Презентация собакевич мертвые души. Презентация на тему "«Мертвые души» - образ Собакевича ". Характер Собакевича великолепно схвачен писателем и раскрывается не только во внешности, но и в его манере говорить, двигаться, во всем укл

Разделы: Литература

Цели:

  • разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
  • развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;
  • развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
  • работа с ключевыми понятиями;
  • воспитывать читательскую культуру школьников

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, портреты помещиков, выставка книг.

ХОД УРОКА

1. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.

Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?

Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».

2. Постановка проблемного вопроса:

– Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?

3. Выдвижение гипотез:

– Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней говорится о покупке мертвых душ»
– По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.

4. Повторение старого материала с целью проверки гипотез.

Учитель предлагает вспомнить произведения Грибоедова, Лермонтова.

– Вспомните комедию Грибоедова. Ведь ей можно было бы дать название, допустим, «Приключения Чацкого в Москве».Почему Грибоедов назвал комедию «Горе от ума»?
Какой смысл вложил он в это название?

Ученик: Грибоедов хотел этим названием подчеркнуть, что умного, передового человека не ценят в дворянском обществе. Название подчеркивает непримиримость, конфликт между передовым, просвещенным человеком и реакционным, отсталым дворянством.

Учитель: А какой смысл названия романа Лермонтова? Почему он не назвал, скажем, «Жизнь Печорина»?

Ученик: Называя роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов подчеркивает типичность Печорина для 80-х годов. В предисловии к роману Лермонтов писал: «Герой нашего времени …» точно портрет, но не одного человека. Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Учитель резюмирует: Как видите, название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.

5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.

Учитель: Обратимся снова к Гоголю. Какой же смысл вкладывает он в название поэмы? Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем мы в понятие «душа», когда говорим: «Это человек с душой», «Человек прекрасной души»?
– Душа – это прекрасные внутренние качества человека.
– Мы подразумеваем под этим понятием благородные стремления человека. Это внутренний, духовный мир человека.

Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?

Учащиеся пересказывают близко к тексту отрывки из 5-й главы. Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.

Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?

При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:

– Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?

Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.

Учитель: Когда Чичиков приехал к Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о чем говорить с хозяином дома, как прервать неловкое молчание.
Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О политике, искусстве, о судьбе России, о литературе? – Нет, этого оскотинившегося помещика не интересуют такие вопросы.
И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно молчаливый Собакевич оживляется и даже становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о том, что его интересует. Когда же и почему оживляется Собакевич?

Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».

6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.

Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?

Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.

Учитель: А что интересует Собакевича?

Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).

7. Презентации учащихся

Учитель: Следует подчеркнуть, что Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека.
Разные бывают патриоты. Они дорожат историей своей страны, другой – культурой, третьему дороги военные победы родной страны. А Собакевич, как видите, патриот особого рода. Его нельзя назвать патриотом России – это патриот русского желудка.
В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя хорошим хозяином.
Он хорошо знает деловые качества своих крестьян.
Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у Манилова?

Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.

(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)

Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?

Учитель: У Собакевича взгляды крепостника. Крестьяне для него – рабы, источник дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него «душа человеческая все равно, что пареная репа», и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика дайте».
Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится только к крепостным, а к людям своего круга – иное отношение?

Ученик: Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.

Учитель: Подобные помещики, крепкие хозяева, убежденные крепостники, были надежной опорой реакции, оплотом самодержавно-крепостнического строя. Собакевич выступает в поэме как символ аракчеевщины.

Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие.

Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:

а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.

8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы

Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?

Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.

Учитель: На плакате слова Герцена, раскрывающие название поэмы: «Не ревизские мертвые души, а все эти Собакевичи, Ноздревы и т.д…» – и портреты помещиков. Именно так понимал смысл названия А.И.Герцен. Работа над образами помещиков продолжается.

9. Домашнее задание

1. Работа с текстом по образам помещиков.
2. Работа в группах: каждый участник группы получает карточку с индивидуальным заданием, ответы, на которые он должен записать в тетрадь. Также каждая группа получает карточку с общим заданием для всех.
3. По выбору (желанию): написать гимн Собакевича.

«Гоголь Мёртвые души» - Николай Васильевич Гоголь. 1809 - 1852. Плюшкин. Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. Нищета, пьянство, всеобщая лень, бестолковщина – так выглядит крепостная деревня. Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать. Ноздрев.

«Поэма Мёртвые души» - Авантюризм. Плюшкин. Беспринципность. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Н. В. Гоголь. Наглость. Бесхозяйственность. Мот и кутила. Невежественность. Бессмертная душа человека мертва. Законченным оказался только 1-й том.

«Н.В.Гоголь Мёртвые души» - Коробочка. История создания. «..Господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок…». Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов. Чичиков. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин. Работу подготовил Литвинюк Григорий. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и коробочка не похожи друг на друга.

«Поэма Гоголя Мёртвые души» - Гоголь в Риме. 8. Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте. 6. Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия. 2. А.С. Пушкин. Цели урока: Рисунок гоголя к поэме. 1) З.А. Волконская 2) рис. Ф. Моллер.

«Урок Мёртвые души» - Сведения по теории литературы. Порядок анализа образов помещиков: Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… Выполнила: учитель Чернореченской СОШ Бекмухаметова Г.М. Русских учеников совсем мало. Эпиграф к уроку: Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. «Начал писать «Мёртвых душ».

«Николай Гоголь Мёртвые души» - Биография. Первый период творчества. 1842 – 1855гг.- последний период. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв. Реализация авантюры Чичикова. Замысел произведения. Сюжет. Содержание. Николай Васильевич Гоголь. Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791-1868), из помещичьей семьи.

Всего в теме 22 презентации

«Повести Гоголя Шинель» - Повесть "Шинель" описывает не только случай из жизни героя. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе. Анекдот как замысел сюжета. Критика о ‘’Шинели.’’. А.А, Розин. М.А, Сиротинин.С.А. Выполнили работу: Самородов. В «Петербургских повестях» с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя.

«Гоголь Мёртвые души» - Губернское общество. Писательская биография Гоголя продолжалась 23 года. Дом в Васильевке. Настасья Петровна Коробочка. Павел Иванович Чичиков. Прокурор. «…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь в нем!...» Н.В.Гоголь. Н.В.Гоголь. Петербург. Иван Антонович «кувшинное рыло». Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним.

«Гоголь Шинель» - Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Попытаться заглянуть в свой духовный мир. Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»? План изучения темы: Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя. Вывод: Ограбление.

«Тарас Бульба урок» - Фрагмент урока по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Цель: Показать героизм Тараса и воспитать чувство патриотизма. … Русь! Казаки живо плыли на узких двурульных челнах и говорили про атамана. Русь! Что пророчит сей необъятный простор? Тарас – типичный запорожец. Константин Симонов «Тарас Бульба». Словарная работа.

«Майская ночь или утопленница» - Ночь- Месяц- Туман- Пруд- Воздух- Земля-. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Какими, по-вашему, были Ганна и Левко? Найдите гоголевские эпитеты в повести. Знаете ли вы украинскую ночь? НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809 – 1852гг.). Весёлые и страшные истории рассказаны пасичником Рудым Панько.

«Мёртвые души»

Помещик Собакевич


Визитная карточка.

Помещик Собакевич Михайло Семенович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах, будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.


Собакевич

Художник

П. Боклевский,

1875 год


Собакевич

Художники Кукрыниксы,

1937 - 1939



Деревня Собакевича

Художник А. Лаптев


Чичиков у Собакевичей

Художник

А. А. Агин


Чичиков у Собакевичей

Художник

А. А. Агин


Чичиков и Собакевич

Художник

А. А. Агин


Чичиков и Собакевич

Художник

А. А. Агин


Черты характера

  • Кулачество,
  • человеконенавистничество,
  • мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки),
  • грубость,
  • прижимистость.

Работа Бехтиной Натальи

1996 год


Работа Фроловой Надежды

1998 год


Работа Козлова Сергея

1998 год


Работа Князькиной Людмилы

1998 год


Работа Князькиной Людмилы

1998 год


Работа Прытковой Екатерины

2003 – 04 уч. год


Новая ступень человеческого падения – «чёртов кулак» Собакевич. Гоголь пишет, что, казалось, в теле этого человека вовсе не было души. Собакевич тяготит к старым крепостным формам ведения хозяйства, ненавидит город и просвещение. Смысл жизни видит в страсти к наживе. Помимо барщины применяет и оброк. «Портретом русского желудка» назвал его Гоголь: еда – вторая страсть Собакевича.

Собакевич – настоящий помещик, торгаш и скопидом. Он нагл и напорист. Автор сравнивает его с медведем.

Собакевич также образ нарицательный. Главные его качества – корыстолюбие, узость интересов.


Использованная литература

  • Н. В Гоголь «Мёртвые души», Москва «Олимп. ППП», 1993 год
  • Слайд-комплект презентаций к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Автор работы - Вшивкова Валентина Михайловна, МОУ Лебяженская СОШ
  • http://ru.wikipedia.org Википедия, свободная энциклопедия
  • http://www.gogol.niv.ru/soch/gogol1.htm.Сайт «Николай Васильевич Гоголь».
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Сайт по литературе «Российского Общеобразовательного Портала».
  • Иллюстрации русских художников к поэме «Мёртвые души».

  • Волкова Елена Аркадьевна
  • Учитель русского языка и литературы (1 квалификационная категория)
  • МОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»
  • Тетюшский район
  • Республика Татарстан
  • Февраль 2010 года

Слайд 2

Н. В. Гоголь (1809 – 1852)

  • Слайд 3

    Рождение

    Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь

    Слайд 4

    Описание деревни Собакевича

    Деревня была довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у нее с право и слева. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, кокай идет только на мельницы да на корабли. Все было упористо, без пошатки, в каком то крепком и не уклюжем порядке

    Слайд 5

    Описание господского дома

    Посреди деревни виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как стоят для военных поселений и немецких колонистов. Фронтон не пришелся по середине дома… Не четыре колонны, как было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. На конюшне, сарае и кухне были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. На стенах висели картины греческих полководцев, гравированные во весь рост. Потом следовала гераиня греческая Бобелина, у которой одна нога казалось больше чем все туловище. У самого окна, весела клетка из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками очень похожий на Собакевича. В комнатах все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого

    Слайд 6

    Описание внешнего вида помещика

    Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчетливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрева или мелочному накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Автор называет Собакевича – патриотом русского желудка!

    Слайд 7

    Отношение помещика к предложению Чичикова

    Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, как бы речь идет о хлебе. Извольте я готов продать. «Черт возьми,- подумал Чичиков про себя,- этот уж продает прежде, чем я заикнулся!» - Чтобы не запрашивать с вас лишнего по сто рублей за штуку! – сказал Собакевич. После всех споров на счет цены, Чичиков сказал – «кажется, между нами происходит, какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу это объяснить» Собакевич ответил - вам понадобились души, я и продаю вам, и будите раскаиваться, что не купили.

    Слайд 8

    Отношение Чичикова к помещику

    Сам Собакевич показался Чичикову похожим на медведя средней величины – его даже звали Михайлом Семеновичем. На нем был надет медвежьего цвета фрак и длинные панталоны. Ходил он неуклюже и постоянно наступал кому-то на ноги. Телосложения он был довольно крепкого, «шеей не ворочал вовсе» и редко смотрел на человека, с которым разговаривал. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.

    Слайд 9

    Купля продажа «мертвых душ»

    Вся история купли продажи началась с того что Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сто рублей за штуку!» - По сто!-вскричал Чичиков, разинув рот. -А какая, однако ж, ваша цена??? -Моя цена, по восемь гривенок за штуку! -Да че крупитесь? – ответил Собакевич. – другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор. После всех споров Собакевич сказал: «Мое последнее слово, пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле нигде не купите такого хорошего народа!»

    Слайд 10

    Собакевич, как истый торговец, представлял свой товар не просто как умерших людей, а как ценных мастеровых: сапожников, плотников, кирпичников и т.д., как будто забыв, что их уже нет. Наконец гость и хозяин сошлись в цене и решили завтра же отправиться в город и оформить купчую. Чичикову пришлось выплатить задаток, но он потребовал расписку. Прощаясь, гость попросил хозяина никому не говорить о сделке, и тот согласился. Вся история купли продажи началась с того что Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сто рублей за штуку!»

    Слайд 11

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

    Посмотреть все слайды

  • ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения