Вадим Рудольфович Самойлов: биография, фото и интересные факты. Вадим Самойлов: «Я до сих пор чувствую себя скромным провинциальным юношей Вадим самойлов биография и личная жизнь

Детство Вадима Самойлова

Старший из звездных братьев Самойловых Вадим появился на свет на Урале, в Свердловске, ныне Екатеринбург. Отец будущих рок-звезд работал инженером, мама – врачом. Позже семья переехала в провинциальный Асбест. Свое советское детство Вадим Самойлов вспоминает не очень охотно, также как и небольшой город, в котором прошло его детство.

Детство Уже с детсадовского возраста Вадим начал проявлять музыкальные способности: мальчик очень любил петь. Кроме этого, уже тогда окружающим были очевидны лидерские черты в характере Вадика, он частенько собирал окружающую его детвору на совместные игры. Вадима с детства отличал превосходный музыкальный слух, в возрасте пяти лет мальчик смог самостоятельно подобрать на фортепиано мелодию из кинокартины «Достояние республики». В семь лет по собственному настоянию Вадик пошел учиться в музыкальную школу на класс фортепиано. При своем таланте занятия он посещал неохотно, кроме уроков сольфеджио, которое давалось юному дарование легче всего.

Писать музыку Вадим Самойлов начал уже в третьем классе, а в шестом – стал участником школьного ансамбля. Уже тогда Вадим был знаком и близко дружил с Александром Козловым, будущим коллегой по «Агате». В 1987 году Вадим пригласил в группу своего брата, Глеба Самойлова . Знакомство братьев Самойловых с классикой зарубежного рока началось, когда братьям попались записи PinkFloyd, ELO, Talgerine и других рок-звезд. Пластинки зарубежных рок-музвкантов часто привозила из столичных командировок мама Саши Козлова.

Учеба в институте и ВИА РТФ-УПИ

Скорее ради спокойствия консервативно настроенных родителей, чем по призванию, после окончания школы Вадим стал студентом радиотехнического факультета Уральского Политехнического Университета. По специальности звезда российского рока – инженер-конструктор радиоаппаратуры. Его профессию никак нельзя назвать бесполезной, ведь в студиях звукозаписи Вадим Самойлов проводит большую часть рабочего времени. Во время учебы в институте братья Самойловы всерьез понимают, что их увлечение музыкой это отнюдь не праздное времяпровождение, они мечтают о концертах и славе.

Агата Кристи - Декаданс (редкая запись 1991 года).

В 1985 году создается университетская группа ВИА РТФ-УПИ, которую основали Вадим Самойлов, Александр Козлов и Петр Май. Студенческий ансамбль стал первым шагом к современной «Агаты Кристи», но тогда о масштабах популярности «Агаты» никто не думал.

Вадим Самойлов в группе «Агата Кристи» - проект длиною в 20 лет

Центральным проектом творчества Вадима Самойлова навсегда останется группа «Агата Кристи». Коллектив просуществовал 20 лет, записал десять студийных альбомов, пять сборников и восемнадцать музыкальных клипов. Изначально студенческая группа была собрана для выступления на одном из университетских праздников, но отыграв однажды, не распалась.

Начало всероссийской популярности "Агаты" приходится на 90-е годы. Альбомы «Декаданс», «Позорная звезда», «Опиум» быстро обрели популярность у молодежи, а дальше группа легко поднималась на первые места хит-парадов и с успехом колесила по России с концертами. Мечта братьев сбылась!

Состав группы несколько раз претерпевал изменения, но «золотым» составом считается «Агата» с участием братьев Самойловых, Александра Козлова и Андрея Котова. Такой состав сложился в 1990 году с приходом в группу Андрея Котова и просуществовал до 2001 года, когда от атеросклероза скоропостижно скончался Александр Козлов.

Вадим Самойлов и Александр Козлов. Программа «Колеса»

«Агата Кристи» завершила свою концертную деятельность в 2009 году масштабным прощальным туром по российским городам. Летом 2010 года увидел свет последний прощальный альбом легендарной группы «Эпилог», а также свершилось последнее выступление на рок-фестивале Нашествие.

Сольные проекты, продюссерская и общественная работа Вадима Самойлова

Помимо колоссального труда над собственной группой, постепенно Самойлов начинает принимать участие и в других проектах. В 1994 году Вадим работает аранжировщиком альбома «Титаник» группы «Наутилус Помпилиус» и Вячеслава Бутусова . В качестве продюсера Самойлов-старший ведет популярные проекты: группа «Смысловые галлюцинации», певица Юлия Чичерина стали известны во многом благодаря продюссерскому таланту Самойлова. В 2004 году вышел совместный альбом Вадима Самойлова с группой «Пикник».

В качестве композитора Вадим является автором асаундтрека к картине Алексея Балабанова «Мне не больно». В 2003 году вышел первый сольный альбом Самойлова-старшего «Полуострова», а в 2006 году поклонники получили подарок от своего кумира в виде второго сольника «Полуострова-2».


В 2006 году Вадим Самойлов создал проект «Герой нашего времени» - это благотворительная организация, которая оказывает поддержку начинающим музыкантам и музыкальным коллективам. А с 2007 года Самойлов является членом Общественной палаты РФ, где основным направлением деятельности экс-лидера «Агаты Кристи» является борьба с плагиатом и пиратством, которое Вадим считает одним из разновидностей воровства.

Личная жизнь Вадима Самойлова

Личная жизнь рок-музыкантов зачастую закрытая тема, и Вадим Самойлов в этом вопросе не исключение. Известно, что со своей женой Юлией Вадим познакомился в 2003 году. По его словам, эта встреча перевернула его жизнь. От первого брака у Вадима есть дочь Яна, она живет с мамой в Екатеринбурге.

Первые воспоминания... Мне, наверное, год был с небольшим, меня в ясли возили, и вот как дети в санках сидят полулежа - голова к небу - помню деревья, дорогу... А когда в садик водили - там была какая-то труба, вот и я запомнил: подъезд садика и над ним труба. Мне приятны воспоминания только о самом раннем детстве. Потому что потом... в семье не все хорошо было, городок маленький, провинциальный, и воспоминания скорее негативные. Например, родители решили нас водить в баню - в общую баню. Мне хватило двух походов, чтобы устроить скандал и сказать, что больше я туда не пойду. Ну представь - общая баня, пиво, рыба, бабушки, носящие тазики, куча голых мужиков... А в садике - мне рассказывали - я организовывал какие-то игры, у меня было развито чувство лидерства - раньше это называлось "организаторские способности". Очень рано я полюбил музыку, слушал, песенки подбирал... Еще из детских впечатлений... Безусловно, музыка из фильмов - одной из первых мелодий, которую я подобрал, была мелодия из кинофильма "Достояние республики" - это я еще даже в школу не ходил, мне было лет пять, мы были в гостях, там было фортепиано, и, пока взрослые занимались своими делами, я подобрал эту мелодию. Так что в музыкальную школу я пошел добровольно, тем более, что она была рядом с домом. Помню прослушивание при поступлении. Я учился по классу фортепиано, и как к культу к учебе не относился, для меня это было продолжением музыки. Разумеется, у меня были конфликты с учителями - я прогуливал, в общем, все, как полагается. Вообще, мне никогда не нравилось учиться, был единственный любимый предмет - сольфеджио, это я щелкал, как орехи. А все остальное терпеть не мог - в особенности, "музлитературу". Потому что она носила назидательную окраску. В итоге все образование очень быстро отбило любовь к классике. И заново потом приходилось въезжать. Поступил я в музыкальную школу добровольно в семь лет, а закончил ее благодаря геройским усилим моей мамы, мы с ней вместе закончили. То есть только ради нее - она деньги какие-то платила, мучилась, кричала... А своя музыка началась классе в третьем. Начал что-то играть, но более осознанно какие-то песенки пошли классе в пятом-шестом. Тогда я уже познакомился с Сашкой Козловым, он играл в ансамбле, я ходил слушать. Репетировали они в комитете комсомола, дверь была приоткрыта, вот заглянешь, послушаешь - потом полшага сделаешь вперед, а потом уже и в комнату зайдешь. Но, так или иначе, в классе пятом-шестом я играл в этом ансамбле. Они пробовали что-то сочинять, я предложил свои вещи, вот сидели, даже записывали что-то. Что интересно - со времен школьного ансамбля тоже многое осталось: например, мы записывали "Ураган", и Глеб вспомнил мелодию с тех давних пор, и эта песня вошла в песню. Пластиночки еще какие-то были, выпущенные столь же нелепым образом. Записаны "Beatles" или "Deep Purple", а написано следующее - "вокально-инструментальный ансамбль, на английском языке". А потом наш старший брат, живший в Барнауле, приехал к нам, привез магнитофон, кучу записей, и тогда мы подсели на "Pink Floyd". Потом у Саши Козлова мама начала из Москвы привозить пластинки, потом стали у спекулянтов покупать. Вообще набор был такой: "ELO", "Talgerine", "Pink Floyd". Потом, разумеется, последовало увлечение хард-роком, но у меня это было несерьезно - так, подурачиться. А позже, когда в десятом классе на нас обрушилась лавина самой разнообразной музыки, я слушал все, но висел на "Yes", "Queen" - то есть, на самой прогрессивной, в основном, английской, музыке. Американский рок-н-ролл я никогда не любил. Что касается пресловутого влияния свердловской школы рок-музыки, то любимейшей группой для нас был "Урфин Джус". Мы их с Глебом услышали, и нам сразу понравилось. "Наутилус" - чуть позже, причем ранний, типа "Невидимка". Но, в общем, "Урфин Джус" действительно повлиял на нас. Это нормально - потому, что для того, чтобы выйти на свой путь, надо поплясать по кругу - а там либо приходит либо нет. Музыка всегда шла рядом с нами. Она всегда была главной. Но надо было параллельно учиться в институте, в общем - жить обычной жизнью. А, что называется, для себя главным было сочинять, играть, выступать. И именно об этом и мечталось - а не о том, на каком радиозаводе я буду работать. Для услады родителей мы поступали в различные институты, но я об этом не жалею. В институте я провел замечательное время - и даже знания, которые приобрел там, помогают. Звукозапись ведь - дело хитрое, как раз по моей профессии. Я всегда понимал, что "любишь кататься, люби и саночки возить". Получилось так, что наша музыка стала популярна, много людей ее слушают - и будь добр, покажи ее всем и в самых разных качествах. Поэтому - постоянные концерты, туры и так далее. Кроме того, нам просто нравится играть, даже если устаешь. Убивает-то быт - гостиницы, перелеты, переезды - а концерты спасают. Отношения с шоу-бизнесом... Есть цели и есть средства. Цель - играть свою музыку. И мы прекрасно понимаем, что при этом существует процесс того самого шоу-бизнеса, и есть куча заморочек. То есть дискомфорт в работе есть у всех, и все это понимают. Иногда думаешь - блин, да что ж они вытворяют! Хотя мы понимаем, что есть масса поводов сказать тоже самое и в наш адрес. Что касается диктата шоу-бизнеса... Обязанность сделать то или иное - она сама по себе есть, мы это понимаем прекрасно. Это сознательно выбранный путь - и, естественно, бывает очень сильная усталость. Чувствуешь, что тебя уже зритель тащит - типа "давай дальше, давай!" Мы нашли в себе силы взять на полгода паузу, а сейчас заново поднимаемся. Это нормально - с нашей точки зрения, это нормально. Мы очень боялись, что попадем в категорию модных групп - то есть будет сезонный интерес, и все. Нам надо было записать этот альбом ("Ураган"), вывернув себя наизнанку - перейти из разряда модных групп в разряд постоянно вызывающих интерес. Ждем результата. У меня опасения сейчас рассеиваются, у ребят - в меньшей степени, но я позволяю себе смотреть на это со стороны, и, думаю, что все поправляется. Первая волна, когда из разряда простого человека, играющего свою музыку, ты попадаешь в разряд звезды, и появляются фанаты, толпящиеся у дома, миновала. Сначала было не по себе - очень страшно. Потому что все это обрушилось лавиной. Фанаты... они вслушиваются в каждое слово, но понимают все по-своему. Хотя этот момент искажения в восприятии происходит у всех. Потому что для нас музыка представляет одну цель - для слушателей совершенно другую. Для 14-летнего подростка понимание строчки, например, "ты будешь мертвая принцесса, а я твой верный пес" - оно совершенно другое, чем, допустим, у меня. Для него эта система образов как сказка, как продолжение некой детской игры, но с более живыми героями - они могут представить настоящую принцессу и даже целый спектакль. А пресловутый момент депрессивности в нашей музыке... Он не пугает меня в плане влияния на публику. Просто человек не в ответе за действия тех людей, которые послушали его музыку или прочитали его книгу. Я в этом уверен на 100 процентов - потому что тогда в звеньях этой цепи влияния нужно учитывать государство, всю жизнь, соседей и так далее. Просто музыка наиболее доступна - ничего делать не надо, читать не надо, услышал - и воздействие произведено. Я этого не боюсь, хотя знаю, что Глеб некоторые песни оставляет за бортом, думая как раз об этом. Что же касается моего внутреннего ценза, то мне труднее об этом говорить, потому что ценз касается в большей степени слова, а я давно уже ничего не пишу, никаких стихов. Нас обвиняют в использовании наркотических аллюзий, но я-то понимаю, почему мы это делаем. Это - другая грань жизни, а интерес к другим граням жизни у меня огромен, ведь там есть все, и некий мазохизм, и измененные состояния, эротические фантазии, шизофрения, все, что угодно. Я вообще думаю, что самое интересное искусство находится именно на этой грани. Я любитель такого искусства. Хотя с книгами такого рода - да и вообще с литературой - у меня плохо, не получилось из меня читателя. Очень редко читаю - а раньше увлекался научной фантастикой. Станислав Лем, Стругацкие. Потом - Булгаков. Из кино последнее, что на меня произвело впечатление - французский фильм "Отравленная кровь". Этот фильм существует совершено в другой системе координат. Совершенно другое пространство. Другие цвета. Совершенно не интересует реальность или нереальность происходящего. Драма, патология, любовный треугольник, какой-то сумасшедший дом, только дело происходит не в сумасшедшем доме, а в сумасшедшем мире. Очень интересно. Все внутри - то есть самое главное, что происходит, происходит внутри. Больше ничего не увидишь. Вообще из ощущения внутренней свободы и заданности обычной жизни все чаще меня сносит именно в область внутренней свободы, музыки, позволения себе делать все, что угодно. А когда сносит, очень трудно возвращаться. Возвращаешься, главным образом, из-за того, что понимаешь, что от твоих действий зависит судьба других людей. Сольные проекты (совместно с В. Сурковым):

Противоречивый вокалист противоречивой группы на противоречивом этапе своей жизни - в парадоксальном интервью одиозному журналу!

Александр Маленков

Николай Гулаков

Итак, Вадим Самойлов, музыкант, бывший вокалист «Агаты Кристи», 53 года. На каком творческом и жизненном этапе ты сейчас находишься?

Этот период можно назвать «послеагатие». «Агата Кристи» - это две трети моей жизни. С 2010 года я взял творческую паузу, чтобы все переосмыслить. Оказалось, что у меня очень много нереализованных вещей. Записи с институтских времен, композиции, не вошедшие в «Агату», и вещи, которые были изданы только для своих. И, с одной стороны, хочется шагать во что-то новое, с другой - нужно разобраться с этими якорями. Показать заново, кто я такой, - это непростая задача. В жизненном плане тоже много чего произошло. За последние годы я приблизился к некоторым общественным институтам, меня стала беспокоить судьба отечества, людей и человечества в целом. Исследуя себя, я задался вопросом, а что такое человек вообще. Эти темы - метафизика, психология - меня сейчас очень интересуют.

Ты думаешь, у тебя еще получится сотворить что-то не менее значимое, чем «Агата Кристи»?

«Агата» - это все-таки не было мое индивидуальное самовыражение. Конечно, там огромная часть меня, но во мне осталось еще очень многое, что просится наружу. Мне кажется, я еще могу что-то сказать. Пока я стараюсь избавиться от ощущения конкуренции с самим собой, а там посмотрим. В любом случае что-то получится. По крайней мере, с точки зрения понимания самого себя.

У тебя на подходе сольный альбом. Расскажи о нем.

Да, альбом на подходе. В нем три вектора. Это не вошедшее в «Агату Кристи», это мое когда-то не изданное и это что-то совсем новое. И я пытаюсь уложить это все в какую-то одну концепцию. Как поклонник рок-музыки 70-х годов, я стараюсь мыслить концептуальными альбомами. Такой есть у меня в голове, в течение октября я буду над ним работать и после этого обнародую.

Окунемся в историю. Вы формально относитесь к первой волне русского рока 80-х, но ваш расцвет пришелся на 90-е. Вы ассоциировали себя с русским роком?

Хочешь не хочешь, надо ассоциировать. Это было продолжение традиций. Может быть, не «Чайфа» и «Чижа»... Для меня русский рок - это группы «Урфин Джюс» и ранний «Наутилус Помпилиус». Но влияние западной музыки на нас тоже заметно.

Какие группы на тебя повлияли?

Вообще, первое, что меня сильно потрясло, - это советская киномузыка. Работы Артемьева, Тухманова, Петрова, Зацепина, Рыбникова - это грандиозно в плане музыкальной драматургии. Следующим потрясением для меня стала психоделическая музыка: Yes, Tangerine Dream, Genesis, Pink Floyd.

А как же The Cure?

Ну это больше связано было с тогдашней внешностью Глеба, 1988-й, скажем, год. Мы красили глаза вслед за Бутусовым и Кинчевым, тогда все эти стрелы рисовали. The Cure я тогда, честно говоря, еще не слышал.

А вообще твой внешний вид является для тебя частью самовыражения?

Нет. Конечно, у меня есть какие-то пристрастия к цвету, какая-то аскетичность, но я не могу себя назвать модником. Хочу еще раз мою дорогую жену поблагодарить за то, что она решает за меня эти проблемы.

Ты говорил, что группа оказалась не готова к бешеному успеху в 90-х. Расскажи поподробнее.

Представь себе, трое парней из города Асбест Свердловской области. Играли, играли, дошли своим ходом до Свердловска, потом до Москвы. Простые, нелепые провинциальные ребята, мы просто хотели быть услышанными. Мы не понимали, что к этому прилагаются жуткие гастрольные графики, жуткое внимание прессы, сплетни, безумные фанаты... К этой части мы не были готовы. Фанаты всегда узнавали, где находится наша студия, и каждый выезд из нее становился эвакуацией. Вытаскивали пьяных фанаток из-под колес моего автомобиля, который был тщательно вымыт их шубками. Погони, разбитые стекла в автобусах. Но близкого контакта с фанатами у нас не происходило: это было слишком пугающее сообщество. Мы были скромные... Да я до сих пор чувствую себя скромным провинциальным юношей. Но это же меня и защитило от многочисленных неразборчивых связей в ту пору.

А классика жанра? Приходили такие письма: у меня от вас ребенок, здравствуйте?

Приходили. Самое экстремальное письмо было от поклонницы о том, что у нее ребенок от Глеба. И мы вычислили, что для того, чтобы это было правдой, Глеб должен был в тринадцать лет оказаться на гастролях в Харькове.

Говорят, ты лечился от наркотической зависимости. Хочешь поведать свою историю в назидание молодежи?

Да, в 90-х у меня была химическая зависимость от опиатов, и пару-тройку лет жизни это оказывало на меня сильное влияние. Все, что было тогда доступно, мы перепробовали за компанию со многими: эфэсбэшниками, актерами, музыкантами, банкирами... Потом я просто остановился. Сейчас я часто выступаю в реабилитационных центрах, где ребята лечатся от наркомании и алкоголизма, даже, бывает, сижу в их психотерапевтических группах, рассказываю свою историю. Образ «Агаты Кристи» как конченых наркоманов, конечно, преувеличен, но такой опыт был - зачем это отрицать? Важный нюанс: тогда хотя бы все было натуральное. То, что сейчас употребляют, - это синтетика, которая иногда приводит к гибели с первой дозы. Лучше даже не пробовать, мы не знаем ресурсов своего организма. Я видел людей-громил, которые моментально теряли волю и самообладание, и в момент синдрома отмены их можно было в бараний рог скрутить.

Допинг может помочь творчеству?

Я могу сказать только за себя. У меня не получилось сочинить ничего толкового под допингом. Все, что я сделал, это было на чистую голову.

А наркоманская эстетика вас вдохновляла?

Если брать, например, песню «Опиум», никто из нас тогда еще не знал, что это такое. Песня вообще навеяна Вертинским. Эстетика грехопадения как такового. Вечная тема.

Когда ты выступал на нашем мероприятии летом, ты обратился к публике с призывом «Прощайте друг друга!». Это прозвучало несколько неожиданно. Что ты имел в виду?

Почему-то меня сейчас тянет на такого рода месседжи. Надеюсь, я не слишком навязчив. Я наблюдаю за миром и людьми, наблюдаю свою жизнь и понимаю, что нам всем нужно учиться жить добрососедски друг с другом. Посмотри, везде же - в СМИ, в бизнесе, в политике, в ЖЭКе - все друг друга просто кромсают. При этом все хотят счастья. Мне кажется, первый шаг к изменению этой парадигмы - прощение. Даже своего врага. Не хотелось бы звучать религиозным миссионером, но отсутствие озлобленности, гнева при несовпадении взглядов - это важный ключик. Эти обиды друг на друга, они сжирают нас.

Ты бы хотел, чтобы вы с Глебом помирились?

Ну конечно, всем было бы лучше. И дело не только в примирении, хотелось бы, чтобы между нами рано или поздно возникла ясность. Все-таки мы два брата, сложные отношения, скрытые от всех. Старший и младший. Всего мы даже сами не понимаем, а хотелось бы понять. Хотелось бы, в конце концов, семейную синергию какую-то ощутить. Я надеюсь, что рано или поздно мы к этому придем.

Вы вдохновляли друг друга?

Мы дополняли друг друга, а значит, и вдохновляли. И я бы еще не умалял тут роль Саши Козлова, ведь, когда мы остались вдвоем, исчезла третья сторона, которая нас уравновешивала. Потому что в творческом плане - ты будешь смеяться - у нас было голосование. Мы в шутку называли себя «первичная композиторская ячейка». Вот это соло в этой песне будет? Проголосовали. Это была очень удобная формула.

Можно ли поддерживать дружеские отношения с человеком, убеждения которого по важным вопросам ты не разделяешь?

Я считаю, что нужно. Нам это всем очень нужно. Сейчас, например, некоторые ругают музыкантов, которые ездят на Украину, а я, наоборот, считаю, что это очень правильно и очень важно. Это перенос энергии, которая говорит, что, несмотря ни на что, мы дружим.

Ты все еще поклонник ДНР или уже поостыл?

Я не то чтобы поклонник. Я просто хотел своими глазами увидеть, чего хотят люди, почему это произошло. И я туда периодически езжу и буду продолжать ездить. Равно как с удовольствием поехал бы на Украину, если бы там не было на меня уголовного дела. Обязательно бы поехал. Когда я выступаю в Ростове-на-­Дону, в Белгороде, в этих краях, туда, я знаю, часто из Киева приезжают зрители целыми семьями. А еще, когда я выступаю в Донбассе на массовых мероприятиях, где много тысяч людей, я на каждом концерте предлагаю передать братский привет украинскому народу. И ты будешь удивлен, но все это поддерживают, все эти тысячи человек.

Твое творчество - это декаданс, ирония, секс, а если кровь и насилие, то какие-то мультяшные, тарантиновские, сплошные цитаты. Короче, постмодернизм.

Да, так и есть.

При этом ты пел бойцам в ДНР, вдохновляя их на подвиги. Как-то у меня это не вяжется в голове. Все равно как если бы Хармс выступал перед бойцами Красной армии.

Я понимаю, что ты имеешь в виду, но тут не важно, что именно ты поешь. Важно, что ты, как человек, приехал их поддержать, просто порадовать людей в их изоляции. Да и я тебе скажу: это же нормальные люди, тоже ироничные. Помирать, так с музыкой.

В разные периоды жизни, я уверен, у тебя были разные приоритеты. К чему ты пришел сейчас, что главное?

Главное - сама возможность проживать жизнь, чувствовать. Миры меняются, человек остается. Деньги, гаджеты - это все мир. А ценность жизни больше, чем ценность мира. Вся эта мишура - вещи, еда, все сиюминутное - меня меньше интересует. Приближается сингулярность, и я надеюсь, что энергия конфликтов перерастет во что-то более созидательное.

Глеб Самойлов – талантливый российский музыкант, один из участников коллектива «Агата Кристи» (1988-2010). После распада группы Глеб создал группу «The Matrixx», с которой также продолжил гастролировать по стране. Младший брат Вадима Самойлова .

Детство Глеба Самойлова

Глеб Самойлов появился на свет в городе Асбест Свердловской области, куда семейство перебралось из Свердловска в 1965 году. Отец мальчика всю жизнь проработал горным инженером, а мама – хирургом. В семье уже подрастал старший брат Глеба, Вадим Самойлов. Оба ребенка проявляли творческую жилку и мечтали петь в собственной группе, несмотря на то что мама была категорически против, так как считала образ жизни музыкантов чересчур разгульным.


В детстве Глеб мечтал научиться играть на фортепиано и даже недолго посещал музыкальную школу, но скоро отказался от занятий, аргументируя это сильной нагрузкой. Однако желание освоить инструмент никуда не пропало. На помощь пришел старший брат, который взялся учить сорванца нотной грамоте. Сперва мальчик научился перебирать клавиши одной рукой, но уже скоро мог похвастаться виртуозной игрой с использованием педалей. Стараниями Вадима юноша научился распознавать ноты. Одной из первых разученных композиций стала песня из киноленты «Тегеран-43».


Окончив школу, юноша подал документы в местный институт на факультет истории, но его знаний не хватило, и он треском провалился. Несмотря на то, что ему не удалось поступить, его с радостью взяли в студенческий ансамбль «РТФ-УПИ». Чтобы заработать хоть немного средств на жизнь, Глеб устроился лаборантом в школу. Вскоре он захотел овладеть бас-гитарой и подал документы в музыкальное училище на соответствующую специальность. Впрочем, после первого семестра ему пришлось бросить обучение.

Глеб Самойлов и Агата Кристи

Однако бросил училище Глеб вовсе не из-за лени или охладевшего интереса к гитаре. Виной тому была буквально свалившаяся на голову популярность.


Дело было так: в 1985 году его старший брат Вадим вместе с товарищами (Петром Маем и Александром Козловым) начал репетиции под именем «ВИА „РТФ УПИ“». В 1987 году брат пригласил Глеба в группу на позицию бас-гитариста. В феврале 1988 года они сыграли концерт для студентов Уральского политехнического института, которые приняли такую самодеятельность на «ура», а в конце года ребята выпустили свой дебютный альбом – «Второй фронт», а через год еще один – «Коварство и любовь».

С 1990 года Глеб был основным автором текстов песен «Агаты Кристи», записывал вместе с новыми друзьями альбомы, а также работал над первой сольной пластинкой – «Маленький Фриц». Играл он по-прежнему на басу, причем не стоя, как это делают обычно, а сидя на стуле в углу сцены. Эта особенность коллектива породила немало сплетен и домыслов, но уже позже Глеб рассказал, что изначально очень боялся выступать на публике, и брат посоветовал ему сидеть – так спокойнее. Так продолжалось до 1995 года, пока на одном из концертов у Глеба не начался приступ клаустрофобии. Он вскочил, отшвырнул стул и с тех пор играл исключительно стоя.


В 1991 году коллектив порадовал своих фанатов очередным альбомом «Декаданс», а через несколько месяцев в продаже появилась вторая сольная пластинка Глеба Самойлова – «Сви100пляска».

В период с 1991 по 2010 года музыкант активно участвует в развитие группы. Ребята не только колесят по стране, но и работаю над новыми треками. За весь этот период было записано 7 альбомов. Самыми хитовыми из них стали – «Позорная звезда» (1993), «Опиум» (1995), «Ураган» (1996), «Чудеса» (1998) и Эпилог (2010).


В 2010 году «Агата Кристи» распалась, как утверждают братья Самойловы, из-за невозможности прийти к консенсусу при выборе творческого пути. У каждого из них было свое видение, поэтому музыканты предпочли просто «уйти красиво». После распада группы Глеб Самойлов вместе с ударником и клавишником из последнего состава «Агаты Кристи» основал группу «The Matrixx». Стиль новоиспеченной группы очень похож на «АК», но сами участники команды относят свою музыку к неопостготике. В этом же году они выпустили дебютный альбом – «Прекрасное жестоко», а через год – «Треш». В период с 2013 по 2015 года вышло еще 3 пластинки – «Живые, но мертвые», «Light» и «Резня в Асбете».

«Музыкальный ринг»: Глеб Самойлов против Ранеток

Личная жизнь Глеба Самойлова

Первой избранницей талантливого музыканта стала девушка по имени Татьяна. Она была старше своего возлюбленного, но это нисколько не смутило Глеба. В 1996 году на свет появился первенец, Глеб Глебович Самойлов. Несмотря на общего ребенка, вскоре супруги развелись. Сын остался жить с мамой. Хотя юноша прекрасно знает, кто его отец, он абсолютно не страдает «звездной болезнью».


Второй женой Самойлова стала модельер Анна Чистова, с которой он также не сумел найти общий язык. После нее музыканта видели в обществе журналистки Кати Бирюковой, а также режиссера Валерии Гай-Германики, но эти отношения так ни к чему и не привели.

Они поссорились не из-за денег и даже не из-за политики. Да, действительно, между ними серьезные разногласия по финансовому вопросу. Да, один придерживается оппозиционных взглядов, а другой так сильно поддерживает власть, что даже играл на нашей военной базе в Сирии. Но причина гораздо глубже. С братьями произошло примерно то же, что с пресловутыми 14% и 86% — родные люди стали несовместимы настолько, что не могут разговаривать друг с другом, не хотят встречаться. В их случае это кончилось распадом одной из лучших российских групп. Чем кончится для страны, не хочется даже думать.

Принято считать, что главные песни «Агаты» созданы под влиянием великой британской группы The Cure, но в Асбесте, где выросли братья Самойловы, панка и декаданса хватило бы на десяток британских групп. Полуразрушенные дома, низкое солнце над огромным асбестовым карьером, атмосфера распада и безнадеги. Им обоим с юности был «симпатичен ад», как поется в песне «Опиум для никого». Но шли они к нему разными дорогами.

Они очень похожи, несмотря на шесть лет разницы. На концертных видео девяностых одинаково полные лица, буйные вихры, свисающие на глаза, как у лидера Cure Роберта Смита. У обоих по-смитовски сдавленный и одновременно как бы плачущий голос. Практически близнецы. Но уже тогда ими сознательно культивировалась эта мазохистская любовь-ненависть: «Я тебя люблю за то, что ты не любишь меня».

Глеб в те годы придерживался левых и даже анархических взглядов. Дружил с прохановской коммунистической газетой «Завтра» (и сейчас дружит). Важная деталь: далеко не все оппозиционеры — либералы, есть и такие, как Глеб. Все это не помешало «Агате» принять участие в ельцинском предвыборном туре «Голосуй или проиграешь». А позже они по инициативе Вадима поддержали Союз правых сил. Либералом как раз был он.

Вадим вообще много занимался делами группы. Продюсировал записи, договаривался о концертах. Такой у них сложился расклад: Глеб с клавишником Александром Козловым писали хиты, а Вадим придавал всему этому коммерческий вид, заботился об успехе. Он, впрочем, и музыкант отменный, без его гитары вряд ли что-нибудь бы вышло.

Оба тогда сидели на наркотиках и особо этого не скрывали. В каждом втором тексте — опиум, гашиш, кокаин. Трудно сказать, в ком из них сильнее была тяга к саморазрушению, но слова «Хали-гали, крыша, где ты будешь завтра?» принадлежат Глебу.

Это сильная рок-н-ролльная история со всеми свойственными жанру безумствами. В песнях упоминались и садо-мазо, и гестапо, и красный петух… Мало кто мог спеть о том, что все летит к черту и туда ему и дорога, так убедительно, как они. Так, чтобы вся страна подпевала. Тут важно помнить исторический фон: анпиловские старушки швыряли в ОМОН булыжники, шахтеры стучали касками по Горбатому мосту, в клубах шел непрекращающийся рейв под экстази, лимоновцы кричали «Да, смерть!», люди становились миллионерами и нищими в одночасье…

Но самый рок-н-ролл пошел в нулевых, безумства вышли на новый уровень — их потянуло в политику.

Вадим подружился с Владиславом Сурковым. Глеб подружился с поэтом Ильей Кормильцевым, одним из самых радикальных культуртрегеров. Его издательство «УльтраКультура» — символ сопротивления не власти даже, а контролю над образом мыслей, инерции, серости. И Кормильцев, и Глеб Самойлов хотели свободы в ее крайних проявлениях, не боялись самого экстремального экстрима.

Вадим в это время почти в одиночку записывает альбом песен Суркова «Полуострова». Сурков тоже не чужд декаданса и готичности. Его любовь к холодным имморальным высказываниям вполне соответствует идеологии «Агаты».

Глебу тандем Вадим Самойлов — Владислав Сурков активно не нравится, но группа продолжает играть. В 2004 году выходит пластинка «Триллер. Часть 1» с ключевой песней «В интересах революции»: «Я буду классным, когда взорву ваш магазин, таким опасным и сексуально заводным… Пока ты чистый, пока ты прешься по борьбе, любая кукла умрет от счастья на тебе ». Редкий пример их совместного творчества в тот период. Только Глеб писал всерьез, прославлял героев и радикалов, а Вадим издевался и пародировал.

В том же году случается первый Майдан. Сурков собирает рокеров на совещание. Он не требует от них какой-то суперлояльности. Просит лишь не подогревать протестные настроения. На встрече присутствуют Гребенщиков, Земфира, «Чайф»… И Вадим Самойлов. Глеб, естественно, не пришел.

Пройдет еще пять лет, и братья объявят о распаде группы. Чаша переполнилась, они больше не могут работать вместе.

2010-й. Рокеры встречаются с президентом Медведевым. На этот раз встреча организована Вадимом. Присутствует Макаревич, которому Вадим помогает исполнить песню «За тех, кто в море». Не присутствует Шевчук. «Он занимает достаточно подростковую, нонконформистскую позицию, а на подобных встречах все-таки нужно стремиться к диалогу», — говорит старший Самойлов. Глеба, естественно, тоже нет.

Вадим Самойлов, Андрей Макаревич, Сергей Галанин и Дмитрий Медведев. Фото: РИА Новости

В эти годы Глеб оказывается практически на улице. Частью по личным, частью по финансовым обстоятельствам. Он вообще, в отличие от Вадима, безбытен. Компьютер, пара гитар — вот все, что ему нужно для жизни. Среди фанатов ходит легенда, что, когда Глеба в очередной раз забрали в милицию, вытаскивал его оттуда Вадим. Наверняка это и было, причем неоднократно. Политика политикой, а братскую любовь не так просто уничтожить.

2011-й. Начинаются протесты. Артемий Троицкий, когда-то пропагандировавший творчество «Агаты», называет Вадима «дрессированным пуделем при Суркове», Вадим подает в суд (судья на процессе — тот же Борис Удов). А Глеб в это время участвует в протестном движении.

2012-й. Вадим Самойлов — доверенное лицо Путина.

2014-й. Начинается война на Украине. Глеб со своей новой группой The Matrixx записывает песню «Живой» о событиях второго Майдана: «Что уже не сделает спецназ, что уже не сделает ОМОН. Каждая нацелена на нас, каждая ракета на огонь. Это значит, я еще живой ». Правда, называет происходящее гражданской войной и обвиняет обе стороны: «Руки у всех в крови ».

Вадим едет с концертами в Луганск и Донецк, Глеб — в Киев.

И вдруг они объединяются для двух ностальгических концертов по инициативе Вадима. Влияние старшего брата на младшего еще сохраняется. Правда, именно с этого момента начинаются финансовые разногласия — Глеб утверждает, что Вадим не отдал ему деньги за выступления, а суммы там немалые.

Спустя короткое время Вадима неожиданно прорывает. На сольном концерте со сцены он начинает объясняться в любви Глебу и желает ему добра. Похоже, он сам не понимает, как это вышло. Спонтанное проявление чувств.

В июне 2016-го выходит фильм «Агата Кристи. Как на войне». Самый душераздирающий момент: Глеб сидит и ждет встречи с братом, чтобы поговорить наконец по-человечески. Пьет чай, смотрит на часы. Вадим не приходит. Тогда же, в июне, начинается суд, который до сих пор не окончен. Следующее заседание в сентябре.

Ссорятся и враждуют всегда самые близкие, на далеких плевать. Это видно и по отношениям России с Украиной, и по расколу внутри страны.

Отчего это происходит, сказать сложно, но можно: ни у кого нет серьезных планов на будущее, а значит, нет смысла сохранять отношения. Люди только и ждут, чтобы все поскорее закончилось, гори оно огнем. Катастрофическое сознание, декаданс. Это стимулирует творчество, но жить так все же нельзя.

Когда в очередной раз вы услышите о том, что жена отлупила мужа сковородкой с криком «Крым наш» или (наоборот) «Россия будет свободной», рабочие «Уралвагонзавода» изъявили желание разгонять митинги, а жители Патриарших обозвали жителей Бирюлева саранчой, вспомните историю братьев Самойловых, она многое объясняет.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения