Сообщение о музыкальном образе. О музыкальном образе. Что такое музыкальный образ

1 урок - «Удивительный мир музыкальных образов» (6 класс)

Здравствуйте ребята!

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему нашего урока.

«Искусство есть средство беседы с людьми», - говорил М.Мусоргский, а Н.А. Римский-Корсаков называл музыку искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит ответить на вопрос: Что роднит музыкальную и разговорную речь?

Ребята, как вы думаете, что роднит музыкальную речь и разговорную? (Ответы ребят)

Посмотрите пожалуйста на нашу «ромашку» - средства музыкальной выразительности.

Музыкальную и разговорную речь роднит - интонация.

Давайте зарисуем «ромашку». Я вам буду говорить, что записывать в тетрадь.

Пока вы зарисовываете, я вам расскажу как каждое из средств музыкальной выразительности влияет на музыкальный язык.

Итак, из музыкальных интонаций складывается мелодия . Ниже запишем, мелодия - душа музыкального произведения , его самая существенная сторона. От того, как развиваются мелодии, как они сочетаются друг с другом, взаимодействуют между собой, зависит рождение музыкального образа.

А теперь, давайте откроем учебник на странице 6, и прочитаем, что такое музыкальный образ. (Читаем). Запишите первое предложение.

В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни. Погружаясь в образный строй произведения, мы волнуемся, грустим, радуемся…

Ребята, известны ли вам какие-нибудь музыкальные образы? (Ответы).

Сегодня мы с вами познакомимся с несколькими музыкальными образами.

Запишем, лирический образ - образ, который передает личные переживания автора.

1. А. Рубинштейн - романс «Горные вершины».

Драматический образ - музыкальная трактовка литературного образа героя. Показывает особенности характера.

2. Ф. Шуберт - «Лесной царь».

Эпический образ - образы изображающие Родину в определенную историческую эпоху.

3. А. Бородин - Симфония №2 «Богатырская».

Первый раздел учебника знакомит нас с удивительными образами вокальной и инструментальной музыки.

Давайте прочитаем в учебнике, что такое вокальная музыка.

(Читаем…Итальянское vocale …)

Ребята, что такое романс? (Ответы ребят)

Давайте запишем, что такое романс.

Романс - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Давайте с вами послушаем еще один русский романс.

4. А. Варламов - «Красный сарафан».

На что похож этот романс?

На русскую народную песню.

Какие чувства воспевают русские романсы?

Любовь к человеку, матери, любовь к Родине, земле.

Давайте прочитаем, что такое инструментальная музыка.

Инструментальная музыка предназначена для игры на различных музыкальных инструментах.

Что такое вокализ? (Пение без слов) Запишем.

5. С.В. Рахманинов - вокализ.

С какими музыкальными образами мы с вами сегодня познакомились? (Ответы ребят)

Урок окончен.

Тема: Разнообразие музыкальных образов(обобщающий урок) Класс: 7 «Б» Учитель музыки МОУ СОШ №2 Садырова Ф.Ж. Цели: развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ в различных произведениях на примере «Болеро» М.Равеля, «Грустного вальса» Я.Сибелиуса, «Рапсодии» Ф.Листа, «Прелюдии №4» А.Скрябина, музыкальных фрагментов произведений и песен, звучавших на уроках I - полугодия. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, синтезатор. Ход урока. I. Организация класса. II. Закрепление пройденного материала. 1.- Что такое музыкальный образ? Как говорил Д.Б. Кабалевский: «Мы знаем, что в каждом музыкальном сочинении заключена какая-то частица жизни, мы называем её музыкальным образом. Это может быть образ ласковый, добрый образ колыбельной песни, может быть образ мужественный(назвать), образ, воплощающий тревогу(назвать)». - С какими музыкальными образами мы с вами познакомились в этом учебном году? - Как вы понимаете «Романтический образ»? Откуда он возник? Что это такое? Правильно, романтизм - это идейное и художественное направление культуры конца 18 - первой половины 19 века. Романтики большое внимание уделяли раскрытию внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Послушайте отрывок из стихотворения английского поэта Джона Китса, что характерно для его языка: О.как люблю я в ясный летний час, Когда Заката золото струится И облаков сребристых вереница Обласкана зефирами, - хоть раз Уйти от тягот, что терзают нас, На миг от неотступных дум забыться И с просветлённою душой укрыться В заглохшей чаще, радующей глаз. Какие строки из стихотворения передают нам романтику? 2.Какие музыкальные произведения вы знаете, которые передавали бы нам картины народной жизни? (Болеро и Рапсодия) Кто композиторы этих произведений?(Равель и Лист). Слайд: портрет М.Равеля Что вы знаете о творчестве этих композиторов? (Морис Равель - французский композитор, любивший много путешествовать. Его излюбленным занятием было слушать, как работают станки на заводах) -2Что вы можете сказать о названии произведения? (Испанский танец) 3.Слушание отрывка из «Болеро». Отрывок из какого произведения сейчас прозвучал? 4. Слушание отрывка из «Рапсодии» Ференца Листа. Слайд: портрет Ф.Листа Сколько образов передаёт «Рапсодия»? (два) Какие это образы?(образ цыганского табора, два полюса человеческого состояния - серьёзность и весёлая пляска) 5.Переходим к следующему образу «Лирическому». Как вы понимаете слово «лирика» и «лирический образ»? Правильно, это воспевание любой красоты. Назовите музыкальный жанр, который можно отнести к лирическому и хотя бы одно произведение, посвящённое этому образу. 6.- А сейчас поговорим об образах, которые заставляют человека сопереживать, сочувствовать, тронуть душу человека. Знаем ли мы такие образы? Какие произведения нам рассказывают о таких образах? - Правильно, это образ страдания образ грусти и драматический образ. Давайте опишем развитие этих образов. Образ страдания нам передают произведения Ал.Ник. Скрябина «Прелюдия №4». Слайд: А.Скрябин Скрябин создал цикл из 24 прелюдий для фортепиано. И все они разнообразны по характеру. Это и спокойное, светлое настроение, и взволнованная лирика, и радостно-возбуждённое стремление вперёд, а также драматическая порывистость. Прелюдия очень лаконична и с первого взгляда очень проста. Здесь передаётся образ одинокой страдающей души человека, который пытается выйти из оцепенения, но колокол отбивает свой мерный ритм. И человек вынужден примириться со своей судьбой. Три последних удара колокола завершают эту маленькую, но глубокую человеческую трагедию. 7.Слушание фрагмента из «Прелюдии №4». Знаете ли вы другие произведения, которые описывали бы грустный образ? Правильно, это «Грустный вальс» Яна Сибелиуса - известного финского композитора, написанный к драме финского драматурга Ярнефельта. Слайд: портет Я.Сибелиуса Что мы знает об этом композиторе? (ответы детей) 8.Слушание «Грустного вальса» Я.Сибелиуса В этом произведении непрерывно развивающийся образ - образ грусти. Словно человек - то совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется даже улыбнулся… Но нет, опять эта тоска, вызывающая слёзы. Но то, что грусть сильна мы это чувствуем. 9.А теперь поговорим об образах, передающих покой и тишину, которых часто человеку не хватает. 10.Слушание «Островок» С.Рахманинова. Слайд: портрет С.Рахманинова 11.Какое состояние человека передаёт музыка? Подумайте над высказываем М.Горького «Как хорошо он слышит тишину» Какие строчки особенно передают на покой и тишину? 12.Немного другая тишина в «Песне туристов» из оперы «А зори здесь тихие»К.Молчанова. Пока мы будем исполнять песню, кто-то пойдёт к доске и выполнит задание. Нужно правильно соотнести имена композиторов и произведения. Работа у доски. 13.Исполнение «Песни туристов» К.Молчанова Какие чувства и настроение вызывает у вас эта песня? И какая перед нами здесь предстаёт тишина? Обратим внимание на доску, правильно ли выполнено задание? 14.Итог урока. Рассматривая разнообразные образы, с которыми мы познакомились в этом полугодии, изображают жизнь в разных её проявлениях. Создавая их, композиторы используют разнообразные средства музыкальной выразительности, это значит, характер музыки зависит от музыкального языка.

Музыкальный образ имеет объективные и субъективные стороны . Он передает суть явления , ее типичные черты . Музыкальный образ – специфическая форма обобщенного отражения жизни средствами музыкального искусства . Основой музыкального образа является музыкальная тема . Музыкальный образ – это единство объективного и субъективного начал . Содержанием художественного образа в музыке является жизнь человека .

Музыкальный образ воплощает наиболее существенные , типичные черты явления – это объективность . Вторая сторона образа субъективная , связанная с эстетическим аспектом . Образ передает явление в развитии . Субъективный фактор имеет в музыке большое значение , как в творческом процессе создания музыкального произведения , так и в процессе его восприятия . Однако в обоих случаях преувеличением субъективного начала приводит к субъективизму в понятии музыки . Говоря об отражении в музыке субъективной и эмоциональной стороны , нельзя не обратить внимание на то , что и абстрактно –обобщенное подвластно музыке .Образ в музыке – это всегда пропущенное через художника отражение жизни . Каждый музыкальный образ можно назвать жизнью , которая отражена в музыке композитором . При определении музыкального образа нужно иметь в виду не только средства , при помощи которых он создан композитором , но и что он хотел воплотить в нем . При этом важно , что даже самые скромные по содержанию и художественной форме музыкальные образы обязательно содержат хотя бы незначительное развитие .

Исходный структурный элемент музыки – звук . Он отличается от реального звука в его физическом понимании . Музыкальный звук имеет высоту , насыщенность , длину , тембр . Музыка как звуковое искусство менее конкретизировано . Такое свойство , как наглядность , остается практически за пределами музыкального образа . Музыка передает мир действительности и явлений через чувственно –эмоциональное ассоциации , т . не прямо , а опосредованно . Вот почему музыкальный язык – это язык чувств , настроений , состояний , а потом уже язык мыслей .
Конкретность музыкального образа – проблема для музыкально –эстетической теории . На протяжении истории своего развития музыка по –разному стремилась конкретизировать музыкальный образ . Способы этой конкретизации были разные :
1 ) звукозапись ;

2 ) использование интонаций с ярко четкой жанровой принадлежностью (марши , песни , танцы );

3 ) программная музыка и , наконец ,

4 ) установление разнообразных синтетических связей .

Рассмотрим указанные способы конкретизации музыкальных образов . Выделяют два типа звукозаписи : имитационный ,ассоциативный .

Имитация : подражания реально существующим звукам действительности : пение птиц (соловей , кукушка , перепел ) в бетховенской “Пасторальной симфонии “, звучание колоколов в Фантастической симфонии Берлиоза , взлет самолета и взрыв бомбы во Второй симфонии Щедрина .

Ассоциативная звукозапись построена по способности сознания создавать образы –представления по ассоциации . Спектр таких ассоциаций довольно большой : ассоциации 1 ) по движению (“Полет шмеля “). Ассоциации возникают у слушателя , благодаря 2 ) высоте и качественной окраске звучания (медведь – низкий регистр звучания и т .д .).
Отдельную форму ассоциаций в музыке представляют ассоциации 3 ) по цвету , когда в результате восприятия музыкального произведения возникает представление о цвете явления .

Более распространена ассоциативный звукозапись , по сравнению с имитационной . Что касается использования интонаций с яркой жанровой принадлежностью , то примеров здесь бесконечное множество . Так , в скерцо из симфонии Чайковского есть и маршевая тема , и русская народная песня “Во поле береза стояла …”.

Особое значение для конкретизации музыкального образа имеет программная музыка . Программа в отдельных случаях это: 1 ) название самого произведения или эпиграф . В другое время программа представляет 2 ) развернутое содержание музыкального произведения . В языковых программах различают картинную и сюжетную программы . В качестве картинной может служить хрестоматийный пример – “Времена года ” Чайковского , фортепианные прелюдии импрессиониста Дебюси “Девушка с волосами цвета льна “. Сами названия говорят за себя .
К сюжетной программе относятся музыкальные произведения , в основе которых лежит античный или библейский миф , народная легенда или оригинальное произведение – литературный жанр –от лирических произведений к драме , трагедии или комедии . Сюжетные программы могут быть и последовательно развитыми . Чайковский пользовался развернутым сюжетом для симфонической фантазии “Франческа до Римини » по Данте . Это произведение написано по мотивам Пятой песни “Ада ” из “Божественной комедии “.

Иногда программу в музыкальном произведении определяет живописное произведение . Программная музыка вызвала к жизни жанр программно –инструментальной и программно –симфонической музыки . Если слушатель не знаком с программой , то его восприятие не будет адекватным в деталях , но особых отклонений не будет (характер будет неизменным в восприятии музыки ). Конкретизация музыкальных образов не программной музыки (инструментальной ) происходит на уровне восприятия и зависит от субъективного фактора . Не случайно у разных людей разные мысли и чувства при слушании не программной музыки .

Э то воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества. Э то воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.


В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию.








Ритм-чередование коротких и длинных звуков Ритм-чередование коротких и длинных звуков Фактура-способ изложения музыкального материала Фактура-способ изложения музыкального материала Мелодия-одноголосное ведение главной мысли произведения Мелодия-одноголосное ведение главной мысли произведения



ФАКТУРА Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой. сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой.


Виды музыкальных фактур Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон. фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон. Гомофонно-гармоническая фактура складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней. Аккордовая фактура - представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения - хоралы (довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), Подголосочная полифония – свойственна русской народной песне. Она основана на свободной импровизации в процессе исполнения мелодии, когда к основному голосу присоединяются другие голоса – подголоски.


Сергей Васильевич Рахманинов Композитор Композитор Пианист Пианист Дирижёр Дирижёр Родился под Новгородом, на родине былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 году в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию.





















Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – Прощание с родиной? В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор покидал страну. Представьте себе, полонезу 213 лет. Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – Прощание с родиной? В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор покидал страну. Представьте себе, полонезу 213 лет. Долговечность художественного произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором, такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств. Долговечность художественного произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором, такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств. И вот они – чудесные, удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в душах людей. И вот они – чудесные, удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в душах людей. «ПОЛОНЕЗ ОГИНСКОГО ПРОЩАНИЕ С РОДИНОЙ»





Песня на мотив Полонеза Огинского в исполнении хора Турецкого Что интересного было в их исполнении? Что интересного было в их исполнении? Что чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома? Что чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома?


Домашнее задание Выразить свои чувства о разлуке с домом в сочинении или рисунке. Выразить свои чувства о разлуке с домом в сочинении или рисунке. Найти или сочинить стихи о разлуке с домом, оформить в компьютерном варианте на листеА4, рассказать наизусть или сочинить музыку и исполнить на уроке. Найти или сочинить стихи о разлуке с домом, оформить в компьютерном варианте на листеА4, рассказать наизусть или сочинить музыку и исполнить на уроке.


Самооценка и оценивание учебной деятельности учащихся учителем. Алгоритм самооценки. Всё ли ты запомнил, о чём говорилось на уроке? Был ли ты активен на уроке? Были ли твои ответы безошибочны? Соблюдал ли ты порядок на уроке? Записал ли ты в тетрадь всё по теме урока? Выполнил ли ты домашнее задание?



Ученые всего мира пытаются дать научный исчерпывающий ответ на вопросы о возникновении предметно-изобразительного восприятия музыки и существовании невидимой границы реальности звуков и иллюзии смысла. Подобное исследования можно сравнить с извечным поиском высшего разума, а начать необходимо с понимания природы возникновения музыкального образа в композиции.

Что такое музыкальный образ?

Это неосязаемый персонаж композиции, вобравший в себя букет звуков, мыслей композитора, исполнителей и слушателей в единый энергетический центр без времени и ориентира реального пространства.

Цельная композиция представляет собой поток чувственных интонаций, сопровождающих самые разнообразные эмоции и действия героев ее истории. Их сочетание, последовательность и противоречия друг другу создают образ композиции, раскрывая грани и расширяя границы самопознания. Создание музыкального образа в музыке отражает палитру чувств и эмоциональных переживаний, философских размышлений и восторженного отношения к прекрасному.

Удивительный мир музыкальных образов


Если композитор рисует раннее утро, он создает музыкальные образы в музыке, предлагая аудитории прочувствовать рассвет, небо в размытых облаках, пробуждение птиц и зверей. В это время темный зал, заполненный звуками, мгновенно меняет свои декорации на проекцию утреннего пейзажа бескрайних полей и лесов.

Душа слушателя ликует, эмоции захлестывают своей свежестью и непосредственностью. И все потому, что композитор, создавая мелодию, использовал звуки, их интонацию, определенные музыкальные инструменты, способные ориентировать человеческую память на подобные ощущения звучаний. Звуки колокола, пастушеской свирели либо крики петухов наполняют ассоциативный образ мелодии на столько, что время действия в композиции не оставляет сомнений - утро. В этом случае говорится о постоянных, предсказуемых ассоциациях.

Что такое музыкальный образ молнии, пытались объяснить И. Гайдн, Глинка, Верди, а Н. А. Римский-Корсаков потратил много усилий на создание музыкального образа в музыке. Звуковое нарастание использовали для света и атмосферных образов, а недрам земли отдавались низкие звуки, сохраняя логичное сопоставление низкого и высокого как в искусстве, так и в реальной жизни.

Случайные ассоциации музыкального образа

Существуют также случайные ассоциации, которые непредсказуемы и строго индивидуальны для каждого человека, как и его жизненный опыт. Это запахи, особенности настроения, нетипичное освещение, стечение обстоятельств к моменту прослушивания и многое другое. Одна ассоциация всегда провоцирует другую, насыщая музыкальный образ дополнительными деталями, придает уникальный, глубоко личностный характер всей композиции.

Ассоциации, созданные в результате прослушивания музыки, имеют свой возраст и актуальность. Именно поэтому реально-изобразительная музыка прошлых веков постепенно превращается в формальную, более абстрактную музыку нашей современности. Конкретные изобразительные ассоциации изживают себя. Так, композиции Моцарта или Баха не вызывают в душе современного слушателя те образы, которые были характерны их современникам. Ответить же на вопрос, что такое музыкальный образ в современной музыке, непросто. Электронные звуки давно заменили живые, но были бы абсолютно чужды музыкантам времен Чайковского и Бетховена.

Лирические образы в музыке

Что такое в музыке, хорошо знают русские классики. В 1840 году Глинка написал романс на стихи великого русского поэта А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение». Композитор создал образы чарующего мгновения: воспоминание о первых минутах знакомства, горечь расставания с любимой и радость новой встречи. Невесомая мелодия сначала льется плавно, разливаясь нежными мотивами, и вдруг прерывается неустойчивым синкопированным ритмом.

Ритмические акценты, выразительные повторы и энергия «поступательного» ритма среднего раздела так ярко отразила эффекты поэтического слога, что знаменитые стихи влюбленного поэта обрели более яркие, чувственные эмоция, поражающие своей глубиной и остаточным действием.

В свою очередь трепетная любовь к Екатерине Ермолаевне Керн и глубокие переживания, сопровождавшие эти отношения, создали неповторимое произведение эффектных контрастов, гибких вариантов и интонаций и раскрыли новые малоизученные возможности создания в и его образов.

Что такое музыкальный образ в романсе? Это взволнованная речь, которая раскрывает тайну переживаний возлюбленных и делает слушателя свидетелем, соучастником, а то и самим героем-возлюбленным, погружая в мир неоднозначных чувств и потайных страхов.

Талантливый исполнитель романса сливается с образом лирического героя, как когда-то одним целым с ним был А. С. Пушкин и Глинка, и невидимое трио охватывает все органы чувств слушателя, овладевает его воображением и одним энергетическим потоком вливает в него одухотворенный импульс любви и красоты пережитых страданий.

«Все искусства, как и музыка, требуют чувства, которые приносит вдохновение - сказал Глинка. - И формы. Что значит гармонии, а «forme» -красота, т.е. соразмерность составления стройного целого... Чувство и форма - это душа и тело. Первое - дар высшей благодати, второе приобретается трудом...»

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения