культуре 8-9 класс г. Бор 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции

9 мар 2013. Тематическое планирование МХК 11 класс (34 часа). 9 класс Календарно- тематическое планирование По мхк в 10 и 11 кл. 103615954661 24 сен 2011. Тематическое планирование по мхк 10 11 классы

Рабочая программа по мировой художественной культуре для _9 класса основного общего образования, (базовый уровень) Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса разработана на основе:

Лист корректировки Раздел тематического планирования Кол-во часов отмены занятий Дата по плану Форма изучения пропущенного материала Самост. Две темы за изучение темы урок Кол-во часов Причина корректировки

Илья Муромец и Соловей Разбойник. про трех русских богатырей «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» - вышел в 2007. Путешествие в республику Перу. это удивительное место легенд, одно из самых древних на земле.

Сейчас новых русских народных сказок не появляется, но старые. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура.. как народную художественную культуру, как устное поэтическое

Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей» "Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на земле". Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать

И. З. Суриков. Детство. Вот моя деревня,. Вот мой дом родной;. Вот качусь я в санках. По горе крутой;. Вот свернули санки,. И я на бок хлоп! Кубарем. 2554149416 Творческая мастерская учителей начальных

Контрольная работа по литературе 9 класс античная литература уроков литературы для 6 класса. дата Античная литература. Чтение отрывка. Мифологические сюжеты античной литературы. 9 36. Система персонажей.

Рабочая программа по искусству (МХК) для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МАРИИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «Рассмотрено» на заседании ШМО

6 июн 2013. 6 класс. Тема: «Объём основа языка скульптуры» (2 часа). познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного. которого является линия и светотень, а роль цвета ограничена и условна..

Администрация города Магнитогорска Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 4» города Магнитогорска 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск,

Начальное общее образование (5 - дневная учебная неделя) 1 А, Б, В, Г класс 2 А, Б, В, Г класс Русский язык 5 5 Литературное чтение 4 4 Английский язык 2 Математика 4 4 Окружающий мир/обж 2 2 ИЗО 1 1 Музыка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа 2 г. Навашино» УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа 2 г.навашино» от _сентября 208 г. _363_ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

1. Пояснительная записка 1.1. Место предмета в учебном плане: согласно Образовательной программе школы, на изучение учебного предмета «Музыка» в пятом классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю. Предмет

2 Рабочая программа учебного предмета «Живое слово» для обучающихся 5 общеобразовательного класса. Планируемые результаты. Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русском языке) основного общего образования 5-7 классы 2017 год Планируемые результаты освоения предмета «Литература» Предметные результаты изучения

Рабочая программа по МХК для 8 класса к учебнику Даниловой Г.И. «Искусство» издательство Дрофа, 2015 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа «Мировая художественная культура 8 класс» создана

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 123 г. Перми» «Согласовано» Заместитель директора по УВР от августа 20... года «Рассмотрено» на заседании педагогического

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Болгарии Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол 1 «28» августа 2017 г. Согласована

Таблица 7 Оснащенность образовательного процесса учебно-наглядными обучения по реализуемым программам Учебные предметы федерального компонента, предусмотренные учебным планом программы начального общего

Обобщающий урок-путешествие в 4 классе по теме Русские народные сказки.. Учить самоопределять эмоциональное состояние, составлять план. Занкова Л.В., составленная по всем заявленным требованиям ФГОС..

Проблема. Не достаточно сформированы патриотические чувства детей к событиям ВОВ, к празднованию дня Победы и героико-патриотическое воспитание в семье. Актуальность проекта. Дошкольный возраст это время,

1.Планируемые результаты: Музыка как вид искусства наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения

Проект с детьми 6-7 лет. Паспорт проекта п/п Наименование проекта «Танцы народов мира» 1. Разработчик проекта Педагог дополнительного образования (хореограф), первой квалификационной категории 2. Проект:

Рабочая программа по искусству (базовый уровень) 9 «Б» класс Составитель: Невинчанная Елена Андреевна, учитель искусства первой категории 2017 год 1. Пояснительная записка Рабочая программа по искусству

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 7» Утверждена приказом директора МБОУ «Школа 7» от 3.08.208 269 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мировая художественная культура» Уровень

Комитет по образованию Администрации города Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 5 «Медвежонок» Проект по краеведению в старшей группе «С чего

«Согласовано» Руководитель МО Филиппова Л.Л.. Протокол от августа 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Кобылянская А.В. августа 2016 г. «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ 3 Евгущенко А.М.

Готовые сочинения по литературе: 6 класс.. которые получили высокие оценки по литературе и русскому языку и. Три поездки Ильи Муромца.. 9029612962 Финального продукта будет выше текущего атмосферу той

Пояснительная записка. Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования; авторской программы

Участники проекта: дети подготовительной группы 10, родители, воспитатели: Сергеева В.А., Соловьева Н.Ф. Актуальность: Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является


Илья́ Муромец, или Илья́ Муровец (полное былинное имя Илья Муромец сын Ивана) один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя- воина, народного заступника.. По данным украинских историков и первым исследованиям, что были проведены в КПЛ, в 17-м веке, его малой родиной было древнее селение Моровийск (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины) на Черниговщине, недалеко от древней «духовой дороги», что ведет с Чернигова в Киев.




Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как « преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский. По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево- Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю 19 декабря (1 января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время по каким-то причинам не действовали, вследствие или врождённого паралича или родовой травмы.


Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии.После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.


Географические объекты Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец. В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан. Организации Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец» Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог Илья Муромец» Техника Илья Муромец фрегат Российского императорского флота В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.




Живопись Илья Муромец персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри», под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» картина В.П.Верещагина, Илья Муромец картина Николая Рериха, «Илья Муромец освобождает узников», Илья Муромец и голь кабацкая, «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» картины Константина Васильева.



Эпос (от греч. «слово, повествование») отражает историческое прошлое, народную жизнь.

В эпосе сталкиваются человек и общество. К эпосу относятся: сказка, басня, рассказ, очерк, поэма, повесть, роман, эпопея.

Общая черта – объективно - повествовательный характер.

Отличительная черта – жизнь предстает с разных сторон, в различные моменты. Герой эпического произведения – обобщенный образ. Как правило, у героя был прототип – конкретный человек.Эпос важнейший и единственный свидетель далекой эпохи, сохранившей народную память. Он восходит к древнейшим мифам и отражает мифологическое представление человека об окружающей действительности.Он возник в устной форме в поколении сказителей, оброс образами, сюжетами, а затем был закреплен в книжной форме. Каждый переводчик довел до нас эти произведения по своему. Т.е. эпос – результат коллективного творчества, поэтому авторства нет, кроме «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера. В жанрах малой эпической формы (басня, сказка, рассказ, очерк) – показывается один эпизод из жизни героя.

В жанрах средней формы (повесть) – представлен целый ряд эпизодов, т.е. период жизни. Большая эпическая форма (роман, эпопея, поэма) – раскрывают жизненный путь, характер героя.

Основная тема Древнего эпоса – жизнь рода, ключевые моменты его истории.Современная эпопея – это индивидуальное творчество. Но и сейчас герой выполняет патриотический долг. Героические песни и сказания породили жанр поэму. Выдающиеся памятники героического эпоса:

I. Шумерский – «Сказание о Гильгамеше» 1800г. до н.э.

II. Индийский – «Махабхарата» 1000 лет до н.э. – битва 2х родов за господство в царстве в верхней части реки Ганг.

III. Рыцарский эпос

«Беовульф» – Англия

«Повесть о Нибелунгах» – Германия

«Песнь о моем Сиде» – Испания

«Старшая Эдда» - Исландия

«Песнь о Роланде» – Франция

«Калевала» - карело-финский эпос

Былины Владимиро-киевские и Новогородские

«Олонхо» – сказания якутского народа.

Нартский эпос Кавказских народов (доблестное племя)

«Давид Сасунский» – армянский

«Манас» – киргизский.

Народный эпос вдохновляет поэтов, художников, режиссеров, музыкантов на создание новых произведений. Американский поэт Логфелло по мотивам индийского эпоса написал «Песнь о Гайавате».

Грузинский поэт Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Неизвестный русский сказитель» Слово о полку Игореве».

М. Лермонтов» Песнь про купца Калашникова».

Не обошли эпос стороной и композиторы. В музыке сложился эпический симфонический жанр. Например «Богатырская симфония» Бородина; Эпическая опера М.Мусоргского «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Князь Игорь» Бородина, оперы-былины и оперы-сказки Римского- Корсакова «Садко», «Псковитянка», « Сказание о невидимом граде Китяже».

Огромный след оставила эпическая тема в изобразительном искусстве. Всем известны картины Васнецова: « Три богатыря», «После побоища», «Витязь на распутье», «Иван- царевич» и другие.

20. Особенности православного богослужения. Три круга времени. Билет17.1

Христианское богослужение вбирает в себя 2000опыт православной и католической церкви. Церковная служба сродни театральному действу и объединяет многие искусства. Большую роль играет внутреннее убранство храма(иконы, фреска, предметы утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны, Слово молитвы.

Все призвано служить не только эстетическому наслаждению, а и духовному преображению человека. На церковную службу влияют и национальные традиции. В центральной Африке служба сопровождается звуками тамтама, в Эфиопии она сопровождается танцем священников, в Индии в службу включен обряд принесения в дар цветов.

В православном богослужении различают три круга времени: дневной (суточный), недельный, годовой. Церковный день начинается с вечера, когда на небе восходит первая звезда, осветившая рождение Спасителя (Вифлеемская). Поэтому первое богослужение дня называют вечерней. Она состоит из чтения псалмов и гимнов, благодарящих Бога за прошедший день. Благоухание ладана символизирует молитву, которая поднимается к небесам. В древности вечеря соединялась с другими молитвами и продолжалась до утра. Отсюда ее название –всенощное бдение.

В утренние часы исполняется утреня. В храме гасят свет и читают 6 псалмов, в которых хвалят Бога.

Основой дневного богослужения является литургия. Для нее готовят хлеб и вино, имя причащают людей к вечной жизни. Во время литургии просят у бога спасения души, мира, погоды, плодородия земли.

Недельный круг посвящен святым или священным событиям. Например, пятница посвящена Кресту и событиям Голгофы, суббота –Богородице.

Православный церковный год отмечен множеством праздников. Главные –12, так называемые двунадесятые: Рождество Богородицы-21 сентября, Рождество Христово-7 января, крещение- 19 января,Воскресение Христово- пасха, Вознесение –на 40 день после Пасхи, Троица, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

21.Христианские праздники. Билет 4.1

Религиозные праздники отмечаются на протяжении всего года представителями всех мировых религий. Православный церковный год также отмечен множеством религиозных праздников, но главные из них – двенадцать, так называемые « двунадесятые».

Среди них: Рождество Богородицы(21 сентября); Воздвижение Креста Господня(27 сентября); Введение во храм Пресвятой Богородицы(4 декабря); Рождество Христово(7января); Крещение Господне или Богоявление (19 января);Сретение Господне(15 февраля); Благовещение(7апреля); Вход Господень в Иерусалим(за неделю до Пасхи); Воскресение Христово- Пасха; Вознесение(40 день после Пасхи); Троица(50 день после Пасхи) Преображение(19 августа) Успение Пресвятой Богородицы(28 августа).

Есть в христианском календаре и памятные дни святых.

Одним из главных праздников христианства является Пасха. Это память о жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и Воскресении. Своей смертью, своей добровольной жертвой Христос искупил грехи людей и подарил им бессмертие души, вечную жизнь. Праздник Пасхи отмечается по лунному календарю, поэтому день праздника приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая.

На Пасху принято печь куличи и красить яйца. По преданию, Святая Мария Магдалина подарила римскому императору на Пасху крашеное яйцо со словами: «Христос воскресе!». С тех пор и повелось красить яйца и обмениваться ими, т. е. христосоваться: поздравлять друг друга и трижды обниматься.

Пасхальные торжества начинаются с крестного хода.

Крестный ход – это торжественное шествие из одного храма в другой.

Воскресение Христово дома отмечают праздничным завтраком с куличем.

Целую неделю праздник сопровождается колокольным звоном.

Образ праздника многократно использовался в изобразительном искусстве России и Западного искусства. Наиболее интересна картина И. Репина «Крестный ход на Пасху».

22.Мусульманский обряд хадж. Билет 18.1

Родина ислама город Мекка в Саудовской Аравии. Ислам возник в седьмом веке н. э. Пророк ислама –Мухаммед. Слово «ислам» переводится « покорность Богу». Сейчас ислам насчитывает 400 миллионов приверженцев. Центром ислама стал город Мекка. Он расположен на аравийском полуострове в долине. На площади у Большой мечети (молельный дом) находится главная святыня ислама Кааба-здание из серого камня в форме куба, покрытое черной парчой с вышитыми изречениями из Корана. Внутри Каабы находится святыня ислама –черный камень, который символизирует ключ от Небесного Храма. Принес его на землю Адам, изгнанный из рая. Но сначала он был белого цвета. Черным его сделали грехи человека.

Считается, что человек, увидевший рай сквозь этот камень, обязательно после смерти попадет туда. Поэтому каждый мусульманин стремится, хоть один раз в жизни, попасть в Мекку.

Через 70 дней после поста, в священный месяц Рамадан, мусульмане совершают хадж- паломничество в Мекку. Здесь нет бедных и богатых. Паломников объединяет Бог Аллах.

Хадж начинается с обряда чистоты- люди одеваются в белые одежды. Она напоминает о смирении перед Богом и о саване, в котором человек предстанет после смерти перед Аллахом. Ритуал включает переход паломников через долину Мина к горе Арафат. Здесь они слушают проповедь, молятся и бегут к ярко освещенной мечети.

На следующий день после утренней молитвы паломники снова идут в долину и бросают 7 камней в столб, который символизирует Сатану.

Затем следует обряд жертвоприношения животных, в память о готовности Авраама(Ибрагима) принести в жертву Богу своего сына. После этого они должны щедро накормить бедных и всех желающих. Многие мусульмане вместо жертвоприношения приносят денежный взнос в мечеть. Затем они возвращаются к Каабе обходят почти бегом 3 раза и медленно 4 раза вокруг нее. Это символизирует поиск воды среди холмов.

Одновременно обряд совершают около 2х миллионов человек. Сейчас Саудовская Аравия вынуждена ввести ограничения на въезд паломников, так как во время хаджа несколько лет назад в давке погибли люди. Мусульманин, совершивший хадж, получает право носить белую чалму и почетное приставку к имени-хаджи.

23.История и традиции проведения карнавальных праздников. Билет17.2

Карнавал-любимый праздник многих народов мира. Многие считают, что это слово произошло от латинского «карус навалес», что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий. Другие ученые считают, что оно произошло от слова « карне вале»-прощай мясо и связано со временем наступающего поста в странах Западной Европы. Еще в далекие времена наши предки облачались в шкуры животных, надевали маски и танцевали провожая зиму и встречая весну.

Особенно популярны карнавалы стали в эпоху Возрождения. Во время этого торжества прекращалась деловая жизнь города.

Родиной карнавалов считается Италия. Главный герой – «король», чинно восседающий на повозке. Его окружают герои итальянской комедии масок дель арте: плут Арлекин, трус Капитан, простодушные Влюбленные, кокетливая Коломбина, Пульчинелла и другие.

Особенно прославились венецианские карнавалы. Сейчас там происходят настоящие чудеса. В конце февраля сюда съезжаются все туристы. Сотни людей в неописуемых нарядах и загадочных масках проходят по набережной Венеции.

Не менее популярен и знаменит бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро. Ему 350 лет. 16 национальных школ самбы готовят песню, танец, шьют костюмы, создают декорации.

Праздничное шествие длится 4 дня. За эти дни жюри оцкенивает декорации, костюмы, мастерство исполнителей самбы или ламбады.

Головные уборы танцоров достигают 10 –13 кг. И их нельзя снимать до завершения карнавального шествия. Бразильский карнавал впитал индейские,португальские и негритянские традиции. В настоящее время карнавал переместился с улиц на специальные стадионы-«самбадромы», Участники поют и танцуют до изнеможения. Им запрещается сбиваться с ритма, присаживаться или прекращать пение. Жара в это время года может достигать 30 градусов жары.

Своеобразные карнавальные шествия проходят в Лас –Вегасе. В них участвуют белокурые красотки-копии Мерилин Монро, механические гиганты,кин-конги, актеры, циркачи.

В Швейцарии тоже любят карнавалы. Здесь в феврале жгут чучело Зимы и устраивают «парад ведьм»,а в марте вас встретят звуки флейт и белые привидения.

В Испании вы можете увидеть парад кукол-«фальянс», которые разыгрывают сценки из древнегреческой мифологии и жизнь современных политиков.

В Бельгии, в городе Брюгге проводятся «кошачьи карнавалы». В средние века здесь сбрасывали кошек с высоких башен, считая их воплощением нечистой силы и теперь, жители города просят у них прощения. На карнавал жители одеваются в костюмы котов и обильно угощают своих любимцев.

В России карнавалы ввел Петр I. Сейчас карнавальные шествия возобновились в Новогодние и Рождественские праздники.

24 .Особенности христианского храмового зодчества.19.2

Каждая религия представлена своим храмом, который представляет ту или иную модель мира. Ни одна цивилизация мира не обходилась без храма,имеющего культовое значение. Даже в первобытном обществе рядом с жилищами людей возводились каменные сооружения, служащие местом поклонения силам природы.

Христианские храмы возникли не сразу. Начало христианство связано с гонениями и преследованиями, поэтому верующие совершали богослужения глубоко под землей, в катакомбах. Лишь с принятием христианства как официальной веры, начнется повсеместное строительство храмов.

Основой католического храма стала базилика(от греческого-царский дом)-вытянутое здание, разделенное рядами колонн на части, т.е. нефы. Храмы строятся с запада на восток, так как там находится,по их представлению, центр Земли- Иерусалим. На Восток смотрит и полукруглый пристрой- апсида. В ней находится алтарь, священная часть здания. Алтарь разделяет земную и небесную часть храма. Внешний облик базилики прост и строг, но внутреннее убранство отличается пышностью и торжественностью. Стены украшены фресками(роспись по мокрой штукатурке),мозаикой(рисунок, собранный из разноцветных камней или цветного стекла-смальты), скульптурой, роскошными предметами для церковной службы.

В православном христианстве используется крестово-купольный тип храма, имеющий форму креста с куполом в центре. В христианских храмах нет ни одной мелочи, лишенной религиозного смысла. Само здание напоминает корабль,который несет верующих через житейские невзгоды в вечность. Очень важно количество куполов. Оно глубоко символично: один купол означает Единого бога, 3-Святую Троицу, 5- Христа и четырех Евангелистов, 7-священные таинства церкви (Крещение, Причастие и.т.д.), 13-Христос и 12 апостолов, 33- годы земной жизни Христа. Форма купола тоже имеет значение. Древняя –шлемовидная,напоминает о доблестном прошлом, о защитниках Отечества. Луковичная- символизирует пламя свечи.

Имеет значение и цвет куполов. Золотые посвящены Иисусу и главным церковным праздникам, символ небесной славы. Синие со звездами посвящены Пресвятой Богородице. Зеленые посвящаются Троице и символизируют Святой дух. Храмы, посвященные святым, увенчаны зелеными или серебряными куполами.

С XVII века на Руси начинают возводить шатровые храмы. Например церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Затем они будут запрещены.

Рядом с храмом строится колокольня или звонница. Познакомимся с самим храмом.

Поднимаясь по лестнице, мы войдем в притвор. Здесь раньше находились христиане, отлученные за грехи от церкви. Главная часть – алтарь. С правой стороны ризница, где хранятся священные одежды. Алтарь отделен от остальной части храма иконостасом- перегородкой с иконами. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей- приделов, которые освящены в честь памятных событий. Храм – дом Бога,в него приходят верующие для общения с ним.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения