Пять уроков жизни от маленького принца. Пять уроков жизни от маленького принца Лучше всего делать выбор сердцем

На уроке вы познакомитесь с интересными фактами жизни и удивительно трагической судьбой французского писателя І пол. ХХ века Антуана де Сент-Экзюпери. Писатель мечтал о спасении всего человечеств. «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя», - признавался он. На уроке вы познакомитесь с философской сказкой Экзюпери «Маленький принц», которая заставляет читателя задуматься над многими общечеловеческими проблемами.

Тема: Зарубежная литература XlX века

Урок: Антуан де Сент - Экзюпери. Маленький принц. Урок 1

Имя Антуана де Сент-Экзюпери (рис. 1) становится известным в литературе в 30-е годы ХХ века, а в 50-ые годы появляются первые переводы на русский язык.

Рис. 1. Экзюпери - военный летчик. Фото ()

Экзюпери был не только писателем, но и военным летчиком. Именно опыт военного летчика лег в основу его романов «Южный почтовый», «Военный летчик», «Земля людей». Но однажды Экзюпери написал одну небольшую, но очень необычную книжку, сказку «Маленький принц», и сам ее иллюстрировал.

Сказка, рассказанная Экзюпери, человечная и мудрая. Ее автор в ней не только поэт, но и философ.

В последний день июля 1944 Экзюпери исчез в небе над французской Ривьерой. Ушел к звездам так же, как ушел его герой Маленький принц.

В одном из писем своей матери Экзюпери писал:

«Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь что сказать».

Ему, романтику, человеку, любившему жизнь, было что сказать. И он написал свою сказку «Маленький принц», сказку о самом важном - о жизни на планете Земля.

Сказка «Маленький принц» появилась в годы Второй мировой войны. Она была написано в 1942 году, а в 1943 уже вышла в свет (рис. 2).

Рис. 2. Обложка книги. 1943 г ()

В это время писатель участвует в воздушных боях за освобождение Франции. Внимание писателя направлено к тайнам детства, к умению видеть в самом обыкновенном загадочное, умению быть искренним и открытым этому миру.

Особенности жанра

Экзюпери назвал свое произведение философской сказкой . Философия - это наука о вечных проблемах, о жизни, смерти, любви. Сказка - это произведение о вымышленных героях с участием фантастических сил.

Если откроем книгу, первое, что мы прочитаем, - это посвящение.

«Леону Верту

Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:

Леону Верту,

когда он был маленьким»

Детство у Экзюпери - понятие не хронологическое, а скорее психологическое. Человек может быть и в 5 лет 70-летним старичком. А 70-летний может сохранять чистоту ощущения мира, яркость мировосприятия и казаться нам ребенком. Сказка Экзюпери - это и есть проверка людей на детскость. Так автор проверяет, кто же из нас стал взрослым, а кто в душе еще ребенок.

Загадка. Посмотрите на иллюстрацию. Что вы увидели на картинке? (рис. 3)

Рис. 3. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери ()

Взрослые видят перед собой шляпу. А дети говорят о том, что это что-то другое.

Об этом мы узнаем в следующем рисунке-подсказке (рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери ()

Мы видим, что удав проглотил слона. Именно это способен увидеть ребенок в рисунке, похожем на шляпу.

Автор проверяет взрослых на понятливость и определяет результат, насколько стандартно их мышление, а насколько они еще способны увидеть чистоту и искренность мира, а мыслить нестандартно, необыкновенно, так, как способны мыслить дети.

«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» - замечает автор.

Проблематика сказки

Сказка «Маленький принц» - это ключ к пониманию самых сложных тем и самых трудных проблем в жизни человека. И эти проблемы становятся доступны именно детям. Автор позволяет нам увидеть преимущества детского мира над миром взрослых. Свою книгу Экзюпери адресовал именно тем, кто способен увидеть удава в шляпе, кто способен отвлечься от цифр, кто смеется над цифрами. Тем, кто способен мечтать. И в книге поднимаются 3 очень важные проблемы:

  1. проблема смысла жизни,
  2. проблема любви,
  3. проблема смерти.

Анализ глав

Главный герой прилетел с планеты Астероид В-612 .

«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует», — если им сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышленого младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид В-612», — это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым»

Мы узнаем со слов летчика, что он может рассказать о своем друге. И он рассказывает нам, чтобы мы не забыли его друга, потому что очень печально, когда забывают друзей: «И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».

Итак, посмотрим, как была устроена жизнь на планете Маленького принца . Первое, о чем мы узнаем из его рассказов, это трагедия с баобабами (рис. 5).

Рис. 5. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери ()

«На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки».

Зачем же нужно выпалывать баобабы? Если баобабы не выполоть вовремя, они принесут много беды, и этой беды уже будет не миновать.

В чем же смысл рассказа о баобабах? Это не просто изображение зла, которое может разорвать планету на клочки. Вспомним, что Экзюпери пишет свою сказку в период Второй мировой войны. И то зло, которое пытается окутать планету, - это фашизм. Разве он не похож на те семена баобаба, которые пытаются разорвать маленькую планету Маленького принца? Но наш герой не позволяет этого. Так же, как и не может позволить человечеству завоевать себя.

Что же еще мы узнаем о планете, об Астероиде В-612? Маленький принц (рис. 6) говорит слова, которые сегодня для нас являются крылатыми.

Рис. 6. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери ()

«— Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная»

А также Маленький принц рассказывает о том, как он ведет свое хозяйство (рис. 7):

«У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший вулкан. Но, сказал он, мало ли что может случиться! Поэтому он прочистил и потухший вулкан тоже. Когда вулканы аккуратно чистишь, они горят ровно и тихо, без всяких извержений».

На планете у Маленького принца было одно развлечение. Он любовался закатом.

«А на твоей планете тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов. И ты снова и снова смотрел на закатное небо, стоило только захотеть…

— Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!

И немного погодя ты прибавил:

— Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…»

Рис. 7. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери ()

А еще на планете Маленького принца росла роза.

«А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет...»

«— Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»»

Роза была ужасная кокетка. Например, она могла сказать Маленькому принцу:

«— Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная…»

И Маленький принц не удивлялся, что она не страдает избытком скромности, потому что для него это было удивительно красивое создание. Его красавица была горда, обидчива и капризна. И Маленький принц совсем с ней измучился.

«...я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?»

«Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

— Напрасно я ее слушал, — доверчиво сказал он мне однажды. — Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться»

«Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить»

В сцене прощания с розой дважды прозвучало слово «любить» .

Любить - это значит понимать и прощать. Любить - это значит испытывать чувство ответственности. Но Маленький принц принимает решение улететь со своей планеты. Посмотрим, какова же была его цель: «...надо же найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь».

Планета Короля

«Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330»

Рис. 8. Иллюстрация к книге. Худ. Экзюпери ()

«На первом астероиде жил король (рис. 8). Облаченный в пурпур и горностай, он восседал на троне — очень простом и все же величественном.

— А, вот и подданный! — воскликнул король, увидав Маленького принца.

«Как же он меня узнал? — подумал Маленький принц. — Ведь он видит меня в первый раз!»

Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди — подданные.

— Подойди, я хочу тебя рассмотреть, — сказал король, ужасно гордый тем, что он может быть для кого-то королем».

Но Маленький принц недоумевал - планета была такой крохотной, что он не понимал, а где же тут царствовать? И постепенно пребывая на планете короля, принц понимает, что власть короля на планете бессмысленна.

«Жаль, что тут не поглядишь на заход солнца, когда хочется! И, по правде говоря, ему стало скучновато.

— Мне пора, — сказал он королю. — Больше мне здесь нечего делать».

Постоянно помните цель, с какой Маленький принц отправляется в путешествие. Он хочет чему-нибудь научиться. И на этом первом астероиде 325 он понимает, что учиться, в общем-то, нечему.

Планета Честолюбца

Рис. 9. Астероид 326. Худ. Экзюпери ()

«На второй планете жил честолюбец (рис. 9).

— О, вот и почитатель явился! — воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца.

Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

— Добрый день, — сказал Маленький принц. — Какая у вас забавная шляпа.

— Это чтобы раскланиваться, — объяснил честолюбец. — Чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает.

— Вот как? — промолвил Маленький принц: он ничего не понял.

— Похлопай-ка в ладоши, — сказал ему честолюбец.

Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шляпу и скромно раскланялся.

«Здесь веселее, чем у старого короля», — подумал Маленький принц. И опять стал хлопать в ладоши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу.

Так минут пять подряд повторялось одно и то же, и Маленькому принцу это наскучило.

— А что надо сделать, чтобы шляпа упала? — спросил он.

Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

— Ты и в самом деле мой восторженный почитатель? — спросил он Маленького принца.

— Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

— Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!»

Конечно, и на этой планете Маленький принц ничему не научился. И он сбежал от честолюбца.

Планета Пьяницы

Рис. 10. Астероид 327. Худ. Экзюпери ()

«На следующей планете жил пьяница (рис. 10). Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.

— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.

— Пью, — мрачно ответил пьяница.

— Чтобы забыть.

— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.

— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», — думал он, продолжая путь»

Планета Делового человека

Рис. 11. Астероид 328.Худ. Экзюпери ( )

«Четвертая планета принадлежала деловому человеку (рис. 11). Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

— Добрый день, — сказал ему Маленький принц. — Ваша папироса погасла.

— Три да два — пять. Пять да семь — двенадцать. Двенадцать да три — пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь — двадцать два. Двадцать два да шесть — двадцать восемь. Некогда спичкой чиркнуть. Двадцать шесть да пять — тридцать один. Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один»

«— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

— Что делаю?

— Ничего не делаю. Я ими владею.

— Владеешь звездами?

«— У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…

Деловой человек открыл было рот, но так и не нашелся что ответить, и Маленький принц отправился дальше.

«Нет, взрослые и правда поразительный народ», — простодушно говорил он себе, продолжая путь»

Планета Фонарщика

Рис. 12. Астероид 329. Худ. Экзюпери ()

«Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик (рис. 12). Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал:

«Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».

«Добрый день», «Добрый вечер», - постоянно повторял фонарщик, не успевая включить фонарь. Его приходится включать, потому что наступает вечер, наступает ночь. И Маленький принц не понимает, для кого фонарщик освещает планету. Но в этом действии есть что-то более полезное, чем на предыдущих планетах.

«Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

— Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!»

««Вот человек, — сказал себе Маленький принц, продолжая путь, — вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе».

Маленький принц вздохнул».

Планета Географа (рис. 13)

Рис. 13. Астероид 330. Худ. Экзюпери ()

«Шестая планета была в десять раз больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги.

— Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник! — воскликнул он, заметив Маленького принца.

Маленький принц сел на стол, чтобы отдышаться. Он уже столько странствовал!

— Откуда ты? — спросил его старик.

— Что это за огромная книга? — спросил Маленький принц. — Что вы здесь делаете?

— Я географ, — ответил старик.

— А что такое географ?

— Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, города, горы и пустыни.

— Как интересно! — сказал Маленький принц. — Вот это — настоящее дело!»

Но он тут же понимает, что географ всю свою жизнь просидел, не выходя из комнаты, перелистывая толстенные книги.

«Я географ, а не путешественник. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням. Географ — слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет, порядочный ли человек этот путешественник».

И Маленький принц вновь сталкивается с мыслью, что работа географа бессмысленна.

Вывод

Удивительно, что, посетив 6 планет, невозможно научиться ничему. Ребенок видит мир чисто, открыто и не понимает, что же может быть полезного в жизни этих людей. И самое главное, что научиться у них нечему.

«Это впервые он пожалел о покинутом цветке. Но тут же мужество вернулось к нему.

— Куда вы посоветуете мне отправиться? — спросил он географа.

— Посети планету Земля, — отвечал географ. — У нее неплохая репутация…

И Маленький принц пустился в путь, но мысли его были о покинутом цветке»

Мы с вами увидели, что жители всех планет, как им казалось, занимались очень важным делом. Но Маленький принц не находит в их делах никакого смысла.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Источник).

Домашнее задание

  1. Дайте краткую характеристику каждому обитателю астероидов, где побывал маленький принц. Какую сторону взрослого мира символизирует каждый из них?
  2. Как вы думаете, почему автор снабдил книжку собственными иллюстрациями?
  3. Выпишите из текста цитаты, в которых автор противопоставляет мир взрослых и мир детей.
  4. О чем заставил вас задуматься Экзюпери?

Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство.

А. де Сент-Экзюпери


Цели и задачи:

1. Образовательная: осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение; познакомить с личностью писателя.

2. Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся; воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру; воспитывать доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.

3. Развивающая: развивать устную и письменную речь; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.


Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия - это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". В сказке звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц - это не только образ конкретного героя, но и символ ребёнка вообще; роза - это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис - это символ природы, друга; астероид малыша - это символ планеты, а ещё - это далёкий для многих взрослых мир детства...


1 . «...Все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит».

Для чего взрослым помнить, как они были детьми?


2. «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»

Как ты сам приводишь в порядок свою планету?


3. «...когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...»

Что делаешь ты, когда тебе грустно?


4 «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

. Маленький принц заботился о своей розе, он любил ее . А кого любишь и о ком заботишься ты?


5. «...суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

За что ты судишь себя сам?


6. «Среди людей тоже одиноко».

Бывает ли тебе одиноко среди людей? Почему?


7. «У них (людей. - Авт.) нет корней - это очень неудобно».

Прав ли цветок? Какие корни держат тебя на родной земле?


8. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Что это - самое главное, которое нельзя увидеть глазами?


9. Зачем нам шипы и колючки, если мы совсем не злючки?

  • Почему люди бывают порой такими злыми? Приходилось ли тебе показывать свои шипы и колючки?

10. У каждого человека свои звезды.

Что понял во время своего путешествия Маленький принц?


Чему научил вас Маленький принц?

Это тема домашнего сочинения.


Рефлексия

  • 1) Что было важно в сегодняшней встрече?
  • 2) О чем пришлось задуматься? Что было трудно?
  • 3) Какие вопросы и пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас?

Иллюстрация: Deirdreamer

Маленький принц учит нас, что нужно поддерживать в себе тягу к творчеству, чаще смеяться и лучше спать.

Самое известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери увидело свет 6 апреля 1943 года. В книге рассказывается история пилота, который потерпел крушение и встретился с мальчиком, известным читателю как Маленький принц. От него пилот-повествователь узнает о родной планете мальчика (астероиде) и его путешествии по другим космическим мирам. Восемь дней герои вместе бродят по пустыне.

Эта книга зачаровывает и взрослых и детей вот уже 70 лет, ее иллюстрированные страницы переведены на 250 языков и диалектов. По случаю годовщины произведения «HuffPost France» обдумывает пять жизненных уроков «Маленького принца» .


Иллюстрация: Сюзанна Вера / Reuters

Рассказчик начинает повествование с истории о своем первом детском рисунке, на котором был изображен удав, проглотивший слона. Он считает, что всякий взрослый, открыв книгу, увидит обыкновенную шляпу. Пилот давно остыл к рисованию, пока не встретился с Маленьким принцем, который сразу понял, что именно было изображено на рисунке: слон внутри удава.

«Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок №1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком» [здесь и далее цитаты из «Маленького принца» даны в переводе Норы Галь – прим. перев.]

Жизненный урок: По мере взросления старайтесь сохранить хотя бы каплю сумасбродства и творческую энергию. Взрослые предпочитают цифры и практичность во всем, но они забывают заглядывать вглубь, под поверхность, чтобы дать себе свободу творчества. Утрачивая любознательность, они становятся пассивными.

Что утверждает наука: Творчество и воображение приносят пользу здоровью. Исследование, проведенное журналом «Психология музыки», показывает, что студенты-пианисты испытывают меньший стресс, чем другие, когда импровизируют на сцене. Также результаты доказывают, что музыка повышает степень восприятия выраженных в пении эмоций. Творческие люди очень похожи на Маленького принца: это мечтатели в поисках нового опыта, задающие правильные вопросы.


Иллюстрация: Дон Эммерт / Getty Images

Как объяснил Маленький принц, в своем межпланетном путешествии он встретился с очень серьезным дельцом. Этот человек непрерывно подсчитывает звезды в галактике. И пусть он мнит себя счастливым, потому что якобы владеет ими, жизнь его одинока и однообразна, ведь больше в ней ничего нет. Он даже не может оценить красоту этих звезд.

«Распоряжаюсь ими, – ответил делец. – Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный».

Жизненный урок: Не стоит жертвовать маленькими радостями жизни.

Что утверждает наука: Во многих исследованиях утверждается, что ничто так не поднимает настроение и не улучшает качество жизни, как смех. В 2014 году ученые из калифорнийского Университета Лома Линда обнаружили, что люди, которые чаще смеются, могут похвастаться лучшей краткосрочной памятью и более высокой стрессоустойчивостью. Согласно другим исследованиям, например, тому, которое было проведено в Университете Мэриленда, чувство юмора снижает риск сердечных заболеваний.


Иллюстрация: Тарик Тиназай / Getty Images

Еще одного любопытного персонажа Маленький принц встречает на пятой по счету планете. Каждый день здесь длится не больше минуты. Фонарщик должен гасить фонарь каждую минуту, а затем тут же поспешно зажигать его вновь. У него нет времени на сон и отдых.

«Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю». – Фонарщик.

Жизненный урок: Нужно ценить каждое мгновение. Наслаждайтесь жизнью.

Что утверждает наука: Доктора не устают повторять: нехватка сна губительна для здоровья. Такой образ жизни, как у этого фонарщика, увеличивает риск диабета, сердечных заболеваний, паралича, отдельных форм рака, нарушений памяти, перепадов настроения и повышенного аппетита. Негативные последствия недосыпания бесчисленны. Помимо здорового сна человек нуждается также во времени, которое он может посвятить себе, а не работе. Несомненно, однажды фонарщика ожидает жестокое нервное истощение.


Иллюстрация: Юшиказу Тсуно / Getty Images

На шестой планете Маленький принц встретил «старика, который писал толстенные книги». Сначала герой подумал, что это исследователь-путешественник, но оказалось, что это географ, который никогда не покидал своего кабинета.

«Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням. Географ - слишком важное лицо, ему некогда разгуливать.» – Географ.

Жизненный урок: Мы стремимся к тому, чтобы не покидать свою «зону комфорта», потому что это проще, чем идти на риск. Но отведенное нам время следует использовать для получения разнообразного опыта, встреч с новыми людьми и путешествий по миру.

Что утверждает наука: Есть миллион причин выйти из привычной обстановки, и многие из них подкреплены научными доказательствами. Психологи считают, что стресс, который мы испытывает в моменты вызова, способствуют повышению нашей работоспособности. Адаптация к новым условиям помогает нам сохранить остроту ума вплоть до преклонных лет, как заявлено в результатах исследования 2013 года.

Маленький принц любит розу, которую оставил на родной планете. Внешне она ничем не отличается от цветов, которые он увидел на Земле. Но его роза уникальна, потому что он выбрал ее. Она «единственная на свете», сказал Лис, потому что принц не жалел времени на заботы о ней.

«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» – Лис.

Жизненный урок: Маленький принц олицетворяет спонтанность. В отличие от других он мыслит инстинктивно, подчиняясь сердцу. Как говорит Лис, это единственно верный путь к пониманию по-настоящему важных вещей.

Что утверждает наука: По данным исследования, которое было опубликовано в 2012 году в издании, посвященном человеческому поведению и мотивации («Journal of Organizational Behavior and Human Decision Processes»), интуитивное принятие решений приводит к таким же или к лучшим результатам, чем решение, принятое с помощью аналитического метода. Интуиция позволяет нам поддерживать баланс: она служит мостиком между инстинктами и разумом, как полагает Шолль Франсис, автор «Интуитивного компаса».

Очевидно, что в «Маленьком принце» можно найти множество бесценных жизненных советов. Но чтобы узнать больше, вам придется самим спросить его. Прилетев на его планету, вы обязательно его найдете: он будет наблюдать за закатом вместе со своим любимым цветком.

Тема урока: «Уроки истины Маленького принца»

Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.

Цели и задачи:

развивающая:

    развивать читательский интерес учащихся;

    развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли;

    развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;

обучающая:

    учить осмысливать идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения;

    учить анализировать художественное произведение;

воспитательная:

    вызвать личностно значимые переживания, побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

Метапредметная цель урока : формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.

Учебно-организационные:

определять учебную задачу,

формулировать гипотезы,

Учебно-информационные:

работать с художественным текстом.

Учебно-коммуникативные:

формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,

развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Тип урока : проблемный урок с использованием групповой формы работы.

Эпиграф урока :

И вы увидите: все станет по-другому...

Ход урока

І. Оргмомент. Звучит песня «Звёздная страна»

Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я обязана помочь вам в этом.

ІІ. Вступительное слово учителя. Стадия вызова.

Приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

Для чего человек живёт?

В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А нашим собеседником будет добрый, мудрый человек, известный нам - французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.

Какие темы освещает писатель в своём произведении?

Обратимся к «Корзина идей» .

– взаимоотношения между детьми и взрослыми;
– тему дружбы и преданности;
– долга и справедливости;
– смысла жизни.

Действительно, в сказке звучит много мудрых мыслей о дружбе, ответственности, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей

Но актуальны ли в нашем XXI веке заповеди- истины Маленького принца? Нужны ли они нам с вами? В этом постараемся разобраться.

Эпиграфом урока станут слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: всё станет по-другому…»

Как вы думаете, какова цель урока? (понять и постараться усвоить уроки истины - заповеди Маленького принца)

III . Работа над текстом. Стадия осмысления.

1. Характеристика героя

Кто такой Маленький принц? (Маленький принц жил на планете – астероиде Б-612, был одинок)

Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?

мудрый (не по-детски)

отзывчивый искренний

– Чем занят Маленький принц? (Каждый день Маленький принц чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, вырывал ростки баобабов.)

Почему автор говорит, что баобабы опасны? Что они символизируют? (Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Баобабы – это пороки, которые разрушают душу человека, а человек – это целая вселенная.)

Какое правило твердо усвоил МП? («Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету»)

Актуальна ли эта истина для вас? Почему?

2. Характеристика розы.

Какое чудо? Как этот предмет связан с МП? (зачитать гл. 8) На планете Маленького принца растет Роза

Как ведёт себя Роза? Зачитайте.

Подберите эпитеты (красивый и капризный цветок)


кокетливая

капризная красивая

- Как вы думаете, почему роза так капризна? (лишь для того, чтобы обратить на себя внимание)

Почему Маленький принц покидает Розу и отправляется путешествовать? (поссорились, Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь)

Какую мудрость постиг МП, когда покинул свою планету и оставил цветок? Цитата из текста глава VІІІ (Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)

Итак, второй урок: «Надо судить не по словам, а по делам»

- Объясните смысл этой истины.

3. Путешествие Маленького принца

 Маленький принц путешествует по планетам - астероидам, где встречается с разными взрослыми людьми. Сейчас, работая в группе, ваша задача – выяснить, что являлось ценным для обитателя той или иной планеты, определить главную черту характера её обитателя и сформулировать вывод – ту истину, которую понял МП, посетив эту планету . Работая по карточке, можно использовать при ответе опорные слова из правой колонки, находить и зачитывать цитаты из книги.

4. Выступления групп, обсуждение

I группа – планета короля

Вопросы

1. Назовите планету по описанию : пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия. Кто её обитатель?

1. По словам пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия

2. Он в каждом видел…… подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений.

3. Главная черта его характера?

Какой он?

3. Главная черта его характера – это….властолюбие.

Он величественный, эгоистичный. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел мечтаний короля.

4. Какой урок получает МП?

«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»


властолюбивый эгоистичный

величественный

Итак, третий урок: «...суди сам себя»

Что это значит, ребята? Спасибо за работу. Слово 2-й группе

II группа - планета честолюбца

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Назовите планету по описанию : забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди. Кто её обитатель?

1. По словам забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?

2. Честолюбец хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам.

4.Главная черта его характера – он самовлюблённый, равнодушный, тщеславный

4. Какой урок вынес МП?

Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек, это кажется принцу просто глупым и смешным

Честолюбие хорошо в разумных пределах


Четвёртый урок: Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал . Честолюбие хорошо в разумных пределах.

III группа – планета пьяницы

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Назовите планету по описанию : пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга. Кто её обитатель?

1. По словам пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?

3. Он не мог бросить ……… пить оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение,

потому что …ему совестно пить…….

3. Назовите главную черту его характера?

4.Главная черта его характера – это….слабость, бесхарактерность

4.Что делать в подобной ситуации? Как изменить жизнь? Назовите урок, который усвоил МП.

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга, поэтому следующий урок – это то, что нужно найди в себе силы изменить себя

Жалкий слабый

Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.

Актуальна ли эта истина для вас, юных читателей? Докажите.

IV группа планета «делового человека»

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Назовите планету по описанию : пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ. Кто её обитатель?

1. По словам пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?

3. Он занят бессмысленным подсчётом….. звёзд

Он пытается завладеть………вселенной…………….,

чтобы…… упрятать её в свой личный сейф

3. Назовите главную черту его характера?

4.Главная черта его характера – это….бесмысленность, бесчеловечность

4.Какой урок вынем МП?

Маленький принц говорит: Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно

Бесчеловечный бессмысленное существование

Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно. «Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

V группа – планета фонарщика

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Назовите планету по описанию : меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее. Кто её обитатель?

1. По словам меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?

2. Он то зажигал…………………………..,

то ……………………..,

потому что …………… такой уговор ………

3. Назовите главную черту его характера?

3. Главная черта его характера – это….

Ответственность, верность слову

4. Какие чувства вызывает у МП фонарщик?

Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», в его работе есть смысл, Маленький принц мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей

5. Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?

Да. Потому что

Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека

VI группа – планета географа

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Назовите планету по описанию : . Кто её обитатель?

1. По словам толстенный, путешественник, вечные вещи, кабинет, справки, учебник мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя планеты?

3. Считает себя слишком ……………………..

важным лицом, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы.

3. Назовите главную черту характера?

4.Главная черта его характера – это….слишком важный, не настоящий

4. Нравится ли учёный Маленькому принцу?

Сначала он кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её. Он говорит, что цветы эфемерны. Это значит: то, что должны скоро исчезнуть. И это заставляет принца волноваться за свою розу. "Моя краса и радость недолговечна, - сказал себе Маленький принц, - и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!"

    Урок МП?


не настоящий

«слишком важен»

Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

Вывод: Маленький принц отправляется странствовать и оказывается на планетах-астероидах, которые имеют общие черты. Какие? (нет названия; очень маленькие; живёт один человек, и этот человек – взрослый. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна) Экзюпери показывает, что для обитателей астероидов ценно:

Обитатели планет

Главная черта характера (порок)

Король

Жажда власти

Честолюбец

тщеславие

Пьяница

Пьянство, слабоволие

Деловой человек

Жадность, богатство

Фонарщик

И только один фонарщик верен своему слову.

Географ

накопление знаний, ограниченность, обо всём знает лишь понаслышке

    зачем власть, если нет подчинённых?

    зачем слава, если нет поклонников?

    зачем богатство, если его некуда деть?

    зачем наука, если она не основана на фактах?

    Зачем? Зачем? Зачем?

Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди.

Вывод: - Почему писатель говорит: “Дети! Берегитесь баобабов!” (Путешествуя с Маленьким принцем, мы увидели целую галерею человеческих пороков : властолюбие, честолюбие, тщеславие, эгоизм, пьянство, жадность, ограниченность. Это те силы, которые разрушают душу человека.)

Ребята, а что противостоит порокам? (Добродетель – стремление человека к добру, это и отдельное положительное качество человека.) НО добродетели не даются от природы. Они приобретаются в результате обучения, им надо учиться.

Какие добродетели приобрёл Маленький принц, побывав на планете Земля?

седьмая планета – Земля

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Что испытал и понял Маленький принц на Земле?

1. Маленький принц не встретил людей и очень удивился, затем испытал отчаяние. Он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."

Он лег в траву и заплакал»

2. Кто появляется перед принцем в тяжёлую минуту разочарования?

2. В тяжёлую минуту разочарования перед принцем появляется Лис.

3. Какие жизненные истины открыл ему Лис?

4. Урок Маленького принца.

4. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы Его высказывания – большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза – единственный на свете цветок, потому что он её «приручил.

«Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!»

Маленький принц понял, что надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире

Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.

Вот мой секрет, он очень прост: .

– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

Девятый урок: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь «Т ы всегда в ответе за всех, кого приручил»

В ответе за всё – значит, быть ответственным за что? (за людей, которые живут рядом; за слабых и беззащитных, которые ждут нашей помощи; за животных, которые живут рядом с нами и доверчиво ждут нашей ласки….)

А за кого в ответе вы?

Что для вас эта заповедь?

– Давайте вспомним о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды? (Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)

Чтение отрывка из XXVІ главы «У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И он сам засмеялся»

 Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)

Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»

    Рефлексия

    Вот мы и постигли уроки Маленького Принца.

Как же поняли вы, мои юные читатели, эти заповеди?

Для чего человек живёт?

В чём истинное счастье?

Предлагаю вам выразить свои мысли в форме сочинения (не более 3-5 предложений). Время 3 минуты.

    Недавно вы рисовали иллюстрации к сказке «Маленький принц»

Предлагаю вам, работая в паре, восстановить деформированное предложение и наклеить его внизу рисунка

    необходимо трудиться каждый день, чтобы искоренить пороки в своей душе

    нельзя жить без любви и дружбы,

    надо ценить и уважать человека,

    никогда нельзя забывать близких тебе людей,

    нужно быть терпеливым,

    уметь преодолевать грусть и уныние,

    учит судить не по словам, а по делам,

    приносить людям пользу, делать добро,

    быть верным слову,

    прощать слабости окружающим людям, быть к ним снисходительными.

Как вы думаете, что вы составили? (это правила, истины, по которым должен жить каждый человек, чтобы на его планете не выросли баобабы)

2) Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы». Эта книга – завещание. Книга уроков истины!

– Что для вас истина? Ваш синквейн - «истина»

7 . Итог. Заключительное слово учителя.

– Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: всё станет по-другому…»

Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Над нею и улыбнешься и взгрустнешь, а главное – непременно задумаешься. Сказка эта мудрая и человечная. Сент-Экзюпери говорит в ней о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете – Земля. Маленький принц ушёл, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки истины.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока внеклассного чтения»

Самоанализ урока внеклассного чтения

Учитель: Гирман Наталья Викторовна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Урок по произведению А.де Сент – Экзюпери «Маленький принц» - это урок обобщения, проблемный урок с использованием групповой формы работы. На протяжении 6 уроков дети знакомились со сказкой, анализировали прочитанное. Перечитывание художественного произведения и его анализ, заключается в высказывании собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

Основная цель работы заключалась в том, чтобы дети смогли в силу своего возраста осмыслить идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения. Для меня было важным вызвать личностно значимые переживания и побудить ребёнка к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте.

Формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер заключалось прежде всего в том, чтобы формировать:

учебно-организационные УУД: определять учебную задачу

учебно-информационные: работать с художественным текстом

учебно-коммуникативные: формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Структура урока была построена в соответствии с фазами урока технологии развития критического мышления – Вызов (цель: формирование мотивации на УД, постановка цели УД)

Осмысление (цель: формирование понимания, соотнесение известного с новым; освоение способа работы с информацией; поддержка целей, поставленных на стадии вызова)

Рефлексия (цель: эмоциональный отклик на прочитанное)

Считаю, что содержание урока соответствует целям, задачам и дидактическим принципам УМК «Перспектива» Основным критерием эффективности уроков литературного чтения в начальной школе является личностное развитие ребёнка, которое проявляется в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуальной сферы

Беседа, сопоставление, решение проблемных вопросов - это методы, которые, считаю, были адекватны поставленным задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. На уроке использовала приёмы ТРКМ («корзина идей», синквейн). Сочетание методов и приёмов стимулирует познавательную активность учащихся.

Основная форма организации учебной деятельности – фронтальная. Организуется включение учащихся в другие формы УД (групповая, парная, включение детей в творческую деятельность – сочинение, синквейн)

Оценочную деятельность на уроке не планировала, так как личностные переживания, эмоциональная сфера не подлежат оценке и отметке. Однако о достижении поставленной цели говорит тот эмоциональный отклик, который я получила от ребят в виде мини-сочинений и синквейна.

Просмотр содержимого презентации
«маленький принц Экзюпери»


Добро пожаловать

на урок литературного чтения


Антуан де Сент-Экзюпери



тема долга и справедливости

смысла жизни

тема дружбы и преданности


Антуан де Сент - Экзюпери







Вопросы

Опорные слова

  • Назовите планету по описанию: ..., …, …, ….

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?

3. Главная черта характера

4. Какой урок получает Маленький принц?



Урок третий

«Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других»







Урок шестой

если человек занят бесполезным делом, его жизнь прожита напрасно



Урок седьмой

Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека



Урок восьмой

Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета


Ограниченность

Жадность

Пьянство

Властолюбие

Тщеславие



Урок девятый

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Т ы в ответе за всех, кого приручил


Урок десятый

У каждого человека - свои звёзды





Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: всё станет по-другому …»

Антуан де Сент - Экзюпери


Рисунок Ким Мин Джи

Кто тебя выдумал, звёздная страна?

Снится мне издавна, снится мне она.


Рисунок Ким Мин Джи

Выйду я из дому, выйду я из дому.

Прямо за пристанью бьётся волна.


Рисунок Ким Мин Джи

Ветреным вечером

смолкнут крики птиц.

Звёздный замечу

свет из-под ресниц.


Рисунок Ким Мин Джи

Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне

Выйдет доверчивый Маленький Принц


Рисунок Ким Мин Джи

Самое главное, - сказку не вспугнуть,

Миру бескрайнему окна распахнуть.


Рисунок Ким Мин Джи

Мчится мой парусник, мчится мой парусник,

Мчится мой парусник в сказочный путь.





Рисунок Ники Гольц

Где же вы, где же вы, счастья острова,

Где побережие мира и добра?


Там, где с надеждами, там, где с надеждами

Самые нежные дружат слова.




  • http://www.chertyaka.ru/detskie_skazki/exuperi/malenkii_princ5.php
  • http://kayrosblog.ru/post94851676

Рисунки Ники Гольц:

  • http://www.liveinternet.ru/users/3162595/post143389994/
  • http://www.labirint.ru/screenshot/goods/83277/19/

Текст песни А.Дольского «Посещение Маленького принца»: http://www.petitprince.narod.ru/song2.htm


Рисунки Ким Мин Джи:

  • http://koreancenter.org.ua/?page_id=5709
  • http://www.happy-giraffe.ru/community/19/forum/post/89890/

Иллюстрации и портреты к биографии А.де Сент-Экзюпери:

  • http://aktinoya.ru/index.php?view=detail&id=3531&option=com_joomgallery&Itemid=64#joomimg
  • http://amusing-facts.livejournal.com/202537.html

Анимированные фоны звёздного неба:

  • http://bloger-iris.ru/post203367798

Музыкальное оформление:

  • А Дольский «Посещение Маленького принца» («Ночной гость»): http://www.naitimp3.com/song/a_dolskiy_poseschenie_malenkogo_princa/
  • Опера-сказка В.Сидорова «Маленький принц» – из личной коллекции.
  • Песня Н.Добронравова и М. Таривердиева «Маленький принц» в исполнении А.Фрейндлих: http://www.audiopoisk.com/track/alisa-freindlih/mp3/malen_kii-princ/
  • Песня «Нежность» муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова и С.Гребенникова в исполнении Т.Булановой: http://www.audiopoisk.com/track/tat_ana-bulanova/mp3/nejnost/
Тема урока: «Десять уроков Маленького принца»

Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.

Технология обучения: личностно - ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа - презентация).

Формирование речевых компетенций

Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно - нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.

На уроке использованы современные компьютерные технологии с целью привлечения внимания к повести «Маленький принц».

Цели и задачи:

раскрыть важнейшие проблемы повести;

формировать умение давать оценку поступкам героев повести;

способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения отрывков из повести;

развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе;

Ход урока

І. Оргмомент.

ІІ. Основное содержание урока.

Эпиграф урока (на доске):

И вы увидите: все станет по-другому...

Антуан де Сент-Экзюпери

Учитель: Нарисуй мне барашка! (раздать листы и фломастеры)

Нарисуй мне барашка
Лёгким взмахом руки,
В светло-серых кудряшках
Пусть играют лучи.
Пусть живёт не в коробке -
На зелёном лугу,
И чтоб домиком бровки!
Я его полюблю.

Буду с нашим барашком
Я рассветы встречать,
И медовую кашку
Помогать собирать.
Буду петь ему тихо,
Если вдруг он уснёт,
Милый, что тебе стоит?
Нарисуй, пусть живёт!!!

- Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я, ваша сегодняшняя учительница, обязана помочь вам в этом деле. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой. Позже вы отправитесь осуществлять свои мечты, с честью служить своему долгу. И я хочу, чтобы в этом пути вам нужны были чистая вода глубоких колодцев и бубенцы звёзд в ночном небе. Здравствуйте! Обратите внимание на эпиграф к уроку - это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то « … И вы увидите: все станет по-другому...».

1. Анализ произведения.

- Работа с тетрадью стр.2

- Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?

мудрый (не по-детски)

добрый

отзывчивый искренний

- Расскажите о Маленьком принце

- Чем занят Маленький принц?

- Баобабы - что олицетворяют? (зло)

Первый урок: «встал поутру, привел себя в порядок и свою планету»

(Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов)

- Запишите вывод в тетрадь

- Кто ещё живёт на планете Маленького принца?

- Работа с тетрадью стр.3

кокетливая

гордая

капризная красивая

- Как ведёт себя Роза?

- Почему Маленький принц отправляется путешествовать?

(поссорились)

(Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)

- Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? Цитата из текста глава VІІІ

(Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)

Второй урок: « Надо судить не по словам, а по делам»

(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.)

- Запишите вывод в тетрадь

2. Путешествие Маленького принца (использование презентации)

Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия.

Каковы возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?

( Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей)

Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он.

3. Работа по группам.

6 групп по числу планет, которые посещает Маленький принц

І гр. - планета короля

ІІ гр. - планета честолюбца

ІІІ гр. - планета деловой человек

ІV гр. - планета фонарщика

V гр. - планета географа

Вопросы для анализа

1.Чем занимается житель планеты?

2. Отношение Маленького принца к обитателю планеты.

3. Подберите эпитеты для характеристики.

4. Подберите цитату из текста.

5. Сформулируйте вывод-урок

4. Выступления групп, обсуждение

- Выступление І группы - планета короля

- Расскажите о короле.

(В каждом посетителе видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение - предел его мечтаний)

- Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?

- Работа с тетрадью стр.4

властолюбивый эгоистичный

величественный

- Какую должность предлагает Король Маленькому принцу?

- Кого надо судить, если на планете живёт только король?

- Что трудно сделать по отношению к самому себе?

«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Третий урок: «...суди сам себя»

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление ІІ группы - планета честолюбца

- Что такое честолюбие? (Жажда известности, стремление к почётному положению, славе)

- Расскажите о честолюбце.

(Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным)

- Подберите эпитеты.

Работа с тетрадью стр.5

Равнодушный

самовлюблённый

- Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей.

(Цитата из текста…… «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал» )

- Это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)

- Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?

Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление ІІІ группы - планета пьяницы

- Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?

(Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырвать из порочного круга болезненного пристрастия)

- Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?

- Работа с тетрадью стр.6


Жалкий слабый

- Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление ІV группы - планета «делового человека»

- Каков «деловой человек»?

(Он занят бессмысленным подсчётом звёзд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф)

- Работа с тетрадью стр.7


Бесчеловечный бессмысленное существование

- Какой урок вынес Маленький принц?

Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление V группы - планета фонарщика

- Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?

(Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей)

- Работа с тетрадью стр.8

ответственный верный слову

- Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?

Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком - в этом счастье человека

- Запишите вывод в тетрадь

- Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:

Море мое пустынно,

на море тишь да гладь...

Может быть, это стыдно -

так безнадежно ждать?

Напрасный огонь лучится,

виден издалека...

Я не могу отлучиться

с забытого маяка.

Я не могу отлучиться

ни на единый час

вдруг что-нибудь случится с тобой...

А огонь погас!

- Выступление VІ группы - планета географа

- Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?

(Сначала он тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её)

- Работа с тетрадью стр.9

«слишком важен»

не настоящий

- Разве это настоящий учёный?

Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

- Запишите вывод в тетрадь

5. Фронтальная работа - седьмая планета - Земля

- Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?

(Он увидел сад с розами)

- Обратите внимание на ход мыслей героя. Зачитайте отрывок из XX главы со слов «А потом он подумал…» до конца.

«А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."

Он лег в траву и заплакал»

- Чем вызваны горестные слёзы малыша? (Он разочарован в себе)

- Когда появился Лис? (В самую трудную минуту для малыша. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы, он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца. Его высказывания - большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое - своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза - единственный на свете цветок, потому что он её «приручил». Человеку нужен всего лишь один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит им сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.)

- Работа с тетрадью стр.10

- Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

Девятый урок: «Т ы всегда в ответе за всех, кого приручил»

- Запишите вывод в тетрадь

- Работа с тетрадью стр. 12

- Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?

(Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)

- Чтение отрывка из XXVІ главы

«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

И он сам засмеялся» Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)

Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»

6 . Все уроки Маленького принца - вывод, выставление оценок

7. Рефлексия - заполнение тетради

- Прочитайте вопросы (на слайде - вопросы из рабочей тетради)

- Ответить на эти вопросы вам предстоит дома. А через несколько лет, мне кажется, вы вернётесь к этому произведению. И тогда вы увидите, как изменилась ваша жизнь.

8. Итог урока. (звучит музыка «Маленький принц»)


Рабочая тетрадь
DOC / 5.35 Мб
Технологическая карта урока
DOCX / 30.94 Кб
Музыка к уроку
MP3 / 5.85 Мб
фонограмма детского смеха
MP3 / 873.03 Кб

Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех.

(фонограмма детского смеха)

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения