Любовь героев к богу почитание героями библии. Повесть о Петре и Февронии. Основные особенности повести

Приложение 6

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Урок-практикум в 7 классе.

Цель : показать детям высокий моральный облик главной героини «Повести…», величие и красоту взаимоотношений, основанных на любви, закрепить в сознании учащихся приоритет нравственных ценностей над материальными, воспитывать доброжелательность, скромность, чуткость, честность, умение прощать, верность в любви и дружбе. Побуждать детей к поступкам, приносящим добрые плоды, развивать понятие о древнерусском летописании, навыки словесного описания героев и умение правильно отвечать на вопросы.

Оборудование: современная икона «Петр и Феврония Муромские», книги и журналы по духовно-нравственному воспитанию, электронная презентация «Русские святые».

Ход урока:

«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая

об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Д.С.Лихачев.

1.Проверка домашнего задания. Учащиеся отвечают на вопросы:

Почему «Начальная русская летопись» стала называться «Повестью временных лет»?

Какие события отражены в древнейшей русской летописи?

Каковы особенности древнерусского летописания? (Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к Родине, религиозность, образность, сила духа).

II . Объяснение нового материала .

Слово учителя:

1. На Руси всегда находились люди, не только следовавшие библейским заповедям праведной жизни, но и творившие духовные подвиги, подобные подвигам древних пророков, апостолов, мучеников веры. Некоторые из них уходили в пустыню, где не было ни одного человека, и жили там всю жизнь. Они целыми днями и даже ночами общались с Богом.

Кого из русских святых вы можете назвать? Что вы знаете о них?

(Учащиеся провели исследование «Русские святые», создали вместе с учителем одноименную электронную презентацию и подготовили краткие сообщения о святых земли Русской).

Учащимся демонстрируется электронная презентация «Русские святые». Учитель комментирует слайды. Например: « Одним из наиболее почитаемых святых на Руси был преподобный Серафим Саровский , старец-пустынножитель, затворник и провидец. Сын купца, Серафим родился в городе Курске, в 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни, спустя восемь лет пострижен в монашество. Добровольно удаляясь в затвор, он проводил время в строгом посте, трудах и молитве. Множество людей стекалось к его келье, чтобы открыть ему тайны своей совести, свои скорби и нужды, и каждый получал утешение.

Святитель Митрофан Воронежский оказывал деятельную помощь Петру I и все свои сбережения передавал на строительство русского флота.

Он отказался войти во дворец к Государю, потребовав выбросить из дворца статуи языческих богов. Петр пришел в ярость и угрожал Митрофану казнью. Святитель сказал, что лучше умереть, чем собственным присутствием или боязливым молчанием одобрять язычество, и начал готовиться к смерти. Потрясенный царь убрал статуи.

Петр I участвовал в похоронах святителя Митрофана, вместе со старшими морскими офицерами нес гроб и после погребения сказал: «Не осталось у меня такого святого старца, буди ему вечная память».

В 1732 году мощи святого были найдены нетленными». И т.д. (Показываем 1-17 слайды).

2. А сегодня, ребята, мы поговорим о величии и красоте взаимоотношений, основанных на любви и верности.

(Развернутый рассказ учащихся по заранее подобранным и записанным ключевым словам об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских»).

Ответы на вопросы :

Кем вы представляете Февронию: доброй кудесницей или хитрой волшебницей? Или еще кем-либо? Как вы поняли ее образ, смысл ее поступков?

Слово учителя:

Повесть, которую вы прочитали, была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом (настоятелем собора) дворцового собора Спаса-на Бору в Москве, а потом стал монахом. «Повесть…» стала популярной, сохранилось множество ее списков, в которых история о Петре и Февронии излагается во множестве вариантов.

Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солотча, откуда родом была Феврония.

III . Закрепление материала.

В повести мы видим признаки устного жанра. Какие это признаки?

(Это элементы волшебной сказки: змий- оборотень; жена Павла выпытывает у него. От чего он может умереть; меч-кладенец, от которого умер змий; мудрая дева, говорящая загадками; при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка).

Что вам напоминает начало повести? (Сказочный зачин).

Мы нашли признаки волшебной сказки. Какие признаки жития обнаруживаются в повести? Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра? Через какие испытания проходят Петр и Феврония? Какой вывод мы можем сделать, ответив на эти вопросы? (Повесть написана в форме жития, но содержание повести отличается от каконического жития. Начало повести не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей. Но автор прославляет святых, создавая идеальные образы. В повести есть восхваляющие эпитеты: Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, преблаженная, блаженная. Герои любят Бога, живут по «заповедям Божьим».Февронья творит чудеса, исцеляя больных; крошки со стола превращаются в зерна благовонного ладана Феврония наделена не какой-то волшебной, магической силой, а силой веры в Бога. Смерть героев необычна, после их смерти происходят новые чудеса).

Чем привлекает повесть читателя? (Заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, она является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости).

Почему слуга Петра не может ничего понять в словах дочери древолаза? (Характер преподобной будущей княгини Февронии исключительный, она обладает всеми качествами для княжеской жены).

Найдите в повести те эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, ее благочестие и верность.

Какое качество подчеркивает автор в ее характере в первую очередь? (Мудрость).

К кому обращается Феврония в трудные минуты? (К Богу ).

Как вы понимаете слова Февронии: «Тот сможет излечить, кто потребует князя твоего себе»? Согласны ли вы с тем, что свое искусство Феврония использовала с целью извлечь выгоду – выйти замуж за князя?

(Феврония исцеляет Петра не только мазью, но и своей верой, своим желанием помочь. Струпья появляются на теле Петра от крови дьявола, и Февронья, требуя Петра к «себе», приводит его к воплощенной в ней божественной силе исцеления. Она делает его как бы частью себя самой. Петр, как и Феврония, становится «носителем» божественной силы (случай с боярами). Не случайно слово «блаженный» (счастливый) как характеристика Петра появляется только после того, как он становится мужем Февронии. Не случайно в дальнейшем Петр и Феврония становятся как бы единым целым. Их духовная связь так сильна, что ни люди, ни даже смерть не в состоянии разлучить их).

Почему после ее смерти происходят чудеса? Почему князь не стал больше испытывать свою благоверную супругу, когда обнаружил, что хлебные крошки, собранные ею со стола, превращаются в ладан и фимиам?

(Перед нами – образ русской святой, созданный по всем правилам жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу и признание автором того, что он не достоин описывать жития святых.

Почему вырастают срубленные деревья?

Эпизод с благословением отрубленных веток – это, возможно, своеобразная параллель с судьбой князя Петра: отрубленные ветки стали могучими деревьями, изгнанный князь обретает еще большее доверие и власть.

В чем особенность правления князя Петра и княгини Февронии?

(Они всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей – «княжили во граде как чадолюбивые отец и мать»).

Проводим словарную работу: объясняем значение слов чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы.

Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте свое суждение.

В заключение учащимся предлагается досмотреть электронную презентацию «Русские святые» (слайды 18- 28 – о Петре и Февронье).

IV . Задание на дом: C тр. 55, вопросы 6-8. Подготовиться к выступлению с сообщениями о русских святых (по выбору).

Билет 2

1. Любовь, преданность, верность главных героев в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Связь повести с фольклором.

Повесть написана в 15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом , который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это неединственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков "Повести..."

Тема - история любви, преданности, самоотверженности.

Идея - показать идеал праведника, утверждение любви - великого чувства.

Главные герои – Петр и Феврония.

Жизнь Петра и Февронии – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», мы выявили следующие черты сказки:

1. Начало произведения напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

2. Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

3. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое- змееборце, вторая- на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.

4. По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло: Петр победил змея.

5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например, «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).

7. Волшебные предметы(например, Агриков меч, от которого гибнет Змей).

8. Постоянные эпитеты: «лукавый змей», «мудрая дева» идр.

Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских» к жанру фольклора.

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых. Святой – это человек, посвятивший себя богу.

Жития имели определенную структуру:

1. Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

2. Основная часть - рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

3. Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику святых.

Черты житийного жанра:

2. Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им…

3. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

4.Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали пышными деревьями).

5. Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Но в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал- классический образец жития)

Жанр произведения определен в названии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

1. Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

2. Герои повести- реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукаыре задание отвечает не менее лукавым.

3. Детали. Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

4. На первый план выдвигается личность крестьянки.

5. Тема социального неравенства.

6. История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.

Это житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

2. Какова основная мысль стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»?

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.

Тема стихотворения : история лошади, которая « грохнулась » на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: « Деточка, все мы немножко лошади ».

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками (« может быть старая… »), « рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла ».

Идея стихотворения : Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, « хвостом помахивая », то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, « поэтином », слове.

Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Идейно – художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»«Главное – люби других, как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего и не надо» (из « Евангелия») автор: учитель МОУ «СОШ№14» г. Вологда Субботина И.П. 8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и брака.Их брак является образцом Христианского супружества и верности. «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества» Ф. Адлер Может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным? Автор повести – писатель и публицист Ермолай, в монашестве – Еразм. Он был священником в Пскове, потом настоятелем собора Спаса – на- Бору в Москве, а потом стал монахом. «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией» Петр и Феврония – исторические лица.Они княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году.Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку села Солотча, откуда родом была Феврония. Прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13 века, который женился на крестьянке Ефросинии Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. СКАЗКА? ЖИТИЕ? ПОВЕСТЬ? Вывод: Сказка Житие Повесть Мы выявили следующие черты сказки: 1.Сказочный зачин. 2.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. 3.Есть сказочный герой змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея 5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч)8.Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). образец поведения человека Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи)Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудесаЗаключение – похвала святому «Житие» - жизнеописание святых Композиция Христос «Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.Вывод: перед нами образ русской святой, созданный по всем правилам этого жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу. 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.2.Герои повести – реальные люди Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть» «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…» 3.Детали 4.На первый план выдвигается личность крестьянки5.Тема социального неравенства6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице Житийная повесть с элементами народно- сказочного характера «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа – князя Петра» «Петр и Февроние, молите Бога о нас!» «ЛЮБОВЬ ДОЛГОТЕРПИТ, МИЛОСЕРДСТВУЕТ, ЛЮБОВЬ НЕ ЗАВИДУЕТ, ЛЮБОВЬ НЕ ПРЕВОЗНОСИТСЯ, НЕ ГОРДИТСЯ, НЕ БЕСЧИНСТВУЕТ, НЕ ИЩЕТ СВОЕГО, НЕ РАЗДРАЖАЕТСЯ, НЕ МЫСЛИТ ЗЛА» (1КОР. 13, 4,5) ИМЕННО ТАКАЯ ЛЮБОВЬ ПОМОГЛА Февронии преодолеть сословные препятствия и вызванные ими отчуждения Петра, а Петру, в свою очередь, ради своей любимой отказаться от княжеского престола. Для нас, людей 21 века, очень важна память о большой любви мужчины и женщины из далекого 13 века! 8июля – православный день влюбленных Мощи Февронии и Петра Муромских покоятся в Муромском Свято-Троиц- ком женском монастыре. Сюда приезжают тысячи людей поклониться их мощам и помолиться.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель русского языка Карповской СОШ

Повесть создана в середине XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом. Священник получил задание написать сочинение о муромских святых – князе Петре и его супруге. Это житие должно было войти в полное общерусское собрание житий – «Великие Минеи Четьи» (ежемесячные чтения)

Герои повести – исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII в. Но в «Повести…» историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд. На соборе 1547 г. Пётр и Феврония были канонизированы, т. е. причислены к лику святых. Но произведение не было включено в сборник

Автор пытается решать современные ему проблемы: 1. как правитель должен относиться к своим подданным; 2. кто такие бояре и крестьяне; 3. как приходит в этот мир зло, можно ли с ним бороться; 4. есть ли у зла свои служители?

Жанровое своеобразие повести Сказка? Житие? Повесть?

СКАЗКА - жанр устного народного творчества, рассказ о вымышленных событиях, где изображается победа добра над злом, воплощаются народные представления о красоте, справедливости, достоинствах человека.

ЖИТИЕ - жизнеописание людей, объявленных христианской церковью святыми.

ПОВЕСТЬ - средний между рассказом и романом эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).

Сказочный зачин. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Есть сказочный герой змей-искуситель. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). Волшебные помощники (например, Агриков меч). Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). Сказочные черты

Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои. Необычная смерть и посмертные чудеса. Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д. ЧЕРТЫ ЖИТИЯ

1. Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2 . Герои повести – реальные люди. 3. Детали. 4. На первый план выдвигается личность крестьянки. 5. Тема социального неравенства. 6. История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. Черты повести

Жанр «Повести…» не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с житием. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умения автора обобщать различные явления жизни, позволяет рассматривать «Повесть…» как начальную стадию развития жанра ВЫВОД: Бытовой повести

Храмом Петра и Февронии, где хранятся мощи святых, является Троицкий собор в Свято-Троицком монастыре города Мурома. В этот собор со всей России и даже из-за границы приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Петра и Февронии и испросить у святых благоверных супружеского счастья, истинной любви и верности.

Рака с мощами

В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб.

Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на Первомайском бульваре между Казанским женским монастырем и ярославским ЗАГСом. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Ярославле представляет собой трехметровую бронзовую скульптурную композицию с фигурами святых Петра и Февронии, держащих в руках голубя – символ семейного очага и мира. Памятник в Ярославле установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». ЯРОСЛАВЛЬ

Дата открытия: 14 октября 2009 г. Место установки: в Преображенском парке Абакана рядом с Преображенским собором. Скульптор: Константин Зинич. Памятник Петру и Февронии в Абакане установили недалеко от металлического дуба, на который молодожены, по местной традиции, вешают замки с именами своей пары, а ключ от замка бросают на дно рядом расположенного водоема. Теперь это традиционное свадебное место Абакана дополнилось памятником Петру и Февронии – в день бракосочетания новобрачные могут попросить святых сделать их брак счастливым. Скульптор Константин Зинич постарался не просто изобразить святую княжескую чету, а показать торжество духовного начала в супружестве. Памятник Петру и Февронии отлит из бронзы, высота бронзовых фигур достигает 2,6 метра, вместе с постаментом – около 4 метров. АБАКАН

Дата открытия: 8 июля 2008 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: перед зданием муромского ЗАГСа. Скульптор: Николай Щербаков. Памятник Петру и Февронии в Муроме носит название «Союз любви - мудрый брак». В этой скульптурной композиции святые Петр и Феврония изображены как две коленопреклонённые фигуры, нежно протягивающие друг к другу руки. МУРОМ

АРХАНГЕЛЬСК Дата открытия: 28 июня 2009 г. Место установки: на пересечении улицы Логинова и набережной Северной Двины рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Архангельске выполнен из бронзы и в высоту достигает 3,3 метра. Скульптор изобразил сцену возвращения князей Петра и Февронии из изгнания обратно на княжение в Муром. Памятник в Архангельске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». По замыслу организаторов проекта, они хотели создать местную традицию для молодоженов – в день бракосочетания или венчания приезжать к памятнику Петру и Февронии, чтобы поклониться святым покровителям брака и обратиться к ним с просьбой о благополучии семейной жизни.

Дата открытия: 5 июля 2009 г. Место установки: перед зданием Ульяновского Государственного Университета. Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов. Памятник Петру и Февронии в Ульяновске выполнен из бронзы и представляет собой молодых князей Петра и Февронию с голубем, символизирующим любовь и верность. Памятник в Ульяновске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». УЛЬЯНОВСК

Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на площади перед зданием сочинского ЗАГСа. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Сочи представляет собой Петра и Февронию в монашеских одеждах под деревьями, в кроне деревьев в гнезде расположилось семейство голубей, а под деревом сидит заяц, друг Февронии еще с девических времен. Памятник отлит из бронзы, его вес 3 тонны, высота – 3,2 метра. Памятник в Сочи установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». Уже сейчас в Сочи складывается традиция среди молодых людей делать предложение руки и сердца у памятника Петру и Февронии. СОЧИ

ОМСК БИЙСК ИРКУТСК САМАРА

Использованные источники 1.Энциклопедия для детей. Е. 9. Русская литература. Ч. 1./ Главн. Ред. М. Д. Аксёнов. – М.: Аванта+ , 1998. 2. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М.: Высш. шк., 1998. 3. www.petr-fevronia.ru 4. www.zlatoriza.ru


«ПОВЕСТЬ

О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ »

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Задачи:

образовательные :

дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях;

раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образы главных героев Петра и Февронии;

формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

совершенствовать навык осознанного чтения.


Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно .


XI – XVII века


Жанры древнерусской литературы разнообразны: молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы – сказания, наставления, легенды.






Словарная работа:

Литературовед - специалист, изучающий науку о художественной литературе

Вязь соединение смежных букв в один сложный знак

Златокузнец, среброкузнец, сканный мастер – ювелиры, украшавшие оклад книги

Оклад – декоративное на книжном переплёте из тонких листов золота, серебра, меди


«Повесть

о Петре и Февронии Муромских».

Нравственные идеалы

и заветы Древней Руси




Историческая справка

  • Время создания – XVI век
  • Автор - Ермолай-Еразм
  • Прототипы – исторические лица, княжившие в Муроме в нач. XIII в. Умерли в 1228г
  • Место действия –с. Ласково,

г. Муром


История создания

Написана «Повесть писателем-публицистом Ермолаем. Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал протоп о пом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.


  • Тема – история любви.
  • Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

Пётр и Феврония –исторические личности. Княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году.

Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть


Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

сказка

- сказочный зачин

  • добро побеждает зло

-загадки

-задания-испытания

-волшебные предметы

- постоянные эпитеты

житие

- рассказ о жизни святых

-прославление святых

-любовь героев к Богу

-чудеса святых

повесть

- несколько сюжетных линий

-исторически точны названия мест

-детали быта

Житийная повесть с элементами народно-сказочного характера

СКАЗКА

ЖИТИЕ

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

ПОВЕСТЬ

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.

Сказочный зачин: « Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

Жития имели определенную структуру.

По́весть - прозаический жанр, тяготеющий

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

  • Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день»,

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

«на следующее утро».

Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

Есть волшебные вещи: агриков меч.

Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

Загадки и хитроумные испытания.

Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

  • Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева);
  • повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ

С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА


Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

ВЫВОД:

В «Повести о Петре и Февронии Муромских» есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.


Композиция повести.

ПЛАН

1.Подвиг князя Петра

2.Мудрая дева Феврония

3.Поединок Петра и Февронии с боярами

4.Кончина святых и посмертные чудеса


Работа с текстом произведения

основные эпизоды повести:

  • 1.Проделки дьявола
  • 2.Отчего смерть змея приключится.
  • .3.Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
  • 4.Агриков меч найден.
  • 5. Змей убит.
  • 6.Мудрая девушка из села Ласково.
  • 7.Условие Февронии и исцеление.

  • 8. Заговор против княгини Февронии.
  • 9. «Дайте то, что я прошу!»
  • 10. Прозорливость Февронии.
  • 11. Возвращение в Муром и счастливое княжение.
  • 12. «Приспело время преставления».
  • 13.Чудеса с телами Петра и Февронии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

«Соколиный глаз».

1.В какое село отправился слуга в поиске лекаря?

2.Где находился Агриков меч? Каково его назначение?

3.Какое условие поставила Феврония перед лечением князя?

4.За что бояре невзлюбили девушку?

5.Зачем приказала не все струпья помазать?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

«Соколиный глаз».

6.Что оказалось в ладони Февронии после обеда?

7.Что предлагали бояре Февронии вместо мужа?

8.Почему бояре перебили друг друга?

9.Чьей была дочерью Феврония?

10.Что вышивала Феврония пред смертью


Духовный мир главных героев. Характеристика Петра

В нём есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово, стал её испытывать, когда жёны бояр стали наговаривать на неё.


Характеристика Петра

- Что мешает ему поступить иначе?

- Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?


Характеристика Петра

  • Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте.
  • Быть невысокомерным,

значит быть каким?

- Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает?


Характеристика Петра

- Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии?

- Обладает ли ими Петр? Запишем их.

- Какие ещё черты раскрываются в характере Петра?

  • - Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Характеристика Петра

-Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Характеристика Петра

1.Верность заповедям Божьим, вера в Бога

(благочестие, религиозность)

  • Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…»
  • Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»
  • Мудрость
  • Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.» - с.55
  • Любовь и верность близким
  • Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.» -с. 55
  • Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром». –с.60
  • Умение прощать
  • Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.
  • «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.» -с.61
  • Справедливый правитель
  • «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.» - с.61-62

Характеристика Петра

2. Мудрость

  • Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.»

Характеристика Петра

3. Любовь и верность близким

  • Ради брата своего думает, как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать, как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.»
  • Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром».

Характеристика Петра

4. Умение прощать

Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром. «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.»

  • Справедливый правитель

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.»


Характеристика Февронии

Он учит ценить людей по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные .


Характеристика Февронии

-В чем заключается загадка Февронии?

Кто такая Феврония?

- Когда мы впервые знакомимся с Февронией?

- Заглянем в дом к Февронии.


Характеристика Февронии

Порассуждаем:

  • О чем свидетельствуют загадки Февронии?
  • Что автор намеренно хочет подчеркнуть в ней?

-Прочитайте в повести загадки Февронии .

- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.


Характеристика Февронии

  • С какой целью автор использует их здесь?

(Для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).


Характеристика Февронии

  • За что же полюбил Пётр Февронию?
  • Он убедился в уме, душевной красоте девушки.
  • Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна.

Характеристика Февронии


Характеристика Февронии

- Почему Феврония полюбила Петра, не видя его, т.к. они общались через слуг?

(Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением).


Характеристика Февронии

1.Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

  • Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде».

Характеристика Февронии

2. Чудесный дар

  • Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Характеристика Февронии

3. Верность

  • Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

4.Кротость, смирение

  • Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

Порассуждай:

  • Почему автор не рисует портретов героев повести?

Не внешность, не красота главное для него. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки.


Порассуждай:

  • Какими эпитетами автор награждает героев?

Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный.

Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.


Словарная работа:

  • Блаженный – благой, добрый.
  • Преподобный - святой из монашествующих.
  • Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1 . Как жили молодые после замужества?

2. Как вы понимаете выражение «благочестиво и праведно»?

3. Какой выбор делает Петр между женой и троном? Как это его характеризует?

4. Почему его попросили вернуться?

5. Как княжили после возвращения? Чего не любили в общественном укладе?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

6. Какой пример подавали своим правлением?

8. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности?

9. Как завершается жизненный путь Петра и Февронии?

10. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти?


Духовный портрет святых

Феврония

-мудрость

-добросердечие

-милосердие

-способность любить

-благочестие

-чудесный дар

-верность

-кротость, смирение

Петр

- мужество

-добросердечие

-кротость, смирение

-верность заповедям Божьим (благочестие)

-мудрость

-любовь и верность близким

- умение прощать

Образец нравственных и духовных ценностей



Всероссийский день семьи, любви и верности




Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Провести словарную работу: задание №2, стр. 82.
  • Подготовить чтение «Повести…» по ролям .

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно



ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения