Сочинение Достоевский Ф.М. Раскольников. Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание Раскольников вызывает
«Преступление и наказание» - социально-психологический роман. Автор раскрывает не только внутренний мир отдельных героев, но и психологию разных кругов общества. Он затрагивает внутреннее состояние обездоленных низших слоев населения, которые живут в нужде и постоянных унижениях.
Глазами главного героя романа Раскольникова мы смотрим на Петербург 60-х годов XIX века: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Такими же отвратительными рисуются дома и комнаты-гробы, в которых живут герои. И эта обстановка, и душная, давящая атмосфера неразрывно связаны с героями, их поступками.
Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Раскольников мучительно, но упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и наконец приходит к мысли, что человечество Делится на две основные группы: на обыкновенных людей, которых большинство, и людей необыкновенных, которые подчиняют себе первых, имеют власть над ними и которым «все дозволено».
Раскольников долго обдумывает свой замысел, мучается в сомнениях и все-таки совершает преступление, преступление самое страшное - убийство. К этому его подталкивают случайности, которые прямо или косвенно помогают ему утвердиться в своем решении. Раскольников убивает старуху, никому не нужную, бессовестную, «маленькую, гаденькую» старуху процентщицу. Убивает жестоко. Но даже не заглядывает в кошелек, не использует деньги и вещи ростовщицы. Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу другим людям, мечтая за счет процентщицы переустроить общество, помочь людям.
Самое большое место в романе занимает не само преступление, а осуществление наказания, которое начинается буквально сразу же после совершения убийства. Но, с другой стороны, оно начинается еще до преступления. Оно выражается в том, что Раскольников мучается мыслью, которая терзает его душу: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах...» Но особенно страшным наказание становится уже после преступления. Раскольников начинает испытывать нравственные мучения, но он еще верит в свои идеи. Он считает, что власть - это главное, власть «надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником!».
Достоевский показывает, что любое преступление влечет за собой последующее. И поэтому опять случайность: Рас- кольникову приходится убить Лизавету, которая случайно стала свидетелем первого убийства. Убийство Лизаветы только подчеркивает суть совершенного.
Все чаще и чаще Раскольникова терзают сомнения. Он мучается, задумываясь снова и снова над вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Но чем чаще он думает об этом, тем лучше понимает, что он и принцип свой убил, и оказался «вошью», а не Наполеоном. И он начинает понимать, что не вправе был убивать ни эту гадкую старушонку, ни кого-либо еще.
Очень хорошо мы ощущаем внутреннее состояние героя в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников находится буквально на грани нервного срыва, в смятении.
Мы видим, что автор любит своего героя, сочувствует ему. Но без наказания Раскольников просто не перенесет этих терзаний.
Раскольников переживает сильнейшую душевную драму. К тому же он понимает, что его теория соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречие: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных от таких злодеев, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается все сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне - не может объяснить, почему и зачем убил. «Я не старушонку убил, я себя убил», - объясняет он Соне, сознавая, что никуда ему теперь не уйти от этих мук. Он понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей. И Раскольников неимоверно страдает, испытывает глубокую душевную боль. Он страдает и от того, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознает, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза.
Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принужден сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.
Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нем мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он, рискуя жизнью, спас из огня детей, поделился последними деньгами с семьей умершего МармелаДова, хотел защитить девочку от негодяя, дал ей денег. Это одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом. И он вызывает глубокое сочувствие.
Задумывая преступление, он не учел, не знал, что будет так мучиться, что в нем все-таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за свой замысел, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на преступление.
Главное наказание - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки. Писатель исследует трагические противоречия внутренней сущности - души и сердца человека.
Многогранный роман
Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.
Главный герой романа
Внешний вид
Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».
Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.
Черты характера
Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.
Идея Раскольникова
Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.
Преступление и наказание героя
В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!
О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.
После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.
Родион Раскольников и Соня Мармеладова
Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.
Основная идея произведения Ф. М. Достоевского
Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.
Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».
Тест по произведению
Филологические науки Литературоведение
Русская литература
Ма Вэньин, аспирант Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова
РАСКОЛ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА
В данной статье рассматривается мотив раскола героя Родиона Раскольникова в романе «Преступлении и Наказании». В тексте анализируются три признака раскола героя: раскол его личности, расколе его морали и раскол его веры, с помощью которых легче понимается мотив раскола героя для читателей.
Ключевые слова: Родион Раскольников; раскол; личность; мораль; вера.
Фамилия Раскольников сразу воспринимается как «говорящая». Корень этого слова -«раскол». Глагол «расколоть» обозначает «расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-н. среду». Привычная ассоциация вызывает в памяти раскольников, раскол, то есть связывает фамилию с названием религиозно-общественного движения в России 17 века. В толковом словаре Ожегова «раскол» имеет такое объяснение: «в России с середины 17 в.: религиозно-общественное движение, направленное против официальной церкви, возглавляющейся патриархом Никоном (изменившим по греческим образам некоторые обряды и тексты богослужебных книг), и к концу 17 в. получившее название старообрядчества» . А «раскольник» во втором объяснении обозначает «тот, кто вносит раскол, разлад в какую-н. организацию» .
Отсюда мы можем догадаться, что наш герой является необычным человеком. Он - раскольник по отношению к людям и обстоятельствам того времени. Он хочет что-то расколоть и установить что-то новое, что для него правильно и порядочно. Но это не значит, что он идет на крайние меры, потому что раскол - это действие по нарушению единства, после чего целое часто распадается на части. Поэтому герой в романе является человеком сложным, обладающим многосторонностью в личности и в душе. Так, сама его фамилия - Раскольников -указывает на мучительное раздвоение его личности. Раскол души героя на две части: одна часть его души - бескорыстна, сострадательна и по-детски невинна, другая - холодна, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.
Что касается раскола в Раскольникове, то самый типичный его признак - это раскол его личности. Надо признать, что Раскольников - странный человек в отличие от других. Хотя у его красивая внешность, но он всегда выглядит, как чудак. Он слабый, и у него часто поддразнивающие монологи о собственном бессилии не только из-за его лихорадочной болезни, но и от его уже расстроенных нервов. В большинстве случаев он грустный, сумрачный, как будто у него нет ничего хорошего в жизни и все для него оказывается тяжелым. Он теряет интерес общаться с людьми, как и, написано в романе: «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время» . Он предпочитает жить в своем мире, и тем самым он не хочет, чтобы другие вошли в его скрытый мир. «Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу, и даже лицо служанки, обязанной ему прислуживать и заглядывавшей иногда в его комнату, возбуждало в нем желчь и конвульсии. Так бывает у иных мономанов, слишком на чем-нибудь сосредоточившихся» .
Кроме этого, у Раскольникова бывает нервная лихорадка. Он чувствительный, эмоциональный человек. Ему легко в одно мгновение потерять самообладание, начать чувствовать волнение, раздражение и расстройство под влиянием чего-либо. Иногда все это непонятно читателям. Например, после того, как он спрятал кошелку старухи, он пошел к Разумихину. По дороге к нему, думая, что в ту минуту он менее всего расположен сходиться лицом к лицу с кем бы то ни было на свете, Раскольников чуть не захлебнулся от злобы на себя самого. И тогда вся желчь понялась в нем. «Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную; на такой жаре ему становилось холодно» .
Однако в Раскольникове мы можем заметить и другую сторону. На самом деле под лихорадочной поверхностью таится его настоящая человеческая натура. Он представляет из себя по сути простого, доброго и честного человека, полного глубокой любви к простым людям. Он помогал своему бедному университетскому товарищу из последних своих средств. Когда тот умер, он ходил за его старым и расслабленным отцом. Во время пожара Раскольников вытащил из одной уже загоревшейся квартиры, двух детей, и был при этом обожжен. Он сочувствует такому маленькому человеку, как Мармеладов, и его бедной семье. Он отдает Катерине последние тридцать рублей на похороны Мармеладова. Он защищает незнакомую проститутку от хулигана, относится к Соне не с презрением, а с сильной жалостью. Он глубоко любит своих родных, не согласен со свадьбой Дуни, которая готова пожертвовать собой и спасти свою семью. Он сильно ненавидит лицемерие и мошенничество Лужина, откровенно критикует его и разоблачает его козни, подставляет себя, чтобы охранять сестру. Он делает все эти не для себя, а для других. Это путает и следователя Порфирия Петровича. Даже старуху Раскольников убил не для денег, а для доказательства его теорий.
Отсюда видно, что Раскольников - это не один человек, а два: внешний и внутренний. В нем живет ангел и демон, добра и зло. Внятно формулирует эту мысль Вяч. Иванов: «...Душа кажется самой себе необычайно многострунной и всевмещающей. Всем переживаниям чужого я она, мнится, находит в себе соответствующую аналогию» .
Раскол героя еще проявляется в расколе его морали. Именно с этого начинается тема данного произведения - «преступление и наказание». В произведении самой ключевой проблемой является отношение Раскольникова к преступлению, точнее говоря, его определение того, что такое преступление. В самом деле его определение преступления отождествляется с его определением своей морали. По всеобщей оценке убийство является абсолютно жестоким преступлением. И это не разрешается по человеческой и общественной морали. Но на взгляд Раскольникова его нельзя судить по-обычному. По своей теории он разделяет людей на два разряда: обыкновенные и необыкновенные. Люди обыкновенные живут в послушании и любят быть послушанными. А у необыкновенных людей есть право совершают преступление, разрешать себе нарушать древний закон и перешагнуть хотя бы через кровь и трупы, чтобы реализовать свою цель. Взяв пример Ньютона, Магомета и Наполеона, он даже считает, что «большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы» .
Вот это теория Раскольникова, дающая ему теоретическое оправдание убийства старухи-процентщицы. Он не считает его убийство преступлением, а наоборот, каким-то подвигом, который сделали такие необыкновенные люди, потому что он убил такого злого человека, как вошь, которую многие ненавидят. Он получил неожиданное подтверждение этому в одном плохоньком трактире, услышав слова одного студента: «с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, ... С другой стороны, ... Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! ... - и все это на ее деньги. Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. ... Не более как
жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна» . В самом деле все эти слова являются криком сердце Раскольникова. Это раскол его морали.
Но надо заметить, что его душа охвачена человеческой моралью и добротой. Именно в этом причина, почему он сильно переживал свой поступок, попал в мучение духа и испытал внутреннее горе, и до убийства, и после этого. Он колеблется в этом деле и долго думал об этом, даже до лихорадки, потому что он находится на границе между морализмом и аморализмом. Он убил старуху не для денег, а для свидетельствования своей теории. После этого он считал бы, что совесть его не грызет, а на самом деле он подвергался мучению совести каждый день. Получив повестку из конторы от Настасьи, он почувствовал страх. Ноги его дрожали, голова кружилась и болела от жару. В полиции он чувствовал во всем себе страшный беспорядок, боясь себя выдать из-за какой-нибудь самой мелкой неосторожности. Все эти доказывают, что на самом деле Раскольников действительно чувствовал свою вину несмотря на его бессознательность. А его мораль как раз представляет собой наказание его преступления. Отсюда виден парадокс в душе Раскольникова: смесь моральной природы и аморальной теории.
Последний знак раскола Раскольникова - это раскол его веры, являющийся самым ключевым религиозным вопросом в данной произведении. Об этом вопросе надо начать с его ненависти к реальной действительности. Во-первых, город Петербург во многом виноват в душевном расколе Раскольникова. Смысл в том, что влияние Петербурга на Раскольникова: герой оторван от родной почвы этого города, который является детищем Петровым, проникнутым его антинародным и антипочвенническим духом с такой силой, что сам город становится как бы духом или призраком, утратив связь с реальной жизнью. Вследствие этого «внутренний мир Раскольникова, оторвавшегося от родной почвы, лишен целостности, раздроблен, расколот на отдельные, несоединимые, казалось бы, друг с другом части: идеал и неверие в идеал уживаются вместе; тоска по мировой гармонии и хладнокровные размышления убийцы сходятся в душе одного человека самым невероятным образом» .
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам Лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.
Закон и мораль охраняют жизнь и “священную собственность” ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.
Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.
Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией “сильной личности”. Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой “все дозволено”. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не “тварь дрожащая”, а “настоящий властелин, кому все разрешается”.
Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство “разомкнутости и разъединенноети с человечеством”.
Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.
Причины, заставившие Раскольникова “переступить через кровь”, раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, – сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория “разрешения крови по совести” впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды.
Раскольников дает различные объяснения: “хотел Наполеоном сделаться”, помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности (“вошь ли я, как все, или человек”). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед “правдой” Сони, вся его “арифметика” рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента. Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:
– “- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
– Это человек-то вошь!
– Да ведь я знаю, что не вошь, – ответил он, странно смотря на нее. – А впрочем, я вру, Соня, – прибавил он, – давно уже вру…”
– Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.
Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток – то есть на самое людное место – посылает его Соня.
Идея, которую проповедует Достоевский в романе “Преступление и наказание”, в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью – “призвать Русь к топору”. Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей “сильной личности”, понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.
Сочинение по литературе на тему: Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова
Другие сочинения:
- Сны, которые видит главный герой романа “Преступление и наказание”, помогают читателю заглянуть в самые сокровенные “уголки” его души. В романе даны четыре сна героя. Два из них он видит до совершения преступления, а два – после преступления. Первый “страшный” сон Read More ......
- Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским Read More ......
- После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство “разомкнутости и разъединенности с человечеством”. Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далекими. Он страдает, видя любовь Read More ......
- Я себя убил, а не старушонку. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Ф. М. Достоевский – замечательный писатель-психолог. На страницах романа “Преступление и наказание” перед нами раскрываются сложные человеческие характеры и конфликты, разворачивается мучительная борьба героя с самим собой и внешними Read More ......
- Роман Достоевского “Преступление и наказание” можно отнести к числу величайших творений того времени. Роман был написан Достоевским в очень тяжелый для России период, когда пошатнулись традиционные основы нравственности. Действие романа происходит в Петербурге, в конце шестидесятых годов девятнадцатого века. Несмотря Read More ......
- В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не Read More ......
- Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется Read More ......
- Теория Раскольникова начинается с его статьи, которую он написал и, в которой он доказывает и отстаивает права “высших” людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступление совершается во имя великой идеи, во имя спасения человечества. Несправедливость, голод, безвыходность рождает Read More ......