Сочинение Достоевский Ф.М. Раскольников. Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание Раскольников вызывает

«Преступление и наказание» - социально-психологический роман. Автор раскрывает не только внутренний мир отдельных героев, но и психологию разных кругов общества. Он затрагивает внутреннее состояние обездоленных низших слоев населения, которые живут в нужде и постоянных унижениях.
Глазами главного героя романа Раскольникова мы смотрим на Петербург 60-х годов XIX века: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Такими же отвратительными рисуются дома и комнаты-гробы, в которых живут герои. И эта обстановка, и душная, давящая атмосфера неразрывно связаны с героями, их поступками.
Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Раскольников мучительно, но упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и наконец приходит к мысли, что человечество Делится на две основные группы: на обыкновенных людей, которых большинство, и людей необыкновенных, которые подчиняют себе первых, имеют власть над ними и которым «все дозволено».
Раскольников долго обдумывает свой замысел, мучается в сомнениях и все-таки совершает преступление, преступление самое страшное - убийство. К этому его подталкивают случайности, которые прямо или косвенно помогают ему утвердиться в своем решении. Раскольников убивает старуху, никому не нужную, бессовестную, «маленькую, гаденькую» старуху процентщицу. Убивает жестоко. Но даже не заглядывает в кошелек, не использует деньги и вещи ростовщицы. Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу другим людям, мечтая за счет процентщицы переустроить общество, помочь людям.
Самое большое место в романе занимает не само преступление, а осуществление наказания, которое начинается буквально сразу же после совершения убийства. Но, с другой стороны, оно начинается еще до преступления. Оно выражается в том, что Раскольников мучается мыслью, которая терзает его душу: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах...» Но особенно страшным наказание становится уже после преступления. Раскольников начинает испытывать нравственные мучения, но он еще верит в свои идеи. Он считает, что власть - это главное, власть «надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником!».
Достоевский показывает, что любое преступление влечет за собой последующее. И поэтому опять случайность: Рас- кольникову приходится убить Лизавету, которая случайно стала свидетелем первого убийства. Убийство Лизаветы только подчеркивает суть совершенного.
Все чаще и чаще Раскольникова терзают сомнения. Он мучается, задумываясь снова и снова над вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Но чем чаще он думает об этом, тем лучше понимает, что он и принцип свой убил, и оказался «вошью», а не Наполеоном. И он начинает понимать, что не вправе был убивать ни эту гадкую старушонку, ни кого-либо еще.
Очень хорошо мы ощущаем внутреннее состояние героя в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников находится буквально на грани нервного срыва, в смятении.
Мы видим, что автор любит своего героя, сочувствует ему. Но без наказания Раскольников просто не перенесет этих терзаний.
Раскольников переживает сильнейшую душевную драму. К тому же он понимает, что его теория соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречие: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных от таких злодеев, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается все сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне - не может объяснить, почему и зачем убил. «Я не старушонку убил, я себя убил», - объясняет он Соне, сознавая, что никуда ему теперь не уйти от этих мук. Он понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей. И Раскольников неимоверно страдает, испытывает глубокую душевную боль. Он страдает и от того, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознает, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза.
Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принужден сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.
Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нем мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он, рискуя жизнью, спас из огня детей, поделился последними деньгами с семьей умершего МармелаДова, хотел защитить девочку от негодяя, дал ей денег. Это одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом. И он вызывает глубокое сочувствие.
Задумывая преступление, он не учел, не знал, что будет так мучиться, что в нем все-таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за свой замысел, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на преступление.
Главное наказание - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки. Писатель исследует трагические противоречия внутренней сущности - души и сердца человека.

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

Филологические науки Литературоведение

Русская литература

Ма Вэньин, аспирант Московского государственного университета

им. М.В. Ломоносова

РАСКОЛ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

В данной статье рассматривается мотив раскола героя Родиона Раскольникова в романе «Преступлении и Наказании». В тексте анализируются три признака раскола героя: раскол его личности, расколе его морали и раскол его веры, с помощью которых легче понимается мотив раскола героя для читателей.

Ключевые слова: Родион Раскольников; раскол; личность; мораль; вера.

Фамилия Раскольников сразу воспринимается как «говорящая». Корень этого слова -«раскол». Глагол «расколоть» обозначает «расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-н. среду». Привычная ассоциация вызывает в памяти раскольников, раскол, то есть связывает фамилию с названием религиозно-общественного движения в России 17 века. В толковом словаре Ожегова «раскол» имеет такое объяснение: «в России с середины 17 в.: религиозно-общественное движение, направленное против официальной церкви, возглавляющейся патриархом Никоном (изменившим по греческим образам некоторые обряды и тексты богослужебных книг), и к концу 17 в. получившее название старообрядчества» . А «раскольник» во втором объяснении обозначает «тот, кто вносит раскол, разлад в какую-н. организацию» .

Отсюда мы можем догадаться, что наш герой является необычным человеком. Он - раскольник по отношению к людям и обстоятельствам того времени. Он хочет что-то расколоть и установить что-то новое, что для него правильно и порядочно. Но это не значит, что он идет на крайние меры, потому что раскол - это действие по нарушению единства, после чего целое часто распадается на части. Поэтому герой в романе является человеком сложным, обладающим многосторонностью в личности и в душе. Так, сама его фамилия - Раскольников -указывает на мучительное раздвоение его личности. Раскол души героя на две части: одна часть его души - бескорыстна, сострадательна и по-детски невинна, другая - холодна, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.

Что касается раскола в Раскольникове, то самый типичный его признак - это раскол его личности. Надо признать, что Раскольников - странный человек в отличие от других. Хотя у его красивая внешность, но он всегда выглядит, как чудак. Он слабый, и у него часто поддразнивающие монологи о собственном бессилии не только из-за его лихорадочной болезни, но и от его уже расстроенных нервов. В большинстве случаев он грустный, сумрачный, как будто у него нет ничего хорошего в жизни и все для него оказывается тяжелым. Он теряет интерес общаться с людьми, как и, написано в романе: «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время» . Он предпочитает жить в своем мире, и тем самым он не хочет, чтобы другие вошли в его скрытый мир. «Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу, и даже лицо служанки, обязанной ему прислуживать и заглядывавшей иногда в его комнату, возбуждало в нем желчь и конвульсии. Так бывает у иных мономанов, слишком на чем-нибудь сосредоточившихся» .

Кроме этого, у Раскольникова бывает нервная лихорадка. Он чувствительный, эмоциональный человек. Ему легко в одно мгновение потерять самообладание, начать чувствовать волнение, раздражение и расстройство под влиянием чего-либо. Иногда все это непонятно читателям. Например, после того, как он спрятал кошелку старухи, он пошел к Разумихину. По дороге к нему, думая, что в ту минуту он менее всего расположен сходиться лицом к лицу с кем бы то ни было на свете, Раскольников чуть не захлебнулся от злобы на себя самого. И тогда вся желчь понялась в нем. «Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную; на такой жаре ему становилось холодно» .

Однако в Раскольникове мы можем заметить и другую сторону. На самом деле под лихорадочной поверхностью таится его настоящая человеческая натура. Он представляет из себя по сути простого, доброго и честного человека, полного глубокой любви к простым людям. Он помогал своему бедному университетскому товарищу из последних своих средств. Когда тот умер, он ходил за его старым и расслабленным отцом. Во время пожара Раскольников вытащил из одной уже загоревшейся квартиры, двух детей, и был при этом обожжен. Он сочувствует такому маленькому человеку, как Мармеладов, и его бедной семье. Он отдает Катерине последние тридцать рублей на похороны Мармеладова. Он защищает незнакомую проститутку от хулигана, относится к Соне не с презрением, а с сильной жалостью. Он глубоко любит своих родных, не согласен со свадьбой Дуни, которая готова пожертвовать собой и спасти свою семью. Он сильно ненавидит лицемерие и мошенничество Лужина, откровенно критикует его и разоблачает его козни, подставляет себя, чтобы охранять сестру. Он делает все эти не для себя, а для других. Это путает и следователя Порфирия Петровича. Даже старуху Раскольников убил не для денег, а для доказательства его теорий.

Отсюда видно, что Раскольников - это не один человек, а два: внешний и внутренний. В нем живет ангел и демон, добра и зло. Внятно формулирует эту мысль Вяч. Иванов: «...Душа кажется самой себе необычайно многострунной и всевмещающей. Всем переживаниям чужого я она, мнится, находит в себе соответствующую аналогию» .

Раскол героя еще проявляется в расколе его морали. Именно с этого начинается тема данного произведения - «преступление и наказание». В произведении самой ключевой проблемой является отношение Раскольникова к преступлению, точнее говоря, его определение того, что такое преступление. В самом деле его определение преступления отождествляется с его определением своей морали. По всеобщей оценке убийство является абсолютно жестоким преступлением. И это не разрешается по человеческой и общественной морали. Но на взгляд Раскольникова его нельзя судить по-обычному. По своей теории он разделяет людей на два разряда: обыкновенные и необыкновенные. Люди обыкновенные живут в послушании и любят быть послушанными. А у необыкновенных людей есть право совершают преступление, разрешать себе нарушать древний закон и перешагнуть хотя бы через кровь и трупы, чтобы реализовать свою цель. Взяв пример Ньютона, Магомета и Наполеона, он даже считает, что «большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы» .

Вот это теория Раскольникова, дающая ему теоретическое оправдание убийства старухи-процентщицы. Он не считает его убийство преступлением, а наоборот, каким-то подвигом, который сделали такие необыкновенные люди, потому что он убил такого злого человека, как вошь, которую многие ненавидят. Он получил неожиданное подтверждение этому в одном плохоньком трактире, услышав слова одного студента: «с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, ... С другой стороны, ... Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! ... - и все это на ее деньги. Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. ... Не более как

жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна» . В самом деле все эти слова являются криком сердце Раскольникова. Это раскол его морали.

Но надо заметить, что его душа охвачена человеческой моралью и добротой. Именно в этом причина, почему он сильно переживал свой поступок, попал в мучение духа и испытал внутреннее горе, и до убийства, и после этого. Он колеблется в этом деле и долго думал об этом, даже до лихорадки, потому что он находится на границе между морализмом и аморализмом. Он убил старуху не для денег, а для свидетельствования своей теории. После этого он считал бы, что совесть его не грызет, а на самом деле он подвергался мучению совести каждый день. Получив повестку из конторы от Настасьи, он почувствовал страх. Ноги его дрожали, голова кружилась и болела от жару. В полиции он чувствовал во всем себе страшный беспорядок, боясь себя выдать из-за какой-нибудь самой мелкой неосторожности. Все эти доказывают, что на самом деле Раскольников действительно чувствовал свою вину несмотря на его бессознательность. А его мораль как раз представляет собой наказание его преступления. Отсюда виден парадокс в душе Раскольникова: смесь моральной природы и аморальной теории.

Последний знак раскола Раскольникова - это раскол его веры, являющийся самым ключевым религиозным вопросом в данной произведении. Об этом вопросе надо начать с его ненависти к реальной действительности. Во-первых, город Петербург во многом виноват в душевном расколе Раскольникова. Смысл в том, что влияние Петербурга на Раскольникова: герой оторван от родной почвы этого города, который является детищем Петровым, проникнутым его антинародным и антипочвенническим духом с такой силой, что сам город становится как бы духом или призраком, утратив связь с реальной жизнью. Вследствие этого «внутренний мир Раскольникова, оторвавшегося от родной почвы, лишен целостности, раздроблен, расколот на отдельные, несоединимые, казалось бы, друг с другом части: идеал и неверие в идеал уживаются вместе; тоска по мировой гармонии и хладнокровные размышления убийцы сходятся в душе одного человека самым невероятным образом» .

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам Лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.
Закон и мораль охраняют жизнь и “священную собственность” ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.
Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.
Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией “сильной личности”. Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой “все дозволено”. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не “тварь дрожащая”, а “настоящий властелин, кому все разрешается”.
Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство “разомкнутости и разъединенноети с человечеством”.
Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.
Причины, заставившие Раскольникова “переступить через кровь”, раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, – сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория “разрешения крови по совести” впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды.
Раскольников дает различные объяснения: “хотел Наполеоном сделаться”, помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности (“вошь ли я, как все, или человек”). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед “правдой” Сони, вся его “арифметика” рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента. Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:
– “- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
– Это человек-то вошь!
– Да ведь я знаю, что не вошь, – ответил он, странно смотря на нее. – А впрочем, я вру, Соня, – прибавил он, – давно уже вру…”
– Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.
Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток – то есть на самое людное место – посылает его Соня.
Идея, которую проповедует Достоевский в романе “Преступление и наказание”, в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью – “призвать Русь к топору”. Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей “сильной личности”, понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

Сочинение по литературе на тему: Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова

Другие сочинения:

  1. Сны, которые видит главный герой романа “Преступление и наказание”, помогают читателю заглянуть в самые сокровенные “уголки” его души. В романе даны четыре сна героя. Два из них он видит до совершения преступления, а два – после преступления. Первый “страшный” сон Read More ......
  2. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским Read More ......
  3. После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство “разомкнутости и разъединенности с человечеством”. Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далекими. Он страдает, видя любовь Read More ......
  4. Я себя убил, а не старушонку. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Ф. М. Достоевский – замечательный писатель-психо­лог. На страницах романа “Преступление и наказание” перед нами раскрываются сложные человеческие характе­ры и конфликты, разворачивается мучительная борьба ге­роя с самим собой и внешними Read More ......
  5. Роман Достоевского “Преступление и наказание” можно отнести к числу величайших творений того времени. Роман был написан Достоевским в очень тяжелый для России период, когда пошатнулись традиционные основы нравственности. Действие романа происходит в Петербурге, в конце шестидесятых годов девятнадцатого века. Несмотря Read More ......
  6. В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не Read More ......
  7. Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется Read More ......
  8. Теория Раскольникова начинается с его статьи, которую он написал и, в которой он доказывает и отстаивает права “высших” людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступление совершается во имя великой идеи, во имя спасения человечества. Несправедливость, голод, безвыходность рождает Read More ......
Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения