Тайна трех мастеров. Скрипка работы андреа амати Самая дорогая скрипка

Про всё, что людям дорого от века,
Кто нам споёт душевней и нежней?
Прижата плотно к подбородку дека,
Как буквы S - два выреза на ней.
Упругих струн смычок коснулся гибкий И замер ты, дыханье затая:
Взволнованный и тёплый голос скрипки
Неповторим, как голос соловья.

Моя первая скрипка

МОЯ ПЕРВАЯ СКРИПКА
Мне выдали её в
музыкальной школе.
Скрипка была новая,
блестящая пахла хвоей
и лаком.
Поначалу мне страшно
было к ней
прикасаться, такой она
казалась нежной и
хрупкой.
Но со временем я к
ней привыкла.
Так началась наша
дружба!!!

История происхождения

Скри́пка - смычковый струнный
музыкальный инструмент. Имеет народное
происхождение, современный вид скрипка
приобрела в XVI веке, получила широкое
распространение в XVII веке.
Имеет четыре струны.
В качестве народного инструмента скрипка
особенно широкое распространение
получила в Польше, Украине, Румынии и
Югославии.

Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе

Гварнери....
Николо Амати обучал
скрипичному делу Антонио
Страдивари, скрипки которого
считаются непревзойденными
шедеврами скрипичного
мастерства.

Казалось, нехитрое дело:
Смычок, струны, корпус
неброский -
Умелец из дерева сделал
Его грубовато и просто.
Простой инструмент
деревянный,
А как зазвучал он чудесно!
Не зря полюбили славяне
Его задушевную песню.
Рождённый в любви и
надежде,
Смеялся, и пел он, и плакал:
В избе - грубоватый, как
прежде,
И в замке - сверкающий
лаком.

А мастер трудился, и стружка
Ложилась на пол завитком,
И струны звенели послушно
Под тонким изящным смычком.
Простые, умелые руки
Вложили в скрипичное соло
Живые, поющие звуки -
Почти человеческий голос.
В нём - все интонации речи,
И слёзы, и грусть, и улыбка...
И мир в восхищении шепчет:
“Ваше Величество Скрипка!”

Известно, что мастера очень придирчиво
выбирали материалы
Ходили по лесу и среди множества деревьев,
в первую очередь елей, выбирали “поющие”,
т.е. примечали, на какую ель чаще садятся
птицы, потом прослушивали докторской
трубкой, чтобы оценить певучесть.
Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И
не валили, а бережно опускали на землю.
Секрет изготовления инструментов хранили
в тайне и передавали от отца к сыну, от
мастера – к ученику. В оркестре скрипка
главный инструмент – царица самых
известных концертных залов.

Не торопливо, не спеша
Скрипичный. мастер скрипку ладит
Прорежет эфы, чуть дыша, смычок
подтянет, гриф погладит,
Поправит деку, завиток,
Покроет лаком осторожно.
Теперь он сделал всё, что мог
Теперь играть на скрипке можно!
Пой, королева, смейся, плач,
Твой голос и стан твой строен.
Какой счастливчик твой скрипач
Пусть будет он тебя достоин!
Н. Манушкина «Скрипка»

Такое необычное строение

ТАКОЕ НЕОБЫЧНОЕ
СТРОЕНИЕ
Создавалась
скрипка как аналог
человеческого
голоса. До сих пор,
даже на самой
современной
технике, не удалось
синтезировать
тембр
человеческого
голоса и скрипки.

Лев Толстой говорил

ЛЕВ ТОЛСТОЙ ГОВОРИЛ
"Если хочешь,
чтобы твои дети
выросли
хорошими
людьми, - научи
их играть на
скрипке".

Известные скрипачи
Антонио Вивальди (1678-1741) - венецианский аббат.
Композитор, скрипач, педагог, дирижёр.
Никколо Паганини (1782-1840) - итальянский скрипач и
гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей
музыкальной истории XVIII-XIX веков
Иоганн Штраус (отец) (1804-1849) - австрийский композитор,
скрипач и дирижёр.
Иоганн Штраус (сын) (1825-1899) - австрийский композитор,
дирижёр и скрипач, признанный «король вальса
Леонид Коган (1924-1982) - советский скрипач еврейского
происхождения, педагог, профессор Московской консерватории,
народный артист СССР.
Владимир Спиваков (12 сентября 1944) - советский и российский
скрипач и дирижер еврейского происхождения, народный артист
СССР, основатель и руководитель камерно го оркестра «Виртуозы
Москвы

Композитор – гений: ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

КОМПОЗИТОР – ГЕНИЙ:
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
Видный представитель
Венской классической
школы композиции,
скрипач - виртуоз,
клавесинист, органист.
Он написал множество
сонат, концертов для
скрипки.

Владимир Спиваков

советский и российский дирижёр,
скрипач, педагог. Художественный
руководитель и главный дирижёр
Национального филармонического
оркестра России и
Государственного камерного
оркестра «Виртуозы Москвы»,
президент Московского
международного Дома музыки.
До 1997 года Владимир Спиваков играл на
скрипке работы мастера Франческо
Гобетти, подаренной ему профессором
Янкелевичем. С 1997 года музыкант играет
на инструменте работы Антонио
Страдивари, который передали ему в
пожизненное пользование меценаты -
поклонники его таланта.

НЕМЕЦКИЙ СКРИПАЧ-ВИРТУОЗ DAVID GARRETT

Дэвид играет на двух скрипках: Антонио
Страдивари 1716г.(4,5 млн евро) и
Джованни Баттиста Гваданьини 1772г.
(приобрел в 2003 году за $1 млн).
Гаррет считается одним из самых
успешных звезд классической музыки в
мире, выпустил 10 альбомов, 2 миллиона
компакт-дисков было продано только
альбома "Encore". Дэвид имеет несколько
наград, среди них: Золотая Камера,
Золотая и Платиновая Пластины.

Почему Шерлок Холмс и Эйнштейн играли на скрипке

ПОЧЕМУ ШЕРЛОК ХОЛМС И ЭЙНШТЕЙН
ИГРАЛИ НА СКРИПКЕ
Занятия скрипкой отлично развивают
мозги. Играя на скрипке какуюнибудь пьесу, человек может
случайно решить некую сложную
интеллектуальную задачу,
Это свойство скрипки прекрасно
было известно Шерлоку Холмсу.
Согласно Конан Дойлу, сыщик играл
на скрипке, когда ему надо было чтото обдумать.

Пожалуй, самый известный физик -
Эйнштейн - был страстным скрипачом.
Он не раз говорил о том,
что если бы он не занялся
наукой, то наверняка стал
бы музыкантом. Занятия
скрипкой он не оставлял
всю жизнь, играя сонаты и
квартеты попутно с
совершением открытий в
науке. Амати, Гварнери, Страдивари.

Имена для вечности
В 16-17 веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. Представителями итальянской скрипичной школы были знаменитые семейства Амати, Гварнери и Страдивари из Кремоны.
Кремона
Город Кремона находится в Северной Италии, в Ломбардии, на левом берегу реки По. Этот город с X века известен центр по производству фортепиано и смычковых. Кремона официально носит звание мировой столицы производства струнных музыкальных инструментов. В наше время в Кремоне работают более ста скрипичных мастеров, и их продукция высоко ценится у профессионалов. В 1937 г., в год двухсотлетия со дня смерти Страдивари, в городе была основана школа изготовления скрипок, ныне широко известная. В ней обучаются 500 учеников со всего мира.

Панорама Кремоны 1782 года

В Кремоне много исторических зданий и памятников зодчества, но Музей Страдивари, пожалуй, самая интересная достопримечательность Кремоны. В Музее три отдела, посвящёные истории развития скрипичного дела. Первый - посвящен самому Страдивари: здесь хранятся некоторые из его скрипок, выставлены образцы бумаги, дерева, с которыми работал мастер. Второй отдел содержит работы других скрипичных мастеров: скрипки, виолончели, контрабасы, изготовленные в XX веке. Третий отдел рассказывает о процессе изготовления струнных инструментов.

В Кремоне родились выдающийся итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567-1643) и знаменитый итальянский резчик по камню Джованни Бельтрами (1779-1854). Но больше всего Кремону прославили скрипичные мастера Амати, Гварнери и Страдивари.
К сожалению, трудясь во благо человечества, великие скрипичные мастера не оставили после себя собственных изображений, и мы, их потомки, не имеем возможности увидеть их внешность.

Амати

Ама́ти (итал. Amati) - семья итальянских мастеров смычковых инструментов из древнего кремонского рода Амати. Упоминание имени Амати встречается в летописях Кремоны уже в 1097 году. Основатель династии Амати - Андреа - родился приблизительно в 1520 году, жил и трудился в Кремоне и там же скончался приблизительно в 1580.
Скрипичным делом занимались также два знаменитых современника Андреа - мастера из города Брешии - Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Брешанская школа оказалась единственной, которая смогла конкурировать со знаменитой кремонской школой.

С 1530 года Андреа вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую в Кремоне, где они стали изготовлять альты, виолончели и скрипки. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом. Он сохраняет еще некоторые черты брешанской школы. Отталкиваясь от традиций и технологии изготовления струнных инструментов (виол и лютен), Амати первым среди собратьев по труду создал скрипку современного типа.

Амати создавали скрипки двух размеров – большой (grand Amati) - 35,5 см в длину и меньший - 35,2 см.
Скрипки были с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда делались из груши и платана.

Добившись ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания, Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука.

В двадцать шесть лет талантливый скрипичный мастер Андреа Амати уже "сделал" себе имя и ставил его на этикетках, прикрепляемых к инструментам. Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе и дошла до Франции. Король Карл IX пригласил Андреа к себе и заказал ему изготовление скрипок для придворного ансамбля "24 скрипки короля". Андреа изготовил 38 инструментов, в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились.

У Андреа Амати было два сына - Андреа-Антонио и Джироламо. Оба выросли в отцовской мастерской, всю жизнь были партнёрами отца и, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени.
Инструменты, сделанные сыновьями Андреа Амати были еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок - еще нежнее. Братья немного увеличили своды, стали делать углубление вдоль краев дек, удлинили углы и немного, совсем чуть-чуть, изогнули эфы.


Николо Амати

Особых успехов в изготовлении скрипок достиг сын Джироламо – Николо (1596-1684), внук Андреа. Николо Амати создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Он довёл до наивысшего совершенства форму и звук скрипки своего деда и приспособил её к требованиям времени.

Для этого он немного увеличил размер корпуса ("большая модель"), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он улучшил систему настройки дек, особое внимание уделил пропитке дек. Подбирал к скрипке дерево, ориентируясь на его акустические свойства. Кроме того, он добился, чтобы лак, покрывающий инструмент, был эластичным и прозрачным, а цвет - золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком.

Конструктивные изменения, внесенные Николо Амати, заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты. Николо Амати был самым известным из семейства Амати - отчасти из-за огромного количества сделанных им инструментов, отчасти благодаря своему прославленному имени.

Все инструменты Николо до сих пор ценятся скрипачами. Николо Амати создал школу скрипичных мастеров, среди учеников были его сын Джироламо II (1649 – 1740), Андреа Гварнери, Антонио Страдивари, создавшие позже собственные династии и школы, и другие ученики. Сын Джироламо II не смог продолжить дело отца, и оно угасло.

Гварнери.

Гварнери (Guarneri) - семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семейства, Андреа Гварнери, родился в 1622 (1626) в Кремоне, там же жил, работал и умер в 1698 году.
Он был учеником Николо Амати, и свои первые скрипки создавал в стиле Амати.
Позже Андреа разработал собственную модель скрипки, у которой эфы имели неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Были и другие особенности скрипок Гварнери, в частности, их звук.

Сыновья Андреа Гварнери - Пьетро и Джузеппе - также были крупными мастерами скрипичного дела. Старший Пьетро (1655 -1720) работал сначала в Кремоне, затем в Мантуе. Он изготовлял инструменты по собственной модели (широкая "грудь", выпуклые своды, эфы округлённой формы, довольно широкий завиток), но его инструменты были близки по изготовлению и звуку к скрипкам отца.

Второй сын Андреа, Джузеппе Гварнери (1666- ок. 1739), продолжал работать в семейной мастерской и пробовал объединить модели Николо Амати и отца, но, поддавшись сильному влиянию работ своего сына (знаменитого Джузеппе (Иосифа) дель Джезу) стал подражать ему в выработке сильного и мужест­венного звучания.

Старший сын Джузеппе - Пьетро Гварнери 2-й (1695- 1762) работал в Венеции, младший сын - тоже Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу, стал крупнейшим итальянским скрипичным мастером.

Гварнери дель Джезу (1698-1744) создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются сильными голосами с густыми, наполненными тонами, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Гварнери дель Джезу, был Никколо Паганини.

Скрипка Гварнери дель Джезу, 1740 года, Кремона, инв. №31-a

Принадлежала Ксении Ильиничне Короваевой.
В Госколлекцию поступила в 1948 г.
Основные размеры:
длина корпуса - 355
ширина верхней части - 160
ширина нижней части - 203
наименьшая ширина - 108
мензура - 194
шейка - 131
головка - 107
завиток - 40.
Материалы:
нижняя дека - из одного куска клена-явора полурадиального распила,
обечайка из пяти частей клена-явора, верхняя дека - из двух частей ели.

Антонио Страдивари

Антонио Страдивари или Страдивариус - знаменитый мастер струнных и смычковых инструментов. Считается, что он жил и работал в Кремоне, потому что на одной из его скрипок стоит клеймо "1666, Кремона". То же клеймо подтверждает, что Страдивари учился у Николо Амати. Считается также, что он родился в 1644 , хотя точная дата его рождения неизвестна. Известны имена его родителей –Александро Страдивари и Анна Морони.
В Кремоне, начиная с 1680 года, Страдивари жил на площади св. Доминика, там же он открыл мастерскую, в которой стал изготовлять струнные инструменты - гитары, альты, виолончели и, конечно, скрипки.

До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки в стиле Амати. Он старательно воспроизводил и улучшал скрипки учителя, стараясь найти собственный стиль. Постепенно Страдивари освободился от влияния Амати и создал новый тип скрипки, отличающейся от скрипок Амати тембровым богатством и мощным звучанием.

Начиная с 1690 года, Страдивари стал строить инструменты более крупных размеров в отличие от скрипок его предшественников. Типичная "удлиненная скрипка" Страдивари имеет в длину 363 мм, что на 9,5 мм крупнее скрипки Амати. Позже мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, - так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты, которая вошла в мировую историю как "скрипка Страдивари", а имя самого мастера покрыла неувядаемой славой.

Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены Антонио Страдивари в период с 1698 по 1725 годы. Все скрипки этого периода отличаются замечательной отделкой и прекрасными характеристиками звучания – их голоса похожи на звонкий и нежный женский голос.
За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. До нашего времени дошло примерно 600, некоторые из его скрипок известны под собственными именами, например, скрипка "Максимилиан", на которой играл наш современник, выдающийся немецкий скрипач Михель Швальбе – скрипка дана ему в пожизненное пользование.

Среди других прославленных скрипок Страдивари – "Беттс" (1704 г.), храняшаяся в Библиотеке Конгресса США), "Виотти" (1709), "Алард" (1715) и "Мессия" (1716).

Кроме скрипок, Страдивари создавал гитары, альты, виолончели, и создал, по крайней мере, одну арфу - по текущим подсчётам более 1100 единиц инструментов. Виолончели, вышедшие из рук Страдивари, имеют замечательный певучий тон и внешнюю красоту.

Инструменты Страдивари отличаются характерной надписью на латинском языке: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno в переводе - Антонио Страдивари Кремонский сделал в году (таком-то).
После 1730 года некоторые инструменты Страдивари были подписаны Sotto la Desciplina d’Antonio Stradivari F. in Cremona }

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения