Главная проблема повести дубровский. «Протест против насилия (2). Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

В своем романе "Дубровский" Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровс кого. Дубровский - воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди - это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток. Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу. Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес. После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником

В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся деньги и сколько их у его отца есть. А, известное дело, если деньги достаются легко, то очень легко с ними и расставаться. Но очень скоро начинаешь понимать, что представления эти были ложными, потому как Владимир Дубровский - настоящий сын своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный. Время, проведенное в кадетском корпусе, нисколько не повлияло на врожденные и заложенные отцом в детстве благородные качества.

Родина для юного Дубровского - это не просто слово. Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский собирается мстить. Сносить обиды - не в его правилах. Но обида не ослепила Владимира: устраивая на дорогах разбои, он подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, тех, которые из-за денег лишились своих человеческих качеств. Присуще Дубровскому и чувство товарищества. О благородстве и доброте Дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы. Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая обреченность своего и их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. Это самое лучшее, что мог он для них сделать. Дубровский - сильный, смелый, бесстрашный. Вряд ли найдется тот, кто станет опровергать наличие этих качеств у молодого человека. Но зато каким робким и сдержанным кажется он нам на страницах, посвященных встречам его с любимой девушкой - Машей Троекуровой. Любовь для Дубровского - чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для него - несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Если собрать все вышесказанное о Дубровском воедино, то получится образ весьма привлекательный. Именно таким: честным, благородным, смелым, добрым и нежным хотел показать своего героя Пушкин.

Человек чести, молодой Дубровский сознательно становится на путь разбоя, так как понимает, что другим путем он не сможет отомстить за поруганную честь отца. Поддержка Дубровского крепостными крестьянами подтверждает моральное право на такой способ мести. И все же автор, скорее, объясняет мотивы его поведения, а не оправдывает своего героя. Месть его не достигла своей первоначальной цели: не став мстить Троекурову по личным мотивам, он, однако, причинил много вреда не причастным к трагедии отца людям.

В критической литературе по-разному осознавался этот образ дворянина, возглавившего крестьянское восстание: то это попутчик народа или борец с помещичьим государством с дворянским обществом, нашедший с народом«полное взаимопонимание» Но правильнее видеть в нем, на наш взгляд, временного попутчика крестьян и не в борьбе с помещичье-бюрократическим государством в целом, а со злоупотреблениями помещичье-государственной властью. Владимир Дубровский, по сути дела, не разрывает связи со своим классом и не встает на путь последовательной с ним борьбы. Он выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев. Им с самого начала не разделяется мятежно-бунтарская активность крестьян и признается борьба против несправедливости в основном лишь средствами просвещения, распространения гуманности, а не мерами вооруженного народного восстания. Поэтому его связь с крестьянами оказалась непродолжительной Но и крестьяне, проявляя стихийность, слабость, противоречия в собственной среде, покоряются приказу Дубровского, прекращают вооруженные выступления и расходятся.

«Дубровский» - социальный и социально-бытовой роман , отображающий нараставшее недовольство крестьян после Отечественной войны 1812 года, быт, нравы, психологию поместно-усадебного дворянства. Пушкин, преодолевая шаблоны романов о разбойниках, нарисовал великолепные по жизненной правде, по реалистической типизации образы: феодального самодура Троекурова; его чувствительной дочери; либерального помещика Андрея Дубровского; прожигателя жизни, хищного, бездушного лицемера, прикрывающегося светской изысканностью, космополита, англомана Верейского; приказных и крестьян.

Образ молодого Дубровского дан в развитии : вначале честолюбивый и беспечный мот, а потом защитник угнетенных, протестант, благородный мститель. Важно отметить, что его эволюция, намеченная пунктирно в переживаниях, связанных с утратой отца, лишением всего имущества и чудовищной несправедливостью Троекурова, происходит при общении с крестьянами, под их воздействием. Но при всем том образ Владимира Дубровского не обладает реалистической цельностью и художественной завершенностью. Он нетипичен по положению, в которое поставлен обстоятельствами предводитель крестьян-повстанцев. Дворянская оппозиционность не достигала в ту пору такой силы, которая бы определяла последовательный переход помещиков на сторону крестьян, восстающих против феодального произвола. Поэтому Пушкину пришлось прибегнуть к идеализации своего героя и строить взаимоотношения крестьян к нему на патриархально-идиллической преданности.

В композиции образов «Дубровского» значительная роль принадлежит пейзажу. Его предельно краткие зарисовки служат знаменательным фоном переживаний действующих лиц (горестные раздумья Владимира и Маши при сияющей луне) и средством их характеристики (березки у барского двора Дубровских и роскошный английский парк в поместье Верейского). Кроме того, пейзаж обозначает время и место происходящих событий. По замыслу Пушкина, роман должен был иметь третий том, повествующий об уединенной жизни Дубровского в Москве, о его свидании с овдовевшей Марией Кирилловной и о доносе на него полицмейстеру собственным форейтором, попавшим за буйство в полицию. Но этого не случилось. Роман, ни разу не переписывавшийся набело, остававшийся в неупорядоченных, невыправленных черновых записях карандашом, не удовлетворял Пушкина. Чем? Возможно, неуясненностыо решения социальной проблематики, взаимоотношений дворянства и крестьянства на путях общественного развития России, а также (не исключено) искусственностью образа молодого Дубровского и зависимостью сюжета романа от литературных традиций, в частности совпадением некоторых его ситуаций с пьесой «Эрнани» В. Гюго. 6 февраля 1833 года автор оставил работу над ним.

Но в «Дубровском» Пушкин верно наметил общее решение проблемы отечественного реалистического романа, призванного органически соединить социальность и занимательность, идейность и авантюрность, характерологию и интригу. Недаром Белинский считал, что «это одно из величайших созданий гения Пушкина».

Роман «Дубровский», написанный А. С. Пушкиным в 1833 году, был и остается одним из главных произведений русской литературы. Несмотря на то, что действие происходит в начале 19 века, он не потерял своей актуальности и в наши дни. Главная суть произведения «Дубровский» – противопоставление двух миров – помещичьего и крестьянского.

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»

Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Вынужденный разбой

Но Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» – как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.

Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях.

Характеристики героев и краткое содержание разберем особенной тщательно. Также представим небольшой обзор критических отзывов на произведение современников автора.

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой - «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс - время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Развитие действия

Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.

Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.

В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.

Развязка

Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.

Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.

Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается - она уже дала клятву и не может ее нарушить.

Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Своеобразие конфликта

Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.

Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.

Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.

Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.

Образ Владимира Дубровского

Главный герой романа - Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.

Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.

Образ Троекурова

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Роман в оценке критиков

Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

«Дубровский»: анализ произведения кратко

Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение - разбойничество в России. Идея - показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта - социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.

В начале XIX века в ходу были авантюрно-приключенческие романы. Отдал дань моде и Александр Пушкин . В 1832 году друг поэта Павел Нащокин рассказал историю о помещике по фамилии Островский, у которого предвзятый суд отобрал поместье. Потерпевший организовал своих крестьян и начал вместе с ними заниматься грабежом. Этот сюжет из жизни заинтересовал Пушкина. Вскоре поэт написал два первых тома романа о благородном разбойнике.

Но произведение осталось незаконченным и даже не имело названия. Оно было опубликовано уже после смерти Пушкина в 1841 году. Издатель назвал роман по фамилии главного героя – «Дубровский» .

Основная идея произведения – защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских. Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир. Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился.

Даже ступив на путь разбойника, молодой Дубровский остается человеком чести. Он милосерден и справедлив, не притесняет бедных. Урок соблюдения долга преподает нам и Маша Троекурова, которая отказывается бросить нелюбимого мужа, оставаясь верной клятве перед алтарем.

В романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.

Романтический сюжет произведения, как часто бывает у Пушкина, является лишь внешней оболочкой, под которой скрывается содержание. В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает. Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу.

«Дубровский» – роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники – «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.

Затрагивается в романе и тема народного бунта . Но крестьяне Кистеневки поднимаются против власти Троекурова не ради справедливости или патриархальной привязанности к «своему» барину. «Достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет» , – выражает причину недовольства кучер Антон. Крестьяне беспокоятся о собственном благополучии, поэтому их бунт не наполнен еще идейным содержанием. Это – не протест против крепостного права, а попытка обезопасить себя от деспота.

Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями. Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения. Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать.

Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.

Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно. Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес. Пушкин наглядно показывает в романе, что даже лучшие представители дворянства ставят свое барское своеволие выше морали и права.

Конфликт старшего поколения разрушает судьбы детей. Владимир Дубровский из блестящего офицера превращается в бездомного изгоя. Пушкин представляет нам своего героя в разных ролях: любящий сын, который искренне переживает смерть отца, отчаявшийся мститель, отважный и хладнокровный француз-гувернер, атаман лихих разбойников, пылкий влюбленный.

Дубровский – жертва насилия и его орудие. Владимир не стремился стать разбойником, жить вне закона. Сначала он хотел найти управу на Троекурова «в верхах». Не собирался он убивать и судейских. Это кузнец Архип своим жестоким поступком поставил Дубровского в безвыходное положение. Владимир стал преступником лишь тогда, когда законный путь решения проблемы был для него закрыт.

Любовь к Маше в благородном сердце Дубровского побеждает чувство мести. Он прощает Троекурова, поскольку дом, где обитает его дочь, становится священным. Невольные преступления тяготят душу и совесть молодого человека, а все попытки стать благородным и честным заканчиваются провалом.

Любовь только усиливает страдания Владимира. Он прекрасно понимает, что быть женой убийцы и грабителя – жестокий выбор. Поэтому Дубровский не предлагает Маше бежать с ним. Он готов дать ей свободу от деспота отца и ненавистного жениха, когда другого выхода уже не будет. Владимир мечтает о семейном счастье с любимой, но может пожертвовать им ради спокойствия девушки. Он без возражений принимает выбор Маши.

Любит ли Маша Дубровского? Юная девушка скорее видит в нем отважного героя. Ее привлекает ореол таинственности и романтики, окружающий имя молодого разбойника, льстит его восторженное поклонение. Но любовь ли это? Героиня Пушкина сама отвечает на вопрос: «лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

Критики по-разному восприняли роман. Одни усмотрели в нем много слабых сторон, другие признавали высокие художественные достоинства. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», - писал о романе Белинский. Долгое время произведение входило в школьную программу, было много раз экранизировано. По роману «Дубровский» создана одноименная опера.

Месть, как социальный протест в романе ” Дубровский ” Вынужденный разбой

Роман “Дубровский”, написанный А. С. Пушкиным в 1833 году, был и остается одним из главных произведений русской литературы. Несмотря на то, что действие происходит в начале 19 века, он не потерял своей актуальности и в наши дни. Главная суть произведения “Дубровский” – противопоставление двух миров – помещичьего и крестьянского.

Месть, как социальный протест в романе “Дубровский”

Сын провинциального помещика, после смерти

отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия.

Все поступки и характеристики главных героев романа “Дубровский” объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков.
И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками.

Вынужденный разбой

Но Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа “Дубровский” – как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.

Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях.

Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.


Другие работы по этой теме:

  1. Владимир Дубровский мало знал своего отца – в раннем возрасте потеряв мать, он был отправлен на воспитание в кадетский корпус. Однако ему были хо­рошо известны...
  2. Роман “Дубровский” – одно из лучших произведений А. С. Пушкина. Герои этого произведения – Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные...
  3. Какой же несправедливой бывает наша жизнь! Мы можем убедиться в этом, прочитав повесть А. С. Пушкина “Дубровский”. Владимир Дубровский, сын небогатого помещика, потеряв Дом и...
  4. Почему Дубровский стал разбойником Роман “Дубровский” был написан А. С. Пушкиным в 1832 году. В ту пору авантюрно-приключенческий жанр был очень популярен. Появлялось много произведений,...
  5. ­Дубровский – разбойник или жертва? Роман “Дубровский” был написан А. С. Пушкиным в самый разгар классовой борьбы. Главный герой, Владимир Андреевич, был человеком отважным и...
  6. А. С. Пушкин назвал свой роман именем главного героя “Дубровский”. Какова же внешность Владимира Дубровского? Характерной чертой пушкинской прозы является лаконичность слога. Именно поэтому в...
  7. Принято считать, что “Дубровский” это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по объему “Дубровский” скорее повесть. Большое внимание...
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения