Строительство александрийской колонны в воспоминаниях современников. Наделение историей. Сказки Александрийского столпа. «Монферран, Вы себя обессмертили!»

Каждый петербуржец знает, что Александровская колонна, которая стоит посередине Дворцовой площади, установлена в ознаменование победы над французами в 1812 году. И что эта махина вырублена из цельного куска гранита. И что вырубили ее из скалы под Выборгом русские мастера. Во всяком случае, историки и краеведы в этом вопросе не сомневаются.

Новые времена разрушают старые мифы и создают новые. Некоторые пытливые умы XXI столетия называют Александровскую колонну самым большим менгиром на планете. Но так ли это?

Менгир на века

Менгир - это каменный монолит, который в высоту больше, чем в ширину. Таковых стоящих камней на планете немало. Колонны, которыми так любили украшать архитектурные комплексы наши предки, - это своего рода воспоминание о менгирах, потому что к тому времени, когда эти предки научились обрабатывать камни под колонны, от возведения менгиров они давным-давно отказались. Большинство менгиров было возведено в эпоху палеолита. Наряду с ними люди палеолита возводили также кромлехи (аллеи из целого ряда менгиров или же круговые сооружения из менгиров и трилитов вроде Стоунхенджа) и дольмены (каменные «домики» из стоящих камней, накрытых еще одним - лежащим на боку).

К тому времени, когда император Николай Павлович приказал возвести на главной площади Санкт-Петербурга памятник усопшему в Таганроге брату, первобытные дикари уже пару тысячелетий покоились в своих первобытных могилах. А если учесть, что Николай Павлович был небольшой охотник до исторических изысканий и чтения «времен минувших анекдотов», то уж он-то ни в коем разе не решился бы соорудить в своей столице первобытный менгир! Зачем бы ему такие глупости? Вот построить пяток виселиц, чтобы на устрашение инакомыслящим казнить на них нескольких зарвавшихся декабристов, - это дело. А менгир... нет, увольте. Тем более что сооружение памятника император поручил не первобытному русскому дикарю, а знаменитому Монферрану.

Но современным правдолюбам и Монферран, задокументировавший весь процесс строительства самой высокой колонны в мире, не указ. Они убеждены, что на самом-то деле каменный столп, то есть менгир, стоял точно посреди Дворцовой площади с эпохи палеолита. Надо полагать, на гранитном же постаменте. А архитектор Монферран просто надстроил гранитный менгир навершием из кирпича и установил там ангела. Менее радикальные правдолюбы в этом не так уверены: нет, пишут они, Монферран... нашел уже готовый менгир, который предки не успели доставить на языческое капище, и воткнул его в центре Санкт-Петербурга себе во славу и всем на радость. А некоторые Монферрана вообще отставляют в сторону и с пеной у рта доказывают, что эту колонну, то есть этот менгир, вытесали из карельской скалы русские строители, обладавшие древним знанием, и по особой древнерусской палеолитической технологии. И что вырубали, доставляли и устанавливали они этот менгир без специальных приспособлений и механизмов - не то чародейством, не то силой мысли, не то просто крепкими трудовыми руками с твердыми крестьянскими мозолями...

Детище Монферрана

Строительство Александровской колонны - тайна, покрытая мраком, как уверяют нас эти «историки». Не сохранилось ни проектных документов, ни записок Монферрана, ни рисунков, ни свидетельств очевидцев - ничего от этого строительства. А если ничего не осталось - так ничего Монферран и не строил. Он просто реставрировал то, что прежде стояло на Дворцовой, то бишь упомянутый менгир! Самый большой менгир на планете, великое наследие палеолитических русичей!

Однако они лукавят. Монферран издал два альбома о возведении Александровской колонны - цветной и чернобелый. На рисунках детально изображен весь процесс обработки, доставки и установки нашего «менгира». Изображены там и инструменты, при помощи которых от гранитной скалы была отколота глыба необходимого размера. Остались и описания этого процесса. Нет, не магией и силой мысли воздействовали на скалу строительные артели. Работали они, как полагается, специальными орудиями. Рабочих было нанято много. И поскольку император требовал соорудить памятник побыстрее, то эксплуатировали этих несчастных без жалости. Трудились они в каменоломне по 400-600 человек в смену.

Осталось описание, как именно создавали трещину в монолитной глыбе, чтобы отколоть от нее нужную часть. Для этого сверлили в камне отверстия, расширяли их клиньями, вставляли туда длинные ломы и начинали забивать в породу, как сваи. Один или несколько человек стояли во всю длину лома и держали его, чтобы направлять в нужную точку, а другие рабочие ударяли по свободному концу огромными молотками. Грохот стоял непереносимый. Но хуже всего приходилось не тем, кто бил молотками, а тем, кто удерживал лом: они глохли, слепли, от невыносимых усилий рвались их мускулы. Работа была адская и с очень высокой смертностью.

Отделив глыбу, ее ужали до нужного размера, потом стали превращать в колонну. Причем в верхней трети начали плавно стесывать лишнюю «стружку», чтобы визуально этот столп выглядел равным по толщине - что вверху, что внизу. Для установки на колонне оставили специальные выступы, чтобы потом закрепить на них веревочные кольца. И хотя «искатели тайн» считают, что округлые изделия из гранита можно изготовить только на токарном станке, колонна вовсе не была единственным сооружением из этого материала. Да и век был XIX...

Для перевозки «менгира» тоже использовалась специальная, но отнюдь не палеолитическая технология - рычаги, вороты, помосты и т.п. Колонну опустили на специальную раму, снабженную полозьями, и двигали ее большим скопом мужиков по другим полозьям, оснащенным бронзовыми шарами (своего рода подшипниками), пока не дотащили до корабля, тоже специально построенного для ее перевозки.

Всенародное торжество

На площади колонну, весившую 600 тонн, поставили на постамент с помощью специальной «башни» - рисунок этой башни есть в альбоме Монферрана. К деревянной конструкции колонна крепилась пятью рядами веревочных колец. Ее осторожно поставили «на попа» меньше чем за два часа (так описывали установку восхищенные современники). Колонна приняла вертикальное положение и удерживалась только за счет собственного веса - никаких растворов для установки не применяли. Она получилась высотой 25,6 метра, если считать длину самой конструкции, и 47,5 метра, если считать общую длину всех элементов. Это была действительно самая высокая колонна в тогдашнем мире - выше Траяновой и выше Вандомской, которую взял за образец Монферран.

Правда, архитектору не удалось полностью воплотить свой замысел. Он мечтал высверлить колонну, чтобы внутри нее создать винтовую лестницу. Он даже придумал, как это сделать: потребовались бы хороший каменотес и мальчик, способный пролезать во внутренность сооружения. Минусом проекта было то, что на вытесывание в цельном камне винтовой лестницы могли уйти годы. Архитектор сетовал, что мальчик за время работы мог увеличиться в размерах и осложнить весь ход работ!

Император задумку Монферрана пресек на корню. Он хотел получить колонну как можно быстрее. И 30 августа 1832 года он ее получил - на мощном постаменте, круглую, розовую, прекрасную.

А ровно через два года вся конструкция была полностью завершена. Постамент обложили гранитными барельефами, верхушку колонны снабдили бронзовой капителью, достроили абаку из кирпича для установки цилиндрического постамента, на котором водрузили ангела с крестом. И 30 августа 1834 года состоялся грандиозный праздник - с торжественным молебном и парадом. На праздник собралась вся петербургская знать. Простые люди могли наблюдать эпохальное событие издалека, либо с окрестных крыш и деревьев.

Два момента из ранней жизни Александровской колонны описаны сотнями очевидцев - установка самого столпа и торжественное открытие. Иными словами, можете забыть о «самом большом менгире в истории». Александр Сергеевич Пушкин нарек императорскую колонну Александрийским столпом. Однако же столпом, а не менгиром! Хотя «правдолюбы» добрались и до Пушкина: они подозревают, что поэт имел в виду не колонну, а... Александрийский маяк. А где маяк и Александрия - там библиотека и язычество. А где язычество - там жертвенники и капища. А где капища - там, конечно, есть место и «самому большому менгиру». Вот таковы, увы, плоды просвещения...

Н. ЕФРЕМОВА, Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург

Александровская колонна (1829-1834) - крупнейший в мире гранитный монолит, стоящий под тяжестью собственного веса.

Подъем Александровской колонны. Литография 1836 года.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Навершие Александровской колонны обследует верхолаз.

Спина ангела - поражает тщательность чеканки.

Александровская колонна окружена металлическими лесами. Идет реставрация. Фото 2002 года.

На Дворцовой площади Санкт-Петербурга появились строительные леса. Идет реставрация Александровской колонны. Она создана в 1834 году по проекту французского скульптора Огюста Рикара Монферрана как памятник императору Александру I (на одной из граней постамента надпись: "Александру I - Благодарная Россия"). В силу своей художественной выразительности колонна сразу стала восприниматься как одно из самых торжественных триумфальных сооружений во славу побед русской армии, во славу побед "вечной памяти 1812 года".

Французский архитектор Огюст Рикар Монферран (1786- 1858) сумел обратить на себя внимание Александра I, преподнеся ему собственноручно выполненный "Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I". Произошло это сразу после вступления русских войск в Париж в апреле 1814 года. Среди рисунков были проекты конной статуи, колоссального обелиска, Триумфальной арки "Храброму Российскому воинству" и "Колонны в честь всеобщего мира", имеющей определенное сходство с будущим проектом Александровской колонны. Кроме самих рисунков давался краткий перечень необходимых строительных материалов и указывалась стоимость затрат. Таким образом, Монферран сумел показать себя не только как прекрасного рисовальщика, знатока и поклонника классического искусства, но и как технически грамотного специалиста. Архитектор получил любезное, хотя и официальное приглашение приехать в Петербург и не побоялся им воспользоваться. В 1816 году он приехал в северную столицу, где и проработал более 40 лет, до самой смерти.

Монферран получил должность придворного архитектора и начал работу по перестройке Исаакиевского собора. Он уже был достаточно известен к тому времени, когда решил принять участие в конкурсе на проект памятника Александру I. Конкурс объявил в 1829 году император Николай I в память о "незабвенном брате". Монферран представил проект колоссального обелиска, совершенно справедливо полагая, что на просторах Дворцовой площади потеряется любой скульптурный памятник. Император приказал заменить обелиск колонной. И архитектор предлагает, взяв за основу прекрасный античный образец - колонну Траяна в Риме, создать произведение, превосходящее этот шедевр.

Проект утвержден, и начинается не имеющая аналогий по кропотливости и изнуряющей тяжести работа. Для колонны Монферран решил использовать монолит, обнаруженный им в гранитных ломках под Выборгом, в Пютерлаксе, где добывался камень для колонн Исаакиевского собора. Вручную в течение двух лет отделяли гранитную глыбу от скалы. Для доставки камня в Петербург построили специальный бот "Св. Николай", и на нем обтесанную вчерне колонну доставили сначала в Кронштадт, а затем в Петербург, на Дворцовую пристань. Предстоял самый сложный этап - установка колонны на постамент, сооруженный ранее. Изготовили леса, а также множество блоков, лебедок и канатов, с помощью которых собирались поднять монолит.

30 августа 1832 года на Дворцовой площади при огромном скоплении народа колонну установили на постамент. Вся операция продолжалась 100 минут. Император, поздравляя архитектора, сказал: "Монферран, вы себя обессмертили". Но предстояло еще окончательно обработать гранит, отлить из бронзы многочисленные декоративно-символические детали, барельефы и скульптурное завершение.

По поводу последнего были различные предложения. Утвердили проект скульптора Б. И. Орловского: "Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль - сим победиши". (Модель учитывала также настоятельное желание императорского дома "придать ангелу портретное сходство с лицом Александра I".) Скульптурное навершие, барельефы с изображением воинских доспехов, оружия и аллегорических фигур, другие декоративные детали отлиты из бронзы на заводе Ч. Берда.

И вновь 30 августа, но уже 1834 года, состоялось торжественное открытие монумента. Со времен Петра I 30 августа (12 сентября по новому стилю) отмечали как день святого благоверного князя Александра Невского - небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Петр I заключил "вечный мир со Швецией", в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался, прежде всего, как защитник и как страж.

Ангел охранял и благословлял. Вместе с ним город переживал все исторические коллизии: революции, войны, экологические невзгоды. В послереволюционное время его закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился. В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев - осколочный след.

Сохранность скульптуры во многом обеспечивалась надежностью авторского конструктивного решения. Фигура ангела с крестом и змеей отлита вместе с площадкой, по форме являющейся завершением купола. Купол в свою очередь венчает цилиндр, установленный на прямоугольной площадке - абаке. Внутри бронзового цилиндра заключен основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и двух слоев гранита в основании. Через весь массив проходит металлический стержень, который, как предполагали, является опорным для скульптуры. Важнейшее условие надежности крепления скульптуры - герметичность отливки и отсутствие влаги внутри опорного цилиндра.

За монументом постоянно наблюдали, производились дополнительные осмотры и расчеты запаса устойчивости. К сожалению, с годами увеличиваются вредные вибрационные нагрузки. В последний раз полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году. С конца 1980-х годов у хранителей Государственного музея городской скульптуры появились причины для беспокойства: из-под бронзовой капители колонны вытекали белесые струйки и языки влаги не высыхали даже в самые жаркие дни лета. Причина могла быть только одна: попадание воды внутрь скульптурного навершия и далее - в его основание. Вода, просачиваясь сквозь кирпичную кладку, вымывает связующий раствор, и, кроме того, во влажной среде активно идет процесс коррозии опорного стержня.

В 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы было проведено визуальное обследование скульптуры, венчающей Александровскую колонну. Верхолазов поднял к ангелу лифт специального пожарного крана "Магирус Дойч". Закрепившись веревками, верхолазы выполнили фото- и видеофиксацию скульптуры. Обнаружено значительное количество трещин, протечек, перерождение материалов герметизации. Но потребовалось еще 10 лет тревог и неустанных поисков финансирования, чтобы, установив надежные стационарные леса, начать профессиональное и разностороннее обследование монумента.

Летом 2001 года хранители и реставраторы, преодолев немногим более 150 ступенек металлической лестницы, отправились на первое свидание с ангелом. Увидев его вблизи, испытываешь потрясение: он огромен и одновременно изящен. Предельно выразителен и лаконичен. Поражает виртуозная тщательность чеканки, пластической проработки каждой детали: вьющиеся власы, разделенные пробором и ниспадающие на плечи, обрамляют прекрасный лик, глаза полуприкрыты веками, взор устремлен вниз. Он настолько сосредоточен, что невозможно не почувствовать - ангел смотрит внутрь себя. Бесполезно и незачем искать какого-либо портретного сходства. Ангел похож только на себя! Чрезвычайно выразителен жест правой руки, поднятой в благословляющем жесте к небу. Легок и стремителен бег босых ног, виднеющихся из-под развевающихся одежд. Огромные крылья воздушны, прочеканено каждое перышко. В раскрытой пасти поверженного змея видны зубы и ядовитое жало.

При осмотре мы увидели кроме трещин расхождения соединительных швов, скрепленных некогда свинцом. Свинец полностью деструктурирован. На голове и плече ангела сохранились люки, предназначавшиеся для удаления формовочной земли и арматуры. В подоле одежды размещается фланец (плоское кольцо) на болтах, частично утраченных. Фланец сняли и с помощью специального прибора - волоконно-оптического эндоскопа - осмотрели скульптуру изнутри. Оказалось, что и скульптура и крест не имеют опорного стержня. Стержень, проходящий через внутреннюю кладку цилиндра, верхним своим концом упирается в "подошву" ангела, то есть в сферическое завершение цилиндра. Крылья скульптуры, отлитые из трех частей, соединены с помощью болтов и прикреплены к спине. На голове ангела выявлено сквозное отверстие размером 70 х 22 мм.

Заключение было неутешительным: внутрь скульптуры попадает влага, которая просачивается в цилиндр и в абаку. Цилиндр деформирован, "выпирают" стенки, утрачены соединительные болты. Вывернув 54 медных винта, реставраторы частично вскрыли бронзовую облицовку абаки. Внутренняя кирпичная кладка оказалась разрушенной. Между кирпичами отсутствует связующий раствор, и все это чрезвычайно перенасыщено влагой. В ходе обследования взяты пробы и выполнены соответствующие исследования загрязнений бронзы, качества патины. В целом состояние бронзовой поверхности удовлетворительное, поражение "бронзовой болезнью" фрагментарно.

Важную роль в стабильном состоянии навершия играет конструкция абаки. Система креплений предусматривала "ребра", выполненные из кирпича. Вскрытие листов бронзовой обшивки абаки выявило совершенно удручающее, аварийное состояние внутренних опор: полное отсутствие связующего состава, кирпич разрушен (собран реставраторами на совок с помощью щетки). Новые опоры выполнены из гранита, и теперь опасения, что 16-тонная абака может упасть или перекоситься, полностью устранены.

Внимание хранителей и реставраторов сосредоточено не только на ликвидации трещин, защите бронзовой поверхности, но, в первую очередь, на осушке внутренней кладки. Следует укрепить ее с помощью новейших растворов, а также установить дополнительные болты и винты.

На рельефах постамента памятника обнаружено более 110 следов от осколков снарядов. Пробита осколками и "броня" Александра Невского.

Из-за взаимодействия различных металлов - бронзы и чугуна идет активный процесс коррозии, разрушения бронзы. Реставраторам предстоит кропотливая работа по "залечиванию ран войны".

Сейчас проводятся ультразвуковые обследования колонны, позволяющие обнаружить видимые и невидимые трещины на поверхности и в толще гранита. Одновременно решается серьезная проблема восстановления гранита в основании. Под воздействием тяжести колонны гранит здесь покрыт трещинами. Именно этого опасался Монферран, предлагая заключить низ колонны в бронзовый обод, но предложение тогда не было реализовано.

Методика проведения столь масштабных и не имеющих аналогий реставрационно-консервационных операций разработана проводящими работы специалистами ООО "Интарсия". Финансирует реставрацию московское объединение "Хазер Интернейшнл Рус".

К весне 2003 года Александровская колонна будет укреплена. Первоначальный облик приобретут и расположенные рядом четыре фонаря-торшера. Реставраторы намерены воссоздать ограду, выполненную по проекту Монферрана в 1836 году. И тогда монумент, задуманный и воплощенный как единый художественно-архитектурный ансамбль, вернет себе торжественное великолепие триумфального памятника - подлинного петербургского чуда. Александрийский столп Официальное, историческое название памятника Александру I на Дворцовой площади в Петербурге - Александровская колонна. Однако нередко, ссылаясь на известное стихотворение А. С. Пушкина, Александровскую колонну называют "Александрийским столпом":

Я памятник себе воздвиг
нерукотворный,
К нему не зарастет
народная тропа,
Вознесся выше он главою
непокорной
Александрийского
столпа.

По теме это стихотворение А. С. Пушкина перекликается с одой древнеримского поэта Горация (65-8 гг. до н. э.) "К Мельпомене". Эпиграф к пушкинскому стихотворению: Exegi monumentum (лат.) - Я воздвиг памятник - взят из оды Горация.

Среди семи чудес света известна колоссальная башня маяка, воздвигнутая в Александрии в конце III в. до н. э. и имевшая высоту 180 метров. (В архитектуре столп - башня, башнеобразное сооружение.) Пушкин - прекрасный знаток мифологии - безусловно знал о памятниках древности. Следует учесть, что стихотворение написано в 1836 году, когда Александровская колонна уже два года возвышалась над Дворцовой площадью. И этот памятник не мог оставить поэта равнодушным. Пушкинская метафора многозначна, она вмещает в себя памятники древности и одновременно является откликом на памятник Александру I.

Давно пора рассыпать сказки про то, как высекали, точили, тащили, ставили Александрийскую колонну вопреки законам природы крестьяне Петра с мастерами Александра, иерофанты працивилизаций, атланто-плеядянты тартарий и прочие анунахи с неебиры.

История создания цельной Александрийской колонны сфальсифицирована с самого начала. Колонна обыкновенная составная. 10 частей вполне видны, если посмотреть с фильтрами на дальних фото, и без всяких фильтров - на ближних.

Это обычная составная колонна в гранитной облицовке, сделанная в комплекте с прочей "античностью" в рамках глобального проекта наделения сапиенсов историей, примерно тогда же и так же (фактические копии есть, например, в Баальбеке, ), одновременно с пирамидами , но не унесена историками во тьму веков и пески времен.

Можно сколько угодно цитировать Монферрана, но одной стадии "свидетельств современников" , начальной-вырубальной, очень стесняются и "официозники", и "альтернативщики" всех мастей.

"Камень", по свидетельству современников, вырубали "вычисленными взрывами".

Вот этот текст мне особенно нравится. Я думал, кретинизмом страдает только нынешний цех создателей истории, . Оказывается, нет. Случалось и прежде.

"Когда всѣ передовыя массы передъ колонною были сняты, Колодкинъ приступилъ къ расчистке основанiя горы подъ массою самой колонны, и когда сiе искусно вычисленными взрывами, направленными во всѣ стороны камня, было окончено, такъ, что вся масса, имѣвшая болѣе 100 тысячъ пудовъ тяжести, почти висѣла на воздухѣ - поставил он подставки подъ массою и съ лицеваго бока. Сiи подставки по всей лицевой или наружной сторонѣ входили въ массу верхними концами посредствомъ выдолбленныхъ въ сей последней гнѣздъ, а нижняя часть сихъ контрфорсовъ была поставлена на бревна, и зарыта въ землю. Длина сихъ бревенъ была отъ 4 до 5 саженъ. Такимъ образомъ люди имѣли возможность безъ всякой опасности работать еще подъ массою, ибо надлежало разрѣзы или пазы снизу у основанiя расширивать посредствомъ взрывовъ, для удобнѣйшаго и беспрепятственнаго паденiя громады съ боковъ. Когда все сiе приведено было къ окончанiю, приступилъ Колодкинъ, в присутствiи уже самого Г-на Яковлева, къ распоряженiямъ для отвалки колонной массы... "

В общем, Александрийскую колонну не выламывали клинышками из гранитного монолита и не выдалбливали молоточками, как можно было бы решить, глядя на рисунки других объектов, а получали управляемыми (вычисленными) взрывами (!!!), в гранитном монолите (!!), висящей (!!!), а потом уже стелили бревна, еловый лапник и хворост, чтобы ронять ее. Об этом читайте далее на ссылках.

Феерично! Мы в восхищении.
Прадедушка Семы Пегова знал толк в своем ремесле.
Про взрывы, правда, ничего не знал, и вряд ли за свою жизнь хоть когда-нибудь видел хоть один взрыв, но разве это помеха для честного репортажа?

*
Формальность для тех, кто в танке: монолиты по законам природы раскалываются при взрыве.

Делалась колонна, как не раз говорил, из стандартных составных частей (известняк или подобный материал), как все "колонны античности", покрытых искусственным гранитом, залитым в опалубке. Поставлена, по-вилимому, на естественную скальную основу; на искусственный фундамент такую хрупкую махину ставить рискованно.
Опалубка составная, из набора металлических труб либо полутруб, использованных по очереди по ходу приставления частей сердцевины. Каждый отрезок сужен кверху, на сантиметры.
Штукатурка искусственного гранита филигранна, но не безупречна.
Места стыков частей колонны все же провалены кое-где, и их не заделать до идеально ровного.
Стык между 1 и 2 частями (считая снизу).

Опалубные трубы или сцепляемые полутрубы ставились по недозастывшей массе гранита. Следы стыков есть, хотя глазом это трудно увидеть (я не увидел, когда смотрел в живую). Но иногда полезней смотреть хорошую съемку. Александрийская колонна - как раз такой случай.

След. Жидкий гранит при высыхании в месте стыка частей сердцевины слегка обтёк части, образовав характерные складки.

Оригиналы фот с этой складкой - , .

Еще раз повторю тупарям-бетонщикам: ни один антик не заливался сразу. Только послойно. Реакция и застывание идут не один день. Мокрая гранитная масса схватывается, будучи еще мокрой, поэтому не образует швов. Хотя при больших объемах и многократности заливки их не избежать. Как в Асуанском недообелиске с разрезом - .

Еще две складки на стыках
Посередине 8-я часть, под ней 7-я, над ней 9-я.
Дефекты формы сердцевины гранитная масса, полностью высохнув, слегка обтекла.

А вот к финишу - когда труба снята - может быть только ручная работа.
Это не шпатель, эти лепесточки вообще пальцами выравнивались.

Вмятина от пальца в месте паза между 9-й и 10-й частями отпечаталась.

Внизу колонны, у самого основания, нашелся легкий недозалив с явными потеками.

Еще парочка отпечатков-вмятин.
В одной из этих вмятин явный посторонний спиралевидный предмет. Жаль, что не полностью попал в кадр. Для меня это сюрприз. Оказывается, оболочку искусственного гранита прокладывали не просто сеточкой-каркасом, а сеточкой из спиралей...Ну а что, разумно. Этим достигается максимально возможная сцепка и соответственно прочность изделия.

Согласен с оппонентами, что опалубная труба не могла быть цельнолитой. Она со швом, либо сложена из двух половин. Отпечаток шва либо места стыка на колонне также виден.

Шлифовки скорей всего не было, а если и была, то минимальная. Поверхностный гранит колонны - это очень точная работа с очень гладкой опалубкой, полой трубой из минимально пористого, шлифованного металла.

Опалубая труба - сама по себе шлифовочная машинка. При аккуратном поднятии многими мягкими ударами снизу идеально шлифанет полузастывший гранит.

Также видно, что колонна при последовательной заливке трубной опалубкой ощутимо ушла в сторону.

Без энтазиса - сужения кверху каждой составной части опалубки снять опалубный отрезок трубы, не повреждая поверхность, в принципе невозможно.

Монферран пишет, что 19 сентября 1831 года «скала, поколебавшись в своем основании, медленно и без шума повалилась на приготовленное для неё ложе». Осенью перевозить монолит было очень опасно. Поэтому, прямо на месте приступили сначала к оболваниванию монолита, а затем к обтесыванию по специальным шаблонам. Работы производили на протяжении полугода 250 каменщиков.

На чертеже колонны изображены шаблоны для обтесывания. Колонна разделена на 12 частей, для каждой части был свой шаблон. На чертеже шаблоны №7 и №12:


Нижний диаметр колонны 3,66 м (12 футов), а верхний - 3,19 м (10 футов 6 дюмов). Врхний диаметр колонны укладывается в её высоте восемь раз. Расчет энтазиса (кривизны боковой поверхности) колонны выполнял математик, механик и инженер Гаврило Францевич (Габриэль) Ламе (1795-1870), преподававший в то время в Петербурге вместе с Бетанкуром в недавно образованном Институте путей сообщения

Не совсем понятно, что значит свой шаблон, вроде речь идет об энтазисе, стало быть о постепенном сужении колонны в диаметре, но из чертежа этого не видно.

Внизу отмерено 21 Pieds, вероятно, речь идет о старой французской единице измерения длинны и расстояния (парижский вариант): 1 пье = 32.48 см. Значит 21 пье = 6,82 м. Тут же шкала длины в саженях, примерно 3 саженя, значит те же примерные 6,5 м.
И что это за многослойная "оболочка"?
Если убрать "оболочку" то примерно получается диаметр Александровской колонны у основания 3,7 м.

*
Дополнение о явной фальсификации Монферраном других стадий производственного процесса, не выдерживающих критики с позиций простейшей логики; из обсуждения там же.

Рисунки "добывания монолита" - фальшивка еще на этой стадии.
По Монферрану взрывы для отделения заготовки колонны не применялись, для этой цели выдолбили паз для бревен, потом отломали заготовку десятком бревен как рычагом.

Каким образом был вырезан паз в ширину бревна, глубиной в два роста между заготовкой и скалой?
Авторы говорят: "невероятно тяжелой работой". Привлекли якобы от 300 до 400 человек.
Толку от этих сотен никакого нет, потому что в этом пазе может работать только один человек, причем сильно стесненный в движениях. С ручным инструметом для долбления одному работнику это занятие на годы, если не на десятилетия...

Неужели никаких ученых, видящих фантастические рисунки и читающие фантастические описания, не посещала мысль о фантастичности этих рисунков и описаний? Быть такого не может. Все же думаю, что любой историк, занимающийся колонной, негласно обязан верить авторам рисунков и описаний.

"Шаблоны для обтесывания" больше всего похожи на составные половины сборной-разборной трубной опалубки для оболочки колонны.

Современникам подъем известен в основном по рисункам Монферрана. Картин других художников известно три.

Через пять дней после установки представил картину «Подъем Александровской колонны» Александр Денисов.

Григорий Гагарин надписал акварель "Александрийская колонна в лесах. 1832-1833" следующим образом. "D"aperes nature p. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, ce 4 juine 1833" - "С натуры князем Григорием Гагариным. Дописано в Приютино. Сего 4 июня 1833"

Далее переношу несколько комментариев из обсуждения темы колонны , это аккаунт журнала "Наука и религия"; редакция которого взялась наладить дискуссию между представителями академической истории и остальной.

*
Думаю, что уж это-то творчество свидетелей подъема Александрийской колонны т.т. Луи Пьера-Альфонса Адама Бишебуа и Адольфа Жана Батиста Де Байо даже самый непримиримый академист вынужден будет признать фальшивкой, за полной очевидностью данного фейка.

Любой профессиональный художник знает, что невозможно, наблюдая процесс поднятия колонны, ошибиться в эскизе настолько в ее длине - аж двое. Вывод тут только один: художники в глаза не видели процесс.

Выполняя поставленную задачу - сфабриковать художественное свидетельство поднятия колонны, художники исполнили более реалистичный вариант, подъем частями. Справедливо рассудив, что и половину-то поднять таким методом проблематично... Подъем второй половины можно было сделать аналогичным подъемником с насыпного грунта, вполне вероятно, что художники, совместно или по отдельности, изобразили весь комплект работ, но заказчик забраковал остальные работы...

Получается, что, у первых хроникеров был заказ, где ставили составную колонну из двух частей. Затем его переиграли, и у Монферрана вышла отредактированная версия, где колонна целая.

Такое частенько случается у цеха.

На картине Денисова "Подъем Александровской колонны" очень похоже, что колонна тоже коротковата. При целой колонне просвета в лесах там, где его нарисовал художник, быть не должно. Так что окончательная версия только у Монферрана.

Скорость написания Денисовым картины также говорит за то, что заказ был дан заранее и давно исполнен.

Кстати говоря, и погода у Денисова и Бишебуа-Байо радикально разная, и солнце светит с разных сторон... Хотя погода в Питере часто меняется.

Погода, разное время суток - дела терпимые. А вот две белые палатки на одной картине и одна - на другой говорят о том, что в данное время в данном месте не могло быть авторов этих картин.

И самое главное отличие. У Денисова, как и Монферана на многих чертежах и гравюрах, система пандусов и балок. У Бишебуа - вполне явный и гораздо более реалистичный насыпной грунт. Это все-таки черновой вариант показа установки колонны, который был заменен на нынешний "классический".

Объяснить эти вещи можно только редактированием версии подъема. Раннюю - по времени опубликования - версию Бишебуа-Байо отредактировали на позднюю - по времени опубликования - версию Монферрана-Денисова.

Намученное создателями легенды о подъеме, разумеется, выпирает и на картине Бишебуа-Байо.
Картину также редактировали, как и версию подъема.

Поверх очевидного грунта с перепадами высот нанесли там, где возможно, линии досок помоста. Выделил два участка красным.

Получился двойной абсурд. Помост держит не только невероятный вес колонны в 600 тонн, но и сопоставимый с ним вес грунта.

Который в принципе незачем насыпать на помост.

На дальнем плане, за тележкой, толщина грунта - примерно две трети роста человека, и грунт насыпан на обширной площади, на которой стоит сплошная масса людей, теряющаяся на дальнем плане и видимая с нашего ракурса. Это тройной абсурд: масса людей - еще одна нагрузка на помост.

Повторю: художники изобразили весь подъем половинами и насыпным грунтом, но массам была явлена только одна эта картина, и та после редактирования.

А в реале, естественно, составляли из 10 частей сердцевину колонны, затем облицовывали искусственным гранитом, смесью, готовившейся при ней же.

Единственная картина, отражающая реальный "подъем", эта. Григорий Гагарин. "Александровская колонна в лесах. 1832—1833".

Нижние сектора готовы. Гранит прижали теми самыми "шаблонами для обтесывания", чтоб не выперли складки (не очень хорошо это получилось, зафиксировали "шаблоны" недостаточно крепко). Работы ведутся на уровне 7-8 секторов.

Строение - предельно функциональный сарай, примитивно сложенный из блоков, производственное помещение разового использования.

На крыше парапет выложен не сплошняком, а с проемами для подъема груза. Правое крыло сделано ниже, как площадка для той же цели. Напротив нее - ворота и груженая подвода, на ней поднятый материал.

Бревна для лесов затаскивались на дальнее от нас крыло, при этом часть стены развалилась. Это никого не волновало, потому что весь или бОльшая часть крупногабаритного пиломатериала уже была поднята. Напротив крыла складирован более мелкий лес.

Окна делались с арками до эпохи ЖБИ повсеместно; арку выкладывали не для эстетики, она держит нагрузку кровли, это нормально для производственного помещения.

Вряд ли отсутствует дальняя стена, как на рисунке Монферрана, скорее одно из внутренних помещений стало внешним. Если б можно было обойтись без стен, то и обходились бы... Постамент не требует производственного здания. И установленная колонна не требует постоянного подвоза материалов; он требуется только при продолжении работ над созданием тела колонны, то есть при облицовке искусственным гранитом.

Поднимали с разваленной стороны скорее всего секции внутреннего стержня колонны; либо отливали их в помещении, которое после установки стержня колонны (а он установлен на этом этапе) стало не нужным. Разумеется, и леса таких габаритов нужны были для подъема секций.

Окна до эпохи электричества были не столько для проветривания, сколько для света.

Естественно, производственное строение будет мешать Монферрану и всему сюжету его, 100-процентно подложному.

*
И еще одна деталь, которая о многом говорит. Отвал у левой стены слишком велик. Высота больше двух всадников. Это далеко не строительный мусор. Разрушаться, чтобы получился такой отвал, нечему, стена может только мусор сверху насыпать. Судя по всему, привезенный, но не использованный песок.

Для чего привозили столько лишнего?

Думаю, что вполне мог быть привезен под колонну самого первого проекта, без гранита. Той же толщины, составную, подвид Июльской или Марка Аврелия. Но в ходе подготовки цех решил сделать самую высокую в мире колонну "гранитную монолитную". Материал, для которого нужен песок, пошел на стержень меньшего диаметра, его облицевали искусственным гранитом, излишки материала для первого проекта остались. То есть внутри колонны составной стержень, армированные сегменты из какого-то песчано-известкового состава.

Не в обычаях подрядчиков доставлять, заказчиков - оплачивать стройматериал с огромным избытком...
Напомню, что сметы колонны не существует, кроме писульки, отдаленно не рабочей; документация, разумеется, была, но изъята.

*
Колонна на картине Гагарина, безусловно, есть, и она в процессе "облицовки" искусственым гранитом.
Мало того, на ней уже с очевидностью есть полусфера - пьедестал для ангела, только самого ангела еще нет.

Справа от колонны, ближе к зрителю стоят странные конструкции, похожие на листы гигантской гофрированной фольги.

Думаю, что это деревянные либо металлические приспособления для обхватывания и прижатия металлической опалубки во всю длину, предотвращения деформаций ее. Опалубка все-таки составная, из двух створок, а не труба, как я предполагал поначалу. Створки-половины сборной опалубки - это те самые "шаблоны для обтесывания" на схемах Монферрана.

Что еще интересного: в районе, где ведутся работы, справа от колонны, ближе к зрителю, видны два сосуда либо предмета, похожих на сосуды, один из которых подвешен, другой подвешен или стоит.

Жидкие компоненты для формирования массы гранита. Больше тут нечему быть.

Разумеется, для формовки гранитной массы нужна вода, в ней используется негашеная известь. Второй компонент, уверен, жидкая или растворенная органика. Какая именно - наука этого узнавать не будет, наукой почти 200 лет охраняется парадигма с "естественным гранитом".

*
И ответ на

Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси - автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали - центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.

Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном. Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана.

Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в . Вот так и появился проект Александрийского столпа.

Взяв за образцы колонны Помпея в и Траяна в , а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.

Строительство монумента

Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из , а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.

В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода - залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур - известный российский инженер и архитектор.

Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.

Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.

Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник - Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского - шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.


Открытие Александрийского столпа

Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее - Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.

У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.

Как добраться

Александровская колонна находится на Дворцовой площади в исторической части города. Здесь проходят многие маршруты общественного транспорта, а также это место очень популярно для пеших прогулок. Ближайшие станции метро - Адмиралтейская и Невский проспект.

Точный адрес: Дворцовая пл., Санкт-Петербург

    Вариант 1

    Метро: по синей или зеленой ветке до станции Невский проспект.

    Пешком: направиться в сторону шпиля Адмиралтейства до пересечения с Адмиралтейским проспектом, а далее справа вы увидите Александровскую колонну.

    Вариант 2

    Метро: по фиолетовойветке до станции Адмиралтейская.

    Пешком: выйти на улицу Малую Морскую и пройти до Невского проспекта. Затем в течение 5 минут можно дойти до пересечения с Адмиралтейским проспектом и до Дворцовой площади.

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 1, 7, 10, 11, 24 и 191 до остановки «Дворцовая площадь».

    Вариант 4

    Автобус: маршруты № 3, 22, 27 и 100 до остановки «Метро Адмиралтейская».

    Пешком: пройти 5 минут до Дворцовой площади.

    Вариант 5

    Маршрутка: маршрут № К-252 до остановки «Дворцовая площадь».

    Вариант 6

    Троллейбус: маршруты № 5 и 22 до остановки «Невский проспект».

    Пешком: пройти 7 минут до Дворцовой площади.

Также Александровская колонна находится в 5 минутах пешком от Дворцового моста и одноименной набережной.

Александровская колонна на карте
  • Немного цифр: Александрийский столп вместе с ангелом на его вершине составляет в высоту 47,5 метров. Сама фигура ангела с крестом имеет высоту 6,4 метра, а пьедестал, на котором он установлен, - 2,85 метра. Общий вес монумента - около 704 тонн, из них 600 тонн отводится на сам каменный столб. Для его установки потребовалось одновременное участие 400 рабочих и помощь 2 000 солдат.
  • Александровская колонна, что представляет собой цельный кусок гранита, держится на постаменте за счет собственного веса. Она практически никак не закреплена и не закопана в землю. Прочность и надежность памятнику в течение стольких веков обеспечили точные расчеты инженеров.

  • При закладке фундамента в основание Александровской колонны вложили бронзовую шкатулку со 105 монетами, выпущенными в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Они до сих пор там хранятся вместе с памятной доской.
  • Для того, чтобы точно установить монолитное основание колонны на фундаменте, Монферран придумал особый «скользкий» раствор с добавлением мыла. Это позволило несколько раз передвигать огромную каменную глыбу, пока она не приняла правильное положение. А чтобы цемент подольше не замерзал во время зимних работ, в него добавляли водку.
  • Ангел на вершине Александровской колонны символизирует победу российских войск над французами, и во время работы над этой статуей император пожелал, чтобы она была похожа на Александра I. Змея же, которую попирает ангел, должна была напоминать собой Наполеона. Действительно, многие признают определенное сходство ангельского лика с чертами Александра I, однако есть и другая версия, что на деле скульптор лепил его с поэтессы Елизаветы Кульман.

  • Еще во время строительства Александровской колонны Монферран предлагал для подъема на вершину сделать внутри столба потайную винтовую лестницу. По расчетам архитектора, на это понадобился бы один резчик по камню и один подмастерье для выноса мусора. Сама же работа могла бы занять до 10 лет. Однако Николай I отверг идею, поскольку опасался, что в итоге стенки колонны могут быть повреждены.
  • Первое время петербуржцы воспринимали новую достопримечательность с опаской - ее небывалая высота вызывала сомнения в устойчивости. И чтобы доказать безопасность колонны, Огюст Монферран стал сам каждый день прогуливаться у монумента. Неизвестно, убедила ли эта мера недоверчивых горожан или же попросту они привыкли к памятнику, но в течение нескольких лет он стал одной из самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
  • С фонарями, окружающими Александровскую колонну, связана одна забавная история. Зимой 1889 года Северную столицу наводнили слухи, что с наступлением темноты на памятнике появляется загадочная буква N, а утром она бесследно исчезает. Этим заинтересовался министр иностранных дел граф Владимир Ламсдорф, который решил проверить сведения. И каково же было его удивление, когда светящаяся буква действительно появилась на поверхности колонны! Но несклонный к мистицизму граф быстро разобрался в загадке: оказалось, что на стекле фонарей было клеймо изготовителя - компании Simens, и в определенный момент свет ложился так, что буква N отражалась на монументе.
  • После Октябрьской революции новые власти решили, что фигура ангела над городом, где стоит крейсер Аврора - неуместное явление, от которого нужно срочно избавиться. В 1925 году вершину Александровской колонны попытались укрыть колпаком с воздушного шара. Однако раз за разом ветер относил его в сторону, и в результате эту затею оставили, так и не добившись успеха. Помимо того, считается, что одно время ангела хотели заменить Лениным, но и эта идея не дошла до реализации.
  • Есть легенда, что после объявления о первом полете в космос в 1961 году на постаменте, где находится ангел с крестом, появилась надпись «Юрий Гагарин! Ура!». Но на вопрос, как смог ее автор подняться практически на вершину колонны, да еще оставшись незамеченным, так и не найдено ответа.
  • Во время Великой Отечественной войны колонну пытались замаскировать, чтобы уберечь от разрушения (как и остальные петербургские памятники). Однако ввиду огромной высоты монумента это удалось сделать лишь на 2/3, и вершина с ангелом была незначительно повреждена. В послевоенные годы фигуру ангела восстановили, также она подвергалась реставрации в 1970-х и в 2000-х годах.
  • Одной из относительно новых легенд, связанных с Александровской колонной, является слух, что на самом деле она закрывает собой старинное месторождение нефти, открытое еще в 19-м веке. Откуда пошло это поверье - сложно сказать, но в любом случае оно совершенно не подтверждается фактами.

Вокруг памятника

Поскольку Александрийский столп расположен в сердце города, рядом с ним находится большая часть знаменитых петербургских достопримечательностей. Прогулкам по этим местам можно посвятить не один день, ведь, кроме архитектурных памятников, здесь есть музеи, которые будет интересно посмотреть не только снаружи.

Итак, рядом с Александровской колонной можно посетить:

Зимний дворец - один из шедевров архитектора Б.Ф. Растрелли, созданный в 1762 году. Вплоть до Октябрьской революции он служил зимней резиденцией нескольких российских императоров (отсюда, собственно, и произошло его название).

Грандиозный музейный комплекс, основанный Екатериной II, находится буквально в двух шагах от колонны. Его богатые коллекции живописи, скульптуры, оружия, древних предметов быта известны не только в , но и во всем мире.


Музей А.С. Пушкина - бывший особняк князей Волконских, где некогда жил поэт и где сохранились его подлинные вещи.


Музей Печати - интересное место, где можно узнать об истории печатного дела в России. Он расположен в 5-7 минутах ходьбы от Александровской колонны на другом берегу реки Мойки.


Дом ученых - бывший Владимирский дворец и бывший советский клуб научной интеллигенции. В нем и сегодня работают несколько научных секций, проходят конференции и деловые встречи.


Еще больше исторических памятников и просто интересных для прогулки мест можно найти по другую сторону от Невского проспекта и Дворцового проезда.

Ближе всего к Александровской колонне расположены:

«Дом вверх дном» - развлекательный центр, включающий несколько комнат с «перевернутым» интерьером. Посетители приходят сюда в основном за веселыми фото.


Александровский сад - парк, основанный в 1874 году и сегодня находящийся под охраной ЮНЕСКО. Полный зеленых газонов, аллей, цветников, он станет отличным местом для отдыха после экскурсии к Александровской колонне и перед осмотром новых достопримечательностей.


Медный всадник - знаменитый памятник Петру I, выполненный Этьеном Фальконе в 1770 году по указу Екатерины II. Со времен 18-го века и до наших дней он является главным символом Санкт-Петербурга, героем сказок и поэм, а также объектом многочисленных примет, поверий и легенд.


Адмиралтейство - еще один известный символ Северной столицы, шпиль которого служит ориентиром для многих туристов и гостей города. Изначально построенное как верфь, сегодня это здание считается шедевром мировой архитектуры.


Исаакиевский собор - уникальный образец позднего классицизма и крупнейший храм Санкт-Петербурга. Его фасад украшают более 350 скульптур и барельефов.


Если же пройти от Александровской колонны по Дворцовому мосту на другой берег Невы, можно попасть на Васильевский остров, который считается одной большой достопримечательностью. Здесь расположено здание Биржи, Кунсткамера, Зоологический музей, барочный дворец Меньшикова и многое другое. Сам остров с его удивительной планировкой, строго параллельными улицами-линиями и богатой историей достоин отдельной экскурсии.


Словом, куда бы вы ни отправились от Александровской колонны, в любом случае попадете к одному из важных исторических памятников. Будучи одним из символов Санкт-Петербурга, она окружена такими же знаковыми монументами и старинными зданиями. Сама Дворцовая площадь, где находится колонна, включена в список ЮНЕСКО и является одним из лучших архитектурных ансамблей России. Зимний Дворец, штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб образуют здесь роскошное ожерелье шедевров архитектуры. В дни праздников площадь становится площадкой для концертов, спортивных состязаний и других мероприятий, а в зимнее время здесь заливается огромный каток.

Визитная карточка

Адрес

Дворцовая пл., Санкт-Петербург, Россия

Что-то не так?

Сообщить о неточности

В 19 веке строительная техника в Европе не сильно отличалась от древнеегипетской. Тысячетонные глыбы поднимались вручную.

Оригинал взят у ikuv в Поднятие Александровской колонны в 1832

Листая старый журнал, нашёл статью о том, как наши предки, жившие лет 200 назад, без всяких Комацу, Хитачи, Ивановцев и прочих катерпиллеров успешно решили непростую и на сегодняшний день инженерную задачу - доставили заготовку Александровской колонны в Санкт-Петербург, обработали её, подняли и установили вертикально. И стоит она по сих пор. Вертикально.



Проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград), журнал "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34

Александровская колонна, стоящая на площади Урицкого (б. Дворцовой) в Ленинграде, общей высотой от верха фундамента до верхней точки 47 м (154 фут.), состоит из пьедестала (2,8 м) и стержня колонны (25,6 м).
Пьедестал, так же как и стержень колонны, выделан из красного крупнозернистого гранита, добытого в Питтерлакском карьере (Финляндия).
Питтерлакский гранит, особенно полированный, очень красив; однако, вследствие крупнозернистоcти он легко подвергается разрушению под влиянием атмосферных воздействий.
Более прочен серый Сердобольский мелкозернистый гранит. Арх. Монферанд хотел из этого гранита сделать пьедестал, но, несмотря на усиленные поиски, не нашёл камня без трещин требуемых размеров.
При добыче в Питтерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферанд обнаружил кусок скалы без трещин, размерами до 35 м в длину и толщиною до 7 м и оставил ее на всякий случай нетронутой, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру первому, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита. Добыча камней для пьедестала и стержня колонны была поручена подрядчику Яковлеву, который имел уже опыт добычи и доставки колонн для Исаакиевского собора.

1.Работа в карьере


Способ добычи обоих камней был примерно одинаков; прежде всего скала очищалась сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней; затем выравнивали на необходимую высоту переднюю часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы; выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что почти соединялись друг с другом.


Карьер Питтерлакс (Пютерлаксе)


Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение; на верхней части массива во всю его длинну была пробита борозда в 12 см шириной и 30 см глубиной, после чего с её дна были пробуравлены ручным бурением скважины во всю толщу массива на расстоянии 25 —30 см друг от друга; затем борозду, сплошь по всей длине, были заложены железные 45 см клинья, а межд ними и краем камня железные листы для лучшего продвижения клиньев и для предохранения края камня от поломки. Рабочие были расставлены так, чтобы перед каждым из них было от двух до трех клиньев; по сигналу все рабочие одновременно ударяли по ним и вскоре на оконечностях массива стали заметны трещины, которые постепенно, медленно увеличиваясь, отделили камень от общего массива скалы; эти трещины не уклонились от направления, намеченного многочисленными скважинами.
Камень окончательно был отделен и опрокинут рычагами и кабестанами на приготовленную постель из набросанных на наклонный бревенчатый ростверк ветвей слоем в 3,6 м.


Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере


Всего было установлено 10 березовых рычагов длиною по 10,5 м и 2 железных, более коротких; на их концах укреплены канаты, за которые тянули рабочие; кроме того, было установлено 9 кабестанов с полиспастами, блоки которых прочно укреплены к железным штырям, заделанным в верхней поверхности массива. Камень был перевернут в 7 мин., тогда как работы по его добыче и подготовке к отделению от общего массива скалы продолжались почти два года; вес камня около 4000 т.

2. Пьедестал для колонны


Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.


Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.


Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной


Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 г. 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон.


Будущий пъедестал под навесом


Интересны мероприятия, предпринятые строителями, для обтески поверхности шестой нижней грани камня и по установке его на приготовленный фундамент. Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м; под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости; 3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут. После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть; для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая; когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону; оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров; эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа.


Установка постамента на фундамент


Фундамент возвели заблаговременно. Основание под него состояло из 1250 деревянных свай, забитых с отметки на 5,1 м ниже уровня площади и до глубины 11,4 м; на каждом квадратном метре забито по 2 сваи; забивались они механическим копром, изготовленным по проекту известного инженера Бетанкура; баба копра весила 5/6 т (50 пуд.) и поднималась воротом с конной тягою.
Головки всех свай срезали под один уровень, определявшийся тем, что до него из котлована откачивали воду и на всех сваях сразу делали отметки; между обнаженными на 60 см верхушками свай уложили и утрамбовали слой гравия и на выровненной таким способом площадке был возведен фундамент высотою в 5 м из 16 рядов гранитных камней.

3. Доставка монолитного стержня колонны


В начале лета 1832 г. приступили к погрузке и доставке монолита колонны; погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала; для перевозки его построили специальное судно длиной 45 м, шириной по мидель-бимсу 12 м, высотой 4 м и грузоподъемностью около 1100 т (65 тыс. пуд.).
В начале июня 1832 г. судно прибыло в карьер Питтерлакс, и подрядчик Яковлев с 400 рабочих сейчас же приступил к погрузке камня; у берега карьера заблаговременно сделали на сваях пристань длиною 32 м и шириною 24 м из бревенчатых срубов, заполненных камнем, а перед ней в море деревянный аванмол такой же длины и конструкции, как и пристань; между пристанью и молом образовался проход (порт) шириною 13 м; бревенчатые ящики пристани и мола соединялись между собой длинными бревнами, обшитыми сверху досками, образовавшими дно порта. Дорогу от места вы¬ломки камня до пристани очистили, а выступавшие части скалы взорвали, затем на всем протяжении (около 90 м) вплотную друг к другу уложили бревна; пере мещение колонны производилось восемью кабестанами, из которых 6 тащили камень вперед, а 2 расположенные сзади, удерживали колонну при ее облическом движении вследствие разницы в диаметрах ее оконечностей; для выравнивания направления движения колонны подкладывались железные клинья на расстоянии 3,6 м от нижнего основания; через 15 дней работы колонна была на пристани.
На пристань и судно уложили 28 бревен, длиною по 10,5 м и толщиною 60 см; по ним надо было втащить колонну на судно десятью кабестанами, расположенными на аванмоле; кроме рабочих на кабестанах поставили еще спереди и сзади колонны 60 чел. для наблюдения за канатами, идущими к кабестанам, и за теми, которыми судно было укреплено к пристани. В 4 часа утра 19 июня Монферанд дал сигнал к погрузке: колонна легко двигалась по лежням и почти уже была погружена, как произошел случай, чуть не вызвавший катастрофу; вследствие небольшого наклона борта, ближайшего к пристани, все 28 бревен приподнялись и под тяжестью камня сразу сломались; судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани.


Погрузка стержня колонны на баржу


Люди успели отбежать, и несчастий не было; подрядчик Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 чел.; пройдя форсированным маршем 38 км, солдаты через 4 часа прибыли в карьер; после 48 час. непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили и к 1 июля 2 парохода доставили его к б. Дворцовой набережной.


Портрет рабочих, доставивших колонну


Во избежание подобной неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферанд с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной; выравняли до вертикальной плоскости помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора; соединение грузовой баржи с набережной сделали из 35 толстых бревен, уложенных вплотную друг к другу; 11 из них проходили под колонной и опирались на палубу другого тяжело нагруженного судна, расположенного с речной стороны баржи и служившего как бы противовесом; кроме того, на оконечностях баржи уложили и укрепили еще 6 более толстых бревен, концы которых с одной стороны прочно связали со вспомогательным судном, а противоположные выдвигались на 2 м на набережную; баржу помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов, из них 14 тянули камень, а 6 удерживали баржу; спуск прошел очень удачно в течение 10 мин.
В целях дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости, состоявшие из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом и обширной платформы, занимавшей почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшейся на 10,5 м над ее уровнем.
В центре платформы, на каменном массиве из песчаника построили леса, высотою 47 м, состоявшие из 30 четырехбрусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями; 10 центральных стоек были выше других и наверху, попарно, связаны фермами, на которых лежало 5 двойных дубовых балок, с подвешенными к ним блоками полиспастов; Монферанд сделал модель лесов в 1/12 натуральной величины и подверг ее экспертизе наиболее сведущих людей: эта модель чрезвычайно облегчила работу плотников.
Подъемка монолита по наклонной плоскости производилась так же, как и перемещение его в карьере, по сплошь уложенным брусьям кабестанами.


Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде


В начале эстакады


В конце эстакады


На эстакаде


На эстакаде


Наверху, на эстакаде, его втащили на специальную деревянную тележку, передвигавшуюся по каткам. Монферанд не применил чугунных катков, боясь, что они будут вдавливаться в доски настила платформы и отказался и от шаров — способа, примененного графом Карбюри для передвижки камня под памятник Петру Первому , считая, что приготовление их и прочих приспособлений займет много времени. Тележка, разделенная на две части шириной 3,45 м и длиной 25 м, состояла из 9 долевых брусьев, уложенных вплотную друг к другу, и укрепленных хомутами и болтами с тринадцатью поперечными брусьями, на которые и уложили монолит. Ее установили и укрепили на эстакаде у наклонной плоскости и втащили массив теми же кабестанами, которые тянули его по этой плоскости наверх.

4. Поднятие колонны

Поднятие колонны производилось шестьюдесятью кабестанами, установленными на подмостях по кругу в два ряда в шахматном порядке и укрепленными канатами к сваям, забитым в грунт; каждый кабестан состоял из двух чугунных барабанов, укрепленных в деревянной раме и приводимых в движение четырьмя горизонтальными рукоятками через вертикальный вал и горизонтальные зубчатые колеса (рис. 4); от кабестанов шли канаты через направляющие блоки, прочно укрепленные внизу лесов, к полиспастам, верхние блоки которых подвесили к упомянутым выше двойным дубовым перекладинам, а нижние стропами и сплошными канатными обвязками прикрепили к стержню колонны (рис. 3); канаты состояли из 522 каболок лучшей пеньки, выдержавшие при испытании груз 75 кг каждая, а весь канат — 38,5 т; общий вес монолита со всеми приспособлениями составлял 757 т, что при 60 канатах давало на каждый около 13 т нагрузки, т. е. запас прочности их был принят трехкратный.
Поднятие камня назначили на 30 августа; для работы на кабестанах нарядили команды от всех гвардейских частей в количестве 1700 рядовых при 75 унтер-офицерах; весьма ответственную работу по поднятию камня организовали очень продуманно, рабочих расставили в следующем строгом порядке.
На каждом кабестане, под командою унтерофицера, работало 16 чел. и, кроме того, 8 чел. находилось в резерве для смены устающих; старший в команде наблюдал, чтобы работавшие шли ровным шагом, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната; на каждые 6 кабестанов наряжен 1 десятник, находившийся между первым рядом кабестанов и центральными лесами; он следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде; каждые 15 кабестанов составляли одно из 4 отделений, руководимых четырьмя помощниками Монферанда, стоявшими у каждого из четырех углов высоких лесов, на которых находилось 100 матросов, следивших за блоками и канатами и выправлявшими их; 60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиопастов в правильном положении; 50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай; 60 камнетесов стояли внизу лесов у направляющих блоков с приказом — никого к ним не подпускать; 30 других рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны; 10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор на верхний ряд гранита, на который станет колонна; 1 десятник стоял на передней части лесов, на высоте 6 м, для подачи колоколом сигнала к началу поднятия; 1 боцман находился на самой высокой точке лесов у шеста для поднятия флага, как только колонна станет на свое место; 1 хирург был внизу у подмостей для подачи первой помощи и, кроме того, в резерве имелась бригада рабочих с инструментами и материалами.
Всеми операциями распоряжался сам Монферанд, который предварительно за два дня сделал пробу поднятия монолита на высоту 6 м, а перед началом поднятия лично удостоверился в прочности свай, удерживающих кабестаны, а также осмотрел направление канатов и подмости.
Поднятие камня по сигналу, данному Монферандом, началось ровно в 2 часа дня и шло вполне успешно.


Начало подъёма колонны



Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх; в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших Монферанда; к счастью команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали итти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места.
Вскоре колонна повисла в воздухе над пьедесталом, остановив ее движение вверх и выравняв строго вертикально и по оси помощью нескольких кабестанов, дали новый сигнал: все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать их рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место.



Поднятие колонны продолжалось 40 мин.; на другой день Менферанд проверил правильность ее установки, после чего распорядился снять леса. Работы по отделке колонны и постановке украшений продолжались еще два года и окончательно она была готова в 1834 г.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)

Все операции по добыче, доставке и установке колонны надо признать очень хорошо организованными; однако, нельзя не отметить некоторых недочетов при сравнении с организацией работ по передвижке камня для памятника Петру Первому, исполненных под руководством графа Карбюри на 70 лет раньше; эти недочеты следующие:
1. При погрузке камня Кабюри затопил баржу, и она стала на твердое дно реки, поэтому никакой опасности опрокидывания ее не было; между тем при погрузке монолита для Александровской колонны этого не сделали, и баржа наклонилась, и вся операция едва не кончилась полной неудачей.
2. Карбюри для поднятия и опускания применял винтовые домкраты, тогда как Монферанд опускал камень довольно примитивным и несколько опасным для рабочих способом, подрубая стойки, на которых он лежал.
3. Карбюри, применяя остроумный способ перемещения камня на латунных шаpax, значительно уменьшил трение и обходился малым числом кабестанов и paбочих; заявление Монферанда, что он не использовал этот способ за недостатком времени, непонятно, так как добыча камня продолжалась почти два года и за это время можно было бы сделать всё необходимые приспособления.
4. Число рабочих при поднятии камня было с большим запасом; однако, надо учесть, что операция длилась очень недолго и что рабочие в большинстве были рядовые воинских частей, наряженные на поднятие, как на торжественный парад.
Несмотря на эти недочеты, вся операция по поднятию колонны — поучительный пример хорошо продуманной организации со строгим и ясным установлением распорядка работы, расстановкой рабочих и определением каждому действующему лицу его обязанностей.

1. Принято писать Монферан, однако, сам архитектор писал свою фамилию по-русски — Монферанд.
2. «Строительная промышленность» № 4 1935.

Спасибо Сергею Гаеву за предоставленный для сканирования журнал.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения