Что сделал рассказчик с журналами печорина. Журнал Печорина. Предисловие. Характеристика главных героев

Журнал Печорина. Предисловие

Предисловие к «Журналу Печорина» содержит в себе объяснение причин, по которым автор решил опубликовать чужие записки. Главная причина - «желание пользы», исходящее из убеждения, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа». Этим тезисом Лермонтов укрепляет самый жанр своего романа, построенного на психологическом анализе. Он подчеркивает «искренность» Печорина и противопоставляет его записки «Исповеди» Руссо, которая предназначалась для других. В рукописи очерк «Максим Максимыч» кончается особым абзацем, где Лермонтов сообщает: «Я пересмотрел записки Печорина и заметил по некоторым местам, что он готовил их к печати, без чего, конечно, я не решился бы употребить во зло доверенность штабс-капитана. - В самом деле, Печорин в некоторых местах обращается к читателям; вы это сами увидите, если то, что вы об нем знаете, не отбило у вас охоту узнать его короче». В печатном тексте весь этот абзац отсутствует а в предисловии к «Журналу» Лермонтов создает совсем иную мотивировку. Надо полагать, что сначала никакого предисловия к «Журналу» не предполагалось и вышеприведенный заключительный абзац «Максима Максимыча» должен был служить переходом к запискам Печорина. Лермонтов сообщает, что он публикует пока только ту часть записок, в которой Печорин рассказывает о своем пребывании на Кавказе, а тетрадь, в которой рассказана вся его жизнь, не может быть пока опубликована «по многим важным причинам». Этими словами Лермонтов оправдывает фрагментарность биографии Печорина. Под «важными причинами» надо, по-видимому, разуметь, главным образом, цензурные препятствия; характерно, что за пределами романа осталась именно петербургская жизнь Печорина.

Из книги Кухня дьявола автора Моримура Сэйити

Журнал под названием "Пинфаньский друг" Передо мной лежит журнал, известный лишь узкому кругу посвященных. Он называется "Пинфаньский друг" и представляет собой отпечатанную типографским способом брошюрку объемом в 20-25 страниц. Ни в одном из номеров журнала не указаны ни

Из книги Примечания к прозаическим произведениям автора Лермонтов Михаил Юрьевич

Журнал Печорина. Предисловие Предисловие к «Журналу Печорина» содержит в себе объяснение причин, по которым автор решил опубликовать чужие записки. Главная причина - «желание пользы», исходящее из убеждения, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души,

Из книги Ещё не вечер… автора Оруженосцев Игорь

Предисловие Эта повесть написана по реальным событиям о людях, которые вольно или невольно в них участвовали, соответственно заняв в истории произошедшего каждый свое должное место. Где-то рукопись биографична, где-то сухо хроникальна, этого нельзя было избежать, так

Из книги Подготовка разведчика [Система спецназа ГРУ] автора Тарас Анатолий Ефимович

Сергей Новиков. Журнал «Кэмпо», N 5/1995 Программы спецподготовки Программа занятий по разведывательной подготовкеNN Темы Часы 1 Организация, вооружение и тактика действий 6 пехотных и танковых подразделений вероятного противника 2 Организация, вооружение и боевое

Из книги Детский дом и его обитатели автора Миронова Лариса Владимировна

Журнал «Урал», номер 12, 1990 г. Е. Цветков «Детский дом – модель общества» (отрывок) … «Отчего гнойники нравственного растления всё откровеннее проявляются в нас?»Так заканчивает свою повесть «Детский дом» Лариса Миронова в журнальном варианте. В книге этого послесловия

Из книги Кухня дьявола автора Моримура Сэйити

Журнал под названием «Пинфаньский друг» Передо мной лежит журнал, известный лишь узкому кругу посвященных. Он называется «Пинфаньский друг» и представляет собой отпечатанную типографским способом брошюрку объемом в 20–25 страниц. Ни в одном из номеров журнала не указаны

Из книги Самая жестокая битва автора Сет Рональд

ПРЕДИСЛОВИЕ Адмирал флота лорд ЛьюинПредисловие к первому изданию этой книги написал адмирал сэр Ричард Онслоу, который во время операции «Пьедестал» в звании капитана 1 ранга командовал эсминцем «Ашанти». Мне крупно повезло, что я служил под его командованием на этом

Из книги X-files. Секретные материалы 20 века. Досье. 2012 №1 автора Коллектив авторов

ЖУРНАЛ «X FILES СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 20 ВЕКА. ДОСЬЕ.» 2012, №

Из книги X-files. Секретные материалы 20 века. Досье. 2012 №2 автора Коллектив авторов

ЖУРНАЛ «X FILES СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 20 ВЕКА. ДОСЬЕ.» 2012,

Из книги Журнал «Байкал» 2010–01 автора Митыпов Владимир Гомбожапович

Литературно-художественный и обществено-политический журнал «Байкал»

Из книги Глубина 11 тысяч метров. Солнце под водой автора Пикар Жак

28. Вахтенный журнал Приведу дословно несколько записей из своего журнала с некоторыми пояснениями в скобках:9.48. 10 кг дроби - немного всплываем.9.54. 10 кг дроби - немного всплываем.9.58. 10 кг дроби - немного всплываем.10.10. 45 м над грунтом. Чет Мэй занимается гимнастикой

Из книги Шотландия. Автобиография автора Грэм Кеннет

Новый город, 1767 год «Шотландский журнал» Сообщение о том, что проект архитектора Джеймса Крэйга по постройке Нового Эдинбурга удостоен премии за лучший городской проект, ознаменовало рождение современного Эдинбурга - и современной Шотландии.Проект по расширению

Из книги Еврейская лимита и парижская доброта автора Носик Борис Михайлович

Очень своевременный журнал Дочь польской графини, близкой к австрийскому императорскому двору и державшей в тайне, кто являлся настоящим отцом ее дочери, той самой, что вышла позднее замуж за немецкого принца, но в Париже появилась уже без мужа в обществе своего русского

Из книги Зубы дракона. Мои 30-е годы автора Туровская Майя

Буржуазный и антибуржуазный журнал 1930 год был одинаково рубежным для СССР и Германии. После краха Нью-Йоркской биржи (24 октября 1929 года) началась Великая депрессия, особенно страшная для Веймарской республики, отягченной последствиями Версальского мира. 14 сентября

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

Из книги Соборный двор автора Щипков Александр Владимирович

Поэта Михаила Юрьевича Лермонтова многие читатели знают как автора пронзительных стихов, темой которых является одиночество.

Ему же принадлежит и идея выражения «странной любви» к своему Отечеству, которая во второй половине 19 в. стала настоящей традицией поэзии. Но творчество этого поэта намного шире. Он известен как прекрасный драматург, причем вершиной его прозы считают роман «Герой нашего времени».

История создания

Свое произведение Михаил Юрьевич начал писать в 1836 г. Ярким примером для него был Пушкин, показавший своего современника в знаменитой поэме «Евгений Онегин».

По идее Лермонтова, главный герой - гвардейский офицер Печорин. Его Михаил Юрьевич задумал изобразить как одного из представителей столичной жизни. Но в 1837 г. Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта», был арестован и выслан на Кавказ. После этой ссылки возвращаться к задуманному он уже не пожелал.

Период создания романа - с 1837 г. по 1840 г. Произведение состоит из ряда повестей. В какой они были написаны последовательности, доподлинно неизвестно. Есть только предположения о том, что самой первой вышла из-под пера автора «Тамань», а после - «Бэла», «Фаталист» и «Максим Максимыч». Вначале повести задумывались в виде отдельных фрагментов из записок офицера. Однако после они стали целой цепью произведений, связанных общими персонажами.

Тема романа

О чем говорит нам анализ «Героя нашего времени»? О ситуации, сложившейся в обществе в период 30-х - 40-х годов 19-го в., которую принято называть «межвременьем». Дело в том, что в эти годы наблюдался бурный процесс смены идеалов. На это людей подтолкнуло восстание декабристов. Поражение попытки свержения власти говорило об ошибочности революционных убеждений. Общество разочаровалось в идеалах, выдвинутых декабристами, но еще не сформировало иных целей. Все это привело к тому, что жившие в тот период молодые люди, в том числе и сам Лермонтов, относились к «потерянному поколению», находящемуся на жизненном распутье.

Творение первоначально было названо автором «Один из героев начала века». По мнению многих современников, в таком варианте просматривалась полемика с романом Альфреда Мюссе - французского писателя, создавшего «Исповедь сына века». Однако направление мысли русского сочинителя было совсем иным. Он создал вовсе не типаж «дитя века», а цельную личность, наделенную героическими чертами и вступающую в неравную борьбу с окружающей действительностью. Именно поэтому слово «герой» в названии романа более чем уместно. Однако в целом название носит иронический оттенок. Но падает он на слово «нашего». При этом автор делает акцент на всей эпохе, а вовсе не на одном человеке. В своем «Предисловии» к сам дает толкование его названию. Он указывает на то, что главный герой повествования является портретом, составленным из пороков всего поколения того времени, в котором воплотились черты, характерные для сознания людей, живших в 30-х годах 19-го века.

Сюжет

Анализ произведения «Герой нашего времени» убедительно доказывает необычность всего повествования. В сюжете романа отсутствует экспозиция. Это приводит к тому, что читателю ничего не известно о жизни Печорина до того, как он приехал на Кавказ. Автор не рассказывает о родителях своего главного героя, об условиях его воспитания, о полученном им образовании и о причинах его приезда в эти места.

Что еще необычного можно выявить при анализе произведения «Герой нашего времени»? В созданном Лермонтовым сюжете отсутствует завязка. Она могла быть, например, описанием приезда Печорина к месту службы. Все действие представляется в виде целого ряда эпизодов. Каждый из них касается жизни главного героя. Кульминаций в романе также пять. Ведь их количество связано с числом повестей.

А вот развязка в романе есть. Ею служит сообщение о том, что при возвращении из Персии Печорин умер. Таким образом, проводя в произведении «Герой нашего времени» анализ сюжета, можно утверждать о том, что состоит он только из кульминаций и развязки. Но и это еще не все. Необычным в романе является и то, что каждая из включенных в него повестей имеет собственный законченный сюжет. Проследить это можно на примере «Тамани». Повесть начинается с ночной сцены, которая и является ее завязкой. В ней Печориным была случайно увидена встреча контрабандистов. Экспозицией повести является описание самого городка Тамани, а также того дома, где офицером был получен временный постой, и обитателей этого жилья.

Кульминационная сцена описывает ночное свидание, во время которого герой едва не утонул. А что с развязкой? Проводимый анализ «Героя нашего времени» говорит о том, что она наступает по завершении Это сцена, в которой девушка-контрабандист уплыла со своим возлюбленным Янко. С собой они прихватили большие узлы. Позже выяснилось, что в них были украденные у Печорина вещи. Заканчивается повесть своеобразным эпилогом, содержащим рассуждения главного героя о его несчастной судьбе и о способности разрушать все что находится вокруг.

Композиция романа

Проводимый анализ «Героя нашего времени» указывает нам не только на необычность сюжета. Непривычное построение имеет и композиция произведения. Она в романе кольцевая. Начинает ее автор с повести «Бэла» и заканчивает «Фаталистом». Время и того, и другого рассказа относится к тому периоду, когда главный герой проходил службу в далекой кавказской крепости. Причем в повестях, расположенных и в начале, и в конце романа, присутствуют два главных персонажа. Первый из них сам Печорин, а второй - Максим Максимович.

О чем еще может нам рассказать анализ «Героя нашего времени»? Изучая произведение, читатели понимают, что все пять входящих в него повестей автор расположил довольно странным образом, нарушив при этом временную последовательность. Если судить по некоторым намекам, имеющимся в романе, и учесть логику развития событий, то можно с большой долей вероятности утверждать, что первым из рассказов должна быть «Княжна Мэри», после него должна следовать «Бэла», а далее - «Фаталист» и «Максим Максимович».

Литературоведы, которые проводили анализ «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, не определились лишь с местом в этой цепочке повести «Тамань». По мнению одних исследователей, этот рассказ должен стать первым, открывая приключения Печорина, а другие полагают, может находиться в любом месте в созданном ряду. Последняя точка зрения объясняется отсутствием каких-либо сведений или намеков на события, произошедшие в других повестях.

Сам автор расположил повести так: первая - «Бэла», за ней - «Максим Максимыч», далее «Тамань» и «Княжна Мэри», а завершает роман «Фаталист». Почему же Лермонтовым была выбрана именно эта последовательность? Дело в том, что писателю была важна не хронология, а раскрытие черт характера Печорина. И лучше всего решить данную задачу позволило именно такое расположение глав.

«Бэла»

Даже краткий анализ «Героя нашего времени» подтверждает тот факт, что Лермонтов раскрывает характер Печорина постепенно. В самой первой повести своего романа он знакомит читателя со своим основным персонажем посредством рассказа Максима Максимыча. Этот человек очень добрый и честный, однако весьма ограниченный и недостаточно образованный, что не позволяет ему понять Печорина. В связи с этим, проводя анализ главы «Бэла» «Героя нашего времени», о главном герое можно судить как о крайнем эгоисте. Максим Максимыч полагает, что молодой человек сам устанавливает для себя правила поведения. Он считает, что тот лишь по своей прихоти стал виной смерти Бэлы и помог Азамату украсть лошадь у Казбича. А это входит в явное противоречие с кодексом чести офицера.

Что еще говорит о характере Печорина анализ «Бэлы» («Герой нашего времени»)? Несмотря на совершение офицером столь неприглядных поступков, Максим Максимыч отмечает противоречивость его поведения. С одной стороны молодой человек, по его словам, очень быстро стал равнодушен к Бэле, но с другой - очень тяжело переживал по поводу ее смерти. Также Максимом Максимычем было отмечено, что Григорий Александрович не страшился идти против кабана на охоте, но при этом бледнел, заслышав скрип двери, и т.д. Столь непонятные противоречия могут оставить впечатление о Печорине не как о незаурядном злодее и эгоисте, а как о человеке с интересным и сложным характером.

Каков характер у Печорина, что о нем можно сказать кратко при анализе произведения «Герой нашего времени» уже из первой главы? С одной стороны, этот русский офицер смел и силен. Люди, находящиеся вокруг, подчинены его обаянию. Но здесь бесспорно прослеживаются и другие черты характера. Печорин слишком занят собой. Это приводит к тому, что он ломает жизни других людей. Это подтверждает, например, его мимолетная прихоть, из-за которой он буквально выдергивает Бэлу из привычной ей родной стихии. Также он заставляет Азамата стать предателем собственной семьи и лишает Казбича самого для него дорогого.

На этом этапе произведения читателю непонятны те мотивы, которыми руководствуется Печорин.

«Максим Максимыч»

Судя по анализу произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, следующая повесть дает нам более полное представление о характере Печорина. В повести «Максим Максимыч» о Григории читатель узнает от молодого офицера, автора путевых записок. Этот прием был выбран Лермонтовым не случайно. Если в предыдущем рассказе о Печорине говорил человек более низкого социального положения и имеющий существенные различия во взглядах, то второе повествование идет из уст молодого офицера. Но и он не способен объяснить мотивы поступков Григория.

Безымянный путешественник составляет психологический портрет Печорина. И вновь, даже при кратком анализе «Героя нашего времени», перед нами предстает натура довольно противоречивая. Образ Печорина создан Лермонтовым в виде непостижимого сплетения силы и слабости. В главном герое присутствует крепкое телосложение и внезапно наступающая «нервическая слабость стана», запачканные перчатки и ослепительное белье, нежность кожи и следы от морщинок. Самым главным, по мнению рассказчика, в облике Печорина являются его глаза. Ведь они не смеялись, когда смеялся Григорий. Взгляд у него оставался равнодушно-спокойным.

Поведение Печорина при встрече с Максимом Максимычем просто обескураживает. При проведении анализа романа Лермонтова «Герой нашего времени» становится очевидным, что Григорий сумел соблюсти все правила общения со своим старым знакомым. Однако разговор он ведет в холодных тонах, дает односложные ответы и принужденно зевает. Все это говорит о том, что эта встреча для главного героя в тягость. Вспоминать о прошлом он не желает. Эгоизм и равнодушие молодого человека ранят Максима Максимыча. Кроме этого, они неприятны рассказчику. Отталкивает подобное поведение и читателя.

После истории, случившейся с Бэлой, Печорин «скучал». Сейчас он едет в Персию. Однако снова странен и непонятен для читателя главный герой, который глубоко погружен в свои мысли и отталкивает привязанного к нему человека из недалекого прошлого. Сразу же возникает вопрос: «Дорого ли хоть что-нибудь ему в этом мире?».

«Тамань»

Из проведенного анализа «Героя нашего времени» по главам становится понятно, что последние три повести сгруппированы в отдельный дневник, который во времена Лермонтова называли журналом. Из этих рассказов о Печорине и о его мыслях читатель узнает из уст самого героя.

Так, если внимательно изучить повесть «Тамань» «Героя нашего времени», анализ характера героя укажет на его весьма деятельную натуру. Григорий способен из простого любопытства, ни на минуту не задумываясь о грядущих последствиях, вмешаться в жизнь посторонних для него людей. В повести с ним возникают различные опасные ситуации, из которых герой счастливо выпутывается. Так, не умея плавать, Григорий отправляется на свидание в лодке, успевая в критический момент скинуть в воду девушку.

В конце своего рассказа о том, что произошло с ним в Тамани, герой все же не очень рад счастливому финалу. Но им с грустью отмечен тот факт, что и в этом городке, как и везде, вокруг него происходят только разрушения и беды. Тот опыт, который Григорий приобрел в Тамани, достаточно горек для него. Именно поэтому он старается заменить возникшие в нем чувства отчужденностью и равнодушием к людям, которые мимолетно оказались в его судьбе. Итогом чаяний и исканий автора журнала становится фраза «Разве дело мне до бедствий и радостей человеческих?»

«Княжна Мэри»

В этой повести автор продолжает прослеживать характер своего героя. К его уже знакомым читателям чертам, а именно - презрению к существующим в обществе правилам чести и эгоизму, таланту подчинять людей и влюблять в себя женщин, вызывая при этом ненависть кавалеров, Лермонтов добавил еще одну.

Она становится очевидной в экстремальной ситуации - в ночь перед дуэлью. Григорий вполне допускал мысль о том, что на следующее утро может быть убит. Именно поэтому он попытался подвести своеобразный итог жизни. В его голове рождается вопрос, для чего он родился на свет и ради чего жил. И здесь при анализе "Княжны Мери" из "Героя нашего времени" читатели видят человека, страдающего от одиночества и собственной бесполезности, осознающего, что вряд ли найдется тот, кто заплачет, узнав о его смерти.

«Фаталист»

На протяжении всего своего романа автор показал своего героя глазами Максима Максимыча, охарактеризовал его с помощью офицера-рассказчика, а после знакомств со страницами журнала создается впечатление того, что мы уже полностью изучили «историю человеческой души». Способна ли заключительная глава произведения добавить к образу Печорина какие-либо новые штрихи?

При проведении анализа «Фаталиста» («Герой нашего времени») становится очевидным, что Григорий и поручик Вулич, с которым он заключил пари, весьма схожи между собой. Тот и другой персонаж Лермонтова замкнуты, могут с легкостью подчинить себе людей, к тому же обоих волнует вопрос о предрешенности судьбы. Однако в этой главе автор оставляет на втором плане те эпизоды, в которых Печорин проявляет свой уже хорошо известный читателю эгоизм, очевидный в бессердечном пари с Вуличем. При этом Лермонтов во всех подробностях описывает бескровный и весьма успешный захват подвыпившего казака, который смело и решительно осуществил Печорин.

Этим автор стремится доказать, что его главный герой может совершать не только эгоистические поступки. Способен он и на деятельное добро. Это дает возможность читателю увидеть представителя того поколения с совершенно неожиданного ракурса.

Заключение

Анализ произведения «Герой нашего времени», написанного М.Ю. Лермонтовым, позволяет читателю углубиться в «историю человеческой души», а также понять необыкновенность образа и характер Печорина. Тут же возникает и повод задуматься о вечных вопросах бытия.

В свое время российские читатели приняли этот роман на ура. Произведение восхищало и поражало, волновало и никого не оставляло равнодушным. Ведь Лермонтов, ярко и реалистично показав образ Печорина, поднял злободневные проблемы поколения «потерянного времени». В труде автора имеются практически все элементы литературного произведения. Это проза и философские размышления, лирическая повесть и роман. И этой серией повестей Михаил Юрьевич осуждает вовсе не своего героя, который склонен совершать ошибки. Объектом осуждения является ничтожное и пустое время, не имеющее никаких ценностей и идеалов, а также целое поколение живших в тот период людей.

Тема урока:

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера главного героя

Цель: проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, ответить на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

Задачи:

1) Обучать критическому осмыслению (анализ, сопоставление) литературного произведения.

2) Формировать информационно-коммуникативную компетентность обучающихся.

3) Воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе, культуру общения.

Оборудование: мультимедиа: презентация, отрывки из фильма

Ход урока:

Слайд 1.

1. Организационный момент.

На предыдущих уроках знакомились с темой, идеей, композицией романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Проанализировали первые главы романа. Сегодня, продолжая работу над романом, мы постараемся проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина, а также ответим на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

Откройте тетради, запишите тему урока.

Сегодня у нас с вами необычная форма работы - работа по группам. Группы предварительно получили задание по одной из глав «Журнала». Каждый ученик будет оценен в конце урока: на столах лежит лист оценивания, который заполняет ответственный в данной группе.

2. Блиц - опрос по содержанию романа. Создание мотивации.

Слайд 2-10

Итак, прежде, чем перейдем к работе по группам, давайте вспомним события и героев произведения.

Предлагаются фрагменты из романа с пропусками на месте географических названий.

Надо заполнить пробелы.

По отрывкам из романа нужно отгадать персонажа, о котором идёт речь.

Каждому предмету нужно найти хозяина.

3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового

Слайд 11

Когда был написан роман?

(с 1838г., и через 2 года вышел отдельным изданием)

Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

3.1. Композиция (презентация Композиция)

Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке).

Т.е. фабула не совпадает с сюжетом. Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА?

Слайд 12

Фабула - воссозданные в произведении события, которые соединены временной последовательностью и логической, причинно-следственной связью.

Сюжет – это «художественно построенное распределение событий» (Б. В. Томашевский), совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла.

Иначе говоря, фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект, в котором одно событие закономерно вытекает из другого и не может быть пропущено без нарушения общей логики. Сюжет же является формой воплощения фабулы; рассказ о событиях может сопровождаться нарушением хронологической последовательности, убыстрением или замедлением темпа повествования, умолчаниями или, наоборот, художественной конкретизацией и детальной разработкой отдельных, наиболее важных с точки зрения автора моментов.

Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке.

Слайд 13-14

Почему в романе сюжет и фабула не совпадают? Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя, а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица- самого Печорина). Все другие персонажи тоже объясняют так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)
Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, пишет:

"Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя".

Слайд 15

Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин.)


3.2. Психологический портрет Печорина.

Давайте обратимся к главам романа, чтобы проследить, как раскрывается внутренний мир героя.

Герой в оценке Максима Максимовича.
- Кто нам представляет Печорина в главе "Бэла"?

(Печорин предстает перед читателем в рассказе Максима Максимовича, в его восприятии).

- Каким предстает Печорин в его рассказе? Найдите в тексте.

(Чтение фрагмента со слов : «Раз, осенью, пришел транспорт…» до слов «…богатый человек: сколько было у него дорогих вещиц»).

Можно ли доверять мнению Максима Максимовича? (Он не понимает того, что человек не всегда стремится обнажить свои чувства, не понимает причин «несчастного характера» героя. Считает, что причина этого – избалованность в детстве. Для него Печорин странен. А значит скрыт и загадочен для нас, читателей).

Герой в оценке второго рассказчика - странствующего офицера.

Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"?
(Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина.)
- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?
(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. Приведите примеры из текста.
("…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…"
"…он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…"
"…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…"
"…его кожа имела какую-то женскую нежность…"
"…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…"
"…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".
"… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…").


- Таким мы видим Печорина глазами Максима Максимыча и странствующего офицера. Т.о., Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе.

3.3. Работа с термином

А что значит психологический портрет?

Слайд 16

Запись в тетрадь

Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование.

Какова его роль?

(Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя. Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека).

Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

Слайд 17

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь - и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

4. Анализ журнала Печорина

Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?
(Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь отмечал: "Я пишу не повесть, а путевые записки"), то следующие повести - это дневник Печорина - «Журнал Печорина», объясняющий загадки его характера.

4.1. Работа с термином

Слайд 18

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души.

Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.

Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?
(Три главы романа – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» – части «Дневника Печорина».)

Кто нам представляет героя?
(Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

5. Групповая работа

5.1. Работа с таблицей:

В ходе работы по группам отвечаем на вопрос: как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя? Результаты наблюдений заносим в таблицу по ходу обсуждения.

5.2.Анализ повести «Тамань»

Слайд 19

Итак, что же узнает читатель из «Тамани?» (сжатый пересказ ).
- Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?

Просмотр эпизода из фильма: диалог слепого и девушки-ундины.

Подумайте, как в этом эпизоде проявляется характер Печорина?

Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов? (Печорин- деятельная натура. Здесь так же, как и в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасности, миру контрабандистов. Но Печорин понимает, что в среде «честных контрабандистов» невозможно обретение той полноты жизни, счастья, которой так жаждет его душа. В этом мире ему открывается своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия).

Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? (Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать герою . Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдая за плачущим мальчиком, он понимает, что тоже одинок . Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб .)

Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» (Активность героя направлена на себя , она не имеет высокой цели, ему просто любопытно . Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру . Он досадует на себя за то, что вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

Вывод:

Какие особенности характера героя раскрываются в повести “Тамань”?
(Показывает себя как человек действия . Решителен, смел , но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминали бы, для которых Печорин чувствует в себе силы. Он растрачивает себя , ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье).

Что записали в таблицу?

В таблицу (Решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)

5.3. Анализ повести «Княжна Мэри»

Слайд 20

В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?
(Повести « Княжна Мери».)

Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов? (Среда, окружающая героя, - это люди, равные ему по социальному происхождению – представители светского общества).

Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?
(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально. Для этих людей главным является не внутренний мир человека, а его внешность, чувства женщин скоротечны и неглубоки.)

Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?
(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» .)

Как это характеризует Печорина?

(Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм , даже жестокость . Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Печорин слишком любит себя , чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

Какие черты Печорина проявляются в нем во время последней встречи с Мери? (16 июня).

Прочитайте этот эпизод («Я стоял против нее» до слов «Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел»).

(Печорин здесь не играет. У него появились чувства, естественные для человека в этой ситуации – жалость, сострадание. Он хочет быть честным с Мери, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна презирать его. При этом самому Печорину нелегко).

Но так ли его душа черства? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Как вы думаете, способен ли Печорин любить?
(В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у Мери. Нежность Веры не зависит от каких бы то ни было условий. Чуткость сердца позволила понять Печорина со всеми его пороками и скорбью.

Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. И все же для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Но есть и разница: в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца и любви, не только берет, он и отдает часть самого себя.

Особенно это качество проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. Зачитайте его.

Чтение эпизода.

Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям.

Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

("… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный…" Настоящих друзей у Печорина нет.)

К чему может привести гордость, отсутствие друзей?
(Конечно же, к одиночеству).

Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?

(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы… производить эффект…». “Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать”.)

Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?
(Умение понять внутреннюю суть человека .)

- Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?
(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек
мужественный . Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения . Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: “…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи”.)

Испытывает ли герой торжество победителя?
(Печорину тяжело : “У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…”)

С какой целью автор вводит образ Грушницкого?
(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя. Грушницкий – карикатура на Печорина, он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. У Грушницкого все отрицательные свойства Печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой . Дуэль Печорина с Грушницким – попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души).
- Итак, какие черты Печорина раскрываются в главе «Княжна Мери»?
Что записали в таблицу?

В таблицу: (Эгоизм, жестокость, отсутствие простоты, любование собой, мужественность, проницательность, демонстрирует возможность любить).

5.4. Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия. Обратимся к главе «Фаталист».

Работа с термином

Что такое фатализм и кто такой фаталист?

Слайд 21

Фатализм - вера в предопределенную, неотвратимую судьбу. Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова, да и людей предыдущего поколения..волнует сегодня и нас. Печорина тоже волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека?

Слайд 22

Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? У кого из них оно неоднозначно и почему?

(Вулич не сомневается в существовании предопределения и предлагает «испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому..заранее назначена роковая минута»;

У Печорина нет готовых ответов на вопросы, связанных с существованием или отсутствием заранее предначертанной человеческой судьбы, предопределения, но он понимает, что характер имеет немалое значение в судьбе человека. В характере героя есть стремление активно вмешиваться в жизнь встречающихся на его пути людей. Из всех событий, изображенных в повести, герой приходит к мысли : при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость ).

Какой поступок Печорина подтверждает эти мысли?

(Сцена захвата пьяного казака)

Как ведет себя Печорин? Какие выводы делает?

(Анализируя ситуацию, поведение, говорит, «что вздумал испытать судьбу». Но при этом он действует не наобум, вопреки рассудку, хотя и не из одних рассудочных соображений)

Чтение эпизода со слов : «Велев есаулу завести с ним разговор…» до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»

С чем же поздравляли офицеры Печорина?

(Печорин совершает героический поступок: он впервые жертвует собой ради других . Эгоистическая воля, ранее творившая зло, теперь становится доброй, лишенной корысти. Она наполняется общественным смыслом. Т.о., поступок Печорина в финале романа открывает возможное направление его духовного развития ).

Почему повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное?

(Подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба на этот раз не только щадит его, но и возвышает. Фатальная предопределенность человеческой судьбы рушится, но остается трагическая социальная предопределенность (невозможность найти свое место в жизни).

В таблицу (способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться).

6. Систематизация знаний

Слайд 23

Проанализируйте содержание таблицы и сделайте вывод: каким предстает перед нами Печорин в «Журнале»?

(Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других).

За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

Чтение наизусть отрывка ("… зачем я жил? Для какой цели я родился? …)

Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.

Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
()

- Ребята, а могли бы мы сегодня, с позиции человека 21 века, познакомившись с судьбой, внутренним миром Георгия Печорина, дать ему какие-нибудь советы, рекомендации? (Ответы детей).

Слайд 24

Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам:

«Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

7. Домашнее задание. Оценки.

Слайд 25

Это герой того времени. Что бы мы взяли в наше время?

Сочинение на тему: « Какие черты характера необходимы герою нашего времени? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)».

Отметить работу активных учащихся, проанализировать лист оценивания.

Как в «Журнале Печорина» раскрывается внутренний мир героя?

Глава «Тамань»

Глава «Княжна Мери»

Глава «Фаталист»

Решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение

авантюризм

мужественность, проницательность, демонстрирует возможность

любить

Эгоизм, жестокость,

отсутствие простоты,

любование собой

способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться

Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.


Какую роль записи Печорина играют в раскрытии его характера? (17.1)

"Герой нашего времени" - первый крупный социально-психологический роман. В нем рассказывается "история человеческой души". Лермонтов в предисловии к произведению писал, что главный герой, Печорин - "точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Но так ли плох Печорин?

Композиция романа дает возможность лучше понять героя. В первой части произведения мы знакомимся с Печориным. Нам получается видеть его лишь со стороны, представлять его, основываясь на характеристике, данной другими персонажами. Вторая часть - журнал "Печорина" - представляет собой дневник, который вёл Григорий Александрович. В предисловии к этой части автор обращает внимание на то, что все в журнале было написано искренне и герой не скрывал своих пороков.

В таких главах, как "Княжна Мэри" и "Тамань", Печорин раскрывается перед читателем как человек, в душе которого есть место романтичным чувствам. Герой описывает в дневнике Мэри, Веру, Ундину с нежностью, уделяя внимание деталям. Так очень светлым и милым выходит описание танца с княжной. Образ Веры получается нежным и хрупким. А про Ундину Григорий Александрович пишет, что она очаровывает его.

Помимо этого, Печорин в своём дневнике показывает, что он самокритичен и несчастен. Герой задается вопросами: "Зачем я жил?", "Для какой цели я родился?". Внутри его постоянный конфликт между разумом и сердцем. Сам же Печорин говорит, что давно уже живет головой, а не сердцем и что в нем два человека, один из которых совершает поступки, а другой их анализирует и осуждает. Таким образом, читатель, благодаря журналу Печорина, может увидеть внутренний мир героя, его не только отрицательные, но и положительные качества.

Оценка: 14 баллов (из 14)

К1 - 3
К2 - 2
К3 - 3
К4 - 3
К5 - 3

Что мы узнаем о характере Печорина из главы "Журнал Печорина"? и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Журнал Печорина (в него входят «Тамань» , «Княжна Мери» , «Фаталист») раскрывает трагедию человека одаренного, активного, но обреченного на вынужденную бездеятельность. В своем дневнике герой очень честен, может быть, поэтому он вызывает к себе сочувствие и сострадание.
Первая запись - повесть «Тамань». Печорин повествует о происшедшем с ним событии в «скверном городишке» Тамани. Чередуются повествование о действиях героя и его размышления, но большую часть рассказа все еще занимает описание действия. Из этой новеллы мы узнаем, что Печорину вовсе не безразлична жизнь людей, он любит природу, любуется ею. Сюжет «Тамани» острый, развивающийся быстро, с элементами загадочности и таинственности. Загадочность - один из приемов композиции, в целом направленный на более углубленное раскрытие образа Печорина. Рисуя контрабандистов, автор записок высказывает свои личные взгляды, симпатии, склонности. Раскрыть переживания героя, его душевное состояние, отношение к происходящему помогает также пейзаж, являющийся не только реалистическим фоном действия, но и участвующий в его развитии. Герой тонко чувствует красоту природы, она для него источник радости, наслаждения и утешения.
Если в повестях «Тамань» и «Бэла» Печорин выступает в окружении простых людей, то в «Княжне Мери» он показан в типичной дворянской среде «водяного общества». Здесь мы узнаем о переживаниях, объясняющих действия Печорина. «История души» главного героя раскрывается с помощью психологического анализа. Если в «Тамани» Печорин находил мягкие, лирические, красивые слова для описания портретов и событий, то, показывая представителей «водяной знати» , он говорит словами грубыми, даже вульгарными, что совсем ему несвойственно. В обрисовке лиц большое место занимает портретная характеристика. Свое отношение к изображенным персонажам автор дневника подчеркивает подбором эпитетов и глаголов, передающих состояние или раскрывающих отдельные черты персонажа. Например, Печорин так описывает драгунского капитана: «он пожелтел, посинел». У второго секунданта Грушницкого он отмечает «пискливый голос». Речь драгунского капитана характеризует его как человека малокультурного и пошлого. Существенно во внешней характеристике персонажей и описание одежды. Особенности Грушницкого в манере одеваться подчеркиваются дважды. Об отсутствии вкуса у юнкера свидетельствуют эпитеты: «двойной лорнет» , «черный огромный платок». От Грушницкого не пахнет розовой помадой, а «несет» .
В «Фаталисте» полностью раскрывается душа Печорина. Поступки, описанные в этой повести, ничего нового в характере героя не выявляют. Поведение его доказывает, что жизнь свою он не считает главной ценностью. Но много нового мы узнаем из размышлений Печорина о силе предопределения, о цели его жизни. Здесь дается объяснение, почему герой смотрит «на страдания и радости других только в отношении к себе». Из предисловия к « Журналу Печорина » мы узнаем о его дальнейшей судьбе и о его смерти.
Действие «Героя нашего времени» перенесено на Кавказ, что освобождает автора от необходимости рассказывать полностью биографию Печорина и выяснять причины, заставившие его сюда попасть. Но из черновых рукописей романа известно, что Печорин был сослан.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения