Отношения между базаровым и павлом петровичем. Взаимоотношения базарова и павла петровича. Отношения с родителями

Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и традиций. Принадлежность их к разным поколениям не позволяет говорить им на одном языке. Исходя из вышесказанного нет ничего удивительного в том, что у этих людей сформировались совершенно разные взгляды на жизнь. Единственное, что их объединяет, это непреклонность, бескомпромиссность и желание навязать свою точку зрения собеседнику.

Параллельно словесным баталиям Базарова и Павла Петровича, отношения которых носят социально‑политический характер, мы наблюдаем чисто семейный конфликт между Аркадием (как символом молодости) и его отцом Николаем Петровичем (как символом уходящей зрелости). Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Тем не менее такая ситуация совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Совсем иное дело взаимоотношения Базарова и Павла Петровича. Евгений Васильевич резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, утверждающий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные. Эти методы отличаются и по социальной окрашенности, и по возрастному фактору.

Есть одна поговорка: «если бы молодость знала, если бы старость могла». Молодым очень часто не хватает зрелой мудрости, взвешенного и обдуманного решения, гибкости в понимании, бескорыстности и открытости в любви. Зрелость дает людям беспредельную и всепрощающую любовь к своим детям, но одновременно тушит огонь в душе, пылкость натуры, интерес и любопытство ко всему новому, а дает взамен мудрость и осторожность. Старость не способна на радикальные перемены в жизни. Это удел молодости. Но и молодость редко способна на глубокое уважение к традициям, которые так дороги сердцу зрелых людей.

Если проблемы взаимоотношения старости и молодости носят природный, естественный характер, то социальные и политические противоречия искусственно взращены в обществе. Слияние таких проблем порождает глубокое непонимание и трагизм взаимоотношений. Это пытался показать Тургенев в своем романе «Отцы и дети».

  • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
  • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
  • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
  • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
  • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
  • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
  • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
  • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
  • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
  • По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
  • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
  • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
  • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
  • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
  • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
  • В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
  • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]

Роман "Отцы и дети" явился результатом размышлений И.С. Тургенева о поисках героя времени. В этот переломный для страны момент каждый из писателей хотел создать такой образ, какой представил бы человека будущего. Тургенев не смог найти в современном обществе личность, которая бы воплотила в себе все его ожидания.

Образ главного героя и его взгляды

Базаров, взгляды на жизнь которого до сих пор остаются интересным объектом изучения, является центральным персонажем романа. Он нигилист, то есть человек, который не признает никаких авторитетов. Он подвергает сомнению и осмеянию все, что утвердилось в обществе как достойное уважения и почитания. Нигилизм определяет поведение и отношение Базарова к окружающим. Понять, каков герой Тургенева, можно только тогда, когда будут рассмотрены основные сюжетные линии в романе. Главное, на что следует обратить внимание, - между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, а также отношения Базарова с Анной Одинцовой, Аркадием Кирсановым и своими родителями.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов

В столкновении двух этих персонажей проявляется внешний конфликт в романе. Павел Петрович - представитель старшего поколения. Все в его поведении раздражает Евгения. С самого момента их встречи они испытывают друг к другу антипатию, герои ведут диалоги-споры, в которых как нельзя более ярко проявляет себя Базаров. Цитаты, которые он произносит относительно природы, искусства, семьи, можно использовать как отдельные средства его характеристики. Если Павел Петрович с трепетом относится к искусству, то Базаров отрицает его ценность. Для представителей старшего поколения природа - это место, где можно отдохнуть и телом, и душой, ощутить внутри себя гармонию и умиротворение, ее нужно ценить, она достойна полотен художников. Для нигилистов же природа "не храм, а мастерская". Более всего такие, как Базаров, ценят науку, в частности, достижения немецких материалистов.

Базаров и Аркадий Кирсанов

Отношение Базарова к окружающим характеризует его в целом как человека добродушного. Безусловно, тех людей, к которым он испытывает антипатию, он не щадит. Поэтому даже может показаться, что он слишком заносчив и высокомерен. Но к Аркадию он всегда относился с теплотой. Базаров видел, что тот никогда не станет нигилистом. Ведь они с Аркадием слишком разные. Кирсанову-младшему хочется иметь семью, спокойствие, домашний уют... Он восхищен умом Базарова, силой его характера, но сам он таким никогда не будет. Базаров ведет себя не очень благородно, когда Аркадий гостит в доме его родителей. Он оскорбляет Павла Петровича и Николая Петровича, называя их напыщенными аристократишками. Подобное поведение снижает образ главного героя.

Базаров и Анна Одинцова

Героиня, которая становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя. Это очень красивая и умная женщина, она покоряет всех некоторой холодностью и величавостью. И вот Евгений, уверенный в том, что между людьми невозможны взаимные привязанности, влюбляется. Его смогла покорить какая-то "баба", как называет Одинцову сначала сам Базаров. Взгляды его рассыпаются вдребезги. Однако героям не суждено быть вместе. Базаров не в силах признать власть Одинцовой над собой. Он влюблен, страдает, его признание в любви больше похоже на обвинение: "Вы добились своего". В свою очередь, Анна тоже не готова поступиться своим спокойствием, она готова отказаться от любви, лишь бы просто не волноваться. Жизнь Базарова нельзя назвать счастливой, ведь он сначала был убежден в том, что любви нет, а потом, когда полюбил по-настоящему, отношения не сложились.

Отношения с родителями

Родители Базарова - очень добрые и душевные люди. Они в своем талантливом сыне. Базаров, взгляды которого не допускают нежности, слишком холоден к ним. Отец старается быть ненавязчивым, стесняется изливать свои чувства при сыне, всячески успокаивает жену, говоря ей, что она докучает сыну чрезмерной опекой и заботой. Боясь, что Евгений снова покинет их дом, они всячески стараются ему угодить.

Отношение к псевдонигилистам

Есть в романе два персонажа, отношение Базарова к которым презрительное. Это псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров, взгляды которого якобы импонируют этим героям, является для них кумиром. Сами же они не представляют собой ничего. Они выставляют напоказ свои нигилистические принципы, на самом же деле не придерживаются их. Эти герои выкрикивают лозунги, не понимая при этом их значения. Евгений презирает их, всячески демонстрирует свое пренебрежение. В диалогах с Ситниковым он явно гораздо выше. Отношение Базарова к окружающим его псевдонигилистам возвышает образ главного героя, но низводит статус самого нигилистического движения.

Итак, то, как Базаров относится к людям, позволяет лучше разобраться в его образе. Он холоден в общении, иногда высокомерен, но все же он добрый молодой человек. Нельзя сказать, что плохое. Определяющими в них являются взгляды героя на жизнь и взаимодействие людей. Конечно, самое главное его достоинство - честность и ум.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)

Вромане «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает 50-е годы девятнадцатого столетия, когда яростно противостояли друг другу два лагеря: дворяне и раз-ночинцы. Это противостояние нашло в романе отра-жение в образах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Жизнь в доме Кирсановых текла по привычному руслу, но мирное существование дворянского гнезда всерьез всколыхнул приезд Базарова, которого при-вез туда его приятель Аркадий Кирсанов. Базаров -сын простого уездного лекаря, он занимается естест-венными науками, планирует получить степень док-тора. Это личность яркая, незаурядная.

Аристократам неприятен и непривычен внешний вид Базарова и его поведение.ТОдет Евгений в балахон с кистями, он не носит перчаток и при встрече смело протягивает обнаженную красную руку. По всем пра-вилам этикета отец Аркадия Николай Петрович ду-шевно приветствует гостя, но тот ведет себя несколько развязно, на участие отвечает ленью в повадках и раз-говоре. Расшаркивание хозяев вызывает у Базарова иронию. Лицо его при встрече выражает самоуверен-ность и ум. Аркадий умоляет отца «приласкать» дру-га, но тот и так не знает, как угодить ему.

Евгению во всем противопоставлен Павел Петро-вич — бывший офицер, живет со своим братом в де-ревне и вся жизнь его проходит в раздумьях и воспо-минаниях о прошлом. Во внешнем виде его не развяз-ность, как у Базарова, а лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лако-вые полусапожки». Облик Павла Петровича, как под-черкивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынима-ет из кармана панталон свою красивую руку с длин-ными розовыми ногтями.

Важной для раскрытия образов героев романа яв-ляется их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские вы-ражения, речь его строго изысканна. Евгений же го-ворит просто и бесхитростно, не задумываясь о прида-нии своей речи стройности и изящества.

Безрадостно приветствует Павел Петрович прияте-ля племянника. «Кто сей?» — неприязненно спраши-вает он и удивляется, услышав о том, что в гости к ним нагрянул друг Аркадия. «Этот волосатый?» — пре-зрительно вопрошает он. Не лучшего мнения о Павле Петровиче и Евгений. Иронично отзывается он о нем, говоря с Аркадием.

На следующий день после приезда Базаров берется за дело: он легко сводит знакомство с дворовыми мальчишками и принимается резать лягушек. Ему непривычно бездействие, процветающее в доме ари-стократов Кирсановых.

Аркадий тем временем разъясняет отцу, что База-ров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, все отрицает.

Постепенно Павел Петрович начинает чувствовать по отношению к Базарову все большее раздражение. «Его аристократическую натуру возмущала совер-шенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохот-но, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерз-кое». Конфликт между героями нарастает, когда Ба-заров принимается высказывать свои нигилистиче-ские суждения. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— заявляет он Павлу Петро-вичу, знающему и любящему литературу. В разговоре Евгения то и дело звучит презрительная усмешка, он нисколько не пасует перед своим собеседником и даже нападает на него.

Рознит героев и их воспитание, отношение к любви. Павел Петрович Кирсанов воспитывался как все дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р., которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, по-седел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта-кой человек — не мужчина»,— замечает он, услышав историю жизни Павла Петровича. Базаров не согла-сен объяснять его поведение воспитанием. «Всякий человек сам себя воспитать должен»,— уверенно гово-рит он. «Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель-ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение: она воспринимается как проявление позорной слабости, которую герой может извинить себе только на пороге смерти»,— утвержда-ет литературовед В. М. Маркович.

Павел Петрович и Базаров по-разному относятся к народу. Кирсанов идеализирует народ. «Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры»,— утверждает он. А Базаров говорит о тем-ноте, неразвитости народа, о его суеверии. Презирая народ, Евгений тем не менее свободно и с удовольстви-ем общается с ним. Как подчеркивал критик Д. И. Пи-сарев, «в отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычур-ности и всякой сладости. Народу это нравится, и пото-му Базарова любит прислуга, любят ребятишки...». А вот Павел Петрович, говоря с мужиком, отворачива-ется и нюхает надушенный платок.

Пушкина читать, по Базарову,— ерунда, боготво-рить природу — глупость, «Рафаэль гроша медного не стоит». Евгений цинично относится и к женщинам. Выслушивая базаровские суждения, Павел Петрович начинает просто ненавидеть его. Он считает его горде-цом, нахалом, циником и плебеем. Для Кирсанова возмутительно презрение к нему со стороны такого человека, как Базаров. Павел Петрович, негодуя все больше и больше, выходит на встречи с Евгением за-ранее раздраженный и решительный.

Кульминационным моментом в развитии их отно-шений является произошедшая между героями схватка. Слово «аристократишко», брезгливо бро-шенное Базаровым в адрес соседнего помещика, окончательно выводит из себя Павла Петровича, с горячим нетерпением ждавшего схватки с Евгением. В начавшемся споре Павел Петрович пытается наголову разбить соперника, справедливо упрекая его в том, что, разрушая, надо задываться и о строительстве. Базарова же это не беспокоит. Он намерен только "место расчистить".

"Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать", - заявляет Павел Петрович. Несколько позже он вызывает Евгения на дуэль.

В противостоянии героев раскрываются их характеры, обнажаются самые потаенные уголки души,. Несмотря на видимую развязность, которая оказывается лишь маской, в Базарове угадывается характер энергичный, волевой, мужественный. В то же время он оказывается искренним и добрым человеком. Кирсановы же - типичные аристократы, они ведут бездеятельный образ жизни. Евгений отличается от них любовью к труду и упорством в достижении намеченной цели.

Критик Писарев о Базарове писал: "Теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни".

1. Противостояние Базарова и Пала Петровича.
2. Нигилистические взгляды Базарова.
3. Авторское отношение к герою.

С первых страниц романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», вернее с первой встречи двух главных героев Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова становится ясно, что мировосприятие этих двух людей настолько противоположно, что не может не повлечь за собой антипатию друг к другу.

Представителя старой гвардии сразу же изумил и стал раздражать внешний вид гостя: длинные волосы и бакенбарды, свободный покрой одежды, в частности длинный балахон с невообразимыми кистями. Не менее удивляла и манера изъясняться: несколько грубо, не обращая внимания на условности, с заметной доли насмешливости и презрительности к окружающим людям. Безусловно, аристократ Кирсанов не мог спокойно отнестись к этому: «Он начинал чувствовать тайное раздражение. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». В отличие от распущенного, по мнению представителя старшего поколения, молодого человека Павел Петрович предпочитал консервативный стиль в одежде. «Одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки», безусловно, он не мог не вызвать у Базарова иронической улыбки. Евгений, ратующий за практицизм во всех областях человеческого существования, искренне полагал, что в деревне не стоит тратить столько усилий и времени на свой внешний вид: «...ну, продолжал бы свое поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад... Пленять-то здесь, жаль, некого. Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно?»

Базаров сразу же относит своего нового знакомого к так презираемым им же романтикам, по своему складу характера, по мнению Евгения, совершенно бесполезных: «Удивительное дело, — продолжал Базаров, — эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения... ну, равновесие и нарушено». Таким образом, эти два человека уже по внешним различиям, не познакомившись поближе, составили друг о друге неблагоприятное мнение. Не менее противоположны оказались и внутренние убеждения главных героев, что и породило конфликтную ситуацию в доме Кирсановых. Каждая из теорий имела свои сильные и слабые стороны.

Нигилист Евгений смотрел на жизнь прежде всего с «критической точки зрения». Для не него не существовали чужие авторитеты, поскольку он «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип», Павел Петрович, наоборот, в человеческой личности ценит в первую очередь принципиальность, считая, что у каждого должны быть определенные рамки, за которые ему не следует выходить, что бы ни произошло. Безусловно, в рассуждениях Кирсанова содержалась немалая доля истины, ведь зачастую именно внутренние границы и стойкие убеждения не позволяют кому-либо потерять свое человеческое лицо или сломаться в трудной ситуации. Стремление Евгения на деле проверить любое утверждение в общем-то похвально: «и чему я буду верить... мне скажут дело, я соглашусь, вот и все», однако не всегда исполнимо, что-то все равно в этой жизни приходится брать на веру. Излишний скептицизм может серьезно ограничивать человека в его развитии, создавать эффект нового и нового так называемого изобретения велосипеда.

С другой стороны, Евгений может служить примером рассудительности.

По мнению нигилиста, уважение нужно еще заслужить, заработать собственным трудом. "Узнав прошлое Кирсанова, молодой человек еще более начинает презирать своего нового знакомого: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции». Евгений прежде всего цените себе то, что не подвластен никаким чувствам, и никакая барышня не сможет вывести его из равновесия. Каждый из сторон конфликта и по-своему относился к русскому народу. На словах Павел Петрович вполне сносно относился к крепостным и даже иногда брал на себя роль защитника простого люда, однако на деле оказывалось, что он свысока смотрел на крестьян, причем мог разговаривать с ними, только нюхая одеколон. Базаров же с открытым пренебрежением относился к мужикам: «...русский мужик бога слопает». Тем не менее очень быстро находил общий язык с ними, которые довольно быстро начинали считать его за своего. Скорей всего здесь сказывалось происхождение нигилиста: дед Евгения был пахарем. Таким образом, и Павел Петрович, и Базаров не могли похвастаться добрым расположением к простому мужику, однако если первый это тщательно скрывал, то последний не делал из этого тайны.

Крестьяне тянулись к Евгению потому, что чувствовали не наигранное отношение к ним Базарова, который хоть и ругал их, однако возился с ними. Не мог Базаров простить Кирсанову и склонность все списывать на воспитание. По мнению молодого человека, каждый должен сам заботиться о своих внутренних качествах и устремлениях не зависимо от эпохи, в которую ему выпало жить: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например... А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота!» Чрезмерный скептицизм, отрицание всего человеческого, сентиментального, романтического, привело к тому, что молодой человек не способен был принять и понять такие стороны человеческого бытия, как искусство, поэзия, музыка. Именно это в первую очередь выдавало одностороннее, однобокое развитие Евгения. Талантливый начинающий ученый, возможно, хороший специалист в области медицины и естественных наук, он оказался совершенно невежественен в плане духовного развития, понимания прекрасного.

Базаров существенно сужал и обеднял окружающий мир, отвергая поэзию, музыку, а любые чувства сводя к физиологическим проявлениям человеческой натуры: «Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество...». Именно поэтому, возможно, он казался совершенно неподготовленным, когда это самое «физиологическое проявление» настигло его самого при знакомстве с Анной Сергеевной. Кирсанов, в отличие от противника, прекрасно разбирался в искусстве, это давало ему силы находить определенные радости в этой жизни несмотря на добровольное затворничество и отказ от семейных уз. Теория Базарова дала серьезную трещину, когда он, неожиданно для себя влюбившись в Одинцову, вдруг обнаружил в себе так презираемый им романтизм. Именно поэтому ему так тяжело смириться с этим всепоглощающим чувством. Его рассуждения о том, что от женщины нужно добиться толка и отвернуться в случае неудачи потерпели крах: «Одинцова ему нравилась: распространённые слухи о ней, свобода и независимость ее мыслей, ее несомненное расположение к нему — все, казалось, говорило в его пользу; но он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». И только природа помогала пережить эту неудачу, поскольку, являясь только лишь «мастерской», все же на каком-то бессознательном уровне помогала справиться отъявленному материалисту со своей проблемой. Только в лесах он успокаивался и мог трезво оценить свои чувства. У Ивана Сергеевича далеко неоднозначные чувства к своему герою. Он в какой-то момент даже увлекается мировоззрением Базарова, о чем говорит глобальность и доминирование выписанного образа над остальными персонажами. Тем не менее Тургенев не согласен с нигилистом, о чем еще раз свидетельствуют замечательные описания природы, которые вставляет автор практически после каждого базаровского диалога, содержащего какое-либо отрицательное утверждение. Показывая красоту лесов и лугов, писатель дает понять читателю, что весь огромный и разнообразный мир нельзя ограничивать узкими рамками материалистического видения.

Человек не должен считаться венцом природы, поскольку рядом нам и не зависимо от его деятельности всегда будут происходить вещи, не поддающиеся описаниям и рассмотрению с точки зрения математических уравнений или формул. За многое в жизни человека отвечает душа, сердце и так называемое шестое чувство.

Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает тему столкновения поколений с помощью двух персонажей: Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Евгений Базаров представляет молодое поколение, а Павел Кирсанов-старое.

Взгляды героев противопоставлены друг другу, они из разных поколений, из-за чего между ними огромная пропасть. Казалось бы, возраст не всегда разделяет людей столь сильно, однако между Павлом и Евгением возникает серьезный конфликт. Их идеологические взгляды противоположны друг другу. Базаров и Кирсанов «по разные стороны баррикад». Для того, чтобы разобраться, в чем состоит несогласие, нужно рассмотреть образы и идеи обоих героев.

В связи с достаточно «юными» взглядами на жизнь Базаров имеет довольно критичную точку зрения. Он является нигилистом, то есть все традиции и устои для него всего лишь прах времени. Старье. Природа для Евгения не храм, а мастерская, и «Человек в ней работник». Сразу становится понятно, что в лице Базарова в романе новое поколение отрицает весь тот фундамент, что строили их предки, они хотят разрушить его. Хотя ничего нового взамен предложить не могут.Самое главное в образе героя то, что он принимает лишь то, что приносит пользу, а аристократы того времени, по его мнению, бесполезны.

Кирсанов-сторонник старого поколения. Он аристократ и твердо уверен, что этот слой общества завоевал свое место делами. Живя в деревне у брата, Павел продолжает держать себя, как настоящий аристократ. Он носит костюм, походка его уверена, речь и внешность: все говорит об интеллекте героя. Павел Кирсанов рьяно доказывает свои идеи Евгению, своему оппоненту молодого поколения. Кирсанов выступает за нравственные принципы, однако стоит заметить, что они никак не сходятся с его жизнью. Герой проводит дни в празднике.

Оба героя очень похожи между собой, их характеры совсем не противоположны: они оба борются за свою идею, хотя при этом практически ничего полезного не приносят обществу. И этому есть свое место в романе. Поколения всегда похожи между собой, они находятся в неразрывной связи, но каждое колено приносит за собой идеи и взгляды, которые могут отличаться. В романе основной план занимает столкновение поколений, так похожих, но отрицающих друг друга.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сочинение

Павел Кирсанов – типичный аристократ с холеной внешностью и либеральными взглядами. В семье Павла царит культ почитания прекрасного. Внешность Евгения Базарова - «плебейская». Он прост, черты его лица выдают человека глубокой умственной работы. Увлекается Евгений наукой естественной, так как это можно увидеть и проверить, в отличии от духовной «чепухи». Он – один из нигилистов. Взгляды обоих героев разнятся. Через их убеждения и беседы и показано Тургеневым это противостояние: спор старого, укоренившегося, с новым, не знающим что делать, кроме как отрицать противоположное.

Несмотря на все свои разногласия, оба героя во многом сходны. И Павел, и Евгений – личности волевые, сильные. И, оба они подвержены рассуждениям на отвлеченные темы. В этом и состояла проблема. Базаров, желая глобальных перемен и действий, ведущих к этому, не выходит за рамки рассуждений, так же как и Кирсанов.

Но, в конце концов, Евгений сталкивается с тем, что казалось ему раньше пустым. Как бы Базаров не отрицал любовь, считая ее полнейшей ерундой – он влюбляется. И, умирая, переосмысливает свои взгляды. То, что он отрицал всю свою жизнь, оказывается неотъемлимой частью существования человека.

Но и обстановка, царящая в либеральных обществах, ярким примером которого является семья Кирсановых, не может способствовать его полноценному развитию. Проблема разлада, основанная на этих течениях, и показана Тургеневым в романе со всеми своими принципами и проблемами. А главное, - это то, что односторонность взглядов обоих сторон ведет лишь к бездействию, либо же действиям необдуманным.

Роман Тургенева посвящен проблеме противостояния двух идеологических общественных направлений того времени. На первый взгляд кажется, что это – вечная проблема старшего и младшего поколений, их недопонимание друг друга. Но, оказывается немного иначе. С одной стороны – либералы, ярые защитники установленных укладов жизни, с другой же – нигилисты, отрицающие все эти порядки. На противопоставлении одних взглядов другим и построено это произведение. Показано это на примере двух героев романа – Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Действия, описываемые в романе, происходят в середине 19 века. В это время зарождение новых идеалов и принципов жизни только начало свое развитие. Люди, следовавшие им, не осознавали полностью и до конца значимости этого общественного явления. И, следовали ему, в большинстве своем, потому, что это было модно.

Нигилисты отрицали все то, что было установлено веками: существующий общественный и государственный порядки и многое другое. И, задача их, в то время, состояла в том, чтобы подорвать эти уклады, разрушить. Но, построить что-то новое на развалах старого они не могли. Да, и мало кто задумывался об этом. Это очень четко передает один из разговоров Павла с Базаровым. На слова Кирсанова о том, что надо же кому-то и строить, Евгений ответил, что это уже не их забота

Несколько интересных сочинений

  • Что такое Выбор - cочинение рассуждение (9 класс ОГЭ 15.3)

    По моему мнению, выбор – решение человека в пользу какого-либо варианта. В такой ситуации вариантов бывает несколько, и выбирать становится нелегко. Прежде чем сделать выбор, нужно обязательно всё обдумать

  • Описание Митраши (Кладовая Солнца Пришвина)

    С самого раннего детства детям рассказывают различные сказки, былины о героических поступках, о каких-то вещах, которые очень важны и чётко могут сформировать правильное воспитание дитя.

  • Сочинение Что такое подвиг 9 класс 15.3 ОГЭ

    Подвигом считается поступок выше своих возможностей. Когда стараешься до последнего и делаешь выше своего придела. Подвигом считают поистине героические поступки

  • История создания повести Очарованный странник Лескова

    Идея написания произведения о простом русском путешественнике родилась у автора в 1872 году. Лесков, решивший совершить путешествие по островам Валаам, прожив некоторое время среди монахов

  • Анализ рассказа Макар Чудра Горького 11 класс

    В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения