Анализ фильма олеся. А и куприн олеся анализ произведения. А.И. Куприн "Олеся": описание, герои, анализ произведения. Главные герои повести

«Олеся»

В 1897 году Куприн служил в Ро-венском уезде Волынской губернии управляющим имением. Писателю открылись изумительная природа Полесского края и драматические судьбы его жителей. На основе увиденного он создал цикл «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся» - повесть о природе и любви.

Повесть начинается с описания живописного уголка, где герой пробыл полгода. Он рассказывает о необщительности полесских крестьян, о следах польского владычества, об обычаях и суевериях. В мире, стоящем на пороге XX века с его стремительным развитием естественных наук, техники и социальных преобразований, сохранились традиционные представления о добре и зле, о любви и ненависти, о врагах и друзьях. Порой герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором время остановилось. Здесь люди верят не только в Бога, но и в чертей, леших, водяных. Пространство делится на своё - чистое, христианское - и языческое: в нём обитают злые силы, способные принести горе и болезни. Все эти зарисовки необходимы для того, чтобы ввести читателя в атмосферу полесских мест и объяснить причину негативного отношения крестьян к роману героя с «колдуньей».

Природа с её красотой и очарованием, с её просветляющим воздействием на душу человека определяет весь колорит повести. Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчёркивает отрешённость от мира. Встречи героя с Олесей происходят зимой и весной, когда обновлённая природа, оживший лес пробуждают чувства в душе двух людей. В красоте Олеси, в гордой силе, исходящей от неё, воплощается сила и прелесть окружающего мира. От величия первозданной природы этого края неотделима прекрасная героиня, имя которой словно перекликается со словами «лес» и «Полесье».

Куприн набрасывает портрет, в котором причудливо соединяются земные и возвышенные начала: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом гоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом».

Куприну удалось ярко воплотить идеал естественного человека, свободного, самобытного и цельного, живущего в ладу и гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки», который близок толстовским традициям.

Избранник героини Иван Тимофеевич, по-своему гуманный и добрый, образованный и интеллигентный, наделён «ленивым» сердцем. Гадая своему суженому, Олеся говорит: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

И вот такие разные люди полюбили друг друга: «Взошёл месяц, и его сияние причудливо пёстро и таинственно расцветило лес... <.„> И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастием и жутким безмолвием леса». Великолепная природа с её переливом красок вторит героям, будто заворожённая красотой юности. Но лесная сказка завершается трагически. И не только потому, что в светлый мир Олеси врывается жестокость и подлость окружающею мира. Писатель ставит вопрос более масштабно: смогла бы эта девушка, дитя природы, свободная от всех условностей, жить в иной среде? Тема разделённой любви сменяется в повести другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна - темой недостижимого счастья.


Введение

1. Концепция естественной личности

2. Своеобразие реализма

3. Роль романтического начала

Заключение

Литература


Введение


В рамках работы проводится анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870 - 1938) «Олеся» (1898).

В 1897 году А. Куприн служил в Ровенском уезде Волынской губернии управляющим имением. Изумительная природа и особенности быта Полесского края, драматические судьбы его жителей вдохновили писателя на создание цикла «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся».

«Олеся» - это одно из первых крупных произведений Куприна, и одно из самых его любимых, о чем он говорил впоследствии. Это повесть о природе и трагической любви «представителей разных миров» - молодого барина Ивана Тимофеевича, приехавшего в Полесье из большого города на полгода и молодой девушки Олеси, обладающей неординарными способностями.

В цели и задачи работы входит:

рассмотрение концепции «естественной личности» в повести;

своеобразие реализма художественного стиля писателя;

роль романтической составляющей в повести.


1. Концепция естественной личности


Концепция «естественной личности», отраженная в повести А. Куприна «Олеся» исходит из представлений французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо и руссоизма. Основные положения этой концепции заключаются в следующем:

противопоставление буржуазной цивилизации простой жизни людей на лоне природы, вдали от городов, в которых царит эгоизм и лицемерие и в которых настоящая любовь обречена;

цивилизация не приносит людям счастья;

идея «естественного человека», человека природы, которая заключается в противопоставлении человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом». В повести Куприна этот конфликт можно обозначить как «двоемирие».

А. Куприн со свойственной ему художественной выразительностью набрасывает портрет главной героини повести, в котором причудливым образом сочетаются, как и земные, так и возвышенные начала:

«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом» .

Вероятно, что изначальное чувство, возникшее у главного героя повести - молодого барина Ивана Тимофеевича было основано на «смутных» инстинктивных влечениях, однако дальнейшее общение с Олесей подкрепляется близостью духовной. Это преображение главного героя Куприн блестяще сочетает с описаниями природы.

Главная героиня Олеся - идеальное «дитя природы», далекая от цивилизованного общества. Тем не менее, она обладает сочетанием редких качеств, недоступных, как и главному герою, так и простым жителям.

Ей, по выражению, Куприна «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение» .

В первую очередь, молодого барина Ивана Тимофеевича привлекает романтический «некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности - эта гордая уверенность в свои силы, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах» .

В образе Олеси Куприн воплотил идеал естественного человека, человека свободного, самобытного и цельного, живущего в гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки».

Разумеется, наиболее ярко и полно Куприн раскрывает характеры главных героев, представителей кардинально разных миров - в любви, в любви бескорыстной и честной.

Зарождение любви совпадает с весенним пробуждением природы - главные герои счастливы пока живут одной жизнью с природой и подчиняются ее законам:

«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…» .

Иван Тимофеевич в минуты этого душевного подъема, на пике эмоциональной близости с Олесей сам сравнивает себя с «языческим богом» или «молодым, сильным животным», наслаждаясь «светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью:

«Ни разу, ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулись за это время в моей душе».

Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту - мечту о Личности, не подверженной влиянию среды. Однако предрассудки и условности окружающей среды оказываются сильнее всех чувств переполняющих главного героя, что и обуславливает трагический исход этой истории.


2. Своеобразие реализма


Своеобразие реализма А. Куприна заключается в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.

Так изначально романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность, фантазию и самобытность художника с его правом на преображение реального мира. В связи с этим, движение романтизма изначально обозначалось как «протест против Бога», против изначальной предопределенности. Иными словами, реальная действительность не устраивает романтика, и он создает в противовес ей, параллельно ей или же в целях гармонизации - свою действительность, свой мир.

Исходя их этого, "двоемирие" является явным классическим признаком традиционного романтизма.

Начальные страницы "Олеси" можно охарактеризовать по стилистике как реализм, поскольку там достаточно подробно описывается быт полесских крестьян. И только после того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом.

Другими словами, в произведении описывается любовь реального человека и романтической идеальной героини. Иван Тимофеевич попадает в неведомый ему притягательный и загадочный мир Олеси, а она - в его реальность. Идеальность Олеси, помимо перечисленных свойств, заключается еще и в том, что она готова пожертвовать собой и принять мир реальный, со всеми его жестокостями. Таким образом, в произведении прослеживаются черты, как реализма, так и романтизма.

Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими. Цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.

Однако, несмотря на обширную историю развития и эволюции человека (смен образа жизни, культурных и социальных перемен и т.д.) и всех специфических моментов человеческой цивилизации (развитием естественных наук, техники и социальных преобразований), у человека сохранились основные традиционные представления о добре и зле, любви и ненависти, о врагах и друзьях.

Изначально, главному герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором остановилось время. Это ощущение передается читателю.

Мир предстает перед нами в двух реалиях - реальный (где есть одна форма времени) и волшебный (где время и пространство протекает по другим законам).

Подробное описание пространства Полесья, которое делится на свое - чистое, христианское - и языческое, в котором обитают злые силы необходимо для того, чтобы объяснить читателю причину негативного отношения крестьян к «колдуньи» Олеси.

Иван Тимофеевич, герой, от лица которого читатель узнает обо всех событиях, является своего рода «границей», разделяющей миры реальный и идеальный. Реальный мир - это Петербург и его «высший свет»; идеальный мир - это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой.

Иван Тимофеевич сам рассказывает о Петербурге Олесе с нескрываемым отвращением:

«Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

Олеся отвечает Ивану Тимофеевичу:

«Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город. Я и в Степань-то приду на базар, так мне противно сделается. Толкаются, шумят, бранятся... И такая меня тоска возьмет за лесом, - так бы бросила все и без оглядки побежала... Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда» .

Из противостояния этих миров вытекает другой конфликт. Этот конфликт социальный: люди, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.

Поэтому Куприн не делает романтическую любовь безмятежной и приводит героев к тяжким испытаниям. Таким образом «лесная сказка» заканчивается трагически. Дело заключается не только в обстоятельствах финала, когда Олеся сталкивается с жесткостью и подлостью окружающего мира. Куприн рассматривает этот вопрос более масштабно, с социальной точки зрения: насколько возможно, чтобы идеальное «дитя природы» жила в чуждой ей среде.

Эти миры четко противопоставлены друг другу и как верно отмечает главный герой, не могут сочетаться:

«Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил» .

Таким образом, в повести затрагивается не только тема любви, но и тема недостижимого счастья.

Своеобразие реализма Куприна заключается еще и в том, что этот сказочный мир, в который попал главный герой, лишен идеализма - деревенские жители предстают злобными и ограниченными. Олеся, зная склад их ума и испытав на себе их неприятие, пытается оградиться и защититься от них:

«А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли... Да вот еще бабушке чаю, - чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть» .

Обладая интуитивным знанием, благородством и рядом других человеческих качеств, Олеся выигрывает по сравнению со своим возлюбленным - Иваном Тимофеевичем, который предстает перед нами типичным представителем интеллигенции, человеком с «ленивым сердцем», человеком искренним, отзывчивым, но нерешительным и в некоторой степени эгоистичным. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала Олесе и благодаря своей подверженности условностям и предрассудкам цивилизованного мира, сам того не желая, принес беду своей любимой.

Олеся чувствует и понимает это изначально, говоря возлюбленному:

«Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете» .

Олеся, владеющая необъяснимым с точки зрения Ивана, даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца. Она знает, что Иван Тимофеевич не способен отречься от своего мира, но, тем не менее, идет на самоотречение, пытается примерить свой образ жизни с тем миром, который ей чужд.

Когда Олеся предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы, у главного героя возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви. Однако Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть и это.

Сам Иван Тимофеевич, от лица которого ведется повествование, не оправдывает себя и не отрицает того, что при всей своей любви к Олесе, зависит от условностей цивилизованного мира. По сути именно эти условности и обуславливают трагичность финала, а предчувствия близкой беды и близкого расставания посещают теперь уже и главного героя:

«Я близко вглядывался в ее бледное, закинутое назад лицо, в ее большие черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами, - и смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу» .


3. Роль романтического начала


Романтическое начало «Олеси» угадывается в самом начале повести, когда реалистичное неторопливое описание быта и нравов полесских крестьян снабжается рассказами слуги Ивана Тимофеевича - Ермолы о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.

Однако романтическое начало предстает во всей своей полноте лишь с появлением Олеси - дочери лесов. Романтический образ Олеси заключается не только в ее идеальности - изолированности от ограниченных своей злобой людей и отсутствием низменных интересов к славе, богатству, власти и т.д. Основными мотивами ее поступков являются эмоции. В плюс к этому, Олесе знакомы тайны человеческого подсознания, за что местные жители называют ее «колдуньей».

Олеся, не знающая всех тонкостей, хитростей и условностей цивилизованного мира, благодаря своей открытости заставляет и Ивана Тимофеевича хотя бы на время забыть обо всех предрассудках своей среды.

Вместе с этим, необходимо отметить, что Олесе не свойственна наивность и беззащитность - она знает что такое людская злоба и неприятие, она знает что любая непохожесть в человеческом сообществе наказуема, но, тем не менее, она способна на «поступок», в отличие от возлюбленного.

Любовь Олеси - величайший дар главному герою, в котором сочетается жертвенность и смелость, но в тоже время Куприным закладывается в этот дар ряд конфликтов и противоречий.

Таким образом, подлинный смысл любви А. Куприн видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту своих чувств.


Заключение


Концепция «естественной личности» в повести А. Куприна представлена следующими моментами:

противопоставление двух миров - мира реального, который олицетворяет главный герой и мира идеального, который олицетворяет деревенская девушка Олеся;

обреченность настоящей любви в цивилизованном мире;

идея «естественного человека», человека природы, то есть противопоставление человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом» на примере образа Олеси.

Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту - мечту о Личности, не подверженной влиянию среды.

В этой же концепции и заключается своеобразие реализма А. Куприна - в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.

Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими.

Из противостояния реального и идеального миров вытекает второй конфликт: возлюбленные, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.

Романтическая составляющая прослеживается в самом начале «Олеси», когда реалистичное описание быта крестьян снабжается рассказами слуги барина о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.

Однако только после того как в повести появляется Олеся, романтизм в полной мере неотделимо соседствует с реализмом. Главный герой, попав в этот сказочный идеальный мир, на время забывает обо всех условностях современного традиционного общества и на некоторое время объединяется с природой. Однако Куприн остается реалистом, и лесная сказка заканчивается трагически, о чем интуитивно догадывается еще на первых этапах знакомства с Иваном Тимофеевичем сама Олеся.

куприн личность романтический реализм


Литература


1. Куприн А.И. Избранные сочинения - М.: «Художественная литература», 1985. - 655 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Трагедия двух сердец на опушке леса

"Олеся" - одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. Анализ повести логично начать с предыстории. В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл «Полесских рассказов», украшением которого стала повесть «Олеся».

Несмотря на то, что произведение было создано молодым автором, оно привлекает литературоведов сложной проблематикой, глубиной характеров главных героев, удивительными пейзажными зарисовками. По композиции повесть «Олеся» является ретроспективой. Повествование идет от лица рассказчика, который вспоминает события минувших дней.

Интеллигент Иван Тимофеевич приезжает из большого города погостить в глухую деревушку Переброд, что на Волыни. Этот заповедный край ему кажется очень странным. На пороге ХХ век, стремительно развиваются технические и естественные науки, в мире происходят громадные социальные преобразования. А здесь, кажется, что время остановилось. И люди в этом крае верят не только в Бога, но также в леших, чертей, водяных и других потусторонних персонажей. Христианские традиции тесно переплелись в Полесье с языческими. Это первый конфликт в повести: цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.

Из их противостояния вытекает и другой конфликт: люди, воспитанные в столь различных условиях не могут быть вместе. Потому Иван Тимофеевич, который олицетворяет мир цивилизации и колдунья Олеся, живущая по законам дикой природы, обречены на расставание.

Близость Ивана и Олеси – кульминация повести. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разнятся. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее. Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Он в принципе готов жениться на Олесе и забрать ее с собой в город, но толком не представляет как такое возможно. Влюбленный Иван не способен на поступок, поскольку привык в жизни плыть по течению.

Но один в поле не воин. Поэтому даже жертва молодой колдуньи, когда она ради своего избранника решается пойти в церковь, не спасает ситуацию. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Олеся с матерью вынуждены бежать из родного дома, спасаясь от гнева суеверных крестьян. В память о ней остается лишь нитка красных кораллов.

История трагической любви интеллигента и колдуньи вдохновила на экранизацию произведения советского режиссера Бориса Ивченко. Главные роли в его картине «Олеся» (1971) сыграли Геннадий Воропаев и Людмила Чурсина. А пятнадцатью годами ранее французский режиссер Андре Мишель по мотивам повести Куприна снял фильм «Колдунья» с Мариной Влади.

См. также:

  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»
  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна

Повесть «Олеся» была написана Александром Ивано­вичем Куприным в 1898 году.

1897 год Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением. Наблюдения над свое­образным бытом местных крестьян, впечатления от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества. Здесь был задуман цикл так называемых «По­лесских рассказов», в который впоследствии вошли расска­зы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений писателя - повесть «Олеся».

Повесть эта - воплощение мечты писателя о прекрас­ном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит автор героиню своей самой поэтичной повести.

История недолгой, но прекрасной по своей искрен­ности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой. Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофе­евича в непривычной обстановке глухой деревни. Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.

Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.

Писатель окружает свою героиню тайной. Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они навек исчезли. В этой неразгаданности тайны - особая притяга­тельная сила купринской поэмы в прозе. Жизнь на мгно­вение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.

В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей пол­нотой раскрываются характеры героев повести. Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие - все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире». Есте­ственная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.

Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неиз­бежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по-человечески ценно ее самоотречение, попытка примирить свой образ жизни с тем, что ей чуждо.

Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Он говорит горькую правду о загубленных веками рабства человеческих душах. Говорит с болью и гневом, не оправ­дывает, а объясняет невежество крестьян, их жестокость.

К лучшим страницам творчества Куприна и русской прозы в целом относятся пейзажные фрагменты повести. Лес - не фон, а живой участник действия. Весеннее пробуждение природы и зарождение любви героев совпа­дают потому, что люди эти (Олеся - всегда, ее возлюблен­ный - лишь недолго) живут одной жизнью с природой, подчиняются ее законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.

В понимании счастья, возможного лишь в отрыве от цивилизации, было много наивного. Куприн сам понимал это. Но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании писателя.

Известно, что Куприн редко придумывал сюжеты, сама жизнь подсказывала их в изобилии. По-видимому, и сюжет «Олеси» имел корни в реальной действительности. По крайней мере известно, что в конце своего жизненного пути писатель признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Все это было со мной». Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства.

Константин Паустовский, прекрасный писатель, ис­тинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни».

Куприн не может умереть в памяти людей - как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая пре­лесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к родной земле.


1) Проблема толерантности \ жестокости.

Местные крестьяне считают Олесю и ее бабку Мануйлиху колдуньями, поэтому жители деревни готовы обвинить их во всех своих бедах. Однажды людская ненависть заставила их уйти с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое.

2) Проблема одиночества.

Олесю и ее бабку Мануйлиху местные жители не принимают в свои ряды, считая их колдуньями. Из-за этого бедные женщины вынуждены жить в избушке, которая находится в лесу, подальше от деревни и ее жителей.

3) Проблема трагической любви.

Иван Тимофеевич, нерешительный и осторожный, не может пойти против правил своей среды. Он не умеет заботиться о других. Однажды он ставит Олесю перед выбором между собой и ее бабушкой. то приводит к необходимости девушки и ее родственницы покинуть деревню, ибо им грозит опасность со стороны местных жителей.

4) Проблема влияния красоты природы на человека.

Олеся выросла в гармонии с природой. Благодаря этому в ней развиты различные таланты, например, врачевание. Она обладает не только физической, но и духовной красотой. Жизнь в уединении с природой наделила девушку любознательностью. Город и цивилизация являются воплощением человеческих пороков для Олеси.

5)Проблема образования.

Полесовщик Ярмола хорош в ведении хозяйства, но грамоте не обучен. По его словам, грамотных людей в деревне нет. Ярмола просит Ивана Тимофеевича обучить его письму, чтобы уметь расписаться за всю деревню в случае необходимости.

Обновлено: 2018-03-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения