Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны? Сочинение на тему татьяна - русская душою по роману евгений онегин Сочинения по темам

Ответ от БЕСПАРДОННЫЙ[гуру]
Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим “милым идеалом”. Это неслучайно. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Красота женщины делает светлым мир, наполняя его особой духовностью.
Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества, показывает ее как цельную натуру, способную на глубокие и искренние чувства. Красота русской природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны. В своей семье она была одинока. Пушкин пишет: “Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой”. Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Татьяны поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел в ней главного: Татьяна - это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: “И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас”.
Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней, готовой променять “ветошь маскарада” на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который занимает женщин ее круга, она ненавидит пустоту их существования.
Поведение и поступки Татьяны противопоставлены холодному равнодушию, самолюбованию дам большого света и пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность - основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не признают расчетливой любви. Они отдают любимому человеку все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.
В обществе, “где воспитаньем немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими душевными качествами и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна демонстрирует неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами: “Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою”. Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: “Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой”. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. В московских и петербургских салонах, на балах она могла внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна - та решительная русская женщина, которая могла бы отправиться за декабристами в Сибирь. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии многие русские писатели - И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов в своих произведениях уже ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть произведения, в которых он показывает свой идеал женщины. Для Л. Н. Толстого - это Наташа Ростова, для М. Ю. Лермонтова - Вера из “Героя нашего времени”, для А. С. Пушкина - Татьяна Ларина. В нашей современной действительности облик “милой женственности” приобрел несколько другие черты: женщины сейчас более деловые, энергичные, им приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность - все то, что так ценил А. С. Пушкин в Татьяне.


Татьяна Ларина – героиня романа в стихах «Евгений Онегин». К этому образу поэт относится с особой теплотой и даже называет Татьяну «милым идеалом». Главной чертой образа этой героини является то, что она «русская душой», потому что автор наделил героиню способностью думать и чувствовать как истинно русский человек.

Не случайно А.С. Пушкин дает героине исконно русское имя – Татьяна.

«…с ним, я знаю, неразлучно /Воспоминанье старины / Иль девичьей!», - пишет поэт, чем подчеркивает ее связь с народной жизнью.

Во второй главе романа, предваряемой эпиграфом «О, Русь!», Пушкин описывает быт дворянской семьи и показывает, что у Лариных чтутся русские обряды:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

Данный фрагмент свидетельствует о том, что жизнь в их доме строилась на народных («масленица жирная», «русские блины») и церковных (говение, то есть подготовка к исповеди и причастию) традициях, а Татьяна – прямая наследница всего этого.

И не случайно самым близким человеком для героини становится няня Филипьевна – простая русская крестьянка. Именно с ней Татьяна говорит о самом сокровенном: о любви («Была ты влюблена тогда?»), о сомнениях и переживаниях («Я… знаешь, няня… влюблена…»). Именно няня приобщила Татьяну к суеверию и гаданию. Так героиня верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям…» и гадает на Святки, пытаясь узнать свою судьбу («Татьяна любопытным взором / На воск потопленный глядит…»). Таким образом поэт связывает образ Татьяны Лариной с русским фольклором.

Отсюда и сон героини, наполненный образами народных сказаний: медведь, помогающий Татьяне попасть на другую сторону ручья, а также лесной дом - неотъемлемый образ русских песен и сказок. Следовательно, используя прием сна, поэт не только изображает психологическое состояние героини, но и демонстрирует ее национальный характер.

Стоит упомянуть и о том, что Татьяна верит в Бога. Об этом свидетельствует её письмо к Онегину, в котором героиня пишет, что Евгений ей «послан Богом», и что сама любовь дана ей свыше: «То в вышнем суждено совете…/То воля неба: я твоя;». Смиренная вера, как мне кажется, является чертой исконно «русской души».

Также Татьяна духовно связана с русской природой. Большая часть пейзажных зарисовок словно дополняет ее образ. Обратимся к четвертой главе романа:

Уж небо осенью дышало,

Уже реже становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман…

Настроение осенней печали, ощущение медленного угасания соотносятся с описанием состояния героини: после объяснения с Онегиным «Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит».

Также природа вновь подчеркивает «русскую душу» героини:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда не бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод…

Используя сравнение звёзд на небе с хороводом, автор подчёркивает «русский дух» как в самой в природе, так и в Татьяне (хоровод – русский национальный танец).

Таким образом, «русская душа» Татьяны Лариной раскрывается А.С. Пушкиным разными способами: с помощью имени, описания быта и традиций семьи, фольклорных мотивов и пейзажа.

Обновлено: 2017-07-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги — сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам
В уединенный уголок. Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

Как раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

Татьяна Ларина - первый в русской литературе реалисти­ческий женский образ, «милый идеал» поэта. Миросозерца­ние героини, ее характер, душевный склад - все это раскры­то в романе очень подробно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным ха­рактером и духом. Характер ее остается неизменным на про­тяжении всего романа. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не из­менившимся», - писал В.Г. Белинский.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не была участницей шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. В душе ее не было места рациональности, фальши, холодности, натура ее была глубока, поэтична, мечтательна. И это, безусловно, черты рус­ского человека. Татьяна понимает «тайный язык» природы, единственными друзьями ее становятся поля и леса, луга и рощи. Но особенно она любит зиму:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Раскрывая внутренний мир Татьяны, поэт использует срав­нения («Как лань лесная боязлива»), эпитеты («с ее холодною красою», «розовых снегов»).

Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритма­ми. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафори­ческое сравнение. «Пора пришла, она влюбилась. Так в зем­лю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение героини с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям - все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто ожи­вает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна - вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадоч­ная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древ­него мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба- Яга…», - писал Д. Мережковский.

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и ее увлечение модными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Однако постепенно она начи­нает открывать для себя внутренний мир Онегина. И в фина­ле он уже не является для нее загадкой, «пародией». И хотя она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно: Татьяна замужем, и узы брака для нее священ­ны. Она не может причинить боль своему мужу, цельность натуры ее не позволяет ей пойти на легкомысленную интригу. И это тоже чисто русская черта.

Автору очень симпатична его героиня. Рассказывая о чув­ствах и поступках Татьяны, сравнивая ее со светскими ко­кетками, он неоднократно заступается за нее перед читате­лем. «Я так люблю Татьяну милую мою», - замечает Пуш­кин. И прежде всего поэта привлекает именно «русская душа» Татьяны, глубина ее натуры, эмоциональность.

Отметим, что в этой невозможности соединения героев у Пушкина был заложен глубокий, символический подтекст. Онегин - герой «культуры», западноевропейской цивили­зации. Татьяна - дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе не совмес­тимы - они трагически разъединены.

Здесь искали:

  • русская душа татьяны лариной
  • в чем проявляется русская душа татьяны лариной
  • как раскрывается русская душа татьяны в романе евгений онегин

Время в своем необратимом течении уносит все в историю. Но остается искусство. С портретов и миниатюр кисти О. Кипренского и В. Боровикова, В. Тропинина и К. Брюллова беззащитно, задумчиво и нежно смотрят на нас глаза их современниц. Неповторимые судьбы, сбывшиеся и неосуществленные мечты, надежды. И как важно, что остался Пушкин! Осталась с нами его незабвенная Татьяна Ларина, так просто и естественно занявшая ведущее место в галерее женских образов русской литературы девятнадцатого века. Собственно, кто был у нас в литературе до Татьяны? Людмила из «Руслана и Людмилы»? Мария из «Бахчисарайского фонтана»? Светлана из одноименной баллады Жуковского? Лиза из повести Карамзина?

Все эти героини, обладающие, несомненно, массой индивидуальных достоинств, начала русскому национальному женскому типу не дали. А Татьяна сделала это.

Чем же интересен образ героини романа «ЕвгенийОнегин»? Прежде всего – своими глубокими национальными корнями, своей русской основой. Татьяна пользуется успехом в московском и петербургском обществе. Кажется, есть повод для гордости и радости. Первая среди знатных дам! Но блеск светского общества оставляет Татьяну равнодушной.

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей…

В этом признании из финального диалога героини с Онегиным – вся она, Татьяна. И здесь все, что связывает с нею автора, все, за что Пушкин любит ее. Ни в одной из знакомых женщин не чувствовал поэт этой внутренней силы, самобытности, простоты, потому и создал «милый идеал».

Не случайно М. Цветаева в книге «Мой Пушкин» обращает внимание на треугольник – Пушкин, Татьяна, няня Пушкина. Арина Родионовна всю жизнь была для поэта непревзойденным образцом истинно русской женщины. Она, скорее всего, стала прототипом няни Татьяны. Сама же Татьяна Ларина, придуманная поэтом, стала любимой героиней, олицетворением его Музы.

Только влюбленностью поэта можно объяснить, почему так неторопливо рисует он картины ее детства, юности, стремясь передать особенности характера, показать его в развитии.

Любимая женщина – всегда тайна, и Пушкин стремится постигнуть тайну Татьяны, приглашая читателя, доверяя ему свое самое дорогое. Вот Татьяна безмятежно живет в родительском доме. Она читает, мечтает в одиночестве, беседует по ночам с няней. Поэт рисует исключительно тонкий психологический портрет героини:

Итак, она звалась Татьяной, Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Ни привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой, А кругом – русская природа, мир деревни, столь милый сердцу самого Пушкина. И юное девичье сердце, пробуждаясь, жадно впитывает звуки, краски и запахи родных мест. Все в Татьяне ново, даже имя:

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И хорошо, что Татьяна не похожа ни на кого. Именно это позволяет ей вначале почувствовать, а потом понять Онегина. Его «урок» в саду, последовавший за ее письмом, пошел ей на пользу. Пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, зато она сильнее его, сильнее нравственно, потому что близка к своим истокам, то есть «русская душою».

Этого-то как раз и лишен герой. В конечном счете именно это объясняет развязку романа. Счастлива ли Татьяна, выгодно (только не для себя!) выйдя замуж и заняв достойное место в обществе? Естественно, нет. Ее чистота, красота, высокая нравственная сила – все это чуждо окружающему ее миру, где ценится совсем иное. Вот почему она искренна с Онегиным. Она чувствует в нем родственную душу. Ведь она действительно любит его и никому, кроме него, в этом не призналась бы.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения