Репин бурлаки на волге анализ картины. Интересное пояснение к картине «Бурлаки на Волге


Почти каждая картина Ильи Ефимовича Репина имеет свою увлекательную историю, потому что редко какая из них писалась за один год. Обычно между замыслом и окончательным его воплощением проходило три-четыре года, а иногда и больше. Смысл происходящего в картине выражался в определенной сцене, и потому общая композиция полотна ясно вырисовывалась уже в первых эскизах, а затем только уточнялась или незначительно изменялась.

Так было и с "Бурлаками на Волге" - картиной, которую И.Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В то время он работал над академическими сюжетами - "Иов и его друзья" и "Воскрешение дочери Иаира", а к замыслу "Бурлаков" его привело, казалось бы, случайное событие.

В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. "О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ".

Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков". То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина.

Казалось бы, в теме, избранной И. Репиным случайно, не может быть ничего поэтического. Некоторые друзья художника утверждали, что бурлаки, впряженные в лямку, могут вызвать у зрителя только жалость и сочувствие, не более... Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

Чтобы картина была правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, увидеть красоту того русского характера, который потом и получил свое выражение в картине. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.

После поездки на Волгу И.Е. Репин отказался от прямолинейного и навязчивого обличительства, в котором могла проявиться рассудочная дидактика и сухая надуманность. Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне.

На Волге "видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же незероятные по своей длине бечевы; группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу".

Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками... В разрыве между ними проглядывает клочок ясного неба и льются ослепительно яркие лучи заходящего солнца. Они прокладывают светлую, искрящуюся дорогу по холодной свинцовой поверхности притихшей реки. На фоне этого светлого пятна, но погруженные во мрак нависающей над ними тучи выделяются темные силуэты людей - медленно, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма. Они с трудом отрывают от земли ноги, вязнущие в сыром, зыбком песке, и с каждым шагом все больше и больше выбиваются из сил.

Такими изобразил И. Репин бурлаков в своем первом волжском эскизе, бегло, но очень эмоционально воссоздав в нем взволновавшую его картину. Этот карандашный эскиз и стал отправной точкой, с которой начались дальнейшие поиски художника.

И.Е. Репин не остановился на первом эскизе, хотя впоследствии часто обращался к нему и творчески его перерабатывал. В конце июня 1870 года он поселился в Ширяеве, где и провел все лето. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим "Бурлакам" и сделал много зарисовок. В Ширяеве художник окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Теперь уже не мимолетные впечатления, а тесное общение с бурлацкой ватагой обогатило запас жизненных наблюдений И. Репина.

Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник, чтобы потом сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам И. Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил художник. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

Весь облик Канина, вплоть до тряпицы на голове и до закурчавившихся у шеи волос, вызывал у И. Репина восторг. "Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета", - писал он в автобиографической книге "Далекое - близкое". Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым "борцом" Илькой-моряком.

Есть среди бурлаков и еще один образ - деревенский паренек Ларька, который многое подчеркивает в духовной сути Канина. Да у них и действительно есть много общего: это прежде всего пытливый, проницательный ум, непокорность, душевная гордость и достоинство. Индивидуальные черты у них раскрываются как бы в противопоставлении: молодость, детская чистота, хрупкость Ларьки, его нетерпеливая юношеская порывистость, идущая от неопытности нетерпимость - и мужественность Канина, его накопленная годами житейская мудрость, выносливость, выдержка и стойкость во всех жизненных ситуациях.

Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Вот идет рядом с Ларькой выбивающийся из сил больной старик, вытирающий пот со лба. Несколько отстает последний, еле бредущий, бурлак. Бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, виден только круг его фуражки. А вот беспечно закуривает трубку другой, нисколько не думая о том, что сделанный им перерыв увеличивает нагрузку на других.

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело обливая пустынные берега реки и выжигая растительность, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

В одних образах бурлаков - покорность судьбе, в других - протест и озлобление, в третьих - невозмутимость или простодушие. И только в Канине, как в едином сплаве, слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Канин такой же, как все, рядом с Ильком-моряком он выглядит даже человеком среднего роста; его складная коренастая фигура как будто даже не отличается особой силой. Но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных - не только вся подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором они все грезят...

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в

1873 году. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф.М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

Однако не у всех представителей русского общества произведение И.Е. Репина вызвало одинаково восторженное отношение. Многие ополчились против художника, а ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства".

На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников".

Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки, несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.

Илья Ефимович Репин (1844 – 1930)
Бурлаки на Волге
1870 – 1873
Холст, масло. 131,5х281
Государственный Русский музей

Эту картину И.Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В то время он работал над академическими сюжетами - "Иов и его друзья" и "Воскрешение дочери Иаира", а к замыслу "Бурлаков" его привело, казалось бы, случайное событие.

В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. "О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ" .

Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков". То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина. Он много раз ездил на Волгу, общался с бурлаками, выслушивал их истории, делал зарисовки. И если первый замысел был отзвуком его негодования, обличения несправедливости, то теперь пафос уходит - остаются люди с их трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве их характеров.

Когда картину показали публике в 1873 году в Петербурге, она вызвала самые разные отклики. Художники-академики называли ее «профанацией живописи». А вот писатели Достоевский и Короленко были в полном восторге от ее правдивости и глубины. Картина была отправлена на Всемирную выставку в Вену и завоевала там бронзовую медаль. Ее купил за 3000 рублей великий князь Владимир Александрович и повесил в бильярдной комнате Владимирского дворца. Репин вспоминал, что князю искренне нравилась эта картина. Он любил объяснять отдельные характеры, сопоставлять персонажей, замечал самые тонкие намеки в пейзаже и фоне картины.

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Бурлак - наёмный рабочий, идя по берегу, он тянет при помощи бечевы речное судно против течения. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку.

Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых - самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа, справа - бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, слева - «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями.

Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок.

Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие. И только в Канине слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Он и значительней всех, будто известно ему больше, чем остальным - не только подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором все грезят...

Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и могучую силу.

Но Илья Репин верил, что сумеет выразить своим полотном глубокие чувства и мысли, и с воодушевлением разрабатывал полюбившуюся тему. Скоро он отказался от первого замысла, задуманного на резком контрасте богатства и нищеты. Тогда, на невском берегу, он впервые видел бурлаков, и ничего не знал о жизни, быте и душах этих людей. Несчастны ли они на самом деле? Илье захотелось пожить с ними рядом, приглядеться, познакомиться. Самым бурлацким краем в те годы была река Волга, и молодой живописец решил повидать великую русскую реку и познакомиться с бурлаками.

Весной 1870 года Илья Репин отправился дорогу с сотоварищами по учебе, Фёдором Васильевым, Евгением Макаровым и младшим братом Василием, музыкантом. В дорогу собирались основательно, собирались остановиться у какого-нибудь крестьянина на квартире на всё лето. Первый день ехали поездом, потом сели на пароход. Молодых людей поразил волжский простор – ширь реки, безграничная даль берегов, бездонная голубизна неба. Они целый день проводили на палубе, делали зарисовки в альбомах. Будто по волшебству, на бумаге рождались сверкающая вода, отлогий песчаный берег и другой – высокий, гористый, домики и островерхие колокольни.

Илья Репин внимательно всматривался в горизонт, не покажется ли вдали тёмная полоса – цепочка оборванных фигурок. Он в нетерпении ожидал встречи со своими героями - бурлаками. Мечтал сблизиться с ними, разговаривать, писать эти лица, задубевшие на жарком солнце и сухом ветру.

Друзья поселились сначала в небольшом городке. Домик стоял на луговом берегу, напротив Жигулёвских гор, заросших лесом. Это было неприступное, обрывистое место, серые утёсы нависали отвесной стеной над Волгой. Репина больше всего манили неисхоженные места. В поисках бурлаков конце июня художники покинули город, спустились вниз по реке и поселились в бедной деревеньке, Ширяеве, мимо которой часто проходила одна артель. Там они прожили до конца лета. Репин познакомился с бурлаками, написал много эскизов и выполнил карандашных зарисовок. Всего их было одиннадцать человек, и какие это были люди! Илья сразу влюбился в человека по имени Канин. Он выходил навстречу ватаге и шёл в ногу с Каниным. Когда бурлаки обедали, он садился рядом и делал зарисовки, отмечая каждую мелочь. Каких только замечательных историй не наслушался художник. И он буквально заболел этими людьми. Это были уже не мимолётные впечатления, а погружение в самую гущу бурлацкого быта, тесное общение с бурлацкой ватагой. Какие, оказывается, непохожие один на другого, типы, были связаны друг с другом общим трудом. Двигаясь вверх по реке, они тянули судно против течения до места, где надо было разгружать баржу. И все вместе они, отнюдь, не представлялись Репину угрюмой ватагой, замученной непосильной работой. Это было настоящее товарищество! После того, как баржу разгружали, бурлаки спускались на ней вниз по течению, брали новый груз и снова впрягались в лямки. Уважение и любовь к этим людям теперь двигали Репиным.

Острый карандаш художника запечатлевал, как запряженные в лямки, бурлаки тянут баржу на вершину холма, как вязнут в песке их ноги, каждый шаг даётся с великим трудом. Крутой склон не позволил нарисовать всю ватагу, хорошо видны только трое передних. Художник лишь обозначил фигуры и заштриховал.

Затем Репин взялся делать наброски всей картины. И карандашом, и красками.

На рисунке артель бурлаков движется по песчаной отмели, а позади них расстилается река Волга. Простор реки помогает художнику передать силу и слаженность артели. Бурлаки идут не один за другим, а свободной, но точно построенной группой. Каждый герой картины должен быть хорошо виден. Студент Академии художеств уже замечательно овладел мастерством композиции.

И.Е. Репин "Бурлаки на Волге

Справа внизу подпись: И.Репин 187-73 Холст, масло 131х281

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, 11 бурлаков тянут против течения, тяжело груженную баржу. Усталые, измученные, движутся медленно. Ноги вязнут глубоко в песке. Яркое солнце нестерпимо палит им на головы, а они, шаг за шагом, тянут, каждый свою лямку. Бесконечно тяжел путь этой ватаги.

Самое важное для художника было – передать натуру, создать образ каждого бурлака.

Удивительный человек Канин

Самый любимый репинский персонаж, «вершина бурлацкой эпопеи», по словам самого художника, Канин, виделся Репину античным философом, захваченным в рабство. Художник был недалёк от истины. Канин – бывший регент церковного хора. Человек необычной судьбы, олицетворяющий лучшие черты русского народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силу. Его образ Репин сделал в картине центральным. Правда, ему не сразу удалось написать занятого своим трудом Канина, к тому же, тот отличался молчаливостью, постоянно о чем-то размышляя. Не в его характере было подшучивать над товарищами и обижаться в ответ. Всегда погруженный в собственные мысли, он будто стремился ответить на все вопросы жизни, будто Сократ в поисках блага.

«Только брови его всё выше поднимались да выцветшие серые глаза отражали небо» - вспоминал художник. Он с воодушевлением описывает своего любимого героя в книге воспоминаний «Далёкое близкое»: «Что-то в нём было восточное, древнее. А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб… А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак».


Канин

Вот лицо Канина, каким его запечатлел Репин на картине. Печальные, мудрые глаза, большой, умный лоб. Все движения – сдержанные, неторопливые, спешить некуда. Когда Канин двигался в лямке, ни одно движение, ни даже мимика лица не выдавала, насколько тяжела работа. Шагая рядом с Каниным, Репин не переставал восхищаться им, прибавляя себе ходу, чтобы не отстать.

«Как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы на шее…»

Канин во главе бурлацкой артели

Канин идёт во главе бурлацкой артели рядом с чернобородым, заросшим курчавым волосом, дочерна загоревшим, босоногим великаном, который сбоку смотрит на Канина. Ох, должно быть, лихой мужик, вольнолюбивый русский богатырь. «Нижегородский боец», так прозвали этого героя картины. В самом деле, лямку тянет без устали, увлекая товарищей за собой. Вероятно, шутит, работая. Повернулся к Канину и остальным, чтобы подбодрить их шуткой.

На рисунках и эскизах, есть бурлак, который идёт правее Канина, с головой, опущенной на грудь. От безысходности. От чего же боле? А среди рисунков есть портрет бурлака по имени Илька-моряк. Это человек с лицом мужественным и суровым. Особенно поражает пристальный, острый взгляд. Этот образ Репин и поместил в картину. Самого покорного бурлака, задавленного тяжелой долей, художник превратил в самого непокорного. А какая в его жилистых руках сила! Как яростно он налегает на лямку!

Бурлак с трубкой

Немного позади, идёт высокий бурлак с короткой трубкой в зубах. Он не слишком навалился на лямку и, кажется, ни о чем не думает. Привык. На его голове шляпа горшком, с узкими полями. Такие шляп, называли бурлацкими.

Ларька – самый юный из ватаги




Ларька


В артели часто встречались мальчишки. Сначала одиннадцатилетних детей ставили кашеварами, а через три года и он должен был тянуть лямку. На рисунке карандашом Ларька получился спокойным и задумчивым, с волосами, перехваченными ремешком, а вот на картине он – сплошное нетерпение, решимость и непокорность. Упрямый поворот головы. Смелый, устремлённый вперёд взгляд. Непокорные волосы бунтарски выбились из-под шапки. Горячий юноша весь в движении, вцепившись в хомут, он, кажется, готов разорвать его, выскочить из лямки. Неужели это на всю жизнь - раскалённый песок, бесконечная вода, потемневшие от пота спины товарищей, мерно переступающие ноги?

Ларька, по сути, это молодой Канин. У них много общего. Пытливый ум, гордость, непокорность, собственное достоинство. Индивидуальные черты, того и другого, Репин раскрывает, противопоставляя молодость, юношескую чистоту, порывистость, нетерпение, неопытность и хрупкость Ларьки – мужеству, житейской мудрости, выносливости, выдержке и стойкости Канина.

Бурлацкая ватага собрана из людей самых различных характеров и судеб. Чахоточному мужику, отирающему со лба пот, недолго осталось тянуть лямку. Старик набивает трубку табаком, ничуть не заботясь, что устроенный перерыв увеличивает нагрузку товарищей. Вроде бы, ему ничего и не надо, кроме этой трубочки с табаком. Прошли годы – притерпелся и к такой жизни. В этом мужике – своя сила, спокойная уверенность, терпение. «Христос терпел и нам велел». Между Ларькой и стариком видна голова калмыка. Его лицо скрывает картуз, но заметно, что это именно калмык с глазами, по словам самого Репина, «будто прорезанными осокой». Далее – отставной солдат, один из всех, обутый в сапоги, одежда на нём поновее. Он ступает старательно, но пройдёт сотню-другую вёрст, и его одежда истреплется, он переобуется в лапти и, как говорится, «обвыкнет. Предпоследний – высокий грек. Он похож на орла, с его красивым лицом и прямым носом. Грек сердито оглядывается на баржу, где находятся хозяева – «кровопийцы». Бредущий позади всех бурлак, совсем обессилел, отстаёт от других: обратите внимание, как бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, перед глазами зрителя только круг его фуражки. Может, горе у него, а может, больше не в силах тянуть баржу. Одиннадцать человек. Сильные и слабые, непокорные и смирившиеся. Вместе они – товарищество, артель.

В одних образах репинских бурлаков отражена покорность в судьбе, в других – протест и озлобление, в-третьих – невозмутимость, или привычка. Только в образе Канина сливаются черты, присущие каждому в отдельности. Он не выглядит богатырём, скорее, среднего роста, складный, коренастый и, в то же время – самый значительный. Как будто он знает больше остальных, но где она, где та самая лучшая доля и безоблачное счастье?

«Бурлаки на Волге» - солнечная картина. Ватага бурлаков бредёт по берегу, утопая в золотом раскалённом песке. Жарким солнцем залито голубое небо, живое солнце пронизывает воду, золотит волжскую даль и парус проплывающей мимо барки. Раскалённый песок, нежная, чуть розоватая, дымка над водой, горячий воздух, дрожащий и, будто звенящий, от зноя, переносит зрителя в полуденное время. А какие краски! Репин выбирает жёлтый, голубой и розовый, цвета со множеством их оттенков. Вглядитесь, и вы увидите как меняется желтый цвет от золотого, до блёклого, коричневатого. И бурлацкая артель, и отмель, вода, небо - написаны одними красками. Лохмотья бурлаков – голубого, желтого, розового цвета, но краски густые, мрачноватые, можно сказать, тревожные. Зато краски природы – ясные, лёгкие, радостные. В ясный, летний полдень бурлаки напоминают тёмную тучу, наползающую на золотой песок. Зато они полны силушки природной, будто отлиты из потемневшей бронзы. Работая над колоритом картины, Репин каждому герою художник подходит отдельно, выбирая цвет его одежды. На Канине – неяркая, тёмная, рубаха, в тон его неторопливым, серьёзным думам. Рубаха Ильки-моряка – красновато-лиловая. Беспокойный цвет, такой же яростный и тревожный, как пронзительный взгляд самого Ильки. Зато, будто пламенем полыхает розовая рубаха непокорного Ларьки. Как солнышко среди серых туч. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким румянцем на щеках не успевшего загореть паренька, рассказывает о его чистой, пылкой душе. Это самый пленительный образ репинской картины.

Репин выбрал для своей картины не очень высокий, но сильно вытянутый в длину холст. Это позволило открыть бесконечные просторы воды и неба. Вокруг пустынно. Слева, у края воды, вниз по течению, плывёт барка под парусом. Справа дымит маленький пароходик. Артель движется по берегу навстречу зрителю. Бурлаки только что одолели песчаную мель – перекат. На мгновение они сбились с общего дружного шага. Трое передних снова налегли на лямки грудью, но те, что идут за ними, распрямились, используя коротенькую передышку. Это позволило Репину показать их лица и рассказать о каждом из них. Стоя перед картиной, зритель видит всех бурлаков вместе и каждого в отдельности. А когда вглядывается в одного, то видит его вместе со всеми. Напоминает игру оркестра: где у каждого инструмента свой голос, но музыка звучит, когда их голоса сливаются воедино.

Общество по-разному принимало картину молодого живописца. По возвращении в Петербург, Репин показал свои этюды академическому начальству. «Что это? Величайшая профанация искусства!» - заворчал ректор Академии художеств, профессор Бруни. Но в это время в конференц-зал зашёл Великий Князь Владимир Александрович, вице-президент Академии. Эскизы будущей картины попали на глаза члену императорской фамилии. Удивительно, но нищие изможденные бурлаки, из последних сил тянущие тяжёлую баржу, заинтересовали высочайшую особу! Особенно один из набросков, не самый лучший. Сам Репин собирался превратить в картину совсем другой эскиз. Но Великий Князь немедленно пожелал купить у него готовую картину, и работа закипела.

Картина «Бурлаки на Волге» была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем, после второй поездки Репина на Волгу, в окончательном и значительно изменённом виде – на академической выставке в 1873 году. По мнению передовой русской интеллигенции, «Бурлаки» будили совесть, заставляли думать о судьбе народа.

«Нельзя не любить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их». Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта «бурлацкая» партия будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится», - выражал охватившие его чувства Ф. М. Достоевский.

На академической выставке картина появилась только перед её закрытием, а потом она перешла в собственность Великого Князя и оказалась малодоступной для публики. В 1873 году «Бурлаков на Волге» отправили в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что она принадлежит Великому князю, ополчился на художника: «Ну, скажите, ради Бога, какая нелёгкая дёрнула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк? .. Ну, как не стыдно – русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишите картину, везёте её на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретёт себе этих горилл, нищих лапотников».

Господину министру не дано было понять, что перед ним не жалкие «лапотники», а могучая, пока никем не обнаруженная сила, которая сможет, когда-нибудь смести все преграды, веками стоящие на её пути.

Большим поклонником Репина стал художественный и музыкальный критик-демократ Владимир Васильевич Стасов. В молодом живописце, только что окончившем Академию, Стасов прозорливо увидел будушего великого мастера и гуманиста. Стасов и Репин были близко связаны не только общностью идейных и художественных интересов, но и личной дружбой.

«Картину «Бурлаки», пишет Стасов в статье, посвященной Репину, - я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет – она решительно первая изо всех у нас. Ни одна другая не может сравниться с нею по глубине содержания, по историчности взгляда, по силе и правдивости типов, по интересу пейзажа и внешней обстановки, в связи с действующими лицами; наконец, по своеобразию художественного исполнения. Это хорошо чувствовало не только большинство нашей публики и фельетонистов, писавших о ней в журналах, но и иностранцы, видевшие её… в Вене, на всемирной выставке. И английские, и немецкие, и французские художественные критики прямо называли «Бурлаков» самой примечательной и характерной картиной русского отдела, а по исполнению, по колоритности и блестящему освещению – «самою солнечною картиной» целой всемирной выставки.

И кто же создал такое произведение, красу нашей школы? Юноша, едва сошедший с академической скамьи, едва покончивший классы. Задумана и начата была картина ещё в Академии, в антракте между 2-ю и 1-ю золотою медалью».

Ныне картина «Бурлаки на Волге» находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее. Приобрести её мечтал и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, для которого Репин создал другой вариант «Бурлаков».

Читайте следующий рассказ


Кто такие бурлаки? Это наемные рабочие, труд которых был актуален с XVI века вплоть до изобретения паровых двигателей. Волга долгое время являлась основной транспортной артерией страны. По ней плыли огромные расшивы, которые тянули при помощи бечевы бурлаки. Эти люди выполняли убийственно тяжёлую работу. По крайней мере, такое впечатление создает всем известная картина Репина.

Ярыги

Поверхностное представление о том, кто такие бурлаки, современный человек имеет благодаря очерку Фёдора Решетникова «Подлиповцы», вышеупомянутому полотну Ильи Репина и другим произведениям живописи и литературы. Таких рабочих на севере России называли ярыгами.

Кто такой бурлак? Это трудяга, выполняющий сезонную работу. После ледохода мужики из деревень, расположенных на берегу крупных рек, объединялись в артели. Кто такой бурлак? Это человек отчаянный, потерявший хозяйство и интерес к жизни. В бурлаки шли любители вольного воздуха и путешествий.

Термины

Конечно, имелся и начальник у бурлаков. Это был самый опытный и авторитетный работник, который следил за состоянием судна, брал на себя ответственность за сохранность груза. Назывался он водоливом. Лоцман был следующим в иерархии бурлаков. Это кто такой и чем он занимался? Лоцман следил за тем, чтобы барка не села на мель, проводил без приключений груз через опасные места. Его иначе называли «дядей» или «булатником».

Немало других интересных слов присутствовало в бурлацкой терминологии. Например, «шишка». Это еще одна важная должность в артели бурлаков. Кто это такой? «Шишкой» называли передового рабочего, отвечавшего за слаженную работу своих коллег. Возможно, из бурлацкого сленга и пришло в современный язык слово, означающее большого начальника.

У рабочих было деление на коренных и добавочных. Первые нанимались на весь сезон. Вторых брали в некоторых случаях, когда требовалась дополнительная помощь.

«Эх, дубинушка, ухнем»

Бурлаки - это кто? Группа работяг, тянущая с помощью каната судно. Эта работа была крайне тяжелой и монотонной. Только попутный ветер немного облегчал работу бурлаков. Среди представителей этой профессии появилась традиция в самый тяжёлый момент заводить песню. Вероятно, это делало менее монотонным бурлацкий труд. Самая известная песня - «Эх, дубинушка, ухнем».

Русский композитор Рахманинов на основе народных мотивов написал «Бурлацкую». Произведение удивительным образом отражает тяжелую участь наемных работников. Горькая судьба мужиков, тянувших лямку (это выражение в 19-20-м столетиях использовалось именно по отношению к бурлакам), вдохновляла и современных авторов. Например, Бориса Гребенщикова. В начале девяностых вышел «Русский альбом», в котором одна из песен называется «Бурлак».

Подневольная рабочая сила

Бурлаки проходили много километров. Время от времени делали остановки: отдыхали, штопали худые рубахи. После них оставался тлеющий костер, разбитые лапти, а порой и грубо отесанный могильный крест. Тяжелый труд мог выдержать не каждый физически сильный мужчина. Хотя среди представителей этой профессии встречались и женщины.

У бурлака отбирали документы. Он становился подневольной силой. До самого конца маршрута рабочий находился в полном послушании у хозяина судна. Вставал с рассвета, двигаться должен был в течение целого дня без малейшего промедления. Нередко бурлакам встречались разбойники, от которых приходилось жестоко отбиваться.

«Бурлаки на Волге»

В 1869 году Репин работал над картиной «Иов и его друзья». Эскизы к ней он создавал на берегу реки Невы. Там он и увидел впервые бурлаков. Эти люди произвели на художника неизгладимое впечатление, прежде всего своим контрастом с живописной природой и жизнерадостными дачниками. Тогда же Репин сделал первый акварельный эскиз. В 1870 году художник создал рисунок карандашом, который сегодня находится в одном из главных музеев страны - Третьяковской галерее.

На основе этого эскиза он написал в 1873 году масляную картину «Бурлаки на Волге». Работал художник в Самаре. Он не только делал эскизы, но и общался с местными жителями, расспрашивал об их жизни. Правда, позже Репин признался, что их быт его мало интересовал. Расспрашивал, дабы придать серьёзность своему делу. По-настоящему поразил Репина один из бурлаков. Это был расстриженный священник с печальными взором и дивно повязанной тряпицей на голове - один из персонажей картины, которая сегодня находится в Русском музее.

Правда о бурлаках

Существует версия, что Репин несколько сгустил краски. Судьба бурлацкая была не такой уж и беспросветной, как он это изобразил на одной из своих самых знаменитых картин.

Образы на полотне Репина живые, эмоциональные. Когда рассматриваешь картину, создается однозначное впечатление о бурлачестве. Но на самом деле жизнь этих работяг была не такой уж и тяжелой.

На барже стоял барабан. На нём был намотан трос, к которому прикреплены якоря. Движение начиналось тогда, когда люди садились в лодку, забирали с собой бечеву и начинали плыть вверх по течению. Бурлаки находились на барже. То, что описал знаменитый русский художник, происходило не всегда. Только в том случае, если один из рабочих, а именно лоцман, сажал на мель баржу.

На картине Репина изображены истощенные, обессиленные люди. Они облачены в старую, рваную одежду. Создается впечатление, что бурлаки тяжёлую работу выполняли практически бесплатно. В действительности же представители этой профессии были далеко не нищими. За летний сезон они зарабатывали неплохо.

Каждый день бурлак получал хлеб, масло, мясо, соль, сахар, чай, крупу и табак. После обеда всегда отдыхал. А главное, работал добровольно. Отработав несколько месяцев, он имел возможность ничего не делать в зимнее время.


Артель бурлаков

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.


Существовали и женские артели

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод - единичный случай.


Судно можно было тянуть вверх по течению с помощью тросов

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник - прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег - идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.


Труд бурлаков был невыносимо тяжел

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.


Артель бурлаков

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним - *подшишельные*

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочи


1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки

По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные»

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус

Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз...»

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева - *кабальный*, справа - кашевар Ларька

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно...

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

А кстати, вы знали что сегодня Репина называют одной из самых загадочных фигур в истории живописи?


Его творчество сопровождало одно весь странное обстоятельство - многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…

«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», - писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д"Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.

Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела.

16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Картину же отреставрировали. Но на этом трагедии не закончились. Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин - натурщик для царевича Ивана - сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством.

«Торжественное заседание Государственного совета»

И.Е.Репин. «Торжественное заседание Государственного совета» (1903)

В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Портрет премьер-министра Столыпина

И.Е. Репин. «Портрет премьер-министра Столыпина»

Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского - Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского - Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д"Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д"Ор сказал умоляющим голосом:
- В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
- А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы».

Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.

Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет - свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.

После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», - зло шутили Сатириконцы.

В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.

«Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто»
И.Е. Репин. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто» (1890)

Ещё одной «жертвой» Репина стала графиня Луиза Мерси д"Аржанто, чей портрет Репин написал в 1890 году. Правда, не стоит забывать, что в то время француженка, которая первой познакомила западную публику с музыкой молодой русской школы, была тяжело больна и даже не могла позировать сидя.

Портрет Мусоргского

И.Е.Репин."Портрет Мусоргского

Портрет великого композитора Модеста Мусоргского был написан Репиным всего за четыре дня - со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта 1881. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Художник приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как зимой 1881 году узнал о смертельной болезни друга. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием.

Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина.

Ну и давайте тогда уж узнаем что это за знаменитая народная "Картина Репина - Приплыли!"

Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Картина, ставшая частью фольклора, действительно существует. Вот только Илья Репин никакого отношения к ней не имеет.

Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.

«Монахи. Не туда заехали». Л.Соловьёв.

В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».

В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.

Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.

Лев Соловьёв – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.

До нашего времени работ этого художника дошло совсем немного: несколько этюдов в Русском музее, две картины в галерее г. Острогожска и жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке.

источники

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения