Что нового внес бетховен в жанр симфонии. Симфонии бетховена. Периодизация творческой биографии

Понятие "симфонизм" - особое, не имеющее аналогов в теории других искусств. Оно обозначает не просто наличие симфоний в творчестве композитора или масштабность этого жанра, но особое свойство музыки. Симфонизм - это особый динамизм развертывания смысла и формы, содержательная глубина и рельефность музыки, эмансипировавшейся от текста, литературного сюжета, персонажей и прочих смысловых реалий оперы и вокальных жанров. Музыка, адресованная слушателю для целенаправленного восприятия, должна нести гораздо больший и специфический объем художественной информации, чем фоновая, декорирующая социальные ритуалы. Такая музыка постепенно формировалась в недрах западноевропейской культуры и нашла наивысшее выражение в творчестве венских классиков, а пик своего развития - в творчестве Людвига ван Бетховена (1770-1827).

Конечно, выдающиеся инструментальные произведения Генделя и особенно Баха наполнены глубоким смыслом, колоссальной энергией мысли, что нередко позволяет говорить об их философском характере. Но не надо забывать, что содержание музыки зависит от глубины культуры воспринимающего его человека. И Бетховен был тем, кто научил композиторов последующих генераций создавать масштабные инструментальные "драмы", "трагедии", "романы" и "поэмы". Без его сонат и симфоний, концертов, вариаций, олицетворяющих симфонизм мышления, не было бы не только романтической симфонии Шуберта, Шумана, Брамса, Листа, Штрауса, Малера, но и композиторов XX в. - Шостаковича, Пендерецкого, Шнитке, Канчели.

Бетховен писал в новых жанрах классицизма - сонаты для фортепиано, сонаты для фортепиано и скрипки, квартеты, симфонии. Дивертисменты, кассации, серенады не были его жанрами, так же, как его жизнь, протекавшая в тесной близости с аристократическими кругами Вены, не была жизнью придворного. Демократия была вожделенной целью композитора, глубоко переживавшего свое "низкое" происхождение. Но он не стремился к титулу, как, например, русский поэт А. Фет, всю жизнь добивавшийся дворянства. Лозунги Французской революции liberte, egalite, fraternite (свобода, равенство, братство), которую он лично приветствовал, были ему глубоко близки и понятны. В своей последней, Девятой симфонии он ввел хор в финал на слова Ф. Шиллера "Обнимитесь, миллионы". Таких "материализации" содержания словом в инструментальных жанрах у него больше нет, но героическим, героико-патетическим звучанием проникнуты многие сонаты и симфонии. Да фактически это и есть главная образно-содержательная сфера музыки Бетховена, оттеняемая образами светлой идиллии, имеющими нередко характерный для эпохи пасторальный оттенок. Но и здесь, в самых лирических фрагментах, всегда чувствуется внутренняя мощь, сдерживаемое волевое усилие, готовность к борьбе.

Музыку Бетховена в нашей стране, особенно в период СССР, отождествляли с революционным порывом и даже конкретными картинами социальных битв. Во второй части Третьей симфонии - знаменитом траурном марше - слышали похороны павшего в революционной борьбе героя; о сонате № 23 "Арраззюпаа" неоднократно цитировали слова восхищения В.И. Ленина, вождя Октябрьской революции, как свидетельство ее социально-общественного пафоса. Так это или не так - не в этом вопрос: музыкальное содержание конвенционально и подвержено социально-психологической динамике. Но то, что музыка Бетховена вызывает недвусмысленно конкретные ассоциации с духовной жизнью действующего и мыслящего человека - однозначно.

Если для понимания музыки Моцарта так важно представлять себе его театр, то у музыкальных тем Бетховена другой "адрес": для расшифровки их смысла надо знать язык оперы-вена, опер Генделя, Глюка и множества их современников, которые выражали типовые аффекты типизированными мотивами-формулами. Барочная эпоха с ее пафосом, трагической лирикой, героической декламацией и идиллической благодатью выработала семантические фигуры, благодаря Бетховену обретшие вид системы музыкального языка, обладающей неповторимостью и совершенством для выражения образов-идей, а не персонажей и их "поведений". Многие из музыкально-речевых фигур Бетховена обрели впоследствии значение символов: судьбы, возмездия, смерти, скорби, идеальной мечты, любовного восторга. Неслучайно Л. Толстой посвятил его Девятой скрипичной сонате свою повесть "Крейцерова соната", из которой хочется привести знаменательные слова: "Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо?1 Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, на что настроила эта музыка".

Понятие "симфонизм" связано еще и с той особой слуховой инструментальной фантазией, которая поражает у Бетховена, достаточно рано потерявшего слух и создававшего многие свои шедевры при полной глухоте. При его жизни в обиход входит фортепиано, которому суждено в последующие эпохи стать главным инструментом в музыкальной культуре. На нем будут сочинять свои произведения для оркестра все композиторы, даже имеющие изощренный тембровый слух - сочинять за роялем, а потом "инструментовать", т.е. расписывать музыку на оркестровые голоса. Бетховен настолько предслышал мощь будущего "оркестрового" рояля, что его сонаты для фортепиано в консерваторской практике задают студентам как упражнения для оркестровки. Поразительна уже его ранняя соната № 3 C-dur, в первой части которой создается впечатление, что это "клавир" фортепианного концерта; в этом плане сонату № 21 (известную под названием "Аврора") можно назвать (как Р. Шуман одну из своих сонат) "Концерт без оркестра". Вообще темы Бетховенских сонат редко представляют собой "арии" или даже "песни", они отличаются принципиальной оркестровой природой.

Инструментальные произведения Бетховена известны все, правда, их не так много: 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, 5 фортепианных концертов, 1 концерт для скрипки, 1 - тройной (для фортепиано, скрипки и виолончели), 10 сонат для фортепиано и скрипки, 5 - для фортепиано и виолончели, 16 квартетов. Все они многократно исполнялись и исполняются в наши дни. Современные интерпретации Бетховена представляют феномен культуры, любопытный для изучения.

Бетховен первый придал симфонии общественное назначение , возвысил её до уровня философии. Именно в симфонии с наибольшей глубиной воплотилось революционно-демократическое мировоззрение композитора.

Бетховен создавал в своих симфонических произведениях величественные трагедии и драмы. Бетховенская симфония, обращённая к огромным человеческим массам, имеет монументальные формы . Так, I часть «Героической» симфонии почти в два раза превышает I часть самой большой из симфоний Моцарта – «Юпитер», а исполинские размеры 9-й симфонии вообще несоизмеримы ни с одним из ранее написанных симфонических произведений.

До 30 лет Бетховен вообще не писал симфонии. Любое симфоническое произведение Бетховена – плод самого долго труда. Так, «Героическая» создавалась 1,5 года, Пятая симфония – 3 года, Девятая – 10 лет. Большинство симфоний (от Третьей до Девятой) приходится на период самого высокого подъёма бетховенского творчества.

I симфония подводит итог исканиям раннего периода. По словам Берлиоза, «это уже не Гайдн, но ещё не Бетховен». Во Второй, Третьей и Пятой – выражены образы революционной героики. Четвёртая, Шестая, Седьмая и Восьмая – отличаются своими лирическими, жанровыми, скерцозно-юмористическими чертами. В Девятой симфонии Бетховен в последний раз возвращается к теме трагической борьбы и оптимистического жизнеутверждения.

Третья симфония, «Героическая» (1804).

Подлинный расцвет творчества Бетховена связывают с его Третьей симфонией (период зрелого творчества). Появление этого сочинения предшествовали трагические события в жизни композитора – наступление глухоты. Поняв, что надежды на выздоровление нет, он погрузился в отчаяние, мысли о смерти не покидали его. В 1802 г. Бетховен написал своим братья завещание, известное под названием Хайлигенштадского.

Именно в тот страшный для художника момент родилась идея 3-ей симфонии и начался душевный перелом, с которого начинается самый плодотворный период в творческой жизни Бетховена.

Произведение это отразило увлечение Бетховена идеалами Французской революции и Наполеоном, который олицетворял в его сознании образ истинного народного героя. Закончив симфонию, Бетховен назвал её «Буонапарте». Но вскоре в Вену пришла весть о том, что Наполеон изменил революции и провозгласил себя императором. Узнав об этом, Бетховен пришёл в ярость и воскликнул: «Этот – тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами всё человеческие права, следовать только своему честолюбию, будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!». По свидетельству очевидцев, Бетховен подошёл к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол. Впоследствии композитор дал симфонии новое название – «Героическая».

С Третьей симфонии началась новая новая эра в истории мирового симфонизма. Смысл произведения в следующем: в ходе титанической борьбы герой погибает, но его подвиг бессмертен.

I часть – Allegro con brio (Es-dur). Г. П. – образ героя и борьбы.

II часть – траурный марш (c-moll).

III часть – Скерцо.

IV часть – Финал – чувство всеохватывающего народного веселья.

Пятая симфония, c - moll (1808).

Эта симфония продолжает идею героической борьбы Третьей симфонии. «Через мрак - к свету», - так определил эту концепцию А. Серов. Композитор не дал этой симфонии названия. Но её содержание связывают со словами Бетховена, сказанными им в письме к другу: «Не надо покоя! Иного покоя, кроме сна, я не признаю…Я схвачу судьбу за глотку. Совсем согнуть меня ей не удастся». Именно идея борьбы с судьбой, с роком определило содержание Пятой симфонии.

После грандиозной эпопеи (Третья симфония) Бетховен создаёт лаконичную драму. Если Третью сравнивают с «Илиадой» Гомера, то Пятую симфонию – с классицистской трагедией и операми Глюка.

4 часть симфонии воспринимаются как 4 акта трагедии. Они связаны между собой лейтмотивом, с которого начинается произведение, и о котором сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Предельно лаконично, как эпиграф (4 звука), обрисована эта тема с резко стучащим ритмом. Это символ зла, трагически вторгающегося в жизнь человека, как препятствие, требующее неимоверных усилий для преодоления.

В I части тема рока безраздельно господствует.

Во II части иногда её «постукивание» тревожно настораживает.

В III части – Allegro - (Бетховен здесь отказывается и от традиционного менуэта, и от скерцо («шутка»), т.к. музыка здесь тревожна и конфликтна) – звучит с новым ожесточением.

В финале (праздник, триумфальный марш) тема рока звучит как воспоминание о прошедших драматических событиях. Финал – грандиозный апофеоз, достигающий своего апогея в коде, выражающей победное ликование охваченных героическим порывом масс.

Шестая симфония, «Пасторальная» (F - dur , 1808).

Природа и слияние с ней, чувство душевного покоя, образы народной жизни – таково содержание этой симфонии. Среди девяти симфоний Бетховена Шестая – единственная программная, т.е. имеет общее название и озаглавлена каждая часть:

I часть – «Радостные чувства по прибытии в деревню»

II часть – «Сцена у ручья»

III часть – «Весёлое сборище поселян»

IV часть – «Гроза»

V часть – «Пастушья песнь. Благодарственная песнь божеству после грозы».

Бетховен стремился избежать наивной изобразительности и в подзаголовке к названию подчеркнул – «больше выражение чувства, чем живопись».

Природа как бы примиряет Бетховена с жизнью: в своём обожании природы он стремится найти забвение от печалей и тревог, источник радости и вдохновения. Глухой Бетховен, уединяясь от людей, часто бродил в лесах в предместье Вены: «Всемогущий! Я счастлив в лесах, где каждое дерево говорит о тебе. Там, в покое, можно служить тебе».

«Пасторальная» симфония часто считается предвестницей музыкального романтизма. «Вольная» трактовка симфонического цикла (5 частей, в то же время, поскольку последние три части исполняются без перерыва – то три части), так же как и тип программности, предвосхищающий произведения Берлиоза, Листа и других романтиков.

Девятая симфония (d - moll , 1824).

Девятая симфония – один из шедевров мировой музыкальной культуры. Здесь Бетховен опять обращается к теме героической борьбы, которая приобретает всечеловеческие, вселенские масштабы. По грандиозности художественного замысла Девятая симфония превосходит все сочинения, созданные Бетховеном до неё. Недаром А. Серов писал, что «к этому «девятому валу» клонилась вся великая деятельность гениального симфониста».

Возвышенная этическая идея произведения – обращение ко всему человечеству с призывом к дружбе, к братскому единению миллионов – получает воплощение в финале, который является смысловым центром симфонии. Именно в нём Бетховен впервые вводит хор и певцов-солистов. Это открытие Бетховена не раз использовали композиторы XIX-XX столетий (Берлиоз, Малер, Шостакович). Бетховен использовал строки из оды «К радости» Шиллера (идея свободы, братства, счастья человечества):

Люди – братья меж собой!

Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной!

Бетховену нужно было слово, ибо пафос ораторской речи обладает повышенной силой воздействия.

В Девятой симфонии присутствуют черты программности. В финале повторяются все темы предыдущих частей – своего рода музыкальное разъяснение замысла симфонии, за которым следует и словесное.

Интересна и драматургия цикла: вначале следуют две быстрые части с драматическими образами, затем III часть – медленная и финал. Т. о., всё непрерывное образное развитие неуклонно движется к финалу – итогу жизненной борьбы, различные аспекты которой даны в предшествующих частях.

Успех первого исполнения Девятой симфонии в 1824 году был триумфальным. Бетховена приветствовали пятикратными аплодисментами, тогда как даже императорскую семью по этикету полагалось приветствовать лишь троекратно. Глухой Бетховен уже не мог расслышать рукоплесканий. Только когда его повернули лицом к публике, он смог убедиться в восторге, охватившем слушателей.

Но, при всём этом, второе исполнение симфонии прошло через несколько дней в полупустом зале.

Увертюры.

Всего у Бетховена – 11 увертюр. Почти все они возникали как вступление к опере, балету, театральной пьесе. Если ранее назначение увертюры состояло в подготовке к восприятию музыкально-драматического действия, то у Бетховена увертюра перерастает в самостоятельное произведение. У Бетховена увертюра перестаёт быть вступлением к последующему действию и превращается в самостоятельный жанр, подчиняющийся своим внутренним законам развития.

Лучшие увертюры Бетховена – «Кориолан», «Леонора» № 2 2 , «Эгмонт». Увертюра «Эгмонт» - по трагедии Гёте. Её тема – борьба нидерландского народа против поработителей-испанцев в XVI веке. Герой Эгмонт, борясь за свободу, гибнет. В увертюре опять всё развитие движется от мрака к свету, от страданий – к радости (как в Пятой и Девятой симфониях).

Шестая, Пасторальная симфония

Одновременно с Пятой Бетховен закончил Шестую, «Пасторальную симфонию». Это единственное симфоническое произведение Бетховена, вышедшее в свет с авторской программой. На титульном листе рукописи стояла следующая надпись:

«Пасторальная симфония,
или
Воспоминания о сельской жизни.
Более выражение настроения, чем звуковая живопись».

Шестая, Пасторальная симфония занимает особое место в творчестве Бетховена. Именно от этой симфонии в большой мере отталкивались представители романтического программного симфонизма. Восторженным поклонником Шестой симфонии был Берлиоз.

Тема природы получает широкое философское воплощение в музыке Бетховена - одного из самых великих поэтов природы. В Шестой симфонии эти образы приобрели наиболее полное выражение, ибо сама тема симфонии - это природа и картины сельской жизни. Природа для Бетховена не только объект для создания живописных картин. Она была для него выражением всеобъемлющего, животворного начала. Именно в общении с природой Бетховен находил те часы чистой радости, которой он так жаждал. Высказывания из дневников и писем Бетховена говорят о его восторженном пантеистическом отношении к природе. Не раз мы встречаем в записках Бетховена высказывания о том, что идеалом его является «свободная», то есть естественная природа.

Тема природы связана в творчестве Бетховена с другой темой, в которой он выражает себя последователем Руссо,- это поэзия простой, естественной жизни в общении с природой, душевная чистота селянина. В заметках к эскизам Пасторальной Бетховен несколько раз указывает на «воспоминание о жизни в деревне» как главный мотив содержания симфонии. Эта мысль сохранилась и в полном названии симфонии на титульном листе рукописи.

Руссоистская идея Пасторальной симфонии связывает Бетховена с Гайдном (оратория «Времена года»). Но у Бетховена исчезает тот налет патриархальности, который наблюдается у Гайдна. Тему природы и сельской жизни он трактует как один из вариантов основной своей темы о «свободном человеке» - это роднит его со «штюрмерами», которые вслед за Руссо видели в природе раскрепощающее начало, противопоставляли ее миру насилия, принуждения.

В Пасторальной симфонии Бетховен обратился к сюжету, в музыке не раз встречавшемуся. Среди программных сочинений прошлого многие посвящены образам природы. Но Бетховен по-новому решает принцип программности в музыке. От наивной иллюстративности он переходит к поэтическому одухотворенному воплощению природы.

Однако не следует думать, что Бетховен отказался здесь от картинных, изобразительных возможностей музыкального языка. Шестая симфония Бетховена - пример слияния выразительного и картинного начал. Образы ее глубоки по настроению, поэтичны, одухотворены большим внутренним чувством, проникнуты обобщающей философской мыслью и вместе с тем картинно-живописны.

Седьмая симфония

Жанр симфонии в творчестве Бетховена находился в постоянном развитии. Через четыре года после Пасторальной были созданы Седьмая и Восьмая симфонии (1812), в которых бетховенский симфонизм раскрывается с новых сторон, благодаря усилению народнонациональных черт.

Слияние в этих симфониях героического и жанрового начал определяет возросшее значение песенных интонаций, танцевальной ритмики. Могучая простота демократического языка Бетховена, с его энергией ритмов, рельефностью активных интонаций, сочетается с тонкой разработкой мелодических, тембровых, гармонических деталей. В гармонии многообразие оттенков и контрастов, усиление красочности в большой мере осуществляются средствами мажоро-минорных, разнообразных терцовых соотношений. В строении цикла - известное отступление от классических темповых контрастов (вместо медленной части - Allegretto).

Все это позволило Серову видеть в этих симфониях начало позднего бетховенского стиля, хотя обе они не только по времени создания, но и по стилю - завершающие произведения центрального периода. В них осуществлен синтез принципов бетховенского героического и лирико-жанрового симфонизма (что особенно ярко проявляется в Седьмой симфонии). Народность бетховенских образов выступает здесь в новом качестве, она ярче в своем национальном проявлении, хотя не теряет и обобщающей героической направленности.

Между симфониями 1812 года и предшествующей им Пасторальной были изданы такие сочинения, как Пятый фортепианный концерт, «Эгмонт», музыка к пьесе «Король Стефан». Непосредственно после Седьмой и Восьмой написана программная симфония «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». Все эти произведения (при всем различии их художественного значения) так или иначе связаны с патриотическими идеями того времени. Вместе с «Битвой при Виттории» Седьмая и Восьмая симфонии исполнялись в патриотических концертах в Вене в 1813 и 1814 годах в знак победы над Наполеоном.

Созданные в один год, объединенные общим активно радостным тонусом, Седьмая и Восьмая симфонии, однако, контрастируют между собой, дополняя друг друга.

Бетховен

Детство Бетховена было короче, чем у его сверстников. Не потому только, что житейские заботы рано обременили его. В самом его характере не по
годам рано проявилась удивительная задумчивость. Людвиг любил подолгу созерцать природу.
В десять лет он известен в своем родном городе Бонне как искусный органист и клавесинист. Среди любителей музыки славится его поразительный дар
импровизации. Наравне со взрослыми музыкантами играет Людвиг на скрипке в Боннском придворном оркестре. Он отличается не по возрасту сильной
волей, умением ставить перед собой цель и достигать ее. Когда взбалмошный отец запретил ему посещать школу, Людвиг твердо решил собственным трудом
завершить свое образование. Поэтому юного Бетховена влекло в Вену, город великих музыкальных традиций, царство музыки.
В Вене живет Моцарт. Это от него Людвиг унаследовал в музыке драматизм внезапных переходов от скорби к счастливой, безмятежной веселости.
Слушая импровизации Людвига, Моцарт ощутил в этом гениальном юноше будущее музыки. В Вене Бетховен всесторонне жадно занимается своим
музыкальным образованием, маэстро Гайдн дает ему уроки музыкального сочинения. В своем мастерстве он достигает совершенства. Первые три
фортепианные сонаты Бетховен посвящает Гайдну, несмотря на разность их взглядов. Свою Восьмую фортепианную сонату Бетховен назвал “Большой
патетической” , в которой отражается борьба разнообразных чувств. В первой части музыка кипит как гневный поток. Вторая часть певучая, это- спокойное
раздумье. Бетховен написал тридцать две фортепианные сонаты. В них можно услышать мелодии, выросшие из народных немецких и славянских песен и
танцев.
В апреле 1800 года в своем первом открытом концерте в Венском театре Людвиг Ван Бетховен выступает с Первой симфонией. Истинные музыканты
хвалят его за мастерство, новизну и богатство идей. Сонату-фантазию, названную “Лунной” он посвящает Джульетте Гвиччарди, своей ученице. Однако
именно в расцвет славы Бетховен стремительно теряет слух. Бетховен переживает глубокий душевный кризис, ему кажется, что жить глухим – музыканту
невозможно. Однако, преодолев глубокое отчаяние силой своего духа композитор пишет Третью симфонию “Героическую” . Тогда же написаны всемирно
известные “Крейцерова соната” , опера “Фиделио” , “Аппассионата” .
Из-за глухоты Бетховен больше не выступает в концертах как пианист и дирижер. Но глухота не мешает ему создавать музыку. Его внутренний слух не
поврежден, В воображении он отчетливо представляет себе музыку. Последняя, Девятая симфония- музыкальное завещание Бетховена. Это песнь свободы,
пламенный призыв к потомкам

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

9симфоний, 11 увертюр.

1. ЗНАЧЕНИЕ. Новый круг тем и образов. Бетховен – величайший симфонист. Появление каждой симфонии знаменовало для Б. рождение целого мира и являлось обобщением целого этапа творческих исканий.

· «После Бетховена надо отказаться от симфонических планов» (Р.Шуман). «Невозможно сделать что-либо новое и значительное в области симфонии после Бетховена» (Р.Вагнер).

· Симфоническое творчество отличает новый круг тем и образов, рожденный новым содержанием искусства, самой личностью Бетховена. События Французской революции оказали сильнейшее воздействие на формирование мировоззрения Б. У него сложились республиканские (антимонархические) идеалы, веру в которые он сохранял всю жизнь. Природа творчества Б. в какой-то мере сформирована духом времени . Произошел кардинальный сдвиг в общественных взглядах на назначение искусства: обращение к массовой аудитории; небывалые масштабы замыслов.

· На первый план в творчестве Б. выдвигается героико-эпическая гражданская тема, в которойпреломился страстный драматизм эпохи, ее потрясения и катастрофы. Человек сам завоевывает право на свободу и радость . Образы борьбы, столкновения и достижения счастья.

Произведения: увертюры «Эгмонт», «Кориолан», «Леонора№3», симфонии Третья (1802-1804), Пятая (1804-1808), Девятая (1815-1823).

В этих произведениях новая героическая тема воплощена с индивидуальными особенностями. Свои симфонические концепции Б. вынашивал долго.

· Преемственность:

С Й.Гайдном : сонатно-симфонический цикл – основание архитектуры симфонии. Симфонии №№1-2 (1800-1802) воплощают преемственность принципам классицизма, но здесь уже много медного звучания.

С Моцартом – принципы оперной драматургии.

· Человек и природа – симфония №6 (1808).

· Романтические влияния – Симфония №7- танец, 1812.

(Галацкая, с.83-86)

2. ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ.

· Симфония – драма (драма идей). Идея трагическая, героическая. Идея обуславливает развитие и движение сил на разных этапах драматургии. В основе лежит конфликт личности с действительностью, судьбой, роком. Новый тип драматургии – конфликтный. Взаимодействие образов – сталкиваются непримиримые силы.

· Новый тип симфонизма – героико-действенный .

· Тонально-тематические связи между частями целого и внутри части.

СИМФОНИЯ №5 ДО МИНОР

(1805-1808)

1. ЗНАЧЕНИЕ.

· Пятая симфония – идея героически мучительного преодоления препятствия. Никогда еще музыка не достигала такого накала борьбы и не рисовала таких острых столкновений между роковой неизбежностью и мужеством противоречащей ей воли . Симфония воплощает одну из основных идей бетховенского творчества – героику борьбы и победы . Линию драматургического развития здесь можно представить словами:

«От мрака – к свету, через борьбу – к победе».

· Открытие лейтмотива (ТЕМА СУДЬБЫ ). Лейтмотив (нем. leitmotiv – ведущий мотив) – оперный термин. Тема или музыкальный оборот, который обрисовывает персонаж или ситуацию и звучит при упоминании о них или при появлении на сцене. Лейтмотив – повторяемая характеристика какого-либо явления, идеи, образа. С помощью «темы судьбы» (стук судьбы) перестукивались заключенные одной из нацистских тюрем.

2. ЭТАПЫ ДРАМЫ. ДРАМАТУРГИЯ.

часть

тональность/ форма

драматургическая роль

I часть

А llegro con brio c- moll.

Сонатное allegro.

«Арена борьбы». Драматический конфликт сил зла, рока и человека.

II часть

Andante con moto. Двойные вариации

Переход в сферу гражданской лирики. Собирание сил, внутреннее перерождение личности.

III часть

Скерцо c- moll, allegro

Сложная 3-х ч. форма

Новый подступ к вершине, борьба за ее завоевание.

IV часть

Финал C- dur .Сонатное allegro

Героическая развязка драмы. Испытания и борьба приводят к народному ликованию и триумфу.

роль лейтмотива в драматургии симфонии

Лейтмотив судьбы – символ зла, трагически вторгающийся в жизнь человека как препятствие, требующее громадных усилий для преодоления. Резко стучащий ритм («стук судьбы») становится лейтритмом и проходит в различных трансформациях через все части симфонии .

I часть

Тема судьбы господствует безраздельно. Все завершается торжествующим лейтмотивом.

II часть

В первой вариации на тему А тревожно звучит лейтритм – напоминание о предыдущих событиях.

III часть

Тема-лейтмотив неожиданно вторгается с драматичной силой (тема b ). Роковое зловещее начало подчеркнуто тембрами медных (валторны) и чеканным аккордовым сопровождением к «долбящей» мелодии. Этот вариант темы звучит еще более властно и категорично. При повторении эта тема звучит яростно и непреклонно. В Репризе части «тема судьбы» теряет свою категоричность, появляется состояние неизвестности, неуверенности – возврат к прошлому невозможен. Переход к Финалу – непрерывно в басах, как отдаленный гул, звучит лейтритм («стук судьбы»). звучание переходит в триумфальный марш (Г.П. Финала).

IV часть

Разработка, «эпизод борьбы» – соединяются героическая линия новой темы и стучащий лейтмотив судьбы.

Кода. Пульсирующий лейтритм становится музыкой победы.

Творчества - симфоническая музыка. Она относится к самым великим достижениям мировой культуры и стоит в одном ряду с такими явлениями искусства, как «Страсти» Баха, поэзия Гёте и Пушкина, трагедии Шекспира. Бетховен первый придал симфонии общественное назначение, первый возвысил ее до идейного уровня философии и литературы.

Именно в симфониях с наибольшей философской глубиной воплотилось революционно-демократическое мировоззрение композитора. Наиболее полное и совершенное выражение нашли здесь и присущие ему черты монументального обобщения и свойство обращаться в искусстве ко всему человечеству.

Симфонизм Бетховена в своих истоках тесно связан с ранними венскими классиками. В этой области (в большей мере, чем в фортепианной, оперной или хоровой) он непосредственно продолжает их традиции. Преемственность симфонических принципов Гайдна и Моцарта ощутима у Бетховена вплоть до зрелых произведений.

В творчестве ранних венских классиков сложились основные принципы симфонического мышления. В их музыке уже господствует «непрерывность музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди множества остальных» (Асафьев). Симфонии Гайдна и Моцарта отличались широким обобщающим характером. Они воплотили разносторонний круг типических образов и идей своего времени.

От Гайдна Бетховен воспринял гибкую, пластическую и стройную форму раннеклассицистской симфонии, лаконичность его симфонического письма, его принцип мотивной разработки. К гайдновскому направлению симфонизма восходят все жанрово-танцевальные симфонии Бетховена.

Во многом бетховенский стиль подготовили и поздние симфонии Моцарта с их внутренней контрастностью, интонационным единством, целостностью структуры цикла, разнообразием разработочных и полифонических приемов. Бетховену были близки драматичность, эмоциональная глубина, художественная индивидуализация этих произведений.

Наконец, в ранних бетховенских симфониях ясна преемственность характерных интонаций, отстоявшихся в венской музыке XVIII века.

И все же, при всей очевидной связи с симфонической культурой века Просвещения, симфонии Бетховена значительно отличаются от произведений его предшественников.

На протяжении своей жизни этот величайший симфонист, гениальный мастер сонатного письма создал всего девять симфоний. Сопоставим это число с более чем сорока симфониями, принадлежащими Моцарту, с более ста, написанными Гайдном. Вспомним, что свое первое произведение в симфоническом жанре Бетховен сочинил очень поздно - в тридцатилетнем возрасте, обнаружив при этом верность традициям, что кажется несовместимым со смелым новаторством его же собственных фортепианных произведений тех же лет. Это парадоксальное положение объясняется одним обстоятельством: появление каждой симфонии как бы знаменовало для Бетховена рождение целого мира. Каждая из них обобщала целый этап творческих исканий, каждая раскрывала свой неповторимый круг образов и идей. В симфоническом творчестве Бетховена нет типизированных приемов, общих мест, повторяющихся мыслей и образов. По значительности идей, силе эмоционального воздействия, индивидуальности содержания бетховенские произведения возвышаются над всей инструментальной культурой ХVIII века. Каждая его симфония занимает выдающееся место в мировом музыкальном творчестве.

В девяти симфониях Бетховена сосредоточены ведущие художественные устремления композитора на протяжении всего его творческого пути. При всем индивидуальном своеобразии и стилистическом отличии ранних и поздних произведений, девять симфоний Бетховена как бы образуют вместе единый грандиозный цикл.

Первая симфония подводит итог исканиям раннего периода, но во Второй, Третьей, Пятой с возрастающей целеустремленностью выражены образы революционной героики. При этом почти после каждой монументальной драматической симфонии Бетховен обращался к контрастной эмоциональной сфере. Четвертая, Шестая, Седьмая, Восьмая симфонии своими лирическими, жанровыми, скерцозно-юмористическими чертами оттеняют напряженность и величественность героико-драматических замыслов других симфоний. И, наконец, в Девятой в последний раз Бетховен возвращается к теме трагической борьбы и оптимистического жизнеутверждения. Он достигает в ней предельной художественной выразительности, философской глубины и драматизма. Эта симфония венчает все произведения мировой гражданско-героической музыки прошлого.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения