Рассматриваем Брейгеля: Жатва. Описание картины «Жатва» Пластова. Пример интерпретации Место картины жатва в творчестве художника

Школьное сочинение по картине Жатва Пластова 6 класс

Художественное полотно «Жатва» было написано Пластовым в 1945 году, когда наша страна только что отпраздновала Великую Победу. Во время Великой Отечественной войны работать в тылу приходилось всем, кто не ушел на фронт. И это в основном были старики, женщины и дети. Если в городах они работали на заводах и различных предприятиях, то в сельской местности трудились в поле. Именно этой теме и посвящена работа художника.

На картине мы видим бескрайнее пшеничное поле, на котором идет сбор урожая. Главные герои картины - это седовласый пожилой мужчина и трое детей, старшему из которых едва ли исполнилось двенадцать лет. Они представлены на переднем плане картины в момент, когда обедают. С раннего утра им нужно сначала косить и жать серпами, а затем собирать и вязать в снопы созревшую пшеницу. Эта тяжелая работа легла на плечи старшего и младшего поколения, так как после войны многие не вернулись с фронта. Скорее всего, присутствующие — все из одной семьи, и дети приходятся внуками этому старику. Их отец, наверное, не вернулся с войны, а может еще находится в госпитале.

На обед у деда с ребятами обычная крестьянская еда: каша, которую они черпают деревянными ложками из небольшой кастрюльки. Позади детей на полотенце лежат огурцы и хлеб. Светловолосый парень в белой рубахе и серых штанах держит в руках глиняный кувшин, из которого пьет воду. У старика в одной руке находится ржаной хлеб, а в другой у него ложка, которой ест кашу. У него отросшая седая борода и взлохмаченные с проседью волосы. Загорелая кожа на лице и руках говорит о том, что ему пришлось этим летом много работать под палящим солнцем. Одет пожилой мужчина в выцветший рабочий костюм зеленого цвета и растоптанные ботинки. На плечи накинуто старое коричневое пальто. Видимо, чтобы не продуло разгоряченную спину, пока они отдыхают.

Девочка лет десяти одета в темную кофточку, красную юбку и белый платок. Русые волосы заплетены в две косы. А челка ее, как и волосы у мальчишек, выгорела на солнце. У рыжего паренька в желтой рубашке за лето сильно отросли волосы. Наверное, взрослым приходится работать с утра и до вечера, а на стрижку не хватает ни сил, ни времени.

За их трапезой молча наблюдает послушный небольшой пес. Он терпеливо ждет, когда его угостят остатками еды.

За спиной у ребят возвышается скирда из пшеницы. В нее воткнуты три серпа, а с другого края приставлены коса и грабли. Каждый из присутствующих выполняет определенную работу, которая ему по силам. Деду приходится косить, а ребята срезают колосья пшеницы с помощью серпов, а потом сгребают и связывают в снопы.

На заднем плане мы видим несколько стогов пшеницы. Люди их пытаются вывезти в деревню на телегах, запряженных лошадьми.

Картина производит хорошее впечатление. Золотистое пшеничное поле и собранный богатый урожай вселяют надежду, что все в этой семье, да и во всей стране, будет хорошо. Голодным никто не останется. А в скором времени, возможно, возвратится домой отец этих ребят.

Питер Брейгель Старший в 1565 году написал знаменитую картину «Жатва», которая входит в серию «Времена года» и в настоящий момент находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Именно с этой картины я хотел бы начать рассказывать вам про дошедшие до нас полотна этой серии. Сюжет посвящён летним месяцам: июлю или августу, в то время, когда начинается и идёт сбор урожая. На этот раз я не просто покажу самые скрытые детали картины великого мастера, но и постараюсь рассказать кое-какие интересные подробности, которых не найти в статьях в интернете, где больше уделяется внимания технике, цветовой гамме и композиции этого шедевра.

Дальний план

1. Небольшой домик в поле, дорога, по которой идут люди и катится повозка

2. Так любимые Брейгелем корабли - жизнь в Антверпене не прошла для него мимо. Видимо, именно поэтому на многих его картинах вы видим корабли, стоящие на якоре в бухте

3. Небольшой хутор, где хозяйка загоняет скотину домой

4. Замок, которые так же часто, как и корабли, встречаются на полотнах Брейгеля, символизируют знать и воинов. Около замка раскинулся сад, из которого сторож гонит воришек, в то время, как рабочий собирает плоды, стоя на лестнице у дерева

5. Купающиеся монахи. Они символизируют религию.

6. Повозка с соломой

7. Платный мост и игра с гусем - смысл игры в том, чтоб убить животное - кто это сделает, тот и забирает гуся.

Немного поодаль крестьянин испражняется прям напротив дома. Этот мотив тоже встречается на очень многих картинах Брейгеля - как мне кажется, приземляя живопись.

Средний план

8. Уборка хлеба, у ручья на краю поля стоит кувшин, скорее всего это тоже место отдыха, так как там ещё и расстелено что-то, видимо, одеяло

9. Женщины уносят снопы

10. Справа виднеются за деревьями дома деревни и церковь

11. Дети собирают яблоки

12. Которые падают на землю благодаря вот этому человеку - он специально залез на яблоню и что есть сил трясет её

13. Ну и третий класс, самый интересный Брейгелю - крестьяне. Ведь до Брейгеля на картинах изображались или знать, или христианские сюжеты, а тут явно показаны лишь крестьяне - знать и церковь располагаются Брейгелем где-то на заднем плане, причем знать никого не защищает, а монахи не замаливают грехи. Лишь крестьяне работают. Видимо, именно поэтому Брейгеля они больше всего и интересуют.

Передний план

14. Отдыхающие крестьяне. Они едят кашу, фрукты, хлеб, сыр, пьют воду из кувшинов. Кто-то спит

15. Водонос

16. Работающие крестьяне

17. Кстати, обратите внимание на то, как в 16 веке делали ширинки - а вы говорите, по картинам нельзя заниматься изучением истории и что картины - это не исторический источник!=)

18. Брейгель, как всегда, уделяет внимание мельчайшим деталям - вот как прорисованы васильки на поле

19. Дерево символизирует продуктивность природы. Посмотрите, как подробно все прорисовано, даже птицы!

Ну и для тех, кто владеет английским - очень хороший фильм про эту картину:

Предыдущие посты.

Жатва

Пластов на своей картине Жатва изображает старичка в окружении молодых ребятишек, которые прервались от работы, чтобы перекусить. Возможно, они из одной семьи или просто из одной деревни и ребятишки помогают делать покос взрослому. Мужчина перед нами пожилой, но он явно физически крепок и умудрен опытом, на его фоне контрастируют более подвижные и резвые фигуры детей.

Художник разделил переднюю часть композиции как бы на две половины, с одной стороны стог сена, с другой – люди. Как мы выяснили ранее, пшеничный колос может отсылать к символике круговорота природы, но и вторая половина композиции тоже говорит об этом. Мы видим не просто преемственность поколений, но и жизненный цикл, который воплощается в конкретных людях.

Отживет свое старичок, ему на смену придут эти детишки, они тоже заведут детей и тоже будут сеять и жать, возделывать землю и созидать, работать и создавать, чтобы в завершении удобрить собой землю и снова прорасти. Таков вечный цикл, непрерывное движение существования.

На картине Пластов изобразил далекую перспективу, пейзаж простирается докуда хватает взора и далее. Когда смотришь, кажется, можешь охватить своим взглядом вообще всю планету. Этим, на мой взгляд, художник подчеркивает свою мысль.

С одной стороны перед нами частность вечного движения, которая заключается в простых людях. С другой стороны – всеохватность этого движения, которое простирается безгранично и по всей земле много подобных людей, стариков и детей. Как колоски в стогу прижались друг к другу, так прижимаются друг к другу люди, составляя целое.

Когда смотришь на такую картину, охватывает какая-то светлая печаль. Тоска от ограниченности человеческого существования, однако, и радость от осознания величия этого мира.

В традиционной культуре символ пшеничного колоска всегда связывался с идеей вечного возвращения, природных циклов и вневременного характера души. Подобно тому, как пшеничный колос падает в землю, чтобы прорасти и стать чем-то новым, строится и вся перетекающая структура мироздания.

Во времена Советского Союза люди старались держаться подальше от религиозной веры и мистицизма. Тем не менее, осознание и понимание мира практически не представляется возможным полностью отнять у человека и люди всегда осмысливают мироздание. Особенно, если речь идет о творческих людях, таких как художники.

Вариант 2

"Жатва" - картина знаменитого российского художника Пластова Аркадия Александровича. Автор изображает обед простой крестьянской семьи в поле во время жатвы.

Рядом с высоким стогом сена расположились члены крестьянской семьи. Они усердно трудились и пришло время покушать и отдохнуть во время обеденного перерыва. На картине изображены старик, двое мальчиков и девочка. У старика длинная седая борода, лохматые нестриженые седые волосы, грубые крестьянские руки. Несмотря на то, что стоят теплые летние дни, дедушка накинул коричневую куртку и одел ботинки. На детях более легкая одежда: мальчики сидят в рубашках и штанах, а девочка надела красное платье, кофту и покрыла голову платком. Один из мальчиков пьет из глиняного кувшина, остальные дети кушают. На крестьян жалостливым взглядом смотрит собака, выпрашивая у них еды для себя.

Рядом с героями картины лежат их рабочие инструменты: грабли, серпы, коса. Серпами трудятся мальчишки, а девочка, по-видимому, работает граблями, сгребая в кучки скошенные колоски пшеницы. Седовласый старик работает косой. Все герои картины выполняют очень тяжелый труд: мальчикам и девочке приходится работать не разгибая спины, а дедушке усердно трудится косой. Неподалеку от обедающих старика и детей есть другие люди, которые так же как и главные персонажи картины трудятся в поле. В поле стоят большие снопы, видны колоски пшеницы и лошади.

Картина вызывает у зрителя целую гамму чувств. С одной стороны она излучает доброту, тепло и заботу, так как члены семьи дружно и сплочённо трудятся. Маленькие дети помогают старику уже в таком раннем возрасте. Однако, с другой стороны, зрителю очень жаль этих людей, ведь им приходится выполнять очень тяжелую работу, чтобы прокормить себя.

Пластову очень доступно удалось передать эмоциональную составляющую картины. Автор изображает нелегкий быт типичной деревенской семьи, в которой работают и «стар и млад». «Жатва» - картина, иллюстрирующая одну из сотен тысяч простых крестьянских семей России.

Описание картины Жатва

Когда вы смотрите на это полотно, следует помнить год, в котором оно написано. Это 1945 год! То есть мирная бытовая сцена, показанная нам, происходит либо в еще военном 1944, либо в первом послевоенном 1945 году. Да и сорок пятый–то условно мирный: еще не вернулись выжившие отцы и братья, в августе предстоит новая бойня – война на Дальнем Востоке с империалистической Японией и новые похоронки придут во многие семьи…

На первом плане старик – колхозник с внуком и двумя маленькими внучками, полдничают на ржаном или пшеничном поле, присев на жнивье около снопов. Простая сельская пища: каша, которую они бережно берут деревянными ложками, хлеб, огурцы и молоко в кувшине.

Особое впечатление производит старый крестьянин. Он кряжистый, сильный, несмотря на возраст. Сразу видно, что этому человеку пришлось пережить очень многое, но испытания не сломили и никогда не сломят его.

Контрастно и одновременно гармонично смотрятся внуки старика. Они еще совсем маленькие, им бы играть, а не работать в поле, но жизнь заставила и они, как и их дед растят и убирают хлеб, так нужный Родине и полноправно, едят в поле свою нехитрую пищу.

Эта картина задерживает около себя, призывает задуматься и осознать какие испытания выпали в те времена на долю простого народа, и взрослых, и детей!

Сочинение на эту тему пишут в 6 классе.

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов

  • Сочинение по картине Голубая весна Бакшеева 2, 3 класс

    Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной.

  • Сочинение по картине Шишкина Рожь 4 класс описание

    На переднем плане картины изображена солнечно-золотистая рожь, аккуратно разделённая на две части тоненькой тропинкой. Рожь блестит на свете, переливаясь причудливым образом на фоне отдалённых деревьев и летящих птиц

  • Сочинение по картине Пластова Первый снег 4 класс (описание)

    Мне так нравится картина «Первый снег»! Я очень люблю зиму и всегда тоже жду первого снега. Хотя я не знаю, ждали эти дети первого снега или нет. Но понятно по их радостным лицам, что они счастливы.

  • Сочинение по картине Сатарова Мороз 8 класс

    На картине Михаила Сатарова "Мороз" мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения