Что из себя представляет евгений онегин. Пушкин «Евгений Онегин» – анализ. Евгений Онегин в деревне

Произведение "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина увидело свет в 1833 году, но до сих пор оно волнует сердца людей. Каждый старший школьник знает отрывки из романа наизусть и всех его главных героев. Для того чтобы понять, в чем секрет успеха произведения, сделаем в этой статье краткий анализ романа Пушкина "Евгений Онегин".

Общая характеристика романа

  • Направление и жанр. "Евгений Онегин" – это один из первых русских реалистических романов социально-психологического направления. Причем роман этот написан не прозой, а в стихах. История его создания охватывает несколько периодов творчества поэта.
  • Идеи и мысли. Роман назван так же, как зовут главного героя, неспроста. Этим Пушкин подчеркнул особую значимость персонажа. В образе Евгения Онегина он хотел показать образ героя времени. По словам Пушкина, отличительной чертой молодежи 19 века было равнодушие к жизни, к ее наслаждениям, поэт называл это "преждевременной старостью души".
  • Еще одна важная идея – это показать национальный характер русской героини. Татьяна не только "русская душой" героиня, но и идеал женщины.
  • В этом романе автор также показал дворянство, которое формировало главных героев. С одной стороны – это высший свет Петербурга и Москвы, пронизанный духом "пустым" и "холодным", с другой - дворянство провинции. Отношение у поэта к ним было разное, что он и показал в романе.
  • Тематика. Роман охватывает обширный жизненный материал. Поэтому проблематика и тематика произведения столь разнообразны и разносторонни. В нем изображен во всех подробностях социальный, бытовой и культурный уклад всего русского общества начала 19 века.
  • Проблематика. В основе проблематики произведения лежит основная проблема общества того времени. Это противопоставление основной части русского общества, чтящего национальные традиции, европейски просвещенному русскому дворянству.
  • Основные герои. В романе все время идет противопоставление: города - деревне, национального - вненациональному. Таким же образом противопоставлены и герои романа. "Герой времени" предстает перед читателем в образе Евгения Онегина. Он выступает представителем "русского байронизма". Татьяна Ларина является "милым идеалом", поэт вложил в нее свои представления о русском характере. Владимир Ленский - тоже представитель русского дворянства, но другого типа – он юный романтик, мечтатель, в отличие от байронического Онегина.

Краткий анализ глав

  • Анализ 1 главы "Евгения Онегина". В первой главе для того, чтобы пояснить появление Онегина, столь необычного героя, Пушкин подробно описывает, что с ним случилось. В итоге главы становится понятным, что существует противоречие. При всех возможностях, которые дает герою блистательная столичная жизнь, он ею не увлечен. И у читателя возникает вопросо том, почему же он охладел к жизни.
  • Анализ 2 главы "Евгения Онегина". Во второй главе идет описание главных героев, даются их портретные характеристики, прорисовываются некоторые черты характера. И снова вопрос: почему Онегин сторонится соседей, а вот с Ленским сходится? Ведь они настолько разные, настолько непохожи друг на друга, как лед и пламень.
  • Анализ 3 главы "Евгения Онегина". Считается, что в этой главе начинается завязка конфликта. Но стал бы Пушкин, с его поэтической энергией, растягивать на две главы экспозицию? Роман он начал решительно. Завязка романа заключается в противоречиях, терзающих героя, странностях его тоски при всем великолепии условий жизни. Вторая глава подводит к смене среды проживания, к смене мест. Но и здесь, в усадьбе, Онегин тоскует практически так же, как и в столице. 3-я глава - просто следующий шаг этого сюжета. Герою предстоит столкнуться не с деревней, а с чувством, напоминающим стихию, – с любовью. Чувство, которое вспыхнуло в Татьяне, и ее поступок, письмо о любви являются центральными в этой главе. И опять вопросы. Почему так неожиданно проснулась в Татьяне любовь? И что толкнуло ее написать письмо Онегину?
  • Анализ 4 главы "Евгения Онегина". Глава демонстрирует читателю реакцию главного героя на любовь. Как оценивают его объяснение в саду автор романа и Татьяна? Одинаково ли? Зачем автору понадобилось демонстрировать в этой главе святость Онегина и счастливую любовь Ленского и Ольги?
  • Анализ 5 главы "Евгения Онегина". Здесь героя ждет новое испытание, и перед ним встает вопрос: что победит – желание собственного покоя, подкрепленное сознанием превосходства над другими людьми, или сочувствие к чужой любви, снисходительность в дружбе? Глава отвечает на вопросы: каким образом Татьяне удалось предугадать столкновение Ленского с Онегиным, чем сон Татьяны схож с именинами?
  • Анализ 6 главы "Евгения Онегина". В ней обнажается вся мнимость чувства превосходства, свойственного Онегину. Это является развязкой поединка с обществом, который намечался в хандрящем Онегине и закончился убийством друга, юного поэта. В живых осталась только физическая оболочка главного героя, морально он сломлен. Осуждение среды, которую он презирает, оказалось сильнее его затаенных чувств и искренних желаний. Вопросы, на которые стоило бы ответить: что произошло, как друзья вдруг стали врагами и столкнулись в поединке, кто же все-таки виноват в дуэли, в ее печальном финале?
  • Анализ 7 главы "Евгения Онегина". Она построена на 2-х событиях: посещение Татьяной дома, в котором живут Онегины, и приезд Татьяны в Москву. Героя нет в Москве. В читателе усиливаются колебания по поводу оценки Онегина. Возникает еще большая неопределенность и загадочность в его фигуре. Потерпевший нравственное фиаско, он, казалось бы, должен быть нами осужден. Сомнения, которые одолевают Татьяну и повергают ее в равнодушие, как будто еще больше способствуют осуждению нами Онегина. Но в восьмой главе Пушкин выводит нас из ошибочных заблуждений и не позволяет безрассудно осудить героя. Героя, который в конце романа оказывается способным на искренние чувства и глубокие страдания. А здесь зададим вопросы: изменилось ли отношение Татьяны к Онегину в связи со всеми произошедшими событиями?
  • Анализ 8 главы "Евгения Онегина". В этой главе в Онегине обнаруживаются возможности, которых у него раньше не было. Герой вознесся, в нем открылось непосредственное, самозабвенное и лирическое чувство. Но, тем не менее, он оказывается в трагическом тупике. По мнению Пушкина, уйти в любовь, выразив холодное презрение к обществу, не является спасением. Это и есть развязка внутреннего смысла романа. А на вопрос нам предстоит ответить: Онегин любит Татьяну, но почему же она его теперь отвергает?

Мы представили Вам небольшой анализ романа "Евгений Онегин", надеемся, что он поможет Вам лучше понять это произведение.

В данной статье мы сделаем краткий анализ "Евгения Онегина", но больше не самого главного героя поэмы Онегина, а непосредственно поэмы Александра Пушкина "Евгений Онегин". Кроме того обсудим главных героев "Евгения Онегина" и всех действующих лиц.

Краткий анализ "Евгения Онегина"

Роман "Евгений Онегин" - это произведение, которое является одним из самых главных и важных в творчестве Александра Пушкина , причем таковым его считал даже сам Пушкин и называл "подвигом" наравне с пьесой "Борис Годунов" . Можно смело утверждать, что "Евгений Онегин" оказал мощное влияние на всю русскую литературу. Пушкин работал над поэмой "Евгений Онегин" около восьми лет, и это гигантский срок, учитывая талант писателя и его возможности - Пушкин мог за один день создать шедевр, а здесь он трудился целых восемь лет.

К тому же, говоря об анализе "Евгения Онегина", надо отметить, что эти годы, а именно конец 1820-х, считаются годами, где особенно глубоко проявилась творческая зрелость Пушкина. Наконец в 1831 году Пушкин закончил работу над романом, и в 1833 году "Евгений Онегин" был опубликован.

Сюжетная линия романа "Евгений Онегин" хороша известна, центральный сюжет заключается в любовной интриге, а главной идеей во время анализа "Евгения Онегина" ярко становится видна идея о том, что счастливыми могут стать только те, кото мало думают, мало размышляют, мало знают, и которые не стремятся к высоким духовным идеалам. И наоборот, те, у кого тонкая душевная натура, будут страдать.

Главные герои "Евгения Онегина"

Главными героями романа "Евгений Онегин" являются Евгений Онегин , Татьяна Ларина, Владимир Ленский и Ольга Ларина. Эти персонажи представляют две любовные пары, которые так и не становятся счастливыми.

Главный герой романа "Евгения Онегина" - это, конечно, сам персонаж Онегин, но то, что роман и главный герой одинаково названы, показывает задумку Пушкина подчеркнуть важность главного героя, значимость в романе именно этого персонажа. Действительно, составляя анализ Евгения Онегина, сразу видно, что образом главного героя "Евгения Онегина" Пушкин хотел показать образ героя того времени. Пушкин считал, что молодое поколение XIX века отличалось равнодушием к жизни, ее наслаждениям, и дал этому состоянию молодежи даже такую формулировку, как "преждевременная старость души".

Еще один главный герой "Евгения Онегина" - Ларина Татьяна. Пушкин создал ее, как "милый идеал", и в ее характере нашли отражение представления Пушкина о русской женщине, о русской душе.

Владимир Ленский также представляется главным героем "Евгения Онегина". Он выступил представителем русского дворянства, однако Ленский совсем не похож на Онегина и остальных - он юный мечтательный романтик.

Все герои романа "Евгений Онегин"

Упомянем и о других действующих лицах романа, помимо главных героев "Евгения Онегина":

  • Евгений Онегин
  • Владимир Ленский
  • Татьяна Ларина
  • Ольга Ларина
  • Няня Татьяны
  • Зарецкий (секундант)
  • Муж Татьяны Лариной (его имя Пушкин не указывает)
  • Автор (сам Александр Сергеевич Пушкин)

В заключении можно сказать, что роман "Евгений Онегин" - это энциклопедия жизни русского человека с тонкостями характеров героев, с полным раскрытием образов и с удивительной исторической точностью. Если вы еще не прочитали полностью роман "Евгений Онегин", настоятельно рекомендуем вам сделать это.

Мы представили краткий анализ романа "Евгений Онегин", а также главных героев. Тем, кто уже читал полностью роман и хочет вспомнить основные события, предлагаем прочесть

Первые строки романа в стихах «Евгений Онегин» легли на бумагу в мае 1823 года во время кишиневской ссылки. В основном произведение было окончено в сентябре 1830 года, но работу над текстом Пушкин не прекращал до своей трагической дуэли. Можно сказать, что это был труд всей его жизни, который Александр Сергеевич назвал «подвигом».

За семь лет несколько раз менялся замысел произведения, менялся и сам автор. Если в первых главах чувствуется сильное влияние романтизма на творчество Пушкина, то в конце романа поэт предстает перед читателями реалистом . В целом «Евгений Онегин» – картина русской жизни, где представлены Петербург, Москва и провинция, а также все сословия – от высшего света до крестьянства.

Роман «Евгений Онегин» в некотором роде является энциклопедией России первой четверти XIX века. Внимательно его читая, можно узнать меню ресторанов того периода, репертуары театров, народные обычаи, светские манеры, капризы моды и многое другое.

Сама форма произведения (роман в стихах) была новаторской. До этого русская литература не знала похожих образцов. Первоначально в «Евгении Онегине» было девять глав, но, по требованию цензуры, Пушкин убрал одну из них, опубликовав отдельные ее части под названием «Отрывки из путешествия Онегина».

Для своего произведения поэт разработал особую стихотворную строфу, которая получила название «онегинской». В ней четырнадцать строк, написанных четырехстопным ямбом : три четверостишия и заключительная пара. Первое четверостишие имеет перекрестную рифмовку и задает тему, второе с парной рифмовкой эту тему развивает. В третьем четверостишии с опоясанной рифмой наступает кульминация фрагмента, которая получает завершение в итоговом двустишии. Онегинской строфой написано все произведение, кроме песни девушек, писем Татьяны и Евгения.

Пушкин беседует с читателем непринужденно, сочетая повествование о судьбе героев с краткими или довольно пространными лирическими отступлениями. Автору с легкостью удается разговорный тон, в котором присутствуют все оттенки речи: шутки, размышления, признания, жалобы.

Поражает разнообразие рифм в романе:

  • традиционные: любовь – кровь;
  • глагольные: хранила – ходила;
  • составные: и я – меня;
  • с иностранными словами: дыша – entrechat;
  • и даже с инициалами: стекле – О. да Е.

Пушкин почти не прибегает к метафорам и гиперболам, применяя в основном эпитеты. И этого оказывается достаточно для создания неповторимых картин русской природы, описания балов, театральных представлений, деревенского быта и городской жизни.

В романе есть три главных героя: Онегин , Татьяна и Автор. Причем, образ Автора не следует ассоциировать с самим Пушкиным. В нем отразились многие черты поэта, но все же – это литературный персонаж. Перед читателем предстает образ человека мудрого, жизнелюбивого, чуть ироничного, доброго и обаятельного. Он выступает свидетелем описываемых событий, а иногда – их участником.

Поэт создал роман о своем современнике, типичном молодом дворянине. Портрет Онегина легко узнаваем. Модные гостиные того времени были заполнены такими молодыми людьми: скучающими франтами с острым умом и холодным сердцем. Получив воспитание и образование, пушкинский герой ведет светскую жизнь, заполненную бесконечными развлечениями и любовными романами, но пустую и однообразную.

Особенность Евгения в том, что такое бесцельное существование его не устраивает. «Томясь душевной пустотой» он отгораживается от света, пытается что-то изменить в своей жизни. Чтение, пробы пера, хозяйственные реформы в поместье показывают его стремление быть полезным. Но Онегин с детства не приучен к работе: «труд упорный ему был тошен» . Поэтому он так и остался скучающим созерцателем.

Отвергнув ложные ценности светского общества, Евгений не нашел для себя ценности подлинные – любовь и дружбу. Столкнувшись с настоящими чувствами, он не может их распознать, не выдерживает испытания дружбой Ленского и любовью Татьяны. Вступив в борьбу с общественным мнением, Онегин остается от него зависимым. Его недостойное поведение на именинах Татьяны – холодный расчет и тщеславие, а согласие на дуэль – следствие эгоизма и страха перед сплетнями. Только убийство Ленского пробуждает в Онегине человеческие чувства, а любовь к Татьяне – завершает перерождение героя.

Романтическая восторженность и наивная вера в дружбу, а также благородство отличают Ленского от рационального скептика Онегина. Но у этих героев есть и нечто общее. Пылкий идеалист Ленский, как и Евгений, получил европейское воспитание. Он тоже чувствует себя лишним в провинциальном обществе, бежит от него. Вовсе не случайно эти молодые люди сошлись. Оба – незаурядные личности, поэтому им интересно друг с другом.

Самый любимый персонаж Пушкина – Татьяна Ларина . Она стала первой в русской литературе героиней с подчеркнуто национальным характером. Татьяна – «русская душою» , воспитанная на народных традициях и обычаях, представляется автору «милым идеалом» . Она любит природу, старинные сказки и предания, следует народным обрядам.

Эта простая провинциальная барышня, воспитанная на романах, наделена «сердцем пламенным и нежным» , высокой нравственностью, чувством долга и сильной волей. Татьяна, как и Онегин, чувствует себя чужой в водовороте провинциальных мелких интриг и сплетен. Она «странная» и совсем не похожа на свою сестру – милую простушку Ольгу.

Как чистая и открытая девушка стала изысканной светской дамой, Пушкин не показывает. До последнего монолога «новая» Татьяна остается загадкой. Жаль, что ей так и не удается понять Онегина, поверить в его любовь. Фальшь и мелочность высшего света смогли отравить даже ее, заразить той болезнью, от которой мучительно избавлялся Евгений.

Пушкин стремится представить своих героев реальными персонажами. Для этого он использует несколько приемов: описывает известные места, упоминает знаменитых современников – Каверина, Истомину, Вяземского. Рассуждения на злободневные темы, прямое обращение к читателю создают атмосферу реальности, обостряют восприятие, заставляют сопереживать героям.

Простая любовная драма в изложении Пушкина превращается в философские размышления о судьбах поколений, о месте человека в жизни, об ответственности за близких людей. Открытый финал и многочисленные недосказанности в ходе повествования заставляют задуматься над образом мыслей и поступками героев, чтобы «превосходным образом воспитать в себе человека» .

Многогранное, «самое задушевное» произведение писателя, по его собственным подсчетам, создавалось «7 лет 4 месяца 17 дней» (1823—1830). В первое полное издание романа 1833 г. (до этого публиковались отдельные главы) Пушкин включил 8 глав и «Отрывки из путешествия Онегина». Существовала и 10-я глава, уничтоженная писателем, сохранились отдельные строфы из нее.
Пытаясь определить жанровую принадлежность произведения,
Пушкин говорит о «дьявольской разнице» между романом и романом в стихах. Действительно, «Евгений Онегин» — это и обычный роман, где есть вполне четко прописанная интрига, «несчастная любовь, дуэль, сон, два письма», и непрекращающийся авторский монолог, лирическое самовыражение писателя. Он выступает то в облике известного читателю автора «Людмилы и Руслана», то как знакомый и приятель героя, то как отстранившийся от событий повествователь, впрочем, чаще он активно и страстно оценивает поступки и характеры. Автор рассказывает о том, как создавались отдельные части произведения, вступает в споры по различным вопросам с предполагаемыми оппонентами среди читателей. Так называемые «лирические отступления» настолько многочисленны, так тесно связаны с иными формами авторского присутствия в тексте, что их правильнее считать самостоятельной несюжетной частью произведения.
Авторское самовыражение в произведении — это и отношения повествователя с героями, и рассказы писателя о собственной судьбе и восприятии явлений жизни, и языковая стихия, свободно совмещающая новое, устаревшее, низкое и высокое, серьезные, иронические, драматические интонации.
И в попытках все-таки определить жанр «Евгения Онегина» лучше всего обратиться к самому писателю, который назвал то, что он пишет, «большим стихотворением».
В романе равное значение имеют:
. сюжетные перипетии, связи, противоречия, внутренние психологические состояния и изменения героев;
. изменяющиеся по мере развития действия личность, характер автора (не забудем, что роман писался долгие годы);
. собственно стихотворные эмоционально-смысловые элементы, обусловленные воплощенными в стихах и через стихи чувствами и мыслями, игрой и чередованием ритмов, использованием тропов и стилистических фигур и иными элементами формы и содержания, через посредство которых стихи совершенно по-особому воздействуют на читателя и воспринимаются им. Для воплощения столь многогранного и необычного замысла писателем был использован излюбленный стихотворный размер, четырехстопный ямб, и создана новая поэтическая форма — «онегинская строфа». Она состоит из 14 строк и включает три четверостишия со всеми вариантами парной рифмовки: перекрестной (АбАб) (прописными буквами обозначены женские, строчными мужские рифмы), смежной (ВВгг), опоясывающей (ДееД), заключает строфу двустишия со смежной мужской рифмой (ЖЖ) (мужская рифма — ударение на последнем слоге: занемог; не мог; женская — на предпоследнем: наука, скука; дактилическая — два безударных слога в конце строки: черемуха, березовый; гипердактилическая — более двух: опаловая, прикалывая). Строфы романа почти всегда интонационно и по смыслу закончены, округлены, содержат заключенные в них автономные мысль и эмоцию, связанные с целым эпизода, главы, произведения.
Сюжет романа многопланов. История героев представляет не меньший интерес, чем постепенная самореализация в тексте автора как личности, характера, стихотворца с определенными взглядами на профессию.
В фабульные события активно вовлечены четыре героя — Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга. При этом Ольга интересует автора куда меньше остальных, он ограничивается ее общей характеристикой. Даже испытание, связанное со смертью Ленского, ее касается в меньшей степени, хотя, казалось бы, все должно было быть наоборот — погиб ее жених, человек, которого она любила. Автор подчеркнул, что не только внешность Ольги трафаретна, но характер ее не способен к развитию. Вскоре после дуэли она исчезает со страниц романа, выйдя замуж за улана, о котором опять-таки ничего не сказано, читатель не может хотя бы догадываться, как характеризует ее этот выбор. Гораздо больше интересуют автора личности и характеры неоднозначные, способные к изменениям, росту.
Судьба Владимира Ленского имеет для писателя самостоятельное значение. Во-первых, его смерть на дуэли —кульминационное событие сюжета, изменившее течение жизни всех ведущих персонажей. Смерть Ленского была предсказана ранее, во сне Татьяны, и не раз вспоминается позже. Для автора важна загадочностью его будущего. Этот образ отдельными своими сторонами как бы прилегает, повторяет, копирует центральную пару персонажей и автора. С Онегиным Ленского сближает уже смысл фамилий, имеющих «северное», «речное» звучание. Не случайно, что при всей разности жизненного опыта, характеров, воззрений все же «они сошлись». С Татьяной же они похожи многим: возрастом, исконно русской семантикой имен, воспитаны на западных романтических литературных образцах, далеки от среды, в которой живут, мечтательны и странны, неопытны, отчего ошибаются в своем первоначальном выборе. Не случайно же искушенный и умный Онегин заметил, что Татьяна гораздо больше подходит Ленскому, чем Ольга:
Я выбрал бы другую,
Когда бы был, как ты, поэт.
Наконец, Онегин сыграл в их судьбе сходную роковую роль. Сначала он «убил» романтически настроенную Татьяну:
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилася она.
Затем — самого поэта-романтика. И позже Татьяна говорит себе, что в Онегине она должна ненавидеть «убийцу брата своего».
Автор рассуждает о двух вариантах будущего Ленского. При этом первым называется достойный, высокий путь:
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден.
Разумеется, герой не был застрахован и от иного. Реалист Пушкин трезво понимает, какое гнетущее и искажающее первоначальные задатки личности влияние может оказать среда, да и леность человеческая. И все же целомудренный, чистый, искренний, талантливый герой имел все основания для достойного продолжения жизни. Незавершенное в нем должно «доразвиться» в героях, оставшихся жить, и в авторе.
Онегину еще предстоит пройти через «убийственный выстрел», теперь уже в него («Стоит Евгений, как будто громом поражен, в какую бурю ощущений теперь он сердцем погружен!»). Впрочем, следует понять, что Татьяна сурова вынужденно: уж слишком далеко заходит Онегин в покушении на непререкаемые для нее ценности и правила (они же были и естественной основой натуры убитого Ленского). Этот «выстрел», следовательно, правильнее считать «самоубийственным», спровоцированным самим героем. И его задача, пройдя через второе сильнейшее потрясение и, наконец, переродившись, стать в духовном смысле таким, каким мог быть убитый им Ленский, и чего по-своему достигла Татьяна. Ее отношения к семейной жизни, мужу далеки от ханжества и пошлости. Это возвышенно-одухотворенный вариант семейной жизни, достойный уважения своей моральной безупречностью, общественно значимый («благо мира»), по мнению писателя.
Многообразны и связи Ленского с развивающимся образом автора.
Пушкин начал писать роман в период, когда совершается переход от преимущественно романтического к реалистическому творчеству. Известно, сколь сильным было влияние западной литературы, философии, просто языков на писателя. Упоминаемые в романе жанры, темы, настроения стихов Ленского близки тем, которые можно обнаружить в раннем творчестве самого Пушкина. Идеал красоты юного поэта не был вовсе и всегда чужд Пушкину, который, с иронией нарисовав портрет Ольги, замечает:
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Расставаясь с Ленским, поэт незаметно переходит к рассуждениям о своем творчестве, судьбе. Он прощается и с невозвратной, наивной, милой, естественной порой собственной жизни, говорит о переходе к иным принципам творчества: «Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью-рифму гонят». Но при этом надеется сохранить то, чем так дороги ему Ленский, уходящая молодость, романтически окрашенная поэзия:
А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаше прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь...
Завершалась поэма «болдинской осенью» накануне женитьбы, которую Пушкин считал началом совершенно нового этапа жизни, требующего большей ответственности, следования жестким нравственным правилам, законам чести и ответственности перед совестью, близкими людьми, обществом. Именно так понимает брак и, шире, зрелое отношение к бытию любимая героиня писателя. Ее позиция — воплощенный образец дальнейшей «взрослой» жизни для него и для заглавного героя. Не только в семье принципы верности, ответственности и чести могут и должны быть воплощены. Поэт оставляет своего Онегина на распутье, дальнейший его путь неясен. Важно, чтобы он, наконец, понял, как следует жить. Это понимание сделает жизнь достойной, в каких бы формах она ни протекала.
В случае с Онегиным речь еще должна идти и об искуплении того зла, которое было связано с его одиноким, бесцельным и безответственным движением по жизни. Забыть смерть Ленского, который, вполне вероятно, был рожден «для блага мира», автор не позволяет. Все предшествовавшее сцене дуэли повествование призвано указать закономерности, приведшие Онегина к убийству. Ему немало было дано от природы — ум, благородство, способность верной нравственной, интеллектуальной, эстетической оценки людей и явлений. Эти задатки подлинно глубокого характера поставили Онегина в оппозицию к абсолютно бездуховной жизни светского общества. Он отвергает ветошь светского маскарада внешне, но законы, стереотипы и привычки неестественной маскарадной жизни над ним по-прежнему властны.
Именно они не позволяют воспринять в полной мере Татьяну. Она уже в юности требовала глубины души, которая могла бы вместить и оценить ее порыв, желания, возможности. А Онегин обладал интеллектуальной и чувственной опытностью, о существовании же души не догадывался, хотя и упоминал о ней многократно в своей отповеди. Он прав, честно и строго выговаривая романтически настроенной, экзальтированной провинциальной барышне. Он слеп, не замечая в ней задатков незаурядной, духовно мошной личности, столь потрясшей его в полном развитии. «Новая» Татьяна является Онегину в той среде и тех формах поведения, которые доступны «светскому» глазу героя. Его поразило, что она осмеливается жить «без этих маленьких ужимок, без подражательных затей» — без маски, в мире масок. Но ведь Татьяна уже была такой, написав ему трогательное, искреннее признание, «где все наруже, все на воле».
До момента решительного выбора хорошие задатки Онегина позволяют ему находить верный тон в общении с Ленским. Ощущение талантливости, неординарности личности влечет Онегина к юному поэту. Но стать выше светских предрассудков, да хотя бы презираемого в душе провинциального общества, снять маску он не смог. В сценах, предшествующих ссоре и вызову, писатель намеренно сгущает недостатки жителей провинции, собравшихся на именины Татьяны, хотя в иных частях произведения поэтизирует традиционный быт, нравы, человеческие качества представителей столичного и провинциального дворянства. Карикатуры, которые «чертит в душе своей» рассерженный Онегин, не так уж далеки от истины:
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом.
Не многие из эпизодических персонажей романа удостоились такой развернутой характеристики, как непосредственный организатор дуэли — Зарецкий. Писатель подчеркивает, что не только общественное мнение, «шепот, хохотня глупцов», на которое ориентируется Онегин, принимая решение, но и возможные оценки старого дуэлиста не стоят того, чтобы подвергать опасности жизнь друга. Порыв и заблуждение юной души Онегин хорошо понимает. Стать выше «ложного стыда» перед людьми, не достойными уважения, он не может.
Смерть Ленского потрясла Онегина, заставила переосмыслить всю жизнь, но не переродила его. В сущности, с точки зрения правил светской чести он был ни в чем не виноват: «"Ну, что ж? убит", — решил сосед». Автор же подчеркивает, что убийство стало закономерным итогом всей предшествовавшей жизни Онегина, который
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Из путешествия Онегин, прежде «добрый малый», похожий на «целый свет», уже возвращается несколько «странным» на взгляд светских посредственностей. Новое потрясение и еще один шанс окончательно стать иным дало Онегину, как сказано выше, переживание связанное с его любовью к замужней Татьяне. Искреннее и большое чувство пришло к герою, судя по всему, впервые в жизни и пробудило лучшее в нем. Он один из немногих способен отличать истинно прекрасное от ложно многозначительного. Настоящая любовь связана с новыми, не предусмотренными «наукой страсти нежной», незнакомыми чувствами. Онегину странно и неприятно не скучать, а страдать. Но скука — эмоция бесплодная, а страдание — чувство, способное укрепить ослабшего, очистить и возродить падшего.
Пройдя через страдания, ставшие частью ее духовного опыта, обрела человеческую зрелость, сохранив лучшие свои задатки, Татьяна.
Пушкин подчеркивает близость системы нравственных ценностей, эстетических взглядов, поведения, облика, самого имени героини русскому народному, национальному началу. Автор всеми силами стремится усилить русское в ней. Впечатления детства, родной природы, национальной жизни создают неизменную и прочную основу личности, так дивно развившейся в зрелости. Она открыта всему в мире. Очаровывается вымыслами западной литературы, не теряется и в «свете» с его противоречивым влиянием на человека.
После замужества разительно меняется поведение, внешний облик героини. Многим даже казалось, что такое быстрое преображение невозможно — за два года она из провинциальной девушки превратилась в законодательницу светских мод. Пушкин же подчеркивает, что простота и естественность чистой, искренней деревенской девочки и моральная безупречность и спокойное самоуважение аристократки не так далеко отстоят друг от друга, как иногда думают. В этом смысле Татьяна осталась прежней: «Все тихо, просто было в ней». И по-прежнему далек от понимания ее Онегин, которому кажется, что теперь-то он разглядел истинную Татьяну.
В финальной главе повторяется та же ситуация, что и при первом знакомстве героев. Но теперь Онегин пишет Татьяне любовные письма. Чувства его кажутся искренними, хотя нельзя не заметить в них значительной доли самолюбивого желания покорить «светскую львицу». Ноошибается герой итеперь. Ведьон, признавшись в любви замужней женщине, толкает ее на совершение греха — измену мужу, между прочим, «родне и другу» своему.
Татьяна, выросшая в патриархальной среде, свято чтит христианские ценности. Она никогда не нарушит данного ею обязательства:
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить...
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Героиня отвечает так не потому, что не любит Евгения или не верит в возможность счастья с ним. Она действует, руководствуясь чувством долга, которое осмыслено поэтом как глубокая основа национальной народной нравственности.
Разговор является апофеозом благородства Татьяны, со всей отчетливостью показывает нравственную чистоту, народную основу миро-отношения героини, умеющей сделать правильный, хотя и нелегкий выбор. Сцена объяснения показывает и последнее искушение Онегина. Страсти, суета, эгоцентризм все еще властны над ним. Но все в последней сцене построено автором так, чтобы показать, что герой на пороге, на пути к нравственному очищению, преображению.
Татьяна — герой, наиболее любимый автором, воплощающий его человеческий идеал. Она сохраняет верность себе, даже вынужденно находясь в условиях, далеких от тех, в которых хотела бы себя видеть.
Онегин же все-таки заглавный герой романа потому, что с ним связаны важнейшие социальные и нравственные вопросы, он не столь целен, находится в поиске себя. Он именно романный герой и потому стоит в центре сюжета.
Мы остановились лишь на некоторых важных и интересных аспектах неисчерпаемого произведения Пушкина, наиболее сложного и художественно совершенного создания писателя.

Евгений Онегин

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).

Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.

Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.

Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.

Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.

В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.

С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.

Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».

Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».

Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.

Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Лит.: Белинский ВТ. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI; Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338; Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990; Семенко И.М. Эволюция Онегина (К спорам о пушкинском романе) // Русская литература. 1960, №2; Непомнящий В. Начало большого стихотворения // Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983; Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину» (Онегин и Ставрогин) // Московский пушкинист. М., 1995.

Первое появление Е.О. на театральной сцене произошло 24 апреля 1846 г., когда в Александрийском театре было показано «драматическое представление», сочиненное Г.В. Кугушевым для В.А.Каратыгина, игравшего главную роль. В инсценировке пушкинские строки были «дополнены» претенциозными стихами и сюжетными изобретениями. Получив письмо Татьяны, Е.О. читал и недвусмысленно комментировал его Ленскому. Ольга была переименована в Надежду; Зарец-кий оказывался давним другом семьи Лариных. Возник новый персонаж - князь Дольский, будущий муж Татьяны,- их брак был обусловлен «разочарованием в своих юных мечтах» (из рапорта цензора). Драма начиналась сценой письма Татьяны, за которым следовали свидание с Е.О., затем - дуэль, петербургский бал, встреча Е.О. с Татьяной и ее отповедь.

В дальнейшем театральная жизнь пушкинского героя была связана главным образом с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879), ставшей самым популярным произведением русской музыкальной драматургии. Концепция оперы побудила П.И.Чайковского смягчить, а местами - снять в характере Е.О. пушкинские иронические краски и, по выражению критиков, «подновить» героя на тургеневский лад, упразднив в речах и манере признаки породившей его эпохи. Музыка обнаруживает внутренний мир Е.О.: резонерствуя, он искренне доброжелателен, сетуя на равнодушие, правдив. Онегинские «мелодии-позы» исполнены сдержанного, приветливого достоинства. Когда же в душе его «разрешается зима», именно музыка возвещает о переломе в развитии образа - рождении любви: Чайковский вводит в музыкальную характеристику Е.О. ранее принадлежавшую Татьяне тему любовных надежд.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения